Горы мира > Тянь-Шань >

Читайте на Mountain.RU статьи Ивана Пугачева:
Восхождение на пик Нансена (5697м)
Автономная экспедиция на пик Хан-Тенгри, 7010м
Гора в стиле абсолютного SOLO
Мы без этих вершин…. Стихи

Автор: Пугачёв Иван, г. Бишкек

Зимнее восхождение на Теке-Тор (4441м),
Киргизский хр, Ала-Арча

Цирк ледника Аксай зимой. Вершины Свободная Корея (4740м, слева), Ак-Тоо (4620м, в центре), Теке-Тор (4441м, справа) и отроги Бокса (4240м, еще правее). Внизу - Аксайский ледопад. Фотография сделана в 9-00 утра 10.02.2002 с подъёма на Учитель (4527м) по 1Б. Тянь-Шань, Киргизский хр, район Ала-Арча. Фото: Дмитрий Пичугин (Томск)

Маршрут: по ледовому кулуару из а/лагеря Ала-Арча и далее по западному гребню (4А)

Группа альпинистов, выйдя из базового лагеря “Рацек” 20 января 2002 в три часа ночи, достигла вершины 21 января в полдень.

Второй час ночи, но ребята уже встали. Дежурные орудуют ножами, а на столе шипит примус, на котором вариться завтрак. Сергей готовит общественное снаряжение, все остальные заняты своими делами. Дежурные объявляют: “Готов завтрак!” И мы садимся к столу.

Перед выходом надо плотно покушать – этого принципа более всех придерживается Сергей, который говорит, что без обильного завтрака он всегда в плохой форме. Мы меньше проявляем интереса к еде, но рассудок заставляет нас соглашаться с Сергеем.

Позавтракали, остаётся ещё 15 минут, до выхода и мы делаем последние приготовления. И вот в три часа ночи группа в составе пяти человек: Арестова Наталья, Селивёстов Сергей, Квитковский Станислав, Пугачёв Иван и капитан команды Губаев Александр надевают рюкзаки и выходят на штурм вершины.

Стоят крещенские морозы и, выйдя из лагеря, сразу это ощущаем. Прямо от лагеря начинается подъём на ледник. Идём очень медленно, но вскоре разогреваемся и начинаем двигаться гораздо быстрее.

Ледовый кулуар на маршруте

Через 1,5 часа мы уже стоим на леднике. Достаём из рюкзака верёвку, связываемся, теперь мы одна команда - одно целое. Как сказал один из известнейших альпинистов – “ В горах одна верёвка, одна судьба!” На леднике много снега, проваливаешься по колено и глубже, поэтому часто меняем друг друга, чтобы протаптывать тропу.

Ледник пройден, и мы стоим у подножия перевала Теке-Тор. На перевале очень много снега, но тропа уже протоптана. Её мы протоптали, когда совершали акклиматизационноё восхождение на пик Бокс, поэтому без особых усилий поднимаемся на перевал. Сбрасываем рюкзаки, от нас идёт пар, но ледяной ветер быстро нас остужает.

Безоблачные вершины

С перевала нам открывается прекраснейший вид, и мы наблюдаем изумительный восход солнца. Вершины так и купаются в красках солнца, особенно красиво выглядит Корона, все шесть башен так и светятся. Достаю фотоаппарат и делаю несколько снимков. Время не может остановиться, и мы не можем любоваться вечно. Одеваем кошки, системы, обвешиваемся ледовыми крючьями и начинаем спуск.

Сначала спуск идёт по твёрдому снегу, на котором очень хорошо держат кошки. Дальше появляется голый лед, и мы пускаем в ход ледовые крючья.

Вот и начало маршрута – узкий ледовый кулуар. Достаём из рюкзаков каски, ледовое снаряжение и начинаем обработку маршрута. Вися на одной из станций, мимо меня пролетает ледобур, слышу реплику – Хорошо пошёл! К 16:00 мы обрабатываем заключительную верёвку и стоим на перемычки, от которой крутой скальный гребень идёт прямо к вершине. Скоро стемнеет и поэтому, пройдя несколько сотен метров, находим снежную мульду и начинаем организовывать бивуак. Углубляем и выравниваем мульду, расстилаем верёвки, а сверху на них карематы. Палатки у нас нет, будем спать под открытым небом. Пока мы готовили бивуак, Стас приготовил суп и топит лёд для чая. У нас только три спальника, на пять человек, поэтому ложимся все вместе.

На вершине

Утром меня будит певучее шипение примуса. Стас уже встал и топит воду, чтобы приготовить чай. Ночь была чертовски холодная, всю ночь мы зубами выстукивали “твист”, и лишь на короткое время нам удавалось уснуть. В 8:00 надеваем рюкзаки и начинаем двигаться, а точнее обрабатывать острый скальный гребень.

Усталые, но довольные...

Гребень очень разрушен, огромные “каменные чемоданы”, уходят из под наших ног и с грохотом летят вниз. Через несколько часов мы подходим к предвершинным скалам, провешиваем перила и в 12:00 обнимаемся на вершине. Нас переполняют чувства. Любуемся прекраснейшим видом. Фотографируемся на память. Пишем записку, кладём её в тур и начинаем спуск с вершины.

Так страхуясь ледорубами, метр за метром спускаемся вниз. В три часа мы спускаемся в базовый лагерь и попадаем в объятия товарищей. Все жмут друг другу руки, и обнимаются.

К вечеру спускаемся в Ала-Арчу. Здесь ждёт припаркованная машина. Час езды и я лежу в горячей ванне, а на батарее начинает оттаивать промёрзший спальник.