Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Борис Малахов, г. Москва, турклуб МАИ
Фотографии Сергея Фетисова



В Мае - на Эльбрус

После похода мы заехали в пос.Терскол. Наевшись хычанов и попив пива, поднялись на канатной дороге и, через пару часов, добрались до бочек. Бочки полностью были забиты народом.В основном альпинисты и военнослужащие из традиционно пытающейся взойти на Эльбрус 9 мая военной часи. Мест в бочках не было, да и платить 80р за ночь мы не могли. Палатку поставили внутри сломанной бочки, получилось неплохо. В этот же день мы решили сбегать на Приют 11-ти, точнее на место, где он был. Добежали по ратрачной дороге за 3 часа. Погода была не очень, но видимость была хорошая. Так-же бегали и альпинисты с бочек.

На следующий день погода не улучшилась, и мы немного полазили в окрестных ледопадах. Все альпинисты и военные начали потихоньку сваливать.

Ровно 9 мая погода стала получше. Решили попробовать. Вышли в 5.00. Навалило снега и пришлось тропить до самых домиков спасателей - вагончиков. На скалах 9-ти сейчас прикручено тросами к скалам два вагончика. В одном из них отдыхали, т.к. устали от сильного ветра и тропежки. Время было около 8.00. В 9.00 вышли дальше. По мере подъема в район скал Пастухова, ветер стал усиливаться. Временами переднего в связке не видно из-за сильнейшего ветра и плотной поземки. Очки мгновенно замерзают. Ветрозащитная маска окончательно смерзлась с бородой, и отодрать ее было невозможно. За несколько часов подошли к верхней части скал Пастухова. Здесь нас стало совсем сдувать. И стало ясно, что погода совсем портится. В общем, сфотографировавшись, было принято решение прекратить безобразие и вернуться.

На следующий день погода к вечеру стала улучшаться. Вечером выдвинулись в район скал 9-ти для того, чтобы переночевать в вагончике, и рано утром выйти. Из снаряжения у нас были все теплые вещи, с избытком. Газовая горелка и баллоны. Две больших накидки из непромокаемой тряпки. Посудина – армейский котелок. Две лопаты. По крайней мере все это снаряжение позволяло, при чрезвычайных обстоятельствах отрыть яму, укрыться накидками и приготовить еду.

Из специального снаряжения был стандартный комплект железяк, позволяющий работать на произвольных ледяных склонах. Веревка 50м + вспомогалка.

Так - же было взято некоторое количество чая с лимоном и всякой калорийной еды. Сладкое и т.п.

Будильника у нас не было, и мы проспали до 8.30. Нас разбудил Дмитрий который поднялся с бочек. Ветер был довольно сильный и мы посомневавшись, стоит ли идти, вышли на верх.

На первом участке до скал Пастухова, сила ветра постепенно возрастала. Этот участок не представлял технической сложности, т.к. крутизна не большая и нет больших участков открытого льда. Весь путь промаркирован вешками. Добравшись до камней вверху скал, сделали первый привал. Долго сидеть не пришлось т.к. стало прохладно.

Дальше стало хуже. Практически весь участок от скал до начала косой полки состоит из открытого, жесткого “бутылочного” льда. Местами попадаются почти идеальные зеркала протяженностью около 5-ти метров. Проходя по таким зеркалам в кошках, на них даже не остается царапин. В дополнение, на этом участке началось следующее явление. Из района седловины на фоне сильнейшего ветра начали образовываться вихри или смерчики. Они хорошо видны, т.к. в этих вихрях с большой скоростью вертится поземка и туфовый песок. Вихри перемещались от седловины через скалы Пастухова на восток. На краях такого вихря скорость ветра значительно возрастала. При попадании в такой вихрь кажется, что тебя хватает за рюкзак и реально оттаскивает на метр вниз. Т.к. вихри, и их направление движения хорошо видны, применялась следующая тактика. За несколько секунд до попадания в вихрь, нужно вбить передние зубья поглубже, вбить боком ледоруб и встать враспор между зубьями и ледорубом и держаться пока ветер не стихнет. По крайней мере, в такой позе не отрывает. В таком режиме до косой полки добирались 1.5 часа, проходя опасные участки во время сильного ветра на карачках, на 3 такта. На всем участке открытый лед.

На косой полке стало полегче, т.к. вихри уже пролетали ниже нас, а лед сменился жестким фирном и крутизна уменьшилась. По косой полке идти очень нудно и тяжело психологически, хотя технически участок легче. Крутизна местами градусов 30 и фирн. До выхода на седловину 2.5 часа. На седловине ветер стал тише. За полчаса добрались до развалин хижины, практически по пологому участку. Здесь подогрели чайку на газу. Баллоны заправляли обычным нашим газом, который купили зимой. Этот газ работает на морозе гораздо лучше "родного". Пристраховали к остаткам хижины рюкзаки со снаряжением.

От хижины на западную вершину идет открытый ледовый склон 45 град крутизны. Правильно ходить на вершину так. Сначала двигаемся траверсом склона западной вершины на север до небольшой каменистой гряды. Оттуда набор вверх около 100м 40 град затем пешком по плато до вершины.

Мы решили немного сократить себе путь, и пролезли по более крутому участку описав по склону западной вершины полукруг. Движение на 3 такта, с одновременной страховкой через ледобур. За 1 час выбрались на предвершинное плато. По плато пешком до вершины.

На вершине ветер совсем стих и стало тепло. Даже сняли маски. Нам показали сказочные картины моря облаков с торчащими из них островами пятитысячников Кавказа. Пощупали тот самый булыжник на вершине с голубенькой табличкой “300 лет флоту”, который и является на данный момент самой высшей точкой России. И развернули флаг МАИ на западной вершине 11 мая 2000г в 14.00 . Кстати, этот самый флаг бывал и на Северном Полюсе, и на орбитальной космической станции МИР, и много где еще.

На спуск шли очень осторожно, помня о том, как на спусках улетают на голом льду в трупосборник и о прочих неприятностях. Отдыхали часто. В целом спуск был легче, т.к. ветер значительно уменьшился. Но ходить по ледяным зеркалам на спуск тяжелее. У скал Пастухова мы попали в жуткий пояс облачности. Видимость упала до 5м. В этой ситуации очень помог компас, в котором надулся огромный пузырь от высоты, и знание азимутов от Пастухова на скалы 9-ти, и от скал 9-ти на бочки. Рекомендуется заранее вычислить их по карте. Если бы мы этого не сделали, то наверняка нам бы пригодилось взятое снаряжение. До скал 9-ти добирались, ища каждую следующую вешку от 5 –20 минут. Это не так просто, да еще и всяких лишних вешек понатыкано. Так вышли на гребень к скалам 9-ти. От скал также по азимуту пошли и напоролись на бочки. Причем облачность висела на 100м над бочками. На бочках были около 9 вечера.

Переночевали на бочках. Утром вышли вниз к канатке. Погода солнечная, и Эльбрус был отлично виден. Попрощались примерно так…

До свидания Дедушка, не кашляй?!

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100