Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 6 к.с. по Памиру летом 2014. Часть 1
Федерация спортивного туризма России Региональная общественная организация «Федерация спортивного туризма Московской области» О Т Ч Ё Т о прохождении горного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Северному Памиру, совершённом группой Московской области, в период с 04 августа по 01 сентября 2014 года Нитка маршрута: г. Ош – пос. Кашка-Суу – дол. Минжар – пер. Минжар (2Б, 5050) – лед. Кузгун – пер. Киевская Русь (3А, 5700) – лед. Чакманташ – пер. Абрис (3Б, 5350) – лед. Кузгун – пер. Мещерякова (3Б, 5750) – лед. 255 – пер. Терриконный (1Б, 4800) – лед. Вали – пер. Вали западный + п/п западный гребень пика Дзержинского + пер. Раздельный (связка 3Б, 6720) – пик Ленина (3А, 7134 рад) – лед. Ленина – пер. Путешественников (1А, 4150) - МАЦ Ачик-Таш – г. Ош Маршрутная книжка № Р14/3-601 Руководитель группы: Мартынов Владимир Викторович Адрес руководителя: г.Лобня Московской области e-mail:martynov_vv@bk.ru Комментарии: В отчёте определение «правый», «левый» даются орографические, если это не указано отдельно. Указанное время чисто ходовое. Расстояние даётся с коэффициентом 1,2. Использованы общепринятые туристские сокращения. На фотографиях красным цветом показан путь движения группы, синим цветом путь движения группы по перилам. Номера ледников, за неимением названий, указаны согласно каталога «Ледники СССР». Для определения координат использовался GPS навигатор – GARMIN GPS map 62c. Система координат WGS 84. I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода) 1.1. Проводящая организация:Региональная общественная организация «Федерация спортивного туризма Московской области» 1.2. Место проведения:Киргизстан, Северный Памир район Заалайского хребта 1.3. Общие справочные сведения о маршруте:
1.4. Подробная нитка маршрута: г. Ош – пос. Кашка-Суу – дол. Минжар – пер. Минжар (2Б, 5050) – лед. Кузгун – пер. Киевская Русь (3А, 5700) – лед. Чакманташ – пер. Абрис (3Б, 5350) – лед. Кузгун – пер. Мещерякова (3Б, 5750) – лед. 255 – пер. Терриконный (1Б, 4800) – лед. Вали – пер. Вали западный + п/п пик Дзержинского по западному гребню + пер. Раздельный (связка 3Б, 6720) – пик Ленина (3А, 7134 рад) – лед. Ленина – пер. Путешественников (1А, 4150) - МАЦ Ачик-Таш – г. Ош 1.5. Определяющие препятствия маршрута:
1.6. Руководитель группы:Мартынов Владимир Викторович Адрес руководителя: г. Лобня Московской области, e-mail:martynov_vv@bk.ru 1.7. Состав группы
1.8. Поход рассмотрен МКК:ЦМКК Федерации спортивного туризма России 100-00-666666656 2. Вводная часть 2.1 Общая смысловая идея похода Категория сложности похода и выбор района определялись желанием познакомиться с новым районом, повысить спортивно-туристскую квалификацию участников, приобрести высотный опыт и принять участие в чемпионате России по спортивному туризму. 2.2 Предпоходная подготовка Тактико-техническая подготовка к походу проходила исходя из особенностей района проведения похода и сложности перевалов. Проводились занятия в карьере вблизи г. Икша Московской области и в карьерах вблизи деревни Васильевское Рузского района Московской области. 2.3 Особенности стратегии и тактики Условно маршрут был разбит на три части. Первая часть - перевал Минжар, вход в район и занос заброски под левый приток ледника Кузгун, перевал Мещерякова. Вторая – акклиматизация, прохождение перевалов 3А и 3Б и выход к основной технической и высотной части. Третья часть - прохождение перевалов 3Б и выход на высоты 6000-7000 метров. 2.4 Варианты подъезда и отъезда Из Москвы до Оша добирались самолётом, далее в Алайскую долину до посёлка Кашка-Суу - на автобусе. Там на месте нашли УАЗ с прицепом, который подбросил ближе к долине Минжар. Из района выходили на север до МАЦ Ачик-Таш, затем на автобусе доехали до г. Ош и самолётом вернулись в Москву. 2.5 Аварийные выходы и запасные варианты В случае возникновения аварийных ситуаций, планировался выход через перевал Минжар в Алайскую долину. На случай непредвиденных обстоятельств, для определяющих перевалов были запланированы запасные варианты. 2.6 Организационные сведения Оформлением пропусков в пограничную зону занимались заблаговременно, списавшись с соответствующими службами, а знакомые их получили и подвезли в г. Ош. Группа перед выездом из Москвы застраховалась в страховой компании «ZURICH» на 30 000 $, каждый. 2.7 Заявленный и пройденный маршрут Заявленный маршрут: г. Ош – пос. Кашка-Суу – дол. Минжар – пер. Минжар (2Б, 5050) – лед. Кузгун – пер. Киевская Русь (3А, 5700) – лед. Чакманташ – пер. Абрис (3Б, 5350) – лед. Кузгун – пер. Мещерякова (3Б, 5750) – лед. 255 – пер. Терриконный (1Б, 4800) – лед. Вали + пер. Вали западный + п/п пик Дзержинского по западному гребню + пер. Раздельный (связка 3Б, 6720) – пик Ленина (3А, 7134 рад) – лед. Ленина – пер. Путешественников (1А, 4150) - МАЦ Ачик-Таш - пос. Кашка-Суу – г. Ош Пройденный маршрут: пройденный маршрут полностью соответствует заявленному. 3. Краткая географическая характеристика района. Памир – самая высокогорная система на юге СНГ. Территориально Памир относится к двум независимым государствам – Таджикистану и Киргизии. Он занимает площадь около 60000 кв.км и представляет собой разветвлённую сеть вечно заснеженных хребтов и обширных межгорных долин, образующих Памирское нагорье. Альпинистское изучение Памира началось одновременно с первыми исследовательскими экспедициями АН СССР на Памире в 1928-1933 годах. Туристами Памир начал осваиваться в 50-е годы и долгое время был одним из наиболее популярных туристских горных районов СССР. В альпинистско-туристской практике границы Памира приняты, исходя из орографии хребтов и их спортивных маршрутных возможностей. С востока Памир ограничен Сарыкольским хребтом, по оси которого проходит государственная граница Киргизии и Таджикистана с КНР. Южная граница проходит по реке Пяндж, разделяющей Таджикистан с Афганистаном, а северный предел очерчен рекой Кызыл-Суу, последовательно принимающей затем названия Сурхоб и Вахш. На западе Памир завершается окончаниями хребтов Петра Первого и Дарвазского. Самые высокие хребты и мощные ледники сосредоточены в западной части Памира. Вершины многих хребтов превышают 6000 м, а в наиболее высоких хребтах поднимаются выше 7000 м. На Памире находятся три из четырёх семитысячников СНГ, в том числе наивысшая точка – пик Коммунизма (7495 м). Нагорье, поднятое до 4000 м и более, занимает восточную часть Памира и простирается от его северных границ до южных, лишь однажды прерывается хребтом Музкол. Природные условия западной и восточной частей Памира очень различаются. С одной стороны, резкая расчлененность рельефа с высокими хребтами и ледниками, с другой – пологое нагорье, местами переходящее в высокогорную пустыню. Учёные – биологи, гляциологи, климатологи и другие – разделяют Памир на регионы с достаточно общими и устойчивыми физико-географическими характеристиками: характер хребтов, тип и мощность оледенения, растительность, сухость воздуха и т.п. При таком делении, часто одна часть хребта попадает в один регион, а другая – в другой, что затрудняет классифицирование информации о перевалах. Принятое в туризме и альпинизме деление Памира на регионы в общем не противоречит географическому, отражает историю туристского освоения Памира и позволяет достаточно чётко ориентироваться в информации. Обычно Памир разбивают на пять регионов: Северо-Западный, Северо-Восточный, Юго-Западный, Центральный и Восточный. Наименее определены границы Центрального Памира – многие относят к этому региону восточные части хребтов Северо-Западного Памира. К Северо-Западному Памиру относятся хребты Петра I, Дарвазский, Ванчский и Язгулемский до пересечения с хребтом Академии наук. Северо-Восточный Паимир объединяет восточную часть Заалайского хребта и хребет Зулумарт до перевала Зулумарт. К Центральному Памиру можно отнести хребет Академии наук, Танымас и восточную часть Язгулемского хребта – горы южной группы ледника Федченко. К Восточному Памиру относятся хребты Музкол, Пшартский и Северо-Аличурский. К Юго-Западному Памиру относятся хребты Рушанский, Шугнанский, Ишкашимский, Шахдаринский и Южно-Аличурский. Западную часть Заалайского хребта (западнее перевала Терсагар) вряд ли целесообразно относить к Северо-Западному Памиру – долина реки Муксу является мощной естественной границей между этими районами. От других горных областей Памир отличается сравнительной стабильностью погоды в летние месяцы. Наиболее частые изменения погоды наблюдаются вблизи пика Ленина. Более устойчива погода на Северо-Западном и Центральном Памире, исключения составляют районы у пиков Коммунизма и Революции. Сухость воздуха и повышенная солнечная радиация характерны для всего Памира. Однако, его центральная, восточная и юго-западная части по этим показателям превосходят другие регионы. Природно-климатические условия Памира и характеристики перевалов, требующие высокой физической, технической и тактической подготовки туристов, делают проблематичным, с точки зрения безопасности путешествий, проведение походов III и меньшей категории сложности. Главным средством сообщения на Памире является автомобильный и авиационный транспорт. Основой автомобильного сообщения стал Памирский тракт, начинающийся от города Ош в Ферганской долине. Тракт с севера на юг пересекает Алайскую долину, проходит на юг по Памирскому нагорью до реки Пяндж и вдоль последней тянется на север и затем на запад к г. Душанбе. От тракта проложены автодороги местного значения на юг и восток вдоль Пянджа, сравнительно небольшие участки по долинам рек Шахдара, Бартанг, Язгулем, Ванч, Оби-Хингоу. У озера Каракуль ответвляется автодорога к долинам рек Кокуйбель и Танымас. Местные авиалинии связывают г. Душанбе с городами Мургаб и Хорог, с районными центрами Рушан, Ванч. Авиасообщение имеется также с городами Товиль-Дара и Джиргиталь, находящимися на западных границах Памира. Поднимающийся на севере Памира над Алайской долиной гигантской стеной сильно оледенелый гребень Заалайского хребта (высшая точка - пик Ленина - 7134 м находится в центральной части) значительно превышает протягивающийся севернее Алайский хребет и другие хребты Гиссаро-Алайской системы. Этот хребет по средней высоте является высочайшим хребтом входящей в СССР части Памира. Его средняя высота 5500 м. Заалайский хребет тянется с запада на восток, от слияния рек Муксу и Кызылсу до пика Отчайло (5820 м) на границе с Китаем. Северный склон Заалайского хребта заходит на территорию Киргизии, южный - на территорию Таджикистана. 4. Схема движения группы на маршруте
5. График движения
6. Высотный график
7. Техническое описание прохождения группой маршрута Группа в полном составе собралась вечером 2 августа в аэропорту Домодедово г. Москвы. Отсюда в 2.00 3 августа вылетели в г. Ош. Вопрос с пропусками в пограничную зону и автотранспортом до посёлка Кашка-Суу был решён заранее. Всё снаряжение и продукты брали из Москвы, поэтому задержек в городе Ош не было. Нас встретили и, получив документы, мы выехали на автобусе в посёлок Кашка-Суу. Дорога асфальтирована, в прекрасном состоянии и проходит через живописные горные ущелья. Доехали за 5 часов. На месте в посёлке договариваемся о транспорте, который нас подвезёт ближе к долине Минжар. Загружаемся в УАЗ с прицепом, на котором через 1 час доезжаем до верховья реки Кичик-бешик. На месте выгрузки разбиваем лагерь.
По нашему плану первый этап нашего маршрута это вход в район через перевал Минжар и занос заброски к левому притоку ледника Кузгун. Для этого перенос снаряжения осуществляем «челноком». От места ночлега после распределения снаряжения двигаемся по травянистым полям до входа в долину Минжар. По пути пересекли достаточно глубокий овраг с ручьём и при подходе к долине спустились по второму оврагу к месту, где можно остановиться на ночлег и откуда в долину уходит тропа. На это ушло 2 часа 40 минут ходового времени. В этот день решили события не форсировать, а подготовиться к предстоящим «челнокам».
7.1 Перевал Минжар:категория трудности - 2Б, ск-лд высота - 5050 метров координаты перевала N39&73022.831’E72&73036.230’ Перевал Минжар расположен в основном Заалайском хребте, соединяет Алайскую долину с долиной Сауксай, ведёт с ледника Минжар на ледник Кузгун. Ориентация перевала запад – восток. Определяющая сторона западная. Находится между вершинами 5203 и 5443 метров.
Выход в 8.00. Ясно. Начинаем движение по тропе правым травянисто-осыпным склоном. Глубоко внизу течёт река Минжар, красноватого цвета. В средней части долины склон больше осыпной, тропа теряется. По пути подъёма пересекаем ряд неглубоких оврагов. Впереди просматривается красный осыпной гребень, перегораживающий правый склон, а за ним скально-осыпной гребень, ведущий на перевал Минжар. У нижней части красного осыпного гребня останавливаемся и оставляем перенесённое снаряжение. Ходовое время 2 часа 30 минут. Возвращаемся к месту предыдущей ночевки. Ходовое время 1 час 20 минут. Обедаем и собираем оставшееся снаряжение. Ясно, солнце сильно печёт. Устраиваем небольшой отдых в тени большого камня. Выходим в 16.00 и повторяем путь до красного осыпного гребня, останавливаемся на ночлег в 19.00 у нижней его части. Ходовое время 2 часа 30 минут.
Выход в 8.25. Ясно. Движение начинаем вверх по правому склону вдоль красного осыпного гребня. В верхней части гребня пересекаем его и попадаем в небольшую боковую долину. Пересекая, держим направление в сторону седловины на скально-осыпном гребне. На гребень поднимаемся по мелкой осыпи, крутизной 30 градусов. Подниматься утомительно, осыпь ползёт. До седловины в гребне ходовое время 1 час 55 минут. Оставляем вещи и уходим вниз за оставшимся снаряжением. Спуск 40 минут, а подъём занимает 2 часа ходового времени. На ночлег решаем остаться на этой седловине, но вечером делаем ходку вверх по гребню. Гребень скально-осыпной, крутизной 20-35 градусов, местами лежит снег. На это ушло 1 час 30 минут. Погода ясная, ветер слабый. На ночлег остановились в 18.20.
Выход в 8.10. Ясно, ветер умеренный. Сегодня планируем выйти на седловину перевала Минжар. Двигаемся по скально-осыпному гребню, крутизна которого в средней части 30-35 градусов. Местами проходим небольшие скальные стенки. Идём мимо места, где лежит снаряжение, занесённое нами вчера. По пути подъёма на гребне во многих местах имеются выровненные площадки под палатки. В верхней части путь преграждают рыжие скалы, которые можно обойти по ледовому склону слева по ходу или по разрушенным скалам справа. Выбираем первый вариант - слева по ледовому склону, крутизна которого около 40 градусов, протяжённостью 70 метров. Подъём по перилам, закреплённым на ледобурах первым участником. Выше - склон плавно выполаживается и выводит к перевальному туру. Ходовое время от места ночёвки на гребне до тура 4 часа. Седловина перевала расположена правее метров на 150 и немного ниже. Из тура сняли записку группы туристов ДЮТК «Гадкий утёнок» г.Москвы от 03.08.2014г. руководитель Картаев Ф. и оставили свою.
Седловина перевала Минжар представляет собой широкий снежно-ледовый гребень. Здесь без проблем можно поставить лагерь. Воду в солнечный день можно собрать на ледовом склоне у тура. Тур расположен у скального останца с северной стороны. С седловины перевала, на юго-западе хорошо просматриваются верховья ледника Минжар с перевалами 50 лет МАИ и Татьяна, а на востоке - вершина Дзержинского и перевалы Вали Западный, Горлова, Мещерякова. Вышли на седловину в 14.40. Обедаем. Решили здесь остановиться на ночлег, а за снаряжением, оставленным на гребне, сходить завтра утром. Погода с момента нашего приезда стоит хорошая - ясно, ветер слабый. Настроение отличное.
Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||