Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном спортивном маршруте 4 с эл. 5 к.с. категории сложностипо Памиро-Алаю, Матчинскому горному узлу в период с 28 июня по 20 июля 2017 года
Условные обозначения движение группы на маршруте провешенные перила альтернативный путьместа наших ночевок 12- номер провешенной веревки ЧХВ - чисто ходовое время ПЕР.– перевал ЛЕД. – ледник В.– вершина Р. – река ГР. – градусы Левый борт - всегда подразумевается орографически Вторая ступень ледопада – ступени считаются сверху вниз Справочные сведения (паспорт спортивного похода)Проводящая организация. Федерация спортивного туризма Московской области Место проведения. Киргизия, Памиро-Алай, Матчинский горный узел Общие справочные сведения о маршруте.
Определяющие препятствия маршрута.
Состав группы
Вводная часть
Район похода и категория сложности были выбраны с целью повышения спортивно-туристических навыков участников.
Зимой совершались выезды на «сосульку» (10-15 метров) в Московскую область. Проводились тренировки в Дюкинских и Икшенских карьерах. Все члены команды принимали участие в соревнованиях Московской области по спортивному туризму, «дистанция – горная связка».
Все участники группы были застрахованы в страховой компании «Согласие» на сумму 50000 долларов, по программе: экстремальный отдых. У группы имелся спутниковый телефон системы Иридиум. Каждый день группа выходила на связь с координатором, который располагал всей информацией о походе (карта, нитка маршрута, график движения, координаты участников, данные страховой и турфирмы). На протяжении всего маршрута сотовой связи не было. Кроме того, имелся GPS прибор, в который была загружена векторная карта, поэтому в случае недостаточной видимости было проще ориентироваться на местности. Варианты подъезда и отъезда Наиболее простые заезды в район:
Мы воспользовались первым вариантом: из Москвы группа добиралась самолетом до города Ош. В аэропорту нас забрали на микроавтобусе Mersedes Sprinter и довезли до города Баткен. Далее качество дорог ухудшается, поэтому мы пересели в автомобили повышенной проходимости – Honda CRV и Leхus RX, которые нас довезли до места старта в дол. Калай-Махмуд.Отъезд происходил в обратном порядке. Организационные сведения у Юрия Траченко был заранее заказан газ в баллонах по 450гр.по бюджетной ценеТурфирма (Osh Travel) организовала следующие услуги:
ночлег в гостевых домах в Оше и Баткене.Координаты турфирмы: Бюро Экскурсий и Путешествий "Osh Travel" 723510, Кыргызская Республика, г. Ош, ул. М. Алымбекова, 40 Тел. (+996 3222) 5 -04 53 Моб (+996 ) 777 19 67 87 E-mail: etaoshtravel@gmail.com www: oshtravel.comКоординаты Юры Траченко: kyrgyzadvent.com 7504332@gmail.com Аварийные выходы и запасные пути оз. у лед. Щуровского – связка пер. Минтеке сев. + Токсаторов (1Б, 4500) – лед. Каратура оз. у лед. Щуровского – пер. Минтеке сев. (1Б, 4500) – дол. Тамынген м/н – пер. Академика Королёва (2Б,4922) – лед. Толстого связка пер. Каратура + пер. Снежный Купол (2Б,5150) – дол. Тамынген Команда воспользовалась третьим вариантом для попытки радиального восхождения на пер. Академика Королёва. Но из-за высокой лавинной опасности было принято решение вернуться назад. Заявленный и пройденный маршрут Заявленный маршрут: дол. Калай-Махмуд – пер. Курдактыр (н/к, 3200) – пер. Двойной (1А, 4100) – пер. Спартак (2Б, 4500) – лед. Студёный – дол. Калай-Махмуд – лед. Райгородского– пер. Довгулевич-Райгородского (3А, 4841) – лед. Довгулевич – дол. Кшемыш – лед. Кшемыш – пер. Щуровского (1Б*, 4363) – лед. Щуровского – лед. Долгожданный – пер. Долгожданный (3А, 4600) - лед. Толстого – пер. Толстого (3А, 4831) – лед. Кара-Тура - связка пер. Каратура II + пер. Снежный купол (3А, 5150) – лед. Тамынген – дол. Тамынген -пер. Верхне-Джаупайский (1А, 3600) – дол. Джаупая – дол. Каравшин – пер. Сары-яз (н/к, 2911) – дол. Сарыджаз Пройденный маршрут: дол. Калай-Махмуд – пер. Курдактыр (н/к, 3200/3278 по GPS) – пер. Двойной (1А, 4100/4079 по GPS) – пер. Спартак (2Б, 4500/4393 по GPS) – лед. Студёный – дол. Калай-Махмуд – лед. Райгородского – пер. Довгулевич-Райгородского (3А, 4841/4889 по GPS) – лед. Довгулевич – дол. Кшемыш – лед. Кшемыш – пер. Щуровского (1Б, 4363/4353 по GPS) – лед. Щуровского – лед. Долгожданный – радиально пер. Долгожданный (2А, 4600/4716 по GPS) - лед. Долгожданный - лед. Щуровского – пер. Щуровского (1Б, 4363) – лед. Кшемыш - дол. Кшемыш – пер. Двойной (1А, 4100) – пер. Курдактыр (н/к, 3200) -дол. Калай-Махмуд Теперь подробнее про изменения от графика:26.06 – В г. Ош мы закупали продукты. Планировали расфасовать в этот же день, но не успели из-за длительного переезда в г. Баткен. Выезд до точки старта был перенесен на послеобеденное время 27.06. В результате выходить на маршрут в этот день было уже поздно. Был потерян первый запасной день. 28.06 – Удалось договориться с местным жителем о переноске 50 кг продуктов до моста в верховьях долины Калай-Махмуд (у него был в хозяйстве один ишак). В результате не пришлось «челночить». Тем самым мы сэкономили один запасной день. 29.06 – Из долины Калай-Махмуд в сторону перевала Курдактыр ведёт тропа. В последние 20-30 лет тропа мало посещается туристами и пастухами. Она местами хорошо заросла и её тяжело найти в начале подъёма. Поэтому было потеряно 2/3 светового дня только на поиски тропы и на попытки пройти без неё. В связи с этим был фактически потерян запасной день. 02.07 – В этот день мы взяли перевал Спартак. Во второй половине дня начался сильный дождь, пришлось пережидать под тентом. В результате мы не успели подойти под ледопад Райгородского. Был потерян второй запасной день. 05.07 – В течение дня дождь. Потеряли третий запасной день.08.07 – В этот день у нас была запланирована днёвка. Но в связи с потерей большого количества дней отказались от дневки и забрали заброску №2. В результате отбили один потерянный день. 11.07 – Вышли на седловину перевала Долгожданный только в обед. Спускаться было уже поздно, перенесли спуск на утро 12.07. В результате был потерян третий запасной день. 11.07 - Вечером погода испортилась, видимость 0,1-0,5 км. Усилился ветер.12.07 - С утра погода лучше не стала. Решили пережидать. Во второй половине дня видимость упала до 20 - 100 метров, пошёл снег. Ближе к ночи ветер стал почти ураганный (было сложно устоять на ногах). Начался снегопад. 