Вне трассMountain.RU

Сноуборд

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Андрей Завьялов, Москва

Эльбрус 2003. Зимнее по летнему.
(Небольшое сочинение на заданную тему)

Зима уже подходила к своему логическому завершению - март стоял на пороге. Москву заливало не по зимнему яркое солнце, однако морозы в городе не слабели, и Москва-река была скована льдом, день защиты диплома приближался, а вместе с ним подступал день отъезда на Кавказ. Однако судьба внесла свои коррективы в настроение и сильно повлияла на направление моих мыслей.

Вид на Эльбрус на рассвете с Зеленой гостиницы (Адыл-Су).
Фото - Дима Костюков (Севастополь)

Случилось так что в Цейском ущелье не вернулись ребята с маршрута. Были надежды, верилось в хорошее. Вначале казалось что ребята просто пережидают непогоду и скоро вернуться, затем просто надежда - должны справится, они сильные, вернуться, никуда не денутся. Однако все закончилось совсем не так, как хотелось, верилось и надеялось. День когда ребят вспоминали был трудным и грустным. Весь следующий день перед защитой я вспоминал, как ходили мы вместе, ровно год прошел с тех пор. Как мучался я горняшкой и ночью в пурге засыпал за камушком, кутаясь в его пуховку, потом спускались к Приюту, так и не отыскав никого. Где дядя Юра отпаивал нас ночью, после спуска, чаем в "дизельной" и мы заночевали у него в коморке, как утром ребята пошли искать дальше, а я ждал ратрак, продолжая мучаться горняшкой. Вспомнилась записка, которую мы с Шуриком нашли, вернувшись в нашу квартиру с восхождения на Когутай, когда, не дождавшись, ушли на восхождение и оставили свой адрес на КСП, чтоб он имел возможность оставить вещи у нас в квартире. Вскоре после защиты дипломного проекта я летел в Мин. Воды. Хотелось довести до логического завершения то, что не сложилось годом раньше, а также освоиться в свете внесенных жизнью корректив. Потом был Терскол. Солнечная погода, снежные склоны Эльбруса, совсем не льдистые как в прошлом году. Появилось чувство, что в этом году получиться сделать то, что в прошлом году у нас вместе не получилось - сходить на Эльбрус.

Сборы для того чтобы сходить на Вершину начались еще осенью. Незадолго до отъезда к нашей мужской компании (Сергей Полунин и я) присоединилась девушка - Людмила. Как потом выяснилось ее желания побывать на вершине, хватило бы еще на пару человек. Снаряжения, которое я привез в Терскол, было достаточно для восхождения по ледовому маршруту любой сложности, перевес в аэропорту мог составить больше 25 кг, если бы не ловкость рук Александра Орлова (человека который очень сильно помог мне со снаряжением: ледобуры, оттяжки, ледорубы, пластиковые ботинки, также большое спасибо Наташе Злоказовой за помощь в сборе снаряжения) и моей коленки на которую облокачивался рюкзак во время взвешивания. Еды ребята собрали тоже не мало, хватило бы на пять, а при некоторой экономии и на семь дней. Итак, приехав в Терскол часам к восьми вечера, поселились в коттедже госпожи Сапиры, раскидали снаряжение, и пошли гулять, знакомиться - в общем, отдыхать.

День 1

Проснувшись утром от солнечного лучика, бьющего прямо в глаза и зазывающего выскочить на улицу. На улице все белым-бело, яркое небо, солнечно, свежо и просто красиво. Решаем в качестве разминки совершить прогулку по пути подъема на Когутай. Взяв снегоступы, доски, палки выходим в сторону чегетской поляны. Подъем шел вверх по кулуару прямо в сторону солнца, оно искрилось на белом снегу, застилало глаза, заставляло щуриться и улыбаться, а также поднимало настроение. Шаг за шагом мы преодолели кустарник вначале кулуара и продолжили подъем. На выходе из кулуара перед нами встала двух метровая стена изо льда. Обойти её стороной не было никакой возможности. Из снаряжения у нас только 60 метровый шнурочек, палки, снегоступы и огромное желание пройти дальше - подняться повыше, а ведь утром, перебирая снаряжение, я подумал и о ледобуре и об инструменте - не взял, посчитал лишним весом. После двух часов мытарств мы преодолели эту преграду и двинулись все выше и выше вверх. Подъем проходил по снежным залитым солнцем полям. На одной из таких полянок мы устроили тренировку по поиску "пипсы" - лавинного маячка. Я попросил Людмилу и Костю подождать, а сам, убежав вперед, метров на двести, натоптал полянку 50х50 метров и зарыл "пипсу". Ребята справились с поисками в течение 7 минут. Затем подошла и моя очередь. Время мое не сильно отличалось от времени ребят. После такого отдыха мы продолжили подъем. Так как Косте становилось немного не по себе с каждым метром набора высоты - все-таки первый день в горах - мы решили прекратить подъем и прокатиться с ветерком до чегетской поляны.

Спуск был достаточно интересным и только, сняв маску, около кафе "Кирпичи" я обнаружил, что езда по кустам оставила сильные царапины на ней, а так же сломал Людмилину трекинговую палку - зацепилась за дерево, и отломилось одно колено. На вечернем совещании приняли решение пойти на перевал "Эхо Войны". Если сказать что весь вечер посвятили сборам, то это будет не вся правда - сидели у Андрюхи Петрова, гоняли чаи, а также перенимали опыт в общении с пограничниками, 23 февраля как никак. Так как теперь в самом начале ущелья Азау поставили заставу и со всех требуют пропуска в погранзону.

День 2

По утру собирались слишком долго, как следствие пришлось более двух часов стоять в очередях на МКД "Эльбрус". На Кругозоре встретили Лизу с учениками, наш план прогулки на перевал ее не обрадовал, скорее наоборот, но и мешать она не стала (еще бы!), попросила только чтоб только с погранцами поаккуратнее. К 13 мы оказались у бочек. Наша группа состояли из 5 человек. Также имелось некоторое количество веревки, 3 пары снегоступов и море желания попутешествовать. Вначале предстояло спуститься по леднику до тропы, ведущей на перевал, тропу намедни протоптал Паша 13й, и пока что ее не успело замести. Спуск к тропе был великолепен, море не раскатанного снега, солнце в зените (вспомнилась песенка про грузинские вина), ветер в лицо. Затем, одев снегоступы и связавшись, не торопясь, двинулись вперед, нас ждал полутора часовой переход по закрытому леднику. К половине пятого мы оказались на седловине перевала. Немного перекусив и попив водицы, пристегнулись к доскам и продолжили наши приключения. Сказать что спуск был шикарный нельзя, но все же вполне интересный и снежный. Отсутствие нормального освещения и постоянные задутости не позволяло читать рельеф заранее и ехать в полную силу так что приходилось полагаться на ощущения ног и их ответную реакцию.

Вот мы и спустились в ущелье Азау, до нижней станции подъемника нам надо протопать по снегу около полутора километров. Часть пути удается проехать на досках, а часть приходиться идти пешком. Около сосульки мы собираемся вместе, что бы к погранзаставе подойти стройной колонной. Меня назначают во главу нашей процессии, так как на груди у меня виднеется нашивка "Федерация Альпинизма и Скалолазания (Москва)", а также есть бумажка - удостоверение спасателя. Когда подошли к пограничнику все страхи исчезли - кого боялись, молоденького солдата. Солдат нам поведал о том что все уже давно знают о нашей прогулке к перевалу и поэтому мы спокойно можем идти к себе домой и ничего нам не будет. В общем можно сказать им повезло, а то я был готов поднять шумиху и разобраться что к чему.

Когда мы дошли до кафешек, мои ноги уже еле поднимались так как ботиночки стали уж слишком малы, даже в сравнении с "испанским сапожком" (или как его там). Домой возвращались поздно┘ Господин DHU сделал выговор, за то что ничего не сообщили и нас так долго не было слышно - он прав, но не было возможности, сказывалось не прохождение сигнала от радиостанций (500 милливатт все же маловато для связи между группами).

