Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Северная Америка >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Валерий Розов, г. Москва,
Материал предоставлен сайтом
Русский Экстремальный проект

 

 

Земля Баффина
B.A.S.E. climbing

Карты района:

общая

увеличен район фьорда Сам-Форд, где находится пик Большой парус

- Генеральный спонсор "Русского Экстремального Проекта" - компания SALOMON.
- Видео и фото оборудование - CANON.
- Экипировка всей экспедиции и информационное спонсорство - БАСК.
- А также спасибо всем не безразличным людям, кто нам помогал.

Участники экспедиции:

Альпинисты: 


Александр Одинцов

Александр Ручкин

Александр Кленов

Михаил Деви

Валерий Розов

Операторы:


Лев Дорфман
(видео)

Дмитрий Лифанов
(фото)

Врач:


Михаил Бакин

Наш канадский друг (охотник и рыболов):


Володя Морозов

Ответственный за связь:
- Иван Самойленко


 26 апреля - 10 июня, экспедиция в Полярную Канаду, северо-восточное побережье острова Баффин.
Совместная акция "Русского Экстремального Проекта" и команды альпинистов "Русский путь - стены мира". Это сверхсложное альпинистское восхождение на стену пика "Большой Парус" в тяжелых погодных условиях заполярья. Перепад стенной части маршрута 1300 метров, средняя крутизна маршрута 85 -90 градусов! На прохождение стены было затрачено 16 дней! После покорения стены, с ее верхней части, Валерий Розов совершил прыжок с парашютом в костюме крыло (время в свободном падении 55 сек.). Остров Баффин известен своими огромными (более километра) скальными стенами и непростыми погодными условиями. Впервые команда российских альпинистов совершила восхождение в этом районе Мира (причем восхождение высшей категории трудности). И впервые в истории парашютизма, спортсмен прыгнул со стены, предварительно пройдя эту же стену как альпинист!!! "Русский Экстремальный Проект" может по праву считать себя основателем нового вида экстремального спорта :), который мы назвали "B.A.S.E. climbing".



Экспедиция на Пик "Большого Паруса" объединяла два проекта - "Русский путь - Стены мира" под руководством Александра Одинцова и "Русский Экстремальный Проект", осуществляемый мной. Идея зародилась у меня, поскольку наш проект изначально подразумевал сочетание различных экстремальных видов спорта, и заключалась в том, чтобы сделать, что-то абсолютно новое и необычное. А это, на наш взгляд, всегда хорошо получается на стыке различных дисциплин, порой трудно сочетаемых. Так у нас получилось в феврале со спелеологами, когда мы прыгали в пещеру "Sonato de las Golondrinas" в Мексике, и вот сейчас с альпинистами. Команда Саши Одинцова - это фактически сильнейшие альпинисты России в техническом классе. Они проходят самые известные в мире и технически очень сложные стены по новым маршрутам и называют их "русскими маршрутами", что весьма престижно для страны и российского альпинизма.


  Экспедиция проходила в труднодоступном районе, о котором нам мало, что было известно, кроме того, что там очень холодно, солнце в это время года не садится (полярный день) и много белых медведей, которые за зиму сильно проголодались. Первого медведя мы встретили в аэропорту Клайд Ривер (конечный пункт нашего перелета на остров). Огромный плакат, со злобно ощерившимся белым гигантом и надпись: "Они нападают без предупреждения". Тут же была подробная инструкция, как надо себя вести, если столкнешься с хозяином здешних мест. Все это не вызвало у нас энтузиазма, и мы договорились с местными эскимосами, помогавшими нам с заброской в район базового лагеря, оставить нам пару ружей. Но они были такие маломощные и доведись нам встретить медведя, вряд ли от них был бы какой-то прок. От Торонто до базового лагеря на острове Баффин добирались две недели. Сначала прилетели в столицу острова Баффинова Земля в город Игалуит, далее на самолете преодолели 700 км до поселка Клайд Ривер, а оттуда, около 200 км, на снежных мотоциклах, к которым были прикреплены сани с нашим грузом и собственно нами самими. Таким способом непосредственно до базового лагеря добраться нам не удалось, путь преградила морена, с которой сдуло снег, и мотоциклам преодолеть ее оказалось не под силу. А у нас почти тонна груза. Несколько дней пришлось таскать его на себе через небольшой перевал к базовому лагерю. Когда мы еще ехали на санях вдоль замерзшего океана, то увидели, что по кромке воды и суши идет медвежья тропа, много следов. Наш проводник долго их разглядывал, а потом сказал: "Медведь недавно тут прошел. Но он быстро ходит. Отсюда он уже далеко". "А если назад пойдет?" - поинтересовались мы. - "Тогда стреляйте!" Поначалу после того, как экспедиция спешилась, чуть что хрустнет или звук какой раздастся, все медведь мерещился. А потом забыли про него. Может он издалека за нами и наблюдал, но близко мы его не видели. Рыбалка там была шикарная. Местные жители называют эту рыбу - арктикчир, если бы нам это не сказали, мы бы решили, что это обыкновенный лосось. Во льду высверливается лунка (толщина льда около 2,5 м), рыба ловится на голый крючок безо всякой наживки! Этой рыбой мы питались в течении всей экспедиции, она заметно украшала и разнообразила наш рацион.

 Одеты мы были в одежду от фирмы "Баск", это не в порядке рекламы, это действительно была помощь. Без такой экипировки там было бы просто невозможно выжить, а не то, что куда-нибудь залесть. Одеты мы были примерно так: два комплекта нижнего белья, которое впитывает пот и сохраняет тепло, поверх - теплый мягкий костюм, который хорошо "дышит", но не пропускает ветер (виндблок), а затем костюм, который тоже "дышит", но не пропускает воду (gore-tex). На все это надевали пуховки. В базовом лагере ходили в валенках: тепло, легко надевать, снимать. Жаль, что недели через три они отсырели настолько, что ноги стали мерзнуть. А сушить негде было.
   Пока шла подготовка к восхождению и обработка маршрута, у меня было время, чтобы сделать что-то свое. Неделю я потратил на то, чтобы найти объект, пригодный для прыжка, помимо Большого Паруса. Мне хотелось прыгнуть с вершины, на которую еще не ступала нога человека. Наконец, обнаружил то, что надо ( точнее стену пригодную для прыжка я увидел сразу, проблема состояла в том чтобы найти достаточно простой путь наверх). Вершина находилась километрах в пяти от Большого Паруса. С третьей попытки (первые две сорвала непогода и большое количество свежевыпавшего снега) мне, оператору Леве Дорфману и фотографу Диме Лифанову удалось на нее подняться. Гора имела прекрасную 800- метровую стену, гладкую и слегка нависающую. Поднимались мы, естественно, в обход по более простому маршруту (подъем занял 9 часов). К счастью у нас был с собой ски-тур, подъем без которого наверх занял бы гораздо больше времени. На этот раз с погодой повезло. Я прыгал в костюме "крыло", потому что после такого долгого подхода хотелось и полетать подольше, просто упасть камнем вниз было бы обидно. Полет длился 40-45 секунд. Спустя пару дней нам удалось еще раз повторить это восхождение, и я прыгнул второй раз. Подняться на вершину, на которой никто не бывал само по себе здорово, а тут еще и прыгнуть…. Мы были просто счастливы!!!


Что представлял собой сам маршрут на стене Большого Паруса?

   Высота пика - 1800 м. Стартовая точка маршрута - 500 м над уровнем моря. Перепад стенной части - 1300 м. Стеной в альпинизме называют участок горы, крутизна которой более 70 градусов, таких гор в мире десятка два, не больше. Американцы называют этот природный феномен - big walls, и под это понятие попадают стены протяженностью более километра. Здесь принципиальным моментом является не абсолютная высота горы, а именно протяженность технически сложного участка. Особенность этого восхождения заключалась еще и в том, что на этой абсолютно вертикальной и довольно гладкой стене не держится снег и, следовательно, неоткуда брать воду на маршруте. Нам пришлось натопить из снега около ста литров 100 и тащить ее с собой. Вода была в больших пластиковых канистрах, и довольно быстро замерзла, что доставляло нам большие неудобства, когда нужно было что-то из нее готовить.

С момента, когда подошли к скале и забили первый крюк, до того момента, когда оказались на вершине, прошло почти три недели. Пара-тройка дней у нас вылетели из-за непогоды, день отдыхали. Так что само восхождение заняло 16 рабочих дней. Из них около 5 заняла обработка нижней части маршрута, на которой каждый раз, провесив веревки, мы спускались вниз. На таком сложном маршруте более одной-двух веревок в день провесить не удается. Это 50 - 80 м по высоте, очень тяжелое лазание, в основном все построено на искусственных точках опоры. Когда все веревки были провешены, наступил так называемый отрыв. Со всем снаряжением мы поднимаемся наверх, вытаскивая за собой веревки. Теперь нас с землей ничего не связывает. Мы висим на стене и медленно продвигаемся к вершине. В висячем положении мы прожили 12 дней. Для альпиниста ночевка на платформе, событие рядовое. И даже очень приятное. Наконец-то можно освободиться от всего надетого на себя снаряжения, сесть, расслабиться и даже лечь. Мы на платформе 1,5х2 метра жили втроем. Тесновато, конечно, но все-таки какой-то кусочек горизонтальной поверхности.

   Приготовление пищи - это тоже отдельная тема. Все забиваются в углы платформы, освобождая центр, к потолку подвешивают примус, на котором топят лед и готовят пищу. В основном использовали сублимированные продукты. Вкусно, разнообразно. Еще было много шоколада, сухофруктов. Словом, не голодали. Сборы и готовка пищи в условиях тесноты и холода занимает много времени. Например, с момента, когда все проснулись, на то чтобы одеться, приготовить поесть и одеть все снаряжение для дальнейшей работы на маршруте уходило почти 4 часа.

