Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 к.с. по Фанским горам летом 2014. Часть 1
Отчёт о спортивном горном походеIV категории сложности Маршрутная книжка № 11/3-401 E-mail:experiencedbat@gmail.com МОСКВА 2014 г. Справочные сведения Вид туризма горный Район похода Памиро-Алай (Фанские горы) Категория сложности четвёртая Количество участников 10 Сроки проведения 29 июня – 18 июля 2014 года Продолжительность 20 дней Протяженность 156 км (по GPS-треку) Нитка маршрута а/л Вертикаль-Алаудин – пер. Лаудан (н/к, 3600) – оз. Куликалон – пер. Алаудин (н/к, 3760) – р. Чапдара – р. Имат – р. Жёлтая – пер. Зард (2А, 3980) – пер. Гусева-Мухина В. (4500) + пер. Седло Ганзы (4480) (2Б) – пер. ВАА через каньон ВАА (2Б*, 4140) – оз. Мутные – пер. Дон (рад, 1Б, 4600) – пер. Чимтарга (1Б, 4760) – р. Зиндон – р. Арчимайдан – р. Пушноват – пер. Седло Пушноват Ю. (2А, 4260) – р. Чапдара – р. Арх – р. Хавзак – кш. Сарытаг – т/б Искандеркуль Пройдено локальных препятствий 8, из них: н/к 2 1Б 1+1 радиально 2А 2 2Б 2 Максимальная высота 4760 (пер. Чимтарга) Максимальная высота ночёвки 4600 (пер. Дон) Маршрут утверждён МКК ГТК МГУ 24 июня 2014 года (в составе: Зеленцов Д. Ю., Зеленцова Е. В., Кодыш В. Э., Овчинников И. Л.)
Схема маршрута
Высотный график
План-график заявленный и выполненный
Отличия выполненного план-графика от заявленного и их причины
- Отказались от восхождения на в. Большая Ганза, так как портилась погода. - Прохождение каньона пер. ВАА заняло слишком много сил и времени, поэтому отказались от прохождения траверса Гратулеты. - При выходе с пер. Дон на траверс к пер. Мирали участник получил травму, не позволявшую продолжать движение по маршруту. После его спуска прошли вместо траверса Дон-Мирали запасной вариант – пер. Чимтарга. Физико-географическая и туристическая характеристика района Фанские горы расположены в западной части Памиро-Алая. Они представляют собой группу коротких, но высоких хребтов, расположенных между Зеравшанским и Гиссарским. Район ограничен долинами рек: Артуч и Пасруддарья с севера, Фандарья с запада, Искандердарья с юго-запада, Сарытаг и Каракуль с юга, Сарымат и Арчимайдан с востока. Маршруты походов также могут логично захватывать расположенный южнее участок Гиссарского хребта или выходить на запад к Маргузорским озёрам. Характерная высота перевалов в Фанских горах – 4000-4500м. Высочайшая вершина – гора Чимтарга (5489м), есть ещё несколько пятитысячников. Фаны – достаточно сухой и малоснежный район. Больших ледников нет, зато существующие как правило расположены на крутом рельефе и образуют интересные со спортивной точки зрения препятствия. Даже в начале лета на северных склонах снеговая линия проходит около 4000м, а к концу лета на южных склонах снега нет даже выше 5000м. В общем, снега и льда немного, как правило, с высотой луга переходят в осыпи и далее в скалы. Наличие большого числа монолитных и сухих скал выделяет Фаны среди большинства горных районов и является одной из главных причин их популярности у туристов и альпинистов. Характерной формой рельефа в Фанских горах являются каньоны. Некоторые из них являются известными категорийными препятствиями (например, каньон Серимы и каньон пер. ВАА – оба 2Б). Это стоит помнить при планировании маршрута и искать описания также и на прохождение долин рек. Кроме того, в каньонах и некоторых узких долинах случается некорректная работа GPS из-за переотражения сигнала (смещение в сотни метров по координате и в тысячи – по высоте). Погода в Фанских горах в основном хорошая, примерно две трети дней ясные. Случаются и периоды по 2-4 дня плохой и переменчивой погоды. Утром и к ночи обычно лучше, чем после обеда. Если пасмурно с утра – днём будет совсем плохо. Если вечером ясно – за ночь погода не испортится. В долинах ночи тёплые, до высот около 3 тысяч метров можно спать без палаток это не только приятно и полезно, но и несколько сокращает время утренних сборов. С точки зрения планирования спортивных походов интересной особенностью Фан является их «чётность»: можно придумать много разнообразных вариантов II-ки и IV-ки, но трудно закладывать I-ки и III-ки. Перевалов 1А относительно много, но они расположены по периферии района, перевалов 2А крайне мало. На уровне IV категории возможно восхождение на пятитысячники: Чимтаргу, Большую Ганзу, Энергию (последнюю – возможно в сильных III-ках, особенно в начале лета). В Фанах множество красивых озёр: Искандеркуль, Маргузорские, Большое Алло, Куликалонские, каскад Алаудинской долины (Мутные, Пиала, Алаудинские). Также в походах любых категорий можно насладиться Фанскими долинами, «над каждым кусочком которых поработал ландшафтный дизайнер». При движении по долинам примерно с 12 до 15 часов рекомендуется делать «сиесту», так как в это время крайне жарко. Утром видно без фонариков становится около 5, в это время разумно делать подъём. Выходить быстро, пока прохладно: солнце выходит из-за гор часов в 8-9 и чрез час-два становится жарко. Вечером темнеет около 20 часов, причём быстро. Важной особенностью Фан, о которой следует помнить туристам, является обитающая там эндемичная желудочно-кишечная зараза. Вероятно, она переносится многочисленным скотом и дикими животными. Проблема эта весьма серьёзная. Некоторые группы теряли день-два похода из-за повального заболевания этой инфекцией. Для того чтобы этого избежать мы соблюдали следующие правила. Воду можно пить только кипячёную или «хлорированную». Мы использовали таблетки «акватабс», купленные в магазине «Турин» http://www.tk-turin.ru/shop/getelement/soputstvuyuschie_tovary/tabletka_akvatabs_35_mg_/ . Брать следует из расчёта 1-2 таблетки на человека в день (1-2 пачки на человека на поход). Одна таблетка рекомендуется на литр воды, можно и на полтора. Кстати, фляги в Фаны рекомендуется брать именно литр-полтора (на Кавказе нам хватало пол-литровых), так как жарко и пить хочется кроме того иногда приходится долго идти без источников воды. Кроме этого, для защиты от инфекции следует полностью исключить контакт еды с землёй: раскладывать еду только на скатерти, разливать чай половником (а не черпать стоявшей на земле кружкой). Соблюдение указанных мер позволяет полностью избежать риска инфекции в группе. Общая идея и организация похода. Основной целью похода было пройти красивый и интересный маршрут четвёртой категории сложности с разнообразными техническими препятствиями. И если ледовые перевалы есть фактически везде, но наиболее доступные и безопасные скальные перевалы расположены в Фанских горах. Это и определило район похода. Также приятным дополнением представлялась хорошая погода. Для плавной акклиматизации в начале маршрута было предусмотрено небольшое кольцо (которое кроме этого позволяло посмотреть живописные Куликалонские озёра), после которого следовали ещё и пара дней плавного захода по долинам. После этого была запланирована «техническая разминка» – перевал Зард (редкая действительно скальная, а не осыпная 2А). Далее начиналась основная сложная часть похода, состоящая из нескольких препятствий, в основном «составных» (связок и траверсов с восхождениями), в основном категории 2Б. Связка «Гусева-Мухина Восточный + Большая Ганза + Седло Ганзы» и траверс «Дон – Мирали + Чимтарга» – классические, хорошо описанные, но от этого не менее привлекательные маршруты, позволяющие совместить интересную техническую работу с посещением высочайших вершин района. Прохождение каньона ВАА на подъём было интересно во-первых как техническое скальное препятствие, во-вторых, как мало описанное (нам удалось найти только один отчёт на спуск). Траверс хребта от перевала Яшмовый Западный до перевала Казнок Западный описан по частям, но целиком, видимо, никем не проходился, а по-моему это просто красиво – двухкилометровый скальный траверс 2А. Наконец, перевал Седло Пушноват Южный был интересен как «второпрохождение» кроме того это была «запасная» 2Б, так как МКК высказывала опасения, что при очень большом количестве снега наши многочисленные 2Б упростятся до 2А по факту. Единственная заброска была организована на Мутных озёрах, примерно в середине маршрута, тут же была запланирована единственная днёвка. План-график изначально был достаточно напряжённым и не включал в себя запасных дней. Фактически это был план-максимум: что мы можем пройти при благоприятных условиях. На случай неблагоприятных условий были предусмотрены многочисленные запасные варианты, которыми мы были готовы воспользоваться. Необходимая подготовка группы достигалась регулярными физическими и техническими тренировками. С точки зрения техники особое внимание уделялось личной технике и организации станций на скальном и ледовом рельефе. Заезды в район, транспорт Основных точек заезда в Фанские горы две: на севере – альплагерь Вертикаль-Алаудин, на юге – турбаза Искандеркуль. Также на севере есть альплагерь Артуч, на северо-западе дорога по долине реки Арчимайдан, а на западе Маргузорские озёра, но все они привязаны к дороге на Пенджикент. На ней в 2014 году проводился ремонт со взрывными работами, и задержка на этих маршрутах могла быть до суток. Вертикаль-Алаудин находится в двух, а Искандеркуль – в часе езды от трассы Душанбе-Худжанд. Повороты к ним расположены совсем рядом (минут 5 езды), примерно в середине этой трассы (по 2 часа до обоих городов), у посёлка Сарвада. Раньше дорога была дольше, так проходила через перевалы, но сейчас под ними построены туннели Анзобский (со стороны Душанбе, через Гиссарский хребет) и Шахристанский (со стороны Худжанда, через Туркестанский хребет). Таким образом, заезды через Душанбе и Худжанд примерно равноценны по времени и деньгам и ориентироваться стоит на удобные по времени и недорогие авиарейсы. Мы прилетали в Душанбе и вылетали из Худжанда. С походом в Фанские горы (Таджикистан) относительно хорошо сочетается посещение достопримечательностей Самарканда, Бухары и Ташкента (Узбекистан). Наиболее удобный маршрут – через Пенджикент в Самарканд – в 2014 году был закрыт (не работал пограничный переход). Попасть в Узбекистан можно было только через пункт Ойбек, недалеко от Худжанда. Внутренний междугородний транспорт в Таджикистане деградировал, он представлен только таксистами. Нормальная цена Душанбе-Худжанд 100-120 сомони за человеко-место в 6-7 местном универсале/джипе (придётся подождать, пока он наберётся) или 500 сомони за легковушку (ехать сразу). Худжанд-Ойбек – 20-30 сомони за человека. Из Худжанда в Душанбе можно доехать дешевле или даже бесплатно, если договориться с «гонщиками» (людьми, которые перегоняют машины). В Душанбе иногородним машинам нельзя, поэтому Худжандские такси стоят на «автовокзале Ленинабад». Внутри Душанбе такси 15-40 сомони в зависимости от расстояния и времени суток. Всё вышеописанное пригодно для отдыхательных перемещений. Для организации похода стоит заказывать транспорт у турфирм. Транспорт (и все остальные услуги) мы заказывали в а/л Вертикаль-Алаудин http://www.fanyvertical.ru/. Возят в основном на приличных джипах (с третьим рядом сидений, получается 1+3+2=6 мест, рюкзаки на крыше). Стоимость машины Душанбе/Худжанд – Вертикаль/Искандеркуль – около 200 евро. Местная валюта – сомони, примерно 7 рублей. Таджики, особенно старшего поколения, иногда называют свою валюту рублями, что может вызвать путаницу. В Душанбе обменников много, особенно в центре, курс во всех примерно одинаковый. Также во многих местах готовы принять доллары/евро/рубли, отдав сдачу в сомони. Продукты мы почти полностью везли с собой и по прилёту лишь ненадолго заехали на рынок за крупами. Если вы хотите закупаться в Душанбе, жить стоит на «базе Юннатов», ул. Низор Мухаммад, 13, напротив Зелёного базара, пройти вглубь от улицы и в металлические ворота. Там можно расположиться в «домиках» по 30 сомони/чел/день или в палатке на футбольном поле по 15 сомони/чел/день. На футбольном поле просторнее и удобно паковаться, но вечером час-два реально играют в футболJ. Кроме этого, в Душанбе несложно снять комнату/квартиру например, таксисты рекомендуют своих знакомых. На турбазе Искандеркуль проживание на территории в своей палатке стоит 15 сомони/чел/день. На базе есть туалет, душ (маленькая хитрость: вода в вашем душе будет горячее, если в соседнем включить холодную), электричество. За дополнительную плату – стирка в машинке. Есть столовая и несколько кафе ассортимент минимален, но вкусно и дёшево. Наиболее приятное – сразу справа за мостом через Искандердарью, там беседки с дастарханами прямо над водой – прохладно и нет комаров. В альплагере Вертикаль-Алаудин проживание в палатке 2 евро/чел/день. Есть приличный туалет, но электричество и душ только с 8 до 10 вечера столовая одна. Закупка еды, газ Самый большой рынок – «Зелёный базар» (официальное название «Шахмансур»). Есть и другие, например «водонасосный» – мы закупались там. Есть и универсамы европейского типа. Если есть время, можно найти все «походные» продукты. В качестве топлива мы использовали газ, покупали в «Памир-Пикс» info@pamirpeaks.tj . Баллоны 230г по 8 евро (у Вертикали вообще по 11). Вероятно, они перезаправленные: на вид старые и со следами ржавчины, выдаются навалом, а не из заводской упаковки. Зато залиты под завязку, грамм под 300 :). Граждане России могут въезжать в Таджикистан по внутреннему паспорту. Если вы сильно беспокоитесь за судьбу своего паспорта – лучше использовать заграничный. При въезде выдают миграционную карточку, её надо заполнить и сохранить до выезда. На территории Таджикистана надо в течение трёх дней зарегистрироваться. Для этого нужны фотографии, ксерокс и оригинал паспорта. Процедура занимает время, поэтому имеет смысл пользоваться услугами фирм. В «Вертикали» оформление регистрации стоило 35 долларов с человека, при этом документы. Документы забирают при заезде в район, возвращают с регистрацией при выезде (или раньше, если договориться) в горах документы не нужны. Также стоит оплатить «лесной сбор» и получить соответствующую квитанцию (в «Вертикали» 15 долларов с человека). Иначе при каждой встрече с лесником придётся решать вопрос отдельно. Мобильная связь в большей части района отсутствует. Устойчивый сигнал только на Искандеркуле. Есть шанс поймать с перевалов западнее Алаудинской долины: от Дона до Лаудана. Для связи брали спутниковый телефон системы Iridium. С него связь была везде, но временами прерывалась: терял спутники – особенно в узких долинах. Также относительно быстро садился аккумулятор (хватило на смс раз в один-два дня и два недолгих разговора). В целом качество связи нас удовлетворило. Отдельно хотелось бы выразить благодарность сотрудникам МАТЦ «Вертикаль-Алаудин». Транспорт, оформление документов и прочие услуги были организованы качественно, чётко и быстро. НачУч Александр Крейцберг владеет актуальной информацией по району и даёт полезные консультации. Также он помог нам при организации спасработ. Список технического снаряжения
Вылет из Москвы рейсом UT803 27 июня в 22:05, прилёт в Душанбе 28 июня в 03:20 (в Душанбе время на час больше московского). В аэропорту Душанбе один из наших рюкзаков пытались вынести местные (взяли с транспортёра, пока мы долго стояли в очереди на погранконтроль) – следите за вещами. Прохождение контроля и отлов рюкзака (при помощи аэропортовой охраны) заняли около часа. На выходе из аэропорта нас встретил сотрудник «Вертикали» Сорбон. Ещё около часа мы разбираемся с документами, грузимся в машины и едем на «Водонасосный рынок». Полшестого утра, всё только открывается. Меняем деньги, докупаем продукты на рынке и в магазине. Сорбон в городе ориентируется, показывает, где что. Параллельно созваниваемся, и нам подвозят заранее заказанный газ (Памир-Пикс). В 8 утра выезжаем из Душанбе. Через некоторое время останавливаемся пообедать в придорожном кафе. Дальше по пути проезжаем Анзобский туннель. В Сарваде сворачиваем с шоссе на грунтовку (от Душанбе 2,5 часа чистой езды). По грунтовке до альплагеря полтора часа. В 13:15 выгружаемся в альплагере Вертикаль-Алаудин. Ставим палатки на указанной нам полянке. Развешиваем и упаковываем докупленные в Душанбе продукты. В то же время общаемся с начучем Александром Крейцбергом, расплачиваемся, слушаем консультации по району. Последнюю ночь мы в самолёте почти не спали, соображать начинаем плохо, поэтому собираем заброску очень долго. Занести её на озеро Пиала, как запланировано, сегодня явно не успеем. Решаем сделать это после предстоящего акклиматизационного колечка. Легли к 10 вечера. Перевал Лаудан
Через пер. Лаудан Ложный
расчёт ходового времени
необходимое снаряжение: желательно каски, желательно ледорубы или трекинговые палки. выводы и рекомендации Перевал Лаудан – простое некатегорийное препятствие, рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы любой сложности. Представляет собой самый простой путь между альплагерем Вертикаль-Алаудин и Куликалонскими озёрами (наряду с перевалом Алаудинский).
Подъём дежурных в 05:30, группы – в 6:00. Оставили на складе альплагеря вещи, ненужные для предстоящего двухдневного колечка через некатегорийные перевалы. Выход в 8:30. Через калитку за туалетами правее домиков выходим из МАТЦ Вертикаль-Алаудин (высота 2640). Идём по тропе на север, по ручью вверх. Через 15-20 минут у большого заросшего камня переходим через ручей. Круто направо по ходу по тропе поднимаемся на травянистый гребень и, развернувшись налево, движемся по нему на запад (Фото 1.1)
За ручьём поднимаемся прямо на следующий гребень (два часа от альплагеря) и идём по нему налево, на запад (Фото 1.3) (Фото 1.4)
В 11:42 выходим с перевала Лаудан Ложный (высота 3640). Хорошая тропа идёт пологим траверсом травянисто-осыпного склона. Направо открывается вид на верховья Пасруддарьи и Зеравшанский хребет (Фото 1.8)
В 13:15 начинаем спуск с перевала Лаудан к Куликалонским озёрам. Хорошая тропа спускается пологим траверсом травянисто-осыпного склона (Фото 1.11)
Идём сначала к ближайшему озеру Кулисиёх, потом движемся на юг, обходя следующее озеро, Бибиджонат с востока (Фото 1.16)
Поставив лагерь, идём посмотреть на озеро Куликалон (Фото 1.17) (Фото 1.18) (Фото 1.19)
расчёт ходового времени
необходимое снаряжение: желательно каски, желательно ледорубы или трекинговые палки. выводы и рекомендации Перевал Алаудинский – простое некатегорийное препятствие, рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы любой сложности. Представляет собой самый простой путь между альплагерем Вертикаль-Алаудин и Куликалонскими озёрами (наряду с перевалом Лаудан).
Подъём дежурных в 4:30, группы в 5:00, выход в 6:30. Выходим со стоянок у чайханы на западном берегу озера Бибиджонат (высота 2880) (Фото 2.1)
На перевале Алаудинский собираемся в 9:40 (3 часа от озера Бибиджонат). Седловина осыпная, широкая можно поставить палатку, а при желании и несколько воды поблизости нет. Назад, на запад, открывается вид на стену Мирали, Куликалонские озёра и окружающие их вершины, дальше за долину реки Арчимайдан (Фото 2.5) (Фото 2.6)
В 10:05 начинаем спуск с перевала к Алаудинским озёрам. Чёткая набитая тропа идёт направо вниз траверсом каменистого склона. Камни постепенно сменяются травой и осыпью, рельеф несколько выполаживается (Фото 2.8) (Фото 2.9)
Дождавшись, когда жара спадёт, берём заброску (рюкзаки 15 кг) и в 16:55 выходим из альплагеря Вертикаль-Алаудин к озеру Пиала. Вверх по долине идёт тропа (начало – если напротив домиков перейти ручей). От альплагеря до Алаудинских озёр тропы ветвятся. Большое Алаудинское озеро обходится по западному берегу, дальше тропа однозначная. Иногда она теряется на полянах, держаться надо левее по ходу. За час доходим почти до озера Пиала, в нём очень мало воды, чаша почти пуста. Передохнув 10 минут, ещё за 15 поднимаемся выше озера. Тут справа от тропы обширные каменные завалы, причём не видимые из долины снизу. Закапываем тут заброску {zabroska}. Возвращаемся по пути подъёма, за час. Вернулись в лагерь в 19:45. Перевал Зард
расчёт ходового времени
необходимое снаряжение: личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, спусковое устройство, подъёмное устройство, карабины - не менее 4 на человека групповое: основная верёвка – 3 шт (втч желательно 1 динамическая), карабины – 8-10 на верёвку, петли/кордалеты – 1-2 на верёвку, крючья в ассортименте – ок. 10шт, желательно закладки – комплект (ок. 10шт), желательно оттяжки – 2-3шт, желательно протекторы, рации – желательно 1 на верёвку. выводы и рекомендации Перевал Зард – весьма своеобразное и интересное препятствие. Он существенно односторонний: на северо-западе седловина почти не поднимается над уровнем ледника Сурхоб, а на юго-восток спускается ступень около 100 метров скал, требующих наведения перил. Скалы несложные, некамнеопасные точки страховки организовывать просто. Пройденный нами маршрут на подъём оцениваем как 2А. Прохождение на спуск скорее всего соответствует категории 1Б. Самостоятельное значение перевала невелико: его можно обойти как по долинам, так и по хребту. Перевал Зард на спуск (СЗ-ЮВ) можно рекомендовать группам, совершающим походы от 2кс, но в качестве первого перевала 1Б. На подъём (ЮВ-СЗ) рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы от 3кс. В 3-ках он будет особенно интересен, так как действительно скальные перевалы 2А крайне редки. В более высоких категориях его полезно пройти в начале похода для восстановления навыков технической работы в горах. Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||