Автор: Ильяс Тухватуллин, г. Ташкент
Фото: Виктор Володин, г. Москва

Эверест

Мой друг, провожая меня в аэропорту, спросил: ”Зачем тебе это, ведь это потеря здоровья на 5 лет?” Действительно, зачем?

Мы уже с ним были в 1998 г. на Эвересте через северное седло - сомнительное удовольствие. Особенно угнетает окружающий ландшафт: высокогорная пустыня, пыль, ветер, суточные перепады температур. Природа постаралась защитить свое сокровище от посторонних глаз, дав возможность жить там только тибетцам. Но, когда позвонил Козлов и предложил участвовать в экспедиции на Северную Стену, я без колебаний согласился.

Последние 10 лет я только и делал, что лазил по северным стенам: это и Ак Су, и Хан Тенгри. Но одно дело очень крутые стены не очень высоких гор, другое дело- Эверест- мечта всех альпинистов. Культовая гора. Это как Мекка для верующего. Интересное предложение! Северная Стена- это крепкий орешек. Очень хотелось “пощупать” скальные барьеры этой Великой Стены.

В прошлом году великий Месснер, приехавший в Катманду на церемонию празднования 50-летия первовосхождения на Эверест, сказал: ”Жаль, что за последние 10 лет не проложено ни одного нового маршрута на Эверест. Эта великая гора стала объектом коммерции”. И вот судьба дает мне шанс. Знакомлюсь с составом команды. В нашей группе – давние мои друзья и партнеры по связке: Паша и Андрей. В таком составе мы работали на Жанну в 1999 - классные ребята! Команда что надо!

Участники экспедиции (часть) в Катманду. Сверху на бочках сидит - Евгений Виноградский (Екатеринбург). В нижнем ряду сидят: Андрей Мариев (Тольятти), Николай Жилин, (Екатеринбург), Алексей Букинич (Сочи), Виктор Козлов (Москва, руководитель), Владимир Архипов (Красноярск), Пётр Кузнецов, (Красноярск), Николай Черный (Москва, старший тренер), Сергей Бычковский (Екатеринбург, врач).

С этого момента я начал обдумывать ситуацию, оценивать шансы, состав команды, особенности стены, физические возможности. В целом команда была мне знакома: известные Российские высотники, у каждого из которых в активе по несколько гималайских гигантов. Но наша тройка заметно отличалась от всех остальных своим солидным опытом работы на отвесах: Ак Су, Чанга Бенг, Жанну.

Я понял, что на нашу группу возлагается прохождение технически сложных скальных участков Стены. Но информация о Стене была скудная: не известна структура скал, характер трещин, пород, крутизна и протяженность, особенно верхней части. Предстояло знакомиться со Стеной на месте и работать с чистого листа. Ну что ж, нам это не впервой. Мы привыкли подолгу жить на отвесах. Грандиозность задачи притягивала, манила к себе. Любой альпинист мечтает сделать в своей жизни что-то такое, что позволит раздвинуть пределы человеческих возможностей. А на крутых стенах выше 8000м еще никому не приводилось работать.

Интриговала задача и тем, что все попытки пройти эту Стену оканчивались неудачей. Еще одна мысль наталкивала на этот первопроход: в последнее время склоны Эвереста превратились в арену коммерческой деятельности, и практически любой физически здоровый человек при наличии средств мог подняться на вершину. Тем самым обесценивая Великую Гору. Обидно! А тут предлагают сделать максимум, что только может вообразить человек – центр Северной Стены, да еще по новому маршруту.

Много споров было вокруг тактики предстоящего восхождения. Понимаем, что модным направлением современного высотного альпинизма является альпийский стиль в малой группе и, к тому же, без применения кислорода. В нашей команде 13 восходителей - много это или мало? Учитывая опыт работы в зимней польской экспедиции на К2, где нас было 11, надеюсь, что это оптимальное количество. К тому же мне число 13 приносит удачу. Ладно, поживем-увидим.

Итак, альпийский стиль. У меня отношение к нему особенное. Ведь что получается: альпинист получает акклиматизацию где-то на другой горе, а потом перескакивает на задуманную гору и лезет по ней без спусков вниз. А последние годы стало обычным, когда предстоящий маршрут обрабатывается год или два, а затем уже совершается само восхождение. На мой взгляд, это не есть альпийский стиль в чистом виде. В нашем случае альпийский стиль был бы верхом безрассудства, непрофессиональным решением. Уж слишком мало известно о Стене.

Что касается применения кислорода… Я подумываю о безкислородном восхождении, но в данном случае, когда нельзя спланировать предстоящие нагрузки и длительность восхождения, надежнее работать с использованием кислорода. Пусть в ограниченном количестве, но использовать.

Экипировка - не менее важный вопрос. Одежду нам предоставила Питерская фирма RedFox- наш бессменный спонсор на Ак Су. Надежный партнер.

Обувь от Ля Спортива - лучшее, что есть на сегодняшний день для высотных восхождений. Снаряжение предоставила фирма Camp - у нее достаточно широкий ассортимент.

Даже учитывая все эти плюсы, сама затея выглядела как некая авантюра.

Но ведь известно, что если ты хочешь добиться чего-то, сделать шаг в неизвестность, нужно стать немножечко безумным.

Что еще было привлекательным в этом проекте - возможность подняться на Ама Даблам. По замыслу тренеров это восхождение должно было дать нам хорошую акклиматизацию при минимальных физических нагрузках. В действительности получилось немного иначе. Когда мы попали в район восхождений, была еще зима, и погода стояла неустойчивая. Кроме того, сроки подгоняли нас, и нам пришлось совершить восхождение в альпийском стиле, невзирая на погоду. Конечно, мы могли себе позволить и не подниматься на вершину, но нас бы неправильно поняли. К тому же это очень красивая гора, которая украшает лучшие непальские открытки. Поэтому, несмотря на плохую погоду и необходимость напрягаться, мы “сделали” ее.

После горы почти у всех появились признаки легкой простуды. Но мы надеялись, что все пройдет до Эвереста. Немалую роль в восстановлении команды сыграл наш гениальный врач Серега. Врач - это одна из ключевых фигур в любой экспедиции. Не так много квалифицированных врачей, которые разбираются в высотной медицине.Там, наверху, многие лекарства ведут себя иначе, чем внизу. Нужен серьезный опыт лечения в горах. У нашего врача он был!

Спустившись в Катманду, мы занялись закупкой недостающего снаряжения и продуктов. Оказалось, что в Катманду нет целого ряда продуктов, к которым мы привыкли и в которых нуждались: гречка, сублимированное мясо, качественный шоколад, зеленый чай, хлеб и селедка…

И, наконец, покончив с формальностями, мы отправились в Китай на встречу со Стеной и таинственным Тибетом.

И вот мы в базовом лагере на 5100. Вокруг ни души, мы первые. Поляны, обычно заставленные разноцветными палатками многочисленных экспедиций, были пусты. Непривычное зрелище, хотя у меня было ощущение, что я вернулся домой после длительного отсутствия. Между делом, занятые установкой палаток, мы поглядывали на Стену. Отсюда видна только верхняя треть стены, остальная её часть прячется за склонами Чен Цзе. Что она представляет собой, знают только несколько человек, которые ездили в предыдущий год на разведку.

Погода стояла устойчивая. Экспедиция постепенно набирала обороты, как будто невидимый дирижер управлял нами: приходили носильщики, погонщики яков, караваны уходили один за другим вверх по тропе, Вот уже установили лагерь на 5600 (поляна Тилмана). Райское место среди безжизненных холмов. Здесь почти не дует ветер, вокруг гуляют непуганые горные козлы и куропатки. Выше тропа проходит среди огромных сераков, причудливо вздымающихся над нами. Дальше яки не пройдут, только носильщики.

Где ставить АВС? По словам Юры (он был в прошлогодней разведке) мест для безопасного лагеря под стеной нет. Любой обвал или лавина перекрывают ледник. Что делать? Решили выйти на ледник и посмотреть на месте.

Две группы, наша и “Дон”, отправились устанавливать АВС и готовить дорогу для носильщиков. Место нашли в центре ледника, между огромными трещинами, убедив себя, что они защитят нас от лавин и обвалов льда. Установили первые палатки. Завтра должны прийти первые носильщики с более чем 2-мя тоннами грузов, необходимых для работы и жизни на Стене. Подход по леднику нам казался простым. По пути встречались неширокие трещины, и ложе ледника не имело крутых подъемов. Только последние 300м ледника были немного крутоваты (20 градусов) для движения носильщиков. Мы с Пашей потратили остаток дня для закрепления перил и рубки ступеней на этом участке. Несмотря на акклиматизацию, отдышка мешала нам работать. Только поздно вечером. в полной темноте, мы закончили работу и довольные собой вернулись в АВС. Дорога готова! Однако все оказалось напрасным.

На следующий день носильщики, пройдя сераки и морену ледника, вышли на ледник и остановились. Дальше идти они категорически отказались. Никакие уговоры не помогали. К тому же они не говорят по-английски, мы общались с ними на языке жестов. Было ясно, что они не рискуют идти по леднику в кедах. Их можно понять: если упадешь с грузом в 40 кг на этом участке - переломов не избежать. Мы пытались их переубедить, говоря о ступенях и веревках, но все напрасно. Носильщики напоминали мне детей. Они начинали говорить что-то одновременно, не слушая ни нас, ни друг друга, затихая лишь тогда, когда слышали знакомое слово “бонус”. Но даже обещание премиальных не заставило их поменять свое решение. Вскоре они дружно затопали вниз, оставив весь груз на 6000 . Что тут сделаешь? Ведь среди этого груза веревки, так необходимые для начала работы на Стене.

Выхода нет, мы загрузились веревками и медленно побрели вверх на АВС. Нас ждала Стена. Не хотелось терять время на подходах. Проблемы с носильщиками рано или поздно решаться, а проблему Стены решать нам.

Первыми распечатали Стену ребята из группы “Дон”. Они были в разведке и знали, где переходить бергшрунд. Ура! Повешена первая веревка. Начало положено. Это историческое событие произошло 4 апреля. Мы не сводили глаз со Стены. Наконец-то мы ее увидели.

Первые впечатления: поражает размер стены, хотя по крутизне это не наше АК Су. Скальные пояса вздымаются вертикально и кажутся неприступными. Особенно страшно выглядят скалы выше 7800м. Ну что ж, глаза боятся, а руки делают.

Группа за группой мы выходили наверх. И вот уже провешено 17 веревок. Оказалось, что эта часть стены пробивается камнями. В материалах разведки об этом не упоминалось. Ненавижу объективно опасные маршруты. Чувствуешь себя совершенно беспомощным! Как будто ты мишень в тире.

Решили выходить на Стену как можно раньше, чтобы проходить камнеопасный низ до освещения Стены Солнцем. Для этого мы вставали в 6 утра и в 8.30 уже начинали лезть по веревкам. Я загадал: “ если камни минуют нас, то это значит, что Гора нас признала”. Нашей группе повезло: камни пролетали мимо.

Закреплена 20-я веревка. Пора подумать о месте для установки первого лагеря на стене.

Но все попытки найти хоть что-то похожее на площадку не увенчались успехом. Мы не взяли с собой в экспедицию платформу, надеясь, что сможем найти удобное место под палатку. Но мы ошиблись. Все очень круто, снег не держится, сплошной лед, и ни где нет прикрытия от камней. Скорость продвижения падает. Группа уходит наверх на работу, но, пока проходит 20 веревок, волоча тяжелые рюкзаки, теряет много времени и успевает провесить не более 1 веревки. Если так и дальше пойдет, для обработки Стены потребуется 3 месяца – столько времени у нас нет.

Еще в Москве, когда обсуждался вопрос о местах для промежуточных высотных лагерей, мы планировали использовать для строительства площадок рыболовные сети: поперек склона закрепляется сеть, в нее укладываются мешки со снегом или льдом. Получается искусственная площадка, на которую устанавливается палатка. Но это все в теории, а на практике все оказалось гораздо сложнее. Во-первых, практически отсутствуют защищенные места для площадок. Во-вторых, сетка оказалась очень тонкой и не выдерживала нагрузок.

Группа “Дон” сообщила, что впереди проглядывается “отщеп”, и, вроде бы, там можно что-то соорудить. К тому же, место защищено верхними скалами. Ну, что ж - хорошие новости.