Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о походе н/к с эл. 1 к.с. по среднегорью С.Осетии в декабре 2014-январе 2015
Отчет о горном походе н/к с эл. 1 к.с. по среднегорью С.Осетии в декабре 2014 – январе 2015 Руководитель: М. Голубев, Москва, mg5642@mail.ru Участники:
Нитка маршрута заявленная: Ур. Цмити – радиально вершина Дашсар (1А, 2918 м) – пер. Архонский Верхний (1А, 2435 м) – дол. Урсдон – Транскавказская магистраль – южные* склоны массива Ходвцек-Косанраг (Скалистого хребта) до пер. Саварафцаг (1А, 2506 м) – радиально г. Валахох с пер. Валавцек (н/к альп., 1А тур., 3128 м) – продолжение траверса южных склонов Скалистого хребта до дол. Урух – пер. Уаза Вост. + пер. Боровцек (1А зим., 3200 м) – дол. Лахумедон – пер. Тоторс (н/к, 2684 м) – дол. Хазныдон – пер. Хазнывцек (н/к, 2521 м) – дол. Псыгансу – пер. Курноят (н/к, 2150 м) – сел. Верхняя Балкария – дол. Чайнашки – пер. Чепурлы (н/к, 2972 м) – пер. Думала (н/к, 2997 м) – р. Удурсу – г. Чегетджар радиально (н/к, 3414 м) – сел. Безенги.
*в маршрутной книжке ошибочно написано северные. Нитка маршрута пройденная: Ур. Цмити – пер. Архонский Верхний (1А, 2435 м) – дол. Урсдон – Транскавказская магистраль – южные склоны массива Ходвцек-Косанраг (Скалистого хребта) – пер. Саварафцаг (1А, 2506 м) – с. Дунта – переезд в с. Мацута, подъем в с. Кумбулта – с. Донифарс – дол. Урух
Отклонения от маршрута значительны, не удалось реализовать протяженный маршрут в силу ряда причин. 1. Не пошли на вершину Дашсар ввиду очень сильного ветра. Даже просто находиться на улице было некомфортно, а идти – тем более. 2. Руководителем была недооценена трудоемкость пути от Транскама по южным склонам Скалистого хребта до пер. Саварафцаг. Не смотря на то, что большая часть пути идет по грунтовой дороге, и на хорошую физ.подготовку участников, путь этот требует на полдня-день больше времени. К тому же мощный снегопад вынудил сделать полудневку 31 декабря в домике в с. Ногкау, что, впрочем, было разумно. 3. Ввиду потери времени решено отказаться от восхождения на г. Волахох и продолжения траверса южных склонов Скалистого хребта – это порядком утомило психологически: день за днем окружающие виды не сильно менялись. 4. Изматывающий сильнейший ураган 3/4 января в ур. Кумбулта потребовал «передышки» в расположенном невдалеке с.Даргавс. 5 января продолжился ураганный ветер (на высоте всего 1400 м!), после чего пошел сильный снегопад, что делало нерациональным движение далее на пер. Уаза Вост. (около 3000 м), особенно ночевку на нём или в окрестностях. Ожидание погоды 5 января в комфортном доме в с. Донифарс не закончилось успехом – пошел сильный снегопад. Исходя из рекомендаций МКК (при выпадении более 15 см снега уходить вниз по дорогам долин) и здравого смысла (в ночь на 6-е выпало 30-40 см и продолжало сыпать), было единственное решение поход прекратить. График движения
Пройденные ЛП: 1. Пер. Архонский Верхний (1А, 2435 м) 2. Пер. Саварафцаг (1А, 2506 м)* * Пер. Саварафцаг – классическая н/к, через него идет грунтовая дорога из с. В. Згид. Но наш вариант с подходом к нему с востока через п. 2190, и учитывая зимние условия, ближе к 1А (во многом без троп). Хотя это и не имеет значения для категории трудности похода. Описание прохождения перевалов Пер. Архонский Верхний (1А, 2435 м) 28 декабря Утром прибываем из Москвы во Владикавказ. Дозакупка некоторых продуктов, регистрация в МЧС, дорога до Верхнего Фиагдона, и в 12.30 выгружаемся из Газели в районе с. Цмити, что выше метров на 300, чем В.Фиагдон. Машину и газовые баллоны предоставил Руслан Дзодзиев: ski@tseyski.ru . Большое ему спасибо. ПСО МЧС по С.Осетии теперь (во всяком случае после 2010 г.), находится не во Владикавказе, а за городом, хотя юр.адрес в штампе прежний – пр. Коста, 27. Водитель настоял на том, чтобы ехать не по этому адресу, а куда он покажет, и привез даже не особо понятно куда, где-то практически в поле, на довольно капитальную базу МЧС. Её телефон: 8(8672)405-447. По телефону можно и уточнить, где они находятся. В С. Цмити хороший ориентир – две красивые сторожевые башни на скальном выступе. Мимо них идем по грунтовой дороге по пологим склонам горы Кариухох. Дорога скоро пропадает (по ней с лугов возят сено) и переходит в овечьи тропы. Идем по пути, указанному на Фото 1:
Подойдя к глубокой балке, пересекаем ее по тропе (перекус у ручья) и выходим снова на пологие тр. склоны в направлении родника, который был известен руководителю (место показано на Фото 1). От с. Цмити путь занял около 1,5 ч ЧХВ. У родника были около 15:00 – до темноты еще 2,5 часа, но идти дальше нерационально – жидкая вода далее только за перевалом, а снега очень мало, топить нечего. Потому ставим лагерь.
29 декабря Выходим в 9:30. По пути, отмеченному на Фото 1, поднимаемся по пологим склонам массива Дашсар-Кариухох в направлении небольшой перемычки правее лесистого холмика.
Дует сильный ветер, порывы почти валят с ног. До перемычки доходим за 60-80 мин. ЧХВ. Далее траверсируем склон на запад еще 40-50 мин. ЧХВ. Траверс не везде простой – местами по тр.-ос. склонам 20-25 град., местами по крупной осыпи, что делает прохождение перевала данным маршрутом - 1А. По пути есть ровные площадки, достаточное кол-во снега для топки. Путь выводит на перевальный гребень несколько выше самого перевала (напрямую было бы сложнее). Спускаемся. На перевал со стороны р. Урсдон ведет старая грунтовая дорога, которая затем спускается на (Нижний) Архонский перевал. По этой дороге и начинаем спуск в дол. Урсдон, как показано на Фото 4:
Местами дорога теряется, не следует приближаться к основной речке. На выходе из зоны кустарников и криволесья дорога становится отчетливой и ведет в с.Дагом. Открывается башня Кестановых – достопримечательность, которую хотим посетить. Потому сворачиваем с дороги вправо и траверсом пологих тр. склонов направляемся к башне, срезая путь и выходя на другую дорогу, которая ведет в район башни снизу.
Путь от перевала занял около 1,5 часов ЧХВ. Перед башней есть ровные площадки и чистый ручей. Трава вокруг высокая и сухая, без снега. Важно оградить от нее пламя горелок! ВАЖНО! В нижней части дороги, по которой спускались, к нам подъехал УАЗик с работниками Северо-Осетинского Государственного природного заповедника (СОГПЗ) (показали удостоверения). «Территория особо охраняемая, надо оформлять пропуск … так уж и быть, на первый раз прощаем, а вообще-то штраф и что вы тут вообще делаете». Судя по их сайту: http://www.zapovednik15-osetia.ru/index.php/tourism/maps дол. Урсдон вовсе не входит в территорию заповедника. Но на всякий случай, теперь для посещения дол. Урсдон лучше связаться с заповедником http://www.zapovednik15-osetia.ru/index.php/about/contact-info уточнить детали… 30 декабря Выходим в 8.30. Наиболее простой путь вниз по Урсдону – спуститься в с. Дагом и далее через с. Урсдон идти по грунтовой дороге. Нам же интереснее посмотреть, нет ли чего из достопримечательностей на нашем уровне высоты в долине, потому траверсируем пологие склоны долины в сторону скал г. Кариухох и спускаемся в с.Урсдон, минуя с.Дагом:
По пути увидели несколько старинных склепов-усыпальниц. А из самого с.Урсдон высоко на скалах просматриваются стены из каменной кладки, закрывающие входы в пещеры на головокружительных утесах. От с. Урсдон по грунтовой дороге за 2,5 часа общего времени спускаемся в дер. Зинцар. Заметим, что по пути удобных мест для ночевки нет. Магазин закрыт, но можно попросить кого-нибудь из немногочисленных местных жителей вызвонить продавца. Ассортимент продуктов очень мал, консервы, пиво, больше не получается вспомнить, т.к. ничего полезного/вкусного для туристов, имеющих раскладку. Пер. Саварафцаг (1А, 2506 м) Ниже Зинцара переходим р. Ардон по автомобильному мосту и поднимаемся к Транскавказской магистрали. По ней проходим вверх 1,5 км до начала серпантина грунтовой дороги вверх по склону подножия Скалистого хребта:
Как видно по Фото 8, серпантин выводит на верхнюю дорогу, траверсирующую склон , под поверхностью которой находится газопровод в Ю.Осетию. Он на данном участке проложен не по дороге в долине Ардона, т.к. там много узких мест и туннелей. Дорога однообразно тянется без источников воды до с.Ксурта километров 7. Начав подъем от Транскама около 11.30, в Ксурту приходим уже в 15ч, с учетом привалов и перекуса (питье – чай в термосах). В Ксурте есть родник, живет один человек. Но для ночевки место неуютное (хотя возможное), идем дальше по газопроводной дороге в поисках ближайшей воды с ровным местом. А её всё нет и нет. Лишь через 5-6 км дороги, выше разв. Хацата (см. карту, фрагмент 2) есть ручеек и полянка. Лагерь начинаем ставить уже ближе к темноте, в 17-17.30. Отметим, что газопроводная дорога в этом месте на «генштабовской» карте не отмечена. «Разв. Хацата» остались метрах в 200-300 по высоте ниже нашей дороги м места ночевки. Напряженный получился день – почти 20 км пути, по 700 м набора и сброса высоты. Дорога в основном высоту набирала, но было и немало участков со сбросом, что добавило работы. Место ночевки обозначено в районе лесного массива на Фото 9. 31 декабря Выходим поздно, в 9.45, т.к. рано утром пошел снег, который приятно переждали, отсыпаясь после предыдущего дня. Во время паузы в снегопаде собрались и вышли. Видимость плохая, но газопроводная дорога широкая, очевидная. За 1,5 ч общего времени выходим в район с.Ногкау (см. карту, фрагмент 2) и Фото 9:
К тому моменту пошел очень сильный снег, видимость упала. Сделали привал выше с. Ногкау, куда вело ответвление основной дороги. Само Ногкау (не путать с большим равнинным селом Ногкау) – деревенька на 3 двора, сильно разбросанных по вертикали по склону. В результате разведки выяснилось, что верхний дом необитаем и открыт. Решено переждать снегопад там.
Но снег шел до вечера, так и остались в домике. Точнее, этот верхний двор представлял собой комплекс помещений с незапертыми дверями: сильно заброшенная комната с запахом плесени, отличная чистая спальня с 2 кроватями и деревянным полом, большая «столовая» с бетонным полом, лавками вокруг большого стола, и хозяйственные помещения. Можно сказать, повезло встретить новый год под крышей. В спальне с комфортом разместилось 5 чел. (двое на кроватях, трое на деревянном полу), в столовой – остальные в палатке и на матрасе. Вода в шланге, подведенном от ручья в крутой балке, замерзла, но ее можно было набрать выше по склону в 5 минутах ходьбы обратно к месту привала на газопроводной дороге.
1 января Выспавшись после встречи нового года :-) и собравшись, выходим в 10.30. Погода солнечная, в долинах облака. Выпало около 10 см снега, но дорога широкая, и судя по склонам, лавинной опасности никакой нет. Продолжаем идти по газопроводной дороге, что оказалось ошибкой. Вскоре она уходит вниз в долину Садон (т.к. газопровод вообще-то идет в Ю.Осетию), мы сворачиваем по ответвлению дороги вправо-вверх. Эта дорога выводит на сенокосы на южных склонах г. 2190 м и теряется. (Фото 9) А надо было свернуть вправо по ходу с газопроводной дороги раньше – перед Ногкау (Фото 10), чтобы обойти п. 2190 справа. Траверсируем пологие луга в направлении с. Ход, но упираемся за ЮЗ хребтом п. 2190 в крутой лесистый склон. Приходится по пологим склонам выходить на сам п. 2190 (возможна ночевка со снегом), и спускаться с него по 20-30-градусному снежному склону в густом лесу на перемычку между ним и п. 2256,9 (карта, фрагмент 2). С перемычки уже правильный путь по тропе и грунтовке в с. Ход:
В с.Ход пришли в 15ч, с учетом привалов и перекуса. Если бы идти правильной дорогой, это было бы быстрее часа на 1,5-2… В Ходе живет несколько людей. Чабан на лошади показал дальнейшую дорогу в сторону Верхнего Згида – еще через один отрог Скалистого хребта:
Сначала шли по грунтовке, затем тропе до ручья. Он оказался очень грязным из-за чуть плюсовой погоды в течение дня и таяния снега. Пришлось идти далее, пока не нашли небольшой чистый ручеек и площадки. Место примерно обозначено треугольником на Фото 13. Лагерь ставим в 16 ч. Можно было бы идти дальше еще час, но тогда ночевка была бы точно не у жидкой воды. Температура впервые за поход стала более зимней: -5 градусов, до этого было -2..0. Это нехарактерно для данных мест в данный сезон. Следует рассчитывать на -5-10 днем, -10-15 ночью, и иметь «запас прочности» для температур -20-25. 2 января По пологим заснеженным тр. склонам за 1,5 ч выходим на широкий ровный водораздел р.Ходдон и р.Скатты (Фото 12, 13). Просматривается дальнейший путь к пер. Саварафцаг (Фото 14): траверс с небольшим сбросом высоты до грунтовки В.Згид-Камунта.
До грунтовки доходим за час общего времени. Далее по ней долгий нудный слабый подъем к пер. Саварафцаг. Жидкой воды по пути нет. На перевал выходим в 13.30. Перевал – просто переход дороги от пологого подъем на слабовыраженный водораздел до спуска с него. После перекуса продолжаем путь. Планировалось продолжить траверс южных склонов Скалистого хребта, но продолжать предыдущее однообразие не хотелось, потому идем по дороге вниз в Дунту. Характер дороги отражает Фото 15:
Общий вид пути от пер. Саварафцаг до Дунты – на Фото 16:
В Дунту пришли уже почти затемно, в 17ч. Пошли в самый нижний в Дунте дом – к Алану Байсонгурову – хорошему и гостеприимному человеку. Он разместил нас в достаточно хорошо отапливаемом помещении, где с комфортом разместились на полу, даже не надо было палатки ставить. Большое спасибо Алану за приют! Донифарсская «эпопея» 3 января Договорились с Аланом доехать на машинах вниз по дол. Айгомугидон до с.Мацута (около 12 км), т.к. пешком этот путь идти нет смысла. В магазинчике в Мацуте нас ждала заброска на 2 этап похода. Разобрав заброску, перекусив хлебом и прочими вкусностями из магазина, выходим к следующему перевалу – Уаза Восточному. Сначала 1,5 км вверх по Дигорской автотрассе, далее серпантин грунтовки в район с. Кумбулта (Фото 17):
Ближе к Кумбулте нас подбросила «буханка», а водитель, догнавший нас «Лэнд Крузере» подарил водку с кока-колой :-). Осетинское гостеприимство! (точнее, он еще пригласил к себе на дачу в Донифарсе (неподалеку), но мы и так зачастили ночевать в цивилизации – поход же :-) ). Немного севернее Кумбулты нам показали родниковый ручеек, у которого и поставили лагерь. На смену солнечной тихой погоде днем, к вечеру небо затянуло облаками, подул ветер. На пологих склонах в окрестностях еще лежал не до конца растаявший под солнцем снег, что выпал 31 декабря. В середине ночи ветер стал очень сильным, с длительными порывами ураганной силы. Осадков не было, но ветер поднял снег с земли, и всё это вылилось в сильнейший снежный шторм, продолжавшийся около 4-5 часов до утра. Тамбуры со всем содержимым, включая некоторую обувь занесло снегом, в одну из палаток с наличием незакрываемых сеток задуло много снега. Для высоты 1400 м в районе Скалистого хребта снежный буран уровня Приюта-11 на Эльбрусе – это было необычно. 4 января Утром спешно «эвакуируемся» за 20 минут до с.Донифарс. Там встречаем угостившего нас накануне Алана (водителя Лэнд Крузера), который с родственниками приехал проверить свою новую дачу и отпраздновать это дело. Алан пригласил в теплый дом за отличный стол с мясом, пирогами и т.д., и после нескольких тостов предложил переночевать в доме, все равно они уезжают, а ключи потом оставить местному чабану. Допраздновав и проведя нам экскурсию по восстановленной 5-этажной сторожевой башне, Алан с родственниками уехал, оставив уютное теплое 2-этажное помещение с камином и дровами, где мы с удовольствием разместились, чтобы просушиться и подумать о дальнейших планах. 5 января Весь день снова ураганный ветер. Нечего и думать идти на перевал, который на 1500 м выше. Снова ночуем в домике. Если завтра не выйти на перевал, то можно и не успеть дойти до Верхней Балкарии или хотя бы до Псыгансу, а ранее простых путей в цивилизацию нет. Сходили днем в старый Лезгор – древнее поселение с часовней 12 века. Вечером пошел сильный снег. Пообщались с чабаном Аркадием, попробовали себя в его работе – не так просто загнать бычков с пастбищ в загон! 6 января К утру снега – по колено, видимость 20 м и снег продолжает валить. Звоним Руслану Дзодзиеву, чтобы днем нас забрала машина с Дигорской трассы в долине Урух, собираемся, отдаем ключи Аркадию и спешно убегаем по засыпанной по колено и выше грунтовой дороге вниз в Урух (Фото 17, 18).
При почти нулевой видимости даже дорога порой трудно читалась – из-за нескольких ответвлений. На карте ниже красным обозначены ключевые участки пути от Донифарса до моста через Урух:
Далее на заказанной утром машине уезжаем во Владикавказ (на выезде из гор снег резко прекращается, и в городе уже тепло, сухо и переменная облачность). Меняем билеты и уезжаем домой.
Выводы и рекомендации Погода в период нового года 2014/2015 была для района Скалистого хребта аномально плохой за все время ее наблюдения руководителем в течение 7-8 лет. Обычная погода для солнечных сухих котловин между Боковым и Скалистым хребтом в период конца декабря-начала января характеризуется большим количеством ясных дней, обычно морозных. Циклоны с западного и юго-западного направления обычно «цепляются» за высокие Главный Кавказский и Боковой хребты, где «отдают» почти всю свою влагу в виде сильных снегопадов. До Скалистого же хребта долетают лишь «обрывки» в виде легких туманов, слабых снегопадов, следы которых исчезают на солнце на следующий день. В данный же раз, 5 января 2015, снегопады накрыли, насколько можно судить, весь Центральный Кавказ: это было видно на выезде из гор на равнину, где зеленела трава, и было градусов 7 тепла и сухо, а горы были скрыты одним большим темно-серым облаком с запада до востока. Также погода неприятно удивила два раза продолжительными ураганными ветрами. Таким образом, рекомендуем тем, кто собирается в Среднегорье Центрального Кавказа в поход на новогодние праздники, учесть данный опыт, быть готовыми к сильным ветрам, снегопадам, и иметь варианты отступления в цивилизацию. По-видимому, такая погода случается раз в 5-10 лет. Хотя часто бывает и погода, пригодная для ходьбы в кроссовках, шортах и футболке – не стоит не брать и их. Планируя поход в среднегорье Северной Осетии, рекомендуем посетить памятные исторические места и достопримечательности, обозначенные на карте сайта Потерянная Осетия: http://lostosetia.ru/ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||