Автор: Евгений Буянов, СПб
Екатеринбург – Перевал Дятлова. Часть 2
Второго августа мы отъехали на поезде в Ивдель и прибыли туда на следующий день утром. Нас встретили краеведы Мызникова и Пешкуров, - им подарили для местного музея распечатку новой редакции книги и наш кинофильм на диске. Позже Пешкуров прислал мне диск с фото города Ивделя, - некоторые снимки я привожу. В 1959-м году главными градообразующими предприятиями Ивделя были деревообрабатывающий комбинат (ДОК), лесхоз и гидролизный завод. На предприятиях тогда работало и немало заключённых и бывших заключённых, и история города связана с историей лагерей Ивдельлага. Тогда в городе имелась и администрация лагерных управлений и воинское соединение, занимавшееся их охраной. Сейчас вместо Ивдельлага и гидролизного завода (который обанкротился в середине 2000-х годов) действует служба магистральных газопроводов и транспортный узел шоссейных и железной дорог. В окрестностях ведётся разработка полезных ископаемых. Сейчас Ивдель – центр ивдельского городского округа. Город с населением около 16,6 тыс. человек (возник как село Никито-Ивдель в 1831 году, с 1943 года – город).
Наша группа перед выездом, с провожающими (часть рюкзаков уехала к вокзалу на машинах, а заброска уехала на джипе ещё раньше)
По дороге у нас было несколько остановок, - в Ивделе (он находится в 7 км от станции), традиционная остановка у небольшой речки (уже за посёлком Полуночное), у турбазы Елес-Тур (близ устья реки Вижай), у реки Ушма и ещё пара коротких «лесных» остановок. Дорога в основном лесом, который, видимо, вырос после вырубок 50-летней давности. Местами встречались участки из стволов мёртвого леса, - гари от пожаров 2011 года. После подъезда по дороге уже выше устья Ауспии, мы уже с рюкзаками примерно за полтора часа дошли до первой лесной стоянки «Шишка».
Во второй день примерно за 4,5 часа дошли до стоянки «Шлем» у устья крупного левого притока Ауспии. Самый трудный и наиболее заболоченный участок тайги от «Шлема» до базового лагеря молодёжная и не самая нагруженная часть группы прошла на следующий день. А я с частью группы дошёл только до ночёвки «Ложка», - примерно в 40 минутах ходьбы от базового лагеря («Ночёвка УПИ»). Ещё трое ветеранов отстали, но у них для ночлега было всё необходимое.
В Ивделе с Эдуардом, сотрудниками местного краеведческого музея Еленой Николаевной Мызниковой и её товарищем. Вахтовка нас уже ждёт.
Ивдель в августе 2013 г. (фото предоставлено Пешкуровым В.В.)
Ивдель. Пешкуров: «мой дом и «Дом правосудия» (район вблизи центра предыдущего снимка – он справа и сверху в центре)
База автомобилистов «Елес-тур» недалеко от устья реки Вижай. Немного ниже по дороге:
Турбаза «Вижай» - обитель рыболовов.
Посёлок Вижай почти весь сгорел 3 года назад. Но новые постройки уже появились
Разгрузились и собрались идти – выше устья Ауспии. Печально здесь было видеть сильно замусоренную площадку, - её я постарался прибрать, собрав бумагу в костровище, а бутылки – в одно место, в ямку
Привал на участке Тракторной дороги. Первое болото позади, но впереди их много…
Утренний выход с места первого ночлега – «Стоянка Шишка. Тропа УПИ» (наша Т-образная метка на сосне). Здесь заготавливали орехи из шишек расположенного рядом кедровника и сложены решётки для лущения – отсюда и название
Неожиданная встреча на тропе. Эдуард знаком со Светой по переписке «В контакте». А я – её земляк из С-Пб, знакомый ей по публикациям в Интернете. Наше «заочное» знакомство стало «очным», - вот так и Интернет, и занятие туризмом сводят и знакомят людей даже в глухой тайге
На стоянке «Шлем» - второе место ночлега
Моя палатка «Вега» на стоянке «Ложка»
Группа наша, весьма пёстрая по составу, шла в ключе такого «демократического» разброда и разгильдяйства, что за весь этот переход можно было растерять в лесу половину состава (потери участников с поисками в лесу и задержками здесь случались, - например, в прошлом году). Правда, более половины группы здесь уже ходила, поэтому «завсегдатаи» здесь сильно заблудиться не могли, да и тропа была достаточно чёткой. Я постарался проследить хотя бы за тем, чтобы среди сильно отставших «новичков» не было. Ветеранам на подходе помог Саша Митрохин, - очень надёжный товарищ и отличный гитарист-песенник.
На стоянке «Ложка» было несколько крупных столовых предметов из дерева (ложка, нож, штопор), - отсюда и название. Здесь обнаружился ещё один интересный экспонат, - двойная палатка с повреждениями, как у палатки группы Дятлова. Стоявшие здесь туристы нам сказали, что это – не их палатка, и что она – «банная». Но когда я вгляделся в её повреждения, - стало ясно, что это – палатка москвича Александра Алексеенкова, с которой он проводил эксперимент на перевале Дятлова прошлой весной. Алексеенков ходил с нами здесь же год назад, - летом 2013 года. Его палатку мы узнали по фотоснимкам, - да и Кунцевич позже подтвердил, что это – палатка «Шуры». Туристам на этой стоянке я показал повреждения и объяснил, как и почему они были нанесены дятловцами. Ясно, что крупные разрезы делались на уже подмятой снежным обвалом палатке по диагональной складке (иначе ткань складывалась под ножом, а складки разрезать трудно, - первый разрез был сделан и «не получился» именно таким способом). После глубокого разреза по диагонали из крыши палатки выдрали два крупных куска ткани, которые мешали извлечению раненых и придавленных обвалом участников группы. Разрывы и трещина ската крыши у задней стойки на палатке Алексеенкова обозначены не были, - я показал их расположение. Мне ясно, что крупная трещина крыши, по всем признакам, была следствием воздушного «хлопка» палатки (при разрыве из палатки вышел воздух) при накате обвала, который в задней части палатки сломал лыжную палку-стойку в двух местах. Палатка рвалась вдоль ниток ткани, а вот разлохмачены края разрывов были и из-за ветра (который их трепал) и из-за того, что они выступали из-под снега. А выступали они потому, что при выходе из палатки дятловцы увлекали за собой края ткани, которые остались отогнутыми наружу и выступающими из-под снега. Если бы обвала и таких действий не было, - то и такие характерные повреждения палатки дятловцев не имели бы места. Вообще состояние палаток Семяшкина и Алексеенкова после проведённых с ними экспериментов не было похоже на состояние палатки группы Дятлова ввиду отсутствия главного фактора воздействия обвала и, как следствие, - снега, который придавил палатку и не дал ветру её порвать, или забить снегом. Палатка Семяшкина была и порвана, и забита снегом изнутри (ниже снимок дан). А вокруг палатки Алексеенкова ветер выдул весь снег, - такого с палаткой дятловцев тоже не произошло, поскольку её придавил плотный снег обвала «снежной доски», а не мягкий свежий снег. Вот эти выступающие из-под снега края ткани, разлохмаченные ветром, - они были на палатке Дятлова прямым фактом, указывающим на сход обвала (которому поисковики тогда не придали значения). Там всего было около десятка групп фактов, прямо указывавших на сход обвала.
Палатка Шуры Алексеенкова на стоянке «Ложка» - двойная палатка с разрезами, как у палатки группы Дятлова. С ней был поставлен эксперимент на перевале
По прибытии в базовый лагерь («поляна УПИ», которую ранее иногда называли «Лук») и после установки палатки и укладки в неё вещей, я занялся возведением «пирамиды» вблизи места расположения палатки группы Дятлова. «Пирамиду» собрал на перевале Дятлова, свинтив её из дюралевых уголков болтами. Комплект был подготовлен, поэтому операция не заняла много времени. По пути к месту установки осмотрел состояние своих флажков, установленных на металлических опорах на «турах Шаравина», которые ранее мне служили в виде ближайшего ориентира места расположения палатки группы Дятлова. По результатам похода 2013 годы с анализом фото 1959 года выяснилось, что место дятловской палатки находилось на 100-150 м дальше от перевала по склону северного отрога (горы 1096) и метров на 30-50 выше по склону. Здесь я и предполагал установить «пирамиду» с памятной надписью.
Один из моих флажков тура Шаравина сохранился, но его порвало ветром и снегом (флажки были изготовлены из пластины плотного пенополиуретана с прошивкой по канту капроновой тесьмой, а удерживались на штыре плотно пришитой трубчатой резинкой). Второй флажок оказался просто обломан. Непонятно, - чьими-то руками или сходом снега. Останков его ниже по склону я не обнаружил. Повреждённый флажок я заменил (взяв старый в качестве сувенира), а сломанный восстановить не смог. Примерно так же, как на туре Шаравина оказался повреждён и мой флажок у ручья, - в месте обнаружения последней четвёрки группы Дятлова (там я был на следующий день).
«Самоваров» - костёр-примус конструкции Самоварова Сергея Михайловича. Подставка с отверстиями и с вентилятором, нагнетающим воздух под стакан с двойной стенкой. Стенки замкнуты сверху и разъединены снизу. Дно стакана – глухое, но внутренняя стенка стакана имеет внизу боковые отверстия, через которые и нагнетается воздух. Дно стакана приподнято над опорой, чтобы воздух проходил между ними. Мелкие дрова (чурки, шишки) загружают сверху, - они прогорают быстро, но горение интенсивное с большим выделением тепла
Маргарита у обелиска на скале-останце перевала Дятлова
Фото на месте установки «пирамиды» - примерное положение палатки группы Дятлова
У мест установки «пирамиды» я встретил и «своих туристов», и знакомых «джиперов», стоявших со своими машинами на перевале (и которые привезли нам заброску). И на перевале, и вблизи места установки палатки все «ребята» сошлись на простом мнении: «Что это нам мозги-то пудрили! Чтобы на такой горе, да с такой крутизной – лавина была «невозможна»!.. Ведь полня это чепуха. На такой горе с такой крутизной!..».
«Пирамиду» я поставил и закрепил камнями в углублении склона, - по моим представлениям примерно здесь и непременно в «углублении», - где снег глубже, - и стояла палатка группы Дятлова. Два жёлтых флажка, установленные Алексеенковым и Воскобойниковым год назад оказались примерно в 20-30 м выше по склону. Вид на дальние ориентиры с этих точек практически одинаков. Абсолютно же точно определить «место палатки» по моим представлениям, сейчас невозможно. Поскольку ошибка в направлениях на дальние ориентиры по фото 1959 года всегда даст погрешность порядка нескольких десятков метров.
Всего в нескольких метрах от пирамиды лежат останки какой-то палатки. Только по возвращении в Петербург я понял, что это – по всем признакам и есть остатки эксперимента группы Семяшкина 2010 года. Если так, что очень немного я разошёлся с оценкой «места палатки» с группой Семяшкина, - всего на несколько метров. Надо ещё учитывать, что зимой ввиду наличия снежного покрова все «углубления» приподняты на несколько метров, а крутизна склона «по снегу» и под снегом может немного отличаться. Замеры крутизны склона у «пирамиды» показали, что она соответствует крутизне склона в месте установки палатки группы Дятлова (по показаниям свидетелей), - около 20 градусов.
Пирамида установлена
Характер склона у «пирамиды». Рядом «останки» палатки эксперимента группы Семяшкина, - они ставили палатку здесь, всего в нескольких метрах и практически в том же углублении склона
Определение крутизны склона пузырьковым уровнем – показания 20 градусов
Определение уровня радиоактивности: 0,14 микрозиверта в час. Норма. И нигде я существенного превышения нормы не обнаружил. Максимум был зарегистрирован у скалы «Чёрные ворота» на горе Отортен: там фон был 0,23 микрозиверта в час
Палатка группы Семяшкина, 2010 год: разорвана ветром и забита снегом
Со знакомыми джиперами общались и гоняли чаи на перевале. Настя у них нашла большую кинокамеру, наснимала и скачала себе в память много всяких интервью с разными людьми «для полноты мнений». Сюда подъехала и группа из 7 квадроциклистов, - для них Кунцевич устроил экскурсию по дятловским местам и достопримечательностям.
Мне ещё хотелось побывать у дятловкого кедра и непременно ещё раз взобраться на него. И побывать, наконец, на вершине 905, - той горы, на склонах которой погибли шестеро из девяти дятловцев (а остальные трое – на склоне между вершинами 1096 и 905). По этой причине эта безымянная вершина может быть названа в память дятловцев. И на следующий день, зайдя к «пирамиде», я отправился к «ручью» и кедрам.
С дятловского кедра сделал ряд снимков, - они приводятся. Было интересно измерить расстояние между кедрами, - дятловским и соседним крупным кедром. Оно оказалось всего 430 см между стволами и примерно 5 м между центрами стволов. Ранее мне казалось, что расстояние больше (7-8 м). Было также интересно посмотреть, - как там растёт лес выше кедров под горой 905, и есть ли там крупные деревья.
«За чайком вечерком», - стоянка джиперов из Озёрска на перевале Дятлова
Мой флажок в русле ручья у места обнаружения четвёрки дятловцев, - оборван
Определение расстояния между кедрами, - растянута 3-хметровая рулетка. Между стволами – 430 см. Характерное дерево с тремя стволами, видимое между кедрами, - видно и на фото 1959 года
Колокольчик на кедре – треугольная пирамидка с молоточками
Вид с верхушки кедра на гору Отортен и гору 1017 (справа – в восточом отроге Отортена)
Вид с кедра на горы Отортен (1234), 1017 и 1055 (Пумсалнель)
Вид с кедра на гору 1096 Холатчахль
На границе леса я там обнаружил достаточно крупный кедр, расположенный примерно на 100 м выше по высоте (по склону метрах в 600-700 от дятловского кедра) – его фото дано. Его не сломало ветром, хотя ветра там бывают сильные. За границей крупного леса встретил широкую полосу густого, высокого (до 3 м) и труднопроходимого кустарника, который очень замедлил подъём. После выхода на открытую от леса часть горы, уже без особого труда взошёл к наиболее высокой группе скал горы 905. Здесь поставил табличку с надписью «Гора 9-ти». Символично на ней изображены девять «звёздочек» (девять дятловцев) и два треугольника – вершины 905 (наверху) и 1096 (гора Холатчахль, внизу). Выбит на пластинке и год установки – 2014. На самую высокую скалу вершины 905 забрался, но тура там и под скалой не обнаружил. Сложил свой тур и оставил записку. На самой макушке скалы лежит крупный каменный обломок. Он держится на «честном слове» и скоро упадёт. Нашёл на вершине и один «след цивилизации», - под одной из скал лежала толстая доска, - импровизированная «скамейка» для отдыха путников (наиболее часто сюда забредали, видимо, автолюбители с перевала Дятлова). От «Большой скалы» на вершине тянулась цепочка менее крупных скал, расположенных на высоте вершины. Вдоль них я уходить не стал, ограничившись фотосъёмкой. По гребню от вершины сошёл на перевал Дятлова, а с него – по тропе в базовый лагерь.
Кедр на склоне горы 905 примерно на 100 м выше дятловского кедра
Скалы вершины 905
Гора Холатчахль (1096) с вершины 905
Вид с вершины 905 в северном направлении – просторы Северного Урала…
…с бескрайней зеленью лесов. Долины истоков Лозьвы
Вид на перевал Дятлова от скал горы 905
Моя дощечка на скалах вершины 905
Самая большая и высокая скала вершины 905
Для похода на Отортен оставался самый минимум – 3 дня, и задержка на день уже это восхождение исключала. К сожалению, из моей компании выпали и Анищенко и Данила Антонов. Оба вначале хотели сходить, но в решительный момент не захотели, сославшись на повреждённое состояния своих ног и усталость. Вообще состав группы мне был неясен до последнего момента. В конце концов определились идти 5 человек, - Настя Матвиенко (наш корреспондент-телеведущая), Маргарита Шаркайте с мужем, - Алексеем Урвановым, Алексей Васёв и я. После небольшого конфликта, разборок (в первую очередь по части того, - что взять с собой из снаряжения и продуктов) и утренних сборов мы выяснили, кто поведёт группу и вышли. «Три грузовика и две легковушки», - как я пошутил (Настя шла с маленьким рюкзаком, Маргарита вообще без рюкзака, а трое мужчин несли практически весь общественный груз). Было решено, что группу поведёт Алексей Васёв, - он лучше всех знал все окрестности и достопримечательности, по которым ходил уже 17 раз.
Собрались!.. – Наша дружная группа «отортенцев» готова к «отрыву» на Отортен:
Евгений, Настя (Матвиенко), Алексей (Урванов), Маргарита (Шаркайте) и Алексей (Васёв)
|