главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум

Автор: Андрей Мамонтов, г. Новосибирск

Отчёт
о горном походе V к.с. по Центральному Памиру (верховья ледника Федченко),
август-сентябрь 2005 года
Содержание

Очень краткая характеристика района похода. Идея похода
Справочные сведения о группе и маршруте
Материальное обеспечение группы
Техническое описание перевалов и путей их прохождения
Дневник.
Выводы и рекомендации.
Приложения

Маршрут:

к. Пой-Мазар – р. Ванч – пос. Хрустальный – р. Дустироз – пер. Дустироз (2А, лд.-ос.) – лед. Язгулемский – лед. Захарченко – пер. Одесса (3А, сн.-лд.) – лед. Ракзоу - пер. Выгодный (1Б, сн.-лд.) - лед. Ракзоу – пер. БЕГ (3А, сн.-лд.) - л. Язгулемдара – пер. Верхний Хурджин (3А, сн.-лд.) – л. Федченко – пер. Абдукагор (2А, сн.-лд.) – лед. Абдукагор – пос. Хрустальный – пер. Ребро (3А, сн.-лд.-ск.) – лед. Федченко – связка пер. Омара Хайяма + пер. Зимовщиков (2Б, сн.-лд.) – лед. Грумм-Гржимайло – пер. Бартанг (2Б, сн.-лд.) – лед. Башурв – пер. Оптимальный (1Б, сн.-ос.) – лед. Башурв – р. Хабарвив-Хац – к.Савноб – к.Барчадив – пер. Усойский (Н/К) – оз. Сарезское – к. Барчадив – к. Нисур

Маршрутная книжка: O-121-05
Руководитель: Андрей Мамонтов
(НСО, пос. Новый)

Очень краткая характеристика района похода.

Невообразимые масштабы: огромные долины и каньоны с бурными неистовыми реками, большие по площади и протяженности ледники с грандиозными ледопадами, красивые высокие вершины. Чудесный и гордый народ с глубокой и таинственной историей – памирцы, населяющий глубокие затерянные в горах долины. Всё это ПАМИР!

Идея похода.

Поход задумывался как первый после длительного перерыва в нашей секции (да и вообще) поход по Центральному Памиру, кроме того – для многих участников это был первый маршрут по большим горам.

Нитка маршрута выбиралась из следующих соображений. Во-первых, пройти несколько интересных и техничных перевалов в первой части похода. Во-вторых, при благоприятных условиях подняться на пик Революции во второй, высотной, части. В-третьих, посетить жемчужину Памира – Сарезское озеро. Наиболее интересным в техническом отношении должно было стать второе прохождение перевала Дорофеева-Горбунова, впервые пройденного группой под руководством Соколенко В. А. в 1979 г как 3Б [-1-].

Заезд планировался в верховья реки Ванч из Душанбе, первоначально обсуждавшийся вариант с заездом по Кударе с Памирского тракта не был принят по причине отсутствия информации о состоянии дороги.

Основные перевалы подбирались из соображений минимума информации по ним и целесообразности их прохождения. Запасные перевалы, наоборот, более простые и с наличием по ним подробной информации.

Соединить перевал Дорофеева-Горбунова и пик Революции в одной нитке с началом в нежилом поселке Хрустальный (устье ледника Медвежий) и концом на р. Бартанг в разумные сроки тоже не удавалось. По этим соображениям перевал Дорофеева-Горбунова включён в первое кольцо маршрута, при этом мы добивались того, что днёвка приходилась на самую низкую высоту (2800) и давала возможность полноценного отдыха перед заключительной высотной частью (пик Революции).

Акклиматизация к высоте планировалась трудовая: плавный подход (3-4 дня) к перевалу Дустироз, ночёвка на нём или около того (4500), спуск и ночёвка на леднике Язгулемский (3500). У нас была договорённость, что если на этом участке кто-то серьёзно заболеет, мы возвращаем его обратным путём. Если же всё идет нормально, поднимаемся за «пять» на перевал Одесса (5300) и далее. Высшая точка на кольце - перевал Дорофеева-Горбунова (5950) - также являлась бы прекрасной акклиматизацией перед пиком Революции (6974).

Линейная часть планировалась с посещением верховьев знаменитого ледника Медвежий [-2,3-], затем наиболее быстрым переходом, через ледник Витковского, к простому пути подъёма на пик Революции [-4,5-], и далее выход на реку Бартанг через редко посещаемые перевалы Седло Ганцевича и Шипка [-2-], информация по которым была сильно устаревшей.

И в заключение планировалось в треккинговой части похода, с реки Бартанг до реки Гунт, посетить озёра Сарезское, Шадау и Зарошкуль. Выезд планировался по Памирскому тракту из кишлака Шадзуд на реке Гунт.