Горы мира > Крым > Сокол

Автор: Майков Дмитрий, г. Днепропетровск

Гора Сокол.

1. Маршрут Попова и Шелхакова "Белый квадрат" 5Б
Это один из самых свежих маршрутов на Соколе. Пройден в 2000 году. Второе прохождение - осенью 2002 года (до этого, вроде, туда никто не ходил) мной в компании с Максом Переваловым (Одесса) и Леной Матвиенко (Днепропетровск). Хорошая, интересная пятёрка. Новые шлямбура, интересное ИТО, много лазанья по плитам. Подход - как под "Запятую". Подойдя по мульде под стену, пройти по полке в верхней части мульды влево к упавшей сосне. Возле сосны в стену забит шлямбур.

R1 - От сосны по щели вверх до конца щели - откола. Затем траверс вправо и вверх на полку, по ней вправо к дереву. R1 40м, V, 80°.
R2 - От дерева вверх по шлямбурам до станции возле небольшого дерева R2 45м VI А2 85° (Тонкие крючья, скайхуки).
R3 - От станции вверх 10 м по системе заросших зеленью, разрушенных щелей, затем 5 м вверх по плитам до шлямбура. Затем влево-вверх по шлямбурам к дереву R3 40м V- 75°.
R4 - От дерева траверс влево (2 шлямбура). От 2-го шлямбура - вверх, немного забирая влево до полочки с 3-мя шлямбурами. В этом месте на стене нацарапана стрелка. R4 40м V 75°.
R5 - От полочки вверх сначала по щели, потом по плитам. Станция на 2-х вертикально расположенных шлямбурах. R5 40м V 80°
R6 - От станции вверх под карниз, под карнизом траверс вправо до угла и через карниз, на ИТО ( крюк и шлямбур). Затем вправо во внутренний угол, по нему выйти на наклонную площадку под карнизом. В этом месте на стене "нарисован" большой белый квадрат. R6 30м V+ 90°.
R7 - От квадрата обходя карниз слева по внутреннему углу, вверх до яйлы 20м. R7 20м V 90°.

2. Запятая 5А
Подход под R1 по мульде до горизонтальной полки вверхней части мульды, по ней вправо по плитам и деревьям, а затем по внутреннему углу до большой полки под стеной. Начало на небольшом дереве под нашлёпкой "запятая" (R1).

R1 - От дерева траверс влево под нашлёпкой, затем по внутреннему углу вверх на нашлёпку (полка с можжевельником). Вверх по шлямбурной дорожке и немного влево к расщелине. По ней вверх. В конце расщелины вправо и вверх по плитам подойти к двум шлямбурам. R1 40м 85° V+ А1.
R2 - По шлямбурной дорожке вверх через нависание, затем по плитам вверх и траверс вправо к дереву. R2 30м 90°V А1.
R3 - Влево вверх по плитам и щелям в хорошо заметный заросший травой внутренний угол. В нём станция. R3 40-50м 75° V-.
R4 - По внутреннему углу вверх к дереву. R4 5-15м 75° IV.
R5 - От дерева вверх 8м, затем траверс (маятник) влево в жёлоб. По нему, а затем по внутреннему углу вверх под нависание. Станция на шлямбуре. R5 40м 80° V.
R6 - Обходя нависание слева, вверх по расщелине с хорошими зацепками, затем траверс вправо 5м и по простым скалам выйти к дереву на краю плато. R6 40м 90° V.

3. Маршрут А.Сергеева, известного как Коммунист "Бодун" 5Б
Подход как под "Запятую". Метрах в 10-ти правее начала "Запятой" в полку забит шлямбур. Выше, на стене, просматриваются первый, второй и третий (именно третий!) шлямбура. Это и есть "Бодун".
R1 - От шлямбура на полке (отступив шаг влево) - вверх по стене до второго шлямбура, с него два метра траверсом вправо и вверх (не помешают скайхуки под рельеф, так как лазанье непростое) до третьего шлямбура. В одном метре под ним немного справа песочные часы. Далее вверх, через внутренний уголок, и по шлямбурам, ориентируясь на левую часть карниза. Станция на двух шлямбурах. R1 25м >90° VI А2.
R2 - Вверх, обойти карниз слева, затем вверх и вправо по плитам до сухого можжевельника в начале расщелины. R2 25м 80° V А1.
R3 - Вверх по расщелине, заросшей травой. R3 35м 75° V.
R4 - По плитам (шлямбура) траверс вправо до расщелины, и по ней вверх. R4 50м 75° V.
R5 - По плитам вверх под маленький карниз. Карниз обойти справа по щели. Далее вправо-вверх в двухметровый внутренний угол. R5 45м 75° V.
R6 - Через небольшое нависание - вверх до выхода на плато. Станция на 2-х шлямбурах. Естественная страховка. R6 25м 80° V.

4. "Белый треугольник" 5Б
Это самая популярная пятёрка на Южной стене Сокола. Маршрут пробит просто идеально, рекомендую брать с собой 18 оттяжек и две стрельниковские закладки - первую и восьмую. Считается, что сложность маршрута 5Б, но, по-моему, эта оценка несколько завышена. Подход - как под запятую. Выйдя на полку под стеной, пройти по ней вправо до конца. По пути неприятный переход, желательна страховка. Начало под 2-х метровым камином. Первая станция на дереве.

R1 - Сначала по камину, затем по расщелинам (в одном месте можно выйти на закладке), обходя карнизик справа, под "корону", которую обходить справа и лучше не трогать. Затем вверх до маленького внутреннего угла, через который перешагнуть влево и далее вверх до станции на 2-х шлямбурах. R1 45м 85° VI-.
R2 - Вверх до внутреннего угла, по нему, затем длинный траверс влево (шлямбура) в направлении внутреннего угла, образованного нашлёпкой и стеной. По внутреннему углу выйти на полочку. R2 45м 80° V.
R3 - Вверх по внутреннему углу, затем по плитам. Станция на маленькой полочке. R3 35м 75° V.
R4 - Вверх по плитам до небольшого внутреннего угла. R4 40м 75° V.
R5 - Вверх влево под нависание, проходить которое в самой узкой части (сверху имеется "карман" и два шлямбура). Далее по выполаживающимся плитам до яйлы. R5 45м 80° V.

5. Маршрут Хохла 5Б
Сходите и опишите. Из информации - только нитка маршрута на схеме А.Брынзы.

6. "Восьмёрка" 5А
Второе название этого маршрута - "Шлямбурная дорожка". Шлямбура там действительно есть. По простым скалам выйти на полку под стеной. Ориентир начала маршрута - нашлёпка в форме восьмёрки в нижнеё части стены. Правее неё на полке - плита. На скале выбито название маршрута.

R1 - Вверх сначала по плите, затем по стене со шлямбурами до станции. R1 40м 80° VI-.
R2 - Вертикально вверх до следующей станции. Отсюда, пройдя траверсом вправо, можно попасть на вторую станцию "Рыжего карниза". R2 40м 80° V.
R3 - Вверх и траверсом влево во внутренний угол. По нему к большой нашлёпке. Через нависание и вправо. Станция на нашлёпке на полке. R3 40м 75° V.
R4 - Вверх по отколу (на верх нашлёпки) и далее вверх по плитам (через 6-7 метров попадаются шлямбура, старые крючья) под карниз в форме угла левее Рыжего карниза. Траверс влево к дереву. На дереве станция. R4 50м 75° V. От дерева, обходя нависание слева, 6-8 метров до плато.

7. Рыжий карниз 5Б
Маршрут пройден лет десять назад Фантиком. Маршрут достаточно сложный, логичный, хорошая естественная страховка. По простым скалам подойти под мульду между полкой, с которой начинается "Белый треугольник" и полкой под большим карнизом в верхней части стены (не путать с "Бровью"). По мульде выйти на полку под карнизом. По полке - вправо мимо прислонённой к стене плиты ( м-т "Восьмёрка", он же "Шлямбурная дорожка", 5А) до последнего дерева на полке. На стене нацарапано: "Рыжий карниз 5Б".
R1 - От дерева вверх по расщелине, затем траверс вправо во внутренний угол. По нему вверх на полку и далее по шлямбурам вверх до выхода на полку с хорошим шлямбуром. R1 50м 85° VI- А1 (скайхук под дырки).
R2 - От полки по откольчику вверх, затем влево-вверх к началу заметной щели (желоба), по которой двигаться вверх до шлямбура. В этом месте - выход на маршрут с "Восьмёрки" - слева видны шлямбура. R2 50м 80° V+ (скайхук).
R3 - Далее вверх по желобу, затем по плитам (шлямбура) выйти под карниз. Станция на шлямбуре. При желании её можно усилить закладками или френдами. R3 30м 80° V+.
R4 - Под карнизом траверс влево 5 метров до уголка с 2-мя шлямбурами. Выше второго шлямбура - щель, удобная для лазанья и ИТО, по которой вправо до следующего шлямбура (двигаясь под потолком по нижнему блоку карниза). По шлямбурам перевалить карниз и далее по стене (чуть влево) выйти через 10 м на яйлу. R4 25м 180° и 90° VI- А2.