День 3

На третий день я решил присоединиться к компании Макса, Руслана и других, и сходить на чегетскую "балду", с целью спуститься вниз по северному кулуару. Погода звенела, но в небе присутствовала дымка, однако пока поднимались на верх дымки становилось все меньше и меньше, Руслан все жалел о том что не пошел полетать на параплане. Когда же мы добрались до "балды", дымка опять наползла и грозила превратить любой склон в нечитаемое серое полотно. После просмотра Макс, Руслан и Юра полезли за наддув и каково же было удивление Макса когда там обнаружился толстый-толстый слой... Да-да, именно его - Снега! Его было много, Он был очень рыхлый и мягкий и вместе с тем лежало все это на серьезном уклоне. Это был тот редкий день когда мне стало страшно и я передумал ехать с ребятами в угоду собственному спокойствию.

В общем Сергей и я решили немного повременить со спуском в таком стремном и весьма опасном месте (падать там было нельзя, а также весьма лавиноопасно), мы пошли на юга, в сторону Медвежьих озер. Компанию нам составили норвежцы-телемарки. Красиво едут однако, особенно когда сразу несколько человек: присели на одно колено, повернули, присели на другое, повернули. Все очень плавно, красиво. Рельеф на склоне не был виден и поэтому пришлось ехать просто как в тумане, особенно на выкате к заброшенной заставе. Дымка на небе и бугры (высотой метр-полтора), которые были на выезде к чегетской поляне, очень сильно обломали радость от спуска к Медвежьим озерам. Когда же мы приехали на поляну и устроились за столиком в кафешке, я высказал все свое мнение о глыжниках что нарыли те бугры, и насколько сильно было мое удивление от того что сидящий по соседству лыжник, разделял мое мнение.

Вот и закончился "отдых" теперь будем оттопыриваться - заниматься подъемом тяжестей на высоту - завтра переселяемся на южные склоны Эльбруса. Погода нас балует и у меня создается впечатление, что мы не сможем сходить - погода не даст, ведь так не бывает: две недели хорошей погоды перед восхождением, а потом и во время восхождения стоит отличная погода. Однако, забегая вперед, могу сказать, что в нашем случае погодка дала сбой, и на восхождении не было ни ветра, ни снега, только солнце, небольшая дымка и сильный мороз. Вечер был проведен в путешествиях по кабакам, с целью запастись калориями, а также сборами.

День 4

Утром были сборы были возобновлены, затем, по дороге к Азау, я зашел в КСП и зарегистрировал нашу группу, однако когда я записывал название вершины, то немного ошибся, и записал Эльбрус - Восточную. Свою ошибку я не осознавал почти до восхождения, так как мне почему то казалось что мы пойдем на Восточную - ведь она легче! Но моим надеждам было не суждено исполниться - напарники сказали: "Мы уже были на Восточной, и второй раз делать нам там нечего, а посему идти нам на Западную, тем более она высшая точка Европы - 5642 метра" Что ж Западная так Западная, главное что бы погода позволила и силенок хватило.

К полудню мы со всем скарбом подошли к кресельному подъемнику. Что такое - НЕ РАБОТАЕТ! Неужели пешком с досками и парой рюкзаков на каждый организм нам переться до бочек. Ну нет! Мы... Мы...Ну а мы - просто КУПИМ РАТРАК! И окажемся сразу около Приюта 11 (а если еще заплатить хоть до седловины, лишь бы машина смогла)! Зафрахтовать ратрак оказалось делом не сложным для трех людей имеющих множество нужных и не очень вещей и обремененных высшим образованием - совсем не лишним в тех местах, которые горят желанием забраться повыше, побыстрее, повеселее. Водителя интересовала конечная СУММА, которая попадет в его карман, а сколько народу он везет не важно, но не более 10 человек, однако количество рюкзаков не ограничено, лишь бы ратрак не перевернулся. В течение полу часа мы нашли еще семь человек, что бы был полный консилиум. Основной контингент был естественно Онборд, а как же иначе - свои родные, главное, что у все были рации - это сильно упростило процесс ожидания участников операции по заброске нашего шмотья к Приюту. Вот и поехали, ратрак напоминает... Ничего он не напоминает, но выглядит ужасающе, в кузове одиннадцать людей, большая часть который если и не умеет, то по крайней мере знает что такое "Бояться", а позади кузова на металлические рога нацеплено почти два десятка рюкзаков разного калибра, этакий разноцветный клубок. Пока едем к бочкам, Сереге, сидящему спиной к кабине, за шиворот падает снег с крыши этой кабины - сегодня это первый рейс ратрака. Серега бодриться, видимо ему это не очень симпатичен снег тающий за шиворотом.

Вот и "бочки" вылезаем из кузова и начинаем снимать вещи, предназначенные для ребят, которые остаются на "бочках". Вот и Приют 11, начинаем подыскивать жилплощадь, в которой нам предстоит провести около трех дней. Весь выбор состоит из трех вариантов: хижина спасателей, дизельная рядом с приютом и "веранда" - сарайчик из фанеры с верандой и обильно застекленный с солнечной стороны. В конечном счете, останавливаем выбор на "веранде". Пока распаковывались, наше жилище проинспектировали идейные борцы с "боязнью" - Роман и Евгений, а вместе с ними и остальные.

Вот и снежок потихоньку сменяет свое агрегатное состояние и скоро к нему для компании отправятся макароны с тушенкой. Людмила в это время методично нарезает круги из лука, а также чистит чеснок. Когда мужские организмы решили набить желудки макаронами, им было предложено подкрепиться витаминами - чесноком и луком, с целью противостояния всяческим хворям. Так как особых романтических планов у нас с Серегой на вечер не было запланировано, то мы согласились и быстренько
скушали весь ассортимент "витаминных добавок".

Немного отдохнув, занимаясь обустройством быта, мы оделись, взяли доски и отправились на первый акклиматизационный выход, до конца скальных гряд. Идется очень легко, еще бы ведь из вещей у нас только доски. Наличие такого (большого) количества снега на склонах очень обнадеживает - значит, что на маршруте практически не будет льда, а это очень приятно. Но "почему-то" с каждым метром желание сделать следующий шаг становиться все меньше и меньше - высота. Так как спуск вниз мы решили сделать с использованием досок, то решаем, не доходя до скал Пастухова около трех сотен горизонтальных метров, завершить наш первый выход. Одев доски устремляемся вниз - чудесно, восхитительно - ни единого отпечатка на склоне кроме наших пешеходных следов. Снег очень мягкий, не задутый, буквально за минуту-другую скатываемся к нашей веранде. Солнце уже село, скоро Гору окутает ночь. Небо чистое-чистое, одна за другой проявляются звезды. Почему-то наш доктор не торопиться спуститься к нам, возникают всякие мысли. Вот и она, но почему-то идет пешком, а доску несет в руках. Приблизившись на расстояние уверенной голосовой связи, Люда высказалась в адрес моей персоны, насчет невыполненного обещания о смене углов креплений на ее доске. Я, конечно же, начал извиняться, однако, узнав причину ее столь подавленного настроения, с трудом сдержал улыбку, а вместе с ней и язвительность. Оказалось, что ей с трудом удавалось удерживать нос доски на поверхности, и частенько он все же уходил под снег, и это, соответственно, приводило к падению. По моему убеждению, вся проблема заключалась не в углах, а в ее малом накате (практике катания) по целине, выход только один - больше кататься в целине (впоследствии это было наверстано, и, как экзамен, был сделан отличный спуск, в сторону обсерватории с выездом к мосту).

После заката к нам в гости зашел Шурик с "бочек", денег собрать за постой, весьма огорчился, что из-за нас троих пришлось идти наверх - думал народу будет больше. Денег дали, чаем напоили. Ужин в этот день запомнился особенно. Меню состояло из плова быстрого приготовления (Raskladka.ru) и чая, также был сыр, колбаса и конечно лук и чеснок. Девушкам, наверное нравиться кормить гарных хлопцев этими приправами, вероятно они считают что этим смогут обеспечить долгий и спокойный сон. После первого чаепития (с коньячком) мужской коллектив занимался приготовлением плова, а Лютик чаепитием за нас троих. Когда плов был готов выяснилось что чая-то уже и не осталось. Горные "мачо", немного поразмыслив, решили, что не "мачам" не к лицу ходить за снегом для чая каждый 10 минут и, обидевшись на столь неблагоразумную мадам, стали думать над местью - накормить ее пловом, а после этого сделать все же немного чаю - самим. То ли Лютику не нравилась роль дегустатора, то ли она уже наелась шоколадом который запивала чаем, но есть плов она категорически не могла. Именно в этот момент и созрел наиковарнейший план мести - сделать чаек в котелке из под плова. Благодаря этому два "дона" смогли вдоволь напиться чаем и, невзирая на многозначительные реплики и уничтожающие взгляды, изобличающие наши подлые сущности, со стороны синьорины, устроили "вечер юмора". Людмила была в восторге и очень сильно уговаривала нас прекратить, а то ей, видите ли, от смеха становиться плохо. Так чувство юмора не управляется приказами, да и не верили мы ей, так что мы продолжали, а Лютик все серьезнее и серьезнее угрожала нам. К сожалению все наши потуги повеселить ее чтоб она привела угрозы в действие провалились - вероятно забыла что обещала.

После ужина все занимались своими делами: кто звонил по работе в Москву, кто просто домой, кто строчил короткие сообщения друзьям и знакомым - все это происходило под бесконечной и бездонной чернотой, абсолютный мрак которой разбавляли далекие солнца и звездные скопления, а наш домик выглядел в точности как дача: вокруг чернота, высоко в небе звезды, застекленная веранда, освещаемая маленькой лампочкой - мило, уютно и спокойно. Затем вся компания удалилась в спальню - все-таки мороз сближает, особенно когда больше двадцати градусов прошло с тех пор как замерзла вода. После того как все укутались в мешки и погасли фонари, мы оказались растворенными в полном НИЧТО. Все пространство заполняла Полная Чернота, ни единого отблеска, просвета - ничего такого, за что мог бы уцепиться глаз. Полное ощущение, что в Космосе, особенно температурный режим способствовал таким фантазиям. Почти для всех ночь прошла в спокойном и крепком сне, если такое вообще возможно на такой высоте практически без акклиматизации. Одна только синьорина была не очень довольна - выяснилось, что она не ела с нами лук и чеснок, а так как ложе она делила с 2 "мачо", обожравшимися этими самыми лекарствами, то сон ее прерывался как только мальчики поворачивались лицом в ее сторону и выдыхали

День 5

В этот день мы привыкали к спальникам, холоду и прочим радостям зимнего альпинизма. Погодка стоит "афигенная"! Только поземка да облачность - неужели погода не вытерпела и дала на себя обмануть? Что то маловато бензина, слишком уж холодно, вон в термосе кипяток с ночи оставленный превратился в чуть теплую водичку, да воды много испаряется, вероятно. Культурная программа на этот день предусматривает осмотр окрестностей в районе Пастухов, а поход на заправку - "Бочки", там нам оставили литр бензина, его как раз хватит нам на пару дней. Выходим к Пастухам около полудня, отдохнув и поев вволю, ведь продуктов занесли - на ратраке - море, дней на 5-7 при некоторой экономии. Погода опять нормализовалась: солнце, тишь да гладь - хорошо!

К 2 или 3-м часам оказываемся на скалах Пастухова, по дороге встретили красный флаг администрации какого-то края, который эти чинуши занесли вчера, видно тяжело им было, раз до седла не доперли. :).

Обратно спускаемся на досках, а Серега продолжает спуск к "Бочкам". Вернулся он вместе с закатом, устроили ужин и пообщавшись с миром по радио и телефонной связи улеглись спать - день то следующий предстоит непростой

День 6

"...долбаный будильник, кто вообще придумал вставать в 2 часа ночи - где этот чертов телефон (телефон обнаруживается в шерстяном носке в ногах спальника) ну и засунул я его чтоб батареи не замерзли, а рацию-то зачем я в спальник пихнул, ведь достаточно только батарейный блок - так вот оно, что мне ночью мешало! Как темно и холодно, и почему в темноте кажется холоднее чем термометр показывает - врет, наверное, хотя Серега говорит, что около 15 ниже нуля, а по ощущениям все 25"

Понемногу, потягиваясь, тьфу, ежась от холода и столь раннего подъема все оделись. Практически все вещи были надеты, разве что спальники не нацепили, все одно -- холодно. Серега запустил прогрев главной турбины нашей бензиновой ракеты, это я про горелку, ревет она, будто вот-вот взлететь собралась, тем более что кроме звуков, что мы издаем, горелки, да ветра больше ничего в этом мире нет, вокруг нас - темнота и бездонные звезды. Только почему-то не смотрится на них - холодно, ветер и голова немного другим занята. Вся жрачка напоминает камень: сыр - камень, колбаса - камень, хлеб и тот камень. Пакуем шмотки в рюкзаки, хоть вечером практически запаковались, все перепроверяем - не на пикник идем. Пока ракета не взлетела с кипятком, Серега решил проверить ее количество - и тут же стал звать меня посмотреть на чудо в котелке. Чудо было небольшое, размером с маленький сотовый телефон, твердое по структуре и желтое по наполнению - короче мы нашли желтоносный слой снега - жаль, но воду уже почти теплую выливаем, время еще есть натопим новую, Люду решили не радовать столь счастливой находкой.

Снег потопили, чай попили, кашку поели, термос залили и в 3-15 поплелись. Ветерок вроде утихает - это хорошо, плохо что холодно. Постепенно втягиваемся в ритм. Поднявшись повыше, видим фонари идущие наверх от "бочек", это вселяет оптимизм в успехе, а также будет веселее. Холодно, очень холодно, выдыхаемый пар тут же осаждается инеем на куртках, шапках, рюкзаках и моих волосах, которые торчат во все стороны из-под балаклавы. Перед скалами Пастухова одеваем кошки. Ветер полностью утих, как же хорошо без него. Начинает светать, только-только миновали скалы Пастухова. Буквально за пол часа стало светло, но солнца еще нет, очень холодно. Идти становиться труднее, впереди иду я сразу за мной Лютик, метрах в пятидесяти идет Серега. Вот он - мой Рубеж, после которого Высота пытается остановить, придавить, отпугнуть. До этого идти было проще, теперь 50-60 шагов - 40-50 метров - от вешки до вешки, а затем забываешься, время становиться тягучим и медленным, а когда Лютик говорит: "Андрей, хватит спать, пойдем", кажется, что только глаза закрыл, а на самом деле минуты 3 прошло. И снова 50 шагов, 40 метров, вот и вешка, опираешься на палки и спишь, спишь, спишь, пока Лютик не скажет: "Ну, пойдем же". Вот он какой, слабый пол, как хотите, так и понимайте.

Вот и солнце, вокруг красотища, облачности нет, видно далеко-далеко, но идется трудновато, хорошо, что льда совсем нет, - фирн. Перед спуском к седловине устраиваем привал, нас догнала двойка, стартовавшая с бочек. Ребята немного бодрее нас, но тоже заметно утомлены. Спуск к хижине, которая до сих пор стоит на седловине, для меня весьма труден - психологически - ведь потом опять набирать высоту придется. У хижины устраиваем большой привал на 30 минут, топим воду, так проще напиться, можно натопить столько сколько нужно. Погода чуточку сдала - появилась небольшая дымка ниже пяти тысяч. Однако она нам уже не помешает! Выходим на финишную прямую!!! (по крайней мере нам так казалось - никто не бывал ведь на западной) Опять приходиться траверсировать склон в северном направлении с одновременным набором высоты. Серега идет впереди, затем Лютик, а я ковыляю где-то в конце, на два шага ребят сам делаю только один - тяжело, тяжесть эта какая-то странная.

Давным-давно в 93 году в Туркмении, на первом своем перевале я испытывал что-то похожее, с тех пор ни разу и вот это снова. Подойдя к гряде камней, которая должна вывести нас на верхнее плато, решаем бросить все вещи и дальше "сбегать" налегке. Напротив нас ребята поднимаются на восточную - видимо "батарейки" они покупали совсем не там где мы. Подъем вдоль камней прост, однако высота сильно усложняет наш путь, двигаемся словно улитки. В какой-то момент я пытаюсь выйти на связь с группой поддержки и спросить у них помощи в поиске правильного пути на верх, хотя никто из них выше Пастухов не поднимался. Мою шутку оценить по достоинству никто не смог, даже Лютик, по просьбе которой я все это и затеял. Словом, идем по абрису, вернее просто туда где выше. Немного разнообразия вносят наледи из крепкого льда, образовавшегося рядом с камнями. Лютик так завелась, что оставив нас с Серегой фотографироваться, взлетела на плато и радостно-радостно закричала: "Вот Она (вершина) осталось 100 метров!!!". Мальчики ничем не смогли ей помочь и она в одиночку пошла окорять эту вершину, фотографы и журналисты не поспевали за ней - только выбрались на плато и никуда бежать не хотели...

Однако радость от победы была не долгая, стоило Людмиле обозреть все окрестности кругом, как выяснилось что это просто пупырь а вершина "вооон-там". Всего полкилометра по плато и 50 метров подъема. Мой тонус стал падать с ускорением весьма близким к одному Же (1g=9.8 м/с2), а группа с восточной уже спустилась на седловину. ЖыПиЭска показывала долгожданные 5600 с какими то метрами, и я никуда больше идти не хотел, также в голову лезли весьма невеселые мысли, что нам еще предстоит и спускаться: опять седловина, опят "косая" и скалы Пастухова, и только там уже можно будет расслабиться. Моему самокопанию и самосожаления не дали разрастись вволю, сказав: "А ну пойдем, ЖИВО!", естественно все это говорила Люда, Серега был вроде даже не против посидеть со мной и подождать пока желающие, в лице Людмилы, сходят на вершину. Однако Лютик смогла подпитать нас энергией и мы двинулись. Естественно все влезли на вершину, и даже сфотографировались (время: 13:15).

Тут приключился небольшой инцидент с фотоаппаратом - он не захотел работать в теплых женских руках, а руках Сереги заботал как и надо работать недешевой технике на высоте 5659 (Эту высоту зафиксировал ЖыПиЭс), но это выяснилось уже только в Москве.

Вот и спуск, быстро спустились к краю плато, тут то и началось "веселье", весьма крутой склон, постоянно встречающиеся наледи, а главное полное опустошение сил. Спускаться в три такта было очень лениво, и я стал сползать на заду, может и медленнее остальных, но зато было легче. Я опять отстал. Когда я подошел к рюкзаку, оставленному вначале скальных выходов, мои напарники были уже на подходе к хижине. Дальше был спуск, спуск, спуск... Серега, с Людой видя мое состояние, постарались разгрузить меня, Серега убежал вперед а Лютик осталась подгонять меня. Идти вниз для меня как обычно было гораздо тяжелее и утомительнее. Ох уж эти гигантские просторы снежных полей по которым идешь, идешь, идешь, а сколько прошел определить не можешь, скалы Пастухова как были далеко, так там же и остались, а далекие горные хребты не могут служить ориентиром (позже оказалось что расстояние от Приюта 11 до вершины составляет чуть меньше 5 километров по горизонтали, что не так уж и мало скажу я Вам)

Бесконечное количество вешек на траверсе, от одной к другой, от одной к другой, а впереди их еще столько, что не сосчитать. Ну вот и скалы, теперь можно расслабиться уже никуда не упадешь и не укатишься - можно расслабиться, сразу стало как то спокойно и хорошо - Гору сходили!!! На скалах встретили ребят, которые ходили на акклиматизацию, они помогли нам спуститься до нашей "терасы-веранды", и донесли наши рюкзаки (Спасибо). Оказавшись дома, около 6 вечера, мы все были полностью опустошены и больше нам ничего не хотелось. Сготовив чаю и выпив его, мы тут же улеглись спать (в 7 часов) и проспали до 11 утра. Холодно не было, скорее наоборот, также были сны всякие разные.

День 7

Пока мы с Серегой нежились в спальниках, Люде приспичило выпить чашечку кофе, хорошо, что она пошла на компромисс и не стала настаивать на его транспортировке в постель. Однако мы не стали потакать ее желудочным потребностям (вспомнился и чеснок, и вопрос о согреве спальника, и первые просьбы по утрам "а кофе в постель?" и все, все, все хорошее) и в весьма доступных выражениях, не изобилующих техническими терминами, объяснили сударыне: как включить горелку; как прогреть ее; как насыпать и натопить снег и многое-многое другое, необходимое в приготовлении кофе. Утро по привычке встретило нас солнцем и прогретой верандой.

После спуска в долину мы весь вечер посвятили моральному разложению, вначале глинтвейном, а затем и покрепче. Пили мы со всеми кто "боялся" за нас да и просто ждал. Спасибо им за поддержку, всех уж и не перечислить - склероз.

День 8

Следующий день был заключительным и провести его надо было достойно, например скатиться там где раньше еще не бывали. Благодаря DHU это нам удалось и мы сделали отличнейший спуск к мосту через Баксан.

День 9

Утром, погрузив в "Газель" наши пожитки, мы с Людой попрощались с домиком Сапиры и поехали навстречу Москве.

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!