Редакция

Mountain.RU

e-mail: info@mountain.ru


Hi-Res-Photo
Тютю-баши Главная. Северная стена.

Красной линией показан
ранее предполагаемый маршрут
команды через "нос".
Зелёная стрелка указывает вновь выбраный маршрут команды: По центру Северной стены на плечо Северо-Восточного ребра, далее по Восточной стене на Тютю Главную с пересечением маршрута Гарфа.
Синей линией показан маршрут Б.Гарфа (5Б) на Тютю Восточную по Северо-восточному ребру Северной стены

© Фотография из архива Федерации
альпинизма России предоставлена
журналом Risk-online

История прохождения маршрута:
Контрфорс "Нос корабля" имеет два прохождения. Впервые этот маршрут прошла команда Кима Кирилловича Зайцева - начспас альплагеря Уллутау (восхождение длилось 14 дней). Второй раз его прошли чешские альпинисты.

Не стоит путать этот маршрут, ведущий на Тютю-баши Главную с Северо-Востока, с другими сложными маршрутами на массив Тютю-баши:
Маршрут М.Хергиани 6А по Северной стене на Тютю 2-ю Западную.
Маршрут И.Кахиани 5Б по Северному ребру на Главную Тютю, но проходит левее "носа".

Географическая справка
Массив Тютю (4460 м), состоящий из Западной, Второй Западной, Центральной, Главной и Восточной вершин, расположен на Кавказе в Западном отроге Адырского хребта, между Джайлыком на востоке и, за перевалом Суходольского, вершиной Суллукол на западе. От Восточного плеча массива отходит Южный отрог-гребень с простой вершиной Шогенцукова (4050 м). За Куллумкольским перевалом, находящимся под южными склонами Западного гребня вершины Тютю Западная, в простом разрушенном Юго-западном отроге массива Тютю стоит вершина Куллумкол (4055 м) и за ней в конце отрога - Термен (3950 м).

Описание маршрутов на массив Тютю-баши смотрите в обзоре Алексея Васина.

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Тютю-баши через "Нос корабля"

Из-за плохой погоды и лавиноопасности принято решение изменить маршрут.
Теперь название маршрута звучит так: По центру Северной стены на плечо Северо-Восточного ребра, далее по Восточной стене с пересечением маршрута Гарфа.

В начале марта 2000 года команда московского клуба Штурм в составе пяти человек (капитан Тимур Ахметханов (МС)) выехала на Кавказ в район ущелья Тютю-су с целью восхождения на Тютю-баши Главную по маршруту "Нос корабля" 6А к.тр. В комплект снаряжения команды входит спутниковый телефон. Редакция Mountain.RU будет информировать своих читателей о ходе восхождения.

Новости экспедиции

31.03.2000
Команда возвращается в Москву. Все живы и здоровы. Восхождение из-за непогоды прекращено.

24.03.2000
По прежнему циклон, все спустились вниз, на стене осталось 6 веревок, все железо, и внизу под стеной в пещере системы и личные вещи. Снега столько, что невозможно подойти даже под стену. Группа клуба ШТУРМ из Москвы благополучно добралась до ущелья , и надеемся уже подошла к ребятам. Контрольный срок перенесен на 30 марта.

21.03.2000
Насыпало 1,5 метра снега, ночью очень холодно, сильный ветер. Трое ребята спустились вниз в Тырнауз за продуктами. Погода абсолютно невозможная. На стене висят шесть веревок, которые пока не снять, если прекращать экспедицию. Тимур говорит, что возможно будет еще одна попытка восхождения, и в случае неудачи нужно обязательно снять сверху веревки, заброску железа и газа. Нет информации по прогнозам погоды, что это: циклон? И когда он кончится?

20.03.2000
Очень плохая связь, сильный ветер задувал прямо в трубку. Продвижение по маршруту продолжается, но где ребята лезут, и сколько пролезли - непонятно. Погода плохая, идёт сильны снегопад.

16.03.2000
За последние два дня обработали 4 веревки бастиона. Большим огорчением стала очевидность невозможности подхода к самой главной части маршрута: "носу". И слева и справа верхняя часть контрофорса представляет собой висячие ледовые сбросы, забитые снегом. Об этом ещё в Москве предупреждал  Ким Кириллович Зайцев. Обстановка по прежнему очень лавиноопасная и принято решние об изменении  маршрута. Теперь название маршрута звучит так:
По центру Северной стены на плечо Северо-Восточного ребра, далее по Восточной стене с пересечением маршрута Гарфа. Слегка поморозил пальчики на руках один из вспомогателей (без последствий) . Есть возможность его замены, что и будет сегодня осуществлено. Клуб готовит группу с газом и едой. Ориентировочно она выедет из Москвы в понедельник. Настроение в целом веселое. Народ просит "вкусностей" побольше, и всем передает привет, кто о них помнит.

14.03.2000
Команда пока ещё сидит под стеной. Сильный ветер, ночью температура до -15, днем около 0, тучи, солнца почти нет, соответственно днем очень тепло и влажно. Снега насыпало почти метр. Несмотря на неустоявшуюся погоду, ожидание всех утомило, и принято решение завтра 15.03, начать обработку маршрута первой двойкой. Ребята опасаются,что не хватит газа и продуктов, поэтому сейчас в клубе ШТУРМ решается вопрос об отправке группы поддержки, которая подвезет еду и газ из Москвы.

8.03.2000
Продолжается заброска из хижины в ущелье Тю-тю-су под стену. С 10-го числа планируется начать работать на стене. Контрольный срок восхождения - 25 марта. Снег падал целые сутки, но сейчас, вроде, угомонился и пока ясно.

7.03.2000
Начали заброску снаряжения от хижины под стену. Ночью внезапно выпало 30 сантиметров снега, а днем сегодня-солнце.Ситуация по-прежнему очень лавиноопасная. Народ веселый и бодрый.

6.03.2000
Сегодня закончили заброску к хижине в конце ущелья Тю-тю-су. Завтра начинается переноска груза под стену. Займет это, ориентировочно еще пару дней. Снег внизу сдуло, а наверху по-прежнему очень лавиноопасно. Погода хорошая, солнце. Проверили спутниковый телефон - работает.


© 2000 Сервер Mountain.RU
All rights reserved.