Вне трассMountain.RU

 

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

 Читайте на Mountain.RU:

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайланд

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

 

 

 

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Куликов Евгений, г. Москва


Лыжи и море.
Кавказ и Крым.
Лето - 2003

Участники:
Куликов Е.,
Мысловская О.,
Куликов А.

Ниже я хочу воспроизвести некоторое подобие дневниковых заметок, записанных во время летней поездки в Приэльбрусье в июне 2003 г. Прежде всего для себя самого,  так как я заметил, что по прошествие 4-5 лет после какого-либо путешествия практически полностью забываются не только детали, но и сам факт поездки. Наверно, также, будет интересно прочитать эти наброски друзьям и знакомым, которые так или иначе связаны с горами и лыжами или просто с путешествиями. Ну что ж, начнём.

Конец мая, первые числа июня.

Куча снаряжения необходимого и не имеющегося в наличии просто поражает, кол-во денег нужных для его приобретения убивает наповал. Потратив немало времени удалось как-то соотнести финансовые возможности с финансовыми потребностями.

Скидки, господа! Вот сладкое слово в мире капитала с нечеловеческим лицом. Вся страна бросилась покупать шмотки и снарягу для экстремального аутдорного актива (extreme outdoor activities). Комаров кормить в Карелии – экстрим по полной программе, на Эльбрус зайти летом –  запредельно, нереально, на грани возможностей – но наши парни идут вперёд! Даёшь Русский Экстрим!

Соответствнно, на фоне всеобщего помрачения разумом, цены, запрашиваемые продавцами, от реальных отличаются минимум в полтора, а то и два раза. Лыжи, купленные за 150 долларов (опт. скидка), в другом московском оч. известном магазине стоят 310. Продавец с важным самовлюблённым видом объясняет – это, понимаете,  лыжи для профессионального экстремального скитура  (ski tour), товар всесезонный, поэтому мы никогда-никогда не продаём их со скидками, кто разбирается, тот купит, последняя пара осталась, берите - не прогадаете, дешевле не найдёте и не ищите, у нас дилерские цены и минимальная наценка. Вот так.

Президент г.лыжник – все в горы. Кстати, недавно он на Алтае на рафте прокатился – все в каяки, рафты и жопой в воду. Закупайте вёсла – товар ходовой. В общем, так или иначе, пробив в бюджете дырку, снаряжение собрали.

Попытка купить билеты на поезд бесславно провалилась (приличных  недорогих билетов нет, не было и не будет, те что есть дороже самолёта или через самостийну Украину) – едем на машине.

Перед принятием решения в пользу автомобиля была составлена приблизительная смета по доставке нас на поезде. Вот она:

3 человека. Москва – Терскол.
Такси  Красносельская – Комсомольская     - 150 р. (с учётом перегруза)
Билеты на поезд Москва – Кисловодск(плацкарт) до М.Вод 3 по 850р  - 2550р   
Бельё в поезде 3 по 60 – 180 р
Еда, пиво  3 по 200 - 600 р
Такси в Терскол – 1600-2000 р (летом рассчитывать на Газель с попутчиками для 3 человек бессмысленно, общественный транспорт из Мин.Вод не ходит, следовательно легковая машина)  
Итого 5000 - 5480 р

Таким образом на преодоление, грубо говоря, 1800 км у нас было 5000 рублей. Задача вполне реальная.

7 июня суббота

Подъём в 4.00. Накануне легли в 10 вечера, предварительно собравшись. Стащив шмотки вниз, начинаю грузить машину. Удивительно, но всё влезло. Спасибо грузовому боксу на крыше. Кроме лыж и палок впихнул туда две палатки, две верёвки, три коврика, три спальника и горелку с посудой. Остальное в салон и багажник. На заднем сидении за водительским местом стоит рюкзак до потолка, в ногах там же ящик с продуктами. Больше в салоне ничего нет. Относительно удобно.

 В 5.40 утра выехали, в 6.15 пересекли МКАД. На улице проливной дождь, температура +16 градусов.

В 9.40 за сплошную на глазах у изумлённых гаишников, прямо перед постом, после получасовой беседы отдал 350р.

В 11.36 проехав 490 км, передал руль Ксюхе. Сам купил себе бутылочку пива, выпив которую, тут же задремал.

В 15.20 на 811 км нашего пути за левый ряд при свободном правом получили 40 минутное удаление на обочину и впридачу протокол об административном правонарушении – денег не дали.

В 16.55 на 932 км снова сел на водительское место. Перед Ростовом очень оживлённое движение, практически пробка. В 20.00, проехав 1149 км подрулили к гостинице «Ростов». (тел.(8632) 90-76-90) Средняя скорость за день 71 км\час.

Гостиница достаточно пафосная. Бесконечные англоязычные делегации, серьёзные люди в костюмах. При мне каких-то (известно каких) девиц в миниюбках не пустили даже на порог.Я в шортах, в кроссовках на босу ногу и в футболке, облитой томатным соком (оч. неудобно, ведя машину, пить из пакета сок) выглядел несколько неуместно на фоне деловых костюмов. На ресепшене тетька не хотела меня замечать, что-то сосредоточено записывая в амбарную книгу (несмотря на стоявший рядом компьютер). Попробовал заговорить с ней по-английский. Получилось эффектно. Она начала лепетать какие-то слова, типа, похожие на иностранные. Прекратив её мучения, я на русском рассказал ей про своё желание переночевать у них. Нам предложили двухкомнатный люкс, с диваном для ребёнка. Стоянка охраняемая, машину можно не разгружать. После 16 часов в машине – горячий душ, чистая постель, полотенца и т.д. Вечером, прогулявшись по Ростову и поев в Ростовских  «Ёлках-Палках» в 23.00 завалились спать.  

Расходы в Ростове
Номер              2000р
Ресторан         1100р ( до отвала на троих плюс 2.5 л пива и 100гр водки)
Стоянка               50р
Карта города       30р
Итого           3180р.

Не сказал бы что бюджетно, ну да ладно. За комфорт надо платить.

8 июня воскресенье

Подъём в 5.40 утра. Душ и в машину. Выехали ровно в 6.00. Ксюха за рулём, я сразу уснул. За Ростовом в течении часа сильно пахнет морем. Дорога практически пустая.

В 9.30 сплошная, 3 минуты беседы и минус 250р. В 9.50 сажусь за руль, от дома 1511 км. Въехав в Кабардино-Балкарию, бесконечные гаишники заставляют снижать скорость – в одном из посёлков, друг за другом стояло 4 машины с радарами на расстоянии 500 м друг от друга. Тем не менее, в 12.45 мы на Баксанском круге, от Красносельской 1743 км. Доехали за 1 сутки и 7 часов, включая сон. Время, проведённое в машине 23 часа (16 + 7). Средняя скорость 75 км\час.

Теперь нам бы в Терскол, но надо в Нальчик за погранпропусками. В 13.00 въезжаем в столицу КБР.

Матерь божья! Гаишников там как грязи. Тормозят все. Вначале проверяют документы, выясняют почему техосмотр не на стекле, почему вещи в салоне, есть ли сертификат на багажник, аптечка и т.д., потом если отбрехался, начинается по второму кругу, где работаешь, зачем приехал, сколько стоит снаряжение, сколько зарабатываешь, есть ли знакомые в КБР, надолго ли, где жить собираешься, часто ли приезжаешь и так далее. Чабаны, одним словом. Три гаишника на посту в городе не знали где находится улица Чайковского, проверяя машины и срубая бабки на перекрёстке в 100 метрах от неё.

(Папа, завтра в школу нужно прийти в национальном Кабардинском костюме! Вай, где я тибе, такой маленький милицейский форм найду!).  

За несколько часов в Нальчике меня остановили 6 раз. Денег взяли 100р за парковку в неположенном месте. Остальное – пустые разговоры, то ли из любопытства, то ли с целью хоть как-то снять денег.

С погранпропусками, заказанными ещё из Москвы, проблем не возникло. Уплатив 100р. мы получили их в течении 15 минут.

Дальше, созвонившись с Командором и Вжиком, встретили их на спасательской газели Шхельдинского ПСО на вокзале и поехали за ними в лагерь МЧС (по дороге нас гайцы тормознули ещё разок). Поглазели на соревнования по спасательскому многоборью, в основном  на водолазку и ОСВОД. Пообедали и поехали на их машине за 60 км на горячие источники КакИхТам (что-то вроде Аушагир).

Горячие источники представляют собой два пруда. Один в камнях и глине – за бесплатно. Второй в кафеле и лесенках за 50р. Были во втором. Толпа людей в большой ванне 20м на 7м, глубиной по грудь. Напомнило канувший в Лету бассеин Москва в миниатюре. Температура воды под 40 градусов. Через пару минут хочется вылезти. Вода сильно минерализована и слегка щиплет кожу, проточная. В том месте где она втекает в бассеин из трубы, в ней даже руку держать горячо. Всё это находится под открытым небом, рядом с обычной полугорной речкой. Вокруг лесистые холмы, сортир и ларёк с пивом. Часа два сидели ногами в воде, периодически отхлёбывая пиво и заныривая практически в кипяток. Очень жаль, что рядом нет ванны с ледяной водой. В целом впечатления оч.хор.

На обратном пути бравые парни спасатели развлекались как могли. Махали ручками симпатичным девушкам, кричали и корчили рожи девушкам так себе, Вжик всем без исключения девушкам посылал воздушные поцелуи, Рустам вызывал на светофорные гонки другие газели, уазики и жигули с прицепом.

Поужинав, посмотрев телевизор, наконец дождались Командора, который выяснял судейские проблемы. В 22.30 выехали с Командором в Шхельду.

9 июня понедельник

Встреча нового дня ознаменовалось проездом Тырныаузского поста. Подъезжаем, шлагбаум закрыт. Выходит милиционер с автоматом, открывает шлагбаум, показывает куда поставить машину. Меня посылают к старшему в будку. В будке проверяют документы, записывают данные в регистрационную книгу. Думаю неужели всё так просто? Ан нет, какой-то гаишник, раскладывая пасьянс в Windows, прицеливается и начинает:

- «Ну что, Москва, как там Лужков поживает?»
-«Да я думаю получше нас с вами.»
-«И что он нам ничего из Москва не передавал?.»
- «Я давно Юрий Михалыча не видел, перед отъездом времени не было зайти.Сборы, понимаешь, то сё.»
-«Эээ, что ж он пацанам из Тырныауза так ничего и не передаёт. Может передал всё-таки.»
-«Да не видел я его давно», говорю, «Может он со следующей машиной московской чего и передаст, посылку, какую, или чё ещё.»
-«Эээ, плохо это, мы ему скажем, что бы он тебя больше не пускал к нам без подарков»
-«Да», говорю, «Может я его в следующий раз увижу, так он вам чего и передаст.»
-«Ну смотри! Не забудь.»

На этом содержательная часть диалога была закончена. Вспомнили, конечно, про вещи на заднем сидении. Откуда они это вытащили? В каком воспалённом кабардинском гаишном мозгу могло родиться, что в салоне на сидении нельзя возить вещи? Привычно рассказал про максимальную снаряжённую массу, пятиместный кузов и т.д. Подействовало. Про бокс с лыжами даже не спросили, видимо привыкли, всё ж не Нальчик.

В 1 час ночи въезжаем в Шхельду. Сил разбирать машину нет. Запираем, ставим на сигнализацию. Игорь нас селит  в гостевую. Потом приходит, приносит сало, лук, хлеб, мы тоже достаём какую-то закусь. Пьём спирт до 3.00. Падаем, стрелой пронзённые.

Итак, общее время в машине, исключающее Нальчик и включающее заправки, гаишников составило 25 часов (16 часов до Ростова, 7 часов до Баксанского круга и 2 часа до Шхельды). Всего дорога заняла 1 сутки 19 часов или 43 часа (Вместе с ночёвкой в Ростове, соревнованиями МЧС, горячими источниками, пивом и т.д)

Денег на дорогу было потрачено:
Бензин – 1250 р.
Штрафы – 650р.
Итого – 1900р.
Плюс в Ростове 3180р (можно было и обойтись)
Всего 5080 (короче в рамках плацкартного вагона поезда)

Проспав 7 часов встали в 11 утра. В голове неясный шум. Позавтракали, сходили в душ. Попили чаю. Зашёл Командор позвал на Нарзаны – пообедать. Поборов силу воли, отказались. Начали мучительно собираться на выход. Рюкзаки неподъёмные и набитые под самую завязку. Разобрали, пересмотрели шмотки. Часть продуктов и вещей, включая камеру оставили.  Стало чуть лучше. Оставшиеся вещи прибрали в нычку на чердаке ПСС. Ключи от машины оставил Командору.

В 16.00 слегка покачиваясь под тяжестью рюкзаков и лыж вышли на Зелёнку. До альплагеря Джан-Туган дошёл весь мокрый от пота. Через Джан какой-то старый хрен не пустил.(Эээ...Чего ходииишь? Дома что-ли?). Всё-таки не понимаю я дружбу и братство народов. Пришлось лезть в обход. Андрей бежит далеко впереди – явно недогрузили нашего сыночка. После лагеря, там где кончается дорога, через тропу натянута колючка и на трёх языках написано «Мины!». Первая мысль – коровьи что-ли? Чуть дальше погранзастава, пост. Показываю пропуска, записывают, что мы вышли в погранзону, пропускают.

С трудом набираем высоту, 40 шагов, отдых, 40 шагов, отдых и так весь подъёмдо верхнего моста через Адыл-су. Впрочем моста там давно уже нет. Сильно уставший, я не рискую шагать над рекой, сохраняя равновесие, через два здоровенных камня с рюкзаком. Снимаю рюкзак и чуть ли не накарачках перетаскиваю на другую сторону. Сначала свой, потом Ксюхин. Вообще, у меня сильное ощущение, что в ближайшее время оттуда кто-нибудь да упорхнёт в реку, если мост не восстановят.

Поднимаясь наверх из июня попадаем сначала в май, потом в апрель. Остатки снежников, только начавшие распускаться листочки. Последний взлёт и вот мы на Зелёнке.

Время 19.40. Встречаем Руслана Кочеткова, Макса Панкова и Наталью Петрову. Они радикально чёрного цвета. Говорят, здесь уже неделю с лишним и жара стоит нешуточная. Зелёнка просто сковородка. Над бэккантри (backcountry) лагерем развивается флаг с портретом Боба Марли. Ставимся рядом с ними. Расспрашиваем где катались, как со снегом и т.д. Ужинаем и ложимся спать.

10 июня вторник

Подъём в 6.00. Позавтракали и в 8.00 вышли наверх. Цель – попробовать как это - кататься летом на лыжах. Через 15 минут хода выходим на снежники ледника Джанкуат. Одеваем лыжи и по жёсткому фирну начинаем подниматься. Погода хорошая. Солнце ещё за горами, тень. Идём в сторону перевала Ложный Гумачи. Камуса держат отлично. Крепления удобные.

 Напротив нас в сторону вершины Чот-Чат поднимаются участники бэккантри во главе с Русланом и Максом. Темп у них очень и очень приличный. Видно, что двое остались на леднике, остальные лезут наверх.

Через два часа пути, мы выходим на крутой участок ледника, лыжи начинают проскальзовать на ещё смерзшемся снегу, приходиться начать чуть-чуть траверсировать склон, поднимаясь вверх. Впрочем старая, едва видимая лыжня, тоже уходит направо вверх, в сторону склонов скал Аристова. В 11.15 мы в цирке в верховьях ледника Джанкуат. Со скал Аристова постоянно летят камни, но далеко на ледник не выкатываються, остаются под скалами. Снег раскисает на глазах. Поднимаемся выше линии выката камней. Пьём чай. Ксюша – дошла. Позеленела и говорит, что в глазах темнеет. Оставляю её сидеть на леднике, сам начинаю подниматься дальше. Договариваемся, что я иду наверх до связи, то есть до 12.00, а потом спускаюсь к ней. В 12.05 я на перевале Ложный Гумачи. Связываюсь с Зелёнкой, говорю Андрею, что всё нормально, мы начинаем спускаться. Долго пытаюсь отдышаться, потом сдираю камуса, одеваю лыжи. Начинаю очень неуверенно двигаться вниз. Снег  - сверху жидкая кашица, см 5, под ним жёстко. После пары-тройки поворотов,  дело идёт на лад, потихоньку вроде поехал. Через берг проезжаю уже нормально, затем разгоняюсь, ниже снег оттаял поглубже, лыжи держат, склон некрутой  и я набираю приличную скорость, ухожу ближе к склонам скал Аристова от видимых трещин по центру ледника и падаю. Солнце освещало ту часть склона дольше и там лыжи неожиданно провалились совсем глубоко. Пара кульбитов голова-ноги вниз.  Встаю, вычищаю снег из каски, ушей и очков и в два поворота слетаю до Ксюхи. Полный восторг, однако.

Дальше едем вместе. Просто супер! Крутая часть оттаяла мало, но лыжи держат без особых усилий. Спускаемся поочерёдно. На пологой части ледника снежно-водяная каша по колено, но  можно ехать вниз по прямой, не меся эту кашу.

Спуск занимает 30 минут на лыжах (если ехать поочереди) и 15 минут пешком до палаток.

Внизу нас ждёт приятнейший сюрприз. Здоровая лужа с прозрачной прогревшейся водой. Моемся, потом обедаем и заваливаемся под тент спать. На небе не облачка, солнце просто не игрушечное. Хочется забиться в тень и не вылезать оттуда, но с тенью как раз проблемы.

Часов в шесть вечера можно выползти на солнце и приготовить ужин. Ещё одна приятная процедура. В общем, остаток дня проводим в традиционных развлечениях – поесть да поспать.

11 июня среда

Встали в 7.00. Хотел в 6.00, но проспал. Выключил будильник, решил полежать чуть-чуть и встал только в семь. Вышли в 8.00 с Андреем, Ксюха осталась на связи и отдыхать. Цель восхождение на Гумачи и спуск на лыжах.

Подъём дался гораздо легче, по крайней мере для меня. В середине ребёнок получил палкой по заднице за нытьё и пошёл дальше наверх.

На перевале я был около 12 дня, может чуть пораньше. Андрей отстал, преодолевая снежный мост на берге. В этот день,так как ночь была намного холоднее,  к 12 часам снег практически не отпустило и лыжи на крутяках проскальзывали сильнее. Дождавшись, когда он перелезет через берг (метровый участок слегка крутого снега – верхний край) и крикнув ему, чтобы он ждал меня на перевале, начал подниматься наверх. Крутой снег, потом, перед вершиной несколько метров скал. К перевалу спустился в районе 13 часов. В 13.30 были внизу около морены, в 13.45 в лагере. Спуск, видимо из-за холодной ночи, был просто роскошным.

Бэккантри лагерь съехал, оставив горы мусора. Мусор сложили в несколько пакетов и оставили. Интересно для кого?

Пришёл безумный чех, который приехал из Чехии в Терскол на велосипеде. Ехал месяц с лишним. Оставил велосипед, взял в прокате снарягу, сходил на Эльбрус, принципиально не пользуясь канаткой, и собирается завтра на Гумачи. Взял сноуборд у гляциологов МГУ. Безумству храбрых поём мы песню. На велике из Чехии в Терскол!!    

 Лужа нагрелась ещё сильнее. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!

12 июня четверг

Подъём в 5.00. Вышли с Ксюхой на вершину Трапеция в 6.00. Под взлёты ледника подошли к 8 утра. Всё в тени, замёрзшее. Сняли лыжи, одели кошки. Жёсткий снег. Как здесь без кошек – не знаю. Макс сказал, что они кошки ни разу не одели. Местами достаточно круто.

Вылезли на плечо Трапеции, подошли под бергшрунд. Ксюша осталась, я обошёл берг и полез наверх. Метров через двести по высоте, практически под  вершиной, начал тонуть по пояс в снежной каше. Через двадцать минут топтания продвинулся на 2 метра, вырыв траншею по пояс. Солнце жарит немилосердно. Нет ни малейшего ветерка. Снег киснет на глазах. Стало очень неприятно, боюсь что уеду я вниз с этим склоном, аж до подножия, через все скальные сбросы. Снег сыпется вниз, образуя комья, пригодные для изготовления снежных баб размера эдак 190-160-190. Развернулся, поплыл вниз, обплыл берг, увидел дырку, в которую провалился человек из бэккантри лагеря, благополучно проплыл мимо, приплыл к Ксюхе. Интересно, что Трапеция, в верхней части освещаемая солнцем с самого утра, раскисает вверху намного сильнее, чем внизу, где её от солнца прикрывает Чот-Чат. Попили чай, полюбовались следами спуска с Чот-Чата. Из-под Трапеции кажется отвесной стеной.

Поехали вниз. Это был лучший спуск. Там достаточно круто, не раскисло, в общем то, что надо для счастья.

Внизу были уже в 12.00. Помылись и стали собираться вниз. Час плющил консервные банки и жёг мусор за бэккантри лагерем. 

Пока собирались, от пика Аристова отломилась скала размером с трёхэтажный дом и, развалившись на две части, поехала вниз, вызвав две приличные снежно-каменные лавины. Причём пересыпало как тропу подъёма, так и спусковые следы. Не ходите в июне после обеда в горы. Не снегом, так камнями! 

Наконец собрались и вышли. Погранцы отметили возвращение из погранзоны и довезли нас до Шхельды на УАЗе. Помылись, сели в свою машину и поехали в Терскол – поесть и в люди сходить. Встретили Командора, поговорили с Натальей. В Терсколе за квартиру просят 300 р. с человека в день. Как зимой. Проще в гостинице «Нева»  за 200.

13 июня пятница

День Отдыха. На улице дождь. Спустился вниз. Выпил пива на балконе с Цезарем, Серёгой и Командором. Поехали в ПССшном УАЗе на поляну Нарзанов. Пили водку. Потом в Кирпичи на поляну Чегета. Пили коньяк. Вечером пили всё подряд со сноубордистами-прыгунами на поляне Азау. Чуть не разбил машину. Словом 13ое, пятница. 

14 июня суббота

День Позора после дня Отдыха. Лежу на ПСС, читаю книги. На улице, то дождь, то солнце. Ребёнок ушёл с Серёгой лазить на камни. Ем и сплю. От пива решительно и наотрез отказываюсь. Озвучена мысль о море.

15 июня воскресенье

Проснулись в 8.00. Состояние удовл. Пошли на скальную лабораторию лазить. Пробыли там до 18.00. Там же и пообедали. Ребёнок всех облез как мальчиков или девочек. Жуткая одышка и потливость. Вечером душ и спать, спать, спать. От пива решительно отказываюсь. Мысль о синем море бродит в умах..

16 июня понедельник

Встали в 8.00. Пошли на ледник Кашка-Таш лазить по льду. Взяли обед с собой. Еле взобрался до ледника. Дует сильный ветер. Солнце. Повесили верёвку. Стенка метров 10-15, градусов 75, вверху 90 (кажется, что нависает). Андрей снова всех уделал как котят или щенят. Я не могу толком лазить, всё время страшно за плечо. Походили без верёвки по склонам ледовым в кошках вверх, вниз и траверсом. Ледовые занятия так сказать. Вернулись 19.00.

Вечером душ и спать, спать, спать. От пива отказываюсь. Мысль о синем тёплом море овладевает умами.

17 июня вторник

День отдыха и сборы на Эльбрус. Ближе к вечеру едем в Терскол, договориться насчёт ночёвки в хижине МЧС. Удалось.

Напротив гостиницы Иткол остановили якобы за сплошную. «При прохождении поворота вы выехали на полосу встречного движений транспорт». Хотел 300р. Я сказал, оформляй протокол, забирай права. Но я напишу, что не согласен, потом в суде, в Москве пусть разбираются. Последовало предложение: «Давай я тибе выпишу протокол за какое-нибудь другой нарушений, поменьше.» Моё контрпредложение: «Я даю 50 рублей и мы не разбираем: пересекал, не пересекал. Я здесь буду ещё дня три-четыре и не хочу каждый раз выяснять, что, кто, да откуда и куда. Протокола не надо.»  Как ни странно - подействовало. Потом видел их ещё несколько раз и проезжал спокойно.

За ужином нерешительно отказываю себе в пиве. Мысль о синем тёплом прозрачном море озвучивается и практически материализуется.  

18 июня среда

Выехали на Эльбрус, в 12.00 были около канатки, в 13.00 поднялись до станции Мир. Сильный ветер и холодно. Снегу выше крыши, поверх старого снега, слой свежего  см 15-20..  До Бочек подъём всё время по снегу. Креселка не работает. Переодеваемся и начинаем подниматься. Ксюха с Андреем пешком, я на лыжах. Народу полно, раньше нас выходит толпа иностранцев, какие-то туристы. На подъёме сначала солнце, потом туман, потом снова солнце.

До хижины МЧС доходим в 15.30. Некоторое время выгребаем снег из хижины, заносим шмотки. Всех слегка придавливает высотой: сонливость, побаливает голова, тяжело двигаться, дышать. Пьём чай, едим. Только внутри поняли, что пожгли на солнце лица. Свежий снег и солнце сквозь облака – что ещё надо для получения качественных солнечных ожогов. Часам к пяти подходят москвичи, селятся в соседнюю хижину – они на акклиматизацию прилетели на Кавказ перед Хан-Тенгри.

Вечером красивый закат сквозь облака. Только садится солнце, как поднимается ветер. Сначала сильный, потом штормовой. Хижина при порывах трясется и дрожит – как будто снаружи по ней бьют бревном. Всё вокруг громыхает, воет и свистит.

С трудом засыпаю, точнее проваливаюсь в некую полудрёму. 

19 июня четверг

В 3.00 звонит будильник. Ветер не стихает. Выглядываю в дверь. Абсолютно чистое небо, лишь внизу в долине плотный слой облаков. Вполне можно выходить, смущает только штормовой ветер. Ксюха идти не хочет, говорит, что при таком ветре делать ей там нечего. Пью чай, ем овсянку. Одеваюсь, привязываю к рюкзаку лыжи, одеваю кошки. В 4.00 один выхожу.

 

Солнце ещё за горизонтом, зато на небе луна и достаточно светло. Несмотря на лунный свет, включаю налобник. Становится веселее. Вверху вижу огоньки, человек 5-6 вышли раньше меня, где-то вероятно в районе трёх утра. Снизу от бочек поднимается ещё команда человек 7-8, может меньше. Достаточно бодро начинаю идти наверх. Порывы ветра приходиться пережидать, уперевшись  лыжными палками в снег и наклонившись спиной к ветру. Ветер рвёт лыжи, торчащие над рюкзаком. Как только гряда скал слева перестаёт меня хоть как-то прикрывать, скорость падает до минимальной. В основном приходиться ждать затишья и делать 20-30 шагов вверх и навстречу ветру. Потом стоять, стараясь, чтобы не повалило на снег. Нижняя группа повернула назад. Сверху, со скал Пастухова тоже поворачивают обратно два человека. Остальные еле продвигаются вверх. Начинает светать. Надеюсь, что с выходом солнца ветер стихнет. Пытаюсь фотографировать. Страшно убрать одну лыжную палку и оказаться на трёх точках опоры, вместо четырёх. Кое-как делаю несколько снимков.

Смотрю вверх. Ещё полчаса назад мне казалось, что я догоняю людей, вышедших раньше. Теперь когда до скал Пастухова, осталось совсем немного, понимаю, что просто здесь выше, где ветру ничего не мешает, скорость у них и у меня упала до практически нулевой. Пока я шёл под хоть каким-то прикрытием, а они уже нет,  их догонял, сейчас иду, пожалуй, медленней. Ветер разгоняется на полях Эльбруса, вырывается с седловины, поднимает снежные вихри метров по 100-150  в высоту и... обрушивается на мои лыжи. Кажется, что чуть ниже или чуть выше  - тихо и безветренно. Однако вижу как перед выходом на «косую» полку люди скрываются в таких же снежных смерчах. Решаю оставить лыжи на скалах Пастухова, дальше продолжить без них.

В 7.00 оставляю лыжи в камнях на скалах и двигаюсь наверх. Через 1.5 часа  ветер не прекращается. Оглядываюсь назад, прикидываю высоту, которую я набрал и решаю повернуть. На Эльбрусе я уже был без лыж три раза и в четвёртый вроде незачем, да и погода не особо благоприятствует, с такой скоростью я до вечера буду подниматься. Разворачиваюсь и иду вниз. Дохожу до лыж.

Время 9.00. Снег не отпустило нисколько. Одеваю лыжи. Кругом жёсткий снег, местами чистые ледяные прогалины. Начинаю спускаться вдоль скал Пастухова. Впрочем спускаться, громко сказано. Ледяные комья и заструги. Один-два поворота, потом остановка. В какой-то момент думаю нацепить кошки и пойти вниз как нормальные люди. Но, поразмыслив, всё же решаю дотянуть до выполаживания и там уйти налево, вдоль солнечной, да к тому же подветренной стороны скальной гряды должно быть существенно мягче. Так оно и оказалось. Через 30 минут я в хижине. Удовольствие от спуска сомнительное. Впрочем, компенсируется видами.

Завтракаю, выходим вниз. Доезжаем по жёсткому до бочек. На следах от ратрака трясёт как на стиральной доске, в несколько раз сильнее чем зимой. Около бочек уже слякоть. Ратрак строит здоровый биг-эйр(big air) для сноубордеров. Параллельно идут соревнования по слалому у юниоров. Второй ратрак возит спортсменов наверх.

Креселка работает! Катаемся на Карабаши. Подъём как и зимой 50 р. Солнце слепит нещадно. Очереди нет. Снег - каша, но всё равно прикольно. Где-то в районе 16.00 уезжаем вниз.

Вечером прощальный вечер на ПСС. Пьём пиво с рыбой. Приезжает Саня Копылов, присоединяется. Пиво кончается, Копылов зовёт в гости в «Логово». Вместе с Командором едем к Сане. Андрей едет с Леной Гороховой и детьми к ней в гости.

В «Логово» у кого-то из офицеров ФСБ день рождение. Довольно угарно. Сбегаем оттуда и едем втроём к Командору на кухню. После  завозим Саню домой, сами стартуем в Шхельду. Еду предельно аккуратно. 40 км\час. Благополучно.

    Выясняется, что ребёнка нет дома и ключи у него. Серёга открывает комнату Вжика, ложимся там. Финиш.

20 июня пятница

Встаём относительно рано - около 10 утра. В душ и двигаем в Терскол за Андреем. По дороге завтракаем в «Сакле». В Терсколе прощаемся с Командором, забираем ключи, договариваемся, что Лена приедет с детьми сама, они все вместе сходят на «Улыбку» погулять, а мы едем собирать шмотки. Немного спим, потом собираемся и грузимся. Решаем море – это Крым. Отдаём Копылову рации и ампулы трамала из аптеки для доставки в Москву. На всякий случай, чтобы избежать проблем с таможней.

В 18.00 выезжаем из Эльбруса. Тырныаузский пост – без проблем. Ночь застаёт нас где-то в Ставропольском крае. Машин немного. Начинает греметь коробка и чего-то звенит в районе правого заднего колеса. Учитывая оставшееся расстояние до дома, это слегка напрягает. Меняемся за рулём через каждые 4 часа, одновременно заправляясь. Едем не останавливаясь, спим, едим на ходу. Полночь встречаем в районе Краснодара.

21 июня суббота

Под утро выясняем, что в Атласе Автодорог, в таблице «Расстояния между крупнейшими городами» опечатка и от Краснодара до Керчи в реальности на 200 км больше. Тем не менее, в 6.20, проехав 877 км мы в порту «Кавказ». В 7.30 первый паром, билеты на всех плюс машина обходятся в 942 рубля.  Слегка офигевшие, проходим российскую таможню, потом украинскую. Без проблем, нами практически не интересуются. Новый упрощённый порядок въезда на территорию Украины. Курортный сбор 10 гривен с машины и вперёд.

 В 9.00 наша машина уже едет по Украине. В 14.00 преодолев 1265 км дороги мы въезжаем в знакомый Симеиз.

Подъезжаем к дому Сергея. Звоню в дверь. Открывает.
- «Привет! А мы вас в мае ждали.»
-  «В мае не получилось, вот сейчас прямо с Кавказа к вам заехали.»
-«Ну разгружайтесь.»

Выгружаемся и на море. Вот оно синее, тёплое, прозрачное море. Вечером в «Арзы», потом сидим с хозяевами Сергеем и Леной во дворе и пьём портвейн.

22 июня – 27 июня с воскресенья по пятницу

Скалы, солнце, море,  воздух и вино. Одним словом Крым. Сбор мидий на мысе Айя. Купание на песчаных пляжах Немецкой балки (что под городом Кача). Прогулки по Балаклаве и Ботаническому саду, посещение Массандровских и Инкерманских источников Радости и Веселья. И постоянно в этом году – черешня. Цена – 12-18р. за кг. 26 июля я автостопом съездил на ночь на полигон МГУ (район Бахчисарая) в гости к геофизикам.

В самом Симеизе летом делать, на мой взгляд, абсолютно нечего. Жара. Цены. Толпы народа, битком забитые пляжи и город. С открытием аквапарка достаточно пустынный Голубой залив превратился в откровенную помойку. Имея машину, можно всегда уехать купаться и гулять куда-нибудь ещё. Стоит обратить внимание на Балаклаву и мыс Айя. В нашем случае там было в несколько раз меньше народу, чем в Симеизе. (На мысе Айя мы провели два дня на море абсолютно одни и мидии там крупные и их пока ещё много) В Симеизе, правда, есть одно доступное и без очереди желающих развлечение – прыгать в воду со скалы Дива. На скале, слева от лестницы на смотровую, несколько вбитых скоб в скалу, по ним вылезаешь на тропинку идущую траверсом наверх. С этой тропинки в любом месте можно сигануть в воду. Я допрыгался до максимальной высоты 7-8 метров, Андрей вместе с сыном Сергея Женей прыгнули с 9-10 метров. При мне какой-то парень решился минимум с 13-14. Основной ужас, что прыгая, не видишь куда приводнишься, нужно толкаться сильнее. И хотя скалы перелетаешь с запасом, всё равно страшно.

По поводу машины. Удобный автосервис есть в Алупке на автобазе справа от спуска с верхней трассы, если ехать из Симеиза..

27 июня пятница

В 18.00 выехали из Симеиза. Таможня без проблем. Быстро и бесплатно.

28 июня суббота

В 16.00 прибыли в Москву. Доехали без приключений. Расстояние приблизительно 1600 км. В пути 22 часа. Средняя скорость 72 км\час. Бензин около 1400 рублей. Штрафов 0.

Всё

 

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2014 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100