Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном маршруте 5 к.с. по Северо-Восточному Памиру, совершённый со 30.07.2018 г. по 02.09.2018 г.
Справочные сведения Проводящая организация Клуб туристов г. Воткинска ,,ВездеХод''. Адрес: Россия, Удмуртская республика, г. Воткинск, ул. Пугачёва, 27 e-mail: turclub10@mail.ru Паспорт спортивного похода Долина р. Кызылсу - перевал Ячий(1А, 4185) – пер Вездеход (~3А, 4690, первопрохождение) – перевал Нура Верхний (3А, 5050) - перевал Предвершинный (2Б, 4817) – лед. Восточный Кызылсу – пер. Четырёх Ледопадов (3А, 5555) – п/з Бордоба – ледник Корженевского – ледник Перевальный – перевал Мира Западный (4930м) – перевал Золотой Телёнок (4700, связка 2А) - ледник Ленина – а/л Ачик-Таш – перевал Путешественников (4185м, 1А) - пик Раздельный (6120м) – пик Ленина (7134м, рад. восх., 3А) - Луковая поляна – а-л Ачик-Таш Определяющие препятствия маршрута
Сведения об участниках Характер препятствий и погода на маршруте
Высотный график
Характеристика района путешествия Критерии выбора района. При выборе района путешествия мы руководствовались, прежде всего, следующими критериями: Возможность прохождения полноценной горной «пятёрки», в соответствии с требованиями к протяженности, продолжительности и степени напряженности маршрута. Широкие возможности при планировании туристских маршрутов • Разнообразие форм горного рельефа и природных условий. Удобство подъездов, аварийных выходов и приемлемые финансовые условия. • Новизна района для большинства участников группы. Климат и особенности района. Заалайский хребет, северная граница Памира, тянется на 240 км с запада на восток, от слияния рек Муксу и Кызылсу до пика Иркештам (Отчайло, 5820) на границе с Китаем и далее по китайской территории. Средняя высота хребта 5500 м, высшая точка - Пик Ленина(7134). Весь Заалайский хребет можно разделить на три части - Восточная часть - это участок хребта восточнее Памирского тракта (перевала Кызыларт). От перевала Кызыларт и до перевала Алтынмазар тянется центральная часть Заалайского хребта, наиболее часто посещаемая, и поэтому наиболее изученная. Высшая точка - п. Ленина. Далее на запад уходит западная часть с высшей точкой п. Сат, 5900. Заалайские горы огромной стеной возвышаются над Алайской долиной практически без предгорьев. (Исключение составляет Западный Заалай, который расположен западнее перевала Терсагар. Здесь имеется разветвлённая сеть северных отрогов.) Северные склоны хребта, сложенные сланцами, известняками, песчаниками, конгломератами, более длинные, чем южные. По ландшафтам Западный Заалай занимает промежуточное положение между Памиро-Алаем и Памиром. Вершины здесь имеют острые формы, долины глубоко врезаны, в них произрастает арча, лиственные кустарники, встречаются даже березы. Высшая точка Западного Заалая - пик Сат (5900). С перевалов и вершин Западного Заалая открываются редкие по красоте виды на Северо-Западный Памир, пики Коммунизма (7495) и Корженевской (7105). Центральный Заалай простирается на 92 км от перевала Терсагар на западе до перевала Кызыларт на востоке. Это наиболее высокая часть хребта. Здесь расположены высочайшие вершины района – пики Ленина (7134), Жукова (6842), Октябрьский (6780), Дзержинского (6717), Единства (6640), Кызылагын (6683). Хребет на этом участке слабо расчленен и выглядит, как непрерывная стена, формы рельефа на северных склонах сглажены. Перевалы здесь ледово-снежные, преимущественно 3А к.с. С южной стороны Центральный Заалай орографически богаче. Здесь имеется ряд простирающихся к югу разветвлённых отрогов, что позволяет планировать разнообразные горные туристские маршруты от 3-й до 6-й категории сложности. Мощные реки Муксу и её приток Сауксай практически непреодолимы вброд, поэтому район Центрального Заалая изолирован от остальной части Памира. Лишь в верховьях Сауксая вблизи хребта Зулумарт и еще восточнее гарантируется относительно беспроблемный выход из района в центральные области Памира. В нижней части склонов и долин Центрального Заалая господствует горно-степная и горно-луговая (тундровая) растительность, выше - только камни, вечные снега и ледники. Для Центрального и Восточного Заалая (в отличие от Западного) характерны сильные ветра на гребне водораздельного хребта, которые могут послужить причиной несчастного случая. Основным определяющим погоду фактором в Заалае являются атлантические циклоны. Участок Восточного Заалая, который простирается на 52 км от перевала Кызыларт на восток до китайской границы начал интенсивно осваиваться туристами и альпинистами лишь с развалом СССР. Раньше этому препятствовал жесткий пограничный режим. По характеру он близок к Центральному Заалаю, но отличается большей крутизной северных склонов и меньшими высотами. Здесь находятся вершины Курумды (6613) и Заря Востока (6349). А участок хребта длиной 25 км от вершины пик Дзержинского на западе и на востоке до пика Вост.Кызылагын только в одном месте немного опускается ниже отметки 6000 м (перевал Крыленко - 5842м). Все перевалы, кроме связки Крыленко-Корженевского, здесь имеют наивысшую категорию трудности - 3Б. Заалайский хребет находится в зоне высокой сейсмической активности. Из-за гидратации, разбухания горных пород, эта горная цепь со скоростью около 2 сантиметров в год наступает на Алайскую долину. Заалайский хребет имеет мощное оледенение. Всего здесь 550 ледников общей площадью 1436 кв.км. Высота фирновой линии увеличивается с запада на восток на северных склонах от 4200 до 4500 м, а на южных склонах от 4500 до 5400 м. Наиболее крупные ледники хребта: Корженевского (21,5 км), Большая Саукдара (20,6 км), Октябрьский (19,0 км). Среди популярных перевалов отметим: Заалайский (4739,3А), Сурхангоу (5252,2Б), Минджар (4964,2Б), Конституции (5500,2Б), Абрис (5384,3Б), Дзержинского (5705,3А), 60-летия Октября (5063,2Б), Раздельный (6140,3А), Спартак (6194,3А), связка Мира Западный и Ачикташ (Золотой Теленок) (4900,2А), Белецкого (5141,3А), 30-лет Победы (5026,3А). В техническом отношении перевалы Заалайского хребта и его северных отрогов не требуют провески многочисленных перильных веревок или сложной ледовой и скальной работы. Трудности определяются разорванными и покрытыми кальгаспорами (продукт возгонки льда) ледниками, лавиноопасными снежными склонами и большой высотой, требующей правильной акклиматизации. Заалайский хребет в настоящее время считается наиболее доступным для проведения туристских походов районом Памира как по соображениям безопасности заездов (они осуществляются по территории Киргизской Республики, чуть ли не самой дружественной к российским туристам из среднеазиатских республик), так и стоимости путешествия (не требующего вертолетных залетов и забросок). Подъезды к Заалайскому хребту ведут из Оша на юг по Памирскому тракту через горы Алая (перевал Талдык) в поселок Сары-Таш. Здесь дороги расходятся. На запад по дороге вдоль Алайской долины можно заброситься на Луковую поляну у северного склона пика Ленина, под перевал Терсагар или ещё дальше в кишлак Шве на Западном Заалае. От Сары-Таша на восток уходит дорога в пропускной пункт Иркештам на китайской границе, туда идёт основной поток грузовых машин. По этой дороге можно заброситься в районы Восточного Заалая. Наконец на юг от Сары-Таша. по перевалу Кызыларт (4280 м) проходит автомобильный тракт Ош - Хорог (Восточный Памирский тракт). По Восточному Памирскому тракту можно заброситься к южным склонам Центрального Заалая в его восточной части (район ледника Октябрьского). Соответственно таковы же и возможные пути эвакуации. Общая характеристика маршрута Основной идеей похода было желание участников посетить красивый и популярный туристский район, новый для большинства участников группы, пройти полновесную горную ,,пятёрку” в условиях значительных высот и, конечно, совершить восхождение на семитысячник пик Ленина. В плане ознакомления с районом планировалось пройти трек с востока от подножья пика Заря Востока (6349м) на запад до пика Ленина (7134м) с попыткой восхождения на последний. Для прохождения продолжительного маршрута было организовано две заброски продуктов и топлива: первую завезли на машине в Бордобу и оставили в коше у местных жителей, вторую занесли челноком на ледник Восточный Кызылсуу в начале маршрута. Ещё одна заброска на 4 дня была сделана в базовый лагерь фирмы ,,Горы Азии” в Ачик-Таше для обеспечения восхождения на пик Ленина. Сам маршрут условно можно разбить на четыре части. Первый этап, помимо акклиматизации и организации заброски на ледник Кызылсуу Восточный, ключал основной набор технических препятствий, в том числе первопрохождение нового перевала и разведку возможности восхождения на новую вершину около пика Заря Востока. Главным итогом этого этапа явилось втягивание группы в маршрут в полном составе, без проблем со здоровьем, адаптация к району и погоде. Что касается маршрута, то запланированные перевалы удалось пройти в полном объёме. Минусом явилось то, что на акклиматизацию и прохождение перевалов пришлось потратить все запасные дни, которые были заложены на разведку новой вершины, от которой в итоге пришлось отказаться. Второй этап – прохождение самого сложного и высокого перевала маршрута – перевала Четырёх Ледопадов с выходом к заброске в Бордобе. Выход планировался, в зависимости от потраченного времени, или через перевал Архар (2А), или через Алайскую долину (при дефиците времени). Здесь всё прошло достаточно гладко, не считая нескольких отсидок в непогоде. В итоге, прошли перевал Четыре Ледопада и вышли к заброске через Алайскую долину с ощущением запаса сил и ресурсов. Третий этап – переход в долину р. Ачикташ по маршруту: ледник Корженевского – ледник Перевальный – связка перевалов Мира Западный - Золотой Телёнок (2А) – ледник №197 – ледник Ленина – урочище Ачик-Таш. Здесь проблем не возникло: группа прошла этот участок на день быстрее графика, что свидетельствовало о хорошей форме участников. На четвёртом этапе планировалось восхождение на пик Ленина (7134м). Здесь также всё сложилось удачно, не смотря на холодную ветреную погоду. В итоге, пять человек смогли подняться на вершину пика Ленина, двое участников страховали, обеспечивали связь, выпускали и принимали группу после восхождения в лагере на Раздельной (6100м). Соответствие заявленного и пройденного маршрута Нитка маршрута заявленная: р. Кызылсу - перевал Ячий(1А, 4185) – пер п/п (~2Б, 4650) – перевал Нура Верхний (3А, 5050) – пик 5995 (~3А, радиально, восх., п/п) - перевал Предвершинный (2Б, 4817) – лед. Восточный Кызылсу – пер. Четырёх ледопадов (3А, 5585) – перевал Архар (2А, 5000м) - п/з Бордоба – ледник Корженевского – ледник Перевальный – перевал Мира Западный (4930м) – перевал Золотой Телёнок (4700, связка 2А) - ледник Ленина – а/л Ачик-Таш – перевал Путешественников (4185м, 1А) - пик Раздельный (6120м) – пик Ленина (7134м, рад. восх., 3А) - Луковая поляна – а-л Ачик-Таш Нитка маршрута пройденная: Долина р. Кызылсу - перевал Ячий(1А, 4185) – пер Вездеход (~3А, 4690, первопрохождение) – перевал Нура Верхний (3А, 5050) - перевал Предвершинный (2Б, 4817) – лед. Восточный Кызылсу – пер. Четырёх Ледопадов (3А, 5555) – п/з Бордоба – ледник Корженевского – ледник Перевальный – перевал Мира Западный (4930м) – перевал Золотой Телёнок (4700, связка 2А) - ледник Ленина – а/л Ачик-Таш – перевал Путешественников (4185м, 1А) - пик Раздельный (6120м) – пик Ленина (7134м, рад. восх., 3А) - Луковая поляна – а-л Ачик-Таш Отмена радиального восхождения на нехоженную ранее вершину 5995м в отроге пика Заря Востока. Отмена осуществлена в соответствии с заявленным запасным вариантом по причине отставания от графика. Причин для возникновения отставания было несколько: один день мы потеряли из-за болезни участника в самом начале маршрута. На этот случай у нас был заложен запасной день, его использовали что помогло продолжить маршрут в полном составе, но запаса по времени не осталось. Второй причиной явилась более высокая сложность первопрохода перевала Вездеход в отличие от предполагаемой. В результате, перевал прошли в запланированное время, но для подхода под следующий перевал пришлось затратить ещё один день, и это уже было отставание от графика. Далее, при прохождении перевала Нура Верхний были сложные погодные условия, плохим был и дальнейший прогноз погоды. Пробовать совершить ещё один первопроход в условиях неблагоприятных погодных условий, не имея запаса по времени, было рискованно. Поэтому воспользовались запасным вариантом, оговорённым с МКК. Замена выхода к заброске продуктов в Бордобе через перевал Архар (2А) на обход через Алайскую долину. Замена осуществлена в соответствии с заявленным запасным вариантом по причине отставания от графика. Отставание образовалось из-за неблагоприятных погодных условий при прохождении перевала Четырёх Ледопадов – одного из определяющих препятствий в маршруте, в результате на прохождение перевала было затрачено на два дня больше запланированного. В сложившейся ситуации воспользовались вариантом, заявленным заранее в МКК. Организация похода До г. Екатеринбург группа добиралась частями: участники из Удмуртии поездом от станции Агрыз, уфимские участники на рейсовом автобусе из Уфы. В полном составе группа собралась в аэропорту Кольцово г. Екатеринбург, откуда самолётом перелетела в г. Ош (Кыргызстан). Здесь в аэропорту нас встречал микроавтобус фирмы «Osh Travel», который перевёз нас в офис фирмы. Все организационные вопросы на территории Кыргызстана взяла на себя фирма «Osh Travel» и её директор Лада Евгеньевна Хасанова. Топливо для похода (бензин и газ) заказывали заранее через Юрия Траченко (Yuriy Trachenko [7504332@gmail.com]) и по приезде в Ош оно ждало нас в офисе принимающей фирмы. Часть продуктов мы также заказывали в принимающей фирме, остаток закупали и фасовали в Оше. Заезд к началу маршрута и выезд в Ош по окончании марщрута осуществлялся микроавтобусами, предоставленными принимающей фирмой. Домой добирались с обратном порядке – из Оша до Екатеринбурга на самолёте. От Екатеринбурга удмуртская часть команды поездом до станции Агрыз и далее на арендованном микроавтобусе до дома. Уфимцы -на рейсовом автобусе Екатеринбург-Уфа. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА Долина р. Кызылсуу 30 июля, Пн (1 день) Заезд на маршрут. Двидение по долине р. Кызылсуу. Утро ясное. Все сборы закончены ещё вчера, не спеша завтракаем (завтрак бесплатно предоставлен фирмой, чем мы приятно удивлены). Забегая вперёд, вся команда до сих пор слегка в шоке от удивительно тёплого и доброжелательного приёма. Из офиса фирмы «Osh Travel» в Оше выехали в 800 на арендованном микроавтобусе. Дорога ненапряжённая, доехали очень комфортно. По дороге заехали в Бордобу. Оставить заброску у пограничников не удалось, но зато удалось договориться в коше перед погранзаставой. К месту начала маршрута автобус подвёз очень удачно, проехав даже дальше, чем мы рассчитывали. В итоге, в 1430 выгрузились в долине р. Кызылсуу. От места выгрузки открылся вид на долину реки и пик Заря Востока (6349м) – Фото 1.
От места старта сразу спускаемся вниз по роскошному травяному склону. Перепад высот 230м. Изначально рассчитывали сразу встать лагерем, но пришлось продвинуться около километра вверх по долине в поисках воды. Найдя небольшой ручей с чистой водой, ставим лагерь и возвращаемся к месту высадки за мешками с заброской. Координаты площадок с водой: N39034’16,8” Е73038’14,2” (ручей примерно в 50м ниже по долине). Подъём по травяному склону дался нелегко - сказывается недостаток акклиматизации. Но принесли. Пока готовился обед, отдохнули. После обеда стало легче, так что решили перенести заброску ещё вперёд. Продвинулись ещё около километра со сбросом высоты 120м. Закопав заброску в камнях, возвращаемся в лагерь. Вверх опять очень тяжело, даже налегке. Ужинали уже после 2100. К вечеру похолодало (+50С) и прилично дует. Но аппетит у всех нормальный. Отбой в 2200. Пройденное расстояние 4,5км (продвинулись всего 1,5 км, но с учётом радиалок с заброской 4,5 км) Чистое время хода 4ч 50мин Высота начальная 3780м Высота max/min 3500м Высота стоянки 3620м 31 июля, Вт. (2день) Продвижение по долине р. Кызылсуу – организация заброски к впадению ледника с перевала Предвершинный. Утро ясное и морозное. На маршрут вышли в 8:00. Задачи на день ставилось две: во-первых, найти подходящее место для переправы и, во-вторых, организация заброски к леднику с перевала Предвершинный. От места стоянки спускаемся в реке и, почти сразу одна из участниц стала жаловаться на самочувствие. Место для переправы нашлось в 2,5 км от места первой стоянки. Здесь и поставили лагерь №2, оставили заболевшую участницу и вернулись за заброской. Заброску в лагерь принесли к обеду. После обеда в 15:00 вышли с заброской вверх по долине, надеясь в этот день закончить с челноками, отнимающими много сил и времени (Фото 2).
