Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Сибирь >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Филатьев Олег, г. Томск

 

Тува. “ Восточный” и два “героических” восходителя

Бум на фоне бастиона
Вид "Восточного" с плато.
Фото Алексей Походенко, Денис Прокофьев, г.Красноярск

“Героические” восходители: Андрей “Бум” Бумаженко и Олег “Фил” Филатьев

Летний сезон решили мы с Бумом начать аж в мае, поехав на традиционную Красноярскую альпиниаду в Туву (район хребта Цыген-Шибету).

Летним это мероприятие назвать можно только с большой натяжкой: в Сибири в горах в это время еще зима.

Планы были серьезные – сходить 6А на п. Восточный.

Всякие там подробности про дорогу и заброску, про разминку и акклимуху опустим - все очень стандартно и узнаваемо.

Начнем сразу с горовосхождений.

Пошли мы 5А на Восточный (она там одна). Маршрут очень короткий, но две веревки ключа - это полный атас. Нижнюю часть (метров 250 пешком + 1 веревка льда) прошли за полтора часа, а одну веревку ключа рубились аж 5 часов. Начало ключа - это камин глубиной метров 15, залитый льдом изнутри. В связи с хреноватой подготовкой к ледовым приключениям и некоторой моральной неготовностью к таким сложностям (все-таки первая гора) процесс преодоления камина шел медленно.

Материалы об альпинизме в Туве на Mountain.RU:
Тува 2000

Горы Тувы

Статьи Олега Филатьева:
Ергаки 2003 – Мысли вслух

Вначале я рыл траншею в вертикальном снегу, пытаясь в камин попасть, потом Бум рубился на фифах, местами ИТО-ша на ледобурах, коих оказалось почему-то всего два. В конце концов (через 4 часа) “станция” была готова, перила тоже, и я в процессе жумаренья застрял в этом камине рядом со “станцией”.

Через 5 минут после застревания я понял, что никогда не буду спелеологом, через 15 минут началась паника, через 20 я догадался снять каску и развернуть голову, после чего, вслед за “главным” органом, все остальное тело потихоньку развернулось и смогло, отчаянно работая зажимами, выползти на “пробку”, над которой была “станция”. В процессе сих нетривиальных телодвижений начали слетать кошки, весь боевой настрой пропал: “светила” холодная ночёвка. И свалили мы вниз.

Сразу сделали выводы: едешь лезть скалы – лезь скалы, пусть даже зимние. И нефиг на суровый микст соваться в “муравьях” и с фифами. Сей вывод подтвердился: через несколько дней иркутяно-красноярская группа, с молотками и в хороших кошках, за полтора часа промолотила тот же камин.

Через три дня полезли мы на 5Б. Маршрутов 5Б на Восточном два: “левый” и “правый”. Левый по трудности тянет на 6А, только оценен почему-то как 5Б (ну не любят сибирские горы те дяди, которые пишут классификатор). Правый же вполне ходибелен, хорошая 5Б. Начали мы с обработки. Выклянчили у соседей веревку еще одну, они особо не сопротивлялись, так как им все равно ее вниз неохота было нести.

И пошли вешать наши 3 веревки. Честь начать маршрут выпала мне, только вся беда в том, что за год я забыл, как это делается. Дело усугублялось тем, что маршрут начинался крайне резко: раз - и на дыбы, сразу сложное лазание по холодным скалам. В тапках и перчатках. Местами вообще ИТО. Через веревку вроде вспомнил, как это делается, и быстренько довешал оставшиеся две.

На следующий день первым лез Бум. Стена начала немного ложиться, и скалы перемежались снежными наклонными полками. В общей сложности мы пролезли еще 7 веревок и вылезли на вершину где-то после обеда. Решили, что мы зря пропарили целый день и надо было рубить маршрут сразу без провески.

На следующее утро настало время подвига: до отъезда осталось 3 дня, а мы еще не ходили 6А. И пришлось нам идти на нее сразу после 5Б без дня отдыха. Вообще она обычно ходится за 4 дня: день провески снизу, потом день выхода на полку, потом день обработки бастиона и, на следующий день, выход на вершину. Мы решили сократить первую часть и рвануть до полки за день.

Бум на фоне бастиона
Бум на фоне бастиона

Утром 4-го мая вышли на восхождение с тяжелыми рюкзаками, где была куча снаряги, 3 веревки, бивуачное снаряжение и запас еды на три дня. И все это навьючено на двух маленьких восходителей. Невзначай, видимо для разминки, я укатился по фирновому склону с камушками метров на 50, побил себе задницу, но, ввиду отсутствия серьезных травм, продолжил героическое восхождение.

Первым полез Бум. Начало было не шибко сложным – этакие снежные плиты, залитые льдом и засыпанные снегом. Местами, правда, было страшновато из-за того, что негде было страховаться. После 3 веревок полок начался камин, в котором тоже было много снега и льда. Камин узкий, и пока Андрюха шел его, меня засыпало снегом и ледышками. Про себя я молился, чтобы он не выковырял из стены что-нибудь существенное, но ничего не выковырялось – граниты все-таки.

Через полтора часа пришло время делать “станцию”, а делать было не на чем: рельефа нет, все затекло, есть только спит забитый. Было бы здорово, если бы с собой были уши и болты, но их не было. Так что пришлось надвязывать веревку. Надвязывание веревки, с предварительным извлечением новой бухты со дна рюкзака в висячем положении, - это смесь акробатики с Камасутрой! Но, преодолев все трудности и ничего не уронив, веревку удалось надвязать. После этой веревки до полки осталось метров 20. Андрюха быстро их пролез и сделал наклонные перила, на которых меня вынесло под карнизы. Но мы опять спаслись: я кое-как спустился обратно к “станции”, и он смог спрямить перила.

Темнело. Дело было к ночи. Бум поехал за рюкзаком, оставшимся на предпоследней “станции”, а я пошел искать площадку на полке – полка была снежная и наклонная, градусов до 45.Одному ходить страшно, но надо. Метров через 100 нашлось место под палатку. Только надо было срубить фирн сантиметров на 20, и, взявши в одну руку фифу, в другую - скальный молоток, я взялся за дело. Думаю, что со стороны это выглядело просто фантастически: ночью, посреди стены, в окружении вертикальных неприветливых скал, чуть освещённый мрачным светом луны, маленький, усталый человечек машет железяками. Пытаясь устроить свой скромный быт, он, сантиметр за сантиметром, отвоевывает у фирнового склона ровную площадку, чтобы вместе с лепшим другом отдохнуть на своем трудном пути.

Камера отъезжает, становится виден масштаб стены.

На фоне скал лепший друг, такой же маленький и усталый, жумарит по тоненьким веревкам вдоль гигантской стены, надеясь, что к его прибытию уже будет стоять палатка и закипать чаек. В общем, Фродо с Сэмом просто отдыхают.

Бум пришел в палатку где-то к полуночи. Первые слова, которые он сказал: “Ты знаешь еще дол….ов, пошедших на первую 6-ку вдвоем, да еще и зимой?”. Покопавшись в памяти, я таких не вспомнил. О чем и сообщил своему боевому товарищу. В ответ он мне сказал: “ВОТ!!!”

Работа на бастионе
Работа на бастионе

На следующий день настала моя очередь лезть. А лезть следовало на “бастион” - ключ маршрута, где из 5 веревок свободным лазанием лезется только одна. С организмом творилось что-то неладное: лезть ему категорически не хотелось. Руки тряслись, окружающий пейзаж из фильма “Покорители скал 5” не вдохновлял. К людям, которые шли параллельно по 4-ке, появилась черная зависть. Все это безобразие прекратилось, когда я всеми конечностями взялся за скалу. Это как в сказке про какого-то богатыря, черпавшего силу из матушки-земли. Так и у меня – сила пришла через руки, взявшиеся за скалу.

Метров через 10 попалось нетривиальное место, о котором нам рассказывали краеведы: трещина расширяется, и туда “идут” только “домкратики”, которыми мы не располагали. Попробовал вместо “домкратика” расклинить ледобур - ничего не вышло. После интеллектуального штурма вышел на якорном крюке и на фифе, болтавшейся в трещине, как сопля в проруби. СТРАШНО.

А дальше было все просто: закладки идут одна за другой в калиброванную щель, крючья используются редко и оставляются для страховки, иногда идут фифы или якорные крючья. И таким вот образом почти 3 веревки за целый день.

Вечером в палатке дикий отходняк: отходили ручки, черпавшие силу из холодных скал, и ножки, обутые по сезону - в скальные туфли.

Изобрел для себя тактику ИТО – трехточечную, это когда одна точка чуть ниже ног, на второй стоишь, третью кладёшь. После того как положил третью, можно спустится по лесенке за первой и ее вытащить. Так получается надежно: все время две точки для страховки. При этом не страшно отходить от постоянной точки страховки метров на 5-6.

Ночью начал дуть ветер, который ничего хорошего не мог принести. С утра настала Бумова очередь рубиться первым. Все было хорошо, только портилась погода. Вскорости она совсем испортилась, настолько испортилась, что снег пошел снизу вверх вдоль стены. Беда в том, что на висячей “станции” деваться совсем некуда, и пришлось просто терпеть, глядя на столб снега, пролетающий между ног в направлении, противоположном силе тяжести. Традиционная штормовая одежда не спасает в ситуациях, когда шторм напирает снизу. В конце концов все стало мокрым и холодным, особенно задница, первой встречавшая натиск стихии.

На вершинном камне
На вершинном камне

После 2 веревок ИТО Бум крикнул, что дальше четверочные скалы. Я жутко обрадовался этому, настолько, что полез первым. Через 2 часа мы вылезли на “крышу”.

МЫ СПАСЛИСЬ!

Время было 20.00. После непродолжительного ликования по поводу совершенного восхождения мы ломанули вниз. Через два часа на стоянках уже стояла палатка, в палатке, на горелке закипал чай, и два счастливых, гордых и уставших восходителя клевали носами в опасной близости от огня.

Потом был спуск, автобусы, поезд и, в конце концов, Томск.

 

Наверху мы некоторое время жили в одной палатке с Балезиным Валерием Викторовичем. С ним мы много говорили о советском альпинизме, о нынешнем состоянии альпинизма, о том, как они тренировались, как ходили, как сейчас ходят команды, которые он тренирует. Узнали много нового и интересного. Интересно общаться с живой легендой нашего альпинизма и скалолазания. Тем более, что Валерий Викторович любит рассказывать и охотно делится своими мыслями.

В этой поездке у меня оформилась мысль, что бывают разные восхождения: есть восхождения, в процессе которых получаешь удовольствие, а есть восхождения, удовольствие от которых получаешь, только спустившись. Вот такая глубина в нашей глубине.

Еще поездка запомнилась фактическим отсутствием водки и женщин. Водки бутылку мы носили с собой, но выпить удосужились только перед автобусом. Женщин мы видели: они проходили мимо на какие-то горы. Совершенно нетрадиционная поездка.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100