Горы в фотографиях - любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Ежедневное пополнение.
Вне трасс > Горные лыжи

Новая Зеландия. Спуск на лыжах по западной стене Аспайринга

Автор: Shan Toohey, http://www.personalleadership.com.au/
Материал подготовлен: Людмилой Коробешко (Mountain.RU)

Впечатляющая западная стена горы Аспайринг

Западное побережье Новой Зеландии – место, где чаще всего в мире случаются шторма. Свирепый ураган зарождается над глубинами Тасманова моря, а затем выплескивает свою силу на прибрежную полосу Южных Альп. Самая высокая точка Южных Альп, не считая национального парка горы Кук, - вершина Аспайринг (3027м), известная как Маттерхорн Южного полушария. Более чем в два раза превышая по высоте все соседние горы, Аспайринг является доминирующей вершиной, и на ней часто разыгрываются ужасающие бури.

Так что плохая погода является серьезным препятствием на пути к успешному восхождению. Чтобы его преодолеть, нужно терпение, упорство и верность цели. А также немного удачи.

Спуск на лыжах с вершины Чо-Ойю (8201)
Первый спуск с Эвереста (8 848м) на лыжах.
Впервые североамериканцы спускаются на лыжах с Шишапангмы (8046м)
Стивен Кох и его проект "Семь Вершин". Но только на…. сноуборде.

Любая попытка восхождения на эту вершину начинается из городка Ванака, возле Куинстауна, на Южном острове. Отсюда весь выход с возвращением занимает чуть более шести дней, причем идти приходится с тяжелыми рюкзаками по ущелью Матуки, по крутым склонам Французского гребня, и далее до Квартердека. От Квартердека ведут несколько маршрутов на вершину. Самым традиционным считается маршрут по северо-западному гребню. Это самый безопасный путь, его чаще всего выбирают альпинисты, впервые совершающие восхождения на эту вершину.

Однако, самым сложным и самым притягательным маршрутом является западная стена Аспайринга – километровая доска из снега и льда. Как плоскость настоящей альпийской пирамиды, стена круто врезается в ледник Бонар под ней, под углом более 50 градусов. Стена очень крутая. По западной стене Аспайринга уже совершались восхождения, но еще никто не спускался здесь на лыжах.

Наша первая попытка.

В начале августа я объединился с канадским горнолыжником и альпинистом для попытки съехать с западной стены Аспайринг. Джон Чилтон прибыл в Новую Зеландию из Британской Колумбии с единственной целью: он хотел съехать на лыжах по западной стене Аспайринга, чтобы почтить таким образом память его близкого друга Тревора Петерсена. Тревор считался одним из лучших в мире альпинистов-горнолыжников, он погиб в лавине во французских Альпах в этом году. Чтобы почтить память друга, Джони собирался надеть лыжный костюм Тревора на восхождении и в нем же съехать по западной стене Аспайринг. Джони планировал провести неделю под горой, занимаясь ледолазанием. В условленное время мы должны были встретиться в одной из горных хижин в ущелье Матуки. Кроме своего лыжного снаряжения, я должен был принести еще лыжи и ботинки Джона, на нас двоих еды на 5 дней и снаряжение. Так что рюкзак у меня получился килограммов 30.

За день до назначенной встречи с Джоном я сломал ребро, прыгая со скалы на горнолыжных склонах, где я работал. Так как я не мог связаться с Джони, у меня не было выбора – мне нужно было терпеть боль и идти на место встречи. Ходьба с тяжелым рюкзаком по ущелью стало настоящим кошмаром для меня. Это ущелье пересекается множеством ручейков. Несколько раз, переходя эти потоки, я терял равновесие и падал вместе с тяжелым рюкзаком. Боль была нестерпимая. Несколько раз я хотел повернуть назад, но я дал обещание Джони и самому себе. Я был намерен достичь поставленной цели. Преодолевая боль, я добрался до хижины, где и встретился с Джони на следующее утро. Но менее чем через 24 часа мы уже были опять в Ванаке, так как началась сильная непогода.

Наша вторая попытка.

