Редакция

e-mail: info@mountain.ru

г. Дыхтау.
Северо-Восточный контрфорс Северного гребня (5Б).

Лето 1995 года. Альпинисты МГТУ им.Баумана Алексей Осипов, Максим Костров, Сергей Третьяков и Александр Савченко прошли Северо-Восточный контрфорс Северного гребня г.Дыхтау. Маршрут Немсицверидзе 5Б.

Автор очерка Максим Костров

СВ контрфорс С гребня
Hi-Res Photo

Всех проводили, остались вчетвером. Теперь середина августа. За окном туман, ничего не видно, зато в номере у нас хорошая погода и горячий душ. Жаль только ванны нет.

Серега по началу тоже хотел слинять, но после долгих раздумий и уговоров решил все таки остаться. Тем более, что в отъезжающей машине ему не хватило места. Это нас крайне обрадовало, так как восхождение в четверке гораздо приятнее, чем в тройке. А нам предстояло интересное восхождение на высшую точку Безенгийского района - Дыхтау (Гл).

На какую бы вершину мы не поднимались, Дых всегда был выше. Начспас “Безенгов” Юрий Сергеевич Саратов из двух 5Б на Дыхтау посоветовал выбрать “грузинский путь” по СВ контрфорсу С-го гребня.

Небо синее, ни облачка. От белоснежных склонов гор массива Дыхтау - Каштан слепит глаза. Рюкзаки получились тяжелые, но на подходе шли ходко - сказывалась неплохая акклиматизация. В этот день мы поднялись до верхних ночевок под горой, преодолев перед этим весьма непростые “бараньи лбы”. Зато площадки, которые мы обнаружили оказались весьма удобными, и вода была близко. Обстановку портили только консервные банки и пакеты, множество которых валялось в камнях.

г.Дыхтау 5204 м. Вид с юга.
Hi-Res Photo

Контрфорс отсюда проглядывался хорошо. Скальное ребро, спускаясь с вершины, к низу расползалось в огромную лапу.

Утром вышли очень рано, в полной темноте. Необходимо было проскочить пробиваемый камнями ледник. До скал в левой части лапы добрались, когда уже рассвело.
Несколько часов двигались одновременно. Леха с Шурой первые, оставляют закладки, а мы с Серегой их снимаем. Скалы из разряда “сделай сам” - много “живья”, поэтому лезем очень осторожно.

Поменялись, мы с Серегой вышли вперед. Я залез на небольшую стеночку и застрял. На скалах “натечка”, ни в лево ни в право, ни вниз ни вверх. Столбняк напал. Падать тоже не хочется - все сидят на одной закладке, положенной в самом низу, а у меня, как на зло трещин нет сплошной лоб. Вспомнил, как Шура слинял на Чегет-тау (5А). Там он тоже ни туда залез, свалился, и повиснув на станции, “отделался” компрессионным переломом позвоночника. Сейчас он вместе с другими стоит внизу на полке и уговаривает меня перейти в лево. Ну думаю тут переломами не отделаемся. Я понимаю, что надо в лево, но ... не могу. Только, когда мимо меня слева пролез Леха, я смог переместиться вслед за ним.

По началу двигались
одновременно

К 12-ти часам дня мы подлезли к большому, крутому, снежному кулуару. Решили пересечь его в надежде попасть на нужный нам контрфорс.
Мне показалось достаточно снега, что бы протоптать ступени, но я ошибся. Ступив на “скользкий путь” и пройдя немного, я поскользнулся и только “бык” Шура удержал меня от дальнейшего слалома.

Лазанье усложнилось, рюкзаки были тяжелые, сил поубавилось, и мы с одновременного хода скатились на “связка по связке”. Веревка за веревкой. Монотонное движение вверх, потом отвесная веревка вниз и опять вверх.

“Важен не результат - важен процесс”.

Вечерело. Пора было искать местечко для ночлега. А оно все не попадалось. Вот уж вроде хорошая полочка виднеется, а подлезешь ближе - уклон у этой полочки больше, чем у эскалатора в метро. Где уж тут палатку поставить.
Наконец часам к шести вылезли на небольшой уступ под стеной. Решили расположиться здесь. Долго долбили лед, пытаясь как-то убрать наклон. Размер площадки - ну наверно можно сказать, что три на три, но весьма наклонных. Поужинали и улегшись валетом, согреваемые двумя спальниками, пуховками и друг другом, уснули. Северо-Восточный контрфорс солнце освещает с утра, прогревая наши затекшие за ночь тела. И зачем ты такой большой Шура?

На контрфорсе. Перила.

В семь часов заканчиваем завтрак. Стена сложная. Вся в мелких чешуйчиках и все эти чешуйчики нависают. Леха полез по правой ее части в начале с рюкзаком, а потом без него, оставив рюкзак на промежуточной закладке. Все трещины забиты плотным снегом, на скалах лед. Леха приспосабливает фифы и лезет дальше. Вот одна фифа срывается и он еле удерживает равновесие. Леха качает головой, мол во дела и смотрит на нас, вот уже почти два часа наблюдающих за ним.

Позже, когда Серега поднимался к нам с Лехой по перилам, веревкой скинуло камень. После непродолжительных метаний Шура все таки удачно выбрал место и камень плюхнулся рядом с ним на полку.

Страшный грохот. Поднимая облака снега, практически с самого верха по северной стене (маршрут Абалакова 5Б) пошла лавина. Пройдя весь склон, она выкатилась на ледник и успокоилась только у морены, на противоположной стороне ледника.

К вечеру выбрались на снежный склон. Топчу ступени.
-Вы что? А кто буры крутить будет?!- кричит снизу Шура.
-Так до льда не докопаться.
По пояс, вниз головой закапываюсь в снег и кручу буры.
От контрфорса отходит вправо небольшой гребешок. Переходим на него и готовим площадку под ночевку. На этот раз я хорошенько промерз за ночь.

Шесть утра. Внизу все затянуто облаками. Там темно, а у нас уже ярким, слепящим глаза фонарем встает солнце. Холодно. Дует сильный ветер. Практически до самого предвершинного гребня зимний лед. Буры закручиваются с второго, третьего раза.

На стыке контрфорса и предвершинного гребня оставляем рюкзаки. Вершины от сюда не видно. Крутые склоны, сменяют снежные ножи их сменяют карнизы. На высоте свыше 5000 метров вдоль всего северного склона тянется ледник с трещинами, ледовыми нагромождениями и снежными полями.

Жандарм за жандармом - не понятно, где вершина. Наконец, в час дня, спустившись по очередному снежному склону и вскарабкавшись по небольшой стенке, оказываемся на очередном “пупыре”. Торчит палка. А вот и тур. Это вершина.

На вершине.

Выше нас только Эльбрус. Весь Безенгийский район как на ладоне. Да что там Безенги - вон Ушба, Уллу-тау, Джайлык и даже Казбек. Красавица Айлама окружена белоснежными облаками.

Пора спускаться. Обогнув по снежному склону начало северного гребня, мы вышли к жандарму ВЦСПС. Здесь хорошие ночевки, но время есть и мы решаем дойти до жандарма Абалакова. Несколько дюльферов, а дальше по снежноледовому склону северного гребня. Снег раскис и постоянно налипает на кошки. Доходим до небольших скалок, впереди ледовый кулуар, за ним огромный жандарм, ниже поменьше. Ночевок нигде не видно. Решили остановиться. Полка крайне неудобная. По связи проконсультировались, оказалось, что жандарм Абалакова, это тот, что поменьше и нам надо влезть на него, чтобы обогнув, выйти к другому кулуару, по которому и надо спускаться.

На утро мы действительно обнаружили на жандарме Абалакова прекрасные ночевки, пожалев о том, что не дошли до них вчера. Обогнув жандарм, мы начали спускаться по ледовому кулуару.

К 8-ми часам утра, сбросив за час более 500 метров, мы были на “Русских ночевках”. Здесь можно было развязаться и снять амуницию.
Еще несколько часов мы спускались по сыпухе и бараньим лбам до зеленых лужаек на краю Безенгийского ледника.

Как прекрасно лечь на траву после четырех дней соприкосновения только с камнями, снегом и льдом.