Владимир Пестриков

Автор:
Владимир Пестриков, г.Днепропетровск

Дхаулагири, осень 2002. Двое на склонах “Белой горы”

Из Ленты новостей Mountain.RU:
(29.10.2002)
Владислав Терзыул12-й восьмитысячник Владислава Терзыула. Подробности
17 октября 2002г. мастер спорта международного класса, член альпинистского клуба "Одесса" Владислав Терзыул (г.Одесса) в связке с мастером спорта Владимиром Пестриковым (г.Днепропетровск) взошли на гималайский гигант Дхаулагири высотой 8167 м.
Президент Федерации альпинизма Украины и альпклуба "Одесса" Валентин Константинович Симоненко приложил много усилий, чтобы украинская гималайская экспедиция "Дхаулагири 2002" состоялась. Ведь кроме проблем материального обеспечения, подготовка к экспедиции осложнялась политической напряженностью в Непале, в результате этого резко сократилось количество экспедиций, и поиск партнеров занял длительное время. Наша "связка" получила пермит (разрешение на восхождение) совместно с французской экспедицией и 12 сентября вылетела по маршруту Одесса - Дубай - Катманду. После решения всех организационных вопросов в Катманду В.Терзыул и В.Пестриков вышли в трек к базовому лагерю под вершиной Дхаулагири. Плохие погодные условия, болезнь носильщиков замедлили продвижение. В базовый лагерь группа прибыла 27 сентября с опозданием на три дня в соответствии с предварительно намеченным планом. Имея достаточный опыт в высотных восхождениях и хорошую акклиматизацию, группа в короткий срок, в течение 14 дней, установила промежуточные лагеря на высотах 6800 и 7600м. 10 октября резко ухудшилась погода, что заставило всех восходителей спуститься вниз. В базовом лагере Владислав Терзыул и Владимир Пестриков узнали, что участники французской и испанской экспедиций, потеряв надежду на улучшение погоды, отказались от очередной попытки восхождения.
Удивляет выдержка и мужество наших восходителей - им удалось выждать то самое "окно" в погоде и 17 октября на в.Дхаулагири был поднят государственный флаг Украины. 24 октября была восстановлена телефонная связь с группой. Владислав сообщил, что идет эвакуация базового лагеря и они находятся в пути на Катманду.
1 ноября в 5.30 утра Одесса будет встречать покорителей высочайших вершин Мира. Для Владислава Терзыула вершина Дхаулагири стала двенадцатым восьмитысячником!
График движения на маршруте
Главный тренер сборной Украины по альпинизму Мстислав Горбенко

Очередная экспедиция, в рамках программы “Украинцы – на высочайших вершинах мира”, на гималайский пик Дхаулагири (8167 м), состоялась нынешней осенью.

Определенные финансовые трудности не позволили сформировать полноценную экспедицию, поэтому нас было двое - Владислав Терзыул, Заслуженный мастер спорта из Одессы, имеющий в своем активе 12 из 14 восьмитысячников планеты, и, автор этих строк, Владимир Пестриков, мастер спорта из Днепропетровска, в общем-то, новичок в классе гималайских высотных восхождений, поднявшийся до этого только на Лхотце (нынешней весной).

Не изменяя традициям украинского высотного альпинизма, изначально был запланирован отказ от использования вспомогательного кислорода при восхождении, от помощи высотных носильщиков при прокладке маршрута и доставке грузов в высотные лагери. Сроки, намеченные на проведение восхождения, были предельно сжаты. Кроме того, объем снаряжения, оборудования и продуктов, который мы использовали для жизни в базовом лагере и на восхождении, был весьма ограничен нами же самими. Пожалуй, из “роскоши” мы позволяли себе только походную баню, сделанную специально для гималайских экспедиций по спецзаказу Терзыула. Она уже стала, как бы визитной карточкой украинских команд, и в любом базовом лагере мгновенно становится самой популярной достопримечательностью.

Дхаулагири из Базового лагеряПервая проблема ждала нас еще до начала собственно восхождения. В одном дневном переходе от Базового лагеря наши носильщики бросили все экспедиционное снаряжение, продукты, оборудование, топливо и прочее и отказались идти дальше. Причина – глубокий снег, плохое самочувствие на этих высотах (5000 –5400 метров) и тому подобное. Наши уговоры, повышение суточных “тарифов”, обещание наказать деньгами и даже угощение дефицитной украинской колбасой и водкой, не возымели действия. Пришлось нам самим, вместе с нашим поваром – шерпой, критически откинув часть грузов “на потом”, а часть продуктов выкинув вовсе, совершить несколько грузовых ходок из т.н. Hidden Valley через French Pass на морену ледника Ченбордан, стандартное место Базового лагеря всех экспедиций, работающих с севера по Северо - Восточному гребню. К сожалению это отодвинуло начало восходительского периода на 3-4 дня, против запланированного, что было весьма существенно при сжатых сроках. Мы и так прибыли в Базовый лагерь на три недели позже большой и очень хорошо снаряженной испанской армейской экспедиции и на две недели позже полновесной французской экспедиции.

После первого, акклиматизационного, выхода на гору, в ходе которого нам удалось подготовить снежные пещеры в первом высотном лагере (на высоте 5900 м) и втором высотном лагере (6800 м), забросить в эти лагери продукты, топливо, палатку, спальные мешки, часть снаряжения, а так же подняться в третий высотный лагерь (7500 м) для акклиматизации, казалось все проблемы остались позади. Кстати, надо отметить, что, хотя наши упражнения в “снегокопании” вызывали скептические усмешки у большинства западных альпинистов, в дальнейшем жизнь показала, что это было верное решение.

Неожиданно для нас 5-6 октября все экспедиции решили оставить гору без сколько-нибудь серьезной попытки штурма вершины. Причина – критическое состояние снежного покрова выше лагеря 3, опасность схода лавин. Действительно, в этом месте, следуя обычным маршрутом, необходимо траверсировать опасный, перегруженный снегом склон. В случае лавины спасения здесь быть не может, а то, что лавин избежать не удастся, продемонстрировала безуспешная попытка объединенной команды из 7 (четыре француза, шерпа, баск и немец) альпинистов преодолеть 5 октября этот участок.

Перед нами встала новая проблема. Надо было выбирать либо уходить со всеми, либо на свой страх и риск пробиваться к вершине без связи, подстраховки и взаимодействия с другими командами. Мы решили остаться…

Не скажу, что решение было легким и однозначным. Ведь нам предстояло изменить маршрут и выше лагеря 3 пройти не обычным путем, а через длинный Восточный гребень, увенчанный карнизами и продуваемый ледяным ветром, а прежде найти и обработать выход на него от третьего высотного лагеря. Кроме того, высотные носильщики из “отступающих” экспедиций сняли с большей части маршрута перильные веревки, которые закрепляются обычно в опасных местах. Хочется надеяться, что это они сделали без ведома членов экспедиций на которые работали.

Вдобавок, после недели относительно устойчивой погоды, - 7 и 8 октября мощный циклон высыпал в районе Дхаулагири около метра свежего снега. “Канонада” от сходящих с окружающих склонов лавин не стихала не на минуту. Чтобы наши палатки не были раздавлены снегом, приходилось каждые час-полтора их окапывать. Казалось сама природа подталкивает нас отказаться от затеи штурма Белой горы (так переводится Дхаулагири).

Дхаулагири Но любая непогода заканчивается. 10 октября перед нами стояла совершенно белая, девственная гора, а мы вдвоем стояли перед нею. Все следы, работавших здесь всего 5 дней назад, экспедиций были скрыты под метровой толщей свежего снега, там же были и случайно оставшиеся на маршруте перильные веревки, и большинство вешек, которыми маркируют путь. Пожалуй, если бы у нас не было снегоступов и наша затея могла бы быть погребена. Ведь даже и в снегоступах, временами по пояс в снегу, мы, к примеру, поднимались из базового лагеря в первый высотный лагерь 14 часов, хотя при нормальных условиях этот путь занимает 4 – 6 часов. Пещеры наши, естественно, были засыпаны и найдены с большим трудом. Мы тут же представили себе раздавленные снегом палатки, если бы мы поленились в предыдущем выходе. И все же после трех дней “каторжной” работы от рассвета и до глубокой темноты, нами была вторично достигнута высота 7500 и установлена палатка лагеря 3. По пути, между лагерем 2 и лагерем 3, мы сняли около 300 метров веревки, оставленной ранее французской экспедицией, обоснованно полагая, что она нам пригодится выше.

Убедившись еще раз в невозможности пройти нормальным маршрутом, следующие четыре дня мы “обрабатывали” свой вариант через Восточный гребень. До выхода на гребень нам пришлось преодолеть несколько неприятных “микстовых” (скалы, лед, снег) кулуаров и ребер, укрепляя в наиболее опасных местах веревки, снятые ниже лагеря 3, а так же принесенные с собой. К сожалению, провесить все участки, которые хотелось бы, не было возможности и несколько раз нам приходилось снимать ранее закрепленные перила и перевешивать их выше. Холод и сильный ветер, особенно вблизи гребня и после выхода на гребень, были нашими главными врагами. Вдохновляло, что время от времени встречались старые веревки, значит до нас здесь кто-то ходил и мы были на верном пути. Ночевать каждый раз возвращались в палатку лагеря 3 на высоте 7500 метров. Конечно, на такой высоте ночной отдых много сил не восстанавливает. Аппетита здесь нет, сон напоминает скорее легкое забытье. И все же к 17 октября мы, обработав путь до высоты почти 8100 м, были готовы к попытке достичь вершины. Выйдя в этот день еще в темноте, в 5 часов утра, мы преодолели знакомые, уже обработанные участки и поднялись на главную вершину к 15 часам местного времени. Во второй половине дня погода особенно не благоприятствовала. Шторм, признаки которого мы заметили еще утром на соседним восьмитысячником - Аннапурной, добрался до нас к 13 часам. Поэтому на вершине мы пробыли совсем немного времени, столько, чтобы сфотографировать флаг Украины и вымпелы. К 18 часам мы спустились в лагерь 3, где провели уже последнюю ночь на этой высоте.

18 октября команда начала непростой спуск в базовый лагерь, который отнял вместо обычных 6 – 7 часов почти три дня. Временами приходилось сознательно “подрезать” лавины перед собой, справа и слева, чтобы можно было спуститься. Практически весь путь прошлось проделать с попеременной страховкой, а развязать нашу связочную веревку мы смогли себе позволить лишь в полукилометре от базового лагеря.

20 октября к 16 часам мы спустились в некогда оживленный лагерь, где теперь сиротливо стояли три наши палатки и терпеливо дожидался нас наш повар. Истопив на следующий день баню, мы упаковали все вещи, снаряжение и оборудование и подготовили грузы для переноски их носильщиками, которые вот-вот должны были подойти. 22 октября мы покинули базовый лагерь втроем. Казалось, все проблемы уже позади. Правда, длительное пребывание на высоте и в условиях низких температур даром не прошло. Мы оба имели обморожения пальцев на руках и ногах, к счастью не слишком опасные.

Но, видимо, какой-то рок преследовал нашу экспедицию. Воспользовавшись тем, что какое-то время грузы в базовом лагере находились без охраны, проходившие мимо портеры из треков, разграбили все. Полиция не захотела, да и вряд ли смогла бы нам помочь; нас самих поджимали сроки, надо было срочно выбираться в столицу Непала - Катманду и вылетать на родину. По-видимому, кое-что из вещей вернуть все же удастся, однако часть ценного снаряжения и оборудования будет навсегда утрачена. В дальнейшем, более мелкие проблемы, связанные с задержками передвижения по небольшому горному королевству из-за проведения в стране контртеррористических операций (правда террористы здесь не исламисты – фундаменталисты, а коммунисты - маоисты), воспринимались уже как должное, а пропажа наших вещей где-то по маршруту Катманду – Дубаи – Одесса нас даже не удивила.

Но, все это уже в прошлом. А сейчас уже зреют новые планы, как же без них. Ведь вся наша жизнь и имеет особую ценность, пока движется вперед.

Участники экспедиции выражают особую благодарность генеральным спонсорам - Федерации Альпинизма и Скалолазания Украины (В. К. Симоненко) и альпклубу “Одесса” (М. М. Горбенко), а так же всем, кто поддерживал как материально, так и морально нас в этом, подчас нелегком, восхождении.