8. Маршрут Хохла через Рыжий карниз 5Б (6А?)
Пройден Александром Кругленко в 80-е годы. Для пятёрки сложность великовата. Начало - метрах в 50 левее "Брови". Между "Бровью" и Рыжим карнизом, в нижней трети стены с дороги хорошо виден чёрный потёк. Правее него - два внутренних угла (желоба). Маршрут проходит по второму. Снизу просматриваются первые шлямбура (состояние нормальное). Выйдя на полку под "Бровью", двигаться влево. В начале маршрута к стене прислонены несколько живых плит. Метрах в 10-ти виден первый шлямбур.
R1 - С нижней плиты (спит) двигаться вверх в направлении шлямбура (крючья, скайхуки, мелкие закладки). По шлямбурам вверх, затем влево к щели (скайхук). По щели вверх до пещерки на ИТО (крючья), местами лазаньем (средние закладки). Из пещерки вверх (дырка под скайхук, затем спит), по разрушенной щели (живые камни, по дороге - спит) до станции (шлямбур и морковка). R1 45м 85° VI А3 (возможно, оценка субъективная, и сложность на самом деле ниже).
R2 - Далее - вверх через карниз по плитам (шлямбура), затем вправо к щелям и по ним вверх на полку. R2 40м 80° V+. От R2, за неимением времени, мы ушли вправо на R2 маршрута "Грань". Внимание! Далее нитка маршрута указана очень приблизительно. От R2 влево к тонкой щели, по ней вверх. Затем, пройдя серию карнизов, подойти под Рыжий Карниз. Он проходится в правой части по щели.
Вариант: От R2 траверс вправо 40-45 метров по полке, переходящей в щель, на пункт R2 маршрута "Грань". Сложность примерно IV. Далее идти по Грани, либо, продолжив траверс вправо, выйти на "Бровь" (около 15 метров).

9. Грань 5Б
Маршрут проходит параллельно фантиковской "Брови". Начало - под левым краем карниза "Бровь". Хорошо пробит, все станции на шлямбурах.
R1 - По правому чёрному потёку под левым краем карниза "Бровь" вверх по отвесной стене (шлямбура) 10м на ИТО, затем лазаньем траверс влево к началу внутреннего угла. Войти в него через пробку и вверх к нашлёпке в форме бутылки горлышком вниз. По правой стороне Бутылки вверх на нашлёпку и траверс 2м вправо. Станция на 3-х шлямбурах. R1 40м 80° VI- А2.
R2 - Траверс вправо, и по щелям, забирая влево, выйти под карниз "Бровь" левее белого квадратного пятна на карнизе. Через карниз (шлямбур) и далее вертикально вверх до полки. Станция на 2-х шлямбурах. Эта полка соединяет три маршрута - Хохла, Грань и Бровь. R2 50м 80° V.
R3 - Вертикально вверх по шлямбурной дорожке сначала на ИТО, затем лазаньем. Скайхук может облегчить прохождение. На полке станция. R3 20м 85° V+ А1.
R4 - По полке траверсом влево 3-5м, затем по шлямбурам вверх через нависание до маленькой полочки (10см) в 5-ти метрах от карниза. На карнизе шлямбур прямо над предыдущим (на котором висишь). Его можно не заметить, но он там есть. По полочке траверс влево во внутренний угол, по углу под карниз, и под карнизом траверс вправо (ИТО) до шлямбура на карнизе (желательно иметь крупные френды, крючья). Вариант - вправо и вверх по гладким замшелым плитам под карниз, и траверс влево(интереснее, но лазанье сложнее). Выйдя на карниз - вверх по плитам (шлямбура) до яйлы. R4 40м 85° V+ А2.

10. Бровь 5Б
Классическая фантиковская пятёрка, проходит через карниз в правой части стены. Красивый логичный маршрут, не очень сложный. Начало маршрута - под карнизом с полки правее прислонённой к стене плиты. Под карниз ведут две параллельные щели, сходящиеся метрах в 10-ти над полкой. Двигаться по правой. Хорошо пробит, недавно ремонтировался.
R1 - Вверх по плитам (шлямбура) 10 м, затем траверс вправо (на правую щель), в уголок, по нему, затем по щели до станции (2 шлямбура). R1 40м 80° V+.
R2 - Вверх под карниз (по отколу, страховка - френды), через карниз по шлямбурам. Сразу за карнизом станция. R2 15м 95° V А1.
R3 - Вверх по плитам до полки, местами ИТО(по шлямбурам). R3 35м 80° V.
R4 - По плите (шлямбура), затем по щели до полки, по полке 5-7 м вправо до шлямбура. R4 25м 85° V А1.
R5 - По пологим скалам подойти под нависание, через нависание вверх до яйлы. Можно двигаться лазаньем (есть долблёнки). R5 30м 95° VI- А1.
По непроверенным сведениям, на стене есть ещё несколько вариантов (отмечены зелёным, остальные маршруты - красным, их варианты - синим). Между маршрутами 4 и 5 - незаконченый маршрут. Между маршрутами 7 и 8 - вариант прохождения рыжего карниза. Правее "Брови" - по щели пройдено 2 верёвки до полки, и уход на "Бровь". Приношу свои извинения за использование чужих фотографий - своих не оказалось. Хочу выразить благодарность экипировочному центру "Рюкзачок" за поддержку.