Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиро-Алаю (Кичик-Алай) в августе 2012 года
Благодарности!
Наша группа исходно планировала поход в совершенно другом районе – на Восточном Памире. Район этот совершенно безопасен, поэтому мы даже не прорабатывали резервный маршрут. Но события июля-августа в Хороге вызвали закрытие киргизско-бадахшанской границы за сутки до ее предполагавшегося пересечения. Поэтому в последний момент нам пришлось полностью поменять маршрут и даже район. Нитку запасного варианта за 2 суток до отъезда нам посоветовал А. Лебедев. А встреченная в Оше И.Иванова проконсультировала нас по особенностям перевалов и района в целом. Огромная благодарность им обоим, без них этот поход не состоялся бы вообще.
Также благодарим МКК ФСТ-ОТМ за выпуск группы на этот маршрут в срочном порядке.
Особая благодарность турфирме «Ош Трэвел» (Ош, Кыргызстан), ее директору Ладе Хасановой и ее персоналу (Оле, Матину и всем остальным). Они сделали все от них зависящее, чтобы помочь нам в сложившейся ситуации.
Мургабскую ассоциацию экотуризма и лично Убайдуллу Мамадиева благодарим за все, что они сделали, чтобы мы могли сделать поход на Памире. Не их вина, что из-за событий в Хороге Киргизско-Таджикская граница на перевале Кызыл-Арт оказалась закрыта.
Введение
Данный маршрут был предложен нам А. Лебедевым как аварийный вместо Памира при закрытии таджико-киргизской границы. А также для восстановления возможности сделать в Кичик-Алае полноценную 5-ку. В последние годы с этим были проблемы, поскольку некоторые ранее пройденные перевалы 3А со временем были «раздеты».
Из туристов наибольший вклад в развитие района внесли москвичи (ТК МАИ, Вестра), киевляне, калужане.
Результаты похода следующие. Пройден сложный и протяженный маршрут, включающий 11 локальных препятствий (из них 1 – дважды в разных направлениях). 2 перевала 3А к.с. (оба - второпрохождения), 1 – 2Б, 2 – 2А, 3 - 1Б, 2 – 1А, 1 – н/к. 2 перевала – второпрохождения, 3 пройдены в режиме первопрохождения, поскольку никаких описаний по ним не сохранилось. По результатам прохождения группа считает, что поход соответствует V категории сложности.
I.Общие сведения
1.Проводящая организация
Московский Городской Центральный Туристский Клуб, ул. Б. Коммунистическая, д.17а.
2.Район, подрайон, массив похода
Памиро-Алай, Кичик-Алай.
3.Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризма
Категория сложности
Протяженность активной части похода, км
Продолжительность
Сроки проведения
Общая
Ходовых дней
Горный
пятая
215 (в зачет –174)
21
19
август 2012
4.Подробная нитка маршрута
4.1 Заявленный маршрут
Москва – Ош – Мургаб – р. Базардара – пер. Томских туристов (2А) – пер. Кедр (2Б) – р. Караджилга - пер. Сибирь(3А) - р. Акджилга - пер. Стрежевой (2Б ) - р.Акджилга Сев. – пер. Липатова (3А) - пер. Разведчиков (3А) - пер. N7(2А,п/п) - р. Казанкуль Ю. - пер.N12 (2А,п/п) - р. Акджилга. Сев.-пер.N18а(2Б,п/п) - р. Витасаиф - пер. Суйды(1Б) - р. Караджилга -пер.N11(2А,п/п) - р. Базардара – Мургаб – Ош
4.2 Пройденный маршрут
Москва – Ош – р. Кичик-Алай Вост. – угольный карьер - пер. Акарт (1Б, 4522, сн-лд-ос) – л. Акарт – пер. Ак-тюбе Вост (1Б,4600, сн-лд-ос) – л. Ак-тюбе – пер. Озерный (1А, 4010, ос) – р. Карагой – л. Карагой Зап. – л. Карагой Ц. – пер. Карагойский ледопад (3А,4600, сн-лд-ос, 2/п) – р.Белалма – р. Кичик-Алай Вост. – угольный карьер – р. Зор-Кумтор – л. Кумтор Вост. – пер Седло скобелева (5000)+ пик Скобелева Зап (2Б,5050, сн-лд, рад) – л. Кумтор Вост. – пер. Кумторская стена Зап. (3А, 4750, сн-лд-ос, 2/п) – озера Дамджайлоо – пер. Спартак (2А, 4650, сн-лд-ос) – л. Кара-сель - р. Кара-сель – пер Кичик-Алай + р. Кичик-Алай Вост. (н/к, 4100, ос-тропа, рад) - р. Кичик-Алай Зап. – р. Андалай – пер. Стрекоза (2А, 4460, сн-лд-ос) – л. 183 – пер. Зебра (1Б,4360, сн-лд-ос) – оз. Тегермеч – р. Тегермеч – пер. Абшир (1А, 3628, тропа) – р. Абшир-сай – Ош – Москва.
5.Определяющие препятствия маршрута
Вид препятствия
к.т.
Характеристика препятствия
Путь прохождения
Пер. Карагойский ледопад
3А
10.08.2012
Выход в 6-00.
Выходим на открытый ледник и двигаемся к подножью перевального взлета. На подходе ледник становится закрытым, связываемся и начинаем подъем по снегу по центру. Набор – 120 м, крутизна – 25 гр. Небольшой ледовый лоб обходим справа. Перед стеной участок натечного льда около 30 м. Проходим его с попеременной страховкой и выходим к левому по ходу краю стены, где она имеет наименьшую высоту. Подъем начинаем по внутреннему углу. Крутизна 70-100гр, зимний лед, 50 метров перил, 8 промежуточных буров, верхняя станция на 2 ледорубах на наклонной снежной полке над стеной. Для уменьшения риска попадания под ледовый обвал станцию делаем под кулуаром второй стены, где ничего не нависает. Полка широкая, удобная для сбора группы. Рюкзаки вытаскиваем отдельно.
Отсюда 50 метров перил по ледовому кулуару вверх-вправо на следующую ледовую полку. Крутизна 50-80гр., две промежуточные точки, станция на бурах. Полка прикрыта ледовым нависанием от обвалов. Часть веревки проходит под неприятным ажурным сераком, но погода уже испортилась и ледовые обвалы маловероятны. Часть рюкзаков вытягиваем.
Далее траверс по полке 30 метров вправо за угол. Отсюда снежно-ледовый склон 30-70 гр., 35 метров, одна промежуточная точка, станция на ледобурах. Обходим третий ярус стены и выходим на нижний край основного разлома верхней части ледопада. Удобная широкая снежная полка.
Спускаемся дюльфером в разлом, пересекаем его и поднимаемся на его верхний край. Ледовый отвес 3м, станция на ледобурах. Отсюда 15 метров вверх по пологому ледовому склону и 40 метров влево по ледовому перу между двумя крупными разломами. Выходим на снежный склон с трещинами крутизной 30гр. Склон проходится траверсом вправо с пересечением продольной трещины, затем вверх на край плато. 50 метров перил, станция на ледобурах. На перевале в 14-50.
Седловина – снежно-ледовое плато, тура нет.
Связываемся и начинаем спуск с одновременной страховкой по центру. Плато начинает наклоняться на юг. Впереди нунатак. Справа от него ледник обрывается осыпями, слева – продолжается. Погода испортилась, видимости нет, снег с дождем. Встаем на стоянку в мульде около морены у нунатака в 16-10.
11.08.2012
Выход в 8-00. Спускаемся по крупной, средней и мелкой живой осыпи справа от нунотака (камнеопасно!) с выходом в карман левой боковой морены. Затем по карману морены обходим бараньи лбы слева. Отсюда по средней и мелкой осыпи вниз на травянистые террасы. Здесь удобные места для ночевок, вода, от места ночевок 1,5 часа ЧХВ. Далее продолжаем спуск сухим руслом ручья вдоль правого борта долины. Склон травянистый и мелкоосыпной. В нижней части склона забираем вправо и выходим на автодорогу у моста к кошу на противоположном берегу. На дороге в 12-00.
С л. Карагой Центр. (р. Карагой) на р. Белалма (р. Кичик-Алай Вост.)
Пер. Кумторская Стена Зап.
3А
17.08.2012
В 11-00 начинаем обработку перевального взлета. Склон по большей части ледовый, местами закрыт снегом. Крутизна – 30-50гр. Справа и слева ледовые сбросы. По центру – широкий ледовый желоб, по которому регулярно идут лавины с заснеженной верхней части склона. Навешиваем 4 веревки по орографически правому борту желоба на ледобурах. Крутизна – 40-50гр. Лед зимний.
18.08.2012
Весь день переменная облачность.
Выход в 06-30. По навешенным с вечера веревкам начинаем подъем на перевал. Затем навешиваем еще 3 веревки прямо вверх по снегу, станции на ледорубах, крутизна – 35-40гр., есть трещины. Затем крутизна вновь увеличивается до 50 гр., лед. Восьмая-одиннадцатая веревки на ледобурах. Забираем правее. Девятая веревка пересекает верхний бергшрунд. На одиннадцатой веревке в 12-30 выходим на седловину.
Седловина – небольшое снежное плато со скальным разрушенным гребнем по южному краю. Тур на камнях справа. Снимаем записку первопроходцев – группы Лебедева.
Спуск начинаем в 14-00 в направлении ледника N85. На юг ведет крутой камнеопасный осыпной кулуар, в верхней части покрытый натечным льдом.
Навешиваем 50 м. перил на скалах (петля), затем спускаемся вдоль правого борта кулуара по мелкой и средней осыпи тремя тройками с большим интервалом и наблюдением. Справа примыкает более широкий и пологий кулуар. Уходим в него и спускаемся на ледник N 85 по крупной и средней осыпи.
Ледник пологий, открытый, затем – зачехленный. Идем вдоль правого борта, затем по правой морене спускаемся к ручью. Дальше идем по травянистым террасам, обходя озера справа.
В 17-30 встаем на ночлег на берегу нижнего озера.
С л. Кумтор (р. Зор-Кумтор) на озера Дамджайлоо
6.Состав группы
N
Ф.И.О.
Опыт
Обязанности в походе
1
Кодыш Вадим Эмильевич
6ГР, 6ГУ
Руководитель
2
Дорожкин Алексей Викторович
4ГУ Памиро-Алай, 4 ГУ Тянь-Шань
Снаряженец
3
Киселев Платон Георгиевич
3 с эл. 5 ГУ Памир, 4ГУ Тянь-Шань
4
Новожилов Сергей Владимирович
4ГУ Памиро-Алай, 1 ПР
Штурман
5
Рачинская Ирина Станиславовна
3 с эл. 5 ГУ Памир, 4ГУ Памиро-Алай
Завхоз
6
Резонтов Артем Викторович
4ГУ Памиро-Алай
Летописец
7
Стеценко Михаил Сергеевич
4ГУ Памиро-Алай
реммастер
8
Чистякова Мария Сергеевна
5ГУ Памиро-Алай, 2ГР Тянь-Шань
медик
9
Шилин Роман Дмитриевич
3ГУ, Памиро-Алай
финансист
Еще 1 заявленный участник в последний момент отказался от участия в походе по семейным обстоятельствам.
Также 1 заявленный участник получил травму в акклиматизационном походе непосредственно перед началом нашего маршрута и не смог в нем участвовать. Об этом МКК была своевременно поставлена в известность.
7.Адрес хранения отчета
Библиотека МГЦТК, ул. Солженицына, д.17а
8.Поход рассмотрен МКК МГЦТК.
II.Содержание отчета
1.Общая смысловая идея похода
Целью похода была смена района по причине закрытия таджико-киргизской границы в результате боев в Хороге. В связи с этим нам не удалось попасть в Северо-Аличурский хребет, где мы планировали проходить маршрут. В результате маршрут готовился в аварийном порядке. Были запланированы (и совершены) второпрохождения 2 определяющих перевалов (Карагойский ледопад и Кумторская стена Зап.), подтверждающие их категорию. Также запланировали первопрохождение перевала уровня 1Б в северном отроге Кичик-Алайского хребта восточнее озера Тегермеч. Однако на месте выяснилось, что это перевал был пройден группой из Новосибирска (руководитель М.Таракановская) в 2007г и назван Зебра. Также планировалось исследование перевала Абшир и долины р. Абширсай, информации по которым не было. Впоследствие выяснилось, что их прошла группа Н. Соболевой (Москва) в 2009г.
Однако группе все же удалось пройти весьма сложный и длительный маршрут по недостаточно исследованному району. Группа считает, что маршрут по итогам прохождения соответствует 5 к.с.
Исследовательские задачи также были выполнены.
2. Краткий обзор района
2.1. Климат и погода. Ледники
Район всегда «славился» нестабильной погодой. В частности, у нас погода была «стабильно нестабильна» Две первые недели маршрута погода менялась по следующему графику:
- c утра ясно до 13-00 - 14-00
- затем дождь до 16-00 – 17-00 (наверху – снег)
- перерыв в дожде 1-2 часа
- снова дождь до ночи.
График движения пришлось подстраивать под такую погоду.
Однако последнюю неделю маршрута погода исправилась. Теперь в первой половине дня было ясно, во второй – переменная облачность.
Лавиноопасность во время нашего похода была небольшой. Однако это, видимо, связано с незначительным количеством снега в этом году. Практически все известные нам отчеты пишут о значительно большем его количестве.
2.2. Породы и рельеф
Район поразил нас количеством осыпей и морен. По этим показателям он не уступает Памиру. Размеры их колеблются от живой мелкой осыпи до завалов из огромных глыб. И идти по ним иногда надо часами. Это необходимо учитывать при планировании маршрутов.
2.3. Перспективные объекты
Погода не слишком способствовала разведке перспективных перевалов. Однако мы обратили внимание на несколько интересных седловин уровня 3А-3Б, параллельных перевалу Кумторская стена Зап., и находящихся восточнее него.
При хорошей погоде интерес может представлять восхождение на вершину Узловую (4939) с плато пер. Карагойский ледопад по центру крутого снежно-ледового склона.
2.4. Варианты и проблемы въезда-выезда
Нами были опробованы 2 варианта.
Заезжали мы в район по долине р. Кичик Алай Вост. После начала разработки угольных карьеров на левом берегу реки выше притока Зак-Кашкасу дорогу привели в порядок. Любой джип может проехать до конторы карьера на берегу р. Зак-Кашкасу. От Оша около 6 часов, 120 км. Дальше, до р. Кичи-Кумтор 7-8 км можно подъехать на самосвале, приехавшем за углем. В конторе есть спутниковый телефон Thuraya.
Выезд из района осуществлялся вниз по долине р. Абшир-Сай до шоссе и дальше в Ош. Джип может подняться по долине до озера. Выезд занял около 3 часов.
Транспорт.
Авиатранспорт.
Количество рейсов Ош-Москва и выполняющих их авиакомпаний стабильно растет. Уже сейчас в сезон ежедневно летит не менее 3 рейсов :
«Кыргызстан», Bishkek Air, Уральские авиалинии и т.д.
Автотранспорт.
Заказать машину в Оше сложностей не представляет. Компания «Ош трэвел» предоставляла нам микроавтобус повышенной проходимости Ssangyong Istana вместимостью до 10 пассажиров с рюкзаками. Цена была 0.5-0.6$ за километр дороги в зависимости от ее качества. Учитывался километраж туда-обратно.
Вьючный транспорт.
В кошах есть ишаки и лошади. По-видимому, их можно нанять.
2.5 Турфирмы
Мы пользовались услугами фирмы "Ош трэвел". Остались очень довольны! Фирма не только выполнила вовремя и качественно все заказанные нами услуги, но и старалась помочь нам во всем.
2.6. Регистрация и пропуска
Как известно, на территории Кыргызстана гражданам России при пребывании менее 30 суток не требуется регистрация. При въезде обязательно надо проследить, чтобы пограничники поставили штамп в загранпаспорт. Если Вы въезжаете по внутреннему паспорту – по словам пограничников достаточно сохранить билет. При выезде они проверят дату въезда по паспорту или билету. Для пребывания на Кичик-Алайском хребте и прилегающем районе Алайского погранпропуска не требуются. Также не требуются пропуска для заезда-выезда в район с юга по Алайской долине.
2.7. Проживание и питание
В Оше мы жили в гостевом доме «Канышай» (2-х и 3-хместные номера), поскольку все места в гостевом доме принимавшей нас фирмы «Ош трэвел» были зарезервированы. Нам понравилось, но это не самое дешевое место в городе -18$ с человека в день. В стоимость проживания входил завтрак, остальная еда – в городе. Разнообразных заведений общественного питания множество. Можно выбрать на любой вкус и карман. Городскую заброску оставляли в «Ош трэвел». Там же пользовались интернетом.
Гостеприимство пастухов в верхних кошах, которые мы проходили – одинаково с таджикским – угощали всюду.
3.Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Варианты заезда-выезда в район описаны выше в кратком обзоре. Они же являются аварийными выходами.
В связи с тем, что оба определяющих перевала были второпрохождениями – были предусмотрены запасные варианты. Они приведены в таблице.
1
вместо перевала Карагойский Ледопад
Вариант 2Б, пройденный группой И. Ивановой (Вестра, 2009)
2
вместо перевала Кумторская стена
Пер. Дамджайлоо 2Б
Было предусмотрено регулярное сообщение в Москву о движении по маршруту со своевременным извещением МКК при переходе на запасные и аварийные варианты. В качестве средства оперативной связи был взят телефон стандарта Тюрайя.
4.Изменения маршрута и состава группы и их причины
Первоначально мы планировали совершенно другой маршрут. Он должен был проходить на Восточном Памире. Но за сутки до планируемого выезда из Оша на Памир киргизско-бадахшанская граница была закрыта в связи с событиями в Хороге. В связи с этим нам пришлось срочно менять район.
Подозрения о возможности такой перспективы возникли у нас за неделю до этого, но шансы возникновения таких проблем всеми оценивались весьма низко. Так что на всякий случай мы проконсультировались с А. Лебедевым о возможном маршруте на Кичик-Алае и предварительно обсудили его в МКК.
Но заранее менять район и полноценно защищать этот вариант в МКК все считали ненужным. В результате мы только после закрытия границы сообщили в МКК об окончательном переходе на запасной вариант и получили согласие на это.
Так же за 3 суток до выхода на наш маршрут в акклиматизационном походе по Памиро-Алаю получила травму ноги участница Никифорова. В результате она не смогла участвовать в походе.
В конце определяющей части маршрута, на подходе ко второй дневке, у руководителя произошло обострение осложнения от старой травмы. В результате сначала со всей группой в рамках забора заброски, а затем - в сопровождении 2 участников он через перевал Кичик-Алай (н\к, 4100) налегке вернулся к угольному карьеру, откуда уехал в Ош и далее в Москву.
На оставшейся части маршрута (перевалы Стрекоза 2А, Зебра 1Б, Абшир 1А) группой руководила участница Чистякова М.С., имеющая право руководства перевалами такой категории. Эти изменения были своевременно согласованы с МКК по телефону.
5.График движения
День пути
Дата
Участок пути
Путь, км (в зачет)
ЧХВ,
часы
Характеристика пути
Метео-условия
1
04.08
Ош-угольный карьер – устье р. Кичи-Кумтор – исток р Кичик-Алай Вост. (рад)
11(4.5)
2-10
а/м
Ясно
2
05.08
М.н. - исток р Кичик-Алай Вост. – Южный цирк пер. Акарт
8.5(3)
2-30
Тропа
Ясно, вечером - дождь
3
06.08
М.н. – пер. Акарт (1Б,4522,сн-лд-ос) – л.Акарт – пр. приток р. Акарт.
8
6-10
Травянис-тые склоны, морены, осыпи, переправа
Ясно
4
07.08
М.н. – пер. Ак-тюбе Вост.(1Б, 4600, сн-лд) – л. Ак-тюбе – р. Ак-тюбе
13
8-35
Закрытый, открытый ледник, снежно-ледовый склон, морены, осыпи, переправы
Закрытый и открытый ледник, снежно-ледовый склон, морены, осыпи, бараньи лбы, переправы, тропа
Ясно
20
23.08
М.н. - р. Тегермеч – подъем под пер. Абшир
20.5
7-10
Тропа, дорога
Ясно
21
24.08
М.н. – пер. Абшир (1А, 3628, тропа) – р. Абшир-сай – г. Ош
21.5
7-35
Итого
21 день
215.5(174)
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
Техническое описание дано с разбивкой по дням. Километраж дан с учетом коэффициента 1.2. Участки, пройденные радиально, учитываются с коэффициентом 0.5. Высоты даны по топографической карте, при возможности уточнены по GPS. Время указано чистое ходовое.
6.1 День 1 04.08.2012 г. Ош - угольный карьер на р. Кичик-Алай Вост. – устье р. Кичи-Кумтор – рад. выход к истоку р. Кичик-Алай Вост.
Общая протяженность пути: 11 км (4.5 – в зачет)
Начало активной части маршрута на высоте 3670м.
Перепад высот: +360-360.
Ходовое время: 2-10.
Ночевка на высоте 3640м.
Днем ясно, вечером – дождь.
Из Оша (гостевой дом «Конышай») выехали около 06-00 на микроавтобусе SsangYong Istana турагентства «Ош трэвел», оставив в «Ош трэвел, городскую заброску. До поселка Папай – асфальт. Дальше – грунтовка. После поворота в долину р. Кичик-Алай Вост. дорога становится хуже.
По дороге оставили заброску в коше у устья р. Шала (Чале по другим источникам).
К 12-00 доехали до конторы угольного карьера. Дальше микроавтобус проехать не мог, и мы договорились, что самосвал-углевоз довезет нас до устья р. Кичи-Кумтор. От самого верхнего угольного карьера туда есть колея. Отсюда перетащили вещи к поляне в устье безымянного левого притока р. Кичик-Алай Вост. и поставили лагерь.
В 15-00 вышли относить вторую заброску под пер. Кичик-Алай. Скотогонная тропа к перевалу идет орографически левым берегом. Заброску положили на пастушьей ночевке у развилки троп к перевалам Кичик-Алай и Акарт и в 18-00 вернулись в лагерь. Решили завтра подходить под пер. Акарт не снизу по каньону, а от места заброски через боковую седловинку – такой путь считаем более удобным.
6.2 День 2. 05.08.2012 М.н. - исток р Кичик-Алай Вост. – южный цирк пер. Акарт
Общая протяженность пути: 8.5 км (3 – в зачет)
Перепад высот: +610 м.
Ходовое время: 2-30
Ночевка на высоте 4250м.
Утром ясно, днем и вечером – дождь.
Вышли в 9-00 – отсыпались после бессонной предыдущей ночи, когда перепаковывали продукты на новый маршрут и состав.
За 1.5 часа ЧХВ дошли до места заброски. Отсюда повернули под пер. Акарт. Остатки старой тропы по осыпным отрогам и моренам. За 1 час ЧХВ поднялись в верхний цирк. Ночевка на плоской морене в центре цирка.
Вечером в перерыве дождя акклиматизационный выход на 100 метров вверх.
6.3 День 3. 06.08.2012 М.н. – пер. Акарт (1Б, 4522, сн-лд-ос) – л.Акарт – пр. приток р. Акарт.
Пер. Акарт (1Б, 4522, сн-лд-ос). Соединяет долину р. Кичик-Алай Вост с долиной р.Акарт. Ориентирован север – юг. Южная сторона осыпная. Северная – снежно-ледовая, вверху осыпь. У перевала 2 седловины. Мы прошли восточную. Записка в туре не найдена.
Общая протяженность пути:8 км
Перепад высот: +272 м, -535м
Ходовое время: 6-10.
Ночевка на высоте 3987м.
Утром ясно, днем и вечером – дождь.
Выход в 06-00.
У перевала 2 седловины, их сложность с южной стороны на вид примерно одинакова. Выбираем восточную, поскольку на ней местами видны остатки скотогонной тропы.
Перевальный взлет – средняя и мелкая осыпь крутизной 20-25 гр. Набор – 180 м.
На перевале в 07-30. Седловина широкая, разрушенные скалы и осыпь. Есть тур без записки.
В 08-15 начинаем спуск. Остатки тропы по осыпи быстро уходят под снег и лед. Камнеопасно! Быстро одели кошки и спустились на закрытый л. Акарт.
По нашему мнению северная сторона западной седловины положе и безопаснее.
На леднике связываемся и вдоль правого борта за 40 минут спускаемся к первому озеру на слиянии ветвей ледника. Далее обходим озеро справа и пересекаем полностью заморененный ледник к правому борту. Большое озеро под ледником у правого борта обходим слева. Далее нам нужно было спуститься по руслу р. Акарт к устью первого правого притока. Высоту сбрасывать не хотелось, поэтому решили пройти траверсом правого осыпного склона. Это оказалось ошибкой. Там очень неудобная крупная осыпь. Обойти ее снизу – проще и быстрее.
В 14-00 вышли в висячую долину притока. Погода испортилась. Встали на ночевку на травянистой террасе.
6.4 День 4. 07.08.2012 М.н. – пер. Ак-тюбе Вост. (1Б, 4600, сн-лд) – л. Ак-тюбе – р. Ак-тюбе
Пер. Ак-тюбе Вост. (1Б, 4600, сн-лд). Соединяет ледник верхнего правого притока р. Акарт и ледник Ак-тюбе. Ориентирован восток – запад. Обе стороны – снежно-ледовые.
Общая протяженность пути: 13 км
Ходовое время: 8-35.
Перепад высот: +613 , -940м
Ночевка на высоте 3660 м.
Утром ясно, днем снег, вечером пасмурно.
Выход в 06-00.
Траверсируем моренные валы левого борта висячей долины к слиянию ее истоков. Отсюда по орографически правому истоку, а затем по карману правой боковой морены подходим под пер. Удачный. Карман завален осыпью. Здесь пересекаем морену и выходим на тело ледника. Ледник частично зачехлен и засыпан свежим снегом.
Связались и продолжили подъем вдоль орографически правого борта. У перевала несколько седловин. Пройдена только самая правая (южная). Идем на нее. На подходе к перевальному взлету – мульда с трещинами. От нее по снежно-ледовому склону крутизной 25-30 гр. в 12-00 поднялись на самую правую седловину. Набор высоты – 80 м.
Седловина узкая, разрушенные скалы. По центру – карниз на восток. Восточный склон – широкий кулуар. Сначала смерзшаяся осыпь, затем закрытый ледник, постепенно выполаживающийся. Камнеопасно! Путь спуска регулярно простреливается камнями со скал вершины 4923 справа и с оттаивающей верхней осыпи. Полчаса наблюдали за склоном. К счастью, погода испортилась, пошел снег, таяние уменьшилось. Поэтому решили начать спуск. Решили спускаться по одному, обходя карниз справа, затем траверсируя под ним налево, затем вниз по осыпи до ледника. Затем по леднику, уходя налево за скальный выход, куда не долетают камни. Выставили наблюдателя на скальном выходе. Часть спуска за поворотом не видна сверху, поэтому первый пошел с рацией и координировал начало спуска каждого следующего участника, когда предыдущий выходил из опасной зоны. Спуск начали в 12-30, прошли за полтора часа. В нижней части пересекли несколько небольших закрытых трещин.
Со спуска (ф.15) хорошо видно, что остальные седловины перевала еще более камнеопасны со стороны спуска. Так что выбор южной седловины оправдан.
Затем связались и пересекли ледник к левой боковой морене. Далее прошли вдоль нее до ледовых сбросов на повороте ледника и здесь перескли ледник поперек к правой морене (закрытые трещины!). Затем вдоль правой морены спустились до открытой части ледника и вышли на его центр. Ледник стал зачехленным. По поверхностным моренам дошли до языка и спустились с него вдоль правого берега ледниковой речки.
Здесь есть удобные песчаные площадки с маленьким озерком среди старых морен. Встали на ночевку в 17-00.
6.5 День 5. 08.08.2012 М.н. – пер. Озерный (1А, 4010, ос) – р. Карагой
Пер. Озерный (1А, 4010, ос)– соединяет правый приток. Р. Ак-Тюбе и р. Карагой. Ориентирован север-юг. Обе стороны осыпные.
Общая протяженность пути: 8 км
Ходовое время: 6-05
Перепад высот: +666м, -858м
Ночевка на высоте 3368м.
Утром ясно, вечером - дождь.
Выход в 06-00.
Пересекли морены к правому борту долины и подошли к моренным валам из цирка пер. Озерный. По ним поднялись в висячую долину и подошли под перевальный взлет пер. Озерный. Перевальный взлет – травянисто-осыпной, крутизна – 15-20 гр., набор высоты – 130 м. На перевал вышли в 08-30.
Седловина широкая, осыпная. Записки нет. На северную сторону - остатки карниза.
Спуск начали в 09-10 от правого края карниза по живой мелкой осыпи. До верхнего цирка.. В цирке умирающий ледничок. Пересекли его и спустились по средней осыпи к озеру в долине р. Карагой.
В 12-00 у озера. На орографически левом берегу пустой кош. Пасется скот. Тропы наверх идут по обоим берегам и обе выходят наверху к каньону. Но тропа по орографически правому берегу выглядит лучше. Приняли решение идти по правому.
Переправа через р. Карагой у ее впадения в озеро проблемы не представляет – река здесь разливается. Переправились и встали на обед.
Вышли с обеда в 14-00. До каньона мест для стоянки не нашли. Зато они есть на левом берегу. Решили переправиться обратно чуть ниже каньона. Глубина – чуть выше колена.
В 16-00 встали на ночлег на травянистой старой морене у реки. Тут же начался дождь.
6.6 День 6. 09.08.2012 М.н. – л. Карагой Зап. – л. Карагой Ц. Разведка пер. Карагойский ледопад
Общая протяженность пути:3 км
Ходовое время: 5-10
Перепад высот: +806м
Ночевка на высоте 4174 м.
Утром ясно. Днем и вечером - снег.
Выход в 06-00.
Переправляемся обратно. Уровень воды – чуть ниже, чем вечером.
Продолжаем движение по тропе. Тропа поднимается на бараньи лбы и упирается в стенку из камней. Видимо, ее сложили пастухи, чтобы скот не уходил наверх. Выше и ниже стенки – неприятные разрушенные скалы. Стенку пришлось развалить. Тропа выходит на орографически правый борт зачехленного ледника Карагой Центральный (или его старых морен, неясно) и теряется. Пересекаем моренные валы вправо, в направлении ручья, стекающего из под л. Карагой Западный, где видны травянистые террасы.
Тут опять обнаруживается тропа. Она идет левым бортом над ледником и уходит на травянистые террасы старых морен ледника Карагой Западный. От ледника Карагой Центральный они отделены небольшим слабовыраженным скально-моренным гребешком, начинающимся от мощного скального выхода внизу. Поднимаемся параллельно гребешку, пока он не начинает резко набирать высоту, превращаясь в хребет.
Здесь пересекаем его по разрушенным скалам и осыпи и спускаемся на ледник Карагой Центральный. Орографически левая часть ледника перекрыта моренами, правая – открыта. Впереди слева хорошо виден перевал Карагойский ледопад. Встаем на ночлег на плоской части срединной морены, 500 метров не доходя до перевального взлета в 13-20.
В перерыве снегопада высылаем связку на разведку подъема на перевал.
По результатам разведки выясняем, что перевальный взлет несколько упростился. Сейчас он состоит из снежно ледового склона крутизной около 20 градусов в нижней части и трех ярусов ледовых сбросов над ним. Что за ними – пока не видно. По бокам есть рантклюфты, но по ним явно регулярно происходят обвалы льда. Но между серединой и орографически правым рантклюфтом высота нижнего, наиболее мощного яруса уменьшается. Над этим же местом во втором ярусе есть кулуар. Прохождение третьего возможно справа по ходу сбоку.
Пер. Карагойский ледопад (3А, 4600, сн-лд-ос) – соединяет л. Карагой Центральный и ледник N292 в истоке р. Белалма. Второе прохождение. Первопрохождение было совершено в 2008г. группой С.Львова, отчет не составлялся, есть фотографии. Ориентирован север-юг. Южная сторона – вверху снежно-ледовая, ниже - осыпная, северная – снежно-ледовая.
Общая протяженность пути: 2.5 км
Ходовое время: 8-15
Перепад высот: +426, -248 м
Ночевка на высоте 4352м.
Утром ясно, днем пасмурно, вечером снег, дождь.
Выход в 6-00.
Выходим на открытый ледник и двигаемся к подножью перевального взлета. На подходе ледник становится закрытым, связываемся и начинаем подъем по снегу по центру. Набор – 120 м, крутизна – 25 гр. Небольшой ледовый лоб обходим справа. Перед стеной участок натечного льда около 30 м. Проходим его с попеременной страховкой и выходим к левому по ходу краю стены, где она имеет наименьшую высоту. Подъем начинаем по внутреннему углу. Крутизна 70-100гр, зимний лед, 50 метров перил, 8 промежуточных буров, верхняя станция на 2 ледорубах на наклонной снежной полке над стеной. Для уменьшения риска попадания под ледовый обвал станцию делаем под кулуаром второй стены, где ничего не нависает. Полка широкая, удобная для сбора группы. Рюкзаки вытаскиваем отдельно.
Отсюда 50 метров перил по ледовому кулуару вверх-вправо на следующую ледовую полку. Крутизна 50-80гр., две промежуточные точки, станция на бурах. Полка прикрыта ледовым нависанием от обвалов. Часть веревки проходит под неприятным ажурным сераком, но погода уже испортилась и ледовые обвалы маловероятны. Часть рюкзаков вытягиваем.
Далее траверс по полке 30 метров вправо за угол. Отсюда снежно-ледовый склон 30-70 гр., 35 метров, одна промежуточная точка, станция на ледобурах. Обходим третий ярус стены и выходим на нижний край основного разлома верхней части ледопада. Удобная широкая снежная полка.
Спускаемся дюльфером в разлом, пересекаем его и поднимаемся на его верхний край. Ледовый отвес 3м, станция на ледобурах. Отсюда 15 метров вверх по пологому ледовому склону и 40 метров влево по ледовому перу между двумя крупными разломами. Выходим на снежный склон с трещинами крутизной 30гр. Склон проходится траверсом вправо с пересечением продольной трещины, затем вверх на край плато. 50 метров перил, станция на ледобурах. На перевале в 14-50.
Седловина – снежно-ледовое плато, тура нет.
Связываемся и начинаем спуск с одновременной страховкой по центру. Плато начинает наклоняться на юг. Впереди нунатак. Справа от него ледник обрывается осыпями, слева – продолжается. Погода испортилась, видимости нет, снег с дождем. Встаем на стоянку в мульде около морены у нунатака в 16-10.
6.8 День 8. 11.08.2012 М.н. – р. Кичик-Алай Вост. – устье р. Зор-Кумтор. Забор заброски в устье р. Шала.
Общая протяженность пути: 13 км
Ходовое время: 5-05
Перепад высот: +220м, -1172м.
Ночевка на высоте 3404м.
Утром ясно, вечером дождь.
Выход в 8-00.
Спускаемся по крупной, средней и мелкой живой осыпи справа от нунотака (камнеопасно!) с выходом в карман левой боковой морены. Затем по карману морены обходим бараньи лбы слева. Отсюда по средней и мелкой осыпи вниз на травянистые террасы. Здесь удобные места для ночевок, вода, от места ночевок 1,5 часа ЧХВ. Далее продолжаем спуск сухим руслом ручья вдоль правого борта долины. Склон травянистый и мелкоосыпной. В нижней части склона забираем вправо и выходим на автодорогу у моста к кошу на противоположном берегу. На дороге в 12-00.
Дальше идем по дороге до устья р. Шала 1 час 10 мин. Здесь забираем заброску в коше и идем дальше по дороге до устья Зор-Кумтора.
Кичик-Алай Вост. переходим выше устья Зор-Кумтора, затем переходим Зор-Кумтор. Переправы нетрудные, ниже колена. Встаем на ночлег на ровной травянистой террасе на орографически правом берегу Зор-Кумтора в 14-50.
6.9 День 9. 12.08.2012 Дневка
6.10 День 10. 13.08.2012 М.н. – р. Зор-Кумтор - карман правой боковой морены л. Кумтор у осадкомера
Общая протяженность пути: 7 км
Ходовое время: 3-35
Перепад высот +592м
Ночевка на высоте 3996м.
Весь день заряды дождя и града с выходами солнца.
Выход в 9-55 в просвете дождя. Переправляемся вброд через Зор-Кумтор (ниже колена) и по орографически левому берегу по скотогонным тропам начинаем подъем. Тропа постепенно набирает высоту по травянистым склонам и террасам, затем уходит в карман орографически левой морены, откуда поворачивает направо в сторону озера Кумтор.
Отсюда мы пересекаем моренные гребни к правому борту ледника и выходим в карман правой боковой морены, чуть выше примыкания морены ледника Кумтор Вост. из-под перевала Д. Собянина, южнее осадкомера. Есть площадки, чистая вода.
В этот момент одному из участников становится плохо – это был первый случай загадочного заболевания типа известной «Фанской заразы», от которого затем страдало еще несколько человек. Симптомы – тошнота, слабость, высокая температура. Предполагаем, что получили его в коше во время дневки.
Решили встать на стоянку здесь в 14-30.
6.11 День 11. 14.08.2012 М.н. – северный цирк пер. Седло Скобелева. Обработка северного склона пер. Седло Скобелева
Общая протяженность пути: 6 км
Ходовое время:3-55
Перепад высот: +704м
Ночевка на высоте 4700м.
Утром – ясно, днем и вечером – пасмурно.
К утру заболевший ожил, но заболел следующий, правда, в более легкой форме. Решаем двигаться дальше по маршруту.
Выход в 8-30.
Начинаем подъем по левой боковой морене мимо осадкомера к леднику Кумтор Восточный (№308). Язык ледника обходим слева по мелкой и средней морене. Затем выходим на центр ледника по срединной морене. Подъем к высшей точке морены занял 2 часа ЧХВ.
Здесь ледник становится закрытым. Связываемся. Ледопад на повороте ледника обходим по склону слева (мелкие трещины!) и выходим на ровную часть ледника. В 14-00 подходим под перевальный взлет перевала Скоболева (4885) и встаем на ночевку.
Перевальный взлет – снежно-ледовый склон с перепадом высот 250 м с двумя большими бергшрундами. С вечера проводим обработку склона. Связка-двойка протоптала склон вверх до левого края первого бергшрунда. Затем прошла траверсом нижнего края бергшрунда направо и навесила 50 метров перил через бергшрунд и еще 50 м вверх по склону. Крутизна – около 30 гр., под снегом зимний лед, в верхней части он выходит на поверхность. Первая станция на ледорубах, вторая на ледобурах, третья – на фирновых крючьях.
Пер. Седло Скобелева (2Б,5000, сн-лд) – соединяет л. Кумтор Вост и л. N89 (р. Кекджар). Ориентирован север-юг. Южная сторона – осыпная, северная – снежно—ледовая. Нашей группой пройден радиально с севера при восхождении на пик Скобелева Вост.
Общая протяженность пути: 6.5 км (в зачет - 1.5)
Ходовое время:6-50
Перепад высот: +350, -1054м
Ночевка на высоте 3996м.
Весь день переменная облачность.
Выход в 07-00.
Поднимаемся в связках с одновременной страховкой под навешенные перила. Затем по перилам. Вешаем еще 2 веревки прямо вверх до седловины. Станции – на ледорубах. Седловина широкая, снежно-ледовая. Тура нет. Высота – 4900. Подъем на вершину по широкому пологому снежному гребню. Перепад – 125м. На вершине в 10-40. Сняли записку ошских геологов. Спуск до седловины по своим следам. Далее – дюльфером по навешенным перилам. По первой и третьей последней веревкам последний спускается с нижней страховкой с 2 инструментами, вторую и 4-ю сдергиваем самовывертом. В 12-45 – в лагере. Обед. Затем по пути подъема возвращаемся на стоянку у осадкомера. На стоянке – в 16-30.
Вечером «кичик-алайской заразой» заболел очередной участник.
6.13 День 13. 16.08.2012 Дневка
У очередного заболевшего болезнь протекает в более тяжелой форме. Температура – 39. Принимаем решение сделать дневку.
К утру больной пришел в себя. Продолжаем движение по маршруту.
По моренным валам идем в направлении пер. Кумторская стена Зап. За 1.5 часа ЧХВ выходим к открытому ровному леднику Кумтор (N305), за 40 минут пересекаем его и по осыпи поднимемся к ледничку в цирке пер. Кумторская стена Зап. Ледник закрытый, ровный.
В 10-00 ставим лагерь и начинаем обработку перевального взлета. Склон по большей части ледовый, местами закрыт снегом. Крутизна – 30-50гр. Справа и слева ледовые сбросы. По центру – широкий ледовый желоб, по которому регулярно идут лавины с заснеженной верхней части склона. Навешиваем 4 веревки по орографически правому борту желоба на ледобурах. Крутизна – 40-50гр. Лед зимний.
6.15 День 15. 18.08.2012 М.н. – пер. Кумторская Стена Зап. (3А, 4750, сн-лд-ос, 2/п) – озера Дамджайлоо
Пер. Кумторская Стена Зап. (3А, 4750, сн-лд-ос) – соединяет л. Кумтор (р. Зор-Кумтор) с л. N85 (озера Дамджайлоо). Ориентирован север-юг. Северная сторона – снежно-ледовая, южная – осыпная, внизу ледник. Первопрохождение - группа
А. Лебедева, 2000 год. С юга на север пока не пройден.
Общая протяженность пути: 6 км
Ходовое время:9-05
Перепад высот: +500,-559м
Ночевка на высоте 4141м.
Весь день переменная облачность.
Выход в 06-30. По навешенным с вечера веревкам начинаем подъем на перевал. Затем навешиваем еще 3 веревки прямо вверх по снегу, станции на ледорубах, крутизна – 35-40гр., есть трещины. Затем крутизна вновь увеличивается до 50 гр., лед. Восьмая-одиннадцатая веревки на ледобурах. Забираем правее. Девятая веревка пересекает верхний бергшрунд. На одиннадцатой веревке в 12-30 выходим на седловину.
Седловина – небольшое снежное плато со скальным разрушенным гребнем по южному краю. Тур на камнях справа. Снимаем записку первопроходцев – группы Лебедева.
Спуск начинаем в 14-00 в направлении ледника N85. На юг ведет крутой камнеопасный осыпной кулуар, в верхней части покрытый натечным льдом.
Навешиваем 50 м. перил на скалах (петля), затем спускаемся вдоль правого борта кулуара по мелкой и средней осыпи тремя тройками с большим интервалом и наблюдением. Справа примыкает более широкий и пологий кулуар. Уходим в него и спускаемся на ледник N 85 по крупной и средней осыпи.
Ледник пологий, открытый, затем – зачехленный. Идем вдоль правого борта, затем по правой морене спускаемся к ручью. Дальше идем по травянистым террасам, обходя озера справа.
В 17-30 встаем на ночлег на берегу нижнего озера.
6.16 День 16. 19.07.2012 М.н. – пер. Спартак (2А, 4650, сн-лд-ос) – л. Кара-сель – р. Кара-сель.
Общая протяженность пути: 11 км
Ходовое время: 7-15
Перепад высот: +509м, -840м
Ночевка на высоте 3810м.
Пер. Спартак (2А, 4650, сн-лд-ос)– соединяет л. N 83 (долина озер Дамджайлоо и л. Кара-сель. Ориентирован запад-восток. Западная сторона – снежно-ледовая, восточная –осыпная.
Весь день переменная облачность.
Выход в 6-30. Вышли в направлении л. N83, по козьей тропе, затем пропадающей в морене. Идем по правому борту долины ручья, затем по карману морены справа по ходу. Скальные сбросы обходим справа и через 1 час 20 мин ЧХВ подходим под перевальный взлет.
Перевальный взлет снежно-осыпной, крутизной до 35гр и перепадом высот 200м.
На перевал выходим в 11-30. Перевальная седловина широкая, осыпная.
Спуск начинаем в 12-00. Склон снежно-ледовый крутизной до 50 гр. с перепадом высот 250м. Спуск начинаем по снежно-ледовому слабовыраженному ребру. Первая станция на скальном выступе, вторая на ледорубах. Затем пересекаем кулуар слева от ребра. Станция на ледобурах. На этом участке ставим наблюдателя – с перевала по кулуару летят камни. Третья веревка дальше влево-вниз выводит на широкий снежный склон с хорошим выкатом. Отсюда спускаемся на 3 такта до ледника. Спуск занял 2 часа.
Ледник зачехленный. Идем вдоль правого борта, затем выходим на срединную морену. Дальше по моренным холмам спускаемся к чистому ручью, стекающему из правого кармана ледника. Из-под перевала – полтора часа ЧХВ.
Отсюда идем вдоль русла ручья до слияния с ручьем из-под ледника №133. Здесь находим скотогонную тропу по правому берегу. Еще за 40 минут по тропе спускаемся до коша. Здесь туры отмечают место переправы через р. Карасель. Вечером переправа малореальна – мощная река тащит камни.
В 17-30 встали на стоянки. Чистой воды нет. Отцеживаем воду из Караселя.
6.17 День 17. 20.08.2012 Рад. выход через пер. Кичик-Алай (1А, 4100, ос-тропа) в исток р. Кичик-Алай Вост. за заброской.
Пер. Кичик-Алай (1А, 4100, ос-тропа) - соединяет долины рек Восточный и Западный Кичик-Алай. Ориентирован запад-восток. Обе стороны – тропа по осыпному склону.
Общая протяженность пути: 32.5 (7- в зачет) км
Ходовое время: 5-45
Перепад высот: +390,-390м
Ночевка на высоте 3810 м.
Переменная облачность.
Выход в 8-30. По тропе набираем высоту вдоль правого берега до русла ручья. Затем тропа поднимается вдоль русла ручья до перевала Кичик-Алай. Перевал представляет собой огромное осыпное плато. Пересекаем его и спускаемся в долину р. Кичик-Алай Вост. чуть ниже заброски. Отсюда заболевший руководитель в сопровождении 2 участников спускается к угольному карьеру, а остальные забирают заброску и возвращаются в лагерь. В 16-00 вся группа собирается в лагере.
6.18 День 18. 21.08.2012 Спуск по р. Кара-Сель до впадения р. Андалай. Подъем по р. Андалай.
Общая протяженность пути: 23 км
Ходовое время: 6-35
Перепад высот: -664м, +727м
Ночевка на высоте 3873м.
Утром ясно, вечером - переменная облачность.
Выход в 07-00. Начинаем переправу через р. Карасель. Утром переправа проблемы не составила.
В 07- 25 завершаем переправу и продолжаем движение по тропе. Через час тропа вновь переходит реку на правый берег, через 40 минут – опять на левый, через час – снова на правый. Все переправы не выше колена. За 50 минут доходим до впадения р. Андалай. От ночевки 4 часа ЧХВ.
Подъем начинаем по тропе по орографически левому берегу р. Андалай. Затем тропа переходит реку и теряется в камнях. Дальше поднимаемся слева от русла. В 12-30 встаем на обед.
Продолжаем подъем в 15-00 по орографически левому берегу. В 16-30 подходим к каньону. Каньон проходим вдоль русла, местами с несложным лазанием. Берега осыпные с выходами разрушенных скал. Возможен обход каньона по осыпным полкам орографически правого берега (неприятный подъем по осыпи).
Встаем на ночевку в 17-50 на ровных площадках на 2 палатки у берега.
Пер. Стрекоза (2А, 4460, сн-лд-ос) - соединяет долины рек Андалай и Тегермеч. Ориентирован север-юг. Южный склон осыпной, северный – снежно-ледовый.
Пер. Зебра (1Б, 4360, сн-лд-ос) - соединяет верховья р. Тегермеч с озером Тегермеч. Ориентирован запад-восток. Обе стороны – осыпь.
Общая протяженность пути: 11 км
Ходовое время: 5-15
Перепад высот: +967,-943м
Ночевка на высоте 3907м.
Весь день переменная облачность.
Выход в 07-00.
Поднимаемся по орографически левому берегу. Через 40 минут выходим к травянистой полке с удобными местами для стоянки. В 8-45 подходим под перевальный взлет пер. Стрекоза.
Перевальный взлет – мелкая осыпь крутизной 25-30гр. и высотой 150м.
В 09-15 вышли на седловину. Седловина осыпная, широкая. Тур справа по ходу. Сняли записку группы Соболевой Н. (Москва, 2009)
В 09-45 начинаем спуск плотной группой по мелкой осыпи. Затем в кошках по снегу. Крутизна склона до 40гр. Высота 200м. Бергшрунд пересекаем по снежному мосту.
Спуск занял 20 минут. Далее по моренным валам к озеру. У озера в 11-00. Здесь есть места для стоянок.
Далее двигаемся по моренным валам к перевалу Зебра. За 20 минут выходим к открытому леднику N182. По леднику под перевал. Под перевалом в 12-00.
Перевальный взлет – мелкая осыпь крутизной до 30гр. и высотой 120м.
В 12-30 вышли на перевал. Седловина широкая, осыпная. Тур в северной части. Сняли записку группы Соболевой Н. (Москва, 2009)
Спуск аналогичен подъему. Затем спускаемся по зачехленному леднику N178 ближе к правому борту. Затем по моренным валам к озеру Тегермеч. По дороге подсекли тропу.
У озера в 14-00. Удобные травянистые площадки.
6.20 День 20. 23.08.2012 М.н. - р. Тегермеч – подъем под пер. Абшир.
Общая протяженность пути: 20.5 км
Ходовое время: 7-10
Перепад высот: -1329,+335м
Ночевка на высоте 2913м.
Утром и днем ясно, вечером – переменная облачность.
Выход в 07-00. Вдоль правого берега озера и далее вдоль реки Тегермечь идет хорошая тропа. За 2 часа ЧХВ сбросили 500 метров высоты и вышли в широкую долину реки Тегермеч к кошам. Коши стоят как по правому, так и по левому берегу реки. Продолжаем движение по левому берегу реки. Через 1час 20 минут тропа подходит к ручью напротив скального хребтика на другой стороне реки, мимо которого идет тропа на перевал Абшир. Переправляемся через реку Тегермеч. Течение довольно сильное -переправляемся стенками по двое-трое, воды чуть выше колена. Далее «в лоб» по мелкой и средней осыпи поднимаемся чуть правее скального выхода и выходим на удобную тропу. Через 40 минут выходим на большое озеро, не обозначенное на карте, высота - 2700. В 13-30 встаем на обед.
Выходим с озера в 15:00, тропа обходит озера слева и поднимается дальше по морене. Через час подходим к кошам. Проблема с водой, ручьи пересохли. Еще через ходку находим источники в камнях справа по ходу, воды мало. Там же есть удобные места для ночевок, оставшийся набор до перевала около 600м. Встали на ночевку в 17-30.
6.21 День 21. 24.08.2012 М.н. – пер. Абшир (1А, 3628, тропа) – р. Абшир-сай – г. Ош
Пер. Абшир (1А, 3628, тропа) - соединяет долины рек Тегермеч и Абшир-сай. Ориентирован север-юг. Оба склона – тропа.
Общая протяженность пути: 21.5 км
Ходовое время: 7-35
Перепад высот: +715,-1486м
Окончание активной части маршрута на высоте 2142м.
Утром солнечно, днем переменная облачность.
Выход в 07-00. Продолжаем подъем по тропе по орографически левому берегу пересохшего ручья. Через 40 минут выходим к действующему ручью, там кош. Далее тропа поднимается на склон, обходя скальные выходы. Выходим под перевальный взлет, который представляет собой травянисто-осыпной склон высотой 100 м, по которому плавным косым траверсом поднимается тропа.
В 10-00 выходим на перевал Абшир. Перевальная седловина представляет собой широкую осыпь со скальными выходами. Тура нет.
В 10-30 начинаем спуск с перевала. Спусковая тропа начинается чуть левее седловины и косым траверсом спускается с перевального взлета, который представляет собой осыпной склон со скальными выходами крутизной до 30 и высотой 150 м.
Далее тропа идет по левому борту пересохшего ручья по средней морене и выходит на старую автомобильную дорогу. Дорога заросшая, завалена камнепадами, так что ни одна машина не проедет. Дорога идет поперек долины. По дороге идем налево. Дорога много петляет, траверсом идет по склону, забираясь на отрог хребта до высоты 3475, затем начинает плавно спускаться, часто петляя. В 13-00 спустились к левому притоку р. Абшир-сай. Здесь стоят коши, дорога ухожена, без камней и завалов, но местные говорят, что тут проезжают только джипы. Через 40 минут, пройдя несколько кошей, выходим в долину р. Абшир-сай и повернули налево.
Здесь удалось поймать машину, которая за 500 сомов довезла часть рюкзаков и одного человека к озеру на 6 км ниже по реке. Машина должна была ждать нас до 18-00 у водопада ниже по течению. Был риск упустить ее. Поэтому отправили 2 человек налегке вперед на поиски машины. Они нашли ее и она смогла проехать до озера.
В 17-00 выехали в Ош. В 20-00 приехали в «Ош Трэвел».
7. Потенциально опасные участки маршрута.
Лавиноопасные склоны перевалов и карнизы
Камнеопасные кулуары
Перевалы и вершины верховья ледников Карагой.
Перевалы и вершины верховья ледников Кумтор.
8. Перечень наиболее интересных природных объектов на маршруте.
9.Дополнительные сведения о походе.
При подготовке похода нам не удалось найти надежные сведения о климате района. В районе нет метеостанций. Большинство отчетов говорит о нестабильной погоде и большом количестве снега. Снега у нас оказалось меньше обычного, а вот погода подтвердила эти данные.
10.Стоимость проживания, питания, средств передвижения.
Группа заранее договорилась с турфирмой «Ош трэвел», расположенной в г. Ош, о проживании в Оше. При смене района фирма также предоставила нам транспорт.
Список затрат на транспорт и проживание:
Самолет Москва – Ош - Москва (авиакомпания Kyrgyz Air, эконом-класс) – около 16000 руб (зависит от времени покупки).
Минивэн SSangYong Istana Istana Ош – контора угольного карьера в верховьях р. Кичик-Алай Вост. – 160$.
Грузовик от конторы угольного карьера до устья р. Кичи-Кумтор – 500 сом.
Минивэн SSangYong Istana озеро на р. Абшир-сай - Ош – 90$.
Проживание в Оше – 18$ в день (с завтраком)
Грузовик нанимали прямо у конторы карьера.
Курсы валют на момент нашего пребывания там:
1 сом (Кыргызстан) = 0.66 руб.
1 доллар (США) = 31 руб.
11.Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
11.1 Итоги похода.
Группой пройден протяженный (215 км, 174 – в зачет), технически сложный и интересный маршрут. 2 перевала 3А к.с. (оба - второпрохождения), 1 – 2Б, 2 – 2А, 3 - 1Б, 2 – 1А, 1 – н/к. Всего 11 препятствий. 3 перевала пройдены в режиме первопрохождения, поскольку никаких описаний по ним не сохранилось. Суммарный набор высоты – 9966м.
Обновлена и уточнена информация о двух перевалах 3А, что дает возможность проводить в районе походы 5 к.с.
Описан перевал Абшир, что дает возможность использовать еще один вариант заезда-выезда в район (по долине р. Абшир-сай).
11.2 Выводы и рекомендации
1) Район оптимален для походов 2-4 к.с. Для походов 1 к.с. пока недостаточно перевалов 1А. Для походов 5 к.с. пока пройдено только 2 перевала 3А. Пройденных перевалов 3Б пока нет.
2) Оптимальные сроки похода июль-август. Но в июле обычно больше снега и хуже погода.
3) Предлагается внести в перечень перевалов района (http://www.westra.ru/images/reports/kichikalajmap/kichikalajpasses.zip) следующие перевалы: Карагойский ледопад (2Б с юга на север, 3А с севера на юг), Зебра (1Б), Абшир (1А), Ак-тюбе Вост. (1Б) (считаем правильным предложение группы И.Ивановой переименовать его в Ак-тюбе Зап. во избежание путаницы, поскольку находится он в крайней западной точке л. Ак-тюбе).
Список перевалов, пройденных в режиме первопрохождения.
Nп/п
Название
Характе-ристики
Где находится, что соединяет
Примечания
1
Карагойский ледопад
3А, 4600, сн-лд-ос
Кичик-Алайский хребет. Соединяет л. Карагой Центральный и ледник N292 в истоке р. Белалма. Ориентирован север-юг. Южная сторона – вверху снежно-ледовая, ниже - осыпная, северная – снежно-ледовая.
Пройден с севера на юг. При прохождении в обратную сторону – 2Б
2
Зебра
1Б, 4360, сн-лд-ос
Кичик-Алайский хребет. Соединяет верховья р. Тегермеч с озером Тегермеч. Ориентирован запад-восток. Обе стороны – осыпь.
Пройден с востока на запад. В снятой записке прохождение в противоположную сторону.
3
Абшир
1А, 3628, тропа
Северный отрог Кичик-Алайского хребта.
Пройден с юга на север. Соединяет долины рек Тегермеч и Абшир-сай. Ориентирован север-юг. Оба склона – тропа.
III. Картографический материал.
1. Обзорная схема района путешествия. Масштаб 1:200000
Ф.14 Перевальный взлет пер. Ак-тюбе Вост. Путь подъема.
Ф.15 Восточный склон пер. Ак-тюбе Вост. Путь спуска. X – пройденная седловина. 1-4 – остальные седловины перевала.
Ф.16 Южный склон пер. Озерный. Путь подъема.
Ф. 17 Северный склон пер. Озерный. Верхняя часть спуска.
Ф. 18 Северный склон пер. Озерный. Верхняя часть спуска.
Ф.19 Северный склон пер. Озерный. Нижняя часть спуска.
Ф.20 Северный склон пер. Озерный. Нижняя часть спуска.
Ф.21 Переправа через р. Карагой ниже каньона.
Ф.22 Осыпная седловина через верхнюю часть моренного гребня, соединяющая ледники Карагой Зап. и Карагой Ц. (х)
Ф.23 Перевал Карагойский ледопад. Северный склон. X- основная седловина. 1 – седловина сложностью 2Б, пройденная группой из «Вестры» в 2009г., 2 – вершина Узловая.
Ф.24 Перевал Карагойский ледопад. Северный склон. Путь подъема.
Ф.25 Перевал Карагойский ледопад. Северный склон. 1-я веревка перил.
Ф.26 Перевал Карагойский ледопад. Северный склон. 2-я веревка перил.
Ф.27 Перевал Карагойский ледопад. Северный склон. Пересечение большого верхнего разлома.
Ф.28 Перевал Карагойский ледопад. Северный склон. Прохождение снежно-ледового пера.
Ф.29 Перевал Карагойский ледопад. Северный склон. Выход на седловину по верхнему склону.