Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 3 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Руководитель: М.Голубев, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Сванетии летом 2012 г. Часть 1

ОТЧЕТ

о горном походе 3 к.с. по Центральному Кавказу (Сванетия, Грузия) в июле-августе 2012 г.

Руководитель: М.Голубев, mg5642@mail.ru

Сокращения

К.с. – категория сложности (похода),

ЛП – локальное препятствие (перевал, вершина, траверс, связка перевалов),

К.т. – категория трудности ЛП,

1А,1Б,2А,2Б,3А, 3Б – к.т. ЛП,

1А* (и прочие к.т. с *) – в заявленном маршруте возможность превышения к.с. на полкатегории (например, 1А* - может быть 1Б),

Рад. – радиально,

Дол. – долина,

н/к – некатегорированный (перевал),

Л. – ледник,

Верш. – вершина,

п/п – первое прохождение (перевала),

пос. – поселок,

пер. – перевал,

оз. – озеро,

гр., град. – градусы,

1.2 – коэффициент километража в сравнении с измеренным по карте с учетом горного рельефа,

dh – изменение высоты,

N-ГУ – опыт участия в горном походе N к.с.,

N-ГР – опыт руководства горным походом N к.с.,

Тр. – травянистый,

Ос. – осыпной,

Ск. – скальный,

Сн. – снежный,

Лд. – ледовый,

м/к – маршрутная книжка,

рук. – руководитель.


Обзорная схема маршрута по Google Планета Земля


Обзорная схема маршрута на хребтовке


Обзорная схема маршрута на топокарте

Нитка пройденного маршрута:

Сел. Жабеши – дол. Цаннер – л. Цаннер – пер. Семи (2А, 3769) – л. Китлод – дол. Твибер – л. Ирет – пер. Башиль (1Б, 3442) – л. Лекзыр – дол. Местиачала – л. Чалаат – пер. Гуль 1-й (1Б, 3321) + пер. Гуличала Верхний (1Б, 3300) – дол. Гуличала – сел. Мазери – радиально: [дол. Долра – дол. Квиш – л. Сев. Квиш – пер. Семерка (не доходя 1 веревки) (2А рад., 4080 м)] – сел. Мазери

Отклонения от планировавшегося маршрута, причины

1. Не сделан радиальный выход от л. Цаннер в сторону Тетнульда.

2. Не сделан радиальный выход на ледник Ушба.

3. Не пройден пер. Долра-Хевай (1Б*).

Подробнее об отклонениях от маршрута будет сказано в техническом описании.

Пройденные локальные препятствия

Тип ЛП

Название

К.т.

Высота

Перевал

Семи

3769

Перевал

Башиль

3442

Связка

пер. Гуль 1-й (1Б, 3321) + пер. Гуличала Верхний (1Б, 3300)

3321

Перевал

Семёрка, радиально с юга

4080

График маршрута

Дата

Маршрут

Км, х1.2

Вере-вок

Высоты

+dh

-dh

26.07

Занос заброски в дол. Твибер из сел. Жабеши

3

1600-1800-1600

200

200

27.07

Подъем в долину Цаннер

4

1700-2100

400

28.07

Траверс левого борта долины Цаннер

0,5

3

2100-2300-2150

200

150

29.07

Выход к языку ледника Цаннер (нижний)

4

1

2150-2800-2550

650

250

30.07

Подъем к л. Цаннер (Верхний)

5

2550-3050

500

31.07

Пер. Семи (2А, 3769) – верх. Китлодские ночевки

12

3050-3800-3250

750

550

1.08

Спуск в дол. Китлод

7

3

3250-2300

950

2.08

Небольшой подъем в дол. Твибер

2,5

2300-2250-2400

150

50

3.08

Брод р. Твибер – устье р. Зер – радиально за заброской в низовья Твибера

8

2

2400-2500-2000-2500-2400

600

600

4.08

Л. Твибер – л. Ирет

6

2

2400-3200

800

5.08

Пер. Башиль (1Б, 3442) – л. Лекзыр – ур. «Лекзырский крест»

12

3200-3500-2500

300

1000

6.08

Спуск по дол. Местиачала до устья р. Мурквам

5

2500-2100

400

7.08

Брод р. Мурквам – дол. Чалаат – л. Чалаат

8

1

2100-1800-2700

900

300

8.08

пер. Гуль 1-й (1Б, 3321) + пер. Гуличала Верхний (1Б, 3300) – дол. Гуличала

7

2700-3300-2900

600

400

9.08

Спуск в сел. Мазери, разбор заброски

11

2900-1500-1600

100

1400

10.08

Подъем по дол. Долра до слияния с Квишем

8

1600-2250

650

11.08

Дол. Долра до лбов – брод рукавов Долры – возврат к слиянию с Квишем

8

2250-2650-2250

400

400

12.08

Подъем на л. Сев. Квиш

9

3

2250-3350

1100

13.08

Радиальный выход на пер. Семерка (не доходя одной веревки до седловины)

5

1

3350-4100-3350

750

750

14.08

Спуск к слиянию Долры и Квиша

9

3

3350-2250

1100

15.08

Спуск в сел. Мазери

12

2250-1500

750

Итого:

146

19

9050

9250

Итоги пройденного маршрута

Продолжительность – 20 дней

ЛП 1Б – 2 шт.

ЛП 2А – 2 шт.

Общий километраж – 146 км

Набор+сброс высоты – 18,3 км

Максимальная высота – 4100 м

Средняя высота ночевки – 2520 м

Участники похода

ФИО

Год
рождения

Опыт

Должность
в походе

1

Голубев
Михаил
Владимирович

1982

5ГУ, 4ГР, 2ГР-зима

Руководитель,
снаряженец

2

Белова

Анна

Александровна

1971

ПВД,

несгибаемое

намерение

Завпит в горах

3

Вороненко
Дмитрий
Викторович

1981

4ГУ, 2ГР, 2ГУ-зима

4

Комиссаров

Яков

Леонидович

1978

4ГУ

Реммастер

5

Туркин

Вадим

Сергеевич

1981

3ГУ

Финансист,

завпит по идеологии

Заезд, выезд, пропуска, газ, трансферт

Путь из России до Сванетии можно разбить на несколько частей, что позволяет группам найти оптимальные для себя варианты, исходя из цены/времени в пути/комфорта.

Общий вид нитки проезда – Владикавказ - КПП «Верхний Ларс» - Казбеги (Степанцминда) - Тбилиси – Зугдиди - Сванетия (Местиа).

Владикавказ - столица республики Северная Осетия-Алания, начальная точка на пути в Грузию.

Во Владикавказе находится

- автовокзал {43° 3'30.16" 44°38'35.56"} (здесь и далее координаты взятые из программы Google Earth). Для туристов, направляющихся в Грузию, он не актуален, так как рейсы только по РФ.

-аэропорт Беслан { 43°12'11.01" 44°36'18.83"}. Находится примерно в 25км от Владикавказа.

-ЖД вокзал { 43° 2'15.85" 44°41'17.70"}. Находится непосредственно в черте города.

Площадь перед ЖД вокзалом это место сбора всех таксистов. Если у вас не заказан заранее транспорт, то вам к ним. Заранее транспорт можно заказать у Руслана Дзодзиева: ski@tseyski.ru

При появлении туристов на площади таксисты тут же слетаются со всех сторон. Начинают перекрикивая друг друга, чуть ли не силком распихивать ваши вещи по своим машинам и т.д. Поэтому лучше вступить в диалог с каким-то одним водителем, отойти с ним в сторону и спокойно обсудить все вопросы. Вам могут предоставить как легковой транспорт (с установленными багажниками), так и микроавтобусы. Нами был выбрал следующий вариант - на 5 человек + 5 рюкзаков +6 сумок с продуктами - мы взяли 2 легковых машины. Трансфер до Тбилиси стоил 8000 руб.

Не удивляйтесь, если вам скажут, что после пересечения границы вам нужно будет пересесть в другие машины. Это распространенная практика у местных таксистов - по пути до границы они созваниваются со своими тбилисскими коллегами и выясняют, кто из них едет в сторону России. «Наш» таксист помогает пересечь границу, затем везет вас до момента встречи с грузинским коллегой, где и происходит обмен туристами :-). «Наш» забирает тех, кто едет в Россию, «их» таксист забирает вас и везет до конечной точки. Никаких дополнительных денег с вас никто не возьмет. Видимо грузинские таксисты не очень любят проходить нашу границу, поэтому и проводят такой обмен.

При заказе транспорта можно выбрать две конечные точки-

1. Максимальный вариант - вы едете на такси до Тбилиси { 41°42'34.55" 44°47'34.89"}со всеми желаемыми остановками - нарзаны, полюбоваться Казбеком, Крестовый перевал, туннели, смотровые площадки, водохранилище и т.д.

2. Менее дорогой вариант - на такси до Степанцминды { 42°39'26.43" 44°38'45.00"}(бывший поселок городского типа Казбеги) (от Владикавказа 34 км до границы + 14 км до Степанцминды). Далее

а) маршрутка «обыкновенная» (машины класса Ford Transit) за 10 лари (200 рублей) без остановок едет до Тбилиси.

б) маршрутка «туристическая» (машины класса Ford Transit) за 15 лари (300 рублей) едет до Тбилиси, но при этом сделает несколько остановок в «туристических» местах.

С размещением рюкзаков проблем не будет - водители маршруток привыкли к туристам, поэтому помогут в маршрутке все расставить. Маршрутки ходят без расписания, по мере заполнения.

Если вы выбираете вариант с маршрутками, то лари можно купить как у таксистов во Владикавказе, так и в Степанцминде.

КПП «Верхний Ларс». Россию от Грузии отделяет КПП «Верхний Ларс» { 42°46'2.52" 44°37'55.94"}. Находится в 34 км от ЖД вокзала Владикавказа. КПП автомобильный! То есть пересечь его можно только на транспорте. Если вы «автостопите», то для пересечения границы придется проситься к кому-то в машину. В летнее время пропуск транспорта осуществляется с 6 утра до 22 вечера. При этом очередь с Российской стороны с каждым утренним часом растет в геометрической прогрессии. Поэтому крайне важно как можно скорее с утра выехать из Владикавказа и попасть на КПП. Так же успех быстрого прохождения зависит от ушлости везущего вас таксиста. Так, например, от момента, как мы подъехали к хвосту очереди на КПП, до непосредственного приближения к воротам КПП прошло порядка часа. При этом если бы наш таксист не просил каждую вторую машину подвинуться и пропустить, затратили бы часа 3.

Следует обратить внимание, что, как на подъездах к границе, так и после ее пересечения «цивилизации» нет, поэтому о воде, перекусе, туалете (туалет есть на КПП) лучше позаботиться заранее.

Если ваша группа собирается во Владикавказе в течение всего дня и в этот же день вы не успеваете пересечь границу, то можно остановиться в гостинице Кадгарон (красное здание справа от ЖД вокзала). По состоянию на август 2012 трехместный номер (одна комната, три кровати, без кондиционера, стол, ТВ, холодильник, туалет и душ) 3500 рублей/номер. Двухместный (наполнение тоже) 1900 р/номер. В цену включен завтрак (шведский стол, вполне съедобно и разнообразно). На первом этаже гостиницы минимаркет, есть магазин напротив и на площади вокзала. Соседнее здание - отдел ЖД полиции. По возможности просите номер с окнами во двор, а не на улицу, так как ночью сильно шумят пролетающие на машинах водители.

Итак, после пересечения Российской части границы вы прибудете на КПП Грузии. Здесь никаких очередей, максимальная задержка 5-7 минут, фото на память для полиции Грузии и пожелания «приятного отдыха».

После Степанцминды дорога начинает набирать высоту на перевал Крестовый (более 2300 м). До перевала и после него дорога разбитая - идет ремонт дорожного полотна, прокладка новых туннелей, укрепление бортов дороги. Участок очень медленный и пыльный. По расстоянию километров 15-20, но по времени может занять не меньше часа. После Гудаури {42°28'38.77" 44°28'27.18"} дорога уже очень хорошая, длинными серпантинами уходит вниз долины и далее через 130 км приводит в столицу Грузии - Тбилиси.

Если вы едете на такси, то вас привезут прямо на ЖД вокзал Тбилиси. Если вы едете на маршрутке, то она приходит на автовокзал возле станции метро Дидубе { 41°44'58.36" 44°46'44.72"}. До ЖД вокзала можно доехать либо на метро, либо на автобусе.

СОВЕТ Так как дальнейшее движение из Тбилиси возможно только ночью (см ниже), рекомендуется текущий день провести в изучении достопримечательностей по пути следования в Тбилиси. Это лучше, чем провести полдня на вокзале Тбилиси при +40*. (внутри вокзала работает кондиционер, но фасовать продукты по рюкзакам и заброскам внутри вокзала не могли, пришлось на парковке на улице)

О МЕТРО. Метро, оно и в Тбилиси метро :-). В городе две ветки, более 20ти станций. Стоимость проезда 50 тетри (10 рублей), плюс электронная карточка 2 лари (40 рублей).

ЖД вокзал Тбилиси { 41°43'14.64" 44°47'55.79"}. Большое современное здание, включающее в себя сам ЖД вокзал и большой торговый комплекс. На территории комплекса имеется большой супермаркет (1 этаж), пункт обмена валют (1 этаж), ЖД кассы (3 этаж), фудкорт (4 этаж). Ну и самое главное, что вам понадобиться по прибытии в Тбилиси, это туалет :-). Ищите по указателям на 1ом этаже (возле обменника) и 4ом (в зоне фудкорта). На третьем этаже возле касс за лавочками есть рабочие розетки, можно зарядить технику. Туалеты платные, 0,5-1 лари (10-20 руб.), потому берегите мелкие деньги.

Дальнейшее движение из Тбилиси в сторону Сванети возможно несколькими вариантами.

1. Самолет. Небольшие современные канадские самолеты готовы перенести вас за пару-тройку часов в сердце Сванети - Местию. Аэропорт находится неподалеку от Тбилиси. Однако вариант самолета нами был отброшен по следующим причинам.

- самолеты в Местиа летают несколько раз в неделю, но не каждый день. (то есть надо заранее подстраивать сроки похода под вылет самолета).

- самолет вылетает в 12 дня, значит либо нужно накануне приехать в Тбилиси, остановиться в гестхаусе, потерять часть дня и только на следующий день вылететь. Либо в день приезда во Владикавказ оставаться там на ночь в гостинице, на следующий день пробовать в 6-7 утра преодолеть границу и постараться не опоздать на самолет. В общем, не смотря на очевидные плюсы перелета самолетом, варианты не очень удобные.

- в самолете запрещено перевозить газ, а в Местиа его в продаже нет. Этот аргумент окончательно повлиял на наше решение отказаться от самолета.

2. Автобусом до Зугдиди {42°30'36.60" 41°51'37.07"}. Порядка 300 км через полстраны и крупные города Гори и Кутаиси. Автобусы типа «евротур» одно - и двухэтажные. К сожалению, о их расписании и месте старта из Тбилиси ничего не узнавали.

3. Наемным транспортом до Зугдиди, либо до Сванети. Самый дорогой вариант, так как в Грузии бензин стоит порядка 44-46 рублей за литр. Соответственно за трансфер в 300км попросят немалую сумму. Нас было пятеро - в одну легковую машину мы бы не поместились, а нанимать на пятерых целый микроавтобус оказалось очень дорого.

4. Личный автотранспорт. Самый удачный вариант с точки зрения временных затрат - не нужно тратить время в ожидании поезда, поиска машин и т.д. Если еще и в России хорошо бензином запастись, то на небольшую компанию лучший вариант. Особенно радует отсутствие гаишников на дорогах Грузии. Такой вариант был выбран группой Бауманцев из 4ех человек. Из Москвы до Сванети и обратно на своей машине. Несколько тургрупп из Украины арендовали автобус, который прямо из Киева доставил их в Местию.

5. Поезд. Именно такой способ выбирают 99% туристов, направляющихся в Сванетию. Поэтому не удивляйтесь встрече в поезде с чехами, финнами, израильтянами, немцами и т.д. и т.п.

Поездом все едут до Зугдиди - это наиболее близкий и крупный транспортный узел, расположенный относительно недалеко от Сванети.

С расписанием поездов и ценами можно ознакомиться на сайте railway.ge. Также можно заранее купить билеты по пластиковой карте.

Из Тбилиси в Зугдиди ходит ночной поезд с выездом в 23 часа и приездом в 7 утра. В поезде есть купе и плацкарт, но все билеты распродаются заранее. Для туристов остается пара сидячих вагонов. Большие вполне удобные кресла, в два ряда по две штуки. Над креслами широкие полки для рюкзаков. Из минусов - нет кондиционеров и при 40* жаре днем раскаленный воздух долго остывает. Лишь только к двум часам ночи можно было не вытираться от пота :-). Для более «комфортного» проезда рекомендуется взять с собой надувную подушку под шею, беруши, повязку для сна на глаза и какую-нибудь флиску, чтоб облокачиваться на окно. Стоит такая поезда 14 лари (280 рублей) с человека.

Зугдиди. На вокзале с утра поезд встречает уже десяток таксистов с транспортом на любой вкус. Большинство выбирает маршрутки-микроавтобусы, оборудованные верхними багажниками для рюкзаков. Стоимость переезда 15лари (300рублей). До Местии от Зугдиди порядка 120км. Из них первые 20 проходят по равнине, затем дорога выходит выше Ингурского водохранилища и далее начинается «практически вечный и бесконечный» подъем вверх и вверх. Стартуя с высоты 100м.н.у.м. от Зугдиди вы финишируете на высоте 1400м.н.у.м.

По дороге можно попросить водителя остановиться в придорожной кафешке и позавтракать.

Можем сообщить следующие телефоны из визитки, которую нам дали в Зугдиди:

Рейс Зугдиди-Местиа, Ford Transit, ежедневно в 8:00, 12:00, 16:00, 15 лари, +995 599 91 55 71, +995 593 91 04 37.

СОВЕТ. Для большинства туристов Местиа является конечной точкой, однако если ваша группа стартует не из Местиа, а из каких-то ближайших общин (например, из Мазери для прохода под Ушбу, либо из Жабеши для подъема на ледники долины Цаннер) то лучше договориться с этим же водителем вас добросить, чем на месте искать новый транспорт. Так, доплатив небольшую сумму мы cделали заброску в Мазери, а затем, отвезя остальных туристов в Местиа, проехали еще 15км по долине до крайней общины Жабеши, откуда и начинался наш маршрут.

Вот такой непростой и разнообразный путь необходимо проделать, чтобы попасть в Сванети.

Вот такой график получился у нашей группы.

Нулевой день. Выезд из Москвы вечерним поездом до Владикавказа

Перый день. День в поезде.

Второй день.

9.30 прибытие во Владикавказ

9.30-11.00 Сбор группы, набег на магазин, общение с таксистами, завоз лишних вещей таксисту домой.

11.00 выезд из Владикавказа.

14.00 обе таможни позади.

14.00-17.00. «обмен туристами» (см.выше)., остановка на нарзанах, дорога до Тбилиси.

17.30-23.00 разгрузились на жд, ожидание поезда, формирование забросок.

Третий день.

8.00 прибытие в Зугдиди

9.00 старт в сторону Местиа

14.00 остановка в кафе, завоз заброски, проезд от Местиа до Жабеши. Финиш.

Очевидно, что в третий день идти куда-то нет смысла - позади тяжелая ночь в поезде, длительный переезд и утомление.

В Местии есть банк, где можно поменять рубли на лари.

Обратная дорога строится следующим образом.

1. Переезд из Сванети в Зугдиди. Маршрутки ходят постоянно из Местиа. Следует учесть, что если вы финишируете в любом другом месте, то найти транспорт сразу на месте до Зугдиди очень проблематично. В лучшем случае вас согласятся отвезти в Местиа за сумму не менее 100лари (2000рублей). При этом расстояние будет 15-20км. Поэтому либо финишируйте поближе к Местиа, либо заранее договаривайтесь с транспортом.