13.07 - Отсиживались на седловине. Погода лучше не становилась. Был ураганный ветер, отсутствовала видимость, летела снежная крупа. Каждые два часа откапывали палатку. 14.07 - Всё повторяется.15.07 - Погода улучшилась. Ветер был с сильными порывами, но уже не ураганный. Видимость 0,5 -1 км. Шёл слабый снег. К этому моменту было потеряно 6 дней. Поэтому нам ничего не оставалось, кроме как возвращаться. 16.07 - Сделали попытку радиального восхождения на пер. Академика Королёва (2Б, 4750), но в связи с большой лавинной опасностью повернули назад. Информация о Матчинском горном узле.Матчинский горный узел – мощный центр оледенения горной системы Памиро- Алая, расположенный на стыке Туркестанского, Зеравшанского и Алайского хребтов и их отрогах. Высокогорный район Матчинского узла представляет собой чередование высоких хребтов и глубоких узких межгорных ущелий и долин, заполненных ледниками. Хребты, поднявшиеся до высоты 5600 м, содержат большое количество пятитысячников и перевалов средней и высокой сложности. Сравнительно простые перевалы находятся в отрогах основных хребтов. В районе стыка Туркестанского и Зеравшанского хребтов расположился огромный, даже по памирским масштабам, Зеравшанский ледник длиной 25 км, из которого вытекает река Зеравшан, носящая в верхнем течении название Матча. Территория Матчинского узла обширна. Площадь только его высокогорной части около 10000 кв. км. В административном отношении Матчинский горный узел входит: к северу от Туркестанского и Алайского хребтов в состав Киргизии, к югу – Таджикистана. Горы Матчинского узла – альпийского типа. Имея острые, резкие очертания, они на значительном протяжении, как в широтном, так и в меридиональном направлении не опускаются ниже 3500м над уровнем моря. Пятитысячники покрыты ледниками и вечными снегами. Территориально Матчинский горный узел можно разделить на следующие участки: Туркестанский хребет с окрестностями восточнее, на той же широте, массив Ак-терек южнее Ак-Терека – Алайский хребет с окрестностями, а западнее, на той же широте – Зеравшанский хребет с окрестностями южнее последнего – массив Ак-таш. Наивысшей вершиной района – является пик Скалистый (5621) в массиве Ак-терек. Пик Игла (4700) является точкой, объединяющая три основных хребта, Туркестанский, Зеравшанский, Алайский. Наилучшее время летних походов в районе – с середины июля по сентябрь. Климат района умеренно континентальный. Даже на высоте от 3000 м до 4000 м температура поднимается выше 15 градусов Цельсия. В высокогорье выше 4000 м преобладает прохладная погода, ветры, снегопады. В Матчинском горном узле большой познавательный и спортивный интерес представляют маршруты 4-6 категорий сложности. Схемы движения группы на маршрутеГрафик движения
Средняя высота ночевок – 3663 м. Среднее ЧХВ за день – 5 часов 50 минут. Данные километража по GPS. Высотный график
1 – пер. Курдактыр (н/к, 3278) 2 – пер. Двойной (1А, 4079) 3 – пер. Спартак(2Б, 4393) 4 – пер. Довгулевич-Райгородского (3А, 4889) 5 – пер. Щуровского(1Б, 4353) 6 – пер. Долгожданный (2А, 4718) 7 – пер. Щуровского (1Б, 4353) 8- пер. Двойной (1А, 4079) 9 – пер. Курдактыр (н/к, 3278). Техническое описание прохождение группой маршрута
Перевал Курдактыр.Категория трудности – н/к, высота – 3200м/3278м по GPS, координаты: N39° 41.689 E70° 45.797Перевал Курдактыр находится в отроге Карабель Туркестанского хребта и ведёт из верховьев долины Калай-Махмуд в долину Нурлоу (правый приток реки Кшемыш).
С вечера удалось договориться с местным жителем, что он на ишаке поднимет часть наших продуктов до моста в верховьях долины Калай-Махмуд. Ишак у него был всего один и он взял на себя 50 кг продуктов. В 06.00 мы вышли вверх по долине по хорошо набитой тропе. Тропа до самого моста идёт правым берегом реки. Скорость осла была сильно выше чем у нас, поэтому для сопровождения наших продуктов был выбран наиболее сильный участник. Остальная часть группы пошла своим темпом. По пути встретилось несколько кошей. Вблизи кошей есть ровные места для палаток. Примерно каждый час пути встречался ручей. С водой проблем не было. В верховьях долины, перед её поворотом, тропа расходится на две. Одна уходит вверх, вблизи ручья, вторая чуть спускается на поляну и далее траверсирует склон. Вторая тропа набита чуть лучше, она ложная! Мы перепутали и пошли по ложной, примерно через 0,5 км качество тропы постепенно стало ухудшаться. А на последних 1,5 км пути тропа почти исчезла, и мы пробирались через бурелом по крутым склонам. Наша ошибка стоила нам не менее 1 часа времени. В настоящее время в верховьях долины Калай-Махмуд есть один мост (фото №2). ЧХВ от места старта до моста составило 4 часа 45 минут. Вблизи моста поставили палатки. После обеда вышли на радиальный выход, занести заброску №1. От моста тропы нет. Можно идти по ровным травянистым террасам вблизи реки. Заброску оставили вблизи реки текущего с ледника Студёный. На подъём заброски группа потратила 55 минут ЧХВ. И ещё за 1 час спустилась до места лагеря.
Фото №1. Вид на перевал Курдактыр из долины Калай-Махмуд.
Фото №2. Вид на мост в верховьях долины Калай-Махмуд.
Из долины Калай-Махмуд в сторону пер. Курдактыр ведёт тропа. В последние 20- 30 лет тропа мало посещается туристами и пастухами. Она местами хорошо заросла и её тяжело найти в начале подъёма. Поэтому было потеряно 2/3 светового дня только на поиски тропы и на попытки пройти без неё. Начало тропы надо найти обязательно. Координаты начала нужной тропы: N39° 40.676 E70° 46.947 и N39° 40.773 E70° 46.943. В качестве сбивающего фактора везде будут встречаться многочисленные скотогонные тропы, ведущие в никуда. Кроме того, вдоль реки Калай-Махмуд, прямо от моста, идёт хорошо набитая ложная тропа, немного забирающая вверх по долине. Идёт она только до заброшенного коша. В этот день мы дошли до верхней террасы перед взлётом перевала Курдактыр. Вдоль террасы протекает ручей и можно поставить палатки на ровных местах. Координаты: N39° 41.484 E70° 46.694 Когда-то на террасе стоял кош, но в настоящий момент его нет.
Выход в 06.30. С террасы до перевала Курдактыр доходим за 1 час 25 минут (фото №3). С перевала открываются виды на перевалы 50 лет ВЛКСМ, Тубек, Двойной (фото №5).Спуск начинаем по тропе ведущий к озеру Каракуль-Катта. А далее уходим влево по коровьим тропам, траверсируя в сторону перевала Двойного (фото №4). За 45 минут дошли до травянистых ровных террас с кошем. Здесь можно поставить палатки, есть ручей. Расклад времени на прохождение перевала Курдактыр.
Выводы и рекомендации: перевал Курдактыр – соответствует категории н/к. Есть большие сложности с поиском нужной тропы от моста в дол. Калай-Махмуд. Используйте наши координаты для её поиска! Тропу надо найти обязательно! У места старта есть коши, там можно попытаться договориться с местными о заброске продуктов на лошади или ишаке. Нам удалось найти одного пастуха с ишаком. Если удастся договорится с владельцем ишака/лошади, то поднять вещи можно до верхней террасы перевала Курдактыр, а возможно и на сам перевал, хотя выше террас тропы уже нет, но склоны пологие. При подъёме груза под ледопад Райгородского, вероятно пастухи смогут его поднять под ледопад. Мы договаривались о подъёме груза только до моста, т.к. у нас не было свежей информации о долинах и тропах. Местные жители плохо разговаривают на русском языке!
Фото №3. Вид на перевал Курдактыр со стороны долины Калай-Махмуд.
Фото №4. Вид на перевал Курдактыр со стороны долины Нурлоу. Перевал Двойной. Категория трудности – 1А, высота – 4100м/4079м по GPS, координаты: N39° 41.098 E70° 42.887 Перевал Двойной расположен в отроге Карабель Туркестанского хребта севернее вершины Узловой (4300 м) и ведёт из верховьев реки Нурлоу в долину реки Кшемыш. Продолжаем подъём вдоль ручья, текущего по ложбине, ведущей к перевалу. Подъём по осыпным склонам крутизной до 20 гр. По пути попадаем в грозу с ливнем, пережидаем под большим камнем. Две осыпные седловины перевала видны издалека (фото №6). Мы идём на левую по ходу движения, т.к. она ниже и проще для прохождения. Кроме того, с неё проще спуститься на следующую седловину перевала. За 2 часа 25 минут доходим до места, где ручей появляется из-под осыпи. Дальше воды нет! В этом месте выравниваем два места под палатки на мелкой осыпи. Высота места ночевки: 3628 метра. Координаты: N39° 41.092 E70° 43.536
Фото №5. Перевалы Двойной, 50 лет ВЛКСМ, Тубек с седловины перевала Курдактыр.
Фото №6. Вид на перевал Двойной со стороны.
Выход в 06.15. Дальше крутизна осыпей увеличивается до 20-35 гр. Местами пересекаем снежники, всё-таки ещё июль месяц! В верхней части перевального взлёта движение затрудняет мелкая осыпь. Стараемся идти по остаткам сланцевых пород, которые не едут. От места лагеря до седловины перевала группа поднялась за 2 часа 40 минут ЧХВ. Отсюда хорошо видна следующая седловина нашего перевала.Седловина перевала Двойной широкая и длинная, можно поставить большое количество палаток. Воды нет, можно топить из снега. В конце августа снежник может полностью растаять! Тур находится в центре. Снимаем записку группы туристов из Узбекистана от 28.07.2011 года. Продолжаем движение в сторону второй седловины косым траверсом вниз (фото №8,9). На спуске снег ещё не стаял, крутизна склона до 30 гр. Спустя 19 дней снег растает, склон будет осыпным. За 25 минут спустились до места разлива ручьёв, здесь удобно обедать, можно поставить палатки. Отсюда начинаем подъём в сторону второй седловины. Ещё через 30 минут взошли на вторую седловину. Седловина широкая и ровная, осыпная. Можно поставить много палаток. Воды нет. Есть снежник, который растает к концу августа. Движемся вниз по осыпному склону, немного забирая влево. За 25 минут спустились в карман правобережной морены ледника Спартак. Расклад времени на прохождение перевала Двойной.
Выводы и рекомендации: перевал Двойной – классическая осыпная 1А.
Фото №7. Группа на перевале Двойной.
Фото №8. Вид на вторую седловину перевала Двойной со стороны основной седловины.
Фото №9. Вид на основную седловину перевала Двойной со второй седловины. Перевал Спартак. Категория трудности – 2Б, высота – 4500м/4393м по GPS, координаты: N39° 40.029 E70° 42.377Перевал Спартак расположен в хребте Карабель и соединяет ледник Спартак (долина Кшемыш) и ледник Студёный (долина Калай-Махмуд).За 50 минут дошли до ровных площадок на гребне правобережной морены и поставили лагерь. Вода из ручья, текущего в кармане морены. Высота места ночевки: 3902 метра. Координаты: N39° 40.554 E70° 42.048. Здесь оставляем заброску №2.
Со стороны долины Кшемыш путь подъёма на перевал Спартак представляет собой снежно-ледовый склон крутизной 30 – 50 гр., перепад высот: 400 метров (фото №10). По другим описаниям, нижняя часть склона простреливается камнями. Поэтому выход ранний – в 04.50. Отмечу, что пока мы поднимались, падения камней мы не заметили. За один переход подошли под взлёт перевала (25 минут). Далее связками и в кошках стали подниматься вверх. В нижней части крутизна склона около 25 гр., она постепенно возрастает. Через 3/4 склона крутизна возросла до 35 гр. И мы стали вешать перила (фото №11,12). В итоге на перевал повесили 5 веревок (220 метров). Третья и четвертая веревка – самые крутые (45-50 гр). Первые 3 веревки крепились на станции из 2-х ледобуров, 4-я, и 5-я на станцию из 2-ух ледорубов. ЧХВ на прохождение взлёта всей группой составило 4 часа 10 минут. Седловина перевала Спартак снежно-осыпная. Есть две хороших стоянки на осыпи, можно также поставить большое количество палаток на снежнике. Воды нет, можно топить из снега. Тур находится в центре седловины. Сняли записку туристов т/к «Планета» из г. Ростова-на-Дону, под руководством Куратова от 26.08.2011. С седловины открывается красивый вид на вершину Боец.Спуск по крутому осыпному кулуару, крутизной до 35 гр. (фото №15,16) Перепад высот – 400 метров. На спуск затратили 45 минут. Дальнейший спуск идёт по левому борту ледника по крупной и средней осыпи. Примерно через 1 км появляется моренная гряда (фото №18). Здесь она чуть выше тела ледника. Ниже, примерно через 2 км, ледник резко уходит вниз и гряда начинает возвышаться над ним довольно высоко. По гребню морены идёт тропа. Гребень – острый. Половина дальнейшего спуска идёт по гребню. Далее спускаемся в карман морены и продолжаем движение по ещё не растаявшим снежникам. Вскоре карман расширяется, снежники сменяются травянистыми полями (фото №19). Нас накрывает сильный дождь, вначале пережидаем под тентом. Потом ставим лагерь, т.к. дело движется к вечеру. В кармане морены протекает ручей. Высота места ночевки 3146 метров. Координаты: N39° 39.682 E70° 45.510
Фото №10. Вид на перевал Спартак со стороны долины Кшемыш.
Фото №11. Первая веревка на перевале Спартак.
Фото №12. Лидер провешивает третью веревку на перевале Спартак.
Фото №13. Вид в сторону долины Калай-Махмуд с перевала Спартак.
Фото №14. Группа на перевале Спартак.
Фото №15. Спуск в сторону лед. Студёный с перевала Спартак.
Фото №16. Вид на перевал Спартак с ледника Студёный.
Фото №17. Вид на перевал Боец с ледника Студёный.
Фото №18. Спуск в долину Калай-Махмуд с ледника Студёный.
Фото №19. Спуск в долину Калай-Махмуд со стороны перевала Спартак.
Выход в 05.25. Перед устьем ущелья есть летовка. Видно, что она используется, но в настоящей момент в ней никого нет. По описаниям от летовки идёт хорошая тропа, но мы её не увидели. Нам нужно спускаться к ледопаду Райгородского, наиболее удобный путь спуска от коша по коровьим тропам в сторону кармана левобережной морены долины Калай-Махмул. Местами склоны сильно поросли высокой травой, что сильно тормозит движение. В кармане морены течёт река, которую проходим в месте разлива. Тут можно поставить палатки, место очень уютное и защищенное от ветра. По травянистому склону выходим на гребень морены и спускаемся на ледник по конгломерату. Отсюда совершаем радиальный выход вниз по долине за заброской №1. Заброску мы оставили у реки, текущей с ледника Студёный. Реку в этом месте пройти не так просто, находим мост (фото №20, координаты: N39° 39.594 E70° 46.413). Расклад времени на прохождение перевала Спартак.
Выводы и рекомендации: перевал Спартак – односторонний перевал. Сложность определяет западный склон, который представляет собой снежно-ледовый склон средней крутизной 30-50 гр. Перепад высот – 400 метров. взлёта проходим ногами, крутизна 30- 35 гр. Далее крутизна увеличивается до 35-50 гр. Провешиваем 220 метров перил. В августе месяце снега будет меньше, вероятно, придется провешивать больше. По старым описаниям нижняя часть склона простреливается камнями. Пока мы поднимались, падения камней не наблюдали. Перевал красив и безопасен, рекомендуем его для прохождения. Перевал соответствует категории 2Б.
Фото №20. Мост через речку, текущую с ледника Студёный. Перевал Довгулевич-Райгородского. Категория трудности – 3А, высота – 4841м/4889м по GPS, координаты: N39° 37.765 E70° 43.051 Перевал Довгулевич-Райгородского расположен в хребте Карабель (северный отрог Туркестанского хребта от горы Кшемышбаши) к северу от пика Скалистый, соединяет ледники Райгородского и Довгулевич (правый приток ледника Кшемыщ). За 35 минут доходим под ледопад Райгородского и ставим лагерь на зачехлённом леднике. Высота – 2920 метров. Координаты: N39° 38.867 E70° 46.021
Перевал Довгулевич-Райгородского односторонний. Категорию трудности определяет восточная сторона ледника Райгородского. Ледником образованы три ступени ледопада. Нижняя ступень самая длинная и сложная (перепад высот – 700 метров). Верхняя и средняя ступень ледопада легко обходятся. И заключает восточную сторону крутой перевальный взлёт – снежно-ледовый кулуар, подрезанный бергшрундом. Западная сторона перевала практически никакой сложности не представляет. Правый борт и центральная часть нижней ступени ледопада наиболее круты. Здесь происходят непрерывные обвалы льда. Левый борт ледопада наиболее пологий (фото №21), средняя крутизна 30-40 гр. Хорошо видна скальная стена обнажившегося ложа ледника, примыкающая к скалам левого борта. Наиболее простой путь к скальной стене – прямо под ней. Здесь участок ровного спокойного открытого ледника (до 25-55 гр). Провешиваем 100 метров перил (30-55 гр.) (фото №22, 23). Первая веревка начинает простреливаться камнями сразу как ледопад освещается солнцем. Далее, без перил в кошках по 25 гр. льду. Не доходя до скальной стены ложа, пересекли ровный ледовый участок по направлению к ранклюфту у борта ледника (5-15 гр. 50 метров). Перейдя через ранклюфт по снежно-ледовому мосту, вышли на пологие бараньи лбы левого борта. По этим лбам (простые скалы 20-30 гр.) поднялись на травянисто-осыпной склон борта к ручью – левому притоку ледопада. Ходовое время от подножия ледопада – 2 часа 15 минут.Вдоль русла ручья, стекающего между бараньими лбами и скалами ложа, образовался осыпной конус. Поднялись к верхней части осыпи (100 метров) выше нависающего над скальной стенкой ложа льда. Далее, по снежнику перешли обратно на ледник (траверс, перила 50 метров, крутизна 30 гр.). В этом месте ледопад образовал небольшую террасу у левого борта. С террасы выходим на чистый лёд, преодолев по ходу слева ледовую стенку (30-50 гр., 70 метров). Далее лёд становится пологим, провешиваем 50 метров перил по перьям. Продолжаем движение по льду (30-35 гр.), поднимаясь левее по ходу рантклюфта (100 метров от скал), лавируя между трещинами (фото №24) и преодолевая короткие стеночки (до 80 гр, 2- 2,5 метра), вкручивая ледобур с карабином в качестве ручки (прошли таких не менее 5-6 мест). Проходим второй ручей, текущий с левого борта. Крутизна увеличивается, разрывов становится больше, смещаемся левее по ходу (100-150 метров от скал). Сразу за третьим ручьём ледопад образует обширную террасу. Встречаем четыре широкие бездонные трещины, следующие друг за другом. Первую проходим по снежному тонкому мосту со страховкой. Вторую перепрыгиваем (1,5 метра, со страховкой). Третью преодолеваем, спустившись частично в трещину, переходим на другой край, а затем поднимаемся по трещине наверх (со страховкой). Рюкзаки переправляем по веревке отдельно (фото №25). Четвертая с нависанием с нашей стороны (провешиваем на спуск 5 метров перил).Продолжаем путь по ледопаду. За террасой средняя крутизна ледопада 30-35 гр., разрывы незначительные. Перед выполаживанием, напротив скалы отрога, путь преграждается зоной разрывов шириной около 50 метров. Этот разрыв на нашем пути самый большой. Начинается от самых скал и уходит в середину ледопада. Противоположная от нас стенка имеет нависание и высоту 15-30 метров. Есть два варианта прохождения, оба вблизи левого борта. Первый – пройти по острому ножу на противоположный край. Ширина от 0,3 – 0,8 метра, длина опасного участка более 10 метров, высота в случае срыва – более 10-15 метров. Второй – спуститься в забитую трещину и вылезти по ледовой стенке на противоположный край трещины. Отдаём предпочтение второму варианту. На страховке спускаемся в трещину, проходим по ледовому мусору и поднимаемся по льду. Длина участка 15-18 метров, крутизна меняется от 50 до 80 гр. Лидер проходит без рюкзака с промежутками (ледобуры). Выше левый борт ледопада представляет собой снежный склон, то есть закрытый ледник, местами просматриваются трещины. Крутизна – около 30 гр, продолжительность – 200 метров. Движение в связках. В верхней части справа по ходу появляется осыпь, идём вдоль неё. На повороте ледника ставим палатки на ровной части закрытого ледника (фото №27). Высота места ночевки – 3785 метров. Координаты: N39° 38.161 E70° 45.421 Нижняя ступень ледопада пройдена, ЧХВ составило 12 часов 25 минут.
Фото №21. Вид на нижнюю ступень ледопада Райгородского из долины Калай-Махмуд.
Фото №22. Первая верёвка в ледопаде Райгородского.
Фото №23. Вторая верёвка в ледопаде Райгородского.
Фото №24. Поиск путей в ледопаде Райгородского.
Фото №25. Передаём рюкзаки через широкую трещину.
Фото №26. Техническая работа в ледопаде Райгородского.
Фото №27. Перевал Утрен со стороны ледника Райгородского.
С самого утра висели серые дождевые облака и шёл дождь. В течение дня погода не наладилась, поэтому так никуда и не вышли.
Выход в 05.05. С места ночевки пересекли нижнее плато ледника на юго-запад и пошли под вторую ступень ледопада Райгородского. Вторая ступень проходится в связках по правому борту. Встречаются трещины (фото №29). ЧХВ от места лагеря до верха второй ступени - 2 часа 40 минут. Пересекли плато, которое представляет закрытый ровный ледник, к верхней ступени ледопада (тропёжка чуть выше ботинка). ЧХВ от верха второй ступени до начала третий - 1 час 40 минут. Третья ступень ледопада образована при спуске ледника со скальной ступени верхнего плато – перевального цирка (фото №30). Проходится вдоль орографически левого борта, по снежному склону (крутизна до 25 гр.). Глубокая тропёжка по колено и чуть ниже. ЧХВ на прохождение верхней ступени ледопада – 2 часа. Ставим лагерь вблизи взлёта нашего перевала (фото №31). Высота – 4685 метра.
Фото №28. Вид на перевалы ТКТ и Утрен со стороны ледника Райгородского.
Фото №29. При прохождение второй ступени ледопада встречаются широкие трещины.
Фото №30. Верхняя ступень ледопада Райгородского проходиться вдоль левого борта.
Фото №31. Взлёт перевала Довгулевич-Райгородского с ледника Райгородского.
Взлёт перевала Довгулевич-Райгородского представляет собой крутой снежный кулуар, сужающийся в верхней части, подрезанный бергшрундом (фото №32). Выход в 05.30. Подошли в связках под взлёт. Бергшрунд прошли по лавинному конусу. От бергшрунда до перевала провесили 220 метров перил по снежному склону крутизной 45- 55 гр. Все веревки (кроме последней) крепились на станции из двух ледорубов или на снежный якорь, верхнюю верёвку закрепили на седловине петлёй за камень. ЧХВ на прохождение взлёта всей группой – 4 часа 55 минут. Седловина перевала Довгулевич-Райгородского неширокая, покрытая снегом. Можно подготовить место под две палатки. Воды нет, только топить из снега. Тур на камне по центру. Сняли записку туристов т/к Гелиос, Беларусь, под руководством Осипова от 4 августа 2013 года. Спуск по широкому снежному кулуару в связках и кошках (крутизна 30 гр.). Далее движение по центру закрытого ледника (фото №34, 35). Спускаясь по леднику, пересекли его в направлении к левому борту, к месту впадения в него другого ледника – левого притока.Продолжили спуск по левобережной морене, а затем по левому осыпному склону, крутизной до 35 гр. с выходом на травянистые полки (фото №36). На полках местами слабозаметная тропа. Ниже ручей уходит в каньон. Дальнейший спуск по травянистым полкам левого борта в обход бараньих лбов. За бараньими лбами мы оказались уже на травянистых склонах правого борта долины Кшемыш. Спустились к реке Кшемыш и поставили палатки на прекрасных местах. Координаты: N39° 38.809 E70° 39.723. Высота – 3218 метров. ЧХВ от седловины перевала до долины Кшемыш 4 часа 5 минут. Расклад времени на прохождение перевала Довгулевич-Райгородского.
Выводы и рекомендации: перевал Довгулевич-Райгородского – односторонний. Категорию трудности определяет восточная сторона ледника Райгородского. Ледником образованы три ступени ледопада. Нижняя ступень самая длинная и сложная (перепад высот – 700 метров). Обе верхние ступени ледопада легко обходятся. Заключает восточную сторону крутой перевальный взлёт: снежный кулуар (220 метров перил, 45-55 гр.), подрезанный бергшрундом. Западная сторона перевала практически никакой сложности не представляет. В сумме на перевале провешено: 515 метров перил. Прохождение нижней ступени ледопада максимально рано. Первая провешенная нами веревка начала простреливаться камнями, стоило солнцу осветить ледопад. Это происходит очень рано! Нижнюю часть ледопада, до бараньих лбов, нужно также проходить максимально быстро и рано, т.к. потенциально возможны крупные обвалы льда! При этом, в целом, ледопад безопасен и интересен. Перевал будет изюминкой для любого похода 5 к.с. Рекомендую его для прохождения. Перевал соответствует 3А категории трудности.
Фото №32. Взлёт перевала Довгулевич-Райгородского с ледника Райгородского.
Фото №33. Группа на перевале Довгулевич-Райгородского.
Фото №34. Взлёт перевала Довгулевич-Райгородского с ледника Довгулевич.
Фото №35. Вид на перевал Довгулевич-Райгородского с ледника Довгулевич.
Фото №36. Спуск по осыпям в сторону долины Кшемыш.
Задача этого дня – забрать заброску №2, которую мы оставили вблизи взлёта перевала Спартак. Выход в 05.00. Спускаемся по хорошей тропе до места начала подъёма к перевалу Спартак (1 час 15 минут). По пути проходили мимо обитаемого коша. Раньше вблизи коша был мост, но в настоящий момент мост разрушен. Пастухи переходят реку Кшемыш по разливам чуть ниже коша. Начинаем подъем по коровьим тропам среди зарослей арчи. На альпийских лугах тропа разбегается на десятки мелких троп, которые устремляются на левые (по ходу) склоны, там кое-где еще есть лес. Тропы выводят нас на верхние травянистые террасы. Там протекает ручей, есть места для палаток. Координаты: N39° 36.132 E70° 39.065. Затем тропы исчезает в хаосе бесконечных каменных россыпей. Продолжаем движение вдоль правого борта (орографически). Берём заброску и возвращаемся тем же путём. В итоге, на подъём мы затратили 4 часа 55 минут ЧХВ, на спуск 3 часа ЧХВ. Перевал Щуровского. Категория трудности – 1Б, высота – 4363м/4353м по GPS, координаты: N39° 36.204 E70° 37.671Перевал Щуровского расположен в северном отроге Туркестанского хребта. Соединяет ледники Кшемыш и Щуровского.
Выход в 05.45. Поднимаемся на язык ледника в правой его части. Далее переходим к левому борту ледника (фото №37), вблизи цирка ледника Андреева. Два перехода поднимаемся вблизи скал левого борта. Ледник плотно засыпан моренным чехлом. После смещаемся к центральной части ледника, здесь он становится положе и идти по нему становится проще. Вскоре появляются снежники, которые также упрощают движение. Перед поворотом ледника имеются хорошие места для палаток на левобережной морене. Координаты: N39° 36.132 E70° 39.065. Там мы устраиваем обед. ЧХВ от языка ледника до места обеда: 4 часа 00 минут. Отсюда хорошо просматривается перевал Кшемыш и Швейцера, а также вершина Кшемыш-баши.Вышли с обеда в 13:20. Поднимались по леднику Кшемыш. В этой части ледник был пологий и закрытый. Поэтому дальнейшее движение в связках. На повороте ледника на север попали в лабиринт трещин. Большая их часть имела снежные мосты. Ушли на левобережную морену, покрытую снегом. Напротив, точнее, чуть не доходя того места, где у ледника ледовый сброс – ярко выраженная ступенька – ушли вправо по ходу в распадок между моренными гребнями (покрытый так же снегом) фото №40.После подъёма по распадку прошли пологий участок снежника и поднялись на левую по ходу морену (фото №42). Наверху этой морены нашли выровненные обустроенные стояночные площадки. Координаты: N39° 36.189 E70° 38.414Далее пересекли снежник. Подошли ко второй ступени ледника Кшемыш. Вторая ступень ледника обходится справа по ходу по снежному склону, переходящий в бараньи лбы. В верхней части бараньих лбов имеется отличное место для трех палаток. Здесь мы поставили лагерь. Координаты: N39° 36.353 E70° 38.317
Фото №37. Язык ледника Кшемыш.
Фото №38. Перевал Андреева со стороны ледника Кшемыш.
Фото №39. Вид на перевал Кшемыш с ледника Кшемыш.
Фото №40. Вид на перевал Щуровского с ледника Кшемыш.
Фото №41. Перевал Швейцера с ледника Кшемыш.
Фото №42. Верхняя ступень ледопада обходиться правее (по ходу) бараньих лбов.
Выход в 05.15 в связках по закрытому леднику. За 15 минут подошли под взлёт (фото №43). Перевальный взлёт был почти целиком засыпан снегом. Основная седловина перевала имела снежный карниз с нашей стороны, поэтому наше направление было в сторону второй седловины. Крутизна взлёта увеличивалась от 25 до 35 гр. Последние 30 метров подъёма были в виде простых скал крутизной 40-50 градусов (фото №44). ЧХВ на прохождение взлёта составило 55 минут.Вторая седловина перевала Щуровского – узкий скальный гребень, палатки не поставить. На перевале снимаем две записки. Первая – от 15.08.2013 сборная команда Иркутской области под руководством Ильичёва Виктора. Вторая – от 23.07.2014 турклуб «Вестра» под руководством Кривоноса Андрея.Для удобства с перевала провешиваем 15 метров перил. Спускаемся просто придерживаясь. Далее склон выполаживается. Продолжили движение в связках по левой части закрытого ледника (фото №46, 47). Трещин по ходу движения не видно. За 50 минут доходим до перегиба ледника. Перегиб проходим, прижавшись к левому борту по 30 гр. снежному склону (фото №48). Имеются трещины, но они хорошо засыпаны.Далее, проходим снежные болота, пересекаем два центральных гребня морены и, сместившись к левому борту, продолжаем движение по снежнику. Проходим ещё один перегиб ледника. Далее ледник становится пологим. Устраиваем обед на левобережной морене.С места обеда спускаемся до ледника Долгожданный, пересекаем его в нижней части к левому борту и выходим к озеру. У озера есть отличные стоянки, координаты: N39° 37.526 E70° 34.528 ЧХВ на спуск от седловины перевала Щуровского до озера составило - 3 часа 10 минут. Расклад времени на прохождение перевала Щуровского.
Выводы и рекомендации: перевал Щуровского – двухсторонний перевал. Основная сложность в прохождении взлёта с восточной стороны. В начале июля восточный взлёт перевала, скорее всего, будет засыпан снегом. В августе снег сойдет и его склоны будут скально-осыпные. В июле на южной (более простой) седловине, вероятно, будет висеть карниз и придётся проходить перевал через северную седловину. Основная сложность северной седловины в прохождение скал 40-50 гр. на последних 25 метрах подъёма (если идти с ледника Кшемыш). Если этот участок идти на спуск, то нужно провешивать веревку. А далее можно спускаться на три такта. Кроме того, восточный склон обрывается бараньими лбами. Перевал соответствует очень хорошей 1Б.
Фото №43. Вид на перевал Щуровского с ледника Кшемыш.
Фото №44. Выход на вторую седловину перевала Щуровского со стороны лед. Кшемыш.
Фото №45. Группа на перевале Щуровского.
Фото №46. Вид на ледник Щуровского с перевала Щуровского.
Фото №47. Вид на перевал Щуровского с ледника Щуровского.
Фото №48. Спуск по леднику Щуровского. Перевал Долгожданный (радиально). Категория трудности – 2А, высота – 4600м/4716м по GPS, координаты: N39° 36.900 E70° 32.414 Перевал Долгожданный расположен в Туркестанском хребте между пиками Туркестан (5200) и Федченко (5484).Ледник Долгожданный сползает к леднику Щуровского двухступенчатым ледопадом. Высокий вал морены, крутым гребнем спадающий к озеру, отделяет нижний ледопад от береговых скал и позволяет полностью его обойти (фото №49). По средней осыпи крутизной до 35 гр. поднимаемся на вал морены, который выводит на небольшую ледниковую террасу у подножия верхней ступени ледопада. Здесь ставим палатки на закрытой части ледника. ЧХВ от озера до места лагеря 2 часа. Воду набираем из ручья вблизи левобережной морены. Координаты лагеря: N39° 37.609 E70° 33.898
Фото №49. Обход нижней ступени ледопада Долгожданный по осыпям левого борта.
Выход в 04.50 в связках и кошках. Верхняя ступень ледопада обходиться по ложбинке у левого борта. Но, поскольку с утра постоянно летят камни со скал, как раз захватывая ложбину, решаем сместиться вглубь ледопада и пройти по более безопасной части (фото №50). Организовываем разведку (фото №51), находим проход среди разломов и залезаем на верхнюю ступень ледопада. Средняя крутизна ступени 30-35 гр. ЧХВ (без времени разведок) – 1 час 25 минут.Перед нами плоское фирновое плато (фото №52). Вдалеке виднеется перевал Долгожданный (3А) и Академика Королёва (2Б*). Справа по ходу виден взлёт на перевал Незаметный (3Б). Пересекаем плато, трещин не видно. Тропёжка по ботинок. Через 2 часа 35 минут ЧХВ подходим под бергшрунд. Находим место, где бергшрунд имеет мост. Лидер со страховкой проходит бергшрунд и вешает веревку (50 метров) фото №53. Оттуда по широкой снежной полке доходим до седловины нашего перевала.Седловина перевала Долгожданный – длинный снежно-скальный гребень. Имеется 4 места под палатки на осыпи ещё множество мест на снегу. Есть небольшое озеро, откуда мы поначалу брали воду. Сняли записку туристов т/к Планета г. Ростов-на-Дону от 6 сентября 2011 года под руководством Таранцевой Е.Е.Так как вылезли на перевал только к обеду, то спуск перенесли на утро следующего дня. Во второй половине дня в планах было повесить веревку. Но после обеда погода стала заметно портиться. Видимость резко уменьшилась, подул сильный ветер, понемногу пошёл снег.
Фото №50. Обход верхней ступени ледопада Долгожданный.
Фото №51. Верхняя ступень ледопада.
Фото №52. Вид на седловину перевала Долгожданный с ледника Долгожданный.
Фото №53. Провешивание верёвки через бергшрунд.
Фото №54. Вид на ледник Толстого с седловины перевала Долгожданный.
Фото №55. Группа на перевале Долгожданный.
С утра погода не улучшилась, решили наблюдать за погодой и, в случае улучшения, начинать спуск. Во второй половине дня туман стал совсем плотный, видимость 30-50 метров. Спуск перенесли на следующий день.
Ещё с ночи погода резко ухудшилась. Ветер стал ураганным. На ногах было трудно стоять, в сторону ветра смотреть было просто невозможно. Повалил снегопад. Ночью соорудили стенку из камней.В течение дня погода такая же, из-за метели видимости нет совсем.
В предыдущий день стенка из камней нам неплохо помогала, но за сутки снегопада, уровень снега поднялся выше уровня стенки. И ещё с ночи нас опять стало активно засыпать снегом. Приходилось каждые 2-3 часа выходить одному из участников и откапывать палатку.
С утра погода улучшилась ровно настолько, чтобы можно было безопасно спускаться с перевала с не определяющей стороны. Поскольку мы растеряли все запасные дни, то я уже и не рассматривал вариант прохождения маршрута по основному пути с выходом через долину Каравшин. А спуск через таджикский анклав (Ворух) я даже и не планировал, из-за больших проблем с пограничниками. В итоге нам ничего не оставалась делать, кроме как выходить по самому короткому пути, через долину Калай-Махмуд (в точку, откуда мы начинали наш маршрут). Нам предстояло пройти перевалы Щуровского, Двойной и Курдактыр. Поскольку на выход из района время было, то мы решили радиально подняться на запасной перевал – Академика Королёва (2Б*). И в этот день мы просто подошли под него. Поставили лагерь и провели разведку.
Фото №56. Вид на перевал Академика Королёва с ледника Долгожданный.
Выход в 05.20. Связками выходим на перевал Академика Королёва (фото №56). При выходе выше зоны гигантских разломов, лавинная обстановка стала крайне опасной. На склонах лежала «доска», под ней 0,5-0,6 метра снега в виде шариков, ступени не формировались. Приняли решение – отступить. Спустились до лагеря, собрали палатки и дошли в этот день до озера под нижней ступенью ледопада Долгожданный. Т.к. время было, устроили полудневку на чудных стоянках вблизи озера. Расклад времени на прохождение перевала Долгожданный.
Выводы и рекомендации: перевал Долгожданный – в нашем случае полностью оправдал своё название! Не рекомендую ставить палатки на хороших осыпных площадках прямо на перевале. Лучше, где-нибудь под бергшрундом, или хотя бы на снежной полке перед седловиной. Так как есть подозрение, что на самой седловине «труба» (постоянный сильный ветер). Радиальный подъём на перевал с не определяющей стороны соответствует – простой 2А. Перевал Щуровского. Категория трудности – 1Б, высота – 4363м/4353м по GPS, координаты: N39° 36.204 E70° 37.671Подробное описание дано в пункте 7.5. Привожу расклад времени, на прохождение перевала в обратном направлении. Расклад времени на прохождение перевала Щуровского (в обратном направлении).
Перевал Двойной. Категория трудности – 1А, высота – 4100м/4079м по GPS, координаты: N39° 41.098 E70° 42.887Подробное описание дано в пункте 7.2. и 7.4. Привожу расклад времени, на прохождение перевала в обратном направлении. Расклад времени на прохождение перевала Двойной (в обратном направление).
Перевал Курдактыр. Категория трудности – н/к, высота – 3200м/3278м по GPS, координаты: N39° 41.689 E70° 45.797Подробное описание дано в пункте 7.1. Привожурасклад времени, на прохождение перевала в обратном направлении. Расклад времени на прохождение перевала Курдактыр (в обратном направлении).
Материальное обеспечение группы. Финансовые расходы.
Записки, снятые с перевалов
Перевал Двойной
Перевал Спартак
Перевал Довгулевич-Райгородского
Перевал Щуровского
Перевал Долгожданный
Заключение Заявлялся маршрут 5 к.с., в итоге был пройден маршрут 4 с эл. 5 к.с. Мы прошли один перевал категории 3А, один – 2Б, один – 2А, один – 1Б, один – 1А.В целом, на протяжении похода погода была плохая. Небо затянуто тучами, постоянно моросил дождь или шёл снег. Ключевым моментом в походе стала 4-х дневная отсидка на перевале Долгожданный, из-за ураганного ветра, метели и отсутствия видимости. Нами были потеряны все запасные дни, и ничего не оставалось, как отступать по наиболее короткому и фактически единственному варианту выхода. Сход с маршрута через таджикский анклав я не рассматривал, т.к. по опыту других групп, мы получили бы много проблем. Нам бы пришлось потратить много денег и кучу нервов.Независимо от сложностей на маршруте, район нам очень понравился. Перевалы весьма разнообразны и техничны. Можно встретить перевалы как скальные, так и ледовые, и снежные. Встречаются интересные для прохождения ледопады. Район прекрасно подходит для походов 5 категории сложности, так как есть огромное множество перевалов категории 3А. Поход 4 к.с. можно так же организовать, но выбор возможных путей будет не такой богатый. А вот поход 6 к.с., при большом количестве перевалов 3Б, организовать целая проблема. Поскольку почти все перевалы 3Б скальные и весьма опасные. К относительно безопасным перевалам категории 3Б я могу отнести: пер. Ак-Терек, Утрен и Суровый. С походами 1-3 к.с. в этом районе делать нечего!Немного статистики: средняя высота ночевок – 3663 м. Среднее ЧХВ за день – 5 часов 50 минут. Из 22 дней похода, 9 ночевок были на снегу. Участники команды получили хорошую высотную, техническую, тактическую и психологическую подготовку. Список используемых источников Интернет ресурсы: долина Калай-Махмуд< http://tlib.ru/doc.aspx?id=29883&page=1Максимов 1968 http://tlib.ru/doc.aspx?id=39517&page=1 Бабурченков 1979 http://tlib.ru/doc.aspx?id=40301&page=1 Суриков 1985 http://tlib.ru/doc.aspx?id=39173&page=1 Волошин 1990 http://tlib.ru/doc.aspx?id=37916&page=1 Коптяев 1990 перевал Курдактыр (н/к, 3278) http://tlib.ru/doc.aspx?id=35810&page=1Костин 1987 перевал Двойной (1А, 4079) http://tlib.ru/doc.aspx?id=35845&page=1 Степанов 1976 http://tlib.ru/doc.aspx?id=35802&page=1 Хасдан 1987 http://tlib.ru/doc.aspx?id=40299&page=1 Александров 1988 http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4324Монсар 2008 перевал Спартак (2Б, 4393) http://tlib.ru/doc.aspx?id=31052&page=1Демин 1973 http://tlib.ru/doc.aspx?id=32519&page=1 Филиппов 1979 http://tlib.ru/doc.aspx?id=36883&page=1 Воронов 1984 http://tlib.ru/doc.aspx?id=40301&page=1 Суриков 1985 перевал Довгулевич-Райгородского (3А, 4889) http://tlib.ru/doc.aspx?id=39219&page=1 Регэций 1987 http://tlib.ru/doc.aspx?id=39634&page=1 Мартынов 1990 перевал Щуровского (1Б, 4353) http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4324 Монсар 2008 http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2010sm4/schurovskogo.html Мукаилов 2010 http://westra.ru/reports/pamiroalaj/m14krv4.html Кривонос 2014перевал Долгожданный (3А, 4716) http://tlib.ru/doc.aspx?id=39497&page=1 Будников 1978 http://tlib.ru/doc.aspx?id=35810&page=1Костин 1987 http://tlib.ru/doc.aspx?id=35802&page=1 Хасдан 1987 http://tlib.ru/doc.aspx?id=40299&page=1 Александров 1988 http://tlib.ru/doc.aspx?id=40752&page=1 Таранцева 2011 КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||