Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о походе 5 к.с. в Каракоруме (Пакистан), проведенном с 5 по 28 августа 2014 года Часть 3.
Продолжение. Часть 1 здесь Продолжение. Часть 2 здесь Перевал Афанасия Никитина, 6055м, 2Б, п/п 13августа С утра у нас полудневка, встаем поздно.
IMG_1348. Вид на ледник Khurdopin ниже места дневки. До полудня переменная облачность, ветер с западного направления. Выходим после обеда в 13:15.
IMG_1349. Первый цирк правого борта ледника Khurdopin, перевал ведет через отрог на правый приток ледника Khurdopin.
IMG_1350. Подъем по леднику выше зоны трещин. За переход проходим зону трещин и выходим на ровное поле восточной ветви ледника Khurdopin.
DSC_8479. Второй цирк правого борта ледника Khurdopin, перевалы ведут на ледник Virjerab.
IMG_1351. Пик Lukpe Lawa Brakk, 6593м.
IMG_1352-IMG_1355. Верховья ледника Khurdopin - в правой части панорамы, перевал на ледник Virjerab – в левой части панорамы.
DSC_8480. Пик Lukpe Lawa Brakk (на заднем плане) и его северо-западный отрог.
DSC_8481. Третий цирк правого борта ледника Khurdopin, перевал ведет на ледник Virjerab.
IMG_1356. Перевал с предыдущего фото крупным планом и в немного другом ракурсе. Поднимаемся по леднику Khurdopin в связках чуть ближе к правому по ходу склону. На леднике несколько сантиметров снега, тропежка несложная, но некоторых усилий требует. Попадаются редкие узкие трещины, которые хорошо читаются под снегом. В орографически правом гребне просматриваем и фотографируем несколько потенциальных перевалов.
IMG_1357. Вид назад на путь подъема.
IMG_1358-IMG_1362. Верховья восточной ветви ледника Khurdopin, в правой части кадра – перевал Khurdopin East (предположительно, левая седловина), левее центральной вершины – перевал “Khurdopin-Snowlake”, запасной вариант в нашем маршруте.
IMG_1364. Пик Lukpe Lawa Brakk, 6593м.
DSC_8484. Лагерь на леднике. По ровному леднику проходим пять переходов и в 17:20 встаем недалеко от поворота налево в верхний цирк ледника. Высота 5530. К вечеру небо расчистилось, морозно.
ЧХВ - 3 часа. За счет отказа от спуска на дневку через нижний ледопад и замены ее полудневкой, мы опережаем график на день, сохраняя также неиспользованным день запаса. 14августа Подъем в 4:00. С утра холодно, небо чистое. Выход в 6:10.
IMG_1369. Восход над пиком Kanjut Sar I, 7760м.
DSC_8489. Левый борт ледника Khurdopin.
IMG_1372-IMG_1374. Четвертый цирк правого борта ледника Khurdopin, перевалы ведут на ледник Virjerab. Продолжаем движение в связках по центру ледника ближе к его орографически левой части (справа он пересечен несколькими крупными мульдами).
IMG_1375. Район перевала Khurdopin East.
DSC_8491. Вторая седловина к западу от перевала Khurdopin East.
IMG_1376-IMG_1377. Четвертый цирк правого борта ледника Khurdopin, перевалы ведут на ледник Virjerab.
IMG_1378. Западная часть четвертого цирка. За четыре перехода к 8:20 выходим в верхний цирк ледника и начинаем поворачивать влево в направлении перевала в пятый цирк правого борта ледника Khurdopin. Высота 5800.
IMG_1379. Район перевала Khurdopin East крупным планом.
IMG_1380. Вторая седловина к западу от перевала Khurdopin East. Становится жарко, снег начинает проваливаться, но его слой неглубокий и тропежка несложная. Фотографируем потенциальные перевалы в левом гребне.
IMG_1381-IMG_1385. Пятый цирк правого борта, в левой части кадра – перевал Афанасия Никитина, в правой части – перевал “Khurdopin-Snowlake”.
IMG_1386. Перевал Афанасия Никитина с юго-запада, место подъема на перевал – самая низкая точка гребня, место спуска – у правого края цепочки мелких скал на гребне.
IMG_1387. Перевал “Khurdopin-Snowlake”.
IMG_1388. Перевал ”Khurdopin-Snowlake” с немного другого ракурса.
IMG_1389. Вид вниз по пути подъема.
IMG_1391. Выход на седловину. Характер рельефа не меняется, перевальный взлет с этой стороны не выражен. В 10:30 выходим на седловину перевала, на последних метрах подъема преодолеваем с попеременной страховкой небольшой бергшрунд, засыпанный в этом месте снегом.
IMG_1392-IMG_1399 Панорама ледника Virjerab с седловины перевала, место спуска с перевала – справа за скально-снежным контрфорсом из следующего понижения в гребне.
IMG_1400-IMG_1412. Приближенный фрагмент панорамы с седловины, в правой части панорамы – перевал, ведущий с западной ветви ледника Virjerab на восточную. Седловина перевала представляет собой локальное понижение в скально-ледовом гребне, с юго-запада переходящее в пологий ледник. Высота 5995. На северо-восток ледник обрывается крутым склоном с небольшим карнизом, свисающим с седловины. Склон снежно-ледовый, но с торчащими из него выходами скал. На седловине можно поставить любое количество палаток. Воды в жидком виде нет. Делаем на седловине обед и складываем тур с запиской (единственный раз за поход). Перевал называем в честь Афанасия Никитина. Фотографируем красивые виды на западную ветвь ледника Virjerab. За время подъема все подустали, первый выход на высоту в 6км в походе все-таки чувствуется.
Траектория движения при прохождении перевала Афанасия Никитина.