Шэн в горах Новой Зеландии

Уже в расширенном составе мы с Джони организовали вторую попытку в середине этого месяца. К нам присоединились Крис Эби, молодой канадский лыжный гонщик, увлекающийся прыжками со скал, и Дэн Хурвитц, видео-оператор по приключенческим съемкам. На этот раз мы сразу распрощались с идеей восхождения пешком на вершину. Вместо этого мы наняли вертолет до перемычки Беван. Получасовой перелет доставит нас на то место, от которого нам останется всего 4-часовое восхождение на вершину. Сумма в 600 долларов за полет в один конец показалась нам вполне приемлемой.

Рано утром в четверг наша команда погрузилась в небольшую машину и поехала по грязной дороге на пастбище овец Чарли Ювина, пилота вертолета. Пока Чарли завтракал, мы возбужденно грузили наше снаряжение в вертолет. Я никогда не бывал в вертолете до этого, так что мне было очень интересно, особенно когда мы начали грузить лыжи в коробку, которую Чарли обычно использовал для своих собак.

Через 10 минут после старта мы пролетели бескрайние пастбища и оказались выше зоны альпийских лугов. Контраст был поразительный: только что под нами мелькали зеленые луга, и вдруг мы оказались над ледниками и ледопадами, скальными бастионами и неприступными вершинами. Теперь на большой высоте перед нами открылся отличный вид на гору Аспайринг и ее западную стену. Магическое сияние гор, однако, затмевалось угрожающего вида тучами, появившимися над горизонтом. Чарли подал знак рукой, и мы резко повернули влево, возвращаясь обратно. Через пару часов страшный шторм обрушился на Ванаку. Он бушевал в течение 5 дней.

Незаметно пролетел целый месяц. Каждый новый день приносил плохую погоду или лавинную опасность в Южных Альпах. У нас почти не оставалось времени на еще одну попытку, так как Джони и Крис должны были улететь в Канаду до конца сентября. В довершении ко всему, у нас не было достаточно денег, чтобы оплатить еще один перелет на вертолете. Наши надежды очень быстро таяли, так что мы решили поискать другие варианты. Дэн Хурвитц, наш видео оператор, отправился на одну шоу-передачу на новозеландском телевидении за спонсорством. Ребята с телевидения посчитали, что идея съехать на лыжах по западной стене Аспайринга была просто сумасшедшей – а сумасшедшие идеи очень популярны на телевидении. Так что о полете на вертолете мы могли больше не волноваться. Все, что нам теперь было нужно, это – хорошая погода и надежный снежный покров.

13:00. 19 сентября. Попытка номер три.

Oдно неверное движение может стать последним

В рации, которая лежит у меня в кармане, раздается голос нашего оператора, Дэна: “Давай, Шэн. Крис проехал опасную часть стены и находится в зоне безопасности. Ты готов?” Я отвечаю, и мой голос при этом срывается: “Я как раз надеваю лыжи, как буду готов, скажу раз, два, три.” Я еще раз смотрю вниз на стену. Мысль о том, что мне предстоит, пугает меня. Мои руки дрожат немного. Мое дыхание становится частым и поверхностным. Сердце громко стучит. Внутренний голос начинает меня отговаривать, но у меня нет времени спорить. Мне нужно собраться. Я знаю, что смогу это сделать. Я последний раз оглядываюсь вокруг. День стоит чудесный, солнце ярко светит, нет ни ветерка. Вокруг тишина. Я смотрю на запад, где поблескивает Тасманово море. К югу тянутся бесконечные горные хребты.

“Есть, Дэн, раз, два, три, пошел…” При первом повороте рация выскакивает у меня из кармана и ударяет меня в лицо. Не очень-то хорошее начало. Глубоко дыша, я готовлюсь к следующему повороту. На долю секунды я словно парю в невесомости, и вдруг сила тяжести разом наваливается на меня. Я весь сосредоточен, одно неверное движение может стать фатальным. Конец моих лыж касается снега и глубоко врезается в 52-градусный склон. Адреналин наполняет все мое тело. Я не вижу ничего, кроме следующего поворота. Окружающий мир исчезает для меня, я живу только одним моментом.