Горы мира > Памир >

Мак-Кинли 99
Вот такая она Победа!

Автор: Сергей Лавров, г. Алматы

Сочинение на тему “Как я провёл лето”
или
Каникулы на Памире

Часть первая

Перед выходом из б/л (4200м) на п.Корженевской

Планы на прошедшее лето строились с зимы, генератором идеи выступал Баглан Жунусов (привет томским альпинистам): “Давай повторим программу 2002 года, только теперь на Памире”. “Почему бы нет”,- отвечал я, - “на Коммунизм и Корженеву не успел сходить в советское время”. Но после удачного путешествия на Северный Полюс Баглан “тормознул” по объективным причинам, и мне пришлось продолжить подготовку к поездке самостоятельно.

Билет до Душанбе купил за 5 дней до вылета, плюс два билета для Дмитрия и Шамиля из Томска. Самолёт был набит битком - ни одного свободного места. В Душанбе нас встретили и разместили в большой трёхкомнатной квартире, находящейся в 15 минутах ходьбы от президентского дворца. Из Душанбе до Джаргиталя меня отправили с грузом на “КАМАЗе”, в котором большую часть времени провёл в “спальнике”, в смысле на лежачем месте за сиденьями. 10 часов езды по утомительной и разбитой дороге (270 км). По пути водитель, показывая на окрестные поля, говорил: “Два года назад здесь ещё подбитые танки стояли”. Во время гражданской войны это был центр ОТО (объединённая таджикская оппозиция). Но сейчас тихо и спокойно, местные говорили, что лидерам ОТО дали места в правительстве и война закончилась.

30 июля прилетел вертолёт и сделал две заброски; естественно, грузились под завязку, очередной раз убеждаясь, что Ми-8МТВ – это сила! Полёт, на удивление, длился всего 25 минут, и поляна Москвина встретила нас длинной ВПП: посадка проходила по-самолётному.

Нас встречали начальник базового лагеря Владимир Долгий и трактор. Да, на высоте 4200 м по моренной поляне ездит колёсный трактор: кузов спереди и 2-х цилиндровый дизельный двигатель под кабиной. Про базу на Москвина я был наслышан, но громадная стеклянная столовая, деревянные домики и капитальные хозпостройки произвели на меня большое впечатление.

Лагерь 2 (5800м), "Грот", видны террасы под палатки

Три дня ушло на первичную акклиматизацию; ходил по базе, общался со старыми знакомыми, в том числе с гуру советского и российского альпинизма Борисом Степановичем Коршуновым (он на пару с Сергеем Сурмониным за 13 дней совершил успешные восхождения на Коммунизм и Корженевскую). Высотная акклиматизация совмещалась с обработкой маршрута до т.н. “грудей” (6300 м) в компании с местными “зубрами” Владимиром Юдиным (Новосибирск) и Виктором Канонеров (Ташкент). Мужики уже в возрасте, матёрые, особо не спешат, что для меня было в самый раз.

п.Корженевской 7105 м, вид со склонов Коммунизма

Заброска верёвок и снаряжения уже была сделана, и нам досталась чисто техническая работа по провешиванию перил и установке одного промежуточного лагеря на высоте 5900 м. Через пару ходовых дней я уже смог работать первым, акклиматизация проводилась активно, но щадяще. Провесив, в общей сложности, метров 500 перил, мы с чувством выполненного долга вернулись в базу на отдых.

Повар Алик, сам киргиз из Джаргиталя, признал во мне казаха, а я не стал отнекиваться, за что я поимел добавки разных вкусностей

База кипела! Тон задавали узбекские альпинисты, они спустились после выполнения огромного объёма спасательных работ по поиску и транспортировке тела чешского альпиниста, погибшего в 2003 году в районе высоты 6900 м. С Рустамом Раджаповым и Андреем Фёдоровым я был знаком давно, с остальными “узбеками” познакомился, благо время было. Было крайне интересно узнать об их восхождении на Эверест в 1998 году из уст самих участников.

Четыре дня мы отдыхали перед восхождением на пик Е. Корженевской, общались, набирались сил. По ходу дела дочитал “Ночной” и “Дневной Дозоры”. На Корженевской мы приняли участие в завершающей части эвакуации тела чешского альпиниста, жаль имени не помню. Рано утром 10 августа, на высоте 5300 м вертолёт присел на край ледопада и принял акъю с телом и двух сопровождающих чехов.

На вершине пика Е.Корженевской с государственным флагом, Казахстану я обязан спортивной карьерой

А это с флагом компании, которая долгие годы поддерживала и продолжает поддерживать все мои альпинистские начинания

В этот же день мы совершили переход в лагерь 3 (6100 м), откуда на следующий день, выйдя в 7.00, мы достигли вершины 7105 м в 12.30. Погода стояла отличная - ни облачка, вместе с нами на штурм шли чехи, человек 12-14, почти все взошли. Минут через 10 после меня на вершину вышел и Владимир Юдин. Сделали фото.

На спуске в районе 6950 м встретили поднимающегося Виктора Канонерова, он был полон желания взойти, и мы договорились дождаться его в палатке.

Вернувшись к нашей палатке, мы обнаружили, что у нас появились соседи (чехи стояли на 6400м) – пермские туристы-горники (привет Седусову Борису Александровичу) с характерной туристской палаткой-шатром. Около 17.00 мы решили, что Владимир останется с только что пришедшим Виктором до завтра, я буду спускаться на 5300 м. За два часа мне удалось сбросить 800 метров, и к 20.00 в лагере 1 Рустам и наш доктор Авас поили меня чаем с высотным десертом.

На следующий день, не спеша, я спустился в базу к 11.00, доложился о прибытии старшему начальнику Владимиру Долгому. После этого предался всем доступным в базовом лагере удовольствиям.

К этому времени на вершину Коммунизма поднялась только команда из Казани, а вторая сборная компания МАЛа только что вышла в первый лагерь. Казанская команда из 10 человек заметно выделялась на общем фоне, настоящая спортивная команда. Они первые в сезоне, а значит и без тропы, взошли на обе вершины, перед этим совершив восхождение на пик Ленина. И даже тренер у них внешне весьма похож на И.Е.Т., с такой же 60-кратной трубой.