Люди и горы > Очерки, дневники - 2002 год >

Узункол-2001 , Алексей Шелхаков, г.Симферополь

Автор: Павел Слюсар, г.Киев

Спасработы на Даларе
(маршрут Варбуртона, С ст. бастиона, 6А к. тр.)

14 августа 2002 года

Далар с севера

10.00: Сладкое слово – свобода! Мы с Гришей Зиненко только что отработали в лагере “Узункол” смену с 25 новичками сбора Киевской городской федерации альпинизма (провели полный цикл занятий и восхождений на третий разряд). Выполнив свой инструкторский и патриотический долг, заслужили 5 дней для своего спортивного восхождения на вершину Далар по маршруту Варбуртона 6А к.тр. Выходим на подход с 6 наблюдателями из числа наших бывших участников. Мысленно взлетаем на нашу стену, сбросив тяжкие оковы ответственности за жизнь 25 человек, лежавшую на нас все это время. На лицах наших добровольных помощников видим искренний интерес и энтузиазм, за что им благодарны.

13:00: Прибыли на место бивуака в моренном кармане над ледником Кичкинекол. Место замечательное – зеленая трава, красивый водопад, солнце, безоблачное небо. Царский обед, девичьи улыбки. Нас ждет красивая гора, и мы счастливы.

14:30: Подбираем снаряжение на завтра, смотрим в бинокль на маршрут, разрабатываем тактику предстоящего восхождения. По нашему маршруту лезет группа. Отчетливо видим их в средней части стены.

16:00: Выходим под маршрут. Задача – проложить путь через ледник и провесить перила через рантклюфт. Это сэкономит массу драгоценного времени завтра утром.

19:00: Оставляем снаряжение под стеной. Слышим голоса наших предшественников в верхней части бастиона. Мысленно желаем им удачи. С чувством выполненного долга возвращаемся на бивуак.

22:00: Засыпаем с мыслями о завтрашнем восхождении. Погода отличная: звезды, безветренно.

15 августа

2:00: Слышу сквозь сон – гроза, дождь льет как из ведра, сильные порывы ветра. Жизнь научила не переживать раньше времени – утро покажет, что делать. ”Что, Гриша, спим? Я так и думал”.

4:00: Дежурные приготовили нам завтрак и зовут кушать: мол, хотели лезть на свою стену – так лезьте! Поражает энтузиазм с их стороны – ведь дождь стеной! Вежливо благодарим за внимание, но решаем несколько повременить с выходом: холодно, темно и очень мокро.

8:00: Дождь только что закончился, но низкое небо готово раздавить. Наша стена в облаке. Что же делать? Показать всем, что мы настоящие профи и выйти на гору? Интуиция подсказывает, что еще не время. В глазах Гриши читаю понимание и поддержку.

9:00: Снова дождь стеной. Снежная крупа, сильный ветер рвет палатки. Перелазим в соседнюю палатку, где поют девушки. Даже настоящие спортсмены в такую погоду сидят дома и думают о хорошем!

12:00: Дождь повис над ледником. От тумана темно. Гремит и сверху, и под нами, и где-то сбоку. Гриша перелазит из теплой девичьей палатки в нашу холодную за рацией: сейчас связь с базой. Докладывает вниз, что мы отложили выход в связи с непогодой. Узнаем, что тройку на Даларе изрядно потрепало ночью дождем и снегом, и они решили спускаться вниз. Да, несладко там парням, но вроде они в норме. От сердца отлегло. В палатке тепло и сухо. Клонит ко сну…

12:05: Крик Гриши из соседней палатки: “Паша, скорее сюда, срыв на Даларе!”. Дремоту сняло как рукой. Метнулся в соседнюю палатку к рации: группа на шестерке терпит бедствие, только что сорвался со стены один из парней вместе со всем “железом” и одной веревкой. Трагедия. Двое остались на маленькой полочке с одной веревкой и практически без снаряжения. Двигаться не могут. Сильный дождь со снегом. Спрашиваю где они, чтобы сориентироваться по стене. Ответы нечеткие. Ладно, и за это спасибо. Говорим базе, что мы немедленно одеваемся и через 20 минут выйдем под стену.

12:25: Вдвоем выходим. Дождь заливает глаза. Знаем, что нас ждет и что это надолго. Никого из наших помощников с собой не берем – предстоящее явно не для третьеразрядников. Все наше снаряжение со вчерашнего вечера висит под маршрутом, поэтому снизу берем с собой только одежду и питье. Идем очень быстро. Может парень жив?

13:30: Подошли под стену: крутой фирн, покрытый свежими камнями, огромные бергшрунды. Недалеко от стены видим раскрытый рюкзак с выпавшими цветными вещами: спальник, пуховка, какое-то снаряжение. Мелкие белые осколки каски. Человека нигде не видно. Варианта два: он либо в бергшрунде, либо в рантклюфте. На страховке подхожу к краю бергшрунда и заглядываю вниз. Бездна, виден центр Земли. Даже, если парень там, достать его сейчас нам не под силу, при этом тем двоим на стене срочно нужна наша помощь. Заглядываю в рантклюфт. Следы свежего обвала, гора колотого льда, тонн 5. Нависающий край рантклюфта готов снова обвалиться каждую минуту. Вижу далеко внизу спутанную веревку. Человека не видно. Что-либо сделать в данный момент не представляется возможным. Прекращаем поиски, будем спасать живых.

14:00: Дождь стеной, но на нас гортекс, который действительно спасает. На стену страшно смотреть: залитые водой плиты. Верх Двойняшки и Далара основательно припорошило свежим снегом. Сверху здорово лупит: серый от щебня фирн сплошь изрыт свежими белыми ямами от камней. От камней некуда деться, но знаем, что с нами ничего не может случиться: мы идем спасать людей. Связываюсь с базой и докладываю обстановку. Голос Риммы Владимировны звучит совсем не по-альпинистски - удивительно тепло и как-то по-женски. Становится теплее.

14:30: Неожиданно видим рядом с собой альпинистов. Это ребята из Норильска – Толя (инструктор) и Саша. Они собирались идти сегодня на Далар по гребню по маршруту 5А к. тр., но из-за погоды так же как и мы отложили выход. Нас уже четверо, и это очень существенно.

15:00: По рации уточняем положение двойки на стене. Это примерно в 350 метрах над ледником, на плитах между маршрутами Кавуненко и Кораблина. Боже, как же туда залезть? Это же не на хоженых маршрутах! Видно, парни начали дюльферять чуть ли не с самого снежного ножа - уж сильно влево их занесло. Мокрые плиты. Дождь со стены как метлой гребет камни. Докладываю обстановку базе и беру СК. Надо что-то делать.

16:00: Выбран путь подъема по стене. Будем живы – на будущий год проложим на вершину новый шестерочный маршрут по нашему сегодняшнему пути. Полезли, и все сразу стало не то чтобы легче, а как-то понятнее: уже не думаем о том, что делать, а реально движемся вверх к людям, которые нас ждут и которым будет, мягко говоря, очень плохо, если мы не придем. Впервые в жизни ощутил, что от моих товарищей и меня лично зависит жизнь других людей. Ну что же, уже ради одного этого стоило 20 лет заниматься альпинизмом! По рации какая-то группа из Доломитов интересуется обстановкой на стене и под стеной, включая состояние ледника и плотность камнепада на квадратный метр. В двух словах рассказываю. Говорят, что лезть на шестерочную стену в такой обстановке под дождем на ночь глядя - это безумие. Мне это энтузиазма не добавляет: сам знаю, что безумие, но надо. Поэтому лезем.

20:00: Прошли по стене три веревки, закрепили перила. Быстро темнеет. Темнота и дождь – это уже слишком. Передаю базе, что делаем перерыв до рассвета и желаю парням на стене бодрости и терпения. Простите, мужики, но иначе - вообще не дойдем.

21:30: Темнота и дождь. Спускаемся на ледник. Какой же он крутой и рваный! Но знаем, что с нами ничего не может случиться.

22:30: Прощаемся с норильчанами до рассвета. Потрясающие ребята. Они идут в свой лагерь, мы – в свой.

23:00: Наш базовый лагерь. Какое это счастье, когда есть куда вернуться и где ждут! Нас встречают заботливые глаза и руки. Что-то говорим и жуем. Впереди 5 часов сна в сухом спальнике – это невероятное богатство по сравнению с ребятами там, на стене, у которых этого нет!

16 августа

4:30: Дежурные будят: завтрак готов. Сеет мелкий дождь. Собираемся и выходим. Мысль в голове: все у нас получится.

6:00: На леднике встречаем норильчан. Связь. Передаю базе, что начинаем работать. Ребята на стене живы, бодрятся. Говорим, что скоро придем.

9:00: Прошли еще 2 веревки после вчерашних трех. Впереди – Саша. Сверху сеет снежная крупа, сечет глаза и руки.

11:00: Шестерочное лазание под дождем. До ребят – одна веревка. Надежда сменяется уверенностью – дойдем.

12:00: Встреча. Без лишних слов и эмоций – скорее вниз. Ребята держатся, хотя контролировать приходится все их технические действия.

14:00: Остался последний дюльфер. Неожиданно снова сыпет ледовая крупа размером с вишню. Засыпает руки по локти. Смотрю на свои голые руки и удивляюсь, что они в состоянии работать. Со стены – потоки ледяного гороха и камней. Но – дело сделано, и нас уже не остановить.

15:00: Ребята уже внизу. Передаем их в руки парней из МЧС и – обратно на стену, демонтировать перила.

16:00: По стене – снего-водопады. Но с нами гортекс и чувство выполненного долга.

17:00: Мы - снова на леднике. Ребята спасены. Веревки сняты. Мы живы. Жизнь прекрасна и удивительна.

19:00: Базовый лагерь. Четыре девичьи улыбки и два крепких мужских рукопожатия. Спасибо, дорогие помощники! Нам была очень нужна ваша поддержка!

22:00: Уже совершенно темно, когда входим в лагерь “Узункол”. У радиорубки – заместитель директора Римма Владимировна. Ждет. Тепло обнимает и благодарит. Подходит директор лагеря Энвер: “Спасибо, мужики! Классная работа!”. На душе – светло и спокойно. Мы спасли жизнь двоих людей. Снимаем мокрые рюкзаки и идем пить пиво. Жизнь удалась.