2. Поезд из Зугдиди в Тбилиси уходит в 22ч или 23ч. Альтернативой могут быть автобусы, уходящие на час позже с площади вокзала. Водитель обещал кондиционер и вид ночных городов Грузии. Билет на автобус 15лари, на поезд 14лари.

3. 6-7 утра прибытие в Тбилиси. Далее:

- такси Тбилиси-Владикавказ. Скорее всего еще по дороге «туда» водитель будет предлагать вас встретить. Смело соглашайтесь и просите скидку. Скорее всего согласится - ему уже будет гарантированный заказ.

- маршрутка Тбилиси-Казбеги. Маршрутки ходят с автовокзала Дидубе (см. выше). Здесь главное выбрать простую маршрутку, а не «туристическую» (см.выше), так как задача с минимальным количеством остановок добраться до Казбеги. В Казбеги можно либо нанять такси, либо заранее договориться о встрече.

ПОМНИТЕ. Российская таможня в обратном направлении это огромная лотерея! И, так как к ней вы приедете уже после обеда, есть вероятность огромных очередей и многочасового ожидания.

Полезные телефоны: Тбилиси-Владикавказ, Гоги, машина Мерседес Е-класса или Нива: (+995) 599 93 31 20, 568 93 31 20. Также поможет организовать транфсерт на других видах автотранспорта.

Резо из Мазери, брат пограничника, микроавтобус Форд Транзит, 150 лари от Мазери до Зугдиди: +995 599 568 185.

Микроавтобус Форд Транзит, 150 лари от Мазери до Зугдиди, Шалва. С ним выезжали из Мазери в Зугдиди. Номер телефона не сохранился, но можно узнать у Резо +995 599 568 185.

Опель Вектра универсал – Тбилиси - Казбеги – Владикавказ: +995 591 708 180, Бежани

Дополнительную информацию по Грузии, Сванетии, транспорту, проживанию и т.д. вы можете получить из следующих постов:

http://www.risk.ru/users/svanko/15635/

http://www.risk.ru/users/veronika/16389/

А также от самих авторов Svanko (http://www.risk.ru/users/svanko/about/) и Veronika (http://www.risk.ru/users/veronika/about/)


Нарзанные наносы недалеко от Крестового перевала по пути в Тбилиси

Пограничные пропуска оформили на месте в Местиа, в штабе за аэропортом. Процедура быстрая – копирование паспортов и карты с ниткой маршрута, выписывание пропуска на грузинском языке и пожелание удачного пути. В принципе, желательно отметиться на заставах у входов в ущелья. В нашем случае это в Жабеши и в Мазери. В Жабеши мы отметились, а в Мазери заставу не заметили, не отметились, но это оказалось никому не нужным.

Газовые баллоны заказали во Владикавказе у Руслана Дзодзиева, его эл. почта выше. Руслан же предоставил контакты водителя, который вез нас в Степанцминду.

Еще полезные ссылки:

Фирма Лиле-тур (легко найти в интернете).

Zaur Chartolani svaneti_trekking_ge@yahoo.com

Телефон Авгана Навериани из Жабеши: +995 599 30 13 36

Техническое описание локальных препятствий

Двумя забросками – в долине Твибер и в сел. Мазери – поход был разделен на 3 примерно равных этапа по 6-7 дней. В Мазери оставили заброску в доме Закрия Квициани +995 595 70 25 88. Его дом не в самом Мазери, а в 2-3 км ниже по долине.

Техническое описание делится на 3 этапа похода, а каждый этап – на описание отдельного ЛП. Карты даются по одной на каждый из этапов. Время дается чистое ходовое (ЧХВ), берега рек – орографически, если не указано иное.

ЭТАП 1


Карта 1 этапа похода

Пер. Семи (2А, 3769)

26 июля

Итак, ближе к вечеру мы поставили палатки у дома Авгана Навериани в сел. Жабеши. В оставшееся время заносим заброску в долину Твибер, насколько хватит времени. От дома Навериани спускаемся к реке Мулхура, через которую немного ниже ее образования реками Твибер и Цаннер находится мост. Мулхура впечатляет своей мощью темно-серого бушующего потока! После моста, от одинокого заброшенного дома вверх в Твибер по его правому берегу траверсом в 5-50 м над руслом идет неплохая тропа. На участках непроходимых зарослей она буквально прорублена там где прижимы – маркирована турами и краской, как их обойти. Тропа очень красива: за каждым новым перегибом или выходом из участка леса что-то новое, и справа по ходу в узком заваленном огромными глыбами каньоне бешено ревет, распыляясь в пенные брызги, могучий Твибер.

После относительно крутого подъема тропа выводит на первую устьевую ступень, где лес становится повыше, через него можно идти, но подлесок состоит из ковра рододендронов и азалий. Тропа тут уже не прорублена, а протоптана – идти труднее. Проходим арку из облокотившихся друг на друга камнных глыб (на одной из них памятная табличка, есть площадки, но вода только в мутном Твибере). За аркой где-то в лесу в завале камней в стороне от тропы прячем заброску. Точное место сказать сложно. Возвращаемся в Жабеши по пути подъема.

27 июля

Накануне насколько возможно подробно расспросили Авгана Навериани, как идти к леднику Цаннер. Общий смысл – «сначала по тому [ор. правому], затем этому берегу». И была упомянута некая лестница. На карте ни он, ни его сын указать точно где идти, не смогли. Ту же информацию, что идти сначала по правому, затем левому берегу дали и пограничники в Жабеши. (у них лучше зарегистрироваться – перепишут паспорта и нитку маршрута).

Так же стало известно, что описанного в старом описании пути все время по ор. правому берегу вплоть до ледника, нет – скальные обрывы.

Выход в 9.30. По грунтовой дороге за 10 минут выходим к мосту через Цаннер выше его слияния с Твибером. Тут упомянутая в старом описании мельница (Фото 1).


Фото 1. Мельница на верхней окраине Жабеши

Переходим Цаннер на правый берег. Там идет хорошая тропа. Но скоро она становится довольно слабой, часто теряется. Когда начались заросли криволесья с рододендроном, теряется окончательно. Видимо, в этом месте надо искать ее выше по склону. Пытаемся идти вдоль воды, но там крутые землянистые прижимы. На одном очень крутом земляном склоне пришлось бросить веревку для гимнастической страховки. Через непролазные дебри с большим трудом и за немалое время выходим снова на тропу – узкий коридорчик в зарослях. Тропа выводит к наразнному источнику и мосту. За мостом оказывается лесовозная дорога, уходящая вниз в Жабеши. Вот по ней и надо было идти.

От Жабеши до моста общее время 2 часа. По противоположному берегу было бы раза в 3 быстрее…

Но по какому берегу дальше? По правому продолжается тропа, по левому вверх уходит лесовозная дорога. Понятно, что такие дороги обычно ведут в тупик, но было же указание идти сначала одним берегом, потом другим. Прохода по правому берегу к леднику нет, а будет ли еще мост, не ясно. Река непереходима. Возможно, с дороги будет ответвление тропы… Идем по ней по левому борту долины, набирая немало высоты. Действительно находим подобие ответвления – траверсом легко проходимого хвойного леса. Но тропка теряется. Тем не менее, склон приемлемый, пока без зарослей. Уйдя уже достаточно далеко от моста, упираемся в промоины, обход которых сильно выше по склону. Тут бы надо было вернуться, но это так обидно :). Обойдя крутые склоны сверху, идем по диагонали вниз, все еще надеясь найти тропу. Местами что-то похожее на заросшую немолодым лесом широкую тропу, по которой идти невозможно – постоянно обход кустов сверху или снизу. Далее на пути траверса склона широкая балка, пересекаем ее также траверсом, со сбросом высоты. Дальний ее склон – из мягкой земли, обильно посыпанной хвойными иголками и сухими ветками, крутизной до 40 градусов, протяженность метров 100. Зато нет подлеска. Взобравшись на склон, выходим к крупным покрытым мхом валунам на некрутом склоне. Идти намного проще. Обходя заросли криволесья, по каменистым, травяным склонам упираемся в непроходимые заросли, которые всё-таки надо пройти. С большим трудом и выкладкой последних на этот день пробиваемся наконец к первой после обеда воде – крупному ручью, который на карте километровке обозначен на северо-северо-запад от отметки 3360,2. Спуск к ручью по очень крутому травянистому склону 20 м.


Выход к месту ночевки у 1-го ручья. Фото Анны Беловой

Время около 19 ч (около 2 км и 7,5 часов общего времени от моста), и, учитывая характер склона левого борта Цаннера, до следующего ручья идти неизвестно сколько. Решаем искать место для палаток, которых не обнаруживается на +- 100 м высоты вдоль ручья – он течет всюду с наклоном 15-25 град. До реки Цаннер метров 200 высоты. Под одну палатку выравниваем небольшую площадку (Фото 2а) рядом с другим местом, где частично под огромным камнем получилось разравнять площадку, где можно натянуть тент (Фото 2б). Веселое начало похода, но всем понравилось :)


Фото 2а. Ночевка у первого ручья левого борта Цаннера


Фото 2б. Ночевка у первого ручья левого борта Цаннера

Вечером и ночью иногда дождь.

28 июля

Сразу от места ночевки у «первого» ручья влезаем в кромешные, непередаваемые, непролазные джунгли из криволесья с рододендроно-азалиевым подлеском на склоне крутизной 20-25, местами 30 градусов. Влезаем решительно, будто в огонь для ухода из пожара :). Обойти никак – внизу прижимы реки, вверху заросли выводят к скалам. На преодоление одного куста уходит минут 5. Зачастую преодоление возможно либо хватанием за куст и маятником (ноги не держатся на рододендроне), либо скидыванием –надеванием рюкзака. С ожесточенной яростью, с тяжелыми рюкзаками, обливаясь потом, рыча и крича :), ведем многочасовую битву с этим милым Цаннерским лесом. Для продвижения вперед используем любую прогалину, даже если требуется набирать и сбрасывать десятки метров высоты. Когда становится чуть получше с непролазностью, видим впереди высокий скальный прижим (основание контрфорса) прижим обходим сверху через единственный, видимо, пролаз (заросли лучше, но по-прежнему труднопроходимые). Далее приходится спускаться вправо-вниз (в одном месте на крутом опасном склоне 40 м дюльфера). По полке под какой-то длинной стенкой выходим за контрфорс. Открывается дальнейшая часть долины: ничего хорошего.

Заросли закончились, хвойный лес, редкие кусты, но склон стал очень крутым. Теряем высоту по 35-40-град. травянисто-осыпным полочкам, обходя скальные выходы, к слабонаклонной поляне невысоко над рекой. Поляна кажется сверху райским оазисом, но на деле заросла какими-то 2-метровыми цветами, лопухами-борщевиками, хорошо хоть не крапивой. Впереди опять прижим, на этот раз конгломератно-травянистый. Набираем высоту через курумы, заросшие лопухами, затем траверс более-менее пригодного леса. Уперевшись в жуткие заросли, ломимся вниз-вправо к реке. Видно пологое осыпное(!) место с ручейком (!!) (не пили с утра), кажется вот-вот будем там, но, выйдя из зарослей, видим под ногами крутой конгломератный склон. Ступени не рубятся, обойти – только через заросли (не вариант). Кидаем веревку, спускаемся просто на двух руках. От веревки вдоль реки через 20 м живой осыпи, заросшей высокой травой (каждый камень живой) выходим к осыпи с ручьем. Райское (относительно) место! Делаем чай и перекус.

Идем вдоль берега по заросшим травой живым камням. Впереди путь прегражден крутой скалой, уходящей в ревущий ужасный Цаннер. Виден обход сверху. По счастью, обнаруживаем каменистое русло сухого ручья. По нему быстро набираем высоту до скал, под ними траверс и спуск через проходимый низкорослый лес. Упираемся в обрыв. Дюльфер 5 м по крутым скалам, затем выполаживающемуся склону. Сдергивание с дерева. Далее обходим небольшой скальный выход и оказываемся у «второго» ручья с карты.

Время 19 ч, а что впереди, и будет ли еще вода, не ясно. Долго равняем на наклонном склоне площадки, ставим палатку (Фото 3) и тент для жильцов второй палатки. Изучаем карту и навигатор – за день по прямой прошли метров 400!


Фото 3. Ночевка у второго ручья левого борта Цаннера

29 июля

C места ночевки открывается вид на глубокий узкий клокочущий каньон Цаннера:


Начало нижнего каньона Цаннера. Фото Анны Беловой

Как мы поймем позже, именно в районе этого каньона, где-то, где мы не видели, и есть та самая «лестница», о которой говорил Авган. Она соединяет тропу правого берега и левый берег с момента, когда левый становится нормально проходимым.

По пологим бараньим лбам поднимаемся на выполаживание – пологую верхушку скального мыса, вокруг которого каньон делает излучину. Моста (лестницы) не наблюдаем. Каньон выглядит устрашающе, и переправа над ним, конечно, была бы захватывающим приключением. Появляются ненадолго каменные турики. Скальный пояс обходим сверху, затем спускаемся на осыпи и пологие бараньи лбы. Снова появляются туры, идем по ним. Зарослей нет, настроение боевое. Даже местами остатки тропы и свежепримятая тропа. Как узнаем позже, это за день до нас прошли бауманцы. По слабой тропке выходим к слиянию Цаннера и Нагеба. Есть места для палаток, вода только в более светлом, чем Цаннер, Нагебе. Места есть и на противоположном берегу Нагеба. Тут заканчивается нижний каньон Цаннера и чуть выше начинается верхний (Фото 5, ниже). От места ночевки 1,5 часа.

Итак, проиллюстрируем наш и рекомендуемый путь от Жабеши к Нагебу (выше Нагеба путь один и относительно прост).


Карта нижней части ущелья Цаннер

Красный – наш путь, синий – рекомендуемый, треугольники – места ночевок.

Через Нагеб нашелся мостик из 4 не самого лучшего вида бревнышек. Вода их чуть заливает, сырые. Первый переправляется со страховкой через дерево, крепит веревку 45 м тоже на дереве (по оси мостика ближе дерева не оказалось). Последний снимает со страховкой с целевого берега.


Фото 4. Переход реки Нагеб

Чуть дальше по правому берегу Цаннера великолепный нарзан. Следы прошедшей группы от нарзана уходят резко вверх 10 м по крутому травянистому склону и входят в «нормальный» лес, в сравнении с тем, что был два предыдущих дня. Следы слабозаметны, но общее направление очевидно – траверс левого борта Цаннера в обход его главного скального прижима (река в каньоне) и в обход отдельных скальных выступов.

Набрав высоту, «тропа» потерялась в лесистом склоне крутизной 20-25 град., прореженном частыми среднеосыпными руслами пересохших и просто ручьев. Открывается верхний каньон Цаннера (Фото 5):


Фото 5. Обход второго каньона Цаннера по лбам левого борта

Как видно на этом фото, по правому борту действительно нет прохода (просто скальный обрыв), и сомнительно, что он вообще мог быть. Бараньи лбы левого борта выглядят существенно проще, но тем не менее не понятно, как проходимыми.

Подходим к первому массиву скал, вдоль них поднимаемся вдоль ручья по крутому осыпному склону к границе конгломерата и крутых скал. По этой границе оказалось возможно идти (подобие кулуара), даже нашли следы вчерашних (как потом выяснилось) предшественников. Как обозначено на Фото 5, переваливаем через 4 гребня, образованных в конгломерате промытой потоками боковой морены. Каждый гребень имел свои особенности и способы преодоления, описывать которые нет смысла, т.к. со временем тут может многое измениться, т.к. морена постепенно размывается. Морена состоит из нецементированного конгломерата, ступени в основном легко формируются. Но идти надо с осторожностью – местами лететь далеко.

После моренных гребешков траверсом крутого тр. склона подходим ко второму массиву лбов. Ориентируемся по турам из камней. Путь также обозначен на Фото 5, пролегает замысловатым «лабиринтом» по полкам и щелям, везде пешком, частые туры. Без них искать дорогу пришлось бы куда дольше – со множеством разведок. Так что прошли по наиболее простому пути. В итоге выходим на широкую пологую наклонную полку. Место выхода обозначено камнем, на который надет белый пакет (в будущем может истлеть). Как ориентир на спуск – небольшая лужа 2х2 м в монолитной скале расположена в 20 м по расстоянию над местом, где надо начинать спускаться.

Наклонная полка, частично заросшая деревцами, покрытая средней и крупной осыпью, выводит на перегиб, где можно поставить палатки, но воды нет. По результату разведки, дальнейший траверс левого борта бессмыслен, нужно спускаться по крутому осыпному склону (250 м высоты, 25-30 град., камнеопасно) к языку ледника Цаннер (нижний, или Оиш) (Фото 6). Место мрачное, величественное. Из-за быстрого отступления ледника растительности мало, везде свежие нагромождения осыпей.


Фото 6. Спуск на язык л. Цаннер (Оиш)


Фото 7. Спуск на язык л. Цаннер (Оиш)

На перегибе начался дождь. Идем скорее искать место для бивуака. Как обозначено на Фото 7, немного ниже ледника есть ровные площадки, но чистая вода далеко, да и выглядит как-то опасно из-за нависающих скал и крутых осыпей выше.

Находим на покрытом мореной языке ледника песчаную площадку, выравниваем и ставим лагерь. Вода в чистых ручейках на леднике.

Наконец-то мы в безрастительной зоне, поход начинается :).

30 июля

Ночью и утром дождь. Дождавшись его окончания, выходим в 11.30.

По поверхностной морене правого борта ледника Цаннер нижний, затем по ровному льду за 1,5 ч доходим до поворота ледника вправо к Тетнульду, где уже ледник Оиш (Фото 8).


Фото 8. Путь по леднику Цаннер (Оиш) к ригелю ледника Цаннер (Верхний)

Сворачиваем на морены слева по ходу от ледника, где есть площадки с водой. Завтракали давно, делаем перекус с чаем. На площадках стоит палатка. Скоро подошли и ее обитатели – москвичи в основном из МГТУ. В планах у них траверс Гестола-Тетнульд. Автор отчета надеется, что они с ним свяжутся.

От площадок идем сначала по многолетнему серому снежнику в направлении л. Цаннер (верхний) мимо мощного водопада (Фото 9):


Фото 9. Обход лбов по пути к л. Цаннер

Затем по участку крутой живой осыпи взбираемся на несколько более пологий тр.-ос. склон, и поднимаемся влево по ходу между рекой и крутыми скалами, обходя выходы скал. Начинается сильный дождь.

Всё более крутой осыпной подвижный склон приводит к скалам (лбам). В них нужно найти проход по полкам и травянистым кулуарам. Протяженность участка около 50 м. После лбов выходим на гребень правобережной морены, идем немного по ней. Справа по ходу крутой осыпной склон выводит на крутые скалы, слева – в каньон мощного потока. Подойдя к засыпанному грязевой осыпью льду, напротив водопада (Фото 10), находим широкое слабонаклонное место, где спешно ставим тент и пережидаем, мокрые, дождь. От ночевок у поворота ледника 1 ч 20 мин. По счастью, дождь через полчаса заканчивается. Равняем площадки, ставим лагерь. Постепенно небо проясняется, и подмораживает.


Фото 10. Ночевка у начала грязных льдов л. Цаннер

Когда стемнело, вышла луна, осветив Тетнульд – незабываемое зрелище!


Фото 11. Тетнульд (4856 м) в лунном свете

31 июля

Прекрасная погода! Тетнульд искрится потоками ледопадов!


Фото 12. Пер. Добровольского (3А) и Тетнульд утром

Как показано на Фото 13, обходим окончание ледника Цаннер по моренам, местами крутым, и выходим на ровный лед (Фото 14). 50 минут от места ночевки.


Фото 13. Выход от места ночевки на ровную часть л. Цаннер


Фото 14. Путь по л. Цаннер в направлении ГКХ

Открывается ГКХ и дальнейший путь.

По ровному слабонаклонному открытому леднику, обходя немногочисленные трещины, которые нельзя перепрыгнуть, подходим к повороту к пер. Семи (Фото 15). 2 часа от выхода на ровный лед. Перевал пока не виден.


Фото 15. Поворот по л. Цаннер на его правую ветвь к пер. Семи

На россыпи камней делаем перекус и чай, и продолжаем подъем. Некрутой, но сильно разорванный взлет (кошки, длительные обходы разломов) выводит на ледовое плато, лед все еще открытый. Открывается пер. Семи (Фото 16).


Фото 16. Подъем на пер. Семи с л. Цаннер. Протяженные наклонные фирновые поля скрадываются на фото

Подойдя к закрытому льду, связываемся. Некрутой фирновый взлет выводит на выполаживающийся пологий «тягун». На Фото 16 расстояния скрадываются, на самом деле тягун довольно длинный. Перевал Семи представляет собой широкий горизонтальный перемет ледников Цаннер и Китлод. Тур если и есть, то высоко над седлом в осыпях, куда лезть не хотелось. От места обеда 2 часа (как говорилось ранее - ЧХВ, если не указано иное).

Спуск с пер. Семи на л. Китлод идет сначала в западном направлении вдоль ГКХ по пологому снежному склону (Фото 17). Близко к ГКХ не стоит подходить – идут камнепады. Правда, камни быстро останавливаются в раскисшем снеге.

По пути любуемся неизвестной красивой вершиной не менее 3800 м в водоразделе Китлода и Цаннера (Фото 18).

Пройдя под склонами ГКХ на запад по широкой пологой снежной полке (Фото 19), оставляя слева по ходу мощные разломы, поворачиваем широкой дугой влево, также под скалами выходим на ровный открытый лед, где развязываемся, и идем к видимым Верхний Китлодским ночевкам (Фото 20). От перевала около 1,5 ч.


Фото 17. Пер. Семи из верховьев л. Китлод


Фото 18. Неизвестная автору красивая вершина в водоразделе ледников Цаннер и Китлод


Фото 19. Путь от пер. Семи к В.Китлодским ночевкам


Фото 20. Выход с л. Китлод на Верхние Китлодские ночевки

На самом деле, как потом выяснилось, до самих ночевок (площадок со стенками и небольшим количеством мусора) мы немного не дошли, да они и не особо хорошие, и воды нет. А там, где мы остановились (Фото 20) – просторные идеально ровные поляны из застывшей мягкой непачкающей глины, и рядом чистая вода. Место великолепное! Высота 3250 м. Ледник Китлод впечатляет – перед нами обширное ледовое поле 2х3 км. Из-за этого, конечно, ночью не жарко, но виды того стоят.

1 августа

Выходим в 9 утра. Траверсируем подвижный осыпной склон правого борта долины над ледником до «настоящих» Верхних Китлодских ночевок. Много выровненных площадок со стенками, но нет ни воды, ни таких видов, которые были у нас. Возможно, тут меньше ветра в плохую погоду. Видимо, с течением времени это место по какой-то причине лишилось воды. Былую массовую посещаемость подтверждают также памятные таблички на камнях о погибших. От этих ночевок открывается слева по ходу очень сильно разорванный ледопад от края до края, и путь спуска в обход него по крутой осыпи на относительно ровный лед ниже него (Фото 21).


Фото 21. Спуск от В.Китлодских ночевок по крутым осыпям в обход верхнего ледопада

От места ночевки до подножия ледопада спускались 30-40 минут. В обратном направлении, учитывая характер склона, потребуется в 2-3 раза больше времени.

Выйдя на ровный (относительно) участок ледника, воодушевленные скорым выходом в Твибер, бодро идем по правому борту ледника недалеко от скал, без труда обходя многочисленные трещины, без кошек. У скал ледник сильно засыпан грязью и камнями (Фото 22), но дальше от скал много непереходимых пешком трещин, потому приходится идти вдоль скал.


Фото 22. Путь по краю ледника в стороне от разломов

И вот, через 20 минут после выхода с осыпи на лед, упираемся в ледово-каменное «месиво» с ледовыми разломами. Справа по ходу крутые гладкие скалы, слева – второй, небольшой, ледопад. Это тот самый рантклюфт из уже старинного описания перевала Семи в книге «Чегем, Твибер, Безенги». Приходится надеть кошки, системы, полное ледовое снаряжение. Описывать конкретные участки смысла нет, т.к. каждый год ледовая ситуация меняется. В итоге провесили 3 веревки перил (из них 2 последние под дождем – Сванетия… :-) ) использованы все 7 взятых с собой «на всякий случай» буров :). Частично места провески перил отображены на 3 следующих снимках:


Фото 23. Провешивание первой веревки в ледопаде


Фото 24. Вторая веревка


Фото 25. Примерное место 3-й веревки

После 3-ей веревки выходим, наконец, снова на закрытый грязью и осыпями пологий лед. C него выходим на чистый лед в стороне от скального правого борта. Скоро крутизна льда позволяет снять кошки. Нижняя ступень ледопада обойдена. На одни только перила потрачено 3 часа – на фото не переданы множество нюансов плутания, по сути, в ледопаде. Все промокли и проголодались – делаем под тентом на камнях (Фото 26) чай и перекус. На Фото 26 – общий вид спуска с В.Китлодских ночевок к месту обеда. Плато между двумя ступенями ледопада скрадывается.


Фото 26. Спуск от В.Китлодских ночевок по крутым осыпям в обход двух ступеней верхнего ледопада. Фиолетовым отмечено место работы с веревками между скалами и крупными разломами

Насколько мы видели, в этом месте, которое, судя по всему, и есть среднике Китлодские ночевки, палатки поставить негде. Видимо, нужна разведка, и где-то площадки есть, но мы видели всюду среднюю и крупную осыпь.

По россыпи крупных камней справа от ледника, обойдя крутые бараньи лбы справа, выходим на тр.-ос. склон крутизной 10-15 град. (Фото 27), который ниже обрывается конгломератом к леднику. Траверсируем пологий склон выше конгломерата до большой непереходимой промоины с ручьем. Спускаемся слева от промоины, выходим на участок очень крутой осыпи, частично с конгломератом. Перед ледником склон выполаживается, промоину становится возможным перейти метрах в 20 по высоте надо льдом. На сам лед выход затруднителен. Продолжаем траверс очень подвижного среднеосыпного склона правого борта долины (Фото 28), немного набирая высоту, чтобы обойти конгломератный склон. Открывается окончание ледника с озерами, которые обходим справа траверсом крутой живой осыпи (Фото 29).


Фото 27. По правому борту долины над ледником Китлод


Фото 28. По правому борту долины над ледником Китлод


Фото 29. Спуск к языку л. Китлод и далее вдоль р. Китлод к месту ночевки у родников

Ниже озер река Китлод уходим ненадолго под камни. На левом берегу делаем привал. Видим, что ниже есть мощный снежный мост (явно многолетний). Потому после привала идем немного левым берегом (правый – крутая осыпь, уходящая в воду), затем по снежному мосту переходим на правый берег, где долина расширяется. Ищем место для ночевки, т.к. уже 19 ч. Постепенно осыпи переходят в травянистый склон, появляются участки криволесья. Дойдя до родниковых ручьев, находим места для палаток на галечнике старого русла реки, где и ставим лагерь. От места обеда 3 часа общего времени.

2 августа

Далее нам к леднику Твибер, вниз по Китлоду и направо по ходу. От места ночевки на правом берегу Китлода (красный треугольник на Фото 30),идем сначала вдоль берега, но упираемся в «цаннерский» бурелом. Приходится обходить его сильно выше по осыпям:


Фото 30. Путь от л. Китлод в дол. Твибер

С осыпей спускаемся на ровное дно уже Твиберской долины, засыпанное средней и крупгной осыпью с относительно редкими деревцами. Открылся ледник Тот (Фото 31):


Фото 31. Открылся ледник Тот

Дальнейшие наши перемещения 2 и 3 августа по долине Твибер проиллюстрируем картой:


Карта перемещений в долине Твибер

Ледник Твибер сильно отступил в сравнении с картой. Ближе к его языку на галечниках много мест для палаток и есть чистые ручьи. Ставим лагерь и частью группы пытаемся сходить за заброской, которая, как описано в начале отчета, находится на правом берегу Твибера в его низовьях. Сам Твибер перейти даже утром невозможно. Видим, что река вытекает из грота ледника Твибер и решаем перейти реку по леднику. Однако оказывается, что есть еще и второй грот, из которого так же течет мощный поток. И его обойти нельзя – над левым берегом возвышается 30-градусный грязный лед длиной около 100 м, над которым нависают камни поверхностного чехла, готовые в любой момент полететь, т.е. вешать перила там камнеопасно.


Фото 32. Язык ледника Твибер

Делаем разведку по левому берегу, но моста не обнаруживаем. Тем временем воды становится все больше, и навесную переправу делать поздно. Потому ночуем на левом берегу Твибера и планируем переправу рано утром на следующий день. В обед съели последнюю пищу 1-го этапа, и на ужин остается один сникерс на всех и по горстке орешков и чай. На завтрак – чай :).

3 августа


Фото 33. Перемещения в районе языка ледника Твибер

Утром делаем навесную переправу через поток из левого грота (Фото 33) на двух высоких камнях. Поток из правого грота часть группы переходит вброд в месте разлива на два потока, часть группы – в обход через ледник. Собираемся вместе на берегу реки Зер – правого притока Твибера. У слияния есть места для палаток, и есть слабый родничок у берега Твибера. Ставим лагерь, и частью группы идем за заброской в низовья Твибера.

Реку Зер с утра переходим без особых проблем, хотя поток тоже довольно серьезный. Метров через 500 обнаруживаем нарзанный источник, укрытие из камней под нависающим камнем, следы костра, немного дров. И главное – маркировку тропы, а именно – ее верхнее окончание. Значит, сюда пробит маркированный маршрут (маркировка в виде белой и желтой полос).

Следуя маркировка, частично по настоящей тропе идем сначала вдоль берега, затем набираем высоту, обходя прижим, затем немного спускаемся и снова набираем существенную высоту, обходя урочище «Ворота Грузии» - каньон, зажаты слева крутыми скалами и справа скалами огромного бараньего лба (Фото 34).


Фото 34. Долина Твибер в районе «Ворот Грузии»

После лба тропа спускается, обходя лес, по крутым осыпям и выводит в высокотравье, иногда теряясь. Есть места для ночевки, чистая вода (как раз когда тропа теряется). Очень важно ее найти снова, т.к. нижележащий лес непроходим без тропы. Она сначала траверсирует лес горизонтально, затем набирает по нему высоту и выводит к развалинам каменного дома. Отсюда спускается высоко над каньоном реки (попадаются площадки с чистой водой) то по лугам, то через криволесье и выводит обратно к реке. Находим нашу заброску, раскидываем по рюкзакам и возвращаемся в лагерь по пути подъема.

Тропа очень утомительная. Как в верх, так и вниз приходится то набирать высоту, то сбрасывать ее. Поэтому суммарный набор либо сброс высоты от Жабеши до реки Зер существенно больше разницы высот между этими точками, и это нужно учитывать при планировании прохождения этой долины.

Тропа хорошо описна на сайте http://www.svanetitrekking.ge/rus/tviberi_info.htm

Часть 2 >>>>>>>>>

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

долина Цаннер

Согласен с Ильёй. Раньше ходили именно так, как он (и путеводитель "Чегем, Твибер, Безенги", кстати, тоже) описывает, высоко по правому борту долины. Мы в 1989 году не были исключением и шли снизу по этой тропе. Фотографии есть на моём сайте. Про всё это я уже написал Михаилу по почте. Сейчас, возможно, тропа заросла, засыпана осыпями, смыта селями.
 
очень очень очень!

Славно сходили! Golubev & Co best of all! Очень красиво и ценно! Физкульт-ура!)) Мою конкретную душу конкретно погрели описания и снимки вашего тылового подхода к Донгузоруну. Интересно было посмотреть, как чуть издали, с общего обзора, выглядят заходы на Донгуз Главный и Восточный, по которым совсем недавно посчастливилось подниматься. Жаль, что погода съела вашу "семерку". Я, как вы помните, три дня поджидал под вершиной ясной погоды для подъема. У вас, конечно, такой роскоши со временем не было... Удачи в следующем году!:)
 
Долина Цаннер

В далеком-мохнатом году спускались с лед. Оиш именно правым бортом. "Сванская тропа" начиналась (мы ее нашли сверху) прямо под скалами правого борта над языком ледника, ниже язык упирался в скальные ворота. Ледник, возможно отступил, но скальные ворота должны были остаться. Тропа забирала высоко вдоль отрога, вероятно там, где на фото 5 указано стрелками "прохода нет". После этого тропа все время шла очень высоко над рекой правым бортом, периодически пропадая на оползнях, и спустилась к реке только недалеко от моста выше Жабеши.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru