Люди и горы > Очерки, дневники - 2006 год >

Пугачев Иван
Винникова Олеся
Лапшуков Дмитрий

Лето проскочило, пролетело, как будто его и не бывало. А ведь есть что вспомнить, чему улыбнуться.

Первый месяц прошел в никому не нужной беготне: дописывал дипломную работу, готовился к защите. Сдача - первого июля. И как в кино: утром сдал, а вечером уехал на Ингыльчек. Первый раз в роли портера - слегка заработать да и просто побывать в тех местах на халяву! Рюкзак достался тяжелый, но разочарования не было. Хан-Тенгри, Победа, озеро Мерцбахера, громадный ледник.

Второй раз я попал в эти места ровно через месяц.

Автор - Лапшуков Дима

Поздно вечером в конце июля ко мне позвонил… Нет, не слон, позвонил друг Иван Пугачев. Было очень плохо слышно: Ванька звонил из далекой Баткенской области, спрашивал, свободен ли я в августе. По возвращении он пояснил свой загадочный звонок. Оказалось, что он нашел возможность осуществить экспедицию на пик Нансена: добрые люди из торгового представительства The North Face в Кыргызстане обещали оказать помощь. И вот тут началось!

Выезд запланировали 15 августа. Подготовка снаряжения, покупка продуктов и прочие “мелочи”. Время бежало, как вода в горных речках. И вот уже в кармане шуршит билет на автобус до Каракола.

Вечер 14 августа. Ванька, Олеська и Димка загрузили рюкзаки в багажное отделение “Икаруса”. И в назначенное время “крейсер дорог” двинулся в путь.

Всю ночь ехали, а утром, вместе с солнцем, прибыли в город Каракол. Рюкзаки в багажнике вымазались в мазуте. Сложив их в кучу, стали думать, что дальше? Наши мысли прервали местные таксисты. Среди них нашелся бывавший в Майдаодыре, пограничной заставе на Ингыльчеке, месте, куда нам нужно. Он и взялся доставить честную компанию. Силы, двигающие старый “Москвич” по пыльным горным серпантинам, мне не ведомы. Но к вечеру, грязные и немытые, хотя с утра все было наоборот, приехали на погранзаставу. Поблагодарив водителя, Ванек отпустил его с богом. Молодой парнишка - рядовой проверил документы, и вот, навьюченные, как ишаки, мы пошли дальше ножками.

Пугачёв Ваня

На следующий день подошли к лагерю “Тур Хан-Тенгри” и воспользовались его гостеприимством. Зеленая полянка стала местом ночевки. Соседи, французские ребята с местным гидом Димой, который называл их то олухами, то остолопами, не спали всю ночь. Они спустились с Мерцбахера в этот день. Еще одни соседи, два альпиниста из Омска, спали в огромной палатке: они ждут машину. А вот у нас все еще впереди.

Утро наступает тогда, когда кто-нибудь просыпается. Вот оно, киргизское разгильдяйство: забыли взять часы, хотя может оно так и нужно . В общении с дикой природой у цивилизованного человека просыпаются инстинкты и чувство времени, как у наших дальних предков. Но первый день проспали! Дальше, до восхождения, этого не повторялось: будильник был у каждого в голове.

Маршрут проходил через дикие места, люди тут бывают не часто. Основной поток туристов и альпинистов проходит мимо этого ущелья вверх, к Хан Тенгри. Первозданная природа смотрит в наши усталые лица и ведет себя она, как хорошая мать: не дает расслабляться, но нет-нет, да и побалует теплым ветерком, солнышком, камнем на голову…

В общем, на подходах было все: дождь, снег, лед, камни, лавины. Виды на каскады ледопадов и великолепные вершины скрашивали поход.

День штурма вершины. С самого утра небо идеально чистое, хотя всю ночь шел снег. Позавтракав, вышли. Камни, скалы составляют порядка 1\3 маршрута, остальная часть - лед и снег по гребню.

И вот мы уже на предвершинном гребне, метрах 7 по вертикали сияет шапка пика, но сегодня мы туда не пойдем, победа нашей команды здесь.

Вокруг красотища! Вершины, словно армия великанов в белых шапках, смотрят в сине-зелено-голубое небо. Внизу ущелье - долина Ингыльчек. А прямо перед собой я вижу перевал Тюз. Месяц назад я так же стоял там, глядя на открывшуюся панораму, и, конечно, отметил красоту пика Нансена.

Олеська молча вглядывается в лица гор. Ванька снимает на камеру, негромко комментирует. После того, как растянули банер с “экстремальным горным духом”, сфотографировали и засняли его, на горизонте выползли тучи - пора вниз.

К палатке подошли по снегу. Гора встретила гостей и теперь намекает: а не пошли бы вы… Все понятно, спасибо, Нансен, за гостеприимство.

Винникова Олеся

С утра, выспавшиеся, начали спуск и на следующий день к вечеру пришли к лагерю “Тур Хан - Тенгри”. Встретили нас как победителей. Хозяйка Татьяна Ильинична угощала свежими продуктами - наши запасы к тому времени подходили к концу, и рюкзаки стали совсем легкие.

Ну вот, собственно, и все, конец путешествию. Потом были 3 дня ожидания, пара дней дорог и дом. Теплый Бишкек. С пустыми рюкзаками, но полные впечатлений. И если бы они имели вес, то я бы, пожалуй, до сих пор сидел под ветряком, не зная, как сдвинуть с места такой груз. Но подозреваю, что жизнь - это вечное движение, и желательно идти вперед, преодолевая препятствия, вверх. Маршрут ясен. Светлого неба и удачи всем, кто его избрал.

А между тем лето закончилось.

Спасибо:
Киргизскому Альпинистскому Клубу “Роза Ветров”
The North Face за предоставленную помощь.
Лагерю “Тур Хан Тенгри” и его хозяйке Татьяне Ильиничне Грибковой за гостеприимство.
Ивану Пугачеву за то, что впутал меня в это дело.

Автор: Винникова Олеся, г.Бишкек, Кыргызстан

Тянь-Шанский вызов.
Один день из экспедиции на пик Нансена (5697м)

Величественная, немая надменность белоснежных вершин, ледопады, нескончаемые стены, лавины, ущелья-пропасти.

Крадусь над сверкающей бездной,
Забыв о печали земной,
И времени бег неизбежный
Обходит меня стороной.

Я молча сидела на краю обрыва и наблюдала за очередной лавиной, размышляя о красоте происходящего. Только пожив в этих суровых местах некоторое время, начинаешь понимать и принимать какую-то особую суровую красоту окружающих вершин.

Скальная стена предвершины пика Нансена. Высота 5400м

Скалы пика Нансена

Лавина, сошедшая в ночь с 22 на 23 августа с пика Нансена

Окликнувший меня голос вернул к реальности. Уже отдохнувшие Ваня с Димой собрались идти дальше, и ждут только меня.

Дима на восточной стене пика Нансена

Иван - альпинист-любитель. У него в голове постоянно зреют безумно интересные, неординарные планы покорения вершин. Вообще- то наша экспедиция на пик Нансена - это его идея.

Дима - приятный молодой человек, добродушный, с чувством юмора. Кажется, он вообще не знает усталости и упрямо идет вперед.

Это только первый привал, нет времени отдыхать: пока стоит хорошая погода и светит солнышко нужно успеть подняться на вершину.

Мы идем, друг за другом, камни катятся из- под ног, а вверху, уже близко, виднеется снежная шапка. Она-то и была нелегкой частью нашего маршрута. Тропить было трудно из-за обманчивого снега и местами встречавшихся весьма опасных трещин.

Олеся в палатке третьего лагеря

Ваня готовится к обработке ледопада

Жил отважный альпинист,
Был он молод и плечист…

Следующим этапом нашего маршрута был бергшрунд. Мы надели кошки, взяли в руки ледорубы, первым на фифах шел Иван. Подъем не занял много времени.

Бергшрунд

Дима на страховке

Ваня на обработке маршрута

Успешно поднявшись на гребень, мы вплотную подобрались к нашей цели. На кошки лип мокрый снег, что очень затрудняло движение, падая и поднимаясь, снова падая, мы продолжали путь, и вот, наконец- то я стою на вершине.

Прохладному ветру здесь нечем шуршать, огромная ледовая шапка без единого камушка, кругом только снег. Тишину нарушали лишь гремевшие где-то лавины и наши радостные возгласы. И не было страха оттого, что на много- много километров вокруг нет ни одной живой души, кроме нас троих. Только счастье, радость и безмолвные вершины, очаровывающие своей мощью и великолепием.

Олеся на вершине

Испытав все возможные положительные эмоции, мы заснялись на видеокамеру, сфотографировались и стали спускаться вниз. Погода начинала портиться.

Спуск для меня оказался труднее, чем подъем. Ноги постоянно проваливались глубоко в снег, было больно даже шевельнуть ногой, не то, что выдернуть её из-под наста.

До самой палатки мы спускались в связке, что дало мне драгоценный опыт.

Вернувшись в палатку, мы разложили спальники и разобрали вещи. Был уже вечер. Но лишь утром я поняла, что цель нашей экспедиции достигнута и впереди только долгая дорога домой.