DSC_8510. Гребень пика c6500 и вид на место спуска с перевала. За время отдыха делаем разведку возможного пути спуска с перевала. Вариант спуска от низшей точки гребня неприятен. Здесь явно выражен снежный карниз, ниже которого на склоне висит большое количество перемороженного снега. К тому же, спуск здесь разделен отдельными скальными выходами, с которых возможно падение камней (фото IMG_1392-IMG_1399). При анализе спутниковых снимков и 3D-моделей в Москве в качестве оптимального для спуска был выбран склон к юго-востоку от низшей точки гребня. Делаем разведку в ту сторону до еще одного локального понижение. И действительно, здесь склон выглядит существенно более безопасным. Карниз сходит на нет, и вниз идет крутой ровный ледовый склон без скальных выходов. Решаем начинать спуск отсюда.
DSC_8511. Подъем косым траверсом к месту спуска с использованием ледобурной дорожки. В 12:40 выходим с места подъема на перевал и начинаем в связках траверсировать гребень вправо. На этом участке ледник имеет существенный уклон, траверс проходит над расположенным ниже бергшрундом, поэтому требуется страховка. Организуем ледобурную дорожку для подстраховки связок, всего используем для нее 9 буров, длина участка – около 130м.
IMG_1413. Перевал ”Khurdopin-Snowlake”, вид «в профиль» с точки начала спуска с перевала Афанасия Никитина.
IMG_1414. Вид от места начала спуска на седловину перевала Афанасия Никитина и вершину к северо-западу от перевала. В 13:00 выходим к месту спуска. Высота 6055. Начинаем провешивать веревки.
IMG_2776. Спуск по первой веревке ко второй станции.
DSC_8512. Вторая веревка на спуск.
DSC_8515. Третья веревка на спуск.
DSC_8516. Вид на склон справа (на юг). С этого места начинаем провешивать веревки на спуск. Станции организуем на ледобурах, сдергиваем их с помощью бура-самосброса. Характер спуска – ровный ледовый склон крутизной 50-55 градусов практически без снега.
DSC_8518. Пятая веревка (через бергшрунд). Пятая веревка пересекает бергшрунд с короткой ледовой стенкой, дно которого надежно засыпано снегом. После бергшрунда склон еще остается крутым, но внизу уже безопасный выкат, и мы решаем дальше спускаться на личной технике. В 15:40 собираемся всей группой у окончания перил. Высота 5830. Во время спуска солнце прячется за гребень и начинается холодный ветер, но в целом погода остается хорошей.
DSC_8519. Вид со склона из-под бергшрунда налево (на север).
IMG_1415-IMG_1417. Вид с пологого участка склона на западную ветвь ледника Virjerab.
IMG_1418. Вид с ледника Virjerab в сторону перевала ДТК Норд (седловина закрыта снежно-ледовым гребнем на переднем плане).
DSC_8520. Путь спуска с перевала Афанасия Никитина (линия спуска левее скально-снежного склона видна по нашим следам). Собираем веревки, делаем связки и спускаемся к подножию, постепенно забирая правее в сторону нашего следующего перевала. Отойдя из-под склона, поднимаемся на небольшое выполаживание ледника Virjerab и встаем здесь лагерем в 16:50. Высота 5770. С этого места хорошо просматривается как путь нашего сегодняшнего спуска, так и путь подъема на следующий перевал.
IMG_1421 Вид вниз на ледник Virjerab на закате. Весь день погода хорошая, к вечеру появляются отдельные высокие облака, но ничто не предвещает резкого ухудшения погоды. Вечером достаточно тепло, отдыхаем, готовимся к подъему на следующий перевал.
ЧХВ - 3 часа 5 минут + 4 часа технической работы. Хороший ходовой день, успели все, что было запланировано и обгоняем график на полдня (на 1.5 дня, если учитывать неиспользованный день запаса). ИтогиПеревал Афанасия Никитина соответствует сложной, но достаточно прямолинейной 2Б, напоминающей перевал Украина на Терскее (но не дотягивающей до 3А по крутизне и продолжительности ледовой стены). Перевал можно рекомендовать всем группам, совершающим походы 4-6 к.с. Он является единственным на данный момент пройденным перевалом, соединяющим ледник Khurdopin с западной ветвью ледника Virjerab. Мы были первой группой, прошедшей его, более того, какие-либо сведения об экспедициях, попадавших в верховья ледника Virjerab, отсутствуют. Определяющим препятствием является протяженный крутой ледовый восточный склон с бергшрундом, на котором мы провесили 5 веревок перил. Стоит отметить, что даже после четырехдневного снегопада склон выше бергшрунда визуально не являлся лавиноопасным. При прохождении перевала с запада на восток подъем и спуск производится с разных точек гребня. На низшую точку гребня можно зайти с запада «пешком», переход к месту спуска на восток – по ледобурной дорожке или паре веревок косых перил. При прохождении перевала в обратном направлении можно рассмотреть вариант спуска на ледник Khurdopin напрямик по ЛПВ через бергшрунд, это потребует 2 веревок перил. С седловины открывается красивый вид на верховья ледника Virjerab. С перевала при наличии времени можно совершить интересное восхождение на соседнюю узловую вершину с 6500 высотой ~6200м. Перевал ДТК Норд, 6055м, 2А*, п/п 15-17августа 15августа подъем дежурных в 4:30. За ночь погода резко испортилась, валит плотный снег, сильный ветер с верховий ледника и видимость 15-20 метров. Пережидаем непогоду в палатке.
DSC_8522. Завтрак на улице 15 августа. Примерно в 9 утра вылезаем и готовим завтрак на улице. Надеемся на улучшение погоды во второй половине дня, но единственным изменением становится усиление ветра. Измерения переносной метеостанцией во второй половине дня показывают стабильную скорость ветра 20 м/с с локальными более мощными порывами. В моменты усиления палатки опасно сгибаются, держим спинами их наветренные грани. Изредка вылезаем откапываться, к вечеру выше палаток образуются надувы почти в их полную высоту, немного защищающие от новых порывов.
IMG_2789. В тамбуре палатки. Готовить на улице становится нереально, делаем обед и ужин в тамбуре, постаравшись обеспечить доступ воздуха. С темнотой ветер несколько стихает, но интенсивность снегопада только усиливается. Ночью ставим будильник с 2-х часовым интервалом и сбрасываем накапливающийся на палатке снег, чтобы сохранить доступ воздуха. Отсидка проходит на большой высоте (5770м), почти у всех в разное время появляются легкие симптомы горняшки, но они достаточно быстро проходят.
17августа С утра погода уже привычно плохая, но начинают появляться признаки улучшения. Облачность поднимается выше и ветер постепенно стихает. По-хорошему погода еще «нелетная», но проводить пятую ночевку на том же месте нет никакого желания, да и время уже очень поджимает. Решаем попробовать выйти после обеда. В 13:30 вылезаем из палаток и начинаем собираться.
IMG_2799. Слой снега у палатки.
IMG_2800. Вторая палатка. Слой свежего снега на леднике более полутора метров, выше крыши палаток. Очень долго откапываемся, это требует значительных усилий. Повреждаем одно из креплений стойки большой палатки, ломаем пластину на одной из кошек, на которых была растянута вторая палатка, не находим одну из накидок на рюкзак, но больше потерь нет.
DSC_8523. Выход с места стоянки. Выход в 15:30. Снег еще идет, но облачность уже высокая, и в открывающиеся окна иногда можно просмотреть путь подъема на наш следующий перевал.
IMG_2801 Тропежка без рюкзака.
IMG_1423. Крупный разлом.
IMG_1424. Вид назад на перевал Афанасия Никитина. Тропежка крайне тяжелая, снег рыхлый, проваливаемся практически по пояс. Пройдя около 100 метров, первый сбрасывает рюкзак, начинаем пробивать тропу налегке. Движемся ближе к левому борту ледника, его центральная часть пересечена несколькими крупными разломами. Централизованных привалов не делаем, каждый отдыхает после возвращения за своим рюкзаком, после чего догоняет остальных.
IMG_1425-IMG_1427. Панорама ледника Virjerab, вид вниз по леднику.
IMG_1428. На леднике выше ледового разлома.
IMG_1429. Улучшение погоды внизу на леднике. За два часа к 17:30 обходим первый крупный разлом, забираем чуть левее по ходу и встаем на ночевку на пологом участке ледника ниже второго разлома. Высота 5780. По прямой до места предыдущего лагеря 500 метров. При установке лагеря палатку-двушку ветром уносит в соседний крупный провал, Вася спускается в него по перилам и возвращает палатку. Облачность к вечеру поднялась, что дает надежду на хорошую погоду на следующий день.
ЧХВ - 2 часа, скорость движения – 300 метров в час. Отстаем от графика уже более чем на 2 дня, и с учетом текущей скорости движения перспективы у нас плохие. 18августа Подъем в 4:30, выход в 6:30.
IMG_1430. Панорама ледника Virjerab, вид вниз по долине. Впервые за последние 5 дней с утра хорошая погода, на небе ни облачка. Снег за ночь практически не смерзся, с самого начала тяжелейшая тропежка.
Траектория движения при подъеме на перевал ДТК Норд.
DSC_8532. Подъем по леднику между разломов, солнце находится в районе седловины перевала. От лагеря уходим левее по ходу, поднимаемся по пологому леднику между сераками слева и ледовым разломом справа. Поиск пути среди разломов никаких проблем не вызвал, и мы выходим на верхнюю часть ледника, на которой трещины отсутствуют.
IMG_2804. Пробитая траншея, вид назад на путь подъема. Через какое-то время организуем связки, первая связка сначала тропит налегке, затем возвращается за рюкзаками. Общие привалы делаем примерно раз в час, в основном отдыхаем на переходах при смене тропящей связки. Все пытаются топить снег в бутылках для питья, от чая с утра мы отказались из-за дефицита газа.
IMG_1431. Перевал Афанасия Никитина, на переднем плане – разломы и место последней ночевки.
IMG_1432. Следующие перевалы севернее перевала Афанасия Никитина.
IMG_1433. Перевал Норд Ложный (седловина к ЮЗ от седловины ДТК Норд, ее восточный взлет выглядит не хуже, чем у ДТК Норд, а вот западный взлет заметно сложнее, как хорошо видно на фото).
IMG_1435. Перевал Афанасия Никитина после снегопада.
IMG_1437. Верхний цирк перевала ДТК Норд, точка нашего выхода на перевал – снежный гребень по центру кадра, упирающийся перпендикулярно в скальную стенку. Примерно в 11:30 поднимаемся в верхний цирк ледника, ведущий к перевалу. Высота 5940. К перевалу подходим ближе к левому склону цирка.
DSC_8539. Обход мульды по гребню и выход на перевал.
IMG_1438. Вид с седловины на северо-запад на перевалы с ледника Khurdopin на ледник Virjerab, параллельные перевалу Афанасия Никитина.
IMG_1439. Перила по гребню, выводящему на перевал. Под перевальным взлетом на леднике расположена глубокая мульда с ледовой стенкой, закрывающая выход на низшую точку основного гребня, в котором расположен перевал. Правее по ходу мульду можно обойти по снежно-ледовому гребню, перпендикулярному основному гребню и выводящему на скальные выходы чуть выше седловины. В верхней части гребень переходит в узкое ледовое перо, круто обрывающийся в обе стороны. Все это засыпано толстым слоем снега, который затрудняет балансирование на гребне. Провешиваем через гребень перила на ледорубах и в 14:00 выходим на перевал.
IMG_1440. Восточный цирк перевала ДТК Норд.
IMG_1441 Пик 6500, на который у нас было запланировано радиальное восхождение.
IMG_1442 Гребень перевала ДТК Норд, вид на низшую точку в гребне (веревка идет к Ане, которая прячется в скалах от ветра, перила здесь не вешались).
DSC_8546. Вид назад на западную ветвь ледника Virjerab.
IMG_1444. Гребень перевала ДТК Норд, вид на юго-запад, за ближайшим холмом на гребне – ложная седловина. Перевальная седловина представляет собой снежно-ледовый гребень с отдельными выходами скал, переходящий в пологую восточную ветвь ледника Virjerab. Высота места нашего подъема 6055. На седловине можно поставить несколько палаток. Жидкой воды нет, но в низшей точки гребня есть замерзшая лужа. С перевала открывается красивый вид на восток, на запад видимость перекрыта склонами верхнего цирка перевала. Название сразу не придумываем, впоследствии решаем назвать «ДТК Норд».
IMG_1448. Трещина на седловине перевала. Делаем короткую разведку в сторону низшей точки гребня, но спуск с нее пересекает крупная трещина с небольшой ледовой стенкой, поэтому решаем начать спуск с гребня прямо от места нашего выхода на перевал. Делаем связки, выходим в 14:15. В пяти метрах ниже гребня первый участник по плечи проваливается в трещину, застревает в ней и долго из нее выбирается.
DSC_8548. Спуск с седловины. На перевале была надежда, что вниз идти будет легче, но тропежка оказывается даже хуже, чем на подъеме. Снег глубиной по пояс практически не трамбуется, движемся по пологому леднику крайне медленно. От тропежки налегке отказываемся, чтобы не возвращаться за рюкзаками вверх.
IMG_1450. Перевал ДТК Норд с востока. За 2,5 часа проходим 350 метров и в 16:45 становимся на стоянку. Высота 5985.
Погода весь день отличная. Ходовое время - 8 часов 30 минут. Так как мы шли в основном без общих привалов (очередной лидер тропежки после смены отдыхал на рюкзаке и затем догонял группу), то ЧХВ выделить проблематично. Отстаем от графика уже более, чем на 3 дня, при текущем темпе движения ситуация начинает выглядеть совсем плохой. 19августа Подъем в 4:30, выход в 6:30.
IMG_1451-IMG_1453. Восточный цирк перевала, седловина справа от снежной горы по центру – истинная, слева – ложная, самая правая седловина через боковой отрог ведет на тот же ледник.
IMG_1454. Перевал ДТК Норд с востока.
IMG_1455-IMG_1459. Панорама правого борта восточной ветви ледника Virjerab. Тропежка стала чуть проще, чем вчера, снег постепенно начинает смерзаться за ночь, но все равно проваливаемся очень сильно. Трещин либо нет, либо они надежно засыпаны снегом. Продолжаем спуск в связках по пологому левому притоку ледника Virjerab. Проходим так семь получасовых переходов и в 12:00 останавливаемся на обед на леднике. Высота 5830. С этого места начинает открываться панорама хребта правого борта ледника Virjerab и просматривается верхняя часть ледопада на спуске.
IMG_1461. Безымянный пик высотой ~6250м в боковом отроге, ограничивающем цирк с севера.
IMG_1462. Верхняя часть ледопада справа от нунатака. С обеда выходим в 13:20. В Москве на основе спутниковых снимков мы планировали спуск по левой части ледопада. Но в условиях глубокого снега мы не рискуем совершать длинные маневры выше и ниже ледопада– они рискуют вылиться в несколько дополнительных часов утомительной тропежки. Поэтому решаем начать движение по кратчайшей траектории, ведущей к нашему следующему перевалу, и принимать дальнейшие решения по ситуации. За два перехода доходим до первого крупного разлома, с которого начинается ледопад. Высота 5760.Разлом имеет ширину более 10м, за ним следуют другие разломы. Обхода разлома слева не видно до горизонта. В правой части ледопада виден обход как минимум двух первых разломов. Лавинные выносы до предполагаемой траектории движения не достают, но движение может быть опасно из-за вероятности «мегаобвалов» с соседнего склона. Других приемлемых вариантов спуска не просматривается, поэтому решаем двигаться там с соблюдением мер предосторожности.
Траектория движения при прохождении ледопада на спуске с перевала ДТК Норд.
IMG_1463. Ледовый склон правого борта выше начала ледопада.
IMG_1466 Обход верхнего разлома ледопада.
DSC_8563. Над ледопадом, вид назад по пути движения.
IMG_1467. Масштаб первого разлома в ледопаде. За переход пересекаем ледник к его правому борту, делаем привал вне зоны досягаемости возможных обвалов, отдыхаем.
IMG_1469 Вид на ледопад с верхней части ледового обвала.
IMG_1470. Ледовая глыба.
IMG_1471. Мост через разлом, образовавшийся в результате обвала. Затем уходим под склон, двигаемся без остановок, держим некоторое расстояние между связками. Обойдя, таким образом, два крупных разлома верхней части ледопада, выходим на его более крутой участок. Здесь нам повезло, дальнейший путь спуска надежно перекрыт недавним мощным ледовым обвалом с правого борта. Скорее всего, обвал ледового карниза произошел в результате накопления на нем больших масс свежего снега во время четырехдневного снежного шторма. После снегопада прошло уже два дня и вероятность нового обвала небольшая, но все стараемся здесь не задерживаться. К счастью, на снежно- ледовом выносе мы практически не проваливаемся и можем спускаться максимально быстро.
IMG_1472. Ледовая стенка в месте резкого увеличения крутизны ледника.
IMG_1473-IMG_1477. Панорама ледника Virjerab от нижней части ледового обвала.
DSC_8575. Вид назад на ледовый обвал. Центральная часть ледопада левее заканчивается ледовой стенкой высотой около 10 метров. По следу ледового обвала спускаемся до чистого участка ледника, куда не достал обвал.
DSC_8577. Траверс над мульдой ниже следов обвала. Отходим с запасом от следов обвала, маневрируя среди мульд на склоне средней крутизны, и делаем привал в 15:45. Высота 5550. Всего по следу обвала мы спускались около 25 минут.
IMG_1479 Пик 6500, на который у нас было запланировано восхождение (которое не состоялось из-за отставания от графика).
IMG_1480-IMG_1482. Панорама нижней части ледопада с ледника Virjerab.
IMG_1483-IMG_1485. Панорама ледника Virjerab вниз по долине.
IMG_1486. Перевал Крузенштерна, слева от него пик 6500. Дальше в связках спускаемся до основного тела ледника Virjerab. Боковой ледник выше впадения неровный, с локальными участками крутизной до 20 градусов и отдельными узкими трещинами, хорошо читающимися под тонким слоем снега. Со спуска виден путь на наш следующий перевал и находящийся рядом пик 6500. Выйдя на основной ледник, надеемся найти на нем воду, чтобы не тратить заканчивающийся газ, поэтому поднимаемся чуть правее и выше по ходу, где просматривается небольшая зона открытого льда. В основном, ледник покрыт тонким слоем снега, встаем на нем на стоянку в 17:05. Высота 5380. Воды не находим, но накалываем для топки лед.
ЧХВ - 6 часов 50 минут. Погода весь день отличная. Большая часть дня – тяжелая тропежка, нормальная скорость передвижения и техническая работа были только при прохождении ледопада. ИтогиПеревал ДТК Норд является весьма нестандартной 2А* и может быть рекомендован всем группам, совершающим походы 5-6 к.с. Группы 4к.с. тоже могут заложить его в свой маршрут, но с оговорками (см. ниже). Перевал является единственным на данный момент пройденным перевалом, соединяющим верховья западной и восточной ветвей ледника Virjerab. Мы были первой группой, прошедшей его, более того, какие- либо сведения об экспедициях, попадавших в верховья обеих ветвей ледника Virjerab, отсутствуют. Перевальный взлет не представляет сложности и вполне соответствует 2А, нам пришлось повесить на нем одну веревку на подъеме по снежно-ледовому ребру с запада. Основная сложность представляет прохождение ледопада при выходе из верхнего цирка на восточную ветвь ледника Virjerab. Ледопад разделен на две части нунатаком. Нам удалось пройти ледопад по правой части ледопада по свежему ледовому обвалу с хребта вдоль правого борта ледопада. Обвал перекрыл все огромные разломы в ледопаде и провешивание перил не потребовалось. Такой вариант подходит только при прохождении перевала с запада на восток – долго подниматься по нашему пути спуска под ледовыми карнизами мы не рекомендуем. Альтернативные варианты прохождения перевала – от начала нунатака вниз-направо на правую часть ледопада или вообще по левой части слева от нунатака (путь спуска по последнему варианту мы сами не могли просмотреть с нашей траектории движения и предлагаем только на основе спутниковых снимков). Все эти варианты прохождения ледопада имеют сложность как минимум 2Б (теоретически даже можно «попасть» на 3А). Поэтому ощущение от категории перевала – 2А с «двумя звездами». С пути подъема на перевал открываются красивые виды на верховья ледника Virjerab. Перевал Крузенштерна , 5965м, 2Б, п/п 20августа Подъем в 4:00, выход в 5:35.
IMG_1487. Нунатак, разделяющий ледопад под перевалом ДТК на две части (на фото – орографически правая).
IMG_1490. Вершина, разделяющая перевалы Крузенштерна и ”Virjerab-Snowlake”. С утра морозно, небо ясное.
IMG_1493-IMG_1495. Две части ледопада перевала ДТК Норд и разделяющий их нунатак. Начинаем подъем по пологому леднику, постепенно смещаясь ближе к его правому борту. Слой снега очень тонкий, трещин нет. Через два с половиной перехода солнце выходит из-за гребня, и на леднике начинают попадаться узкие трещины. Делаем связки. Толщина снега и сложность тропежки постепенно возрастают, но за три дня, прошедших после окончания снегопада, верхний слой успел несколько раз смерзнуться и растаять, и идти существенно проще, чем на предыдущий перевал.
IMG_1497. Район перевала ”Virjerab-Snowlake”.
IMG_1498. Перевал Крузенштерна.
IMG_1499. Правый гребень ледника Virjerab.
IMG_1500. Перевал ”Virjerab-Snowlake”.
IMG_1501. Взлет на леднике, ведущий в цирк перевала Крузенштерна.
DSC_8591. Подъем по леднику к взлету в верхний цирк. Движемся по центру ровного поля ледника, полого поднимающегося к более крутому участку, ведущему в цирк перевала. Справа по ходу виден цирк нашего запасного перевала ”Virjerab-Snowlake”. Проходим так семь переходов и в 13:50 останавливаемся на обед. Высота 5770.
IMG_1503. Пик 6500.
IMG_1504-IMG_1507. Панорама перевала Крузенштерна и пика 6500.
IMG_1508. Пик 6500.
IMG_1509-IMG_1512. Район перевала ”Virjerab-Snowlake”, вид с подъема в верхний цирк перевала Крузенштерна.
IMG_2811. Вид на ледник Virjerab назад на путь подъема.
DSC_8598. Выход в верхний цирк. После отдыха выходим в 14:55. Обходим неглубокую мульду справа по ходу и поднимаемся прямо по центру более крутого снежно-ледового склона. Идется тяжело, тропежка неприятная, но правее и левее склон читался плохо, и там мы могли нарваться на крупную трещину. За три перехода, много раз меняя тропящую связку, к 16:50 выходим в верхний цирк перевала.
DSC_8599. Вид на седловину перевала Крузенштерна из верхнего цирка.
IMG_1513. Вид на перевальный взлет от места лагеря. Отсюда до перевала меньше перехода, но мы решаем не подниматься сегодня на седловину или подходить под перевальный взлет, а поставить лагерь на еще освещенном солнцем в это время участке. Высота 5900. Сначала была идея с вечера сделать разведку подъема на седловину, но все от нее быстро отказались из-за накопившейся усталости. Много сил днем отбирало постоянное желание пить и невозможность сварить чай из-за экономии газа. Вечером топим немного снега на импровизированной спиртовке из разрезанного газового баллона с фитилем из куска ткани, но получается не очень эффективно.
ЧХВ - 6 часов 10 минут. Погода весь день отличная. Первая половина дневного перехода прошла достаточно легко, во второй шлось тяжело из-за опять возникшей глубокой тропежки и жаркого солнца. 21августа Подъем в 4:30, выход в 6:35.
Траектория движения при прохождении перевала Крузенштерна.
DSC_8600. Начало косого траверса при подъеме на седловину.
DSC_8601. Подъем косым траверсом (крутизна склона на фото занижена). В связках подходим под перевальный взлет и начинаем подниматься косым траверсом по снежно-ледовому склону левее по ходу от скальной стенки. Снег с утра смерзшийся, ступени в нем получаются достаточно мелкие. В верхней части идем траверсом над ложбиной под стенкой. Идти с одновременной страховкой здесь не очень комфортно, склон здесь оказался достаточно крутой. Хорошо, что внизу безопасный выкат. Группам без хорошей снежной техники рекомендуем отказаться от косого траверса и подниматься «в лоб» левее по ходу от скальных выходов, провесив пару перильных веревок.
DSC_8602. Последние десятки метров до седловины.
IMG_1514. Седловина перевала и пик Baintha Brakk (Ogre), 7285м. Ближе к седловине коротким серпантином уходим вверх по склону, чтобы выйти к небольшому скальному выходу на гребне. Снег здесь хорошо смерзся и опасность схода лавины отсутствует. На перевал поднимаемся в 7:25.
DSC_8605. Вид с седловины на первые метры спуска.
DSC_8606. Прячемся от ветра в рандклюфте на седловине. Седловина перевала представляет собой понижение в гребне, с которого в обе стороны стекают ледники. На восток к пику 6500 ведет скальная «пила», торчащая из широкого снежного гребня, на запад – широкий ледовый склон к следующей вершине. В момент подъема здесь дует сильный ветер и очень холодно, поэтому мы сразу уходим в небольшой рандклюфт (с замерзшей лужей на дне) рядом со скальным выходом на стороне спуска к леднику Sim Gang. Высота 5970. На седловине можно поставить несколько палаток на последних метрах подъема со стороны ледника Virjerab, но это может оказаться не лучшей идеей из-за естественной трубы между двумя скальными выходами, усиливающей ветер. При необходимости можно попытаться организовать ночевку в рандклюфте. Перевал решаем назвать в честь Ивана Федоровича Крузенштерна.
IMG_1519-IMG_1523. Панорама с перевала Крузенштерна в сторону ледника Sim Gang.
IMG_1526-IMG_1528. Панорама с перевала Крузенштерна в сторону ледника Virjerab. С седловины открывается потрясающий вид на ледник Sim Gang и пики Baintha Brakk (Ogre) и Latok за ним.
IMG_1530. Вид с перевала Крузенштерна на спуск к леднику Sim Gang.
IMG_1531. Крупный план разломов в нижней части спуска на ледник Sim Gang (мы прошли чуть правее них). На спуск просматривается только самое начало снежно-ледового склона постепенно увеличивающейся крутизны и зона разломов под перевальным взлетом на леднике.
DSC_8610. Начало спуска с перевала, на заднем плане башни скального гребня.
DSC_8611. Увеличивающаяся крутизна склона на спуске.
DSC_8612 Ледовый склон, ведущий на вершину, разделяющую перевалы Крузенштерна и ”Virjerab-Snowlake”. В 8:00 выходим вниз в связках. Сначала идем правее по слабо выраженному ледовому гребню, затем, когда крутизна склона увеличивается, пытаемся уйти влево, где склон не так крут. Пройдя 10 минут, останавливаемся в месте, спуск ниже которого совсем не просматривается из-за перегиба склона. Высота 5935.
DSC_8613. Подход к широкому ледовому кулуару.
IMG_1532. Траверс кулуара к скальным выходам, где будет организована станция на спуск. После короткого обсуждения решаем провесить веревку траверсом влево через просматривающийся там широкий крутой ледовый кулуар и спускаться дальше по кулуару. Крутизна склона в кулуаре меньше, чем на нашем склоне, и кулуар неплохо просматривается вниз. Делаем станцию на ледорубах, выпускаем лидера со страховкой на траверс. В нескольких метрах от станции под снегом оказывается трещина, переходим ее по ненадежному снежному мосту. Кулуар, по которому мы собираемся спускаться, имеет крутизну 40-45 градусов, снега в нем нет, лед перемороженный, весь в мелких кальгаспорах и довольно неудобный для движения на передних зубьях кошек. С левой стороны кулуар ограничивает скально-снежный склон.
DSC_8615. На станции. Лидер доходит до скального выхода посредине склона и организует на нем станцию из петель. Последний участник проходит траверс с нижней страховкой с этой станции.
IMG_1534. Первая веревка дюльфера.
DSC_8616. Вид вниз на первую веревка дюльфера. От скального выхода вешаем веревки на дюльфер. Первая веревка доходит до еще одного скального выхода ниже по склону, организуем станцию из петли.
DSC_8617. Вид вниз на вторую веревка дюльфера.
DSC_8618. Скально-осыпной пояс на второй веревке (вид вниз от верхней части пояса). Вторая веревка в нижней части пересекает крутой скально-осыпной пояс шириной 10-15 метров. Спускаться здесь нужно особенно аккуратно, веревка и люди на ней сбрасывают вниз камни. Выше скального пояса крутизна склона равномерная около 50 градусов, ниже 35-40 градусов. Вторая веревка с первого раза не сдергивается из-за перекручивания веревок и трения на скалах верхней станции. Приходится подняться по ней и исправить систему. Станцию ниже скального пояса организуем на ледорубах, слой снега здесь глубокий. Станцию делаем правее линии спуска, чтобы укрыться от камней. Благодаря проявленной осторожности, ничего крупнее мелких камешков мы не скинули.
IMG_1535. Скально-осыпной пояс и веревка через бергшрунд. Третья веревка пересекает бергшрунд, надежно засыпанный снегом, после которого склон постепенно выполаживается и засыпан глубоким слоем снега. Для сдергивания организуем ледорубный крест и спускаемся на плоскую часть ледника, где собираемся в 11:00. Высота 5790.
IMG_1537. Вид на ледник Sim Gang от подножия перевального взлета, впечатление, что разломов на пути спуска не будет, совершенно обманчивое. Делаем связки, отдыхаем и в 11:40 выходим. Путь вниз неочевиден, с седловины перевала просматривались зоны крупных разломов, но от подножия они читаются плохо. Спускаемся, придерживаясь правого борта цирка по кратчайшей траектории вниз. Упираемся в крутой склон со сбросами внизу, обходим его слева, ниже него выходим на исходную траекторию движения. Проходим один переход, снег плотный и практически не проваливается, идем быстро. В 12:20 останавливаемся на обед. Высота 5670. С этого места кажется, что вдоль правого борта есть путь спуска, позволяющий обойти разломы и не вешать веревки. Небо чистое, очень жарко.
IMG_1538-IMG_1540. Панорама гребня перевала Крузенштерна, хорошо видна точка одиночного скального выхода ниже левого края скального гребня, от которой мы вешали веревки вниз.
IMG_1541. Первая веревка через разломы. В 13:15 выходим в связках. Через 10 минут подходим к крупному разлому, существенно ниже которого просматривается плоский ледник. Делаем короткую разведку возможных путей спуска правее и левее, но ничего не находится. Вешаем веревку на ледорубном кресте через разлом, переходим его внизу по надежной массивной снежной пробке.
IMG_1542 Вид вверх на место спуска по второй веревки через зону разломов, люди стоят на ледовой глыбе, куда спустились по веревке. Дальний край трещины переходит в ровный снежно-ледовый склон крутизной 50-55 градусов, подсеченный надежно засыпанной трещиной, за которой лежит огромная ледовая глыба. Провешиваем на нее вторую веревку, опять используем ледорубный крест. Во время начала спуска по веревкам руководитель обнаруживает у себя симптомы развивающегося теплового удара, руководит своим лечением и отдыхает после спуска по веревкам (с организованной тенью, питьем и холодным компрессом), пока остальные занимаются технической работой. Тепловой удар успешно ликвидирован, собираемся внизу в 15:00. Высота 5580.
IMG_1543. Зона разломов, две точки слева – участники после спуска с последней ледовой глыбы. С ледовой глыбы спускаемся просто в связках и выходим на ледник ниже зоны разломов.
IMG_1546-IMG_1549. Панорама ледника Sim Gang ниже зоны разломов.
IMG_1550. Вид назад на перевал через дальнюю от перевала зону разломов (вид на них сверху – на фото IMG_1531). В 15:30 выходим в связках. Спускаемся по пологому закрытому леднику с отдельными трещинами, читающимися под снегом. Через переход в 16:05 выходим к небольшому озеру в мульде справа по ходу. Высота 5430. Это первая вода в жидком состоянии, которую мы встретили за последние десять дней, а чай мы не делаем уже шестой день из-за экономии газа. Спускаемся к озеру со страховкой, набираем воду во все бутылочки, разводим изотоник, пьем, набираем еще раз… На этом привале остаемся на 25 минут, пока все, наконец, не утоляют на время жажду.
IMG_1551. Перевал на ледник Snow Lake (на него с обратной стороны был запланирован радиальный выход, от которого мы отказались).
DSC_8639. Перевал Крузенштерна.
IMG_1553-IMG_1555. Слияние притока ледника Sim Gang с его основным телом.
IMG_1558-IMG_1561. Панорама верхнего цирка ледника (перевал Крузенштерна – по центру фото). В 16:30 выходим дальше. Спускаемся по пологому боковому леднику, ниже впадающему в основное тело ледника Sim Gang. Первые два перехода идем ближе к левому склону, затем уходим правее. Ледник сначала закрытый, слой снега около 10 сантиметров, идем быстро. Однако под снегом местами попадается много узких, совершенно не читаемых трещин, в которых застревает нога с риском получить неприятную травму. На таких участках темп движения приходится снижать.
IMG_1562-IMG_1569. На подходе к основному телу ледника Sim Gang.
IMG_1574-IMG_1576. Перевал Skam La, 5530м.
IMG_1577. Вид на цирк перевала Крузенштерна от основного тела ледника Sim Gang. На подходах к впадению в основное тело ледника Sim Gang ледник открытый. Постепенно смещаемся вправо, чтобы по оптимальной траектории повернуть «за угол».
IMG_1578-IMG_1583. Пик Baintha Brakk (Ogre), 7285м.
IMG_1588-IMG_1593. На леднике Sim Gang, перевалы слева направо: La Zee, 5870м, Lukpe La, 5600м, Skam La, 5530м.
IMG_1595. Вид в сторону перевала Крузенштерна от места лагеря на ледниковом озере. Идем практически до темноты, чтобы уменьшить расстояние перехода до заброски завтра. У впадения подходим вплотную к правому склону и в 18:50 встаем на стоянку около небольшого озера на леднике. Воду берем из него, при этом нужно быть аккуратным, чтобы не провалиться в озеро с нависающих над ним небольших карнизов. Высота 5140.
ЧХВ - 3 часа 55 минут +4 часа 25 минут технической работы. Погода весь день отличная. Наконец-то почти не было тропежки, и была интересная техническая работа. 23августа Подъем в 4:00, выход в 5:55.
IMG_1598. Вид на район перевала Lukpe La от места лагеря.
IMG_1600-IMG_1602. Основное тело ледника Sim Gang, на заднем плане массивы Broad Tower и Solu. За переход в связках спускаемся до основного тела ледника Sim Gang. Высота 5040.
IMG_1603. Перевал левого гребня ледника.
IMG_1604-IMG_1607. Панорама верховий ледника Sim Gang, видны перевалы La Zee и Lukpe La.
IMG_1608-IMG_1612. Панорама хребта, ограничивающего ледник с юга.
IMG_1616-IMG_1619. Нижняя часть ледника Sim Gang (простая седловина правее центра фото – перевал Hispar La, 5080м).
IMG_1620. Пик Baintha Brakk I, 7285м. Сначала идем вдоль правого борта ледника. Затем, ниже впадения крупного притока из-под пика Baintha Brakk, постепенно уходим под левый борт, двигаясь по кратчайшей траектории по направлению к заброске. Ледник практически открытый, снег лежит отдельными участками, на которых попадаются редкие трещины.
IMG_1621. Перевал Hispar La, 5080м.
IMG_1628-IMG_1631. Вид в сторону верховий ледника Sim Gang, в правой части панорамы – перевал Sim La, 5461м.
IMG_1632-IMG_1635. Массивы Broad Tower и Solu, перевалы Solu La (левая треть кадра) и Hispar La (правая треть). За пять переходов уходим под левый борт ледника, в 9:25 останавливаемся здесь на перекус в начале большой мульды. Высота 4810, первый раз за последние 13 дней мы ниже 5000 метров.
DSC_8658. Спуск в мульду под левым бортом.
IMG_1639 Вид назад на мульду на леднике Sim Gang. С этого места спускаемся по короткому отрезку крутого ледового склона в огромную мульду. Нижний край мульды практически без набора высоты выводит на плоскую часть ледника Sim Gang перед его впадением в Biafo.
IMG_1641-IMG_1650. Панорама слияния ледников Sim Gang, Snow Lake и Biafo.
IMG_1651. Перевал Solu La.
IMG_1652.Перевал”Solu Upper”, один из наших запасных вариантов. Идем по центру ровного участка, стараясь обойти слева зону крупных трещин у слияния ледников Sim Gang и Biafo, которую мы долго распутывали в начале нашего «кольца». С этого места хорошо виден наш перевал Solu La и другие перевалы массива Solu.
IMG_1653-IMG_1658. Панорама в направлении перевала Hispar La.
IMG_1659. Перевал Sokha La, 5180м, наш основной запасной вариант к перевалу Solu La.
IMG_1662. Разломы на Biafo.
IMG_1664. Связка на фоне разлома.
IMG_1665. Зона наиболее крупных разломов. На слиянии ледников Biafo и Sim Gang попадаем в зону крупных трещин, которую уже проходили при подъеме на Snow Lake 9 августа. Путь между ними на открытом леднике просматривается хорошо, но много времени тратим на лавирование и фотографирование живописных разломов.
IMG_1667. Ледопад на подъеме в цирки перевалов ”Solu Hidden” и ”Solu Upper”.
IMG_1668. Вид на север на хребет, ограничивающий с севера ледник Snow Lake (в правой части кадра вида седловина перевала Khurdopin West).
DSC_8664. Стоянка Kargoporo. В основном стараемся придерживаться левого борта долины, чтобы не пропустить правильный выход на боковой моренный вал рядом с местом заброски. Пробраться вдоль левого борта не получается из-за больших разломов, заходящих на морену. Поэтому приходится уйти вправо и подходить к заброске по леднику по тому же пути, по которому мы уходили от нее. Примерно в 12:45 видим вдалеке на морене нашего гида, уходим к нему. После встречи вслед за гидом выходим на моренный вал, не посмотрев на GPS и полагая, что до лагеря уже близко. Осыпь здесь живая, крупная, путь по ней не везде очевиден и достаточно утомителен. До места заброски оказывается порядка 800 метров, всю дорогу удивляемся, почему гид не пошел по ровному леднику рядом. Наконец в 13:30 доходим до знакомой нам стоянки Kargoporo. Высота 4580. Ставим палатки, достаем из заброски газ и сразу начинаем делать чай. Последний раз горячее питье у нас было 8 дней назад, и все никак не могут напиться. До конца дня разбираем заброску, несколько раз едим и просто отдыхаем. Много разговариваем с гидом и его портером, у них явный дефицит общения после долгого ожидания.
ЧХВ - 5 часов 55 минут. За 2/3 ходового дня пробежали 15км, стремясь быстрее выйти к заброске. Весь день облачно, изредка показывается солнце, дует ветер, прохладно. ИтогиПеревал Крузенштерна является сложной и разнообразной 2Б, его можно рекомендовать всем группам, совершающим походы 4-6 к.с. Перевал Крузенштерна является единственным на данный момент пройденным перевалом, соединяющим восточную ветвь ледника Virjerab с ледником Sim Gang. Мы были первой группой, прошедшей его. Сложность перевала определяется юго южным взлетом. Мы повесили четыре веревки по крутому льду и неширокому скальному поясу, а также еще две веревки через зону разломов при выходе из верхнего цирка. Наш путь движения не стоит рассматривать как догму – спутниковые снимки на южный цирк, доступные к началу похода, были крайне плохого качества, поэтому нам приходилось выбирать траекторию движения в режиме полного первопрохождения почти без помощи дополнительных материалов. Так, например, на спуске с седловины можно попробовать вариант правее скального пояса, а зону разломов, где мы провесили две веревки, можно попытаться обойти слева. Осенью, уже после нашего возвращения из похода, Google выложил свежие спутниковые снимки хорошего качества, которые могут помочь следующим группам при выборе пути. Северная сторона перевала технической сложности не представляет за исключением короткого отрезка перед выходом на седловину перевала, где требуется уверенная личная техника движения на кошках. При ее отсутствии (а также при прохождении перевала с юга на север) рекомендуем провесить с седловины пару веревок по линии падения воды. С перевала открывается замечательный вид на верховья ледников Virjerab и Sim Gang и семитысячники Baintha Brakk (Ogre) и Latok. С перевала при наличии времени можно совершить интересное восхождение на пик 6500, сложность которого можно оценить в 3А. Продолжение. Часть 4 здесь |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||