Пройденное расстояние 6,5км (продвинулись 2,5 км, но с учётом радиалок с заброской 6,5 км} Чистое время хода 8ч 10мин Высота начальная 3600м Высота max/min 3815м Высота стоянки 3600м 1 августа, Ср (3 день) Вынужденная днёвка. С утра моросит мелкий дождь. По самочувствию все уверяют, что всё хорошо, но после завтрака все лежат по палаткам. Ближе к обеду начали вылазить. Организовали разведку переправы. К вечеру полегчало всем, в том числе и заболевшей. Так что день отдыха пошёл на пользу. Перевал Ячий (1А, 4185м) Категория сложности 1А Высота 4185м Необходимое снаряжение трековые палки, каски Прохождение 02.08.2018г с запада (р. Кызылсуу) на восток Расположение расположен в северном отроге Заалайского хребта Координаты N39033’05,2” Е73040’54,8”
2 августа, Чт. (4 день) Перевал Ячий (1А) – стоянка на травяном балконе после спуска с перевала. Утро ясное. На маршрут выходим в 800. От места стоянки сразу спускаемся в реке к месту переправы, разведанному накануне. Вода с утра низкая, перебродили легко (Фото 3).
После переправы двигаемся вверх по морене, забирая влево походу в направлении распадка перевала Ячий. Поднявшись на вал морены, заросший пышной травой и цветами, выходим в нужный нам распадок. С вала открывается вид на весь подъём к перевалу Ячий Фото 4).
Двигаясь по валу морены, который постепенно деградирует, выходим в распадок. Далее подъём идёт по распадку по линии падения воды, плавно переходя в перевальный взлёт (Фото 5).
Перевальный взлёт – каменная осыпь крутизной до 300. На перевал выходим в 1400. Седловина перевала широкая, каменистая. Очень ветренно. Высота по GPS 4184м. Тур в центре седловины. Ожидаемо сняли вчерашнюю записку группы туристов Москвы от 01.08.2018 (рук. А.Лебедев).
Ещё одну записку нашли неподалёку. Это уже записка первопроходцев перевала от 02.08.2013г – две группы турклуба МАИ, руководители групп А. Лебедев и Р. Бикчурин.
Так что мы, прохождением перевала, отметили пятилетний юбилей его первопрохода.
Фото 6 и 7 – группа на перевале Ячий (1А) Из-за сильного ветра задерживаться на перевале никому не захотелось и после традиционного фото у тура сразу начали спуск. Спуск с перевала осыпной, камни в основном мелкие, крутизна 25-300 (Фото 8). Вниз до выположения сбежали за 15 мин. И, пройдя ещё примерно полкилометра, встали лагерем на уютном травяном балкончике (Фото 9). До вечера успели хорошо отдохнуть и сходить на разведку завтрашнего трека.
Пройденное расстояние 5км Чистое время хода 3ч 50мин Высота начальная 3600м Высота max/min 4185м Высота стоянки 4055м Итоги, выводы, рекомендации: Перевал Ячий – несложный перевал 1А категории сложности удобный в плане получения акклиматизации в походах любой категории сложности. Перевал двусторонний, оба склона перевала практически одинаковы. Стоянки с чистой водой есть на подходах с обеих сторон перевала. Перевал ВездеХод (~3А, 4690м, первопрохождение)Перевал Вездеход (первопрохождение) Категория сложности ~3А (утверждение категории сложности после рассмотрения в МКК) Высота 4690м Необходимое снаряжение трековые палки, каски, страховочные системы, жумары, карабины, ледобуры, основная верёвка (3 по 60м), верёвка для локальных петель, ледорубы, ледовый инструмент, кошки, спусковые устройства Прохождение 03-04.08.2018г с севера на юг Расположение северные отроги Заалайского хребта, в одном хребте с пиком Чёрный (4923м) восточнее вершины 4813м Координаты N39032’41,5” Е73044’06,5”
Подход под перевал Вездеход – подъём на гребень перевала – стоянка на гребне. Ночь была ясная и ветреная, но к утру ветер стих, так что утро комфортное. На маршрут выходим в 825. В длинный обход к гребню планируемого перевала по долинам рек со сбросом и последующим набором высоты ввязываться совсем не хотелось. Поэтому от места ночёвки по каменной осыпи забрались на отрог основного хребта (вариант просмотрели ещё с вечера) и двинулись траверсом вдоль хребта.
Описаний такого прохода у нас не было и были опасения, что придётся затратить много сил на перелаз отрогов пика Чёрный. В 12:30 вышли к озеру и встали на обед. После обеда в 14:00 продолжили движение. В итоге, до выхода на ледник нашего перевала, перелезли через 5 небольших отрогов с перепадами высот по 50-70 метров. К началу подъёма на гребень нашего перевала вышли в 16:00 (Фото 10).
Визуально всё выглядело не очень круто и не далеко (Фото 11). Да и времени до вечера оставалось немного. Поэтому полезли свободным лазаньем по снежным ступеням вдоль каменной осыпи. Но всё оказалось обманчиво - довольно быстро крутизна склона увеличилась до 450, под небольшим слоем снега появился лёд. Перешли на камни, но и здесь оказалось неудобно. Во-первых, высока опасность камнепада. Во-вторых, вся эта каменная осыпь оказалась живая, всё ползёт и сыплется. Пролезли так около 100м и снова перешли на снежный склон – в средней части склона крутизна слегка уменьшилась и появилась возможность идти по снежным ступеням. Но ближе к выходу на гребень крутизна склона снова увеличилась и пришлось на заключительную часть подъёма провесить перила. В итоге, подъём на гребень занял 2,5 часа. И всё это время практически не было возможности снять рюкзаки, так что на гребень все вылезли очень уставшие. Однозначно лучше и безопаснее было провешивать перила от самого подножъя по центральной части снежно-ледового склона. Времени затратили бы, конечно, больше, но и усилий потребовалось бы намного меньше, не говоря о безопасности. На гребень вылезли в 18:30. Он оказался очень узким и обрывался на другую сторону крутым осыпным сбросом. Лезть выше по гребню в поисках мест для стоянки было поздно, да и сил уже особо не было. Поэтому принялись расчищать площадки в месте выхода на гребень. К 20:00 смогли оборудовать вполне уютные и ровные площадки под три палатки и кухню (Фото 12).
В конце концов, плюсы такого варианта тоже имеются: во-первых, на камнях всегда суше и теплее, чем на снегу. А во-вторых, отличные виды (разумеется при наличии хорошей погоды).
Фото 15 – вид на подъёмный гребень перевала Вездеход с седловины перевала.
Фото 16, 17 – группа на перевале Вездеход (3А)
Фото 18 –вид на спуск с перевала ,,Вездеход'' (3А) с седловины) Седловина скальная, наверно при желании можно расчистить место под палатку, но это будет нелегко. Разместиться на камнях группе с рюкзаками можно без проблем. Тур сложили непосредственно в месте выхода на гребень. На перевале пробыли около часа – фотографировались, делали тур, варили чай. Спуск начали в 1600. Спуск представляет собой каменную осыпь крутизной до 400. Сыпуха очень неприятная. Камнеопасно. Спускались, стараясь не идти друг над другом. На выположение спустились за 50 мин ВЧХ. Перепад высот до выположения около 160м. Дальнейшее движение по крупному куруму, придерживаясь в основном ближе к правому борту ущелья. Очень помогают снежные участки. Больших сбросов на этом участке нет. Первый большой сброс находится перед выходом в основную долину. Перед ним очень удобное место для лагеря – зелёные ровные площадки и отличный чистый ручей. К месту стоянки пришли в 18:45. Координаты стоянки: N39031’42,4” Е73044’43,1” высота 4250м Пройденное расстояние 3км Чистое время хода 8ч 50мин Высота начальная 4460м Высота max/min 4690м Высота стоянки 4250м
Итоги, выводы, рекомендации: В режиме первопрохождения пройден красивый с точки зрения эстетики и интересный в спортивном плане перевал. Перевал односторонний, определяющая сторона – северная. Прохождение было осуществлено с севера на юг. Подъём с севера происходит по снежно-ледовому гребню и неопасен в плане возможных лавин и камнепадов. Выход на подъёмный гребень мы рекомендуем делать по центральной части снежно-ледового склона. Потребуется провесить около 300м перил. Страховка на этом участке возможна через ледобуры. При этом следует иметь хороший запас по времени. Мы, начиная подъём близко к вечеру и пытаясь сэкономить время, выбрали вариант подъёма по каменной осыпи слева по-ходу от снежно-ледового склона. Вариант этот оказался очень неудачным и использовать его можно только в крайнем случае при повышенной лавинной опасности основного склона. Всего, при условии навешивания перил для выхода на подъёмный гребень, для подъёма на перевал потребуется провесить 15-16 верёвок (при длине основной верёвки 60м). Так что, скорее всего, придётся ночевать на гребне, учитывая тот факт, что на самом перевале мест для лагеря нет, а спуск очень утомителен. Вариантов для организации ночёвки на гребне два: площадки на скальном гребне в месте выхода на гребень (Вездеходный стоянки) и мульда на снежно-ледовом гребне примерно на 80 метров выше стоянок на скальном гребне. В целом у нас сложилось мнение, что данный перевал вполне заслуживает присвоения 3А категории сложности. Высота перевала - 4690м – значительно ниже большинства сложных перевалов этого района, при этом он гораздо сложнее их технически, что позволяет рекомендовать его как основным, так и акклиматизационным в маршрутах пятой и шестой категорий сложности. Перевал Нура Верхний (3А, 5090м) Перевал Нура Верхний Категория сложности 3А Высота 5100м Необходимое снаряжение трековые палки, каски, страховочные системы, жумары, карабины, ледобуры, основная верёвка (3 по 60м), верёвка для локальных петель, ледорубы, ледовый инструмент, кошки, снежный якоря, спусковые устройства Прохождение с севера на юг Расположение северные отроги Заалайского хребта Координаты N39030’39,1” Е73041’15,9” 06-07.08.2018г
5 августа, Вс. (7 день) Подход под ледопад перевала Нура Верхний (3А) – разведка нижней части ледопада. Утро ясное. Стоянка удобная, виды вокруг роскошные. Настроение у всех приподнятое. Завтрак и сборы очень комфортные. Успели немного отдохнуть и просушить вещи и снаряжение. На маршрут вышли в 10:30. От места стоянки двигаемся вниз по ущелью, почти сразу начинается крутой сброс по травяному склону (Фото 19). Перепад высот 200м. Движение траверсом по склону для выхода на морену без потери высоты не получается из-за скальных сбросов дальше по склону. Со спуска в долину открывается вид на перевал Нура Верхний и ледопад перед ним (Фото 20).
После спуска из ущелья подходим к подножью вала морены и начинаем подниматься по осыпи крупных камней крутизной около 300 справа по-ходу от реки, текущей с ледника (Фото 21). Поднявшись на вал морены, вышли на выположение. Далее движение по лабиринту небольших холмиков ледникового мусора. В 1300 остановились пообедать на галечном пляже около небольшого озерца на подходе к открытому леднику. От места обеда открылся вид на подход к ледопаду и ледник перед ним (Фото 22).
После обеда вышли к леднику и, надев кошки, двинулись в направлении ледопада. Ледник на этом участке открытый, трещины небольшие и легко обходятся.
Фото 23 – группа на подходе к ледопаду перевала Нура Верхний (3А) К ледопаду вышли в 1730, поставили лагерь на леднике перед началом подъёма (Фото 24).Координаты стоянки перед ледопадом: N39030’54,4” Е73042’52,1”
6 августа, Пн (8 день) Прохождение ледопада перевала Нура Верхний (3А) – цирк перевала. Ночь прошла спокойно. Пожалуй, это была первая ночь, когда все хорошо выспались. Утро ясное и красивое. На маршрут выходим в 8:15. От места ночёвки сразу начинается подъём в ледопад (Фото 25). По разведанному с вечера пути распутываем трещины до первого большого разлома. Здесь вешаем первую верёвку на серак, позволяющий перейти разлом (Фото 26, 28).
Но на этом участке между стеной и возможным проходом расположен большой разлом и всё, что летело со стены (за день мы насчитали двадцать обвалов) падало в разлом, не долетая до нас. Возможность отжаться ближе к центральной части ледопада появилась только после полного обхода стены правого борта (Фото 32).
Выше зоны основных разломов ледопада вышли в 1400. Всего при прохождении ледопада провесили пять верёвок. При выходе на выположение открылся вид на выход в цирк перевала и сам перевал (Фото 33). Проход в цирк перевала идёт ближе к орографически правому борту долины, но уже на безопасном удалении от стены правого борта. Ледник здесь закрытый. Движение в связках и снегоступах. Под снегом довольно много трещин приходится много петлять, распутывая ледник. На подходе к перевальному взлёту начался дождь со снегом, резко ухудшилась видимость. В 18:30 встали лагерем на пологой части ледника примерно в 1 км от перевального взлёта ближе к орографически левому борту долины.
Пройденное расстояние 2км Чистое время хода 10ч 15мин Высота начальная 4340м Высота стоянки 4790м 7 августа, Вт. (9 день) Перевал Нура Верхний (3А, 5100м) – спуск до выположения. Утро пасмурное и плохая видимость. Но постепенно прояснило. Пробуем сушить вещи после вчерашней непогоды.
Фото 34 – лагерь в цирке перевала Нура Верхний (3А) В 10:30, решив что погода налаживается, выходим в направлении перевального взлёта. Первый переход идём в снегоступах, двигаемся серпантином в направлении скальных выступов на склоне (Фото 35).
Крутизна склона постепенно увеличивается до 35гр, одеваем кошки. Приходится тропить по раскисшему снегу. Когда до скал оставалось около 150м, пропала видимость (Фото 36, 37). Подъём продолжили, надеясь на улучшение.
Фото 40, 41– группа на спуске с перевала Нура Верхний (3А) Пройденное расстояние 2км Чистое время хода 10ч Высота начальная 4790м Высота max/min 5100м Высота стоянки 4690м
8 августа, Ср. (10 день) Отход от перевала Нура Верхний (3А) – подход под перевал Предвершинный (2Б) Утро пасмурное и серое. Очень низкая облачность. Всё покрыто мокрым снегом. После завтрака влазим в мокрую одежду и ботинки и валим вниз. На маршрут вышли в 1100. От места стоянки двигаемся вниз сначала по открытому леднику, а затем по осыпи крупных камней, запорошенных снегом. При выходе из ущелья снега становится всё меньше. Спускаемся по распадку между валами морены, идущему вниз вдоль правого борта ущелья (Фото 42).
После выхода из ущелья поворачиваем направо по-ходу в направлении перевала Предвершинный. Продвигаемся около 1 километра, поднимаемся на вал морены перед ледником Нура и в 13:00 встаём лагерем на валу морены. Видимость плохая, временами моросит мелкий дождь. В таких условиях, не имея запаса времени, чтобы выждать окно в погоде, решили отказаться от радиального выхода на вершину 5995м. Выходить на ледник не стали, устроили полуднёвку, встав на валу морены, чтобы немного отдохнуть после двух подряд сложных перевалов и, по возможности, подсушить одежду и снаряжение перед прохождением перевала Предвершинный. До вечера погоды так толком и не было – временами сыпало, временами затихало. Пришла СМС-ка с прогнозом погоды – всё плохо на несколько дней вперёд. Пройденное расстояние 2,5 км Чистое время хода 1ч 40мин Высота начальная 4690м Высота стоянки 4500м Перевал Предвершинный (2Б, 4817м) Перевал Предвершинный Категория сложности 2Б, Высота 4817м Необходимое снаряжение трековые палки, каски, страховочные системы, карабины, основная верёвка (2 по 60м), верёвка для локальных петель, ледорубы, кошки, спусковое устройство Прохождение 09.08.2018г с востока (ледник Нура) на запад (ледник Восточный Кызылсуу) Расположение северные отроги Заалайского хребта Координаты N39029’37,0” Е73039’18,0”
9 августа, Чт (11 день) Перевал Предвершинный (2Б, 4817м) – зелёные площадки на морене ледника Восточный Кызылсуу. Утро, вопреки прогнозам, ясное. До выхода успеваем немного подсушиться на солнышке. На маршрут выходим в 945. От места ночёвки открывается вид на перевал Предвершинный (2Б) и ледник перед ним (Фото 43). От места стоянки двигаемся по каменной осыпи вдоль ледника, затем нашли место, где ранклюфт завален большими камнями и вышли на ледник. Ледник в месте выхода открытый, трещины легко обходятся. В средней части ледник заснежен, пришлось делать предварительную разведку прохода. На подходе к перевальному взлёту перешли к орографически левому борту долины (Фото 44). Погода к этому времени вновь начинает портиться, но видимость пока есть.
Перевальный взлёт представляет собой ледовый склон крутизной до 30гр протяжённостью около 400м. Перепад высот от подножья до седловины 120 метров. Поднялись за 40 мин ВЧХ свободным лазаньем в кошках с ледорубом. На седловине группа собралась в 1300. Седловина широкая, осыпная. Тур находится в южной части седловины и в нашем случае был разрушен. Строим новый тур и закладываем записку. На седловине сильный ветер, задерживаться не хочется, к тому же опасаемся, что на спуске ухудшится видимость. Делаем групповое фото на перевале (Фото 46) и начинаем спуск.
Спуск – мелкая осыпь крутизной до 40гр (Фото 47). В нашем случае лёд под мелкими камнями рыжей части спуска к этому времени растаял и спуск на этом участке достаточно комфортный. В нижней части осыпной склон переходит в очень неприятный кулуар, по которому течёт ручей. Перед кулуаром траверсируем серую каменную осыпь вправо по-ходу. Обходим кулуар и выходим к скальному сбросу.
Фото 52 – траверс осыпного склона после прохождения жёлоба. На стоянку вышли в 18:45. Место красивое и удобное для стоянки – есть ровные травяные площадки, неподалёку большой чистый ручей (Фото 53).
Координаты стоянки N39030’29,6” Е73037’32,8” Пройденное расстояние 6км Чистое время хода 7ч 50мин Высота начальная 4500м Высота max/min 4820м Высота стоянки 4117м
Итоги, выводы, рекомендации: Перевал Предвершинный – ледово-осыпной перевал 2Б категории сложности. Перевал соединяет ледники Нура и Восточный Кызылсуу. В нашем случае до 2Б перевал явно не дотягивал. С точки зрения технической сложности – это не выше 1Б. Подъём с ледника Нура несложен и идётся свободным лазаньем. Спуск, видимо, сильно зависит от погодных условий. В нашем случае был вполне спокойный спуск по мелкой осыпи, затем непродолжительный неприятный участок траверса по камням средней величины, после чего одна верёвка дюльфера. Отход по леднику тоже прошёл без сюрпризов. Всё было привычно и несложно. Западный склон перевала (со стороны ледника Восточный Кызылсуу) по описаниям опасен камнепадами. В нашем случае склон был спокойный, камни временами сыпали, но не критично и больших хлопот не доставили. Места для стоянок есть с обеих сторон перевала. Перевал Четырёх Ледопадов (3А, 5555м) Перевал Четырёх Ледопадов Категория сложности 3А, Высота 5555м Необходимое снаряжение трековые палки, каски, страховочные системы, карабины, основная верёвка (3 по 60м), верёвка для локальных петель, ледорубы, ледовый инструмент, кошки, спусковые устройства, скальные крючья, жумары, скальный молоток, ледобуры, лавинная лопата, пила для снега, снежные якоря Прохождение 12-17.08.2018г с востока (ледник Восточный Кызылсуу -) на запад (ледник Кичкесу) Расположение северные отроги Заалайского хребта Координаты N39028’51,8” Е73031’07,3”
Фото 54 – вид на подход к перевалу Четырёх Ледопадов (3А) из распадка перевала Предвершинный (2Б) Пройденное расстояние 3км Чистое время хода 2ч 20мин Высота начальная 4117м Высота max/min 4040м Высота стоянки 4120м Перевал Четырёх Ледопадов (3А, 5555м) Перевал Четырёх Ледопадов Категория сложности 3А Высота 5555м Необходимое снаряжение трековые палки, каски, страховочные системы, карабины, основная верёвка (3 по 60м), верёвка для локальных петель, ледорубы, ледовый инструмент, кошки, спусковые устройства, скальные крючья, жумары, скальный молоток, ледобуры, лавинная лопата, пила для снега, снежные якоря Прохождение 12-17.08.2018г с востока (ледник Восточный Кызылсуу -) на запад (ледник Кичкесу) Расположение северные отроги Заалайского хребта
12 августа, Вс (14 день) Подход под перевал Четырёх Ледопадов (3А) – прохождение первого ледопада – стоянка над первым ледопадом. Всю ночь шли то дождь, то мелкая снежная крупа. Утром очень плохая видимость и мелкий дождь. Приходится выжидать. После завтрака дождь прекратился, немного прояснило. Выходим на маршрут в 9:10. От места ночёвки движение сначала по ранклюфту, потом по осыпи камней орографически левого борта долины (Фото 55). Через 20 мин ВЧХ вышли к зелёным площадкам на морене, но без воды. Ещё через 25 мин ВЧХ вышли ещё к одним площадкам, на этот раз с чистым ручьём (Фото 56).
Координаты этих площадок: N39030’30,5” Е73035’18,1”, высота 4164м.
От этих площадок через 20 мин ВЧХ подошли к месту, удобному для выхода на ледник. Координаты выхода на ледник: N39030’27,3” Е73035’03,6” , высота 4244м. Двигаясь по центральной части ледника, подошли к ледовому взлёту перед поворотом к первому ледопаду (Фото 57). Взлёт – ледовый склон крутизной до 25гр, поднялись свободным лазаньем за 30 мин ВЧХ.
13 августа, Пн (15 день) Подход под второй ледопад – провешивание перил при обходе второго ледопада К утру снежный буран стих и похолодало. Пока собирались, успели подсушиться на солнце. На маршрут вышли в 915. От места стоянки видны второй ледопад и седловина перевала Четырёх Ледопадов (3А). Подход ко второму ледопаду проходит сначала по морене, засыпанной вчерашним снегопадом, а затем по открытому леднику (Фото 58). Здесь тоже много снега и идётся тяжело.
Трещин много, их обошли справа по-ходу (Фото 59). В месте обхода ледник закрытый, пришлось делать предварительную разведку прохода.
Второй ледопад западной ветви ледника Восточный Кызылсу традиционно обходится через скальное ребро, ориентир – характерный , снежный гастук” (Фото 60). К 12:30 смогли распутать ледник и подошли к , снежному гастуку и встали на обед. Пока готовился обед, занялись провешиванием перил. В нашем случае , снежный галстук , особенно его нижняя часть, представлял собой естественный камнесборник, по которому регулярно и часто летели камни. Поэтому мы выбрали для подъёма скальный склон справа по-ходу от снежно-ледового кулуара. В итоге, провесили три верёвки по сильно разрушенным скалам. Провозились до 15:30. Пока спустились, пока пообедали, стало понятно, что лезть наверх уже поздно. Поэтому отошли от склона, поднявшись на взлёт ледника и встали лагерем на пологой площадке на леднике между трещинами напротив ,,снежного галстука” (Фото 61).
15 августа, Ср (17 день). Прохождение третьего ледопада перевала Четырёх Ледопадов (3А) – подход под четвёртый ледопад. Снегопад шёл всю ночь. К утру, привычно уже, стихло. На маршрут вышли в 8:50. От места ночёвки двигаемся в направлении третьего ледопада (Фото 67). Вариант обхода зоны разломов справа по-ходу, после снегопадов последних дней, показался лавиноопасным.
До зоны сераков поднялись в центральной части, но далее началась зона больших разломов, которые перегородили проход прямо и направо. В итоге, после предварительной разведки, спустились на дно поперечного разлома и, двигаясь по нему влево по-ходу, перешли к орографически правому борту долины.
Здесь нашёлся достаточно комфортный обход зоны больших разломов (Фото 68). Серьезным минусом этого варианта является то, что приходится пройти участок близко к стене, где нависают сераками. Здесь видны следы прошлых обвалов. Мы постарались пересечь этот участок максимально быстро.
Обойдя зону разломов, вышли на широкое снежное плато перед четвёртым ледопадом (Фото 69). Плато пересекли вправо по-ходу к орографически левому борту долины. Здесь в 16:00 накрыло плотным облаком. Видимость пропала совсем. Немного подождав, в надежде на улучшение, встали лагерем, опасаясь повторения вчерашнего сценария. К вечеру прояснило, появилась возможность просмотреть дорогу на завтра, заодно сделали фото лагеря над третьим ледопадом (Фото 70).
Пройденное расстояние 1,5км Чистое время хода 5ч 40мин Высота начальная 5015м Высота стоянки 5316м / +300м 16 августа, Чт (18 день) Перевал Четырёх Ледопадов (3А, 5555м) Ночью прояснило и поднялся ветер. Утром ветер так и не стих, но потеплело. На маршрут вышли в 7:40. Четвёртый ледопад прошли как-то незаметно. Трещины занесены снегом. Зону разломов обошли около орографически левого борта долины (Фото 71). Крутизна склона на подъёме до 25гр. Снег с утра почти не проваливался и идти было комфортно.
После зоны разломов, забирая вправо по-ходу, поднялись на седловину перевала (Фото 72).
Тур перевала находится на выходе скал в северной части перевала. Идти туда около 250м в одну сторону.. Ну…сходили. Сняли записку группы туристов г. Москва от 05.08.2017г (рук. Картаев Ф.С.). Потом ещё раз сходили, чтобы отнести свою записку. Затем фото на перевале. В итоге, спуск начали в 11:00.
Записка, снятая с перевала Четырёх Ледопадов.
От места выхода на перевальное плато двинулись вправо по-ходу в направлении отрога, формирующего правый борт долины (Фото 74).
Далее траверсируем снежно-ледовый склон, постепенно сбрасывая высоту (Фото 75). Траверс длинный, около 800м, и очень неприятный.
Прохождение шестого ледопада - отход по леднику Кичкесу Правый. Утром ненастная погода - плохая видимость, идёт снег. Встали затемно, приготовили завтрак, но, после завтрака, залегли в палатки. В 9: 30 появились разрывы в облачности. Сразу стали собираться. На маршрут вышли в 11:00, при выходе снова начал сыпать снег, но уже пошли. От места стоянки сместились к орографически правому борту долины. Трещины здесь есть, но они видны и легко распутываются. Далее вышли к спуску с шестого ледопада. Спуск проходит по снежно-ледовому склону крутизной до 30гр между ледопадом правого борта и зоной разломов в центральной и левой части долины (Фото 81). В центральной части видны следы небольших лавинок, но в целом склон достаточно безопасен. Спустились свободным лазаньем. После спуска вышли на пологую часть ледника (Фото 82) . Ледник открытый, трещины есть, но легко обходятся. Отошли от склона совсем немного и снова накрыло снегопадом. Пришлось пережидать непогоду под тентом палатки. Заодно пообедали.
Спуск в долину р. Кичкесуу.
Чистое время хода 4ч 40мин Высота начальная 3940м Высота стоянки 3550м / -390м 19 августа, Вс (21 день) Переход по Алайской долине к п/з Бордоба. Утро ясное и красивое. После завтрака прощаемся с гостеприимными хозяевами, фото на память (Фото 84).
Плановая днёвка. Утром выспались вдоволь. Всё-таки усталость накопилась. Далее завтрак, умывания, стирки, ремонт снаряжения. Всё очень не спеша. Ну и весь день отъедались. Вода в ручье чистая и тёплая, так что накупались в сделанной накануне ванне. Сходили на заставу, разобрались с пропусками. С пограничниками на удивление всё спокойно и доброжелательно. Даже угостили нас дыней и лепёшками. Ушли от них под впечатлением от гостеприимного приёма. В общем, днёвка удалась в полной мере.
Утро ясное и ветреное. Собираем потяжелевшие рюкзаки. На маршрут вышли в 915. От места стоянки пересекли широкую долину р. Джанайдартака в направлении нашего ущелья. Движение по широкому разливу (Фото 86). Несколько раз приходится переходить небольшие протоки – река Ташбулак. Переправы через них несложные – по камням.
Ночь прошла спокойно. Подъём в 6:00. Сборы на галечном пляжике очень удобные. На маршрут вышли в 8:30. Первые переходы движение вполне комфортное. Через 1ч 30мин ВЧХ началось петляние между валами морены, темп резко упал. Перед обедом первая переправа через приток с ледника Назарова. Переправа несложная – перешли по камням. В 13:00 встали на обед у небольшого ручейка на морене. Сразу после обеда опять переправа – через приток с ледника Заблуждений. Здесь пришлось походить вдоль берега в поисках места для брода. В итоге, перешли тоже по камням на небольшом разливе выше по течению (Фото 88).
Почти сразу после переправы вышли к небольшому озерцу на морене, и рядом хорошие ровные площадки. Место удобное для лагеря. Координаты этого места: N39025’27,1” Е73007’23,6” высота 4015м. Нам на стоянку вставать было рано, так что прошли мимо. Через 30 мин ВЧХ подошли к сбросам. Далее варианты были такие: забираться на вал морены влево по-ходу и пытаться найти проход там. Набор высоты при этом был около 100м и дальнейший обход по большому радиусу. После небольшой разведки решили перебраться вправо по-ходу к орографически левому борту долины. Для этого пришлось спуститься к реке на леднике и перебраться на другой берег (Фото 89) с последующим подъёмом на морену.
Дальше пришлось пробираться через трещины и разломы до характерного осыпного гребня. По гребню подошли к небольшому сбросу ледника, перед которым в 17:30 встали лагерем на валу морены под начинающимся дождём. Место не самое удобное, но устроились вполне комфортно. Воду брали в небольших ручейках на морене, не самую чистую, но вполне пригодную. Готовить ужин и ужинать пришлось в палатке. Отбой в 20:30. Координаты стоянки: N39025’44,6” Е73006’27,7” Пройденное расстояние 8 км Чистое время хода 5ч 10мин Высота начальная 3715м Высота стоянки 4030м / +315м 23 августа, Чт (25 день) Стоянка перед впадением ледника Перевальный. Утро ясное и морозное. На палатках иней. На маршрут вышли в 825. От места стоянки двигаемся, по-прежнему придерживаясь орографически левого борта долины. Через 1час ВЧХ пришлось сместиться ближе в центральной части, но ближе к обеду снова перешли к левому борту (Фото 90). Обед в 13:00 на каменной осыпи около ранклюфта. После обеда (в 14:00) продвинулись ещё 30мин ВЧХ вдоль ранклюфта левого борта ледника, после чего забрались на морену левого борта. Далее двигались по удобному желобку на морене до реки, стекающей с левого борта долины. Сам ручей мутный, но около его правого берега вытекает чистый ручей, а на противоположном берегу, немного выше по склону, удобные площадки для стоянки (Фото 91). Здесь в 16:00 встали лагерем, поскольку по описаниям это последнее удобное место с чистой водой перед перевалом Мира Западный.
Координаты стоянки: N39025’41,4” Е73003’04,5”
Пройденное расстояние 5,5 км Чистое время хода 5ч 40мин Высота начальная 4030м Высота стоянки 4390м / +360м Связка перевалов Мира Западный и Золотой Телёнок (2А, 4930м + 4700м) Перевал Мира Западный Категория сложности 2А Высота 4930м Прохождение 25.08.2018г с юга (ледник Перевальный) на седловину перевала Золотой Телёнок (Ачикташ) Расположение ледник Перевальный (левый приток ледника Корженевского) на юге с ледником N 188 (по каталогу ледников СССР) в долине р. Туюксу на севере Координаты N39026’06,1” Е72059’35,3” Перевал Золотой Телёнок (Ачикташ) Категория сложности 2Б Высота 4700м Прохождение 25.08.2018г с перевала Мира Западный на ледник №197 Расположение Вост.ветвь ледн.Ленина, р.Ачикташ (р.Кызылсу) - ледн.№188, р.Туюксу (р.Кызылдарья, р.Кызылсу) Координаты N39026’25,0” Е72059’32,0”
Перевал Мира Западный (4936, 2А) расположен в отроге Заалайского хребта, который отходит на север от пика Спартак (6140), ориентирован с юга на север и соединяет ледник Перевальный (левый приток ледника Корженевского) на юге с ледником N 188 (по каталогу ледников СССР) в долине р. Туюксу на севере. При сквозном прохождении перевал имеет сложность 2Б к.с. из-за трудного ледопада на леднике N 188. В связке с перевалом Золотой Телёнок перевал Мира Западный имеет сложность 2А, ориентирован с востока на запад и соединяет ледник Перевальный на востоке с ледником N 197 на западе. 24 августа, Пт (26 день) Стоянка перед впадением ледника Перевальный - лагерь перед перевалом Мира Западный Утро очень комфортное. Благодаря тому, что вчера на стоянку встали достаточно рано, чувствуется, что команда отдохнула и настроена очень позитивно. На маршрут вышли в 830. Первые два перехода очень комфортные – от места ночёвки двигаемся по ровной террасе с плавным набором высоты. Дальше вышли к большому кулуару. Перед кулуаром широкий галечный пляж с небольшим чистым озерцом – место идеальное для стоянки. Для дальнейшего движения есть два варианта: спуститься по кулуару на ледник и продолжать движение по нему или пересечь кулуар, подняться на его противоположный край и продолжить движение по террасе.
Мы выбрали первый вариант, из опасений что терраса закончится скальным сбросом. На фото 92 показаны варианты движения: красный пунктир – путь движения нашей группы, белый пунктир – вариант выхода на ледник Предвершинный по террасе. Оптимальным является второй вариант (белый пунктир) – в конце террасы есть достаточно комфортный спуск на ледник Предвершинный над зоной разломов. Спустившись по кулуару (перепад высот 100м) вышли на пологий открытый ледник Корженевского перед впадением ледника Перевальный (Фото 93).
Впадение ледника Перевальный сопровождается зоной разломов. Обход их несложный, но приходится петлять между трещинами. Далее подъём по леднику Перевальный идёт по центральной его части ближе к орографически левому борту. Трещин становится больше по мере приближения к характерному скальному нунтаку, за которым расположен перевал Мира Западный. Нунтак обходится справа по-ходу (Фото 94), так как слева от него сильно разорванный ледопад.
Ближе к обеду погода привычно начинает портиться. Обход нунтака проходит по ледовому склону крутизной до 30гр (Фото 95), который выходит на широкое снежно-ледовое плато.
Видимость к этому времени почти пропала, начался снег с ветром. Кроме того возникла путаница с координатами перевала. В GPS мы заносили координаты с Перечня высокогорных перевалов, в котором оказалась ошибка: вместо координат перевала Мира Западный были занесены координаты перевала Мира Восточный. В условиях быстро портящейся погоды решили встать лагерем и, по возможности, провести разведку. В итоге, в 15:40 встали лагерем перед взлётом перевала, на который указывал GPS. Вечером сходили на седловину с координатами из перечня перевалов. Это мало чем помогло из-за очень плохой видимости. Ну и отложили решение этого вопроса это на утро. Пройденное расстояние 5 км Чистое время хода 5ч 50мин Высота начальная 4390м Высота стоянки 4830м / +440м 25 августа, Сб. (27 день) Перевал Мира Западный (4930м) – перевал Золотой Телёнок (4700м, связка 2А) – долина р. Ачик-Таш. Утром ясное и морозное. Повторно идём на спорную седловину. На этот раз видимость отличная и убеждаемся, что седловина выводит в долину р. Туюксу и, следовательно, является перевалом Мира Восточный (Фото 96). Ошибочной в перечне является и высота перевала Мира Восточный – 4600м (на самом деле высота перевала 4800м).
После этого в GPS занесли координаты перевала Мира Западный, взятые из описания перевала Андрея Лебедева, которое несли собой.
От места ночёвки двигаемся влево по-ходу по ледовому плато (Фото 97).
Подъём на перевал Мира Западный проходит по осыпному кулуару крутизной около 300 (Фото 98).
Выше кулуара снежно-ледовый склон крутизной до 20гр выводит на широкую снежную седловину перевала мира Западный (Фото 99). Перепад высот от подножья перевала до перевальной седловины 100м. Тура мы не обнаружили. Седловина снежная и сложить тур просто не из чего. Возможно есть тур на выходе скал на южном склоне, но спускаться туда не близко и особого желания никто не проявил. На седловину группа вышла в 10:00 (Фото 100).
Сняли записку группы туристов МГУ от 11 августа 2018 года (рук. Елена Козачек).
В нашем случае склон был ещё не оттаявший, ничего не сыпалось, спустились без каких-либо проблем. Ниже кулуара отход идёт по пологому открытому леднику (Фото 107).
Далее комфортное движение по морене правого борта ледника №197. Выход в долину Ачик-Таша проходит по широкому кулуару, по дну которого течёт большой чистый ручей. В 17:00 встали лагерем на хороших площадках у левого борта кулуара, не доходя примерно 200 метров до слияния рек у окончания кулуара.
Успели поставить лагерь и почти сразу подошла группа из Новосибирска (рук. Пётр Крачков) (Фото 109). Это была первая туристская группа, встреченная нами за 27 дней похода. Гостей напили чаем, после чего они встали лагерем неподалёку от нас. После ужина улеглись по палаткам довольные тем, что тепло и сухо. Ещё не знали, что ночью накроет снегопадом. Пройденное расстояние 8км Чистое время хода 6ч 20мин Высота начальная 4830м Высота max/min 4930м /+100м Высота стоянки 3780м / -1150м 26 августа, Вс. (28 день) Выход в базовый лагерь пика Ленина Ачик-Таш. Всю ночь шёл мокрый снег. Торопиться нам незачем, поэтому выждали пока немного распогодится и подтает выпавший снег. На маршрут вышли в 9:00. От места стоянки двигаемся по морене, пересекая долину Ачик-Таша в направлении сброса с Луковой поляны (Фото 110). Ниже кулуара перепрыгали по камням две небольших речки.
Посеръёзнее переправа через р. Ачикташ. Перешли вброд в месте, где река разбивается на три рукава (Фото 111).
После переправы забрались на обрыв с Луковой поляны в пойму Ачик-Таша и вышли на Луковую поляну. Далее, двигаясь вниз по долине, к 15:00 вышли к базовому лагерю фирмы «Горы Азии» и на его территории установили свои палатки. Пройденное расстояние 5км Чистое время хода 4ч 30мин Высота начальная 3780м Высота стоянки 3600м / -180м 27 августа, Пн. (29 день). Днёвка. Перед запланированным восхождением на пик Ленина устроили день отдыха. Сделали ревизию продуктов и снаряжения. Часть снаряжения, ненужного при восхождении, оставили в заброске. До конца дня стирали вещи, мылись и отъедались. 28 августа, Вт. (30 день). Перевал Путешественников (1А) – морена ледника Ленина – первый лагерь. Утро ясно. На маршрут вышли в 9:00. От места стоянки двигаемся по дороге к Луковой поляне (Фото 112).
Перевальный взлёт – осыпь мелких камней, по которой до седловины идёт хорошая тропа. На седловину вышли в 11:00 (Фото 114). От Луковой поляны зашли в узкое ущелье и по хорошей тропе начали подниматься к перевалу Путешественников (Фото 113).
Спуск с перевала также идёт по тропе. После спуска в долину Ачикташа тропа проходит траверсом по орографически левому склону долины, обходя ледник Ленина. Поднявшись на морену левого борта ледника Ленина, тропа расходится по лагерям коммерческих фирм. Большинство из них уже свернулись и удобных мест для стоянок много. Мы встали на месте лагеря фирмы ,,Горы Азии''. На стоянку пришли в 15:30. Пройденное расстояние 11 км Чистое время хода 4ч 50мин Высота начальная 3600м Высота стоянки 4400м / +800м 29 августа, Ср. (31 день) Подъём во второй лагерь пика Ленина (5400м). Для подъёма во второй лагерь из первого выходить надо как можно раньше, чтобы ещё до обеда пройти , сковородку''. На трек мы вышли в 60гр. Путь подхода к леднику Ленина промаркирован флажками, но и без них понятно куда идти. Сначала пересекли три вала морены, между которыми расположен открытый пологий ледник. Затем вышли на основное тело ледника Ленина.
По пологому леднику поднялись к небольшому взлёту – единственному месту на подъёме из первого лагеря во второй, представляющему техническую сложность. Взлёт снежно-ледовый крутизной до 40гр протяжённостью до 80 метров. Здесь провешены перила для клиентов турфирм, но вполне идётся и без них. Выше взлёта большой разлом, через который проложена металлическая лестница (Фото 115). Далее подъём проходит по снежным полям. Крутизна склона от 10 до 20гр. Тропа идёт по склонам пика Ленина и обходит слева по-ходу ледопад центральной части ледника. Перед вторым лагерем, расположенным на морене орографически левого борта долины, нужно пересечь снежное плато -,сковородку'' (Фото 116).
Проходить нужно по возможности быстро. Опасность представляют сераки на склонах пика Ленина. К месту стоянки на морене мы пришли в 13:30. Лагерь поставили в верхней части осыпи. Обедали, отдыхали до 1700, накинув на палатки спальники, чтобы укрыться от палящего солнца. Потом прогулялись наверх, набрав-сбросив 150м высоты. Ночь, как и обещали по прогнозу погоды, очень ветреная. Пройденное расстояние 6 км Чистое время хода 5ч 15мин Высота начальная 4400м Высота стоянки 5400м / +1000м 30 августа, Чт. (32 день) Подъём на вершину Раздельная (6120м) в лагерь №3. Утро ясно, морозное и очень ветреное. Ветер просто сумасшедший. Дождались солнца, чтобы стало немного теплее и вышли в 915. Подъём знакомый по восхождению 2012 года. От места стоянки на морене поднимаемся на гребень по ледовому склону (Фото 117). На перегиб гребня вышли за 30 мин ВЧХ. Здесь, на удивление, ветер немного тише.
Далее следует пологий подъём по снежному гребню к взлёту на вершину Раздельную, на куполе которой расположен третий высотный лагерь (Фото 118). Взлёт начинается с высоты 5800м. Идётся в подъём нелегко – сказывается высота. Двигались каждый в своём темпе, в итоге на вершине вся группа собралась в 14:00. Здесь также очень сильный ветер. Прежде чем ставить палатки приходится выстраивать высокие стенки из снежных кирпичей.
Палатки ставим также все вместе: пока одни удерживают палатки, которые полощет ветром, другие вставляют дуги и крепят палатки к жёсткому фирну на ледобуры. Пищу готовим в палатках, заранее постарались приготовить воду на завтра. Отбой ранний. Пройденное расстояние2 км Чистое время хода 3ч 50мин Высота начальная 5400м Высота стоянки 6100м / +700м
Фото 119, 120 – лагерь на вершине Раздельной (6100м) 31 августа, Пт (33 день) Радиальное восхождение на пик Ленина (3А, 7134м) Подъём ранний - в 315. Очень холодно, на термометре -22гр.С. Сильный ветер треплет палатки. С трудом удалось разжечь горелки и разогреть завтрак и чай. В таких условиях уходить наверх всей командой, не оставив подстраховки было опасно. Поэтому два человека остаются в лагере для обеспечения связи и подстраховки на случай нештатной ситуации. В лагере остались руководитель группы Валерий Попов (у него вершина уже была ранее в 2012 году) и Ольга Попова. Остальные пять участников в 4:10 вышли из лагеря на восхождение. На вершину поднялись все пятеро (Фото 121, 122, 123, 124).
Фото 122 – Александр Чикунов и Олег Попов на вершине пика Ленина (7134м)
Фото 123 – Руслан Шаймухаметов на вершине пика Ленина (7134м)
В10:00 спустились к площадкам второго лагеря на 5400м. Тут тоже довольно ветренно, но на солнце намного теплее, чем на вершине Раздельной. Здесь остановились и приготовили завтрак. После завтрака в 11:30 вышли вниз через ,,сковороду''. Двигаясь по тропе, подошли к зоне разломов. Переправа по металлической лестнице, дальше спуск свободным лазаньем. В 15:30 пересекли ледник Ленина и валы морены и вышли к месту первого лагеря на 4400м. Здесь хорошие площадки на морене, сухо и признаки цивилизации в виде кабинок туалетов. Их остатков продуктов сделали праздничный ужин, отметив удачное восхождение. Пройденное расстояние8км Чистое время хода 6ч 30мин Высота начальная 6100м Высота стоянки 4400м / -1700м 02 сентября, Вс (35 день) Отход по морене вдоль ледника Ленина – перевал Путешественников (1А) – Луковая поляна – базовый лагерь Ачик-Таш. Утренние сборы приятные, у всех праздничное настроение. Прощальная фотография на фоне пика Ленина (Фото 126).
После спуска с вала марены следует несложная переправа. Реку перепрыгали по камням, не снимая ботинок. Дальнейшее движение по тропе, траверсирующей левый борт долины (Фото 128, 129).
Спуск с перевала Путешественников – серпантин по хорошей тропе (Фото 131)
В 13:00 вышли к месту базового лагеря в долине реки Ачик-Таш, закончив маршрут. В 14:00 приехал заказанный микроавтобус, на котором переехали в Ош. Пройденное расстояние 11км Чистое время хода 3ч 20мин Высота начальная 4400м Высота стоянки 3600м / -800м
Фото 132 – группа в Алайской долине на отъезде с маршрута. Итоги, выводы, рекомендации Главным итогом явилось успешное прохождение маршрута V категории сложности в полном объёме в запланированные сроки. Всего пройдено препятствий: 8 штук, из них: 3А – 4 шт ( три перевала и одно радиальное восхождение) 2Б – 1 шт, 2А – 1шт 1А – 2 шт Достойным достижением можно считать первопрохождение нового перевала в северных отрогах Заалайского хребта. За предоставленную информацию о возможности первопрохода, фотографии и Координаты нового перевала группа выражает благодарность Андрею Александровичу Лебедеву. Также хотим высказать благодарность ему за исключительно квалифицированные консультации при подготовке к походу, как по району путешествия в целом, так и по маршруту в частности. Изменений в маршруте было допущено два и оба они были оговорены заранее, как запасные варианты. Поскольку по правилам в маршруте допускается только одно радиальное прохождение препятствия, у нас был выбор: или восхождение на непройденную вершину в районе пика Заря Востока, или восхождение на семитысячник пик Ленина. В случае удачного первопрохождения новой вершины, пик Ленина, восхождение на который было желанной целью большинства участников группы, пришлось бы идти вне зачёта. При неудаче по какой-либо причине восхождения на новую вершину у нас был запасной вариант – восхождение на пик Ленина, которое в этом случае шло в зачёт маршрута, что являлось добавочным стимулом для достижения этой цели. Вторым отклонением явилась замена прохождения перевала Архар (2А) – препятствия, не определяющего категорию сложности маршрута, на выход к заброске в Бордробе через обход по Алайской долине. Это отклонение также было заявлено, как запасной вариант и было допущено из-за того, что на прохождение самого сложного препятствия в маршруте – перевала Четырёх Ледопадов – из-за сложных погодных условий было затрачено на два дня больше запланированного. Для нашей группы памирский опыт был первым и по итогам прохождения продолжительного маршрута в новом для нас районе хотелось бы отметить моменты, которые показались необычными, отличными от опыта походов в других горных системах (Тянь-Шань, Кавказ и др.). Во-первых, это, конечно, высота. От начала маршрута и до его завершения возможностей сбросить высоту не было. Начинался маршрут на 3700м, заканчивался на 3600м. За всё время маршрута – 35 дней – только один раз спускались до высоты 3550м, было это на 21 день маршрута, на этой высоте у нас была днёвка и воспринималось это как отдых. Средняя высота ночёвок на маршруте была 4330м, пять ночёвок были выше 5000м, две из них выше 6000м. В связи с этим совет группам, планирующим свой первый поход на Памире – первые дни маршрута должны быть очень лояльными по нагрузкам. Ориентироваться нужно в первую очередь на самочувствие участников, а не на выполнение графика любой ценой. В нашем случае в графике маршрута на первом этапе были заложены запасные дни на случай болезни кого-либо из группы. Прохождение препятствий, требующее подъёмов на большие высоты нужно планировать только после предварительной акклиматизационной пилы продолжительностью 12-14 дней. Второй особенностью явился явный уклон в сторону физической нагрузки. Технической работы было непривычно мало, исключением в этом плане явилось, пожалуй, первопрохождение перевала ,,Вездеход”. Учитывая вышесказанное, серьёзное внимание при подготовке к таким походам необходимо уделять физической подготовке и состоянию здоровья участников. Ещё одной непривычной особенностью явилось прохождение ледников. Большинство из них идётся не по телу ледника, а по террасам на бортах долин в обход ледника. Также в обход – через подъём по прилежащим гребням – проходятся и многие перевалы. При планировании продолжительных маршрутов на первый план выходят такие факторы, как моральный климат в группе, психологическая совместимость участников. Небольшая и, на первый взгляд, не самая сильная, но сплочённая группа имеет гораздо больше шансов на успех, чем команда , составленная из сильных, но разобщённых участников. В нашем случае, на протяжении всего маршрута, не смотря на большую физическую нагрузку и сложные погодные условия, психологическая обстановка в группе была исключительно комфортной, ориентированной на взаимную помощь и поддержку, что в свою очередь явилось залогом успешного прохождения маршрута. Финансовые расходы Микроавтобус Воткинск – Агрыз……….........…....….700 р/ч Поезд Ижевск – Екатеринбург…………......................1500 р/ч Самолёт Екатеринбург – Ош …………......................8500 р/ч Трансфер - Аэропорт – офис фирмы Ош-Тревел…......150 р/ч Заброска в Ачик-Тащ…...…………………...………..…360р/ч Завтрак в Д-1……………………………….……...….…200 р/ч Логистика……………………………………….……….200 р/ч Трансфер – Ош – Бордоба - Кызылсуу……….……....1670 р/ч Трансфер – Ачик-Таш - Ош…………………….……..1580 р/ч Гостевой дом – 2 ночи………………………….…..….2000 р/ч Оплата спутниковой связи…………………………….1360 р/ч Медико-транспортная страховка……………………...7565 р/ч Трансфер – офис фирмы Ош-Тревел - Аэропорт……..150 р/ч Самолёт Ош – Екатеринбург…………………..……..13000 р/ч Поезд Екатеринбург – Агрыз…… ……………..……..1430 р/ч Микроавтобус Агрыз - Воткинск…………………….…700 р/ч Прочие расходы……………………………..………….3000 р/ч Итого: ……………………………….…… 48000 р/ч Контрольные записки
Координаты ключевых точек
Картографический материал Лист 1 – Обзорная карта маршрута
Лист 2
Лист 3
Лист 4
Лист 5
Первая часть маршрута
Вторая часть маршрута
Третья часть маршрута
Ссылка на видеофайлы прохождения определяющих препятствий маршрута в облачном хранилище https://cloud.mail.ru/public/11VX/LunU13sQB |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||