    Отдельно хотелось бы рассказать о том, как все это снималось на видео и фото. Помимо того, что снимали сами участники, у нас было еще два человека, которые занимались этим профессионально - Лева (видео) и Дима (фото). На их долю выпала практически та же работа, что и на остальных участников (переноска грузов и их заброска на саму стену, поиск спускового маршрута для команды, бытовые работы) плюс необходимость постоянно думать о съемке и решать все связанные с этим технические проблемы. Снимать весь процесс приходилось в основном "по ходу дела", на постановочную съемку, как правило, не хватало времени, а то и сил. Поэтому еще раз им спасибо! Съемкой на самом маршруте занимался в основном я, ребята, конечно, тоже активно помогали по мере возможности. С собой на горе у нас было три цифровых видеокамеры, пять фотоаппаратов, один из которых цифровой. Я думаю, не много у нас было в России восхождений, которые бы снимались таким количеством аппаратуры.

   Когда вылезли наверх, началась метель. Сутки ждали погоды. По спусковому маршруту подошли Дима с Левой, все кроме меня, по этому маршруту затем и спускались (кстати, на поиск этого пути у них ушло несколько дней). Для прыжка нашел просто идеальное место - огромный скальный блок, выпирающий вперед, как нос корабля. Стена в этом месте, как полураскрытая книжка под тобой. Ощущение, словно вышел в космос. Фантастическое место! Я ребят развесил на веревках: кого совсем рядом, кого метрах в 20, чтобы снять прыжок в различных ракурсах. Одна камера была внизу. Переговорил со всеми по рации и объявил 15-секундную готовность, чтобы включили камеры. "Раз, два, три - пошел!"


   Полет он и есть полет. Ничем не отличается от любых других. Специфика base jump в том, что прыжки отличаются не только тем, что ты делаешь в воздухе, но и тем, с какого объекта прыгаешь, какая погода, что вокруг. Одной из особенностей этих прыжков была холодная погода. Хотя мой костюм был специально сшит чуть большего размера, но все же оказался несколько узковат для той одежды, в которой мне хотелось бы совершить прыжок. Перед прыжком пришлось разминаться и разогреваться, чтобы сбросить лишнюю верхнюю одежду, быстро влезть в костюм и скорее прыгнуть, пока опять не остыл. Почти сразу после отделения почувствовал сильный боковой ветер, меня стало сносить в сторону от тех, кто ждал внизу с видеокамерой и с теплой одеждой. Поэтому пришлось открыть парашют чуть раньше, чем планировал. Определенная проблема, во время прыжка, была с правильным определением расстояния до земли, поскольку в бейсе ты делаешь это "на глаз". В wing suit улетаешь от скалы очень далеко и она уже не дает тебе необходимого масштаба, а тот пейзаж, что ты видишь под собой не мог служить хорошим ориентиром (мелкая каменная сыпуха присыпанная снегом).

   Все участники экспедиции в один голос утверждали, что Полярная Канада произвела на них неизгладимое впечатление. Действительно, там ни с чем не сравнимые пейзажи. Полное отсутствие какой-либо растительности, множество скальных стен, каждая из которых, если перенести ее в другой горный район, станет его украшением. А там они просто забором стоят. Американцы назвали это место, районом альпинизма XXI века. Если внизу долины солнце скрывается за гребень, то на вершине оно ходит по кругу, никуда не девается целый день. Мы, когда вернулись в Торонто, ложась спать, погасили свет. Чувствуем, что-то не то. Опять включили свет и прекрасно уснули. Вот так организм перестроился под солнце.

Хотелось бы сказать о той помощи, которую нам оказали канадцы и заодно еще раз поблагодарить этих людей. В основном это наши бывшие соотечественники. В базовом лагере с нами жил Володя Морозов, охотник, проводник. Он доставал нам билеты, добывал информацию о районе восхождения. А до этого поместил в одной русскоязычной газете статью, в которой рассказал, какая крутая экспедиция приезжает, и попросил помочь ей с транспортом и жильем. В итоге в аэропорту нас встретила целая кавалькада из машин таких добровольцев и отвезла домой к Людмиле и Дмитрию Сперлиным. У них трехэтажный дом, мы там поселились со всем своим барахлом. Четыре дня жили до отъезда на остров и неделю по возвращении. Каждый вечер приходили друзья хозяев, приносили выпивку, мы гуляли, пели песни Визбора под гитару. Когда уезжали, хозяйка навзрыд рыдала, несмотря на тот бардак, что оставили в ее доме 10 мужиков, вернувшихся после полуторамесячного восхождения.

   Два абсолютно самодостаточных проекта, два лидера в одной экспедиции - это не просто, но как ни странно никаких особых проблем не возникло. Каждый занимался своим делом. Саша Одинцов не лез в парашютную часть программы, я, участвовал в восхождении как обычный член команды, выполняя порученную мне работу. А столь длительная работа в столь экстремальных условиях, как на Баффине, требует достаточно больших и физических, и психологических затрат. Мне понравился и технический уровень команды, и взаимоотношения в ней. Каждый все делал спокойно, размеренно, грамотно, без внутреннего надрыва, что свойственно настоящим профессионалам. Мне было исключительно приятно вернуться в альпинизм, которым я раньше много занимался, и совершить восхождение с такими ребятами!

Фотогалерея экспедиции на Баффинову землю - "Стена Большого Паруса"


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100