Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 5 к.с. по С.Тянь-Шаню в августе 2014. Часть 1
ОТЧЕТ о горном походе 5 к.с по Северному Тянь-Шаню (Киргизский Хребет), совершенном с 3 августа по 24 августа 2014 года по маршруту: б/о «Теплый Ключ» - р. Аламедин - р. Ачик-Таш - пер. Чертов палец (1Б, 4150м) - пер. Сахарная голова (2Б, 4100м) - пер. Искра Северная (2Б, 4270м) - д.р. Иссык-Ата Сев. - пер. Лесгафта (2Б, 4100м ) - в. Иссык-Ата (4400м ,2А альп., радиально) - пер. Лесгафта (2Б, 4100м) - р. Аламедин - пер. Каджир-Уйо (3А, 4100м) - пер. Корона Южная (3А, 4350 м) - лед. Аксайский - пер. Обходной (1А) - лед. Учитель (хижина &ldquoНаука&rdquo) - пик Семенова-Тянь-шаньского (3А альп. 4895м, радиально) - а.л. Ала-Арча. Продолжительность активной части:22 дней Протяженность активной части маршрута:160 км Руководитель группы -Карпов Дмитрий Валерьевич (Санкт-Петербург e-mail: iiirra@mail.ru ) I. Справочные сведения 1. Проводящая организация - Петроградский клуб туристов, г.Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. 42 (ДК им. Ленсовета, комната 410, 4 этаж). 2 Место проведения - республика Киргизия (Киргизский хребет). 3. Общие справочные сведения о маршруте.
4. Подробная нитка маршрута: Заявленный: б/о «Теплый Ключ» - р. Аламедин - р. Ачик-Таш - пер. Чертов палец (1Б, 4150м) - пер. Сахарная голова (2Б, 4100м) - пер. Искра Северная (2Б, 4270м) - д.р. Иссык-Ата Сев. - пер. Лесгафта (2Б, 4100м ) - в.Иссык-Ата (4400м, 2А альп., радиально) - пер. Лесгафта (2Б, 4100м) - р. Аламедин - пер. Каджир-Уйо (3А, 4100м) - пер. Корона Южная (3А, 4350 м) - лед. Аксайский - пер. Обходной (1А) - лед. Учитель (хижина &ldquoНаука&rdquo) - пик Семенова-Тянь-шаньского (3А, 4895м, радиально) - а/л. Ала-Арча - р. Адыгене - пер. Джеламыш (1Б, 4100м) - пер. Ледовый (3А, 3900м) - р. Соколук - пос. Таш-Булак. Пройденный: б/о «Теплый Ключ» - р. Аламедин - р. Ачик-Таш - пер. Чертов палец (1Б, 4150м) - пер. Сахарная голова (2Б, 4100м) - пер. Искра Северная (2Б, 4270м) -д.р. Иссык-Ата Сев.- пер. Лесгафта (2Б, 4100м) - в.Иссык-Ата (4400м, 2А альп., радиально) - пер. Лесгафта (2Б, 4100м) - р. Аламедин - пер. Каджир-Уйо (3А, 4100м) - пер. Корона Южная (3А, 4350 м) - лед. Аксайский - пер. Обходной (1А) - лед. Учитель (хижина &ldquoНаука&rdquo) - пик Семенова-Тяньшаньского (3А, 4895м, радиально) - а/л. Ала-Арча. 5. Определяющие препятствия маршрута.
6. Сведения об участниках.
II. Содержание отчета. Везде далее по тексту: Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено. Сокращения: л.-ледник, п.-перевал, д.р - долина реки в.- вершина, закр.- закрытый, откр.- открытый. 1. Основные цели и задачи. Основной целью похода было создание команды, способной в дальнейшем совершать походы высоких категорий, повышение опыта будущих руководителей и прохождение пятерки в новом для нас горном районе. В процессе подготовки и проведения похода решались задачи закрепления полученных в походах 3-4 категорий навыков и дальнейшее освоение приемов технической работы на всех видах рельефа, отработки взаимодействия команды при преодолении сложных перевалов, получения участниками высотного опыта и навыков правильной акклиматизации, тактическая подготовка группы. 2. Организация похода. До г. Бишкека добирались самолетом. Билеты покупали заранее (в январе), чтобы было дешевле. Продукты купили на месте (ассортимент и цены приблизительно такие же, как и у нас). Бензин для горелок также купили на месте, очистив силикогелем (чайная ложка на 1 литр бензина). Деньги поменяли в Бишкеке в обменнике. Заезд от Бишкека до Киргизского хребта один из самых простых в бывшем СССР. В основные долины ведут асфальтовые дороги. Во многих долинах функционируют дома отдыха и турбазы (например, в долинах Иссык-Ата - курорт &ldquoИссык-Ата&rdquo, долина р. Аламедин - курорт &ldquoТеплые ключи&rdquo, в долине р. Ала-Арча - альплагерь &ldquoАла-Арча&rdquo). В некоторые долины ходят рейсовые автобусы, во многие долины ходят маршрутные такси (как правило, ко всем курортам). Но лучше всего при заезде заранее договориться о вашей доставке к началу маршрута и от места завершения маршрута с одной из местных туристических фирм. Машины были заказаны заранее, накладок не было, благодаря четким предварительным договоренностям с фирмой и качественным исполнением обязательств со стороны "Dostuck-Trekking". Координаты турфирмы: Kyrgyz-British Joint Company "Dostuck-Trekking" Ltd Igemberdieva St., 42-1, Bishkek, Kyrgyz Republic, 720005 Tel: +996 (312) 545455 503082 540237 Fax: +996 (312) 545455 443090E-mail: dostuck@saimanet.kg http://www.dostuck.com.kg Также представители фирмы отвезли нашу заброску в долину реки Ала-Арча. Все расчеты с фирмой велись в рублях (но берут и евро и доллары по курсу). После окончания похода нас отвезли на Иссык-Куль, разместили на турбазе. Затем доставили в аэропорт прямо к самолету. Никаких проблем с заездом-выездом, местным населением и властями у нас не было. 3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. Из любой точки маршрута севернее главного Киргизского хребта возможен аварийный выход по долинам к автодорогам, ведущим в Бишкек. Время выхода - не более полутора суток. Аварийные выходы можно было осуществить: · По долине реки Иссык-Ата на турбазу « Иссык-Ата». · По долине реки Аламедин на турбазу «Теплый Ключ». · По долине реки Ала-Арча, Адыгене на турбазу «Ала-Арча». · По долине реки Соколук в пос. Таш-Булак (Белогорка). Запасные варианты были следующие: · Вместо перевала Лесгафта (2Б) - перевал Первомайский (1Б). · Обход перевала Каджир-Уйо (3А) по д.р. Алтынтор на л. Кара-Тоо. · Вместо перевала Корона Южная (3А) - перевал Топ-Карагай(2Б).
4. Изменения маршрута и их причины. Группа по маршруту двигалась ровно. Но, во-первых, имела место вынужденная дневка (по причине болезни участника), и, во-вторых, во время преодоления технически сложного ледопада Каджир-Уйо была плохая погода и видимость. В связи с этим, после прохождения п. Корона Южная у группы наметилось отставание от графика в 2 дня. Поэтому дальнейшее движение было возможно по следующим вариантам: 1. Не совершать радиального восхождения на пик Семенова-Тяньшанского и идти далее по маршруту на п. Ледовый (3А). 2. Взойти на пик Семенова-Тяньшанского и далее уходить на запасной вариант через п. Смена Южный (2Б). Восхождение на высшую точку Киргизского хребта пик Семенова-Тяньшанского по альпинистскому маршруту 3А нам показалось более интересным и технически сложным, чем прохождения перевала Ледовый (достаточно типового для данного района перевала на уровне 2Б-3А). Также, учитывая то, что необходимые перевалы для похода 5 категории сложности нами на тот момент уже были пройдены, мы решили действовать по второму варианту. При этом было понятно, что после восхождения на вершину времени на прохождение п. Смена Южный оставалось не так много. После того, как мы поднялись на пик Семенова-Тяньшанского и спустились в «Ала-Арчу» оказалось, что последней заброски с продуктами, которую должен был доставить "Dostuck-Trekking" в условленном месте нет. По причине выходных связаться по телефону с "Dostuck-Trekking" также не удалось. В поисках заброски мы потратили сутки драгоценного времени (как оказалось, ее привезли, но оставили в другом месте). За оставшееся время пройти перевал Смена Южный было возможно, но уже со значительным риском опоздать на самолет. Поэтому мы решили закончить маршрут досрочно на один день и оставшееся время провести на оз. Иссык-Куль, где большинство наших участников еще не было. 5. График движения.
6. Краткая характеристика района путешествия. Киргизский хребет расположен в северо-западной части Тянь-Шаня, в 40-60 км на юг от Бишкека. Вытянут с запада на восток на 400 км. Гребень его расположен примерно в 50 километрах к югу от Бишкека, который собственно, расположен на террасе, образованной выносами рек. Наиболее высокие вершины Киргизского хребта расположены в верховьях рек Аламедин и Ала-Арча и достигают почти 5000 м. Наивысшие - пик Семенова-Тянь-Шанского (4875 м), Корона (4860 м) и пик Западный Аламедин (4856 м). Практически все сложные перевалы сосредоточены в окрестностях наивысших вершин. Для района характерно наличие обширных осыпей и моренных отложений, оставленных отступающими ледниками. Ручьи и речки зачастую просто уходят под их каменный покров, оставляя туристов без воды. Климат района континентальный, однако, сложность и расчлененность рельефа вызывают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения. Количество осадков сильно зависит от высоты и времени года. Весной нередки туманы, дожди, снегопады количество осадков составляет 80 мм в месяц. Лето влажное, прохладное средняя температура летних месяцев +12С. Наиболее теплый и сухой месяц лета - август. Осень ясная, теплая, самый сухой и теплый месяц осени - сентябрь. Зима холодная, но не суровая. Положение снеговой линии также сильно зависит от экспозиции: на северных склонах она опускается до 3600-3800 м, на южных доходит до 3900-4200 м. Вечные снега тянутся на 200 км между верховьями рек Мерке и Киндыкты на западе и перевалом Шамси на востоке. Именно здесь расположены основные ледники, наиболее интересные для туризма и альпинизма перевалы и вершины, причем северные отроги Киргизского хребта выше и сложнее главного водораздельного хребта. Многие ледники на значительной площади покрыты обломочным материалом, почти все имеют мощные современные морены. Часто встречаются обширные зоны разломов, ледопады, ледосбросы. Реки имеют типичный горный характер, средний уклон 6м/1км длины. Озера района чаще всего небольшие, мелкие, подпруженные моренами. Киргизский хребет расположен на небольшом удалении от Бишкека и имеет достаточно удобные подъезды. Долины крупных рек хорошо освоены и имеют автомобильные дороги. В районе большое количество перевалов 1А - 2Б к/т, встречаются перевалы 3А-3Б. Большая часть сложных и интересных перевалов расположена в двух северных отрогах Киргизского хребта - Алаарчинском (Аксайская подкова) и Аламединском (Аламединская стена). Набор перевалов позволяет совершать походы любой категории сложности. Все перевалы очень техничны и разнообразные по своему характеру. Южная и северная сторона перевалов (как и стороны главного хребта) резко отличаются. На севере - снег и ледовые стенки, на юге - осыпи и разрушенные скалы. Изменение направления прохождения перевала может принципиально изменить тактику и технику. Подходы отличаются резкими перепадами высот, малым количеством троп, буйной растительностью, отсутствием мостов через реки. В целом подходы достаточно утомительны физически. Из подножного корма встречается земляника, смородина. Район популярен в связи с наличием удобных подъездов, небольшой удаленности от города, возможностью строить техничные маршруты. Особенно привлекает альпинистов и туристов Аксайская подкова, с хорошими подходами, очень красивыми и технически сложными маршрутами. 7. Техническое описание маршрута. Подходы и заброска. По маршруту было сделано три заброски: 1. В долину реки Иссык-Ата. Три участника подъехали из Бишкека на такси. Далее по долине реки и обратно пешком. Затем на такси к основной группе в д.р. Аламедин. На все ушло 2 дня. 2. В долину реки Аламедин силами основной группы (семь человек). Заняло один день. 3. На метеостанцию на турбазе «Ала-Арча» машиной принимающей фирмы "Dostuck-Trekking". Техническое описание маршрута. День первый. 3 августа 2014г. Т.б. «Теплый Ключ» - д.р. Аламедин. Выход: 16.00 Время движения: 16.00-18.00. Обед: без обеда. В 16.00 приехали на т/б. «Теплый Ключ», в д.р. Аламедин. Приехало 7 человек. Трое участников отправились из Бишкека в д.р. Иссык-Ата и присоединились к нам 5 августа. Упаковали рюкзаки и начали движение вверх по пр. берегу р. Аламедин. Сначала двигались по дороге, которая через 1 км перешла в хорошо набитую тропу (фото 1). В 18.00 дошли до слияния р. Ачик-Таш и р. Аламедин и встали лагерем на л. берегу Ачик-Таша, метров 200 выше слияния, под двумя большими камнями. Ужин. Сон.
День второй. 4 августа 2014 г. Заброска вверх по д.р. Аламедин. Время движения: 15.00-20.00. Все утро паковали продукты. В 15.00 двинулись по тропе по пр. берегу р. Аламедин. В 18.00 дошли до разлива р. Аламедин (место переправы), чуть выше д.р. Кутургансы, где сделали заброску в кустах на склоне. В 20.00 вернулись в лагерь.
День третий. 5 августа 2014 г. Д.р Аламедин-д.р. Ачикташ. Время движения: 10.00-17.30 Обед: 13.00-15.00. К 8 утра пришли трое участников, делавших заброску в д.р. Иссык-Ата. Завтракаем. В 10.00 начали подъем по пр. берегу реки Ачик-Таш, вдоль русла реки по тропе. Доходим до скального прижима. Тропа теряется. Петляя между кустов по скотогонным тропам, подымаемся по склону, забирая влево (по ходу). Набрав метров 70 , выходим на хорошую тропу, которая начинается на пр. берегу р. Аламедин ниже места нашей ночевки и идет в д.р. Ачик-Таш через отрог. Двигаемся по тропе наверх и поднимаемся на ступень долины. На слиянии ручья и р. Ачик-Таш кош. Чуть выше коша встаем на обед. После обеда продолжаем движение по пр. берегу р. Ачик-Таш. Небольшая река превращается в ручей, который уходит под камни. Дальше воды долго не будет. Поэтому в 17.30 встаем на ночлег.
День четвертый. 6 августа 2014 г. Д.р. Ачикташ - цирк п. Чертов палец. Время движения: 7.30-13.00. Вышли в 7.30. По траве, а затем по старой морене поднялись в цирк п. Чертов палец (фото 2). Продолжили движение, придерживаясь пр. борта долины. В 13.00 не дойдя начала до п. взлета метров 500 по горизонтали встретили воду, текущую с пр. склона долины и дальше опять уходящую под морену. Рядом - готовые площадки. Высота 3600. Обед. После обеда, в связи со значительной высотой п. Чертов палец (4100) , отсутствием стоянок и воды до л. Спартак и достаточно поздним временем решили здесь же остаться на ночлег.
День пятый. 7 августа 2014г. Цирк п. Чертов палец (1Б)-п. Чертов палец (1Б)-л. Кен-Тор Восточный. Время движения: 6.45-19.00 Обед: 13.00-15.00. В 6.45 выходим. По моренному карману подходим под перевальный взлет. Он представляет собой осыпной кулуар крутизной до 30 градусов высотой метров 400. Осыпь довольно тяжелая для подъема - «велосипедная» (фото 3). Двигаясь плотной группой вдоль то правого, то левого бортов кулуара, в 10.50 поднимаемся на п. Чертов палец (1Б, 4150м) (фото 4,5). Седловина неширокая, скально-осыпная. На ней большой останец, который и дал название п. Воды нет. Снимаем записку группы туристов МГУ (4 к.с., 2011 г., руководитель Соломонов А.А.), и в 11.20 начинаем спуск по осыпи к л. Спартак. С 13.00 до 15.00 обед на боковой морене л. Спартак (фото 6). Далее траверсируем моренные валы л. Кен-Тор Западный, выходим на л. Кен-Тор Восточный и, двигаясь по нему вверх, подходим под п. Сахарная Голова (фото7). В 19.00 встаем на боковой морене.
День шестой. 8 августа 2014 г. Л. Кен-тор В. - п. Сахарная Голова (2Б) - л. Сахарная Голова. Время движения: 7.15- 14.30 В 7.15 выходим и к 9.00 по открытому леднику поднимаемся к бергу под перевальным взлетом п. Сахарная Голова. Чуть ниже берга начинаем вешать перила. Берг забит снегом, преодолевается легко. Далее ледовый склон крутизной до 45-50 градусов. До седловины провесили 100м (2 веревки) перил. В 12.30 мы на перевале Сахарная голова (2Б, 4100м) (фото 8,9). Сняли записку группы туристов МГУ (4 к.с., 2011 г., руководитель Соломонов А.А.). С самой седловины 10 м перил по крутому снежнику и натечному льду. Последний участник с нижней страховкой. Далее спуск по осыпи ногами. В 14.30 встали на обед и ночлег на боковой морене л. Сахарная голова.
День седьмой. 9 августа 2014 г. Л. Сахарная Голова - п. Искра Северная - л. Иверновой. Время движения: 6.45-19.00. Обед с 13.30-16.00. В 6.45 выходим из лагеря. По открытому леднику подходим под начало перевального взлета п. Искра Северная (2Б, 4270 м) (фото 10). Обвязываемся и по закрытому леднику в связках поднимаемся к бергу. Берг засыпан снегом. Далее 200 м перил по 50 градусному ледовому склону. В 13.30 мы на перевале (фото 11). Седловина неширокая скальная. Снимаем записку туристов из Москвы ( 4 к.с., 2008г, руководитель Олишевский Д.В.), обедаем и в 16.00 начинаем спуск (фото 12). Сначала 30 м перил по разрушенным скалам (последний с нижней страховкой). Далее по 25 градусной осыпи ногами. В нижней части спуска - скальные сбросы (фото13). После короткой разведки обходим их, держась левее (по ходу) и ближе к центральной части склона. В 18.00 выходим пологую часть л. Иверновой к озеру (фото14). Далее двигаемся вниз по левой стороне л. и в 19.00 встаем на боковых моренах.
День восьмой. 10 августа 2014 г. Л. Иверновой - д.р. Иссык-Ата. Время движения: 9.00-17.00 Обед: 12.00-14.00 Выходим в 9.00. Двигаемся вниз по центральной части долины по морене (фото15) и к 12.00 выходим к р. Иссык-Ата. Обед. После обеда сходили вниз по реке за нашей первой заброской. Она оказалась дальше, чем мы предполагали, километрах в пяти. К 17.00 вернулись в лагерь.
День девятый. 11 августа 2014 г. Дневка. Ночью у одного из участников разболелся зуб и раздуло флюс. С утра отправляем его с двумя сопровождающими вниз до курорта Иссык-Ата. Это примерно 15 км. Далее они взяли такси, доехали до Бишкека, удалили больной зуб в городской стоматологии, приехали обратно в курорт Иссык-Ата на такси и в тот же день к вечеру были в лагере.
День десятый. 12 августа 2014 г. Д.р. Иссык-Ата - д.р. Минджилки - цирк п. Лесгафта (2Б). Время движения: 10.00- 19.00 Обед: 13.00-15.00. Вышли в 10.00. Двигаясь по тропе по левому берегу р. Иссык-Ата, а затем по левому берегу р. Минджилки, подошли к месту впадения ручьев, текущих с л. Проценко Ю. Накануне прошел дождь. Воды в ручьях было много (фото16). Безопасного брода найти не удалось. Пообедали и после обеда поднялись до начала л. Проценко Ю. и перешли ручей там. Далее спустились обратно к р. Минджилки и продолжили движение по тропе левого берега. Затем поднялись по крутой морене вдоль левого берега ручья, ведущего в цирк п. Лесгафта. В 19.00 встали на ночлег на готовых площадках на склоне, не дойдя метров 100 по высоте до конца ступени и выполаживания.
День одиннадцатый. 13 августа 2014 г. Цирк п. Лесгафта (2Б) - л. Большой Иссык-Атинский - п. Лесгафта. Время движения: 7.15-17.30. Обед: 14.00-16.00. Выход в 7.15. Двигаясь по моренным валам, а затем по пологому открытому леднику Большой Иссык-Атинский, подошли под начало перевального взлета п. Лесгафта (2Б, 4100 м). Перевальный взлет представляет собой широкий сильно разорванный трещинами ледовый склон (фото 17). Перевальная седловина снизу просматривается плохо. В связках, держась правой стороны ледника, по 30-градусному снежному склону поднимаемся под берг. Вешаем 50м перил через берг по мосту. Выходим под 15 метровую снежно-ледовую стену. Далее - три веревки (150 м) перил (фото 18). Первая и вторая веревки траверсом по 45-градусному льду (первый без рюкзака). Третья по пологому снегу. Общее направление - наискосок вправо (по ходу), на верхнюю ступень ледопада. Обед. Пока готовим, два человека провешивают последнюю веревку через засыпанный берг (фото 19) по 45 градусному снегу на перевал. На гребень поднимаемся чуть выше и правее (по ходу) перевальной седловины. До нее можно спуститься ногами по снегу. Метров 15 нужно идти с попеременной страховкой. В 17.30 мы на перевале (фото 20,25). Снимаем записку группы туристов из Ульяновска (5 к.с., 2014 г., руководитель Кутний Е.И. ). Седловина представляет собой широкое ледовое поле с озером по центру. На седловине есть одна хорошая площадка под большую палатку на осыпи. На спуск - скала.
День двенадцатый. 14 августа 2014 г. Перевал Лесгафта (2Б,4100 м) - в. Иссык-Ата (2А альп.,4400м) - д.р. Ашутор. Время движения: 8.30 - 19.00 Обед: 16.00-17.30. В 8.30 выходим радиально на в. Иссык-Ата. Подъем на вершину простой. С перевальной седловины по широкому простому пологому гребню (снег, осыпь, фото 21) в связках подходим под жандарм (фото 22). Перед жандармом небольшой (метров 15) участок крутого (40-50 градусов) льда, который проходим с попеременной страховкой. Жандарм обходится справа (по ходу) по простым скалам. Далее снова по гребню. Затем по пологому открытому леднику (фото 23) с небольшими трещинами до самой вершины. В 10.30 мы наверху. Вершина - широкое плато. Фотографируемся (фото 24) и начинаем спуск обратно в лагерь. В 12.00 мы в лагере. В 12.30 начинаем спуск с п. в сторону р. Ашутор. С перевальной седловины, с закреплением на камне, вешаем одну веревку (50м), которой как раз хватает чтобы преодолеть крутой скальный участок (фото 26). Далее по крутой осыпи ногами до полого открытого ледника (фото 27). Двигаясь по правому борту ледника затем по обширным моренным валам (нет воды) подходим к истоку р. Ашутор. Ночлег.
День тринадцатый. 15 августа 2014 г. Долина р. Ашутор - долина реки Аламедин. Время движения: 9.00-17.00. Обед с 13.00 до 15.00. Начало движения в 9.00. Двигаясь по старым моренным валам правого берега р. Ашутор выходим на хорошо набитую тропу (фото 28). По живописной долине с красивыми озерами (фото 29) спускаемся к р. Аламедин. В 17.00 выходим к нашей заброске и встаем на ночлег. Вечер уходит на упаковку продуктов.
День четырнадцатый. 16 августа 2014 г. Долина р. Аламедин - долина п. Каджир-Уйо. Время движения: 9.00-20.00. Обед с 13.00 до 15.00. В 9.00 начинаем движение. Вброд переходим на левый берег р. Аламедин. Река в этом месте широко разливается. Воды не больше чем по колено, хотя прошли дожди. Дальше идем вверх по тропе по левому берегу р. Аламедин. Тропа часто теряется, берег и склон заросли густым колючим кустарником. В 13.00 подходим под начало подъема в наш цирк и останавливаемся на обед. Склон нашей долины достаточно крутой (20-25 градусов) и сильно заросший. Внизу колючие кусты, далее стелющийся арчевник. Идти по такому склону весьма сложно. Лучше всего подниматься вдоль правого борта долины по осыпи (фото 30), которая идет вверх до конца ступени долины и выполаживания. Воды на всем протяжении подъема нет. В 19.00 поднимаемся на ступень и, двигаясь по моренным валам по центру долины, доходим до ручья, который далее вниз уходит под морену. Встаем на ночлег.
День пятнадцатый. 17 августа 2014 г. Долина п. Каджир-Уйо - ледник Каджир-Уйо. Время движения: 10.00-14.30. Выходим в 10.00. Поднимаемся вдоль левого берега ручья по старой морене и подходим под начало ледника п. Каджир-Уйо. По пологому открытому леднику к 14.30 подходим под начало ледопада. Опускается туман, идет снег. Видимости нет. Встаем на обед и ночлег (фото 31).
День шестнадцатый. 18 августа 2014 г. Ледник Каджир - Уйо - ледопад Каджир -Уйо. Время движения: 7.30-18.00. Обед с 14.00 до 16.00. Выходим в 7.30. Движемся в связках по некрутому закрытому леднику, обходя многочисленные трещины. В 8.00 входим в ледопад (фото 32). Идем сначала по центру (фото 33), затем направо (по ходу) проходим над первой группой сераков (фото 34) и подходим под начало первой ступени (у левого борта ледопада). Далее наверх и влево (по ходу) 15 м перил по 65-градусному льду (фото 35). Затем траверсом влево (по ходу) по полке 50 метров перил до центральной части первой ступени. Отсюда видна вторая ступень ледопада - двадцатиметровая ледовая стена во всю ширину ледника. Время 11.30. Спускается туман, идет снег, видимость ухудшается. Четыре человека уходят на разведку и бродят по ледопаду до 17.00 вечера. Выйти на вторую ступень вдоль левого борта не удалось, несмотря на кажущуюся близость. Провесить перила на вторую ступень в этот день также не удалось, в основном из-за плохой видимости. Был просмотрен оптимальный вариант движения на следующий день. В 17.00 разведка вернулась к основной группе. К 18.00 погода немного улучшилась (мокрый снег прекратился). Начали ставить лагерь. В начале второй перильной веревки в наддуве под сераком вырыли площадки под палатки (фото 36). Вечером туман развеялся, погода улучшилась, и мы смогли полюбоваться прекрасными видами на пик Аламедин (фото 37).
День семнадцатый. 19 августа 2014г. Ледопад Каджир-Уйо - перевал Каджир - Уйо (3А, 4100м). Время движения: 7.30-20.00. Обед: 13.00-16.00. Выходим в 7.30. В связках, петляя между сераками, подходим под вторую ступень ледопада (фото 38). Немного правее центральной оси ледника в стене второй ступени имеется более низкий небольшой участок (фото 39). Подходим под него. Далее 8-10 метров перил по вертикальной стене и еще метров 30 перил направо (по ходу) по верху серака (в сумме одна веревка) и к 11.00 мы на верхнем ледовом плато. Рюкзаки на вертикальном участке поднимаем отдельно (фото 40). Видимость ухудшается (туман) По пологому закрытому леднику поднимаемся в верхнюю часть плато и в тумане встаем в 12.00 на обед. До 16.00 сидим в тумане. Затем видимость стала лучше и два человека пошли вешать веревки на предполагаемую седловину п. Каджир-Уйо. К 17.00 было провешено 70 метров перил. К началу подъема подтянулись остальные участники. Видимость окончательно улучшилась, и тут стало ясно, что мы ошиблись. Наша седловина метров 400 левее (по ходу) (фото 41). После короткой борьбы здравый смысл победил. Снимаем провешенные перила, спускаемся метров на 70 ниже и подходим под начало нашего перевального взлета. Далее до верха через засыпанный берг 100 метров перил по 40-50 градусному льду до широкой скальной седловины п. Каджир-Уйо. В 20.00 мы на перевале (фото 42,43). Снимаем записку группы туристов из г. Долгопрудный (5 к.с., 2014 г., руководитель Мартынов А.В.). Седловина занесена снегом. Ужин и сон. Перевал Каджир-Уйо находится в боковом отроге и соединяет долины рек Аламедин и Алтынтор. Определяющим препятствием является короткий узкий и мощный ледопад, выводящий на верхнее ледовое плато ледника Каджир-Уйо. Планируя маршрут, мы нашли только три описания прохождения этого перевала в исторически обозримом времени (после 2000 года). Из них два на спуск и только одно на подъем по определяющему препятствию (ледопад). Описание на подъем по ледопаду от 2004 года было маловразумительное. Поэтому мы предполагали определенные трудности. На фотографиях ледопад выглядел внушительно. Однако наши опасения были напрасны. Сам ледопад короткий, безопасный и при нормальной видимости спокойно проходится за один день. Перевал очень красивый, достаточно логичный. Суммарная техническая сложность ледопада и перевала соответствует 3А. Перевал спокойно проходим как в одну, так и в другую сторону. Короче, нам перевал понравился.
День восемнадцатый. 20 августа. Перевал Каджир-Уйо (3А, 4100м) - л. Кара-Тоо. Время движения 7.30-18.00. Обед: 13.00-15.00. В 7.30 начинаем спуск с перевала Каджир-Уйо (фото 44). На спуск крутой скальный кулуар (от 30 до 80 градусов). Общая крутизна склона градусов 50. Вешаем 200м перил (4 веревки). Первая и третья веревка на камнях (оставляем петли). Вторая и четвертая на крючьях. Самая крутая веревка - вторая, там попадаются участки вертикальной скалы. Четвертую веревку кидаем в соседний (справа по ходу) кулуар, чтобы обезопасить себя от камней, которые скидывают при спуске участники. Все станции можно расположить в удобных и защищенных от камней местах. С самой скалы практически не сыпет. Нужно только следить за тем, чтобы самим друг на друга не спускать камни. Особенно со второй веревки. В 13.00 мы выходим на л. Кара-Тоо (фото 45). Переходим небольшой берг (засыпан снегом). По пологому закрытому леднику к 18.00 подходим под перевальный взлет п. Корона Южная и встаем на ночлег (фото 46). Три человека отправляются вешать перила на следующий день. Перевальный взлет представляет собой снежно-ледовый склон крутизной от 25 до 40 градусов (в верхней части). При наличии снега можно подняться в связках. У нас в верхней части был лед, поэтому провесили 150 метров (три веревки) перил. К 20.00 вернулись в лагерь.
День девятнадцатый. 21 августа 2014г. Ледник Кара-Тоо - перевал Корона Южная (3А, 4350м) - ледник Аксайский - хижина «Корона». Время движения: 8.00-18.00 Обед: 14.30-16.00. Выходим в 8.00. По закрытому л. в связках подходим к началу перил, по которым в 9.00 поднимаемся на п. Корона Южная (3А, 4350м). Перевальная седловина (фото 47) представляет собой узкий скальный гребень со снежным наддувом. Стоянка на перевале затруднительна. Тура нет. Вкладываем записку в основание скального останца в левой (по ходу) части седловины. Спуск представляет собой узкий ледовый кулуар общей крутизной 60 градусов (в отдельных местах до 70 градусов, фото 48). В нижней части кулуар расширяется. От скального останца вешаем по гребню 40 метров перил вправо (по х.д.), туда, где видны старые спусковые петли. Далее, держась правой стенки кулуара, вниз вешаем 450 м (9 веревок) перил. Шесть веревок крепим на петлях на скалах (очень удобные каменные столбики, кое-где старые петли). Три веревки крепим на ледобурах (последний участник спускается на ледовой проушине). В конце последней перильной веревки небольшой засыпанный берг. В 14.30 спускаемся на л. Аксайский (фото 49). Обед. В 16.00 продолжаем путь. Движемся вниз по пологому леднику и к 18.00 подходим к хижине «Корона» (фото 50).
День двадцатый. 22 августа 2014 г. Хижина «Корона»- перевал Обходной ( 1А, 3800 м) - ледник Учитель - хижина «Наука». Время движения 10.00-14.00. В 10.00 выходим и двигаемся по леднику вниз к началу подъема на п. Обходной (1А, 3800м), представляющий из себя перелаз через невысокий скальный отрог, разделяющий ледники Аксайский и Учитель. Перевальный взлет п. Обходной (фото 51) осыпной некрутой (до 25 градусов) склон общей высотой метров 70. В 12.00 мы на перевале (фото 52). Седловина широкая осыпная. Тура нет. Отсюда хорошо виден пик Семенова-Тяньшанского и путь нашего будущего подъема на него. Складываем тур, вкладываем записку и по некрутой осыпи спускаемся на л. Учитель. По пологому открытому леднику в 14.00 доходим до хижины «Наука» (фото 53), расположенной на правой боковой морене л. Учитель. Ночлег в хижине.
День двадцать первый. 23 августа 2014 г. Хижина «Наука» - пик Семенова-Тяньшанского (4895 м, 3А альп.) радиально. Время движения: 6.00 - 20.00. Обед: без обеда. Выход в 6.00. На вершину нас идет семь человек. Трое остаются в лагере. Двигаемся по открытому л. Учитель, проходим несложный ледопад по левому краю ледника. Затем связываемся (т.к. ледник становится закрытым). По некрутому (до 25 градусов) склону поднимаемся под берг, который переходим по снежному мосту. После берга крутизна склона постепенно увеличивается, и мы выходим на широкий снежный гребень (фото 54). Какое-то время движемся по нему в сторону вершины. Упираемся в жандармы. Спускаемся метров на 70-100 ниже по склону и подходим под берг (фото 55) Выше видно начало снежно-ледового кулуара, ведущего на вершину. Общая крутизна склона градусов 60. Начинаем вешать перила. 100м по снегу (последние 20 метров по очень жесткому льду). Затем 50 метров перил по заснеженным скалам до предвершинного гребня (фото 56). Оттуда 50 метров по гребню до вершины по скале. Из них 10-15 метров несложного лазания с промежуточными точками в виде петель, закинутых на камни. Итого 200метров (4 веревки) перил. В 16.00 мы на вершине (фото 57). На ней триангуляция и крест. Тура почему-то нет. Фотографируемся и начинаем спуск по пути подъема. На двух верхних веревках оставляем петли, далее две ледовые проушины. Ниже берга идем в связках. После 20.00 спускаемся в лагерь.
День двадцать второй. 24 августа 2014г. Хижина «Наука» - а/л. «Ала-арча». Время движения: 10.00-17.00. Обед: 13.00-15.00. Выходим в 10.00. Двигаемся сначала по л. Учитель, затем по моренам правого берега. После впадения Аксайского ледника выходим на хорошую тропу, по которой доходим до «Хижины Рацека» (фото 58). Далее по тропе по правому берегу доходим до водопадов на р. Аксай, где и обедаем (фото 59). Затем к 17.00 спускаемся в а/л «Ала-Арча» (фото 60). Активная часть похода закончена. От самого альплагеря ничего не осталось. Работает несколько гостиниц. Есть пара магазинов, несколько кафе. Остановились на местной турбазе и пошли на метеостанцию за заброской. Заброски там не оказалось. Телефон офиса принимающей стороны (очевидно, по причине выходного дня) не отвечал. Ночуем на турбазе. На следующий день с утра связываемся с принимающей стороной, забираем заброску, заказываем машину, которая увозит нас на 2 дня на оз. Иссык-Куль. Там живем на турбазе. И прямо с турбазы машина нас забирает в аэропорт.
8.Выводы и рекомендации. За 22 ходовых дня нами были пройдены 6 перевалов, из них 3А - 2 шт. перевалов 2Б - 3 шт. перевалов 1Б - 1 шт. Также были совершены радиальные восхождения на 2 вершины, включая высшую точку района - пик Семенова-Тяньшанского по маршруту 3А альпинистской классификации. 2014 год в Киргизском хребте был малоснежным. Нам очень пригодились ледовые инструменты фирмы Petzl, особенно на подъеме на пик Семенова-Тянь-Шанского. На сложных участках для осуществления страховки использовались ледобуры и петли за камни. Скальные крючья использовались редко. Все перевальные взлеты пройденных нами перевалов, были с одной стороны ледовыми, с другой осыпными. Маршрут был построен так, что все осыпи мы проходили на спуске. Особенно стоит выделить перевал Каджир-Уйо. Его прохождение со стороны ледника Каджир-Уйо требует хорошей тактической и технической подготовленности всей группы. Погода во время нашего похода была хорошая. В середине похода было три-четыре дождливых и туманных дня, затем опять ясно. В целом поход получился технически и физически напряженным, эмоционально позитивным, соответствующим своей категории. 9.Смета похода Билеты на самолёт каждый участник покупал самостоятельно. Стоимость прямого рейса из Санкт-Петербурга до Бишкека и обратно в январе месяце составляла 11000 руб. На весь поход (транспорт, еда, бензин) нами было собрано и потрачено еще 8000 руб. с человека. Проживание на турбазе в палатках на оз. Иссык-Куль стоило с питанием 650 руб. с человека в сутки. 10. Дополнительные сведения Общественное снаряжение
Личное снаряжение
Ремнабор Включал в себя швейный набор (разной толщины и размера нитки, иглы стропы, резинки, лоскуты тканей), фурнитуру (в том числе два запасных самосброса для поясника рюкзака), два вида клея, набор для ремонта ботинок и кошек, запчасти и ключ для мультитопливных горелок, напильник. Вес ремнабора - 0,9 кг Продукты. Раскладка на поход была составлена и собрана из расчета 600 г на человека в день на первые 5 дней акклиматизации, и по 650 г на человека в день на остальную часть похода. В качестве основного блюда завтрака была молочная каша (рис, пшеничка, гречка, овсянка, пшено - все с сухим молоком). Основное блюдо обеда - суп, 30 г. на человека (куриный, борщ, горох, харчо, рассольник). В дополнение - колбаса (твердокопченая), сыр, сало, бекон. Перекус - орехи и сухофрукты. Восточные сладости, шоколад, леденцы. Ужин: гречневая каша, макароны, рис, картофельное пюре. Все блюда на ужин готовились с сушеным мясом. Масло использовали как растительное, так и сливочное (топленое). Сухари по 3-4 штуки в день на каждого. Чай, сахар кусковой, сладости к чаю - три раза в день. Приправы: кетчуп, майонез, аджика, перец черный и красный. Аптечка
Общий вес аптечки - около 2,5 кг. 11. Литература. 1. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня. под ред. А. Джулия. - М.: «Прест», 2001. 2. Отчет Лобова В.А. о походе 4 категории сложности в 2008 г. (из библиотеки ПКТ). 3. Отчет турклуба «Гадкий Утенок» о походе 5 категории сложности в 2004 г. (с сайта www.mountain.ru). 4. Отчет Лукьянова А.Г. о походе 5 категории сложности в 2004 г. (с сайта www.mountain.ru). Часть 2. Фотоальбом, схема маршрута, записки с перевалов >>>>>>>>>>>>>>>>>> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||