Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники - 2002 год >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Читайте на Mountain.RU статьи Игоря Очеретяного:
Большое Сидение или Что делать в непогоду…

За мгновение до...
Фотоальбом. Приэльбрусье
Притяжение Безенги

Все-таки приятно, когда люди, в чем-то, выходят за рамки своих “повседневных”, если можно так выразиться, способностей и возможностей. Найти в себе силы и желание сделать что-то новое.
Так случилось и с автором первого, из двух представленных ниже, рассказов. В один прекрасный день взяла Александра авторучку, да и написала рассказ. А, через некоторое время, родилась у нее еще одна идея. И упросила она меня написать свою версию тех же событий. Так и появился, предлагаемый вашему вниманию, второй из рассказов. Надеюсь, что почитателям сайта они понравятся.
И.Очеретяный

Александра Чернега, г.Днепропетровск

“Не доверяйте деве юной…”
или о том, как я страховала своего инструктора

Как и когда все это началось, сказать трудно. Может быть тогда, когда мой муж Николай (для меня Колянчик) и инструктор по горному туризму, наш друг, Игорь, сидя у нас дома за дружеской беседой, выпили N-ное количество пива и других горячительных напитков. Ну, они-то ладно, а я, в отличие от них, пила сок и горячий чай, но голову почему-то потеряла тоже.

Так вот, я и мой Колянчик – пешеходники уже много лет, можно сказать с пеленок, а Игорь, ну, конечно же, как я уже упомянула выше, - горник.

Вот это, на мой взгляд, и повлекло за собой безобидную дискуссию пешеходника, в моем лице (Колянчик благоразумно не вмешивался и углубился в картинки телевизора), и горника, в чьем лице, я думаю, догадаться не сложно.
- Да Я в Саянах…

- Подумаешь, я на Кавказе…

- А Я!…

- Да, что ты, вот я…

Этот “приятный” разговор мог бы продолжаться до бесконечности, если бы я вовремя не поняла, что его аргументы типа “А я…” весомее. Пришлось принять решительные меры. Я нашла в нем “кнопку”, которая запускает мужской организм в нужном нам, женщинам, направлении. И честно сказала, что боюсь высоты. Он тут же переменился в лице; поза, типа “руки в боки”, исчезла, и весь он стал мягким и ласковым. А еще сказал, что в пешеходных походах тоже есть своя прелесть, только он ее пока не понимает.

И мне так захотелось все это ему донести… Песни у костра, под гитару, а не у примуса, без нее. Вареники с черникой, грибы и рыба к ужину, кедровые орешки… Ему, соответственно, тоже захотелось показать мне ледники и горы. Нам захотелось открыть друг другу глаза и показать весь мир. Но, как я уже говорила, он был в ударе от пива и прочего, а Я то, Я! Я! Я!… Кто меня за язык дернул? Но было уже поздно.

И вот, воскресенье, прекрасный весенний день. Казалось бы, что может его испортить? Как что, да уже то, что мы с рюкзаками, полными всяких карабинов, “френдов” и прочих закладух, едем на первую мою тренировку по скалалазанию. Имея богатый пешеходный опыт, я полагала, что для того, чтобы отправиться в горы, мне, ну просто всего лишь на всего, надо освоить только элементы работы на скалах… Какой УЖАС, но, я держу себя в руках, понимая, что он тоже, в свое время, принесет такую же жертву, и мы с рюкзаками, полными еды, вместо “железа”, отправимся смотреть Сибирь и Хибины. Но, пока это лишь розовые мечты, а реальность позвякивает у нас в рюкзаках. Но я твердо решила не отступать. И со всем этим своим упрямством, стою у подножия стены, запакованная в “железо”, как терминатор.

Чего только на мне не было? Но это не важно. Важно, что как инструктор-пешеходник, я знала, что мне не обязательно знать, зачем на мне все эти штучки. Важно беспрекословно выполнять все, что скажет инструктор-горник, нужно полностью ему довериться и тогда все будет в порядке. Со знанием этой ценной информации я попыталась сделать первое телодвижение, но не смогла. Неужели со страху? Но, как выяснилось, все оказалось гораздо проще. Игорь, который стоял рядом, на страховке, сказал, что прежде чем начать движение я должна что-то там спросить. И я спросила, он ответил “готова”, и я пошла. Пошла, – это громко сказано. Нормальные люди ходят по горизонтальной поверхности, а я…

Как только мне было приказано вбивать первый крюк, я вся превратилась во внимание. Вбивала крюк каким-то странным молотком, который нельзя было отстегивать от себя, сама эти крючья к трещинам подбирала, и, как ни странно, сама лезла дальше. Вначале процесс шел довольно бойко. Но, не тут-то было. На одной из “полок” я вспомнила, что боюсь высоты. И тут-то, если бы не полное доверие инструктору, любимому инструктору, я так и осталась бы висеть на этой стене наглядным пособием для новичков-скалолазов, которые не хотят выполнять все команды своего инструктора беспрекословно. И я тут же доверилась, так как другого выхода у меня не было.

И вот свершилось, я благополучно взобралась наверх, да что наверх, на ГОРУ, на ВЕРШИНУ! Это было мое первое восхождение. Я! Я! Я!

Через несколько минут тихого ликования я вспомнила, что должна страховать Игоря.

Внизу мне было приказано организовать страховку через карабин и поясницу. Мне это показалось ненадежным, что-то типа “Иди, я тебя вижу!”. Но, во-первых, я его не видела, да и слышала из-за перегиба скалы плохо. Тут-то его власть и закончилась. Я понимала, что теперь он полностью вынужден доверится мне. Для моего самолюбия это было как бальзам.

Пораскинув немного остатками своих мозгов после бурного! восхождения (стена была » 15-17 м), я поняла, что если при ТАКОЙ страховке он сорвется, то мои 50 кг не удержат через карабин его почти 100.

“Что же делать?”, - ведь он мне доверил свою жизнь. И тут, на его несчастную голову, я вспомнила, что он, еще перед началом моего подъема, навешал на меня кучу разных штучек. В том числе и “стоппер” моего Колянчика, который он все же, перед тем как отмазаться от тренировки, сунул мне в рюкзак, настойчиво советуя доверять писку, даже крику, нового поколения “железок”. Я убеждала Игоря, что устройство для спуска он мог мне принести на себе, зачем оно мне на подъеме? Но он сказал, что на глупые вопросы не отвечает и все свое я должна нести на себе. Что ж, сам виноват…

Я сняла с себя “стоппер” Колянчика. Если “стоппер”, значит застопорит. Как же я была наивна, не подумав о том, что инструкторам срываться не положено. Ведь они, инструктора, а значит умные и, страховке, в первый раз самостоятельно организованной новичком, не проверив ее (а как ее проверишь – он внизу, я наверху!) доверится вряд ли. Но, тем не менее, ведь я этого тогда не знала. Провозившись, минут 5, с этим “стоппером”, я крикнула: “- Страховка готова!”, и стала выбирать веревку. Почему-то выбиралась она очень тяжело, и Игорь все время кричал “Выбери!”, и я выбирала, уже водянки натерла, а он лезет быстрее, чем я успеваю выбирать. Когда я увидела его голову, стала выбирать еще усерднее. Думаю: “- Ну вот, сейчас увидит мое изобретение в области его страховки и похвалит”. Но, к моему огромному удивлению, а потом и разочарованию, он, одним взглядом окинув всю организованную мною страховку, сдернул ее большим и указательным пальцами правой руки. Но самое страшное, при этом телодвижении он оттопырил мизинчик, той же правой руки.

Я до сих пор не могу на словах передать то, что пережила. Да какой там пережила, я думала, что умерла. Он стоял молча, ласково смотрел на меня и мило улыбался, истинный педагог и инструктор! А я готова была утонуть в море своих слез, но, зная, что женщина не права, пока не заплачет, я не плакала, так как знала, что я… Ну вы понимаете, почему “я” я написала в этот раз с маленькой буквы и без восклицательного знака.

А дальше было осознание того, что прежде чем на один конец веревки вщелкнуть неизвестную тебе конструкцию, а на другой, жизнь инструктора, любимого инструктора, подумайте и изучите механизм досконально. Консультацию по использованию всех этих железок можно взять у того же инструктора. В его же интересах.

Но, не смотря на все выше описанное, я до сих пор опровергаю строчку из песни, вынесенную в заголовок. Понимаете почему? Я думаю, в доступной форме объяснила чему именно нельзя доверять.

Удачных всем восхождений. И хороших инструкторов.

P.S. В пешеходный поход Игорь всетаки пошел, и не просто пошел, а повел в качестве инструктора в Крым меня и моих подопечных 30 детишек от 6 лет и чуть старше. За что ему большое спасибо.


Игорь Очеретяный, г.Днепропетровск

Это я

“Не доверяйте деве юной…”
или любезный ответ – воспоминание – рассказ
о том, как меня страховал мой ученик

Да, действительно, началось все это в какой-то из вечеров, когда мы с Коляном, мужем моего любимого ученика, вернее сказать ученицы - Саши, для которой он просто – Колянчик, сидели у них дома, и пили пиво. Просто так, без повода. Или по поводу, но, никакого, к описываемым событиям, отношения не имевшего.

Я, от начала и до конца закоренелый горник, с удовольствием общался с моими юными друзьями – пешеходниками, рассказывая им сказки, про свои походы в не сказочных горах. Обычно, дальше рассказов дело-то и не шло. Это обычно. Но в тот раз… Ну ладно мы-то с Коляном горячительное пили, но Саша-то, Саша, - только сок да горячий чай! Да, вот ввязалась ведь в традиционную дискуссию на извечную тему:

- А я в Саянах!…
- Да, что ты. Вот я на Кавказе!…
- А я!… (Колян, в это время, благоразумно отвлекся на телик)

Ну, и, поскольку, мои аргументы, как БОЛЬШОГО, во всех отношениях, горника, оказались весомее (ну, подумайте сами, - что может рассказать о горах горнику его оппонент – пешеходник?), то решили мы… Впрочем, ничего мы не решили. Просто родилась тогда очередная хорошая идея сходить вместе в поход. Показать, так сказать, друг другу товар лицом. Сначала в горы. А потом в Карелию, на Севера. Туда, где запах костра и песня под гитару, а не бензиновый чад и тишина под него (утрируете, вы, Александра Анатольевна, конечно). Туда, где вдвойне приятно будет, рядом с другом, тащить свой рюкзак, сквозь неизведанное и рои мошкары, к той поляне, где “Милая моя, солнышко лесное…”.

Но я, сейчас, кажется, отвлекся. Так вот, раз решили мы, что в горы пойдем, то тут же, не долго думая, а, скорее всего, вообще не знаю о чем, думая, договорились мы о совместной тренировке на скалах. Дабы опровергнуть тезис о том, что скалы эти страшные, а высоты вообще бояться не стоит. Ну, и, попутно, познакомится с некоторыми образчиками горного “железа” и способами его использования. Это, как в том анекдоте: “– Пойдем в баню? – Ага, за одно и помоемся…”

И вот, ближайшим же субботним утром, я, нагруженный всевозможным “железом”, стою на автобусной остановке, поджидаю свою ученицу (Колян, под предлогом работы, от этого мероприятия отмазался). Солнышко светит, день прекрасен и станет еще лучше, когда она выйдет из маршрутки ко мне навстречу, и, улыбнется своей очаровательной, располагающей к себе, улыбкой. И ничто не сможет этот день испортить, даже переполненный автобус, даже ее опоздание на энное число минут.

Чуть позже: мы идем к старому, заброшенному карьеру. Здесь, на берегу Днепра, над изумрудной гладью, заполнившего дно карьера, озера, высятся красноватые гранитные скалы. Здесь – излюбленное место тренировки и проведения соревнований. Здесь – наш с Сашей спортзал, на ближайшие несколько часов. Здесь – инструктор–горник, будет пытаться научить инструктора–пешеходника доверять свою жизнь непонятным “френдам”, крючьям и прочим там закладухам; не бояться глубины под ногами, зная, что связанные одной веревкой мы просто не можем, не имеем права, позволить друг другу познать эту самую глубину, путем падения в нее. А, в конечном счете, учить друг друга доверять, безо всякой опаски, свою жизнь рукам своего самого (нужное подчеркнуть): уважаемого, дорогого, любимого или обожаемого инструктора.

Скалы от наших ног уходят прямо в небо. На мой взгляд, они не сложные, с множеством трещин, полок и удобных зацепов. Тепло. Сухо. Кажется, обо всем уже рассказано. Можно и к самому процессу приступать. Моя ученица, увешанная практически всем наявным “железом”, в строительной каске и трогательных бриджиках, пытается сделать первый шаг. Ну, ну… А где же “волшебное” слово, открывающее путь наверх? Забыла? Ну, ладно, “- Готова, готова…”. Не обижайся. Это я тебе специально демонстрирую, что веревка, что нас с тобою связывает, в надежных руках. И я не позволю тебе что-либо сделать неправильно. Можно идти.

Так. Теперь пора бить крюк.

- Что это?, - спросила она, видать, все забыв с перепугу.

- Ну, вон та железячка, чем-то на ножик похожа. - Ага, вот эта. - Бей!

Глухой стук. Плохой. Но, ведь это тренировка. И, пока, крутизна преодолеваемой тобой скалы “всего” 450. И, пока, тут много полок, хороших зацепок. И надежность этого крюка не так уж важна. Пока. Через пару метров все будет по-другому. По настоящему. Ты, милая, вот здесь “френду” положи. Да, здесь. И не бойся. Ничего не бойся. Я здесь, рядом, если что, - подскажу что делать. Если что, - подстрахую. Если что, - удержу. Ведь на “френду” уже можно положиться. Как и на меня. Ведь мне сейчас страшнее чем тебе. Я в ответе за тебя, за твою безопасность и жизнь, перед всем остальным миром, и, главное, перед Коляном-Колянчиком. Он ведь отпустил тебя на тренировку именно со мной. Ничего не бойся. Давай. Вверх и вперед. К своей самой главной, первой высоте.

А ты молодец. Вот уже и закладки в ход пытаешься пустить. Метр за метром веревка уходит из моих рук. Метр за метром ты поднимаешься вверх. Я уже спокоен. Я уже уверен, - мы постоим на нашем перевале, и мы пойдем на новые вершины! Вместе!

- “Ура!”, - это ты уже наверху. Я тебя не вижу. И не очень хорошо слышу. Ветер, вдруг, откуда-то взялся. Что ж ты команды-то не подаешь? Мы ведь теперь с тобой в одной связке. И теперь моя очередь пройти тобою пройденный маршрут.

- "Страховка готова!”, - наконец раздается сверху.
- Что ж, теперь моя очередь.
- Пошел!
- Понял!

И я пошел. Первый крюк. Пару ударов молотком из стороны в сторону, затем рывок, через петлю, от скалы и он, со звоном, повисает на “дюльфере”. Порядок. Крюк – на беседку. Молоток – туда же. Можно дальше.

- Выбирай!

“Френд” снимается быстро. Его тоже на пояс. И снова вверх.

- Выбирай!

Веревка висит свободно, петлей, ниже ног.

- Выбирай!

Вот уже и закладка твоя, извлекаемая мною легким движением пальцев, на своем месте.

- Выбирай!

Вот уже и ты, сидящая у станции страховки.

-Земля, - это уже без надрыва, мы рядом.

Так, так. Что тут у нас? Ага! Ну, правильно. Я так и думал, что тебе можно доверять. Что ты, в случае моего срыва, сделаешь все от тебя зависящее, чтобы предотвратить мое свидание с вечностью. И, даже, больше. Сделаешь все невозможное, чтобы это свидание не состоялось. И даже уже попыталась сделать, - изобрела свою систему страховки, включающую тебя саму, на самостраховке, и “стоппер” Коляна, который он приобрел для походов в пещеры, и дал тебе вчера, не весть зачем. Наверное, для спуска по веревке. Только одна беда – “стоппер” - то встегнут с точностью до наоборот. Потому-то тебе веревку тяжело было выбирать. Потому-то я беру веревку, идущую от “стоппера” ко мне, и легким движением правой руки, большим и указательным пальцами, демонстративно выдергиваю ее из страховочной системы, так, как будто она и не закреплена была вовсе.

О, Боже! Что же я наделал! Я вижу в твоих глазах ужас и с трудом скрываемые слезы. Боже! Какой же я идиот! Что я могу для тебя сделать в этот нелегкий момент? Я смотрю на тебя молча, улыбаясь и, по возможности, ласково. Ну, какой из меня инструктор и педагог, если не смог я доходчиво объяснить своему ученику, любимому мною ученику, как именно надо было организовать эту самую страховку. Если сейчас, по моей же вине, у тебя на глазах слезы, а в душе – ураган.

Прости меня. Успокойся. Пойдем. Там, внизу, у подножия скал, в твоем рюкзаке, есть нечто, что сейчас нам обоим не помешает. Я, конечно же, о еде. Время обеда как раз настало. Картошечка с лучком. Яйца, жаренные или вареные, не помню уже. Огурцы. Еда немудреная. Есть сейчас не очень-то хочется. Но это не важно. Главное – сменить тему, отвлечься. И вот ты звонко смеешься, в ответ на очередную какую-то мою немудреную шутку. Жизнь продолжается. Мы стали немного умнее, и намного ближе друг другу.

Думал ли я, перед тем как начать “восхождение”, что твоей страховке нельзя доверять? Ни секунды! Специально ли не нагружал страховочную веревку, боясь, что страховка подведет? Нет! Так что до “девы юной” и “не доверяйте”, - это все не правда. Не доверяйте только своей беспечности. И, если, беретесь учить кого-нибудь, чему-нибудь, то делайте это на совесть. Чтобы не было, потом, мучительно больно перед кем бы то ни было…

P.S. А в пешеходный поход я с Сашей все-таки сходил. И не просто сходил, а сводил ее и ее группу младших скаутов (30 человек от 6 лет и немного старше) в Крым. В качестве руководителя. По своему любимому маршруту. До сих пор не пойму, как я на эту авантюру согласился? Наверное, вину свою, за бестолковую учебу, заглаживал.

P.P.S И, все-таки, я верю, что настанет день, настанет час, и Бог увидит вместе нас, идущих пешеходною тропой, за самой ненаглядною зарей, на самый недоступный перевал!


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100