Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Александр Щербаков, г.Москва

Отчет о горном туристском походе 5 к.с. по С-З и Ц.Памиру совершённом с 30 июля по 27 августа 2016 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Перевал Интеграл (2Б, сн-лд, 5382)

  1. Расположен в северо-восточном отроге хребта Академии Наук к югу от п. Блюхера
  2. Ведёт с ледника Малый Танымас на ледник Аюджилга, соединяет долину р. Малый Танымас (р. Муксу) с долиной р. Аюджилга (р. Муксу)
  3. Характер: перевал снежно-ледовый, определяющая сторона западная
  4. Первопройдён группой туристов ЦС ДСО «Локомотив» из г. Москвы под руководством Ю.И. Романова в 1974 г. В отчётах иногда фигурирует под вторым названием Аюджилга.
  5. Перевал пройдён насквозь группой под руководством А.А. Щербакова в походе 5 к.с. с запада на восток 17 августа 2016 года.
  6. Снята записка группы туристов НГУ от 15 августа 2008 г. под руководством Сальникова Г.Е., совершавших поход 6 к.с.
  7. По итогам прохождения к.т. перевала соответствует стандартной снежно-ледовой 2Б.

Описание даётся от места днёвки на конечных моренных валах ледника Федченко и до спуска на основное тело ледника Аюджилга.

Описание подготовлено Сергеем Науменко

Техническая характеристика подходов и прохождения перевала Интеграл (2Б, сн-лд, 5382)

Дата

Погода

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

Км

Высота, набор/сброс

Ходовое время

5.1

15.08

Ясно

Подъём по долине р. Малый Танымас под ледник Малый Танымас

Подъём по моренным валам, далее конгломератные борта до 45°, редкие прижимы и промоины, затем травянисто-конгломератные и травянисто-осыпные склоны. Морены

11,4

2940

+1160

7:40

4100

Переменная облачность, снег

16.08

5.2

Подход по леднику Малый Танымас под перевальный взлёт пер. Интеграл

Открытый сильно порванный ледник, далее ступень ледопада с последующей зоной разрывов, закрытый ледник с большим количеством трещин – одновременное и попеременное движение в связках

9,9

+1070

7:20

5170

17.08

5.3

Перевальный взлёт пер. Интеграл

Протяжённый крутой снежный склон до 30°

0,6

+212

1:40

5382

5.4

Седловина пер. Интеграл (2Б, 5382)

Широкая снежная мульда

-

-

-

Ясно

5.5

Спуск с перевального взлёта перевала Интеграл

Крутой снежно-ледовый склон до 45° - 200 м перил, засыпанный бергшрунд

0,3

-152

2:00

5230

5.6

Спуск по правому притоку ледника Аюджилга на основное тело ледника

Закрытый, затем открытый ледник достаточно рваный – одновременное движение в связках

3,8

-740

1:30

4490

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 26,0 км в зачёт Ходовое время: 20 ч 10 м Перепад высот: 3334 м (+2442/-892)

Техническое описание перевала Интеграл (2Б, сн-лд, 5382)

После днёвки на слиянии долин р. Малый Танымас и ледника Федченко на высоте 2932 метра, начинается новый этап нашего путешествия. Мы планируем, пройдя через подходные перевалы Интеграл и Замок Тамары, подойти на ледник Мушкетова к восточным склонам пика Е. Корженевской. Отсюда мы хотим принципиальным перевалом Мушкетова (3А, 6051) попасть в МАЛ.

1. Подъём по долине р. Малый Танымас под ледник Малый Танымас

С утра ясно. Собираемся и в 7:00 выходим в направлении долины р. Малый Танымас. Пересекаем моренные валы и немного набрав вываливаемся на галечные поля дна долины р. Малый Танымас. Ровно (Фото 5.01), вода в реке мутная, есть арча. Из описания предыдущих групп (Сальников от 2004 г и Первозванный от 2007 г.) знаем, что перед первым прижимом (Фото 5.02) нужно набрать метров 300-400 по конгломератному склону правого борта (Фото 5.03), а дальше траверсировать. Найдя подходящий под описание кулуар плотной группой начинаем набирать высоту. Очень камнеопасно. Спустя 50 м набора осыпь сменяется конгломератными кулуарами – приходится немного полазать. Ещё через 50 метров конгломератные крутые кулуары сменяются конгломератно-травянистыми склонами (Фото 5.04), по которым траверсируем наверх на условную полочку. Всего набрали 150 метров от дна долины. Пока отдыхаем ломаем голову: нужно ли ещё набирать 200 метров, или в предыдущих описаниях речь шла о горизонтальном перемещёнии. Пока просматривается логичный путь траверсом по животным тропам, решаем не набирать лишнего (Фото 5.05).

Через переход упираемся в небольшой, но неприятный скально-конгломератный прижим, вешаем верёвку косым траверсом вниз, 20 метров, точка на уступе. Больше страшно, чем сложно. Следующий переход по полочке, которая обрывается конгломератным сбросом к реке. Перед ручьём обедаем – опять экономим газ, поэтому готовим на сложенной печке, заодно совмещаем обед с разведкой дальнейшего пути. Отметим, что дальше дров в долине не планируется. Небо хмурится, иногда идёт дождь.

Координаты места обеда: (3300, 39° 5.090'С, 72° 16.273'В)

Набираем 100 м высоты на спускающийся конгломератно-травянистый гребень и ещё косым траверсом к переправе через ручей. Переход по кладям. Возвращаемся на выбитую животными и предыдущими группами тропку. (Фото 5.06) Основные неприятности кончились, травянистые склоны спускаются (Фото 5.07) в правый карман ледника Малый Танымас, карман в среднем ровный (Фото 5.08) и проблем не вызывает (Фото 5.09). Останавливаемся на ночёвку. Вода в чистом ручье, много места под палатки. К вечеру опять затягивают облака.

Координаты ночёвки: (3793, 39° 4.237'С, 72° 13.229'В)

С утра ясно, выходим в 7:20. Продолжаем топать по карману справа от гигантского моренного вала. (Фото 5.10) Быстро затягивает облаками. (Фото 5.11) Примерно через 2 перехода, на высоте 4100 перелезаем через моренный вал и спускаемся на ледник.

2. Подход по леднику Малый Танымас под перевальный взлёт пер. Интеграл

Открывается вид на ступень ледопада ледника Малый Танымас (Фото 5.12). Ещё два перехода по открытому леднику с покровной мореной (Фото 5.13, Фото 5.15). Выбираем между ранклюфтом и движением под сбросами правого борта (Фото 5.14), пока обедаем.

Координаты места обеда: (4282, 39° 2.433'С, 72° 11.806'В)

Ранклюфт очень не нравится – он открыт и судя по его внешнему виду и описаниям камнеопасный. Погода располагает к прогулке по правому борту (Фото 5.16). Снежных обломков нет. Решаем проскочить. Небольшой ригель обходим справа по ходу, дальше уходим следуя проходу в лабиринте трещин, стараясь выйти на выполаживание в правом кармане (Фото 5.17) – оно обещает быть ровным. Участками требуется попеременная страховка. Всего вкрутили 7 буров. Более-менее ровный рельеф оправдывается (Фото 5.18) и за 3 перехода мы покидаем зону трещин (Фото 5.19) и выходим из правого кармана (Фото 5.20) на основное тело ледника Малый Танымас (Фото 5.21). Выходим на центр и, найдя место без трещин, ночуем. Может повести с водой на леднике, ровно.

Координаты ночёвки: (4739, 39° 1.752'С, 72° 10.865'В)

С утра облачно. Илье нездоровится, и мы даём ему время прийти в себя. К восьми выходим вверх по леднику Малый Танымас. Обходим очередную зону разломов по правой стороне – левая сторона кажется более разорванной и засыпанной со склонов пика 5228. Пробираемся по леднику обходя длинные и широкие трещины. Постепенно выбираемся на снежники левого борта, там меньше разрывов и уже не сыпет. За 5 переходов подходим (Фото 5.22) под перевальный взлёт пер. Интеграл.

3. Перевальный взлёт пер. Интеграл

Перевальный взлёт Интеграла с востока (Фото 5.23) – протяжённый снежно-осыпной склон, осыпь местами заледенелая. Перед взлётом – засыпанный бергшрунд. Перепад – 200 м. Снежник вызывает знакомые ассоциации с формой знака интеграл. За два перехода заходим на перевал.

4. Седловина пер. Интеграл (2Б, 5382) – (39° 1.995'С, 72° 8.159'В)

Седловина перевала Интеграл (Фото 5.24) – скально-осыпной гребень занесённый снегом, на запад окаймлённый большой снежной мульдой. Дует сильный ветер, в том числе в мульде. В последней можно поставить пару палаток – места хватит и безопасно от камней и лавин. Немного порыскав по южному гребню, отыскиваем тур с запиской группы туристов НГУ от 15 августа 2008 г. под руководством Сальникова Г.Е., совершавших поход 6 к.с. Пик Е. Корженевской в облаке, в остальном отличный вид на окружающие вершины. (Фото 5.25, Фото 5.27)

5. Спуск с перевального взлёта перевала Интеграл

Западный перевальный взлёт представляет собой не очень протяжённый снежно-ледовый склон с крутизной до 45°. Разведка показывает, что снега на склоне почти нет, решаем сразу вешать на спуск. (Фото 5.28) Три верёвки вниз (итого 200 м перил), последнюю оканчиваем после забитого снегом, но мягкого бергшрунда. Снимаем лазанием, последний идёт без рюкзака, который съезжает по склону вместе с одним из участников (Фото 5.26).

6. Спуск по правому притоку ледника Аюджилга на основное тело ледника

Сняв последнюю верёвку связываемся и не рассиживаясь уходим вниз по правому борту, который пологий и вроде как без сильных разрывов (Фото 5.29). Ледник закрытый (Фото 5.34). За длинный переход (Фото 5.30) сбрасываем 500 метров и переходим на левый борт уже открывшегося ледника (Фото 5.31), по которому проглядывается спуск на основное тело ледника. За неполный переход спускаемся на поверхностную морену (Фото 5.32) ледника Аюджилга, где встаём на ночёвку. Есть вода в ручье и можно разровнять место под палатку, прямо напротив перевалов Четырёх и Калинина. (Фото 5.33)

Координаты ночёвки: (4480, 39° 1.932'С, 72° 5.943'В)

Выводы и рекомендации:

  1. Перевал Интеграл – интересная снежно-ледовая 2Б, является частью единственного прохода к МАЛ-у доступного в пятёрках от ледника Федченко. Этот перевал весьма протяжённое препятствие, трудность которого складывается из трудностей на всех небольших участках (конгломератные прижимы р. Малый Танымас, ступень одноимённого ледопада, западный взлёт). Таким образом, имя перевала наводит на забавную ассоциацию: здесь трудность – самый настоящий интеграл. J
  2. Отдельного внимания заслуживает вопрос безопасности при прохождении ступени ледопада ледника Малый Танымас. Состояние левого ранклюфта и правого борта могут меняться из года в год. Погода и время прохождения играет немаловажную роль при выборе пути. Мы посчитали, что в наших условиях угроза ледовых сбросов меньше, чем камнеопасность левого ранклюфта, но всё может измениться.
  3. Поскольку характер окружающих препятствий не предполагает построение логичной нитки похода 4 к.с., предполагается, что перевал проходят как минимум в пятёрках, откуда напрашивается кажущееся занижение сложности и недооценка перевала.
    1. Расположен в хребте Академии Наук, к северу от пика Мушкетова.
    2. Соединяет долину р. Аюджилга (р. Муксу) с долиной ледника Мушкетова (р. Муксу).
    3. Характер: перевал скально-осыпной, определяющая сторона западная.
    4. Сведения о первопрохождении не найдены. Возможно название дано в честь царицы Тамары (1184-1209/1213 гг.), с именем которой связан один из лучших периодов в истории Грузии. Царица Тамара причислена к лику святых, в русских житиях иногда именуется Тамарой Великой.
    5. Перевал пройдён насквозь группой под руководством А.А. Щербакова в походе 5 к.с. с востока на запад 04 августа 2016 года.
    6. Тур не найден, сложили свой.
    7. По итогам прохождения к.т. перевала соответствует 2А со сложной ориентировкой спуска и повышенной камнеопасностью.

Перевал Замок Тамары (2А, ск-ос, 4880)

Описание даётся от места ночёвки на слиянии притока ледника Аюджилга спускающегося из-под перевала Интеграл и места ночёвки на леднике Мушкетова перед левым ранклюфтом на высоте 4150.

Описание подготовлено Александром Щербаковым

Техническая характеристика подходов и прохождения перевала Замок Тамары (2А, ск-ос, 4880)

Дата

Погода

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

Км

Высота, набор/сброс

Ходовое время

6.1

18.08

Ясно

Спуск по леднику Аюджилга до впадения долины пер. Замок Тамары

Открытый зачехлённый ледник, далее морены, конгломератные склоны

10,3

4490

-870

4:40

3620

6.2

Подъём по долине левого притока р. Аюджилга под перевальный взлёт перевала Замок Тамары

Травянисто-осыпной склон до 30°, далее средне-мелкая подвижная осыпь до 30° - движение плотной группой

3,3

+1120

4:20

19.08

4740

6.3

Перевальный взлёт пер. Замок Тамары

Мелкая подвижная осыпь, снег до 35°

0,3

+140

0:50

4880

6.4

Седловина пер. Замок Тамары (2А, 4880)

Средней ширины осыпная седловина

-

-

-

-6.5

Спуск с перевального взлёта пер. Замок Тамары на ледник Мушкетова

Мелкая подвижная осыпь (лифт), далее перемежающиеся скальные выходы и средне-крупная осыпь – камнеопасно, движение плотной группой, элементы простого лазания, гимнастическая страховка

2,0

-820

2:25

4060

6.6

Пересечение ледника Мушкетова до левого ранклюфта

Разорванный открытый ледник, распутывание лабиринта трещин, редкие участки попеременной страховки, одновременное движение в связках

1,3

+90

1:50

Снег

4150

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 17,2 км в зачёт Ходовое время: 14 ч 5 мин Перепад высот: 2230 м (+1350/-1690)

Техническое описание перевала Замок Тамары (2А, ск-ос, 4880)

Завершив прохождение перевала Интеграл на слиянии ледника, стекающего с вышеупомянутого перевала и основного тела ледника Аюджилга, где мы организовали бивуак на высоте 4490м. Мы продолжили спуск по леднику Аюджилга. Нашей следующей задачей является прохождение перевала Замок Тамары, после которого нас ожидает перевал Мушкетова. Некоторые группы обходят отрог, разделяющий долины Мушкетова и Аюджилга. По нашему мнению, перевал Замок Тамары куда короче, хотя путь в обход отрога, скорее всего более познавательный.

1. Спуск по леднику Аюджилга до впадения долины пер. Замок Тамары

От места ночлега на высоте 4490м спускаемся по леднику, исходя из простоты рельефа поверхностных морен, с планируя оказаться на левом орографическом берегу. Такая постановка задачи обуславливалась сомнениями в мощности потока реки Аюджилга и её брода. Позже, пройдя этот путь и увидев реку Аюджилга, можем смело рекомендовать спуск по карманам правобережной морены с последующим бродом реки Аюджилга. Спускаемся по поверхностным моренам и валам, выбирая путь попроще и плавно смещаясь к левому краю ледника. Выходим на левобережную морену после слияния с возрождённым ледником, спадающим из кулуара пика Мушкетова. В спуске не было ничего примечательного, обычный Памирский рельеф долинных ледников (Фото 6.01, Фото 6.02, Фото 6.03, Фото 6.04). После спуска с конечной морены продолжаем движение по травянисто-осыпным полкам вдоль реки Аюджилга. На одной из площадок около чистого ручья устраиваемся на обед.

Координаты места обеда: (3758, 39° 5.914'С, 72° 5.888'В)

После обеда продолжаем спуск вдоль реки до логичного места подъёма в долину перевала Замка Тамары на высоте 3620. Ходовое время от ночлега составило 4 часа 40 минут.

2. Подъём по долине правого притока р. Аюджилга под перевальный взлёт перевала Замок Тамары

Выход в 8.20. Подъём в долину перевала Замок Тамары не прост с точки зрения ориентирования на местности. Подъём вдоль ручья, ведущего к перевалу, невозможен ввиду каньона. Если вы дошли до ручья, то место подъёма вы уже прошли. Мы начали подъём на травянисто-осыпной отрог, разделяющий долины рек Аюджилга и её левый приток, за 250 метров до слияния. Поднялись по устойчивому кулуару до травянистых склонов (Фото 6.05). Далее вышли на травянистый гребень и начали набирать высоту (Фото 6.06). Пройдя выше каньона и увидев стрелку ручьёв, стекающих с верхних цирков (Фото 6.07), мы ушли траверсом осыпных склонов с прицелом на место ночлега на траве между ручьями. Подъём от р. Аюджилга занял 2 часа с набором в 350 метров.

Координаты ночёвки: (3971, 39° 6.495'С, 72° 5.192'В)

3. Перевальный взлёт пер. Замок Тамары

Дальнейший подъём на перевал от места ночлега проходит вдоль левого притока ручья (Фото 6.08). Виден плечистый пик Мушкетова (Фото 6.09). Из-за схожести перевальных понижений гребня и из ранее написанных описаний не сразу понятно, где необходимая нам седловина (Фото 6.11). Планомерный набор высоты по осыпям выводит в перевальный цирк (Фото 6.12), на высоту 4740м. Описания, что были в наличии, немного путают нас в выборе пути, но принципиального значения это в целом не имеет. Так как из двух потенциальных седловин, выбрав левую, мы не прогадали, а проход по гребню между ними не труден. Поднимаемся на седловину по наиболее устойчивым участкам подвижной осыпи (Фото 6.13). За один длинный переход, набрав 140 метров, мы выходим на седловину (Фото 6.14).

4. Седловина пер. Замок Тамары (2А, 4880) – (39° 6.442'С, 72° 3.657'В)

Седловина осыпная средней ширины. Комфортно ночевать непросто. Видна альтернативная седловина (Фото 6.15). Открывается вид на перевал Мушкетова (Фото 6.16) и ледопад одноименного ледника (Фото 6.17), который нам предстоит пересечь. Изучаем открывшуюся картину, обдумываем варианты прохождения.

5. Спуск с перевального взлёта пер. Замок Тамары на ледник Мушкетова

Выход с седловины в 14.20. Похода хмурится. Одна из сложностей спуска с перевала - это обход скальных сбросов в нижней части склона. Поэтому, руководствуясь описаниями, забираем налево, спускаясь по кулуару с очень подвижной осыпью (Фото 6.18). На высоте 4570 выходим на крупную осыпь перед локальными сбросами. Разведка и дальнейшее смещения вправо дают нам ещё приспуститься. Продолжаем движение слева вниз по осыпям. Такая же тактика работает на высоте 4420м. А на высоте 4350м мы оказываемся над угадываемыми скальными сбросами. Правее виднеется и слышится ручей, уходящий в каньон. Отсюда начинается нетривиальное хождение по крупноблочной осыпи, лежащей на скалах. Требуется продуманная траектория, «внимательное отношение к впереди идущим», кошачья мягкость шагов, гимнастическое взаимодействие. Полтора часа таких упражнений и группа пересекает ручей, вытекающий из каньона. Дальнейшее движение прямо вниз по конгломератным склонам кулуара (Фото 6.19), выводящего к ранклюфту ледника Мушкетова на высоте 4060. Спуск с перевала без учёта время отдыха занял 2 часа 25 минут.

6. Пересечение ледника Мушкетова до левого ранклюфта

Непродолжительный отдых, обувание кошек, ремонт одной пары, и мы вновь в пути. Задача проста: пересечь ледник Мушкетова по пути наименьшего сопротивления и заночевать рядом с левобережной мореной. В месте пересечения ледник стекает ледопадом (Фото 6.20), но поперечные разломы идут в нашем направлении. Поэтому используя в основном одновременное движение в связках, мы за три перехода пересекаем ледник. В некоторых местах для надёжности используем промежуточное буры. Поскольку день близится к завершению, решаем не выходить на морену, а заночевать в безопасном месте на леднике.

Координаты ночёвки: (4139, 39° 5.617'С, 72° 2.628'В)

Выводы и рекомендации:

  1. Перевал Замок Тамары не относиться к тем перевалам, от которых получаешь удовольствие. Этот перевал скорее вынужденный ход для сокращения пути в обход хребта, разделяющего долины Аюджилга и Мушкетова.
  2. Не смотря на скромную к.т., перевал сложен для прохождения не только ввиду сложности ориентировки на местности, но и своей камнеопасностью на спуске.
  3. Прохождение перевала дало нам возможность хорошего просмотра потенциальных путей на перевал Мушкетова.
    1. Расположен в хребте Академии Наук, в плече пика Евгении Корженевской.
    2. Ведёт с ледника Мушкетова на ледник Москвина, соединяет долину ледника Мушкетова (р. Муксу) с долиной р. Фортамбек (р. Муксу)
    3. Характер: перевал снежно-ледовый, определяющая сторона северная, со стороны ледника Мушкетова.
    4. Первопрохождение совершено группой туристов г. Москвы под руководством М.И. Серебрянского 3 августа 1980г. Через 17 дней, 20 августа 1980г. в режиме первопрохождения перевал пройдён группой туристов г. Риги под руководством Т.Т. Киркиса.
    5. Перевал пройдён насквозь группой под руководством А.А. Щербакова в походе 5 к.с. с севера на юг 20-22 августа 2016 года.
    6. Тур не найден, сложили свой.
    7. По итогам прохождения к.т. перевала соответствует высотной снежно-ледовой 3А.

Перевал Мушкетова (3А, сн-лд, 6051)

Описание даётся от левобережной морены ледника Мушкетова на высоте 4150 ледника Мушкетова до а/л МАЛ «Навруз».

Описание подготовлено Александром Щербаковым

Техническая характеристика подходов и прохождения перевала Мушкетова (3А, сн-лд, 6051)

Дата

Погода

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

Км

Высота, набор/сброс

Ходовое время

7.1

20.08

Ясно

Подъём по левому ранклюфту и далее по леднику Мушкетова до перевального взлёта пер. Мушкетова

Открытый рваный ледник, далее моренный вал. Ранклюфт, далее закрытый ледник с большим количеством трещин – обход зон разрывов, одновременное движение в связках

4,0

4150

+600

4:00

4750

7.2

Перевальный взлёт пер. Мушкетова

Снежный склон до 55°, с большим количеством трещин. Непродолжительный ледовый гребень, далее опять снежный склон. Глубокая тропёжка, местами движение с попеременной страховкой, обход трещин и формирование траншей.

7,5

+1301

15:10

Снег

21.08

6051

Ясно

22.08

7.3

Седловина пер. Мушкетова

Средней ширины снежная седловина с редким вкраплением скально-осыпных выходов.

-

-

-

7.4

Спуск с перевального взлёта пер. Мушкетова на ледник Москвина

Закрытый ледник до 30°, трещины, обход ступеней ледопада – движение в связках одновременно

1,8

-389

1:15

5660

7.5

Спуск по правому притоку ледника Москвина на его основное тело

Закрытый затем открытый очень разорванный ледник. Распутывание лабиринта трещин, участки движения с попеременной страховкой – движение в связках одновременно

4,1

-810

3:00

4850

7.6

Пересечение и спуск по основному телу ледника Москвина в МАЛ

Открытый рваный ледник – попеременное движение в связках, ледовый сброс до 10м до 80°, далее морены, зачехлённый ледник. Моренный карман с теряющейся тропой.

4,6

-500

4:55

4350

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 22,0 км в зачёт

Ходовое время: 28 ч 20 м

Перепад высот: 3211 м (+1901/-1310)

Техническое описание перевала Мушкетова (3А, сн-лд, 6051)

Завершив прохождения перевала Замок Тамары пересечением ледника Мушкетова, мы заночевали у левобережной морены на высоте 4150м (Фото 7.02). Следующим этапом нашего маршрута является преодоление перевала Мушкетова с последующим спуском в МАЛ. Помимо того, что высота перевала превышает отметку в 6000 метров, а перевальный взлёт - в 1300м, перевал Мушкетова к тому же лавиноопасен. Поэтому тактические решения при прохождении перевала Мушкетова выходят на первый план. Накануне с перевала Замок Тамары мы долго наблюдали за перевалом (Фото 7.01) и выстраивали пути подъёма и места потенциальных ночлегов. Тактически был выбран вариант выхода на гребень, ведущий от перевала Водопадный и подъём по нему до места, откуда траверс к перевалу Мушкетова будет логичен и безопасен. Этот вариант избавлял нас от пребывания на многочисленных лавиноопасных склонах и давал большую вариативность в выборе мест бивуака.

1. Подъём по левому ранклюфту и далее по леднику Мушкетова до перевального взлёта пер. Мушкетова.

Выход в 6.55. На небе ясно. За один переход от места ночлега поднимаемся по левобережной морене к ранклюфту, по которому намереваемся обойти ступень ледопада ледника Мушкетова. При входе в ранклюфт на высоте 4315 связываемся и за следующий переход набираем 100 метров. Дальнейший путь по ранклюфту нецелесообразен. Поэтому мы начинаем пересекать ледник в направлении перевала Водопадный. Ледник закрытый пологий со множеством трещин, многие из которых требуют длительного обхода. Открывается прекрасный вид на ледопад стекающий с восточных склонов пика Евгении Корженевской (Фото 7.04). Виднеется гребень перевала Замок Тамары (Фото 7.05). Уже здесь, на высоте 4350 начинается тропёжка. За два часа выходим на центр ледника на высоту 4540, где устраиваем горячий обед.

Координаты места обеда: (6042, 39° 4.619'С, 72° 2.524'В)

В 13.30 продолжаем движение в обход ледовых разломов в направлении перевала Водопадный (Фото 7.03). За два перехода по леднику с небольшим уклоном подходим к склону, выводящему на гребень. Высота 4770.

2. Перевальный взлёт пер. Мушкетова

Взлёт сильно расчленён поперечными огромными разломами (Фото 7.06). Имеет перепад 1300 метров. Собирает на своих склонах множество снега, лавиноопасен. Как упоминалось выше, мы выбрали тактику обхода склонов по гребню, идущему от перевала Водопадный.

Для выхода на гребень за два перехода преодолеваем склон с меняющимся волнами уклоном до 40° (Фото 7.07), выбираем путь в обход крупных разломов. Тропёжка по колено, чередуем лидера. Перед выходом на гребень локальный взлёт (Фото 7.09) до 50° со снегом по пояс. Видна седловина перевала Водопадный (Фото 7.08, Фото 7.10). Выходим на гребень в 17.00, снега меньше, высота 5030. Стал наглядно виден наш путь по леднику Мушкетова. Погода испортилась, задул ветер и пошёл снег.

Дальнейший путь наверх по широкому гребню, средним уклоном в 30°. Гребень как и склон идёт волнами, на гребне также присутствуют крупные разломы и трещины (Фото 7.11, Фото 7.12, Фото 7.13, Фото 7.15). Виден наш путь подъёма по леднику Мушкетова (Фото 7.14). Тропёжка в среднем стала легче, но попадаются места надувов, где снег глубиной в 1 метр. За 2 часа 40 минут поднимаемся до высоты 5250, где в 20.00 встаём на ночлег в безопасном месте. Место ночлега защищено очередным крупным разломом от лавин и ветра (Фото 7.17).

Координаты ночёвки: (5253, 39° 3.490'С, 72° 2.931'В)

Утром любуемся пиком Корженевской в лучах восходящего солнца (Фото 7.16). Выход в 7.00. Ясно и холодно. Сразу после ночлега много петляем, обходя череду разломов. Далее гребень такой же как и вчера, опять связки, только вот снега становится все больше и больше (Фото 7.18). В некоторых местах мы не тропим, мы просто роем траншею вертикально вверх по склону (Фото 7.19), сбрасывая снег вниз, который ручьями стекает на нижних участников связки. Очень часто меняем лидера. На высоте 5640, где мы оказались спустя 5 часов, набрав 400 метров гребень становиться сильно круче, и выглядит перегруженным снегом (Фото 7.20). Принимаем решение уходить правее на склон и двигаться вдоль нижнего края одного из разломов, тем самым, исключая подрезание склона. Сначала имеется надежда пройти вдоль разломов под седловину, но постепенно открывающиеся виды отметают такую перспективу в виду трудности и опасности ледовых разломов под седловиной. По окончании защищающего нас разлома, мы прекращаем траверсировать склон и начинаем набирать высоту вдоль линии падения воды.

Погода испортилась, затянуло, часто сыпет снег. Следующие пять часов мы провели в глубокой тропёжке (Фото 7.21), больше похожей на плаванье, чем на ходьбу. Скорость передвижения вызывала насмешку над собой. Склон средним уклоном в 40°, участки до 55°. Склон с широкими закрытыми трещинами. Попадаются трещины «пещеры» с огромными воздушными полостями. В одну из таких угодил руководитель. В общем, перевал Мушкетова проверял насколько сильно наше намеренье, но увидев наш напор, согласился пропустить. Солнце клонилось к закату, и, дойдя до грандиозного разлома, набрав 350 метров, мы встали на бивуак на высоте 6040.

Координаты ночёвки: (6042, 39° 2.897'С, 72° 2.273'В)

Под вечер небо открылось, и стало сильно холодать. Пришёл антициклон. Виды на рассвете впечатляют. Накопилась усталость, мы неспешно собираемся (Фото 7.22) и в 8.40 выходим. Обойдя разлом по мощному снежному мосту, идём вдоль разрыва в направлении седловины (Фото 7.23, Фото 7.24). От места ночлега до седловины набора высоты почти нет. Траверс безопасен от лавин, поскольку ледовая стенка идёт над нами параллельно разлому. За 1 час 15 минут выходим на седловину перевала.

3. Седловина пер. Мушкетова (3А, сн-лд, 6051) - (39° 2.869'С, 72° 1.851'В)

Седловина перевала средней ширины (Фото 7.27, Фото 7.28), с южной стороны имеются скальные выходы. Ночлег возможен, но из-за сильного ветра, логичнее сделать это чуть ниже на северном склоне перевала. Тур не нашли, сложили свой на выходе скал, чуть ниже седловины. Открываются великолепные виды на пик Коммунизма (Фото 7.25), пик Четырёх и другие вершины (Фото 7.26).

4. Спуск с перевального взлёта пер. Мушкетова на ледник Москвина

Вдоволь налюбовавшись видами и отдохнув, в 12.00 начинаем спуск с седловины одновременно в связке. При спуске забираем левее, обходя трещины и бергшрунд (Фото 7.29). За один час 15 минут спускаемся до высоты 5660.

5. Спуск по правому притоку ледника Москвина на его основное тело

После каждого перегиба нас ожидают очередные разломы и результаты просмотра разведок все время схожи: всегда обход слева. Ледник закрытый средней крутизной до 30°, снега немного. Сбрасываем высоту до 5400. Далее начинается открытый ледник с множеством трещин (Фото 7.30), продолжаем спуск одновременно в связке. Сбрасываем по сильно разорванному леднику до 5000. С этого места видно ледопад ледника Москвина, отсюда он кажется сложным для быстрого прохода, поэтому направляемся к правобережной морене и далее следуем по ранклюфту вниз. На высоте 4850 дальнейший путь по ранклюфту проглядывается, и мы видим, что он обрывается вниз сбросом, в конце которого озеро.

  1. 6. Пересечение и спуск по основному телу ледника Москвина в МАЛ

Возвращаемся немного назад и пересекаем ледник Москвина по ледопаду с множеством сераков (Фото 7.31), закрутив 7 промежуточных буров для страховки. Завершение пересечения ледопада основной ветви ледника Москвина выводит нас к нунатаку, на высоте 4790. Для перехода на осыпи нунатака вешаем вертикальные перила 10м. А после этого спускаемся по осыпям нунатака ко второй ветви ледопада Москвина. её так же пересекаем и выходим на левобережные морены на высоте 4700. От ранклюфта до морен с небольшими привалами 3 часа (Фото 7.32).

Левобережные морены ледника Москвина сложные для быстрого передвижения, тропа которая появляется позже сильно упрощает эту задачу. За два часа спускаемся в МАЛ (Фото 7.33) по моренам и тропе.

Координаты ночёвки: (6042, 39° 2.897'С, 72° 2.273'В)

Хотя МАЛ уже закрыт, обнаруживаем в лагере людей. Как позже выяснилось, это спасотряд направленный сюда для поиска тел Михаила Волкова и Натальи Цветовой, погибших в результате схода лавины при восхождении на пик Коммунизма.

Утром на вертолёте вместе со спасотрядом улетает Илья, московские обстоятельства склонили его в свою сторону.

Выводы и рекомендации:

  1. Выбранная нами траектория подъёма на перевал полностью оправдала себя, рекомендуем пользоваться.
  2. Перевал Мушкетова весьма своеобразен. Хотя при прохождении мы не завернули ни одного бура и не повесили ни одного участка перил, мы считаем этот перевал самым трудным на всём маршруте. Заметьте, трудным, а не сложным в виду своей высоты. Подъём держал нас в напряжении на всём своём протяжении, и вздохнуть с облегчением мы смогли лишь на седловине. В этом перевале очень чувствуется философия всего туризма - это рубеж, выводящий к новым возможностями и горизонтам в прямом и переносном смысле.
  3. Перевал Мушкетова это 3А, для уверенного прохождения которой, мало иметь опыт нескольких 3А, пусть даже памирских. Этот перевал требует умения работать как тягач, медленно и верно продвигаясь к своей цели. Кроме умения всей группой планомерно проходить такого рода перевалы, важным является тактические решения, в особенности при движении с ледника Мушкетова на ледник Москвина. Если Вы изучите все описания прохождения перевала, становится ясно, что групп, столкнувшихся с лавинной опасностью при прохождении перевала, - большинство. Группы, проходившие перевал с юга, легче решали эту проблему, но имели дело с огромными сбросами по ледовым стенам разломов ледника. Представляя критическую ситуацию при многодневном снегопаде, надо быть готовым к длительной отсидке или откату назад и прохождению перевала Корженевской(3А).
  4. Хотя выход на седловину перевала Мушкетова приносит эмоциональную разрядку, не стоит расслабляться. Путь к МАЛ - это отдельное приключение и «ничего ещё не кончилось», пока Вы не зашли в домик.
  5. При планировании восхождения на пик Евгении Корженевской после прохождения перевала Мушкетова существует вариант сокращения перепадов высоты и возможность сэкономить силы и время. Для этого необходимо траверсировать западные снежно-ледовые склоны пика Корженевской. Между снежных полей имеется несколько скальных контрфорсов. Этот путь, возможно экономит силы (что весьма сомнительно при таком траверсе на высоте выше 6000) и время, но траектория его пути связана с многочисленным подрезанием снежных склонов. Планируя этот вариант надо не только отдавать себе отчёт об опасностях этого варианта, но и иметь в запасе дополнительное время в случае, если придётся от такого варианта отказаться.
    1. Расположен в северной части хребта Академии Наук, одна из доминирующих вершин, четвёртая по высоте гора на постсоветском пространстве.
    2. Первопройдён по северному гребню с ледника Корженевской группой под руководством А. Угарова 22 августа 1953 г. Маршрут по южному ребру (классический маршрут) первопройдён 10 августа 1966 г. под руководством Цетлина В.М.
    3. Восхождение совершено радиально из МАЛ «Навруз» по классическому маршруту Цетлина по южному ребру группой под руководством А.А. Щербакова в походе 5 к.с. 24-27 августа 2016 года, на вершине были 26 августа.
    4. Записка в туре не найдена.
    5. По итогам прохождения маршрут соответствует туристской высотной снежно-ледовой 3А (5А альп.).

Пик Евгении Корженевской (3А, сн-лд-ск, 7105)

Описание радиального восхождения из МАЛ «Навруз».

Описание подготовлено Сергеем Науменко.

Техническая характеристика подходов и прохождения пика Евгении Корженевской (3А, сн-лд-ск, 7105)

Дата

Погода

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

Км

Высота, набор/сброс

Ходовое время

8.1

24.08

Ясно

Подъём до лагеря 5100

Открытый ледник, маркированная тропа по скально-осыпным и конгломератным склонам, несколько участков обработанных простых скал – простое лазание

4,2

4350

+780

4:10

5130

8.2

Подъём до лагеря 5300

Первая ступень простого ледопада, одновременное движение в связках

0,9

+190

1:40

5320

8.3

25.08

Подъём до лагеря 5500

Вторая ступень ледопада, далее закрытый ледник с изрядным количеством трещин. Местами тропа

1,8

+220

2:10

5540

8.4

Подъём до лагеря 6100

Закрытый ледник до 20°, бергшрунд далее обработанный снежно-ледовый склон до 50° - 400 м перил, затем косой траверс снежно-ледового склона до 45°, тропёжка. Одновременное и попеременное движение в связках.

1,9

+500

5:25

Снег

6040

8.5

Подъём до лагеря 6300

Комбинированный гребень до 50°, 10 м скального пояса до 75°. Одновременное и попеременное движение в связках

0,4

+260

2:00

6300

8.6

26.08

Ясно

Восхождение на п. Е.Корженевской (3А, 7105)

Снежно-ледовый гребень до 60°, трещины. – Одновременное движение в связках, тропёжка.

6,6

(3,3)

+805

-805

9:50

7105

Снег

6300

Ясно

8.7

27.08

Спуск в МАЛ

Спуск по пути подъёма

8,6

-1950

7:50

Снег

Ясно

4350

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 24,4 км из них 12,5 в зачёт Ходовое время: 33 ч 5 мин

Перепад высот: 5510 м (+2755/-2755).

Техническое описание восхождения на

пик Евгении Корженевской (3А, сн-лд-ск, 7105)

После завершения основной части маршрута нам требовался отдых. Поэтому мы провели в МАЛ лишний день, разбирая еду и снаряжение из заброски и разыскивая по домикам того, чего откровенно не хватало (например, наш газ, который мы планировали забросить вертолётом к нам не долетел, а тот, что мы получили вместо него, на высоте особо не горел).

Пообщавшись с ребятами из спасотряда выясняем, что погода, по их информации до 26 числа и нам бы не затягивать с восхождением.

В общем подъём выглядит следующим образом. Из МАЛ пересекаем ледник Москвина. По тропе осыпным склоном пересекаем два ручья. (Схема 8.1) Поднимаемся правым бортом второго ручья проходя две ступени ледопада. Перед ступенями расположены соответственно лагеря 5100 и 5300. Ночуем в лагере 5300. После ступеней ледопада выходим на южный гребень косым траверсом снежно-ледового склона. (Схема 8.2) В районе выхода на гребень расположен лагерь 6100. Далее по гребню (Схема 8.3) : в начале небольшой скальный участок, далее снег и лёд до лагеря 6300, здесь ночуем. На следующий день по гребню выходим на вершину и спускаемся в лагерь 6300. На следующий день в МАЛ. А теперь чуть подробнее.

1. Подъём до лагеря 5100

Собравшись затемно выходим из МАЛ. Погода ясная. Пересекаем ледник Москвина не совсем по маркированной тропе, (Фото 8.01, Фото 8.02) но выходим к нужному месту подъёма по конгломератно-осыпному склону. Перелезаем через небольшой вал (Фото 8.03) и ещё за переход выходим по хорошо набитой тропе, ведущей по морене, к осыпному взлёту. Взлёт сменяется травянисто-осыпным склоном (Фото 8.04, Фото 8.05) и спускается к ручью. Отсюда тропа начинает теряться, поднимаясь сначала по крупной осыпи (Фото 8.06), а затем по скально-осыпному склону. Сложностей подъём не вызывает, лишь изредка шагаем вплотную к скале. За переход вылезаем на перевал локального гребешка. (Фото 8.07) Отсюда тропа перестаёт круто набирать, она сменяется траверсом конгломератно-осыпного склона, (Фото 8.04) на котором встречаем два небольших (по 5-7 м) скальных препятствия. Висят стационарные верёвки МАЛ, вызывающие мало доверия. Чуть придерживаясь проходим – простое лазание до 65°.

За второй скалкой тропа спускается к ещё обледенелому ручью, (Фото 8.09) текущему из-под языка ледника – очень скользко! При должной сноровке и смекалке можно и перешагнуть, кошки решают проблему. Затем следует крутой подъём по конгломератной тропе по правому борту долины. (Фото 8.10) Тропа маркированная, (Фото 8.11) красные ленточки здорово упрощают поиск тропы на конгломерате (Фото 8.12) и меж осыпных отрогов. Четвёртый переход заканчивается на площадках лагеря 5100 (Фото 8.13). Есть место под 10-12 палаток, чистая вода. Судя по описанию В. Петлицкого от 2007 года, не очень безопасно. Обедаем тут, выбрав место, где мусора поменьше. Жарко, успеваем вздремнуть.

Координаты места обеда (б/л 5100): (5130, 39° 2.527'С, 72° 0.351'В)

2. Подъём до лагеря 5300

Тропы не видно. Судя по всему, дальше следует подниматься по леднику (Фото 8.14, Фото 8.15) через несложный ледопад. Вешки и протянутые перила подтверждают наш выбор пути и подсказывают путь среди сераков. Буквально в одном месте приходится влезать на двухметровую ступеньку, вкручиваем пару буров, один из которых уже лежит рядом именно для этих целей. За полтора перехода в связках выходим к лагерю 5300. Безопасно, есть вода и много места под палатки на морене.

Координаты ночёвки (б/л 5300): (5320, 39° 2.514'С, 71° 59.508'В)

3. Подъём до лагеря 5500

С утра немного облачно. Опять идём в связках на ледник ко второй ступени ледопада. Она менее разорвана, но с набором высоты ледник закрывается и появляются скрытые трещины. Уходим левее по ходу на снежный склон (Фото 8.16) (правый сильно разорван), где отыскиваем тропу, которая достаточно полого выводит в гигантскую мульду, в которой расположен лагерь 5500 (Фото 8.17). Много места под палатки на снегу, воды нет. Валяется мусор, который мы подсобрали, чтобы забрать на обратном пути.

Координаты б/л 5500: (5540, 39° 2.753'С, 71° 59.895'В)

4. Подъём до лагеря 6100

После непродолжительного перекуса продолжаем подниматься по тропе. Она идёт траверсом склона под протяжённую трещину, тропа снабжена перилами МАЛ. Перила должны вывести выше крутого склона, откуда начнётся выход на гребень косым траверсом. С этого момента все верёвки основательно вмёрзли в склон, не все получается вытащить, поэтому особо мы ими не пользуемся, поднимаясь параллельно в связке и крутя буры. Примерно 200 метров под ранклюфт, здесь можно собраться и комфортно сесть, дальше ещё метров 150 на второй локальный гребешок (Фото 8.18), где можно ещё чуть передохнуть.

Начинается косой траверс. (Фото 8.35) Погода портится, снег и ветер. Вначале идёт тропа, затем она исчезает – берём курс на скальный выступ, на который заходим по снежному кулуару. Отсюда снег резко прибавляет в глубине, тропёжка на гребень занимает один сдвоенный переход.

5. Подъём до лагеря 6300

Самого лагеря 6100 не видно, предполагаем, что он чуть ниже по гребню. Небольшой карниз и виден предстоящий нам скальный пояс: 10м до 75°. Провешена пара стационарных верёвок МАЛ, первый забирается, не нагружая, и выбирает остальных. Дальше медленный подъём по снежному гребню, погода становится чуть лучше. Гребень не очень крутой в среднем градусов 30, попадаются снежные полости, в которые можно уйти по развилку и глубже, поэтому идём не быстро. Долгий переход приводит на площадки 6300 (первое ровное место на гребне), где стоит какая-то палатка. (Фото 8.19) Палатка оказывается бесхозной, брошенной. Есть место под палатки, но следует быть осторожным – на площадке так же есть трещины. Тщательно растягиваем палатку перед завтрашним восхождением. Воду, понятное дело, топим. Панорамы по хорошей погоде замечательные. (Фото 8.20, Фото 8.21)

Координаты ночёвки (б/л 6300): (6304, 39° 2.527'С, 72° 0.351'В)

6. Восхождение на п. Е.Корженевской (3А, 7105) – (39° 3.414'С, 72° 0.581'В)

Маршрут по гребню выглядит так: Сначала следует серия (3-4) снежных взлётов (Фото 8.22) с последующими выполаживаниями или даже приспусками (Фото 8.28), –верблюд (Фото 8.23, Фото 8.25). Затем гребень несколько поворачивает (Фото 8.24) и выглядывают скалы, которые можно обойти справа по ходу по снежно-ледовому склону. Дальше ровный относительно склон выводит к осыпи, от которой уже рукой подать до вершины - снежного холма.

С утра ясно. В 9 утра выходим на штурм вершины в связке. (Фото 8.26) По занесённой тропе (Фото 8.27) особо выбирать путь не приходится, шаг в сторону обычно приводит к попаданию в снежную полость или трещину, так что стараемся не сворачивать. В особо крутых моментах (обычно это выход на вершину горба) идём на три такта. Портится погода, (Фото 8.29) снег и сильный ветер. На высоте 6800, после четвёртого перехода уходим правее по ходу скального предвершинного гребня (Фото 8.30). Обход скал приводит к снежному склону, на котором приходится отыскивать удачный путь среди снега разной глубины и трещин. Выбираемся на локальный снежный гребешок, параллельно ему идёт комбинированный гребень, явно оканчивающийся вершиной. Двигаемся в направлении вершины, видимость метров 40-50. На третий переход выходим к локальной сыпушке, от которой заходим на вершину по некрутому снежному взлёту. От лагеря 6300 – 7 часов ходовых.

Вершина снежная, у нас (Фото 8.31) видимости нет, так что полюбоваться видами не удаётся. Перекусываем и отправляемся вниз.

7. Спуск в МАЛ

В целом, спуск проходит по пути подъёма. Единственное расхождение – с предвершинного гребня мы ушли немного левее чем нужно и первый попал в большую снежную ванну. Состояние снега не позволяло встать на ноги и снег угрожал поехать вместе с участником. Пришлось обойти его сверху по твёрдому снегу и вытянуть «на сушу». В остальном спустились без приключений, на особо крутых участках горбов шли попеременно. За 3 перехода (Два с половиной часа) возвращаемся в лагерь 6300. К ночи развиднелось.

Стоит упомянуть что на спуске с вершины у участника (Науменко Сергея) появились странного происхождения сильные боли в животе. Перепугавшись, что возможно это симптомы обостряющегося аппендицита, написали координатору смс о возможности вызова вертолёта. С этого момента связи с ним не было, спутник решил, что настало его время покапризничать.

С утра ясно, в 10 выходим, забрав с собой всё, что нашли. За переход (Фото 8.32) доходим до 6100. Погода опять портится, (Фото 8.33) начинается снег. По своей же тропе возвращаемся, (Фото 8.36, Фото 8.37, Фото 8.39) наиболее крутые места проходим попеременно, вкрутив 5 буров. (Фото 8.34) К 14 спускаемся в лагерь 5500. Отсюда путь у нас опять разойдётся с путём подъёма. Снег уже подтаял и решаем обойти рванный центр ледника по правой стороне, (Фото 8.39) куда уводит тропа (хоть она и никуда не приводит - теряется). Закрытый ледник сменяется открытым, и мы за переход спускаемся в лагерь 5300. Отсюда уже в точности следуя тропе (Фото 8.40) подъёма приходим в МАЛ к 19:30.

Координаты ночёвки (МАЛ): (4361, 39° 1.001'С, 71° 59.214'В)

А с утра прилетел вертолёт, застав нас в уютных постелях за утренним кофе. В общем, особо проститься с МАЛ у нас не получилось, но получилось за 15 минут собрать всё разобранное и покидать в вертолёт. Несколько вещей в суматохе пожертвовали лагерю, видно судьба.

Как оказалось, в отсутствии связи, координатор-таки шустро договорился о вертолёте, но вот предупредить нас у него не получилось. Раз уж неожиданный вертолёт прилетел – не отправлять же его обратно! Так что в Душанбе мы долетели на воздушном такси. (Фото 8.41, Фото 8.42)

В Душанбе «пострадавший» был оперативно обследован в больничке и диагноз «Аппендицит» не подтвердился. Были выявлены проблемы пищеварительного тракта, часто возникающие при не самом правильном питании.

Выводы и рекомендации:

  1. Классический путь на пик Е.Корженевской – исключительно видовой и разнообразный маршрут, позволяющий ощутить все прелести высоты. Соответствует 3А туристкой к.т. и рекомендуется к включению в нитки походов от 5 к.с.
  2. В случае радиально восхождения из МАЛ, наш выбор ночёвок представляется оптимальным. Ранний выход на вершину увеличивает шансы увидеть наверху что-то помимо облаков, но тут как повезёт. Плохая погода очень не располагает к восхождению.
  3. Гребень пика Е.Корженевской хоть и не представляет технической трудности, однако, также не даёт возможности организовывать надёжную страховку на всём своём протяжении. Крайне рекомендуем связки, поскольку гребень испещрён трещинами.
  4. Наиболее благоприятный, с точки зрения безопасности, период для восхождения на вершину – период функционирования МАЛ на поляне Москвина. История последних лет показывает, что это, ориентировочно, 15 июля – 15 августа. Восхождение не всегда удаётся оптимально вписать в такие временные рамки, особенно на Памире, поэтому рекомендуем тщательно изучить вопрос вызова вертолёта.
  5. 2.9 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Нашей группой пройдён замечательный маршрут по интереснейшим объектам центрального Памира. Объем проделанной «работы» и посещение именитых объектов Памира вызывают чувство глубокой удовлетворённости и причастия к тайнам, открытым не многим.

Прохождение перевала Кашал-Аяк с полным грузом осталось в памяти как один из Рубиконов нашего маршрута, требующий известной доли намеренья и пахоты для его преодоления. Перевал Кашал-Аяк усложнился в виду большего количества ледовых разломов. Группам, планирующим прохождение перевала, стоит заложить дополнительное время по сравнению с более ранними описаниями данного перевала.

Прохождение кольца, включающего перевалы Наука Восточная и Космонавта Добровольского, понравилось нам нестандартностью рельефа, прохождение которого требовало тактически интересных приёмов и рывковых нагрузок на отдельных участках.

Ледник Федченко с его размахами и всеобъемлемостью стал для нас родным. Масштабность Памира приходит постепенно вместе с десятками километров Памирской артерии, этого забега нам будет не хватать на всём окончании маршрута.

ГМС имени Горбунова уникальный объект, но прочтение материалов о нем и просмотр фотографий не дают ощущения, такого как при пребывании на нем. Дух времени, автономности, советской мощи и атмосфера «полярной станции» доступны лишь через призму масштабности и суровости Памира. Нам удалось отснять постранично весь журнал с отметками и пожеланиями посетителей ГМС, в основном конечно туристских групп. В дальнейшем после обработки, журнал будет доступен на ресурсе tlib.ru и многие смогут увидеть свои записи и посмотреть хронологию посещения станции.

Также мы рады, что наши усилия помогли в идентификации останков пропавшего туриста Александра Малышева. Подробности об этом мы не раскрывали широко в отчёте, но интересующиеся могут прочесть на ресурсе risk.ru статью «Печальная находка на леднике Розмирович» или лично спросить Никиту Степанова.

Прохождение классического «крючка-коридора» через перевал Интеграл относилось к «тропкам», на которых стоит побывать для ознакомления с Памирскими решениями. Перелаз через перевал Замок Тамары весьма неприятный, и, при своей малой категорийности, заставляет не расслабляться, а также позволяет увидеть масштабность пика Евгении Корженевской с востока и полностью просмотреть подъём на перевал Мушкетова.

Перевал Мушкетова - наш второй Рубикон на маршруте. Высота перевала, обилие снега с севера и набор высоты сделали прохождение перевала эмоционально и физически очень утомительным. Зато выход на седловину подарил удивительные виды на пик Коммунизма и преодоление весомого рубежа.

Прибытие нами в МАЛ, уже завершившего свою работу, добавило походу автономности и схожего, но более лёгкого прикосновения к атмосфере покинутой ГМС имени Горбунова. По несчастливой случайности в МАЛ мы познакомились со многими прекрасными людьми. Особенно рады знакомству с начальником МАЛ, Алишером Юнусахуновым. Алишер – открытый и дружелюбный, приятный в общении человек, готовый помочь без особых просьб.

Восхождение на пик Евгении Корженевской хоть с перилами МАЛ, но в ситуации отсутствия других восходителей, заставило нас действовать вдвойне настороженно. Сам маршрут восхождения, его замысловатая траектория и изменение ракурсов видов при его прохождении оставили самые приятные эмоции. Восхождение на пик Евгении Корженевской добавило высотного опыта и вдоволь дало возможность зародить планы о восхождении на пик Коммунизма.

К счастью или сожалению, запланированный выход из МАЛ в посёлок Девшар был заменён на полет на вертолёте в город Душанбе. К моменту завершения восхождения на пик Евгении Корженевской мы изрядно «упахались», да и, учитывая совокупность наших летних приключений, на исходе был второй месяц, который мы отсутствовали дома. Возможно, это и породило психосоматические отклонения пищеварения у одного из участников. Итогом этого стало перемещение из МАЛ в Душанбе на воздушном такси.

Мы довольны маршрутом, благосклонностью Памира к нам, и самими собой. Рекомендуем данный маршрут без изменений к прохождению группам, полюбившим длительные автономные походы и имеющим опыт 5 к.с. в других горных районах.

Схема маршрутов:

Рекомендации участникам и руководителю походов в данном районе:

  1. Рекомендуем руководителю производить подбор команды с опытом прохождения маршрутов 5 к.с. или опытом меньшей категорийности, но с компенсацией опыта большим числом походов младших категорий.
  2. Рекомендуем участникам иметь отличную технику не только на рельефе, встречаемом на перевальных взлётах, но и готовность к непрерывному хождению в связках (неделя и более). Так же рекомендуем иметь опыт продолжительного прохождения конгломератных склонов.
  3. Масштабность Памирских гор диктует необходимость владения навыками уверенного хождения в связках с одновременной и попеременной страховкой. Наличие этого навыка всеми участниками компенсирует на Памире колоссальный объём затраченного времени и даёт возможность прохождения длительных и насыщенных маршрутов.

Рекомендации по участкам маршрута:

  1. С ледника РГО путь подъёма на перевал Кашал-Аяк просматривается обманчиво, то есть визуально видимый проход, может быть осложнён скрытыми от взора поперечными разломами. При условии интенсивных изменений ледовой обстановки за последние годы, предпочтительными остаются варианты левого борта ледника. Не тем что они проще, а тем что путь по ним визуально лучше прогнозируем и сюрпризов на них будет меньше.
  2. Также при заходе в район по леднику РГО и переносу всего груза сразу учитывайте, что характер поверхностных морен, не даёт возможности «челнока» с разумным временем. А группа должна уметь переносить очень тяжёлые рюкзаки, и уметь делать разминку для своих уязвимых частей тел.
  3. При прохождении перевал Наука Восточная визуальная оценка протяжённости взаимного расположения участков перевального взлёта обманчива. Заключительная треть взлёта скрадывается. Поэтому что бы успеть дойти до седловины за день, кроме раннего выхода, не смотря на как, казалось бы, быстрое преодоление первой половины подъёма, не расслабляйтесь и держите темп! Так как завершающий участок подъёма – ключ маршрута – трудоёмок и длителен. Так же имеющийся карниз на гребне перевала, при всей своей массивности и надёжности иногда стреляет. Причём в нашем случае огромными сосульками, оторвавшимися от порывов ветра.
  4. Перевал Космонавта Добровольского в силу возможных ледовых обвалов и лавин, а также выходу к седловине по гребню требует от руководителя тактически продуманных решений. А от группы умение делать рывки и ненормированные переходы.
  5. Скорость прохождения ледника Федченко сильно зависит от информированности группы о зонах равномерностей и зонах разрывов в предшествующие годы, а также от «чуйки» и умения прогнозировать характер ледника. Закономерно то, что чем высота ниже, тем это играет большую роль.
  6. Перевал Интеграл потребует внимания при подходе по долине Малого Танымаса. Здесь, на правом борту, важна точность в местах изменения высоты траверса борта долины, а также в местах пересечения промоин и конгломератных выходов. При прохождении правого борта ледника, ведущего в верховье долины, обратите время прохождения и погодные условия, так как возможны ледовые обвалы со скал.
  7. При спуске с ледника Аюджилга имейте в виду, что поток одноименной реки не является критическим для брода хорошо подготовленной группой вне зависимости от времени суток. Поэтому предпочтителен спуск по карманам правобережной морены с последующим бродом.
  8. При прохождении перевала Замок Тамары первое, что стоит учитывать, это сложность ориентировки на местности, постарайтесь иметь хорошую визуализацию обеих сторон перевала, например, космическими снимками. Второе, что стоит учесть, спуск с перевала в сторону ледника Мушкетова, в виду подвижности скал и осыпей, требует ювелирной траектории и отличной техники хождения по такого рода склонам, не смотря на скромную категорию перевала. Из положительных моментов, стоит отметить, что прохождение перевала Замок Тамары – это возможность детального просмотра пути на перевал Мушкетова.
  9. Прохождение перевала Мушкетова требует от группы быть хорошо акклиматизированной в виду высоты перевала. Важным фактором является большой объем накапливаемого снега и длительность подъёма в несколько дней. Поэтому мы рекомендуем подъём на перевал по гребню, идущему от перевала Водопадный: снегу тут меньше, вероятность лавин небольшая, а также имеется много безопасных мест для ночлега. Также стоит учитывать, что верхняя часть подъёма визуально скрадывается, а снизу имеется соблазн выйти на седловину без лишнего набора высоты. Безопасно сделать этого, увы, нельзя, так что не бойтесь набрать лишнего! При спуске с перевала Мушкетова до МАЛ рекомендуем действовать по правилу: «При любом сомнении в выборе пути, держись левее». А также учесть то, что, реализовав соблазн использовать правый ранклюфт ледника Москвина для спуска в МАЛ, вы упрётесь в ледово-скальный опасный сброс, завершающийся озером.
  10. При восхождении на пик Евгении Корженевской кроме хорошей акклиматизации и погоды порекомендуем отличное знание детального описания восхождения всеми участниками. Так же в режиме автономного восхождения (в отсутствие работы МАЛ и набитой тропы) в независимости от уверенности хождения каждого восходителя использовать на гребне связочную верёвку непрерывно. Так как даже при исхоженности маршрута после сезона на гребне под снегом имеются скрытые полости.

Общие рекомендации:

  1. Стратегически стоит понимать, что на маршруте имеется ряд «ловушек» в ситуации плохой подвижности кого-либо из группы. Если в верховьях ледника Федченко спас работы возможны с прохождение перевала Кашал-Аяк, то вот выход из долин рек: Аюджилга, Мушкетова, Москвина с тяжелобольным в условиях туристкой группы представляются малореальными. Поэтому возможность вызова вертолёта, надёжной страховой компании, а также очень толкового координатора с опытом горных походов и знанием маршрута чрезвычайно необходимы. Также стоит учитывать риски выхода из строя спутникового аппарата, и, например, как мы иметь запасной аппарат.
  2. При выборе сроков путешествия стоит знать, что во второй половине августа температура падает, а погода становится менее стабильной. В свою очередь МАЛ, какие бы сроки работы не заявлял ранее, ориентируется на клиентов. Небольшая статистика говорит о том, что график работы сложившийся у МАЛ: с середины июля по середину августа. Иными словами, если позволяет время, то самым благоприятным периодом для прохождения походов является период с 15 июля по 15 августа.
  3. Учтите, что район проведения похода является сейсмически активным (как это было в этом году) и даже если всё со здоровьем участников будет отлично, то вылет вертолётом может остаться актуален и в этом случае.

Таковы наши рекомендации будущим группам, избравшим районом проведения похода Памир. Верим, что при прохождении маршрутов в будущем, горы будут так же благосклонны к Вам, как и к нам! Аминь.

3. Материальное обеспечение похода

3.1 Снаряжение

Основная логика выбора снаряжения, взятого в данный поход, была сформирована исходя из опыта предыдущих походов и дополнена в соответствии с предполагаемыми особенностями района.

Всё снаряжение мы делим на несколько блоков: Бивуак, Кухня, Верёвочное, Электроника и Прочее. Мы не будем отдельно останавливаться на каждой взятой позиции, поскольку в каждом конкретном случае придётся описывать слишком большую совокупность факторов в том числе и субъективных, начиная от финансовых возможностей индивидуальных участников и кончая личными предпочтениями руководителя.

В целом, список снаряжения, за исключением нескольких концептуальных позиций, совпадает со стандартным набором снаряжения для походов старших категорий. Мы по блокам приведём список всего взятого снаряжения и откомментируем некоторые единицы во избежание вопросов и остановимся на вещах, подобранных специально под район, и на проблемах, с которыми нам пришлось столкнуться во время прохождения маршрута.

1. Бивуак

Наименование

Кол-во

Вес

Комментарий

Палатка Marmot Limelight 4P

1

4,20

  1. Весьма устойчивая палатка при необходимости способная вмещать 6 человек, аналогов вес/жилой объём/качество/стоимость мы не нашли, для утепления нашили юбку. 4.9 кв.м.

Ремонтный набор

1

0,50

см.список ремнабора

Дуги запасные

1

0,15

Два звена для палатки

Аптека основная

1

2,20

см.список медика

Аптека первая помощь

1

0,60

Аптека Ампульная

2

0,30

Расходники медицинские

1

0,62

Лавинная Лопата

1

0,45

Итого:

9,02

Количество ампульных аптек и лавинных лопат по количеству связок. В остальном вполне стандартный набор, наследованный из предыдущих походов. Очень рекомендуем нашивать юбку на лёгкие палатки типа Marmot Limelight.

2. Кухня

Наименование

Кол-во

Вес

Комментарий

Скороварка 5.0

1

2,44

Скороварка марки Bierhoff, с привёрнутым болтами радиатором сбора тепла от кастрюли MSR Reactor.

Половник

1

0,11

Разделочная доска

1

0,11

Костровой мешок с мелочами

1

0,17

Reactor+Б.Кастрюля

1

1,28

Большая кастрюля использовалась для чая.

Горелка MSR Reactor

2

0,40

Всего в походе у нас было 3 горелки
MSR Reactor

Моющее средство, губка

1

0,20

Итого:

4,71

Комбинация горелки реактор + скороварки показывает себя очень хорошо, позволяя готовить блюда любой сложности с оптимальной скоростью, не взирая на температуру и высоту. Система была уже протестирована нами в предыдущих походах (Дугоба 2013, С-З Памир 2014, Высокий Алай 2015). С горелками Reactor и в этом походе были те же сложности что и в предыдущих походах. Дублируем информацию о их использовании ниже в 6 подпункте.

3. Верёвочное

Наименование

Кол-во

Вес

Комментарий

Верёвка 9мм статика чёрная 80м

1

4,3

Карабины Венто

8

0,36

Общественные карабины, брались максимально лёгкие

Набор полуоттяжек 5 шт

1

0,36

Набор крючьев + карабин

1

0,65

Петли

3

0,85

3 широкие петли разной длины

Расходник стропа 10м

1

0,37

Итого:

6,89

В целом стандартный набор. Вопрос диаметра основной верёвки весьма спорный. Понятно, что чем толще верёвка, тем спокойнее. Единственное про что не стоит забывать, так это про то, с какой скоростью верёвки умирают. И тут наша позиция проста – лучше новая 9ка, чем старая 10ка. Очень приятный фактор – уменьшение веса верёвок, их стоимости и возможность использовать не крутящие верёвку и не тяжёлые спусковые устройства на обледенелой верёвке.

  1. 4. Электроника и прочее

Наименование

Кол-во

Вес

Комментарий

Рации Midland GXT-1000

3

0,69

Спутниковый телефон 1

1

0,31

Спутники THURAYA одинаковые, учтены с гермочехлом, ко второму дописаны все дополнительные аккумуляторы

Спутниковый телефон 2

1

0,65

Солнечная батарея 6ВТ

1

0,36

Фотоаппарат групповой

1

0,40

GPS Etrex 20

1

0,21

Батарейки (литий + щелочь)

60

1,80

Зарядный блок от АА+комплект проводов к нему

2

0,10

Источник питания от 2 батареек АА, позволяющий заряжать произвольные устройства в том числе напрямую питать спутник

Комплект карт и описаний

1,50

Безмен

0,04

Итого:

6,06

В связи с привычкой большинства участников иметь с собой плеер и умиранием индустрии плееров и колонок на батарейках перешли на зарядные блоки АА, позволяющие как иметь безотказный аккумулятор спутника, который, в теории, можно найти на любом конце географии, так и не отказываться от нашей маленькой слабости послушать музыку вечером. Солнечная батарея позволяет как экономить объём используемых батареек, так и повышает запас прочности на случай возможного отказа блоков питания.

Из-за того, что спутниковые телефоны странным образом любят не работать в некоторых районах по пока не установленным нами причинам берём два спутника. В том числе это бережёт нервы наших родных, в случае если один из спутников по тем или иным причинам умрёт или откажет. Перед походом перепрошили спутники и пользовали их с сим-картой MTS, на которой был активирован полный международный роуминг. Это решило проблему в Москве, но на маршруте они всё равно капризничали.

Итого на группу из 4 человек суммарный вес снаряжения 26,7 кг.

5. Список ремнабора

По традиции мы не любим таскать с собой ящик мелочёвки, назначение которой не ясно даже самому реммастеру. Поэтому при сборе мы исходили из логики проблема решение. У участников группы были рюкзаки разных марок, в связи с этим снаряженец дал поручение перед походом каждому подготовить про запас наиболее уязвимые части фурнитуры. Сразу стоит сказать, что в конечном итоге получилась косметичка на молнии весом не более 500 грамм.

Вот её содержимое:

  • маленький мультитул с плоскогубцами
  • нитки, иголки разных калибров
  • клей супер-момент 2шт
  • скотч армированный 1/2рул
  • заплатки для палаток баск
  • трубка алюм для ремонта дуг 2шт разного диаметра
  • фасты, пряжки, стропа рюкзачная
  • липучка
  • пара собачек для молнии
  • надфиль Маленький
  • зажигалка
  • наконечники на палки и кольца для снега
  • проволока

6. ремнабор для реактора (отвёртка-звёздочка torx t20, ключ на 5.5мм)

Инцидент с горелками MSRReactor

Как уже упоминалось выше, мы доверили приготовление пищи в походе устройствам марки MSR, взяв с собой три горелки MSR Reactor. Этот выбор обусловлен низким весом и высокой мощностью устройств, однако в этом походе мы столкнулись с неприятностями, которых никак не могли предусмотреть при сборах в Москве… Дело в том, что на акклиматизационной части похода (в Фанских горах) у нас вышел из строя первый реактор, а в основной части на Памире постепенно пришли в негодность ещё две горелки.

Описывая ситуацию более подробно, сразу следует указать, что мы использовали знакомый нам газ марки Kovea, и при готовке чередовали кастрюлю, идущую в комплекте, и скороварку, никак не приспособленную к форме горелки. На десятый день похода у дежурного в момент приготовления пищи одна горелка просто не зажглась. То есть она не шипела - газ не шёл. В середине похода у нас отказывает вторая горелка. Симптомы одни и те же: никаких видимых повреждений, газ просто не идёт.

После поломки первого реактора в Фанах, была предпринята попытка починить его с помощью подручных средств, которая завершилась успехом, но полностью уничтожила презентабельность внешнего вида горелки. И из него почему-то пахло газом во время работы… Позже, между походами, знающему человеку в Москве было поручено разобрать такую же горелку, и прислать инструмент, который понадобится для её более аккуратного разбора на случай повторения поломки.

Инструмент: отвёртка-звёздочка torx t20, ключ на 5.5мм с загнутым концом и колпачок для выкручивания золотников, слегка доработанный надфилем. Суть нашего «ремонта» заключалась в удалении клапана, который находится внутри горелки, сразу после резьбовой части присоединения баллона. Чтобы это сделать, нужно открутить три винта на нижней части горелки, затем отделить решётчатую верхнюю часть от чёрной нижней, затем гнутым ключом открутить 3 гайки на 5.5мм крепления резьбовой части присоединения баллона. Сам из себя клапан представляет конический поршень с пружинкой. Как он работает, мы так и не выяснили, но после его удаления в 100 случаев сломанная горелка снова начинает работать.

Таким образом, из всех пришедших в негодность горелок были вынуты эти клапана, и мы смогли закончить маршрут без нарушения графика горячего питания.

Раздел подготовлен Дмитрием Коняхиным для отчёта 2014г.

3.1 Медицина

Собранная аптечка по наставлениям всех известных гуру медицины горного туризма и здравого смысла вечно не влезает в рамки разумного веса. Каждый порыв бороться с этим приводит к критическим минимумам в её составе. Но такое себе мы позволяли только на небольшом кольце или на восхождении.

Пройдусь по всем разделам аптечки.

  1. Основная (Куда входят все таблетки, которыми производится курс лечения, антисептики и крема)
  2. Экстренная (Аптека первой помощи, тут таблетки первого и скорейшего применения, тоже есть антисептики, ампулы обезболивающего и шприцы, перевязка)
  3. Ампульная (весь имеющийся ампульный набор)
  4. Перевязочный набор (бинты, салфетки)

Самое главное, без чего мы не ходим – ампулы и бинт под каской. Туда входят дексаметазон, кеторол и лазикс. Не забываем, шприц и спиртовую салфетку.

Опыт прошлых походов не разрешает экономить на ампулах и шприцах. Таблетки значительно урезали. Рассчитывая, что проблем с пищеварением у трёх участников точно быть не могло из-за длительного пребывания в Азии. Набор лекарств по этой части собрали только для Ильи.

Проблем с органами дыхания не было, а именно они забивают аптечку своими тюбиками и спреями. Считаю, сократить все до Биопарокса. А при болях в горле пользоваться полосканиями раствором фурацилина.

Мази в походе были необходимы лишь для заживления сбитых ног. Стоит отметить, ничего так не заживляет натёртости, как вода и мыло. Так что не ленимся и моем ноги в лужицах на ледниках.

В этом году состав группы был настолько мал, что болеть никому из участников категорически не позволялось.

Промах подкрался с неожиданной стороны. Мы покупаем аналоги Zuko в Душанбе, под названием Trix, у них миллион вкусов с витамином C. Эта штука поднимает настроение и даёт немного сил в течение дня. К перевалу Мушкетова мы уже на них плотно «сидели» и употребляли их постоянно. Имеются большие подозрения на злотворное влияние этих растворимых соков. У нескольких людей присутствовали сильные спазмы в желудочно-кишечном тракте, предположительно, после обильного употребления концентрированных соков. Рекомендуем воздержаться от их употребления.

Бороться с размером аптечки мы будем продолжать.

Следите за развитием событий в следующих отчётах.

Раздел подготовлен Светланой Гусловой.

Картографический материал

Карта маршрута
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru