Скалолазание > Люди >

Автор: Тарас Иванков, Украина

Болгария. Катерачни каникулы

...30 % страны занимает карст.
Огромное спасибо !
Так как многие могут не добраться до конца этого произведения (к сожалению мой талант прозаика реально хромает), то хочу сказать СПАСИБО людям, без помощи которых наша поездка не была бы вообще, или была бы не такой яркой и запоминающейся. Спасибо Илиане Петровой и Ивану Петрову, принявшим нас в Тырново, спасибо Саше Кленову, консультирующему нас до поездки, и опекавшему нас в Болгарии. Огромное спасибо Петке Тотеву, принявшему нас в Лакатнике. Спасибо ВАМ!

А почему именно?
Идея поехать полазть по скалам в Болгарию родилась не сразу. Тут сыграло роль желание повидать новые места , наличие отлаженного потока отдыхающих, приезжающих в страну в курортный сезон, отсутствие проблем с получением визы а так же желание полазать в новых в местах (но только, да простят меня любители Арко, не в это самое Арко. Уже столько раз слышал рассказы и читал, что будто уже сам побывал. Да и не хотелось выпрашивать визы у консульств стран Евросоюза а в аэропорту проходить через терминал "только для черных ". ) В общем, после месячного изучения Болгарских сайтов, переписки по электронной почте с катерчами (скалолазами) и альпинистами Болгарии, изучения гидовников (гайдбуков) , планы были определены и самолет махнув крылом городу Киеву, полетел в сторону невиданных нами Балкан. Вот что примерно из этого получилось:

Варна - Золотые пески - Бальчик. Море - пляжи - отдыхающие. Совершенно не удивительно, что поздно вечером, в аэропорту, местный таксист слупил тройной тариф. Но торговаться не хотелось и удостоверевшись, что водитель знает неплохой отель (до 20 евро на двоих), погрузились в такси и куда - то поехали. Выяснилось, что в Золотые Пески. Где мы и остались на два дня, усердно чередуя море с лежанием на пляже, и наоборот. В общем то пляжи как пляжи. Отдыхающие. Пиво. Удивило только отсутствие заборов на берегу моря - купайся где хочешь. Даже напротив элитных отелей нет теток, проверяющих саноторно-курортной книжки для входа на пляж. Так же нет и самого входа (так как забор отсутствует). Неповерив такой идилии, и немного устав от обилия немецко-русскоговорящей публики мы отправились в Бальчик, и оттуда пешком в Альбену.

Заборов мы так и не нашли, но нашли между Бальчиком и Альбеной совершенно пустынный берег, с источниками воды и остатками кострищ . Так что если есть желание - можно жить прямо в палатке на берегу моря, всего в километре от ОЧЕНЬ дорогого курорта Альбена. Но поскольку нашей целью не было изображать гриль на пляже, то атобус повез нас в глубь страны.

Велико Търново
Здесь нас уже ждали. Еще в Киеве, планируя путешествие, через сайт www.trapezitca1902.com мы познакомились с очень милой женщиной - Илианой Петровой, которая забронировала для нас места в гостинице и с ней мы договорились, что на один день нас будет сопровождать гид, который покажет, где собственно находятся скалы. Совет, не реклама, - если вдруг возникнет мысль посетить Тырново с целью полазать, да и не только Тырново, или если будет желание пройти треккинг по горам Болгарии, или покататься на лыжах зимой, походить на скитурах по Старой Планине, да в конце концов просто пляже у моря полежать - напишите Илиане trapezitca_1902@abv.bg . У них турфирма, по словам Илианы, может вам помочь совершить путешествие в любом уголке Болгарии. В отличии от наших туроператоров, зациклившихся на пляжах вдоль Черноморского побережья. Гостиница оказалась в самом центре города, особенно поразил вид, открывшийся из окна

Вид из окна гостиницы

Порции в кафешках

Там же на рецепции, был куплен гидовник (гайдбук) и по телефону договорившись с гидом о затрашнем дне, занялись изучением местной кухни. Кстати, хочу предупредить, размеры порций у них, немного отличаются от тех, что подают у нас в кафешках и ресторанах.

Велико Тырново. Собственно скалы.
Наш гид, Иван Петров, показал нам два района, где оборудованы маршруты. Скалы у монастыря Свята Троица и Устето. Может субъективно, но нам больше понравилось на Святой Троице. Более сотни маршрутов, на любой выбор - от 5а до 8b сложности. Многие оборудованы клеевыми крючьями. Расположение скал у С. Троицы позволяет лазать до 14 часов дня. Многие маршруты подписаны (правда многих даже нет в гидовнике - появились недавно) Скалы не зализаны, очень хорошее трение. Полный набор различных рельефов - от плит с мизерами, каминов и щелей для заклинивания рук до лазания по потолку огромного грота. И совершенное отсутствие людей. Удивительно, но за все время мы там не увидели ни одного скалолаза в этом районе (может не сезон ?).

Монастырь Свята Троица

До скал у монастыря Свята Троица проще всего доехать на такси - стоит примерно 3 лева (1.5 евро), ехать прямо до ворот монастыря. Спокойно прохойти через ворота и пройдя через монастырь (там одна дорога ) сразу справа выйти к скалам. Там начинаются оборудованные маршруты. Для желающих экономить - жить можно в палатке - сразу под скалами - там полно оборудованных площадок, дров навалом и вода в монастыре в 3 минутах ходьбы. Можно спросить на счет ночлега и в самом монастыре.

Далее потекла размеренная жизнь - утренний кофе, погрузка в такси веселого болгарина Петчо, который нас отвозил утром и забирал в обед обратно. Лазание. Далее суп таратор, шопска салата, пиво Загорка, отдых и культурная программа - осмотр местных достопримечательнотей и лавочек с безделушками. После начала темноты, мы усаживались на смотровую площадку, перед холмом с остатками крепости, подкарауливая начала представленя "Звук и Свет". Это колоссальное зрелище, когда холм Царевец, с крепостной стеной, башнями и воротами начинает под музыку освещаться, и самой высокой башни светят лазерные лучи, и в подсветка меняется следуя мелодии и тону музыки, от успокаивающе белой, до кроваво- красной, как будто кровью окрашивается вся крепостная стена Царевца. Только ради этого нужно поехать в Търново! В стройные ряды покоренных мной 6а - 6б внес смятение приезд Александра Кленова, с которым нам удалось съездить на Троицу, залезть на 7а - 7b ("Полет на орле", в моем случае не залезть а "взгромоздиться")

А так же осмотреть местные скалолазные стенды. Которых на такой небольшой город, целых три. Особенно конечно поразил один из них - на котором проводятся всякие соревнования мирового уровня. В частности, готовить трассы на EUROPEAN YOUTH CLIMBING CUP difficulty and speed Veliko Tarnovo, Bulgaria
AUGUST, 20th - 22nd , 2004
, Саша Кленов и приехал в Търново.

С удивлением и разочарованием узнал что от Украины на эти соревнование никто не приезжает. Федерация альпинизма и скалолазание даже не удосужилась ответить на все приглашения, которые ей присылали. Может конечно это мое мнение, но откровенно говоря, может нам нужно взять с Болгарии пример: ведь собирают они у себя собрание с повесткой дня - "Нужна ли в Болгарии ФАиС в том виде, как она есть?" Может и в нашей пора собирать такое собрание, что- то и кого- то менять ? Господа спортсмены-скалолазы Украины, Вас это касается в первую очередь.

Устроив себе день отдыха мы съездили в Габрово (за анекдотами : и поднялись на перевал Шипка, к памятнику русским воинам, защищавшим перевал во время освободительной войны Болгарии от турков). Так закончилась неделя нашего пребывания в Тырново.

Камен Бряг. Международная встреча по лазанию над водой.
В выходные, 7-8 августа в Болгарии, в райне Камен Бряг как раз проходила международная встреча скалолазов по лазанию над водой. Куда мы с А. Кленовым и Тырновскими скалолазами поехали. Камен Бряг - скалистое Черноморское побережье, на север от Каварны. Место, где можно убежать от цивилизации и куда любят презжать на море альпинисты и скалолазы Болгарии.

Заметно, что в отличии от нас, живущих в "резервации СНГ" , возможность для Болгар без виз ездить в Евросоюз привносит много новых идей в скалолазную тусовку. В частности, после поездок на Майорку, где deep water solo распространено, некоторые данное направление лазания пытаются развивать и у себя. Этому подтверждение и уже ставшая традиционной летняя тусовка скалолазов на Камен Бряге. И появление очищеных, подписанных , проверенных на счет безопасного падения в воду и занесенных в гидовник (гайдбук) выходов. Встреча, проходящая даже с каким то подобием на соревнования по болдерингу, собирает(к радости местных хозяев кафе) человек 30 - 40 скалолазов, и столько же зрителей. Сперва участники проходят два обязательных выхода - типа квалификации. А затем им дается 2 - 3 часа, что бы они пролезли разные выходы. За каждый даются баллы. С колличеством попыток цена выхода уменьшается. Но так как это встреча, а не соревнования, то судей, считающих баллы нет. Участники сами (честно) потом заполняют карточку - сколько и что пролез, и очень живо обсуждают, как чуть упал - не упал в воду, по вечерам , за кружкой пива.

А Кленов Выход Jamp

Так же, те, кто не захотел иметь приятную возможность окончить маршрут купанием в море, развлекались лазаньем классических болдерингов на окрестных камнях

Девушка Петя и Тоша, болдеринг

В глубь страны. Лакатник. Вражите дупки и Альпийская поляна
Наше экзотическое лазанье над морем закончилось. Следующей точкой нашего путешествия оказался Лакатник. Поселок, в 60 км на север от Софии, где еще начиная с 30-х годов XX века скалолазами, Болгарии были освоены скалистые берега ущелья рек Искръ и Пробойницы. В Лакатник нас отвез известный болгарский альпинист Петко Тотев, любезно разрешив нам, пожить на своей даче в поселке. Обилие скал конечно, поражает.

Имеются два хорошо освоенных скалолазами района - более новый Вражите дупки и Альпийская поляна. В общей сложности думаю, можно насчитать примерно 200 маршрутов на любой вкус и уровень лазанья. Руководствуясь схемами и гидовником (найденном в, Интернет) без проблем мы нашли оба района. Хочу отметить, многие новые маршруты оборудованы вклеенными крючьями. Более старые - long-life фирмы Simond. Так же нужно учесть особенный стиль пробивки, особенно в районе Вражите дупки - как сами болгары пишут - "вы не найдете здесь пути утыканного железками и вщелкивания, когда оттяжка находится на уровне колена" . Немного психологически непривычно, но после пары маршрутов перестраиваешься, и начинаешь задумываться - может так и надо. В основном расстояние между точками 2 - 2.5 метра. Но пробито грамотно, безопасно, и падение не сулит получение травм. Лазать, благодаря удачному расположению скал, в тени можно хоть целый день, и так как особых других отвлекающих факторов нет, мы целиком отдались этому занятию.

Известняки, встречающиеся в Лакатнике, в принципе такие же, как и в Крыму. Но, как я уже писал, менее зализанные и с хорошим трением. Дополнительным развлечением стало посещение всяких пещер, часто встречающихся на склонах ущелий. Особенно хорошо было там пересидеть жаркое время (предварительно потеснив коз, устроившихся там на послеобеденную сиесту).

Альпийская поляна

Мездра - Враца - Варна
Время наших каникул заканчивалось, и, заехав в Мездру (узловая станция ж.д.), оставив там багаж, мы на электричке успели съездить во Врацу, известную своими высокими стенами - до 420м и длинными маршрутами на них.

На сколько я знаю, осенью там состоится международная встреча скалолазов. Так что и для любителей полазить на своих точках и на полностью оборудованных трассах есть чудесная возможность. Покорив несколько 6а на Малой Враце, возле ресторана Альпинист, мы, помахав на прощание стенам Враци, ночным поездом отправились в Варну (что было довольно неудачным шагом, так как поезда у них отличаются от наших в менее выгодную сторону. Для начала там только сидячие места. Так что нам пришлось всю ночь кимарить на своих креслах в довольно неудобных позах). Но целый день релаксации на Золотых Песках пошел на пользу, и накупавшись с новыми силами, мы погрузились в самолет и отбыли на берега Днепра.

Всякое
Если коротко - то нам понравилось. Очень. Еще хотим! Если чуть длиннее - непонятно почему, но у нас не принято ездить туда лазить. А зря. По деньгам это может выйти не дороже Крыма (не считая дороги и виз). Так что дерзайте, если будет желание и нужна будет консультация - пишите tivankov@ukr.net

Вид из окна электрички

Всичко хубово!

Некоторые цены
Самолет 147 уе в оба конца
Виза 30 уе
1 литр бензина А 95 - 1.49 лева (2 лева - 1 евро)
Обед в ресторане - 6 - 7 лева на 1 человека
Автобус Варна - Тырново 8 - 13 левов
Жилье от 10 левов (меньше не видел), за 46 левов - номер на 2х в самом центре Тырново

Сайты и линки, использованные для подготовки к поездке

Вот одно из писем, что мне болгары прислали, по нему мы примерно и готовились в поездке:
Здраствуй.
Ну зависит куда вознамеряешь приехат впервъе. Если в Варну, о море не могу дать совет; я от 6 лет там не бъл. Много алпинистов любят Камен Бряг что находится примерно в 50 километров на севере от Варной. Но там только скалъ, нет пясочнъх плажей. По Черноморие я долженн предупредить цень очен въсокие для нас, а к иностранцам отношение всегда такое, что каждъ хочет взять больше чем надо. Ето повсеместно по Черноморие, на рънках и в квартирах. Скалъ на Велико Търново ближе к селу Самоводене. Там можно спать под скалами. Есть недалеко монастърь Света Троица, монастърь Преображение, архитектурнъй резерват Арбанаси, а также сам город Велико Търново интересен (старая крепость и старъй квартал). В Северной Болгарии также стоит видеть комплекс Боженци и Етъра, находяшиеся близ города Габрово. Нормально в августе в Самоводене, Враца и Лакатник очень жарко карабкаться. На всех трех объектах есть маршрутъ по 20-40 метров, больше на Лакатнике (ето 60 километров севернее от Софии). Я сегодня же бъл там и едва ли не умер от жаръ. Можно же карабкаться от 6.00 до 9.00 часов утра и от 18.00 до 20.00 вечера. Там тоже спим под скалами. Объчная цена для иностранцев в хотелах по Болгарии (без Черномории) от 10-15 евро. По хижинах в горах: 5-10 евро. Около Софии, на горе Витоша есть учебнъй объект Комините. Взят трамвай 9 до последной остановке в южном направлении. Там взять автобус 93 до Драгалевского лифта, посадиться на лифт за первъй етап (до Бай Кръстьо- 0,50 евро) и потом пешком 15 минут (скалъ можно увидет от лифта).

Внимание: в Софии купить билетъ (0,25 евро) и если у вас багаж въше 40Х40Х60 таксовать билетъ и за багаж. Если нет билета - штраф и большие неприятности. Примерно билетъ на поезд: Варна - София меньше 10 евро. Нормально 1 евро за 50 километров. Автобусъ - немножко дороже. Пойти на Мальовице. В Софии взять трамвай 2 до остановки Интерпред. Там под мостом - автовокзал (евтогара) юг. Взять автобус или микробус до Самоков (1,5 евро). Там около 16.00 часов директнъй микробус до Мальовицъ (1,5 евро). Если раньше или позже - взять до Говедарци и потом автостопом или пешком. Иногда от Софии или Самокова - нерегламентиранъе микробусъ до Мальовицъ: набавлять ценъ!!!

На Мальовице нет кратких маршрутов, но красивъе прогулки. В Софии можно купить картъ Рилъ и Пирина. Интересно увидеть Рилский монастърь, город Пловдив, город Копривщица (етарая селская архитектура), Бачковски монастърь. Лучше найти картъ и ориентироваться ими. К сожалению я в августе собираюсь в Австрии. Иначе могли бъ встретиться и я вам дать больше информации. Когда говорю об евро, ето не значить что ето наша валута. У нас 1 лев= 0,5 евро. Внимание! На вокзалах и аеропортах плохой курс валютъ. Например: курс 1,98 лева за евро, но внизу маленькими буквами пишет: 8% коммисионнъ. Другой проблем: часто можно увидет: евро курс покупки: 1,985 лева; курс продаж: 1,197.

В городском транспорте нередко встречаются карманистъ. Будте осторожнъ. В ресторантах всегда видеть меню и въчислить счет. Прежде всего в больших курортах. Если познакомитесь с алпинистами, не стесняйтесь. Попросить совет. Можно найти когото, кто вам будет помочь. Так, надеюсь у вас будут приятнъе каникулъ.