Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Дмитрий Карпов.г. Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 4 к.с. с эл. 5 к.с. по Памиро-Алаю совершённом с 24 июля по 12 августа 2017 года.

Справочные сведения

Проводящая организация – Петроградский клуб туристов, г. Санкт- Петербург, Каменноостровский пр. 42 (ДК им. Ленсовета, комната 408, 4 этаж).

Место проведения – республика Киргизия, Памиро-Алай, Матчинский горный узел, Туркестанский хребет, район р. Каравшин.

Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Общая продолжительность, дней

Сроки проведения

Горный

Четвертая

152

19

24.07.17-12.08.17

Всего ЛП – 6

Из них: 3А-1 2Б-1 2А-3 1Б-1

Маршрут заявленный:

Г.Ош - ур.Сары-Яз (авто) - перевал Сары-Джаз( 3000м,н.к.) - д.р. Каравшин - д.р. Ак-Суу - л.Ак-Суу - п. Аксу-Рама(4500м,1Б) – л. Преображенского - п.60 лет СССР(4500м,2Б) - л. Джаупая - д.р.Джаупая -д.р. Каравшин-д.р. Кара-Суу - л. Асан-Усен - п. Вадиф Западный(4670м,3А) - пик Пирамидальный (5509м,3А,рад.) - л.Суфтаир - п.Визбора (4300,2А) – п. Тро-Ложный(4620м,2Б) – д.р. Тро – л.Тро – п.Тро-Блок 2(4700м, 3А) - д.р. Дукенек – п. Александра Блока (4500м,2А) – д.р. Ак-тюбек –п. Москальцева(4700м, 2А) - л.Ак-Суу – л. Ак-Суу - д.р. Ак-Су-д.р. Ак –Мечеть - пос. Озгерюш - г. Ош.

Маршрут пройденный

г.Ош – ур.Сары-Яз (авто) – перевал Сары-Яз (3000 м, н/к) – д.р.Каравшин – д.р. Ак-Суу – л.Ак-Суу – п.Аксу-Рама(4500 м,1Б) – л.Преображенского – п.60 лет СССР (4500 м, 2Б) – л.Джаупая – д.р.Джаупая – д.р.Каравшин – д.р.Кара-Суу – л.Асан-Усен – п.Вадиф Западный(4800 м,3А) – л.Западный Вадиф – п.Визбора (4500, 2А) – л.Дукенек – п.ДДТ (4600м, 2А) – л.Ак-Тюбек – п.Москальцева (4700 м, 2А) – л.Ак-Суу – л.Ак-Суу – д.р.Ак- Су – д.р.Ак-Мечеть – пос.Озгерюш – г. Ош.

Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Название

Категория трудности

Высота, м

Характеристика препятствия

перевал

Аксу-Рама

4500

Снежно-осыпной

перевал

60 лет СССР Западный

4500

Снежно-ледовый

перевал

Вадиф Западный

4800

Снежно-ледово- осыпной

перевал

Визбора

4500

Снежно-ледово- осыпной

перевал

ДДТ

4600

Снежно-ледово- осыпной

перевал

Москальцева

4700

Снежно-осыпной

Сведения об участниках

№ п/ п

Фамилия, имя, отчество

Год рожде ния

Туристский опыт (у-участник, р- руководитель.)

Обязанности в группе

1

Карпов Дмитрий Валерьевич

1975

Кавказ 6 к.с. – У Тянь-Шань 5 к.с. – Р

Руководитель

2

Шалденков Юрий Анатольевич

1965

Кавказ 5 к.с -У

Оформление документов

3

Иванов Сергей Васильевич

1948

Кавказ 6 к.с. – У

Кавказ 4 к.с. – Р

Реммастер

4

Сидоров Александр Витальевич

1970

Кавказ 6 к.с. - У

Завхоз, фотограф

5

Хилькевич Евгений Михайлович

1986

Тянь-Шань 4 к.с.- У

Ответственный за специальное снаряжение, врач

6

Ваглаотс Светлана Викторовна

1975

Тянь-Шань 3 к.с. -У

Трансфер

7

Вишняков Игорь Юрьевич

1974

Памиро-Алай 3 к.с.- У

Ответственный за снаряжение

8

Паньшин Семен Сергеевич

1987

Кавказ 3 к.с.-У, 1 альп. разряд

Логист

Содержание отчета.

Везде далее по тексту:

Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено.

Высоты ночевок в таблице даны по навигатору.

Сокращения:

л.-ледник, п.-перевал, д.р – долина реки.

в.- вершина, закр.- закрытый, откр.- открытый, рад. – радиально.

Отчет хранится в библиотеке ПКТ г. Санкт-Петербурга Электронная версия на сайтах: www.pkt-club.ru www.tlib.ru

Основные цели и

Район был выбран по причине хорошей транспортной доступности, а также дешевым билетам из Москвы до города Ош. Основной целью похода было пройти красивый и интересный маршрут пятой категории сложности с разнообразными техническими препятствиями и посмотреть этот редкопосещяемый район. Также приятным дополнением представлялась хорошая погода. Поход организовался с целью повышения квалификации участников, а также с целью повысить высотный опыт и участие в чемпионате России по спортивному туризму.

В процессе подготовки и проведения похода решались задачи закрепления навыков, полученных в походах 3-4 категорий и дальнейшее освоение приемов технической работы на всех видах рельефа, отработки взаимодействия команды при преодолении сложных перевалов, получения участниками высотного опыта и навыков правильной акклиматизации, тактической подготовки группы.

Организация похода.

До города Ош добирались самолетом. Билеты покупали заранее (в декабре). Продукты купили в Оше в магазинах. Цены как у нас. С собой из Санкт-Петербурга привезли только сушеное мясо и сухари. Бензин для горелок также купили на месте, очистив силикагелем (чайная ложка на 1 литр бензина). Деньги поменяли в Оше в обменнике.

Двое участников прилетели на сутки раньше основной группы и занимались закупкой продуктов. В Оше размещались в гостевом домике Ак-Сай Трэвел (ул.Бокомбаева д.51), там же паковали продукты на первую часть похода. Заезд от Оша до начала маршрута достаточно прост: основная часть дороги - асфальтированное шоссе. В городе Баткен (центр Баткенской области) забрали ранее заказанные пропуска в погранзону. Затем по грунтовой дороге в точку начала маршрута к кошам в урочище Сары-Яз под н/к пер. Сары-Яз. Здесь на месте уже договорились об организации заброски по долине реки Каравшин до слияния рек Ак-Суу и Кара-Суу. Взяли 3 ослов.

Машины были заказаны заранее, накладок не было, благодаря четким предварительным договоренностям с фирмой и качественному исполнению обязательств со стороны "Batken Travel Service" и лично Жунусбеку Каразакову.

Координаты турфирмы:

9 Engels str., Batken city Kyrgyzstan, "Batken Travel Service" Tel: +996 772776691, +996 552776691

E-mail: batkentravelservice@gmail.com

Все расчеты с фирмой велись в евро и долларах. После окончания похода нас отвезли обратно в гостевой домик в Оше, в котором мы оставались еще один день. Затем доставили в аэропорт прямо к самолету. Никаких проблем с заездом-выездом, местным населением и властями у нас не было.

Страховки были оформлены в компании “Ресо-гарантия”. Имеется большой положительный опыт использования страховок этой фирмы не только нами, но и другими туристами.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы с маршрута возможны по долинам рек северной стороны Туркестанского хребта до урочища Сары-Яз или до поселка Озгерюш, где уже есть мобильная связь и доступен автомобильный транспорт. Время выхода около двух суток. Аварийные выходы с южной части хребта затруднен в связи с тем, что ледники и долины рек достаточно крутые и сопряжены с резким и значительным сбросом высоты, техничеки непростые, а также спуск осуществляется на территорию другого государства.

Запасные варианты движения:

  1. По д.р.Джаупая, д.р.Ак-суу, д.р.Кара-Суу, д.р.Каравшин через п.Сары-Яз (3000 м,н/к)
  2. в урощище Сыры-Яз
  3. -или по д.р. Меши в пос. Озгерюш.
  4. По д.р.Дукенек, д.р.Ак-тюбек, д.р.Орто-Чашма – вверх по д.р. Джалыгач через п.Кашкасу (3770м, 1А) в пос.Озгерюш.

Изменения маршрута и их причины.

Группа отказалась от радиального восхождения на пик Пирамидальный (5509м,3А,рад) по причине отставания от графика и недостатка времени. Также не были пройдены перевал Тро-Ложный(4620м,2Б) по соображениям безопасности и перевал Тро-Блок 2(4700м, 3А) по причине высокой технической сложности и недостатка времени.

График движения.

День

Дата

Участок пути

Км

Ходо вое врем я

Набор высоты

Характер пути

Погода

1

24.07

Урочище Сары- Яз-п.Сары-Яз- д.р. Каравшин

15

+300

- 1400

тропа

солнечно

2

25.07

вверх по д.р. Каравшин

12

10ч

+300

тропа

солнечно

3

26.07

Д.р. Каравшин - д.р. Ак-Суу.

12

13ч

+300

тропа

солнечно

4

27.07

Д.р. Ак-Суу - л.Ак-Суу

10

10ч

+400

тропа, морена ледника

солнечно

5

28.07

л. Ак-Суу- подход под п. Аксу-Рама

5

+500

морена

солнечно

6

29.07

л. Ак-Суу -п. Аксу-Рама-л. Преображенског о - п. 60 лет СССР - л. Джаупая

4

13ч

+400

-500

Осыпь, закр.ледн., сн-л склон, 400 м перил, закр.ледн., отк.ледн.

солнечно

7

30.07

л. Джаупая - д. р. Джаупая – д.р. Ак-Суу

18

+100

-500

откр л., морена, тропа

солнечно

8

31.07

д.р. Ак-Суу — переправа через р. Ак-Суу

3

+200

тропа

солнечно

9

01.08

д.р. Ак-суу –д.р. Кара-суу – л. Асан-Усен

12

11ч

+1000

тропа, морена

солнечно

10

02.08

л. Асан-Усен - подход под перевал Вадиф Западный

8

6ч30 мин

+900

морена, откр.ледник

пасмурно, дождь

11

03.08

Дневка

0

0

0

дождь, снег, туман

12

04.08

Перевальный взлет перевала Вадиф Западный

2

10ч

+400

откр.ледн, сн-л склон,400 м перил

ясно

13

05.08

Перевал Вадиф Западный - ледник Вадиф Западный

5

8ч30

мин

+100

-300

сн-л склон 100 м перил, осыпь, закр.ледн

солнечно

14

06.08

Перевал Визбора - ледник Дукенек

5

10ч3

0мин

+200

-500

осыпь, сн склон 100 м перил, закр.ледн, сн-л склон 150 м перил, откр.ледн, морена

солнечно

15

07.08

л. Дукенек-д. р. Дукенек-подход под пер. Тро- Блок 2

6

+700

-500

откр л., морена

солнечно

16

08.08

Перевал ДДТ - л. Ак-Тюбек

4

+500

-200

откр л., осыпь, лед. склон 150 м перил, закр. ледник, морена

солнечно

17

09.08

л.Ак-Тюбек - перевал Москальцева- д.р. Ак-Суу

6

10ч

+400

-700

осыпь, закр.ледн., ледопад, откр.ледн., морена

солнечно, потом пасмурно, дождь

18

10.08

ледн. Аксу – д. р. Ак-Су

11

-1450

морена, тропа, грун.дорога

солнечно

19

11.08

д. р. Аксу - поселок Озгерюшь

14

-400

грун.дорога

солнечно

Краткая характеристика района путешествия.

Горный узел Матча является одним из наиболее мощных и обширных центров оледенения в громадной горной системе Памиро-Алая. Здесь Алайский хребет разветвляется на Туркестанский и Зеравшанский. Все три хребта, вытянувшиеся в широтном направлении, поднимаются здесь почти до 4800 м над уровнем моря. Многочисленные вершины превышают высоту 5000 м. Высочайшая из них — пик Скалистый (5621 м). В районе стыка Туркестанского и Зеравшанского хребтов расположился огромный, даже по памирским масштабам, Зеравшанский ледник длиною 25 км, из которого вытекает река Зеравшан, в верхнем течении носящая имя Матча. Территория горного узла обширна. Площадь только его высокогорной части – около 10000 км2.

В административном отношении Матчинский горный узел к северу от Туркестанского и Алайского хребтов находится на территории Киргизии, к югу — Таджикистана. В северной части узла бассейны рек Исфара и Сох относятся соответственно к Таджикистану и Узбекистану.

Схематически горный узел Матча имеет форму овала. В центре лежит Зеравшанский ледник с многочисленными притоками. С севера узел ограничен долиной реки Каравшин и широкой долиной реки Исфара, с юга — долиной реки Сурхоб, с запада — верховьями долины Зеравшан, а с востока — долиной реки Сох и ее истоками.

Матчинский горный узел можно разделить на следующие участки: Туркестанский хребет с окрестностями, восточнее на той же широте располагается массив Ак-Терек, южнее Ак- Терека — Алайский хребет с окрестностями, западнее на той же широте располагается Зеравшанский хребет с окрестностями, южнее — массив Ак-Таш (восточный участок Каратегинского хребта). Ледники располагаются равномерно, но все-таки наибольшая их часть приходится на северные и южные склоны Туркестанского хребта.

Основу северного горного района составляет Туркестанский хребет, имеющий на значительном протяжении высоту более 4000 м. Самая высокая вершина - пик Пирамидальный (5510 м). Площадь оледенения всего северного горного района значительна.

Гребни и вершины Туркестанского хребта лежат в зоне вечного снега, граница которой на северном склоне проходит на высоте 3500-4000 м, а на южном, из-за сухости климата, несколько выше.

Хребет сложен преимущественно кремнистыми и глинистыми сланцами, песчаниками, известняками, в восточной части встречаются мрамор, гранит, габбро.

Ледники и снежники района питают многочисленные реки. Те, что текут с северного склона (Кшемыш, Джиптык, Минтэке, Каратура, Тамынген, Джаупая, Уртачашма и Каравшин) принадлежат бассейну Исфары, а с южного - бассейну Зеравшана. Их глубокие долины расчленяют северный склон огромного Туркестанского хребта на вытянутые в меридиональном направлении отроги.

Северный склон Туркестанского хребта, обращенный к Ферганской долине, длиннее и положе южного. Туристы, спускаясь по нему, могут увидеть здесь все разнообразие природы гор. Наверху (выше 3500 м) господствует скалистая снежная пустыня. Ниже располагается альпийский пояс.

На северном склоне хребта сосредоточены ледники: Кшемыш, Щуровского, Минтэке, Каратура, Тамынген, Джаупая и др. Почти все они сползают в глубокие ущелья до границы леса. Разделяющие их скальные гребни с вершинами-пятитысячниками причудливо украшены висячими ледниками и заснеженными каньонами. К северу остроконечные пики и острые гребни склона сменяются сглаженными куполами и мягкими, округлой формы, гребнями предгорий.

Южный склон в противоположность северному крутой, короткий, сильно рассеченный. Между скалистыми, почти отвесными стенами гребней, увенчанными многочисленными каровыми и висячими ледниками, среди пятитысячных вершин располагаются ледники: Мир-Амин, Скачкова, Толстого, Фарахноу, Рама и др. Поверхность ледников, особенно в местах слияния их с телом Зеравшанского ледника, покрыта обломочным материалом.

Повсюду серые скалы и унылые щебневые осыпи. Однако даже здесь, среди диких и безжизненных камней, есть полоски зеленых лужаек с яркими альпийскими цветами и отдельными кустарниками арчи.

Туркестанский хребет район с традиционно устойчивой погодой в июле-августе. Район оказался теплым и зеленым. В долинах растут замечательные густые и высокие арчевые леса. В последние годы снежно-ледовые участки сильно подтаяли, так что многие описание прошлых лет устарели. Это касается как северных, так и южных пригребневых участков маршрута. В районе встречаются практически все типы скальных пород, начиная от монолитных гранитов, сланцевых пород, и кончая известняками. Цирки ледников (преимущественно Туркестанского типа, питаемые в основном зимними лавинами) расположены на значительной высоте, более 4000 м. При этом перепады высот от ледников до линий хребта не такие большие, как правило, менее 800 - 1000 м. Нитки маршрутов могут быть построены на существенной высоте, без продолжительных спусков в долины, поэтому следует грамотно предусматривать процесс акклиматизации в начале маршрута.

Но, пожалуй, главное, чем примечателен район Туркестанского хребта, так это выходом на поверхность земли мощных гранитных массивов. Причем не повсеместно, а перемежаясь с участками более разрушенных скальных пород. Альпинисты давно уже облюбовали для себя этот уникальный стенной район, называя его Киргизским Каракорумом. Однако в туристском плане эти гранитные массивы пользуются куда меньшей популярностью.

Каравшин - уникальный в своем роде горный район. Подобных ему на карте мира можно пересчитать по пальцам. Его специфичность в огромном количестве монолитных вертикальных стен с перепадом высот в более чем 1000 м, так называемых "больших стен" или "big wall". Несмотря на свою уникальность, Каравшин долгое время оставался неизвестным. Его освоение было начато только в конце 80-х годов прошлого века.

Причина этому - труднодоступность и закрытость (приграничная территория). После падения железного занавеса о районе узнало мировое альпинистское сообщество и с тех пор Каравшин - место, куда каждый год приезжает альпинистская и скалолазная элита не только бывшего СССР, но и всего мира.

Политически район разделён между Таджикистаном и Киргизией, граница проходит по Туркестанскому и Алайскому хребтам. Таким образом, большая часть оказывается на территории Таджикистана, а северные отроги вышеуказанных хребтов – Киргизии.

Законных способов пересечения границы не существует, долины с обеих сторон перекрыты заставами. Это значительно уменьшает разнообразие возможных маршрутов.

Лучшее время путешествий в горах Матчи – с конца июля по сентябрь включительно. В этот период непогода во всём районе редка. В Матчинском горном узле большой познавательный и спортивный интерес представляют маршруты 4-6 категорий сложности.

Техническое описание маршрута.

Подходы:

Из Оша до районного центра г. Баткент ведет хороший асфальт. В Баткенте встретились с представителями принимающей турфирмы, расплатились и получили погранпропуска (на маршруте их никто не проверял). Пересели в другой микроавтобус, который, по словам водителя «не жалко» и сначала по хорошей грунтовке, затем по проселку к 17.00 без приключений добрались до урочища Сары-Яз. Договорились по поводу доставки груза ишаками с пастухами и встали на ночлег. Высота 2400м.

Заброска:

От урочища Сары-Яз через п. Сары-Яз. по долине р. Каравшин до до коша на слиянии рек Аксу и Каравшин наняли погонщиков с тремя ишаками. В коше оставили заброску.

День первый. 24 июля 2017г.

Урочище Сары-Яз-п.Сары-Яз (2800м,н/к)-д.р. Каравшин.

Выход: 10.10

Время движения: 10.10-19.00

Обед: 15.10-17.00.

Отдали часть груза погонщикам и в 10.10 по тропе начали подъем на перевал Сары-Яз (фото1). В 11.00 мы на перевале (фото2,3). Сняли записку турклуба «Веста» из Москвы от

2014 года. Высота 2850 м. по навигатору. В 11.25 начинаем спуск в д.р. Каравшин. По тропе траверсируем левый борт долины, затем переваливаем влево, через контрфорс (фото4) и, резко сбрасывая высоту, подходим к р. Каравшин. Вода в реке мутная и несет много песка и глины. Высота 1400м. Обед. После обеда продолжаем движение вверх по левому берегу реки Каравшин по тропе. Через некоторое время подходим к мосту на другую сторону реки. Основная тропа шла через него, но сейчас выше по течению мост смыт. Поэтому в этом году этот участок пути (до урочища Меши) все ходят по левому берегу. В 19.00 встаем на ночлег у небольшого ручья, впадающего в р. Каравшин.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

300

1400

15

День второй. 25 июля 2017 г.

Движение вверх по д.р. Каравшин. Время движения: 8.30-18.30.

Обед: 13.00-15.00.

В 8.30 вышли со стоянки и продолжили движение по тропе. Тропа плохая, перед урочищем Меши забирается высоко верх по осыпному склону, обходя прижим .Внизу видны остатки смытого моста. В 10.00 дошли до урочища Меши, где ночевали наши погонщики. В ручье Меши вода чистая. По берегам растут деревья. Место хорошее как для обеда, так и для ночлега. Выше урочища бывшая погранзастава с вертолетной площадкой и отрытыми стрелковыми ячейками. Все заброшено (фото5). Выше заставы по мосту переходим на правый берег р. Каравшин. Через час хода другой мост. Возвращаемся на левый берег. По мосту переходим р. Ртачашма. Далее тропа смыта селем. Проходим это место по воде, а наши погонщики с ослами поднимаются высоко по склону. В 13.00 обед. После обеда по нормальной тропе доходим до места слияния рек Киндык и Каравшин.

Через р. Каравшин здесь мост для захода в д.р. Киндык. Мост не переходим, движемся дальше по левому берегу. Через полтора километра тропа по мосту переходит на правый берег р. Каравшин. Это мост - последний. Выше по течению мостов нет. Тропа во многих местах на протяжении последующих двух километров смыта селями. В 18.30 подходим к высокому скальному прижиму. Здесь и ночуем.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

300

0

12

День третий. 26 июля 2017 г.

Д.р. Каравшин - д.р. Ак-Суу.

Время движения: 07.40-20.20

Обед: 12.30-15.00.

Выход в 7.40. По слабо натоптанной тропе серпантином набираем метров 100 по высоте. Траверсируем прижим по верху и опять спускаемся к реке (фото 6). Дальше на всем протяжении тропа хорошая. Доходим до слияния рек Ак-Суу и Каравшин. На правом берегу р. Ак-Суу кош. Здесь нас уже ждут наши погонщики. Расплачиваемся с ними, оставляем заброску в коше, перепаковываем вещи, обедаем. После обеда движемся по тропе по правому берегу р. Ак-Суу и в 20.00 встаем на ночлег у ручья с чистой водой, стекающего с борта долины.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

300

0

12

День четвертый. 27 июля 2017 г.

Д.р. Ак-Суу - л. Ак-Суу.

Время движения: 8.20-18.20.

Обед: 13.20-15.20.

По тропе вдоль правого берега р. Ак-Суу подходим под скальный массив пика Слесова (фото7). Под пиком кош, где можно купить айран и лепешки. Чуть далее лагерь альпинистский лагерь турфирмы Аксай-Тревел. Стоит десяток палаток. Двигаясь по моренным валам вдоль правого борта долины поднялись на л. Ак-Суу (фото8). Здесь тропа заканчивается. Нижняя часть ледника закрыта моренным чехлом. Немного проходим по леднику и в 18.20 встаем на ночлег (фото 9).

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

400

0

10

День пятый. 28 июля 2017г.

л. Ак-Суу- подход под п. Аксу-Рама (4500м,1Б).

Время движения: 8.10-16.20.

Обед: 12.40-15.20.

Вдоль правого борта долины сначала по моренным валам, потом по пологому льду подходим под перевальный взлет п. Аксу-Рама (фото10). Ночлег на старой морене правого борта долины.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

500

0

5

День шестой. 29 июля 2017 г.

Л. Ак-Суу — п. Аксу-Рама (4500м,1Б) — л. Преображенского- п. 60 лет СССР(4500 м,2Б) — л. Джаупая.

Время движения: 6.30- 19.45.

Обед: 13.00- перекус

Вышли и по крутой осыпи до 30 градусов к 12.05 поднялись на п. Аксу-Рама (фото11,12). Перевальная седловина широкая, осыпная.(4500м,1Б). Сняли записку группы из Украины от 2015 года. Одели обвязки, кошки и в связках двинулись по пологому закрытому л.

Преображенского в сторону п. 60 лет СССР. По пути заглянули на п. Джаупая (4500м,2А), местоположение которого указано неверно. Перевал ведет не с л. Ак-Суу (как на карте) а с л. Преображенского в д.р. Джаупая. Спуск с перевала Джаупая в сторону л. Джаупая представляет из себя сильно разрушенные скалы и истаявший ледник. Довольно камнеопасно. Продолжили путь в сторону п. 60 лет СССР. В 13.00 мы на перевале (фото 13,14). Перевальный взлет со стороны л. Преображенского отсутствует. На спуск – широкий ледовый склон, перерезанный бергшрундами. Седловина осыпная. Тура нет.

Сложили тур и оставили записку. Перекусили и в 13.40 начали спуск в сторону л. Джаупая. С самой седловины до выполаживания провесили 400 м (8 веревок) перил. Самую первую веревку крепили на петле на камнях, остальные на льду на ледобурах. Последний участник спускался на буре-самовыверте. Спуск безопасный. Многочисленные трещины переходятся по мостам. Основная сложность – углядеть сверху эти самые мосты и найти участки, где можно дорыться до льда и сделать надежную станцию (кое-где снега довольно много). Хорошая, безопасная 2Б (фото 15). В 18.30 вышли на пологую часть ледника (фото 16,17,18). Дальше по закрытому, затем по открытому леднику к 19.45 дошли до моренных валов л. Джаупая, где и заночевали.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

400

500

4

День седьмой. 30 августа 2017 г.

Л. Джаупая — д. р. Джаупая – д.р. Ак-Суу

Время движения: 10.00-18.00.

Обед 13.00-15.30.

Двигаясь по центру л. Джаупая ,затем по моренным валам дошли до начала тропы вдоль правого берега р. Джаупая. По живописной долине, заросшей арчей (фото 19), довольно быстро спустились до р. Ак-Суу к нашей заброске. Где и заночевали.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

100

500

18

День восьмой. 31 августа 2017 г.

Д.р. Ак-Суу — переправа через р. Ак-Суу. Время движения: 05.00-14.30. Полудневка. Обед: 14.30-16.30.

Вышли затемно, чтобы по малой воде перейти р. Ак-Суу. Река большая, воды много, мостов нет. Поднимаясь вдоль правого берега Ак-Суу, подошли к месту, где на карте обозначен брод. Брод, очевидно, для лошадей. Решили тянуть навесную переправу чуть выше брода. Отправили трех человек с веревкой налегке наверх, искать где реку можно перейти. Такое место нашлось чуть ниже пика Слесова, где река разделяется на несколько рукавов. Где мы и перешли. Удивило то, что при переходе основной струи , несмотря на раннее утро (около 9.30) и очевидно удобное место (по колено), и первого и второго участников сбило с ног. По тропе левого берега за час дошли до основной группы. Затем примерно два часа заняла сама переправа (фото 20). На высоком правом берегу двойную веревку крепили за арчу. На левом за петлю на камне. К 14.00 переправились и решили в этот день никуда не идти. Поскольку при переправе вброд у пика Слесова у нашего фотографа промок фотоаппарат с объективом. А также телефон и деньги. Поэтому остаток дня занимались просушкой оптики. Полудневка.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

200

0

3

День девятый. 1 августа 2017 г.

Д.р. Ак-Суу –д.р. Кара-Суу – л. Асан-Усен.

Время движения: 7.20-18.20.

Обед: 12:00 — 16:00

Вышли в 7.20. По хорошей тропе вдоль правого берега поднялись в долину р. Кара-су. Долина очень живописная. Арчевый лес, знаменитые вершины 4810, Асан, Усен и замыкающий долину пик Пирамидальный (фото 21). В долине есть коши, в которых можно купить айран и лепешки. В 12.00 подошли к лагерю фирмы «Аксай-Тревел», расположенному под пиком Котина (фото 22). Здесь можно за 300-400 р. с человека заказать обед. Что мы и сделали. После обеда по тропе вдоль правого берега р. Кара-су поднялись на л. Асан-Усен, в нижней части закрытый моренным чехлом. Где и заночевали (фото 23,24). Высота 3300м.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

1000

0

12

День десятый. 2 августа 2017 г.

Ледник Асан-Усен - подход под перевал Вадиф Западный (4700м,3А).

Время движения: 7.20-16.20.

Обед: 12.20-13.50.

По левому борту, а затем по левому моренному карману л.Асан-Усен (фото 25) поднялись под ветвь пологого ледника, стекающего с перевала Вадиф Западный. По левой стороне ледника поднялись под перевальный взлет, где и заночевали на морене (фото 26). Высота 4200м.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

900

0

8

День одиннадцатый. 3 августа 2017 г. Дневка.

Ночью погода испортилась. Низкая облачность, туман и заряды мокрого снега. По причине отсутствия видимости сидим в лагере.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

0

0

0

День двенадцатый. 4 августа 2017 г.

Перевальный взлет перевала Вадиф Западный(4700м,3А).

Время движения: 08.10 – 18.00. Обед: без обеда.

С утра погода оставалась неустойчивой. Поэтому вышли довольно поздно. В 8.10. Когда стало ясно, что погода идет на улучшение. По пологому открытому леднику подошли под перевальный взлет, который представляет собой широкий ледовый склон крутизной 30-40 градусов, практически без трещин. Начали вешать перила, придерживаясь центральной, наиболее безопасной части склона. Первый участник шел с ледовыми инструментами и облегченным рюкзаком. Провесили 400м (8 веревок) перил, с закреплением на ледобурах. Снизу казалось, что перед самой верхней, наиболее крутой частью взлета есть пологое плато. Оказалось, что в этом месте ледник разорван огромным бергшрундтом (фото 27), снизу не просматриваемым. Когда мы подошли под него, сел туман, видимость пропала и поэтому в 17.30 мы встали на ночевку в большой удобной снежной мульде под бергом. Высота 4600м.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

400

0

2

День тринадцатый. 5 августа 2017 г.

Перевал Вадиф Западный(4700м,3А) - ледник Вадиф Западный.

Время движения: 07.30-16.00.

Обед: 16.00-17.30.

С утра по хорошим снежным мостам слева по ходу перешли в связках берг и подошли под самый крутой (до 60 градусов) участок перевального взлета (фото28). До седловины провесили 100 м (2 веревки) перил с закреплением на ледобурах. Лидер шел с ледовыми инструментами без рюкзака (потом спускался за ним). К 13.00 все поднялись на скальную седловину перевала Вадиф Западный (4700м,3А) (фото 29,30). Сняли записку группы из Москвы от 2015 г. Далее по маршруту у нас было запланировано восхождение на пик Пирамидальный (5509м,3А, радиально). Непосредственно с перевала подхода под вершину нет (или есть, но через довольно сложный скальный участок гребня). Спуск на л. Вадиф Западный в обход скального участка, последующий подъем на 4900м под начало восхождения под пик Пирамидальный, само восхождение (два дня) и спуск под перевал Визбора заняло бы у нашей группы примерно три дня. Поэтому запланированное ранее восхождение на пик Пирамидальный решили отменить по причине отставания от графика. Поэтому по крупной осыпи, затем по пологому леднику Вадиф Западный мы спустились вниз (фото 31) и к 16.00 встали на ночевку под перевалом Визбора (фото 32). Пройденный нами перевал Вадиф Западный резко односторонний и на наш взгляд ближе к крепкой 2Б чем к 3А. А пик Пирамидальный, напротив, недооценен. Восхождение со стороны перевала Вадиф Западный, учитывая двухдневный его характер, фактически от траверса ничем не отличается и тянет на хорошие 3Б, а не на 3А, как было заявлено.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

100

300

5

День четырнадцатый. 6 августа 2017 г.

Перевал Визбора (4600м,2А) - ледник Дукенек. Время движения: 8.00-18.30.

Обед: без обеда.

Вышли в 8.00 и по некрутой некрупной осыпи к 9.30 поднялись на осыпную седловину перевала Визбора (4600м,2А) (фото 33,34). Сняли записку группы из Москвы от 2015 г. В 10.30 начали спуск. Траверсировали склон вправо и повесили вниз по снежному склону крутизной 40 градусов 100 м перил (2 веревки) с закреплением на ледорубах. Последний участник шел с нижней страховкой. Основную сложность представляло преодоление бергшрундта (фото 35) в конце второй перильной веревки. Берг был пересыпан не полностью, для последнего участника организовывали дополнительные точки страховки. После преодоления берга вышли на пологое снежно-ледовое плато по которому двинулись вниз в связках. Конец плато обрывается вниз ледопадом, в центральной части труднопроходимым. После разведки выяснили, что проходы есть по левому и по правому бортам. Решили идти справа, так как там положе и короче. Провесили на спуск еще 150м перил на ледобурах по снежно-ледовому склону крутизной в верхней части до 60 градусов (фото 36), далее около 30 градусов. Третья веревка вывела нас на нижнюю пологую ступень ледника, по которому мы спустились до его начала. Где в 18.30 и заночевали на моренных валах. Выбранный нами путь спуска с перевала не оптимален. С перевальной седловины надо вешать веревки прямо вниз. Там берг смыкается. И далее по левому борту ледника еще 3-4 веревки в обход ледопада. Так короче и быстрее (фото 37).

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

200

500

5

День пятнадцатый. 7 августа 2017 г.

Ледник Дукенек-долина р. Дукенек-подход под перевал Тро-Блок 2(4700м,3А).

Время движения: 9.20-17.30

Обед: 11.20 — 14.50.

По пологому открытому леднику, а затем по морене вдоль левого борта долины спустились до начала р. Дукенек, где и пообедали. Отсюда хорошо видна Дукенекская стена и наш следующий по маршруты перевал Тро Ложный (4620м,2Б) (фото 38), который находится в самой северной ее части. Описаний на этот перевал у нас не было. Ветвь ледника, ведущая на перевал Тро Ложный сильно потаяла, особенно в нижней части. И стало сильно камнеопасно. На данный момент прохождение этого перевала равнозначно траверсу Дукенекской стены и соответствует категории минимум 3А. Простых путей подъема там что-то не видно. И по времени долго. По этой причине от прохождения этого перевала мы отказались и решили уйти на запасной вариант. Попробовать пройти перевал Тро-Блок 2 (4700м,2Б) на подъем с последующим спуском через перевал Белый Парус (4700,2А). После обеда по старой морене, вдоль левого берега ручья, стекающего из-под перевала Тро-Блок 2(4700м,2Б), подошли под перевал и встали на ночевку на морене. Осмотр перевального взлета особого оптимизма не вселил (фото 39). Данный перевал был пройден первый раз в 2015 году вчетвером и представляет собой скальную стену высотой метров триста. По отчету, было провешено 12 веревок. Из них, очевидно, 7-8 простые идут по скальному кулуару, а последние 4-5 достаточно сложные траверсируют по полкам до седловины. Сама скала хорошая, плотная. Ничего не сыпет, не летит. На всем протяжении перевального взлета воды и мест под ночевки нет. При осмотре всего этого решили от прохождения перевала на подъем отказаться. Хотя в нашей группе и были сильные скалолазы (1 разряд по альпинизму с превышением) и соответствующее снаряжение, вся группа к такой сложной скальной работе была не готова и соответствующего опыта не имела. По словам наших альпинистов подняться мы поднимимся , но можем и на самолет опоздать. Данный путь подъема простым и логичным уж точно не назовешь. Хотя, учитывая общий недостаток перевалов в данном районе, может этот перевал ходить и будут. Но не мы. Поэтому завтра идем на перевал Александра Блока (4500м, 2А) (фото 40).

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

700

500

6

День шестнадцатый. 8 августа 2017 г.

Перевал ДДТ(4600м,2А) — л. Ак-Тюбек. Время движения: 8.00-17.00.

Обед: 12:30-14:00

По пологому открытому леднику подходим под перевальный взлет перевала А.Блока. Влет представляет собой крутую сыпь высотой метров 250-300.Подниматься по ней будет долго и утомительно. Вверх по леднику, метров на 500 ближе к вершине Блок просматривается еще одна седловина, с более коротким и пологим взлетом. Изучение фотографий показало, что спуск с нее на л. Ак-Тюбек тоже возможен. Имея запас свободного времени решили пройти ее. По открытому леднику в кошках подтянулись под начало перевального взлета (фото 41). Перевальный взлет имеет крутизну градусов 30 и с перепад высот до седловины метров 70-100м. Затем по крупноблочной морене и простым скалам за полчаса к 11.45 поднялись на седловину. Седловина скальная (фото 42,43). Можно поставить палатку, есть вода. Изначально перевал собирались назвать «Андрея Белого». Но оказалось, что мы тут не первые. На седловине обнаружился тур с запиской группы из Челябинска от 1996 г. о первопрохождении перевала ДДТ. Поэтому перевалу решили оставить название «перевал ДДТ». Пообедали. Пока готовился обед, провесили перила на спуск (фото 44). Общее направление спуска слева от скального останца, отделяющего данный перевал от перевала А. Блока. Спуск представляет собой крутой (до 50 градусов) ледовый склон (фото 45), внизу подрезанный бергшрундтом. Провесили 150 м перил (3 веревки) с закреплением на ледобурах. Последний участник шел на буре-самовыверте.

Берг легко преодолевается по снежным мостам. Третья перильная веревка вывела нас на пологую закрытую часть ледника ниже берга. Откуда мы в связках подошли под перевальный взлет перевала Москальцева (4700м,2А). Где в 17.00 встали на ночлег на боковой морене. Таким образом нами был пройден перевал ДДТ. Его техническая сложность оценена нами в 2А. Определяющая сторона северная. Крутой (до 50 градусов) ледовый склон протяженностью 150м. В общем, перевал в принципе такой же, как и А.Блока. Метров на 100 выше, с более пологим коротким и удобным на подъем осыпным южным и чуть более крутым, и длинным северным склонами.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

500

200

4

День семнадцатый. 9 августа 2017 г.

Л.Ак-Тюбек - перевал Москальцева(4700м,2А)-д.р. Ак-Суу.

Время движения: 7.40-17.20.

Обед с 14.15 до 16.30.

После завтрака начали нудный и утомительный подъем по осыпному склону вдоль левого борта долины на перевал Москальцева (4700м,2А). Со стороны л.Ак-Тюбек — это широкий осыпной участок гребня с несколькими седловинами (фото 46). Поскольку осыпь сильно едет под ногами, идем куда удобнее. Перевальный влет высотой метров 400, крутизной в среднем 25 градусов. По мелкой осыпи и разрушенным скалам к 10.30 поднялись на одну из многочисленных седловин перевала Москальцева (фото 47,48). Седловина широкая, осыпная. Воды нет. Тура не обнаружили. Очевидно, основная седловина осталась левее по ходу. Сложили тур, оставили записку. С перевала открывается величественный вид на Туркестанский хребет с пиками Ак-Суу, Адмиралтеец, Искандер. Южнее перевала возвышается громада пика Блока. В 11.00 начали спуск в д.р. Аксу. По мелкой осыпи спустились 300 метров до пологого закрытого ледника (фото 49). Обвязались, одели кошки. В связках пересекли ледовое плато, придерживаясь левой его части. После плато скальный останец делит ледник на две части. Правая ветвь — это ледопад сложностью 2Б. Левая ветвь это 2А (фото 50). В связках вдоль склона пика Блока по левой части ледника, по зоне сжатия без проблем преодолеваем ледопад. Он соответствует 2А. Трещин довольно много, но, если идти куда надо и не лезть куда не надо (к правому борту) все легко проходится. В 13.30 преодолеваем ледопад и по пологому открытому леднику доходим до начала морен, где и обедаем. Погода портится, идет дождь. После обеда вдоль правого борта ручья спускаемся до больших альпинистских стоянок над ледником Ак-Суу. Где в 16.30 встаем на ночлег в красивом живописном месте

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

400

700

6

День восемнадцатый. 10 августа 2017г

Ледник Аксу - долина реки Ак-Суу.

Время движения: 08.00-17.00.

Обед: 12.10-15.10.

По старой морене вдоль правого берега ручья спускаемся на правую боковую морену л. Аксу (фото 51). Здесь тоже большая стоянка с площадками и отсюда вниз в долину реки Аксу идет хорошая тропа, маркированная туриками. По тропе спускаемся вниз и по красивым альпийским лугам, а затем по арчевому лесу доходим до лагеря Аксай-Тревел. Заказать обед там не удается. Нет повара. Идем дальше. С 12 до 15 варим обед, отдыхаем и общаемся с местным населением (пастух). После обеда движемся дальше вниз. После одного из кошей тропа переходит в плохонькую дорогу. Двигаясь мимо многочисленных кошей в 17.00 встаем на ночлег у ручья, текущего из боковой долины (в самой р. Ак-Суу вода мутная).

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

0

1450

11

День девятнадцатый. 11 августа 2017г.

Долина реки Аксу - поселок Озгерюшь. Время движения 7.50-11.00.

После завтрака по дороге спустились в поселок Озгерюшь. Пообедали в гостевом домике Нуреддина. Затем в 13.00 за нами заехала машина и к 18.00 без приключений прибыли в город Ош. Остановились в гостинице ….Постирались, помылись. На следующий день погуляли по городу и ночным рейсом улетели в Москву.

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

Протяженность, км

0

400

14

Выводы и рекомендации.

Выводы:

За 19 ходовых дня нами были пройдены 5 категорийных перевалов, из них 3А – 1шт. перевалов 2Б – 1 шт. перевалов 2А-3 шт. Перевал Аксу-Рама(4500м,1Б) был пройден нами в связке с перевалом 60 лет СССР (4500м,2Б) и самостоятельным локальным препятствием не являлся. Длина пройденного маршрута с учетом коэффициента составила 152 км. Был пройден редко посещаемый перевал 60 лет СССР (4500м,2Б) и совершено второе прохождение перевала ДДТ (4700м,2А) и составлено их описание.

Недостаток информации по району а также его специфика (малое количество перевалов, длинные заходы и выходы из района, полноводные реки, плохие мосты и дороги, большие перепады высот, технически сложные перевалы) и небольшое количество ходовых дней не позволили составить оптимальный маршрут пятой категории. Еще на стадии планирования стало понятно, что маршрут в заявленном виде, скорее всего, пройти не удастся. Что и случилось. Погода нам в целом благоприятствовала. Однако мы потеряли два дня из-за незапланированной переправы и непогоды. Стремясь пройти пятерку мы отказались от долгого (2-3 дня) и технически сложного радиального восхождения на пик Пирамидальный (5509м, 3А)( восхождение на пик Пирамидальный скорее похоже на 3Б ,чем на 3А). А затем и перевал Тро-Блок 2 оказался для нас слишком сложным (перевал ли это вообще?). Поэтому пятерка не получилась. В целом поход получился технически и физически напряженным, эмоционально позитивным, соответствующим четвертой категории сложности.

Рекомендации:

  1. По нашему мнению заходить в район лучше через поселок Озгерюшь и д.р. Ак- Су (хорошая дорога и мосты, плавный набор высоты) а через урочище Сары-Яз лучше выходить. Заходя через Сары-Яз, мы долго тащились по жаре и плохим тропам на небольшой высоте около 1500 м, что нам ничего не дало в плане акклиматизации.
  2. При таком малом количестве снега и большом количестве крутого льда не лишними будут какие-либо ледовые инструменты (у нас были фирмы Griwel).
  3. Нами была взята в поход скороварка (китайского производства, купленная в Санкт-Петербурге за 1200 рублей). Использование скороварки полностью себя оправдало и привело к существенной экономии времени и бензина. Даже на большой высоте все продукты прекрасно разваривались. Еще мы активно использовали спутниковый телефон турайа. Также нам очень пригодилась солнечная батарея.

Смета похода

Приводим расценки на 2017 г.

  • трансфер г.Ош – ур.Сары-Яз - 250 евро на группу
  • трансфер Озгерюш - г.Ош - 250 евро на группу
  • гужевой транспорт: 50 евро лошадь/день(груз 60 кг), 30 евро осел/день (груз 30 кг), на месте договорились дешевле
  • погранпропуска 30 евро с человека
  • покупка продуктов 33 840 р.
  • аптечка 1 200 р.
  • рем.набор 1 000р.
  • покупка снаряжения 8 000р.
  • страхование на случай НС оформляли в страховой компании “РЕСО-Гарантия”, покрытие 35000 USD, стоимость 73 USD
  • проживание в гостевом доме (питание) 750 сом чел/сут
  • мобильная связь в горах отсутствует. Группа пользовалась спутниковым телефоном оператора «Thuraya»
  • прочие расходы 3 800 р.

Дополнительные сведения

Ремнабор

Включал в себя швейный набор (разной толщины и размера нитки, иглы стропы, резинки, лоскуты тканей), фурнитуру (в том числе два запасных самосброса для

поясника рюкзака), два вида клея, набор для ремонта ботинок и кошек, запчасти и ключ для мультитопливных горелок, напильник.Вес ремнабора – 0,9 кг

Продукты.

Раскладка на поход была составлена и собрана из расчета 600 г на человека в день на первые 5 дней акклиматизации, и по 650 г на человека в день на остальную часть похода.

В качестве основного блюда завтрака была молочная каша (рис, пшеничка, гречка, овсянка, пшено – все с сухим молоком).

Основное блюдо перекуса – суп, 30 г. на человека (куриный, борщ, горох, харчо, рассольник). В дополнение - колбаса (твердокопченая), сыр, сало, бекон. Орехи и сухофрукты. Восточные сладости, шоколад, леденцы.

Ужин: гречневая каша, макароны, рис, картофельное пюре. Все блюда на ужин готовились с сушеным мясом.

Масло использовали как растительное, так и сливочное (топленое).

Сухари по 3-4 штуки в день на каждого.

Чай, сахар кусковой, сладости к чаю – три раза в день. Приправы: кетчуп, майонез, аджига, перец черный и красный.

Литература

1.Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня. под ред. А. Джулия. – М.: «Прест», 2001.

2.Отчет о горном 6 к.с. по Памиро-Алаю (Туркестанский хребет) в 2015 И.Михалев,Москва.

3. Отчет о прохождении горного туристского спортивного маршрута 6-й категории сложности по Туркестанскому хребту (Матчинский горный узел), совершенном группой Челябинской области в период с 16 июля по 10 августа 2013 года. Руководитель А.Ручьев, Челябинск.

4. Отчет о горном туристском путешествии пятой категории сложности в районе Памиро- Алая, Матчинский горный узел, совершенном с 24 июля по 20 августа 1998 года. Руководитель А.В.Ковалев, Челябинск.

Фотоальбом

Фото1. Перевал Сары-Яз( 2800м,н/к) со стороны урочища Сары-Яз.

Фото 2. Группа на перевале Сары-Яз( 2800м,н/к). Вид в сторону реки Каравшин.

Фото 3. Группа на перевале Сары-Яз( 2800м,н/к). Вид в сторону урочища Сары-Яз.

Фото 4. Спуск по тропе через отрог в долину реки Каравшин.

Фото 5. Остатки погранзаставы.

Фото 6. Долина реки Каравшин. Вдали показался пик Котина.

Фото7. Пик Слесова.

Фото 8. Знаменитые вершины 4810,Тысячелетия Руси и Котина из долины реки Ак-Суу.

Фото 9. Верховья ледника Ак-суу.

Фото 10. Подъем на перевал Аксу-Рама(4500м,1Б). Вид со стороны ледника Ак-суу.

Фото 11. Группа на перевале Аксу-Рама(4500м,1Б). Вид на ледник Преображенского.

Фото 12. Группа на перевале Аксу-Рама(4500м,1Б). Вид на ледник Ак-суу.

Фото 13. Группа на перевале 60 лет СССР(4500м,2Б). Вид в сторону ледника Преображенского.

Фото 14. Спуск с перевала 60 лет СССР(4500м,2Б) на ледник Джаупая. Первая перильная веревка.

Фото 15. Вид на перевал 60 лет СССР со стороны ледника Джаупая. Красные стрелочки это со стороны ледника провешенные перила.

Фото 16. Перевал Дружбы Народов (4300м,2А) со стороны ледникаДжаупая.

Фото 17. Вид на снежно-ледовый склон перевала Преображенского(4600м,3А) со стороны ледника

Джаупая

Фото 18. Вид на перевал Оловянный (4500м,1Б) со стороны ледника Джаупая.

Фото 19. Спуск по долине реки Джаупая.

Фото 20. Навесная переправа через реку Ак-Суу.

Фото 21. Группа в долине реки Кара-Суу.

Фото 22. В лагере «Аксай-Тревел» под пиком Котина.

Фото 23. Группа на леднике Асан-Усен с видом на пик Асан.

Фото 24. Вид на пик Пирамидальный со стороны ледника Асан-Усен.

Фото 25. К перевалу Вадиф Западный.

Фото 26. Путь подъема на перевал Вадиф Западный (4800м,3А) со стороны ледника Асан-Усен.

Фото 27. Перевал Вадиф Западный (4800м,3А). Преодоление бергшрундта.

Фото 28. Последний взлет перевала Вадиф Западный (4800м,3А).

Фото 29. Группа на перевале Вадиф Западный (4800м,3А). Вид на пик Пирамидальный.

Фото 30. Группа на перевале Вадиф Западный (4800м,3А). Вид на долину реки Кара-Суу.

Фото 31. Вид на перевал Вадиф Западный (4800,3А) со стороны ледника Вадиф Западный.

Фото 32. Вид на перевал Визбора (4500м, 2А) со стороны ледника Вадиф Западный.

Фото 33. Группа на перевале Визбора (4500м,2А). Вид на пик Пирамидальный.

Фото 34. Группа на перевале Визбора (4500м,2А). Вид в сторону долины реки Дукенек. Цифрами обозначены: 1-перевал Тро,2-перевал Тро-Блок 2,3- перевал ДДТ,4-перевал А.Блока,5-перевал Москальцева.

Фото 35. Преодоление бергшрундта при спуске с перевала Визбора на ледник Дукенек.

Фото 36. Спуск с ледопада на леднике Дукенек

Фото 37. Вид на перевал Визбора (4500м,2А) со стороны ледника Дукенек. Красным обозначен наш путь спуска, зеленым - оптимальный.

Фото 38. Вид на перевал Тро Ложный (4620м, 2Б) со стороны ледника Дукенек.

Фото 39. Перевал Тро-Блок 2(4700м, 3А). Предполагаемый путь подъема.

Фото 40. Вид на перевалы Александра Блока (4500м,2А,цифра 1) и ДДТ (4600м,2А,цифра 2) со стороны ледника Дукенек.

Фото 41. Вид на перевал ДДТ (4600м,2А) со стороны ледника Дукенек.

Фото 42. Группа на перевале ДДТ (4600м,2А). Вид в сторону пика Блока.

Фото 43. Группа на перевале ДДТ(4600м,2А).

Фото 44. Спуск с перевала ДДТ(4600м,2А) на ледник Ак-тюбек.

Фото 45.Вид на перевалы Александра Блока (4500м,2А,цифра1) и ДДТ(4600м,2А,цифра2).

Фото 46. Вид на перевал Москальцева (4700м, 2А) со стороны ледника Ак-Тюбек.

Фото 47. Группа на перевале Москальцева (4700м,2А). Вид в сторону ледника Ак-Тюбек.

Фото 48. . Группа на перевале Москальцева (4700м,2А). Вид в сторону ледника Ак-Су.

Фото 49. Спуск с перевала Москальцева (4700м,2А) в сторону ледника Ак-Су.

Фото 50. Вид на перевал Москальцева (4700м,2А) с места стоянки над ледником Ак-Су.

Фото 51. Вид на вершину Ак-Суу из долины реки Ак-Су.

Приложение 2. Схема маршрута.

скачать карту маршрута 1

скачать карту маршрута 2

Приложение 3. Копии перевальных записок.

Перевальная записка с перевала Сыры-Джаз (2800м,н/к)

Перевальная записка с перевала Аксу-Рама(4500м,1Б)

Перевальная записка с перевала Вадиф Западный (4670м, 3А).

Перевальная записка с перевала Визбора (4600м,2А).

Перевальная записка с перевала ДДТ (4600м,2А). Написана на билете на концерт группы ДДТ.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru