Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: А.Щербаков, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиро-Алаю в августе 2013. Часть 5

Продолжение. Часть 4 здесь


Перевал Металлист (2Б, сн-лд, 4842)

1. Расположен в Коллекторском хребте к западу от перевала Гаджир Ю.

2. Соединяет долину р. Караказык С. и долину р. Гаджир

3. Ориентация: юго-запад - северо-восток

4. Характер: перевал снежно-ледовый, определяющая сторона северо-восточная.

5. Сведения о первопрохождении: перевал первопройдён группой туристов под руководством Култаева В. В. из г. Ташкента в походе 5 к.с. 21 августа 1988г.

6. Перевал пройдён насквозь группой в походе 5 к. с. под руководством Щербакова А. А. с юго-запада на северо-восток 21 августа 2013г.

7. Снята записка группы туристов всесоюзного семинара высшей инструкторско-тренерской подготовки, совершавшей поход 5 к. с. под руководством Мачкина Ю. Е. от 19 августа 1990 года (В записке перевал предположительно ошибочно указан как перевал Курба)

8. Хотя перевал заявлялся нами как 3А, по итогам прохождения оцениваем его как 2Б. Считаем что даже при значительном изменении ледово-снежной обстановки перевал не может стать 3А.

ПикТашкент (2Б, сн-ск-лд, 5248)

1. Расположен в Коллекторском хребте между пер. Скрытный и пер. Ташкент

2. Высшая точка Коллекторского хребта и всей Дугобы, доминирует над долинами р. Гаджир и р. Арчаканыш

3. Сведения о первопрохождении пика отсутствуют, предположительно первопройдён альпинистами, единственное упоминание в отчётах: траверс пика Ташкент с пер. Ташкент на ледник Гаджир, группой туристов из Калуги под руководством Волошина 23 августа 1993 года.

4. Траверс пика с подъёмом с ледника Гаджир и спуском на ледник Ташкент через перевал Ташкент осуществлён группой в походе 5 к. с. под руководством Щербакова А. А. 22-23 августа 2013г. По имеющейся информации в эту сторону траверс пройдён впервые.

5. Тур не обнаружен (рельеф вершины не позволяет оставлять там туры), записка оставлена в сложенном нами туре на перевале Ташкент.

Описание даётся от места обеда на морене ледника Караказык С. и до м\\н на леднике Ташкент

Описание подготовлено Сергеем Науменко


Техническая характеристика подходов и прохождения

перевала Металлист (2Б, сн-лд, 4842) и траверса пика Ташкент (2Б, ск-лд, 5248)

Дата

Погодные

условия

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

Км

Высота, набор/сброс

Ходовое время

1

21.08

Пурга

Подъём на пер. Металлист

Крупная осыпь до 20°, закрытый ледник

2,1

4250

+592

2:15

4842

2

22.08

Ясно

Седловина пер. Металлист (2Б, 4842)

Снежная седловина средней ширины

-

-

-

3

Спуск с пер. Металлист на ледник Гаджир

Снежно-ледовый склон крутизной до 50° - 250м перил, станции на ледобурах, самосдёргивающийся ледобур

1,3

-392

6:00

4420

4

Подъём на гребень пика Ташкент

Морены, закрытый ледник крутизной до 10°, далее снежно-ледовый склон крутизной до 25°, бергшрунды - связки, движение с попеременной страховкой

3,9

+750

5:05

5170

23.08

5

Подъём на пик Ташкент (2Б, 5248) по гребню

Снежный пологий гребень - обход снежных карнизов, связки

0,9

+78

1:10

5248

6

Спуск с пика Ташкент на пер. Ташкент по гребню

Снежно-ледовый склон до 25° - одновременное движение в связках

0,8

-157

0:30

5091

7

Седловина пер. Ташкент (3А, 5091)

Узкая скально-ледовая седловина

-

-

-

8

Спуск с пер. Ташкент на ледник Ташкент

Снежно-ледовый склон до 25°, скально-осыпной контрфорс, снежно-ледовый кулуар до 35° - 250м перил, станции на бурах, последний с нижней страховкой

1,9

-461

4:30

Снег, дождь

4630

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 10,9 км

Ходовое время: 19 час 30 мин.

Перепад высот: 2430м (+1420/-1010)


Техническое описание перевала Металлист (2Б, сн-лд, 4842) и траверса пика Ташкент (2Б, ск-лд, 5248)

1. Подъём на пер. Металлист.

Пообедав и разобрав принесённую заброску, в 14:30 с высоты 4250 выходим в направлении перевала Металлист. (фото 9.1) По закрытому мореной леднику подходим под слежавшийся крупно-осыпной склон (до 30°) (фото 9.2), по которому за переход поднимаемся на крупное выполаживание перед большим моренным валом. С подъёма открывается прекрасный вид на перевал Караказык Спортивный. (фото 9.3) Здесь, а, если точнее, левее по ходу, есть удобные места для ночлега и вода в жидком виде. Передохнув, за полперехода поднимаемся на моренный вал, (фото 9.4) по которому выходим на ледник, открытый только первые 300 м. Затягивает непогода, (фото 9.5) видимость уменьшается. Поднимаемся по леднику вдоль русла ледникового ручья. Когда русло скрылось под снегом, выбираем курс на седловину пер. Спартак, но на неё не поднимаемся, а, обойдя пару снежных валов и высмотрев, наконец, северный край гребня, (фото 9.6) берём курс на пер. Металлист. (фото 9.7) Суммарно подъём занял два хороших перехода. На всём протяжении подъёма тропим по свежему пухляку, глубиной 20 см. Справа по ходу подъёма видна снежная седловина и узловая вершина отделяющая седловину перевала Гаджир Ю. от седловины перевала Металлист. Левый по ходу гребень преимущественно скальный, на высоте 4840 в нём есть логичное снежное понижение, которое и является седловиной перевала Металлист.

2. Седловина пер. Металлист (2Б, 4842) - (39° 46.328\'С, 71° 41.544\'В)

Седловина перевала Металлист снежно-ледово-осыпная, средней ширины. Есть место под несколько палаток, (фото 9.8) ветра нет. Вместо жидкой воды - снег и лёд. Тур расположен в западной части седловины, сняли записку группы туристов всесоюзного семинара высшей инструкторско-тренерской подготовки, совершавшей поход 5 к. с. под руководством Мачкина Ю. Е. от 19 августа 1990 года. Открываются живописные виды на массив пика Ташкент, ледник Гаджир. В хорошую погоду видны дальние вершины Высокого Алая. К вечеру распогодилось, ночуем на седловине.

3. Спуск с пер. Металлист на ледник Гаджир

Подъём в 4, выход в 6:30. С утра ясно, небо чистое. Северный склон освещается сразу же, как выходит солнце. Северная сторона перевала представляет собой 400-500 метровый снежно-ледовый склон, в нижней трети подрезанный системой бергшрундов. (фото 9.19) Крутизна не превышает 55°. Двумя связками начинаем спуск по снежно-ледовому склону, держась левой его части, когда крутизна возрастает до 30°, (фото 9.9) начинаем вешать верёвки (фото 9.20, фото 9.21) :

I-III - 150м перил прямо вниз, параллельно линии скал - все станции на бурах. На склоне достаточно снега, крутизна до 50°, попадаются закрытые снегом неширокие трещины. Сдёргиваем через самовыкрут. (фото 9.10, фото 9.11, фото 9.12)

IV - 50м вниз через первый разлом бергшрунда по снежному мосту. Станция между бергов на ледорубах. Сдёргиваем через самовыкрут. (фото 9.14)

V - 50м вниз через оставшиеся бергшрунды - переходим по снежным мостам сомнительной надёжности, нижняя станция на ледорубах. Сдёргиваем ледорубным крестом. (фото 9.15)

Далее в перильной страховке нет необходимости - хороший снег крутизной до 30°, спускаемся в связках одновременно. (фото 9.16) И по преимущественно закрытому леднику (фото 9.17) доходим до морены, предваряющей подъём на пик Ташкент, (фото 9.22) где на большом камне устраиваемся на обед на удобном ледниковом грибе. (фото 9.23) С места обеда открываются захватывающие виды на цирк перевалов Гаджир Ю. - Металлист, (фото 9.29) (фото 9.27) в цирке есть и неназванная седловина, достойная прохождения. (фото 9.25, фото 9.26, фото 9.24)

Координаты обеда: (4260, 39° 45.773\'С 71° 40.798\'В)

4. Подъём на гребень пика Ташкент

После обеда (в 15:30) выходим в направлении п. Ташкент с задачей подняться как можно выше. За первый переход пробираемся по моренным валам, в направлении левого борта ледника, (фото 9.30) спускающегося с пика Ташкент. Левый его борт чуть более крутой, но открытая его часть закрыта мореной, по которой мы рассчитываем подняться на тело ледника. (фото 9.18) Так оно и оказывается, единственная неприятность - заледеневшие камни в центральной части взлёта. Ещё за полперехода по заснеженной осыпи выходим на тело ледника, откуда двигаемся преимущественно по центральной его части. Закрытый ледник, крутизной до 15° - идём в связках одновременно. (фото 9.32) Снег сухой, глубиной до 15-20см. (фото 9.31) Ещё чуть больше перехода и на высоте 4810 устраиваемся на ночлег, выкопав площадку под две наших палатки. Топим снег.

Координаты ночёвки: (4810, 39° 47.250\'С 71° 42.403\'В)

На следующий день погода стоит ясная и в 9:00 мы двумя связками уходим вверх по склону вверх. Опасаясь висящего карниза на северной оконечности гребня, уходим наверх к западному гребню. (фото 9.33, фото 9.34, фото 9.35) Подъём даётся тяжело - глубокий характерный сухой снег и высота дают о себе знать. (фото 9.36) За три неровных перехода выползаем на гребень, (фото 9.37) попутно преодолев с попеременной страховкой пару засыпанных бергшрундов, по склону крутизной до 25°.

5. Подъём на пик Ташкент (2Б, 5248) - (39° 47.500\'С, 71° 43.222\'В) по гребню

Юго-западное плечо вершины в месте, где мы на него вылезли, острое, но лишь местами обрывается вниз снежными карнизами. Даже в условии средней видимости, в которой мы, кстати, оказались, хорошо просматривается характер гребня впереди. Уходим от греха с самого гребня на западный его склон, приспустившись метров на 5. Через половину неспешного перехода гребень выполаживается (фото 9.38) и превращается в широкий снежный бугор, по которому мы выходим к вершине к 14:00. На всём протяжении гребня крутизна не превышает 10°, крутизна склонов гребня до 20°. Вершина невыраженная, снежная, тура нет и сложить его не из чего. Немного распогодилось, и появилась возможность полюбоваться панорамами ледников Ташкент и Егорова. (фото 9.39) Хорошо видны вершины всего Высокого Алая, некоторые Памирские пики. Пьём чай, фотографируемся (фото 9.40) и спускаемся вниз.

6. Спуск с пика Ташкент на пер. Ташкент по гребню

На спуске с пика Ташкент уходим от возможных восточных карнизов на север, по снегу спускаемся одновременно в связках. Скинув около сотни метров, подходим к снежному бугру, который обходим чуть траверсом, возвращаясь на ставший уже безопасным гребень. (фото 9.41) Он выводит нас к седловине перевала Ташкент, точное место которой определить оказалось весьма затруднительно. (фото 9.42)

7. Седловина пер. Ташкент (3А, 5091) - (39° 47.663\'С, 71° 43.290\'В)

У перевала Ташкент очень узкая, преимущественно скально-снежная седловина, достаточно широкая для пары палаток только в начале подъёма к п. Ташкент, то есть в западной её части. Разведчик, прогулявшись по гребню - без фанатизма, конечно, - заключил, что явного тура на гребне нет, и что спуск на север до конца не просматривается, однако в верхней части выглядит весьма миролюбиво. Сложив тур на гребне, (фото 9.43) в 16:00 начинаем спуск вниз в связках одновременно.

8. Спуск с пер. Ташкент на ледник Ташкент

Восточный склон перевала Ташкент представляет собой широкий снежно-ледовый склон, средней крутизной 40°. Некрупный скально-осыпной слабовыраженный контрфорс отделяет заполненный снегом некрутой кулуар, зажатый в левой части склона. (фото 9.44)

Решаем спускаться к верху гребешка, далее, максимально приспустившись по нему, выйти в кулуар. Провесить необходимый минимум перил в кулуаре и вернуться обратно на центр в заснеженной части, выше лавинных конусов. Оттуда можно уже спускаться в связках одновременно. Направо решаем не идти, чтобы не оказаться в темноте посреди протяжённого ледового склона.

В верхней части взлёта склон преимущественно снежно-ледовый, крутизной до 20-25°. Одновременно двигаясь в связках, спускаемся к скальному контрфорсу. От него можно уйти вправо на крутой ледовый склон, протяжённостью больше 250м влево в снежно-ледовый кулуар, по которому визуально требуется не более 100м перил. По этому пути прошел Волошин в 1993г. Учитывая, что остаётся не более 3 часов светового времени, решаем спуститься по кулуару, надеясь на быстрый спуск. Чуть приспустившись по контрфорсу вешаем верёвку в кулуар (фото 9.45):

I - Станция на крупном камне в верхней правой части контрфорса. От неё вниз по скально-ледово-осыпной полке к крутой стенке (около 70°, 4м) от неё в кулуар - станция на ледобурах. Сдёргиваем, оставляя петлю.

Прим. На спуске Дима Коняхин получил травму, умудрившись сесть на ледоруб, спускаясь по первой верёвке. Оказание первой помощи и последующий спуск пострадавшего сильно замедлили наш спуск и привели к провешиванию дополнительных верёвок перил.

II-III - 100м вниз по снежно-ледовому кулуару, крутизна до 35°, последний спускается с нижней страховкой.

Прим. Провесив четвёртую верёвку вниз и ожидая свободных перил, попадаем под камнепад. В этот момент: четверо на верхней станции 4-ой верёвки, Дима на верёвке, метров на десять ниже станции, и Серёжа Мирошкин на нижней. Основную группу сошедших камней приняли на рюкзаки верхние - те, кто в этот момент был под рюкзаком. Саше Маркину не повезло, он был без рюкзака, и получил булыжником в спину. Рывок, спровоцированный ударом, имел негативные последствия для Светиной больной ноги. Случайный камень прилетел и в колено Диме. Отправляем нижнюю пару вниз из-под обстрела, а сами уносим ноги из кулуара на скальный контрфорс, где осматриваем Маркина и оказываем ему первую помощь. У пострадавшего неровное дыхание, боль в районе правой лопатки, куда пришёлся удар камня. Кровотечение отсутствует, состояние адекватное. Делаем укол преднизолона и анальгина. Дальнейшие верёвки вешаем правее скального гребешка.

IV-V - 100м вниз по снежному склону, крутизной 30°, последний спускается с нижней страховкой.

Дальше, уже в темноте спускаемся в связках по снежному склону, крутизной 25°, склон в нижней части подрезан парой бергшрундов, засыпанных снегом. Обходим их и встречаемся на леднике Ташкент со второй связкой, где устраиваемся на ночёвку.

Координаты ночёвки: (4630, 39° 47.709\'С, 71° 43.809\'В)

Выводы и рекомендации:

1. Категория трудности перевала Металлист, по нашему мнению, несколько завышена. Сложность определяющего участка не превышает 2Б, однако, возможно некоторое удлинение технического участка, в случае, например, малого количества снега на склоне. Повторюсь, что и в этом случае сложность перевала стоит расценивать как «длинную 2Б», а не как 3А. Рекомендуем перевал к прохождению в походах от 4 к.с.

2. Сложность сквозного прохождения пер. Ташкент следует оценивать снизу как 3А и более, недостаток информации не позволяет нам дать более точную оценку его сложности, и, соответственно, рекомендовать его другим группам. Однако восточная сторона перевала имеет сложность 2Б и может быть рекомендована нами к прохождению в походах от 4 к. с.

3. Недооценка трудности восточной стороны перевала и позднее время спуска стали косвенными причинами случившегося ЧП. Вероятно, правильным решением было бы ночевать на перевале Ташкент, а спускаться уже рано утром, со свежими силами и не торопясь.


Выход с маршрута

Дата

Погодные

условия

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

Км

Высота, набор/сброс

Ходовое время

1

25.08

Ясно

Спуск с ледника Ташкент на ледник Егорова

Открытый ледник, обход ледопада по осыпным бортам, морены

5,1

4630

-470

2:20

4160

2

Спуск с ледника Егорова до удобных ночёвок в долине р. Арчаканыш перед слиянием с р. Улитор

Зачехлённый ледник, морены далее травянисто-осыпные склоны до 5°

3,6

-400

1:35

3760

3

26.08

Спуск по долине р. Арчаканыш и далее по долине р. Сурметаш до слияния с р. Яшилькуль

Вьючные тропы по травянисто-осыпным склонам до 5°

10,7

-710

3:10

3050

4

27.08

Спуск по долине р. Сурметаш до развалин поселения Мелик

Вьючные тропы по травянисто-осыпным бортам, обход скальных прижимов, брод моста, далее подтопленные поймы р. Сурметаш

11,3

-750

4:00

Пасмурно, дождь

2300

5

28.08

Ясно

Спуск по долине р. Сурметаш до начала автомобильной дороги на высоте 1750

Разрушенная дорога

10,9

-550

2:30

1750

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 41,6 км

Ходовое время: 13 час 35 мин.

Перепад высот: 2880м (+0/-2880)

Описание подготовила Светлана Гуслова.


1 Спуск с ледника Ташкент на ледник Егорова.

Реабилитационная днёвка под перевалом Ташкент закончилась (39° 47.709\'С, 71° 43.809\'В, 4627 м) [фото 9.45]. Мы ещё поглядывали на перевалы Картографов [фото 10.1]и Крестовый [фото 10.1.1], но судя по состоянию Сани Маркина, подъем дался бы нам с трудом. Решено было выходить по леднику Ташкент к долине реки Сурметаш в 11:30.

Используемые нами описания долины были не подробны, приходилось ориентироваться, судя по местности. Ляпинская хребтовка в этом месте ещё не могла помочь, так как начиналась со слияния ледников Ташкента и Егорова. Резкий спуск в поле зрения, подсказывал ледопад. Предупреждая его, пересекли камеру ледника к её левому борту (4450 м) [фото 10.2]. Через 1,5 часа после лагеря, мы, обходя трещины, спускались по ледниковой морене на ледник Егорова (4222 м).

2. Спуск с ледника Егорова до удобных ночёвок в долине р. Арчаканыш перед слиянием с р. Улитор.

По поверхностной морене орографически левого края ледника Егорова спускаемся к реке Тур (4235 м) [фото 10.3]. Осыпь была средняя, камни живые, мы двигались вдоль русла по завалам 2,2 км 1,5 часа.

Тропа на Ляпинской карте ведёт по левому борту долины и отчётливо начинается на зелёнке после слияния с рекой Дугоба, пока мы до неё не дошли. Пройдя по моренным валам с 4000 метров встали на ночёвку на поляне (39° 46.162\'С, 71° 47.508\'В ) в 21:00. Ровная площадка, может поместиться много палаток, есть удобные подходы к воде. Можно жечь костёр из кизяка [фото 10.4].

3. Спуск по долине р. Арчаканыш и далее по долине р. Сурметаш до слияния с р. Яшилькуль.

Утро прохладное, но солнечное. Выползаем в спальниках к завтраку. Сушим вещи, выпускаем больных вперёд в 10:00.

Тропа так же ведёт по левой стороне реке Арчаканыш [фото 10.5]. От места ночёвки она набирает чуть вверх, рельеф от долинного, меняется на скальный. Проходим большой водопад на 3715 м [фото 10.6]. Доходим до пересечения с долиной реки Дугоба через 25 минут. Бродим реку по камням. Ширина русла 10 метров, оно делится на два рукава. Глубина 40 см, почти все прошли, не намочив ноги [фото 10.7]. Я переобувалась. Поток не сильный, уверено бродится в одиночку.

Через 1 час тропа пересекает ещё один приток. Рядом с ним встречаем чабана. Интересуемся, как скоро выйдем к автомобильной дороге. И узнаем о плохом состоянии моста, ближайшего к кошу.

К 14:00 долина выполаживается и тропа ведёт по заливным полям 5 км. На слиянии с рекой Топон стоит летник, к нему ведёт тропа. Река сильно разливается в этом месте, не мешая её легко перебродить [фото 10.8]. В 17:00 на 3280 метров большая площадка, огороженная валом 30 метров с востока. Поднимаемся на вал, обходя его слева по земляному склону уклоном 20 о. Сверху вала по большим камням выходим к тропе [фото 10.9], которая сквозь арчу ведёт вниз, пересекая высохшие известняковые водостоки. Спускаемся через них, проходим по деревянному помосту, слева течёт водопад. Тут есть место под палатку, удобный подход к воде. Но мы спускаемся ниже до разрушенного летника в 18:30. Там и ночуем перед слиянием с рекой Яшилькуль (39° 47.062\'С, 71° 53.679\'В, 3061 м). Теперь каждый вечер костёр. Некоторые даже спят на улице.

За завтраком договариваемся остановиться и пообедать у плохого моста. Самых медленных отправляем вначале в 11:00. Широкая уверенная тропа ведёт по левой стороне долины Сурметаш.

Важно помнить, что от самого ледника до первого моста путь всегда пролегает по левому борту долины.

4. Спуск по долине р. Сурметаш до развалин поселения Мелик.

Тропа забирает выше на склон, пересекает русло реки Трумсу по хорошему деревянному мосту (39° 47.570\'С, 71° 54.760\'В, 2900 м) [фото 10.10].

Становится жарко. Через 1 час мы спускаемся по тропе к реке Сурметаш. Большое выполаживание, замечательное место для днёвки (39° 47.717\'С, 71° 55.496\'В, 2800 м) [фото 10.11]. Вода в реке лазурного цвета. С севера скальная стенка 50 м высотой, по которой можно лазить, на другом берегу водопад. Очаровавшись местом, готовим там обед в 13:00.

За это время портится погода, и уровень воды заметно увеличивается. В 16:00 отобедав, мы выходим с места. Теперь тропа плотно зажата между берегом и скальной стенкой. Через 30 минут переходим по мосту (2624 м) на правый берег, на левом русло упирается в прижим [фото 10.12]. Теперь тропа идёт по лесу, но через 10 минут опять выходит на каменистый берег и проходит по мосту через один из притоков (39° 48.195\'С, 71° 57.127\'В) [фото 10.13]. Как только прижим на левой стороне заканчивается, и там появляется место для тропы, мы видим мост (39° 48.217\'С, 71° 57.195\'В) на левый берег [фото 10.14]. Это тот самый мост, о котором беспокоился чабан.

Первыми к мосту пришли Серёги, и застали момент, когда воды было не так много, Сергей Науменко перешёл на другую сторону с верёвкой, и вместе с Серёжей Мирошкиным они натянули переправу. Остальные участники группы прошли мост, обвязавшись булинем пристрахованные трамвайчиком [фото 10.15]. Переправлялись в касках и ботинках. Последний шёл сам, страховали его верёвкой, концы которой мы держали выше и ниже моста. На всю переправу затратили 2 часа.

В 19:00 первые стали уходить от моста. Река разлилась, приходилось идти по щиколотку в воде. Тропа вела то по лесу, то по камням. Через 30 минут начало темнеть, в планах было дойти до начала автомобильной дороги у развалин урочища Мелик [фото 10.16].

В 21:00 выбрали место на возвышенности между двумя разрушенными строениями урочища у большого дерева (39° 48.745\'С, 71° 58.942\'В, 2295 м) [фото 10.17]. Вблизи протекал ручей. Арчу для костра в этот вечер пришлось искать дольше, чем обычно, места исхоженные пастухами и другими группами.

Наличие мостов облегчило выход. Если бы их не было, или состояние было ещё хуже, эта долина не подходила бы для эвакуации травмированной группы из района. Ближайший сверху летник до мостов (39° 47.062\'С, 71° 53.679\'В), последняя возможность узнать у чабанов о состоянии тропы и целости мостов. Иначе группа должна быть готова натягивать переправу, и мокнуть в холодной и быстрой воде реки Сурметаш.

5. Спуск по долине р. Сурметаш до начала автомобильной дороги на высоте 1750 м.

Машину мы заказали по спутниковому телефону в эту долину, не зная, до какого места ей реально доехать. С вечера на автомобильную дорогу не вышли, а встретиться с водителем нужно было в обед.

После завтрака в 11:00 меня выпустили вперёд. Стоило спуститься к руслу реки, как через 5 минут я шла по широкой (4 метра) автомобильной дороге [фото 10.18,фото 10.19]. Состояние того участка настолько хорошее, что казалось, наша Delica доедет прям до этого места. Но дальше по пути начались завалы, дорога во многих местах была испорчена селями.

За 2 часа прошли 6,8 км. Мы были уверены, что тут нас и заберёт машина. У коша встали на обед. За это время Дима решил уточнить у чабанов про качество дороги. Это было правильное, но не утешающее нас решение - после коша на дороге сошла сель и машины не могли проехать уже несколько недель.

Всё же мы не спешили обедать и лениво вышли в 16:00 к нашему водителю. Через 5 км в 17:30 мы дошли до сели, её как раз приехали разгребать рабочие. Чуть дальше стояла наша Делика. Захотелось сбавить темп&hellip

Снежных вершин уже не видно, но через эту долину хочется вернуться к ним снова. По пути проверив старый мост, посидеть у водопадов, и согревшись у костра из кизяка, пройти перевал Картографов, попав таки в район Дугобы [фото 10.20].

2.8 Пояснительная записка по чрезвычайному происшествию на пер.Ташкент.

Попадание в камнепад на спуске с пер. Ташкент можно было бы избежать несколькими путями. Первый: остаться ночевать на пер. Ташкент и спускаться уже на следующий день, тем более, что у нас присутствовали день опережения плана графика. Вторым вариантом могло бы быть решение не следовать траектории прохождения Д.Б. Волошина в 1993г, а спускаться по значимо более крутому льду центра перевального взлета. При всей негативности произошедшего события, стоит порадоваться за действия группы в сложившейся ситуации: отсутствие панического настроение, незамедлительно последовавшие слаженные коллективные действия участников группы по оказанию медицинской помощи, покиданию места происшествия, последующий спуск с перевала и самостоятельный выход из горного района. Полученные травмы были плохо диагностированы в больнице г.Ош. В Москве диагностика выявила: у Димы ушиб колена (и наложенный гипс в Оше оказался излишней мерой), у Светы частичный разрыв связок голеностопа (и наложенный гипс в Оше оказался излишней мерой), у Саши Маркина пневмоторакс не острой формы (в Оше был диагностирован как ушиб легкого). Травмированные участники прошли курс необходимого лечения в Москве и готовятся совершать новые походы в горах.

В 2013 год перед летним сезоном остро стоял вопрос у туристов и альпинистов, в какой страховой компании оформлять полиса с возможностью оплаты экстренного вылета вертолета в горные массивы. Мы застраховались у компании Цюрих. При наступлении нашего страхового случая у нас не было надобности вызова вертолета, и мы самостоятельно выходили из гор. Но для проверки компании Цюрих, мы запросили через нашего координатора в Москве машину для выезда из гор, указав долину и координаты нашего нахождения. Ответом специалистов ассистанса было следующее: «найти машину мы не можем, но готовы в кротчайшие сроки выслать к Вам вертолет». Необходимости в вертолете у нас не было и дабы не уменьшать количество страховых компании страхующих туристов и альпинистов, мы договорились, что сами найдем машину. А страховая компания возместит нам средства по расписке водителя в получении денег. Так и случилось спустя 2 недели с подачи письменной заявки в офис страховой компании. Исходя из вышеизложенного, можем рекомендовать страховую компанию Цюрих для активных видов спорта в горах.


2.9 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Пройдён красивый интересный насыщенный маршрут. Маршрут похода соответствует протяженной познавательной «пятерке».

В пройденном маршруте преодолены определяющие перевалы Кузнецовой(3А) и Мирный(3А). Причём перевал Кузнецовой пройдён в режиме первопрохождения. Пройден красивый траверс высшей точки района пика Ташкент(2Б,5248) с ледника Гаджир на ледник Ташкент. Стоит уточнить, что по нашим сведениям траверс пика Ташкент с запада на восток пройден впервые, до нас траверс в обратном направлении пройден группой туристов из г. Калуга в 1993г под руководством Д.Б. Волошина.

По итогам прохождения маршрута можем отметить, что в районе проведения похода нашими предшественниками часть перевалов переоценена. Например, часто посещаемые перевалы Мечта и Фрунзе заявленные как 2Б, по итогам нашего прохождения оценены как 2А. Категория трудности перевала Металлист так же завышена, то есть заявляли мы ее 3А, а по итогам прохождения оценили 2Б. Наша группа совершила третье прохождение перевала Металлист, первопрохождение принадлежит В.В. Култаеву (г. Харьков) в 1988г, а второе прохождение совершил Ю.А. Мачкин (г. Москва) в 1990г. Перевал Караказык Спортивный по итогам прохождения оцениваем 1Б, вместо заявленной 2А.

Перевалы: Снежный горб(2Б), Джаманкырчин В.(2А), Джилису(2А) и Аллаудин Спортивный(1Б) сохранили свою категорию трудности по итогам прохождения. Так же мы намеревались совершить первопрохождение перевала в крупном северном отроге Алайского хребта, но оказалось что мы вторые на этом пути. Перевал первопройдён группой туристов из г. Ташкент в 1971г. под руководством Е. Кузнецова, чью записку мы обнаружили в перевальном туре.

Стоит отметить, что график движения, составленный при разработке маршрута, был очень близок к реальной скорости прохождения группой маршрута. План и факт графики маршрута совпадали до 13 дня, а к 15 дню факт график обгонял план график на 1 сутки. Это не случайно и вызвано тем, что в 13-15 дни были пройдены перевалы Мечта и Фрунзе и по итогам прохождения они стали 2А, а в план график расчет ходового времени закладывался с учетом технической работы на перилах перевалов 2Б категории трудности.

К сожалению, из-за травм полученных от камнепада при спуске с перевала Ташкент группе не удалось пройти «бонусную» часть запланированного маршрута. К «бонусной» части маршрута, описанной в разделе 2.1:«Общая смысловая идея маршрута», относилось прохождение пер. Картографов(2Б*), первопрохождение траверса вершин Коллекторского хребта: Зачётная, Улитор, Фергана и прохождение пер. Карнизный(3А).

Пройденный маршрут сильно обогатил технический, тактический и психологический опыт участников и руководителя.

В этом году погода во многих районах была «капризная» и выпадало большое количество осадков. Нам в этом отношении повезло: в целом погода портилась в тот момент, когда она не могла повлиять на наш план график движения. В дни последующие выпадению свежего снега мы действовали согласно мерам лавинной безопасности. Объёмную «тропёжку» мы испытали на ледниках Джаманкырчин, при прохождении перевалов Мечта и Металлист и траверса пика Ташкент.

Группам, планирующим походы в Высоком Алае и Дугобе можем порекомендовать посещение удивительного места: горячих источников Джилису. При выборе долины для заезда стоит учитывать: что заезд по долине р. Кексу позволяет максимально набрать высоту(3300м) на автомобиле относительно других долин, в долине р. Ходжиачкан ведущей к источникам Джилису можно нанять вьючных животных для подъема грузов. Изучение нашей логистики с забросками поможет реализовать свои методы облегчения переносимого веса на маршруте.

Бывает так, что после прохождения маршрута хочется сильно видоизменить его. В пройденной части нашего маршрута был только один неприятный момент: подъем более 1000м по живой подвижной осыпи на пер. Фрунзе. Стоит рассмотреть его включение в маршрут в этом же направлении более детально, и возможно совершить первопрохождение нового не менее логичного перевал поблизости от пер. Фрунзе. Нам изначально, на этапе планирования удалось идеально сбалансировать нитку маршрута в соответствии с желаниями и возможностями группы. Рекомендуем наш маршрут к прохождению.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru