Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 к.с. по Памиру летом 2012 г. Часть 1
Отчет об учебно-тренировочных сборах школы СУ на Северо-Восточном Памире (Заалайский хр.), июль-август 2012 г.
Туристско-спортивный союз России Турклуб «Плющиха» г. Москвы ОТЧЕТ о горном учебно-тренировочном походе 4 к.с. по Северо-Восточному Памиру (Заалайский хр.), совершенном слушателями школы специализированной туристской подготовки в период с 22 июля по 20 августа 2012 г Маршрутная книжка № 1/3–406 руководитель Михалев И. И. Е-mail: Ilya.mikhalyov@gmail.com
Начальник школы: Михалев И. И.
Справочные сведения о путешествии: 1. Район: Северо-Восточный Памир, Заалайский хр. 2. Сроки проведения: 22 Июля-19 Августа 2012 г 3. Сложность: 4 категория 4. Продолжительность: 27 ходовых дней 5. Протяженность: 175 км 6. Нитка маршрута: Пос. Сары-Таш – р. Курумды – разведка в верховьях лед. Курумды – пер. Транспортный (1А, 4200) – лед. Вост. Кызылсу – пер. Ворота Нуры (2А, 4800) – лед. Нура – пер. Предвершинный (2Б, 4800) – лед. Вост. Кызылсу – пер. Курумды (2А, п/п, 4650) – лед. Курумды – пер. Сюрприз (2А, 4600) – пер. Зина (2Б, п/п, 4650) – лед. Пр. Кичкесу – пер. Кичкесу + верш. 5505 (2Б, 5505) – лед. Лев. Кичкесу – пос. Бардоба – пос. Ачик-Таш – г. Раздельная (2Б, 6143, радиально) – пос. Ачик-Таш. 7. Организация: Турклуб «Плющиха» г. Москвы 8. Руководитель: Михалев Илья Ильич 9. Маршрутная книжка: 1/3–406
Заявленная нитка маршрута: Пос. Сары-Таш – р. Курумды – разведка в верховьях лед. Курумды – пер. Транспортный (1А, 4200) – лед. Вост. Кызылсу – пер. Ворота Нуры (2А, 4800) – лед. Нура – пер. Предвершинный (2Б, 4800) – лед. Вост. Кызылсу – пер. п/п ( 2А, 4600) – лед. Курумды – пер. Сюрприз (2А, 4600) – пер. № 54, п/п (2А, 4600) – лед. Пр. Кичкесу – пер. Кичкесу + верш. 5505 (2Б, 5505) – лед. Лев. Кичкесу – пер. Солнечный Сев. (1Б. 4880) – пер. Архар Ложный + пер. Архар (2А, 4700) – пос. Бардоба – пос. Ачик-Таш – г. Раздельная (2Б, 6143, радиально) – пос. Ачик-Таш. Пройденная нитка маршрута: Пос. Сары-Таш – р. Курумды – разведка в верховьях лед. Курумды – пер. Транспортный (1А, 4200) – лед. Вост. Кызылсу – пер. Ворота Нуры (2А, 4800) – лед. Нура – пер. Предвершинный (2Б, 4800) – лед. Вост. Кызылсу – пер. Курумды (2А, п/п, 4650) – лед. Курумды – пер. Сюрприз (2А, 4600) – пер. Зина (2Б, п/п, 4650) – лед. Пр. Кичкесу – пер. Кичкесу + верш. 5505 (2Б, 5505) – лед. Лев. Кичкесу – пос. Бардоба – пос. Ачик-Таш – г. Раздельная (2Б, 6143, радиально) – пос. Ачик-Таш. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход 4 к. сл. может быть зачтен руководителю Михалеву И. И. и участникам Трофимову С. Д., Марковой Е. Н., Кротовой Т. В. в полном объеме, участникам Литвинову М. И., Протасовой Е. Н., Гутареву В. Н. 4 к. сл. по маршруту: Пос. Сары-Таш – р. Курумды – разведка в верховьях лед. Курумды – пер. Транспортный (1А, 4200) – лед. Вост. Кызылсу – пер. Ворота Нуры (2А, 4800) – лед. Нура – пер. Предвершинный (2Б, 4800) – лед. Вост. Кызылсу – пер. Курумды (2А, п/п, 4650) – лед. Курумды – пер. Сюрприз (2А, 4600) – пер. Зина (2Б, п/п, 4650) – лед. Пр. Кичкесу – пер. Кичкесу + верш. 5505 (2Б, 5505) – лед. Лев. Кичкесу – пос. Бардоба, участникам Тарасову А. Н., Левчук А. А. 4 к. сл. по маршруту: Пос. Сары-Таш – р. Курумды – разведка в верховьях лед. Курумды – пер. Транспортный (1А, 4200) – лед. Вост. Кызылсу – пер. Ворота Нуры (2А, 4800) – лед. Нура – пер. Предвершинный (2Б, 4800) – лед. Вост. Кызылсу – пер. Курумды (2А, п/п, 4650) – лед. Курумды – пер. Сюрприз (2А, 4600) – пер. Зина (2Б, п/п, 4650) – лед. Пр. Кичкесу – пос. Сары-Таш, участникам Якушиной М. К., Черемисову И. А., Федосовой М. А. 3 к. сл. с элементами 4 к. сл. по маршруту Пос. Сары-Таш – р. Курумды – разведка в верховьях лед. Курумды – пер. Транспортный (1А, 4200) – лед. Вост. Кызылсу – пер. Ворота Нуры (2А, 4800) – лед. Нура – пер. Предвершинный (2Б, 4800) – лед. Вост. Кызылсу – пер. Курумды (2А, п/п, 4650) – лед. Курумды – пер. Сюрприз (2А, 4600) – пос. Бардоба. 1. Список участников учебно-спортивных групп
Отделение 1, маршрутная книжка № 1/3–406
Отделение 2, маршрутная книжка № 1/3–405
Примечание: В связи с немотивированным отказом принимать участие в УТП инструктора 2-го отделения Конощенко А. В. и болезнью руководителя 2-го отделения Пряничниковой И. М., после прохождения пер. Ворота Нуры руководство обеими группами осуществлялось Михалевым И. И.
Схемы маршрута
2. Подъезды и подходы, связь.
Заезд школы на Заалайский хр. осуществлялся через г. Ош, куда участники УТП прибыли авиарейсом компании S7 из Москвы и далее машинами через пос. Сары-Таш, предоставленными туристической фирмой «Горы Азии, Asia Mountains» (г. Бишкек, Киргизстан). Привожу их контакты на 2012 г: Центр Трекинга “Горы Азии” Ул. Линейная, 1а, 720021, Бишкек, Кыргызстан Тел.: +996 312 690235690234, Факс: +996 312 690236 E-mail: aljona@mail.elcat.kg, E-mail: asiamountains@mail.ru, http://www.lenin-peak.net, http://www.asiamountains.net. Все транспортные услуги, заброска групп в долину р. Курумды на «вахтовке», переезды из пос. Бардоба в Ачик-Таш и г. Ош были также организованы вышеупомянутой фирмой. Также ими же была организована заброска продуктов в базовый лагерь под пиком Ленина (Ачик-Таш). Фирма оставила о себе самые приятные впечатления слаженностью работы, четким выполнением своих обязательств и предоставлением всех оговоренных услуг в срок и без задержек. После согласования всех услуг при переписке на стадии подготовки (транспортные, погранпропуска, газ) турфирма выставляет счет, который оплачивается наличными по прилете в г. Ош в размере 100 %. Добавлю, что группа А. Лебедева (МАИ) также пользуется услугами этой фирмы для заезда/выезда в район. Для посещения восточной части Заалайского хр. оформлялись пропуска в пограничную зону, стоимость 25 USD с человека. Пропуска в погранзону оформляются в течение месяца с помощью той же фирмы. Мобильная связь в горах возможна, иногда на северных склонах Заалайского хр., а также в пос. Ачик-Таш, однако группы были оснащены спутниковыми телефонами оператора «Thuraya» с использованием сим-карт операторов «Мегафон» и «Билайн». Затруднения возникали только под массивными северными склонами Заалайского хр., которые могли экранировать сигнал со спутников. Страхование на случай НС оформляли в страховой компании РОСНО.
3. График взаимодействия отделений школы на маршруте. Поскольку маршруты практически совпадали по нитке, взаимодействие осуществлялось с помощью спутниковой связи ежедневно (20.00 основная, 8.00 дополнительная связь), а также путем непосредственной встречи.
4. Техническое описание маршрута В тексте термины «правый» и «левый» употребляются только в орографическом смысле, если это специально не оговаривается, время движения на маршруте приводится без учета отдыха, т.е. чистое ходовое время. Высоты (в скобках) приведены в метрах над уровнем моря по данным GPS. 4.0. Заезды, подходы. Заезд школы (16 человек) осуществлялся на 2-х автомобилях, микроавтобусе и вахтовке из г. Ош. После прилета утром рейса S7 в г. Ош (1.5-2 ч задержки этих рейсов – норма), получения багажа (сумки, мешки и пр. багаж скидывают прямо с кузова грузовика в толпу пассажиров), расчетами с фирмой и закупки части продуктов на базаре и в магазинах (выбор весьма скуден), состав школы выдвинулся в направлении Алайской долины. Надо отметить, что благодаря новой дороге через пер. Талдык и по всей Алайской долине, построенной дружественной КНР, заезд в район стал весьма доступен и может быть произведен за полдня. С уверенностью можно сказать, что дорог такого уровня нет не то чтобы в горных, но и в равнинных частях всей остальной Киргизии. На строительстве задействованы, правда, только китайские рабочие, местное население в основном занято на выпасе скота. До пос. Сары-Таш дорога проходит через 2 перевала, Чирчик, высотой около 2500 м и Талдык, около 3600 м. Между ними находится живописная долина р. Гюльча, с разноцветными красно-желтыми конгломератами (скалы 7 братьев в ущелье Джеты-Огуз «отдыхают»). После пер. Талдык дорога немного спускается в пос. Сары-Таш (около 3400 м, 4-6 часов езды из г. Ош). Здесь есть пара магазинов и гостевой дом на окраине, где можно переночевать и даже помыться (палатка на улице, ведро, ковшик, теплую воду согреют). Далее была сделана заброска на погранзаставу Бардоба, 20 км по дороге от пос. Сара-Таш в сторону пер. Кызыл-Арт. Поселка Бардоба, как такового, нет и в помине, есть несколько летовок и сама застава, где сосредоточены пограничники, таможня и наркоконтроль. О заброске договорились непосредственно с пограничниками, оставили немного продуктов и кое-какие вещи «на выход». Граница в этом году с таджиками была «на замке», какие-то усиленные меры предосторожности, всех «автостопщиков» из третьих стран разворачивали. После заброски в Бардобу весь состав школы загрузился в вахтовку и заехал, насколько было возможно, по одной из колей в долину р. Корумды до высоты около 3500 м. Поворот с трассы сразу за мостом через р. Кичкесу. Поворот для заезда под пер. Транспортный находится дальше по трассе в сторону пос. Нура. На все про все ушел весь световой день полностью, в верховья р. Курумды заезжали уже в темноте. Установка базового лагеря, челнок в верховья р. Курумды. 23 Августа было посвящено челночной заброске в верховья р. Курумды, под конечные зеленые морены лед. Курумды. Здесь был организован базовый лагерь и заброска продуктов на кольцевую и линейную части маршрутов. Место базового лагеря находилось на высоте 3850 м и примерно в 8 км от места выгрузки из вахтовки. Путь проходил по травянистым холмам и террасам правого берега западного истока р. Курумды. Разведка верховьев лед. Курумды. По плану УТП, 24-25 Августа проводилась активная акклиматизация и разведка новых перевальных возможностей с лед. Курумды на лед. Правый Кичкесу. Для этого от места базового лагеря был проделан 2-х дневный выход с ночевкой на лед. Курумды и разведкой верховьев Западной ветви одноименного ледника. Ледник Курумды в настоящее время состоит из 3-х ветвей: Восточной, оканчивающейся большим озером (Фото 0.1), Западной, в верховья которой мы и собирались, и Северо-Западной, ведущей к пер. Сюрприз. На фото 0.1 (взято из Интернета, цифры любезно проставлены А. Лебедевым) видны как раз верховья Западной ветви лед. Корумды, а также нижний и верхний ледопады на этой ветви.
На схеме В. Ляпина (Схема 0.1) в районе узловой вершины 5441, на стыке ледников Пр. Кичкесу и Вост. Кызылсу, отмечены 2 седловины, пока не пройденных перевалов, обозначенные цифрами 1 и 2. При этом известно, что на седловину 2 с юга поднимались участники группы Б. Малахова в 2003 г., ссылка на отчет: http://www.turclubmai.ru/heading/papers/820/pamir2003/pamir2003.htm. Цитата из отчета Б. Малахова: «Подход под перевальный взлет (пер. N 2 – ИМ) по закрытому леднику с большим количеством трещин. Первый вынужден постоянно прощупывать путь, и тем не менее он регулярно проваливается. Подходим в верхний цирк. В нем просматриваются по крайней мере две логичные седловинки. Выбираем ближайшую — по снежно-ледовому склону примерно 45-50 градусов. Вешаем 5 веревок перил. Вылезаем на седловину. (Фото 28-29). Выясняется, что как таковая седловина отсутствует, да и сам перевал достаточно условен. Северная сторона хребта существенно круче, условно-приемлемые пути спуска — либо по сильно битому висячему ледопаду, либо по очень узкому и крайне крутому (до 80 градусов) ледовому кулуару (фото 29). Очевидно, что потребуется техническая работа, придется вешать перила в большом количестве. Сложность перевала интегрально оцениваем в 3А минимум». Фото 28-29 из отчета Малахова (Фото 0.2) я здесь привожу. На них видна седловина пер. 1, поскольку она находится в стороне, но, разумеется, крутого кулуара не видно, поскольку последний находится под ногами у снимающих. Подъем на Западную ветвь лед. Курумды от базового лагеря (3850) на его конечных моренах идет вдоль его правого борта и занимает 2-3 ч, на срединных моренах ледника есть удобные места для ночевок (4150) (Фото 0.3). Далее, пересекая ледник (в связках!) по направлению к левобережной морене с выходом на ее гребень, обходим нижний ледопад Западной ветви (еще 2 ч) (Фото 0.4). Вдоль левого борта ледника, по старым лавинным выносам попадаем в верхний цирк Западной ветви лед. Курумды (1 ч) под верхний ледопад (4500). На приведенных фотографиях видны седловины пер. 1 и 2, причем есть 2 варианта прохождения пер. 1, или это могут быть даже 2 различных перевала. Под пер.1, отмеченный на схеме Ляпина между в. 5339 и 5175, можно без труда подойти по закрытому леднику, далее следует снежно-ледовый взлет вдоль скальных выходов (Фото 0.5). Второй вариант пер. 1 находится между в. 5175 и 5441, и путь к нему преграждает верхний ледопад западной ветви л. Курумды. Создается впечатление, что ледопад проходится вдоль правого борта, однако в верхней части возможны 1-2 ледовых разлома во всю ширину (Фото 0.6, Фото 0.7). На этих же фотографиях видна седловина пер. 2, очевидно не та, на которую вылезли участники группы Малахова в 2003. Нужная седловина находится ближе к верш. 5441. На Фото 0.6 виден и тот «очень узкий и крайне крутой ледовый кулуар», по отзывам участников, спускающийся с седловины. Снежно-ледовая полка, ведущая с седловины 2 на верхнее плато лед. Курумды, очевидно, осталась скрытой от участников группы Малахова за перегибом гребня. Напрашивается довольно логичная связка перевалов 2 и 1 без спуска по ледопаду лед. Курумды. На наш взгляд сложность всех 3-х седловин будет в районе 2Б-3А, едва ли сложнее. Причем сторона лед. Курумды является, скорее всего, определяющей, судя по фотографиям с других сторон (Фото 0.8, седло 2, снято с пер. Предвершинный и Фото 0.9, седло 1, снято из-под пер. Кичкесу), а также Google Earth.
4.1. Пер. Транспортный.
Соединяет долины рек Карасу и Вост. Кызылсу, ориентация запад-восток, описание дается от истоков р. Курумды (Карасу). Прохождение совершено 26.07.2012 с запада на восток, снята записка отделения 2 нашей школы под руководством И. Пряничниковой, совершившего прохождение перевала накануне. Под пер. Транспортный по долине р. Карасу можно добраться на машине, не доезжая нескольких км до самого взлета, в зависимости от выбранной колеи и мастерства и упорства водителя. Мы же, заехав в долину р. Курумды, после акклиматизации в верховьях одноименного ледника, в долину р. Карасу попали, пересекая многочисленные древние моренные увалы, разделяющие долины рек Карасу и Курумды. Однозначного пути здесь нет, мы двигались от места нашего базового лагеря (3850) и оставленной заброски на линейную часть мимо озера у языка восточной ветви лед. Курумды (4000) и далее в направлении пер. Транспортный перелезая через водораздельный отрог (4130) между долинами р. Карасу и Курумды немного севернее в. 4304. Возможно, имело смысл двигаться несколько севернее, длиннее по километражу, однако менее утомительно с точки зрения набора/сброса высоты. За 4-5 часов подошли под взлет пер. Транспортный (Фото 1.1). Еще 1 ч потребуется для выхода на широкую осыпную седловину перевала. С восточной стороны возможен снежный наддув (у нас был), его проще обойти с южной стороны седловины. Спускаться с перевала лучше не прямо вниз по ручью, а вправо-вниз, на плечо отрога, ограничивающего ручей с юга (4000) (Фото 1.2). И уже с этого отрога, по его гребню и следующему на юг распадку спуститься в левобережный карман лед. Вост. Кызылсу, от седловины около 1 ч (Фото 1.3). Здесь на травянисто-осыпных площадках в кармане удобные места для стоянки, вода рядом в ручье или выше по склону (3750). Если дальнейший путь идет в сторону пер. Нура или Ворота Нуры, то лед. Вост. Кызылсу удобнее пересекать также в этом месте. Расчет ходового времени
Выводы и рекомендации: Пер. Транспортный соответствует 1А к. тр. Перевал самостоятельного значения не имеет, служит для заброски групп на лед. Вост. Кызылсу. Ориентировка не затруднена.
4.2. Пер. Ворота Нуры.
Пер. Ворота Нуры соединяет долины рек Вост. Кызылсу (лед. Вост. Кызылсу) на западе и Нура (безымянный ледник, левый приток р. Нура) на востоке, ориентация склонов восток-запад. Прохождение перевала совершено со стороны лед. Вост. Кызылсу 28.07.2012, записки не найдено. Судя по литературе, прохождение перевала было совершено единожды в 2000 г группой А. Новика. Описание дается от левобережного кармана лед. Вост. Кызылсу. В том месте, куда приводит спуск с пер. Транспортный (см. раздел 4.1), имеет смысл пересечь лед. Вост. Кызылсу, если дальнейший путь лежит в сторону пер. Нура или Ворота Нуры. Прямо из моренного кармана (3750) следует перевалить через гребень левой боковой морены и спускаемся на зачехленный лед. Вост. Кызылсу. Далее пересечь ледник практически поперек (около 1 ч) и выйти в правый карман, на галечную террасу, высота 3850 м, практически у устья потока, текущего из-под перевалов Нура и Ворота Нуры. Отсюда около 30 мин до начала подъема по конечным моренам в висячую долину под вышеупомянутые перевалы. Еще 2 часа потребуется, чтобы подняться на левобережную морену ледника, стекающего из-под пер. Ворота Нуры. Здесь, на морене, удобные места для стоянки (4200), отсюда же открывается путь на пер. Ворота Нуры (Фото 2.1). С морены выйти на ледник, пересечь его к правому борту (30 мин), поскольку левый край опасен ледовыми обвалами с пика Губаева (5368), и, лавируя среди трещин (связки, возможна страховка через ледобурные крючья, 3-4 точки), подойти под взлет пер. Ворота Нуры (1-1.5 ч). Перевальный взлет представляет собой систему снежно-осыпных кулуаров перепадом 350 м, однако под снегом может быть лед. Поднимаемся в кошках (без связок) по левому по ходу кулуару, по его левому краю вдоль осыпи. Примерно на середине подъема кулуар разветвляется, следует пересечь его направо по ходу, на ограничивающий его отрожек справа (Фото 2.2). Дальнейший подъем по кулуарам становится круче, да и уводят они немного в сторону, на вершину 4890, замыкающую цирк с севера. Далее следует подниматься по гребню вышеупомянутого отрожка, минуя характерный скальный зуб на нем. Выше зуба, через скально-осыпной взлет на отрожке, подняться на гребень немного выше и левее по ходу седловины пер. Ворота Нуры. На взлете может потребоваться страховку, 2 по ~50 м (петли на скальных выступах, ледобуры). Подъем на перевальный взлет занимает 3-4 часа. Седловина перевала снежно-осыпная, тур на низшей точке есть, однако записки не найдено (Фото 2.3). Спуск с перевала начинается немного левее низшей точки, собственно оттуда, куда и выводит подъем на гребень. Спуск идет влево-вниз, по раскисшему снегу, лежащему на осыпи. По нему спустится на левый край ледника и вдоль левого края, по границе снега и осыпи (возможны связки), местами по карману, выйти на первую ярко выраженную левобережную морену (2 ч от перевала). Здесь, на гребне морены, удобные места для стоянки (4500) (Фото 2.4). Далее спуск продолжается по гребню левобережной морены (30 мин), после чего следует выйти на открытый в этом месте ледник. По леднику, придерживаясь центра, и далее по моренным увалам выходим к его языку (Фото 2.5 и Фото 2.6). В обход языка (4200) можно спуститься как на левый, так и на правый берег. Если путь далее лежит на лед. Нура, спускаться имеет смысл правым берегом реки. Левый берег по ощущениям немного удобнее, хотя троп ни там, ни там нет, но, спускаясь левым берегом, придется потом бродить реку на правый. В июле, однако, возможны снежные мосты через реку - остатки зимних лавинных выносов (у нас были). Один такой находился около 1 км ниже языка, другие довольно плотно забивают реку в нижней ее части, ближе к устью. Однако заранее об этом известно не было, поэтому двигались правым берегом, сначала практически вдоль воды, затем забирая выше, в обход прижимов. На первом переходе возможны места для стоянок, ниже по долине на правом берегу стоянки проблематичны. Весь спуск занимает 3-4 часа и приводит в левобережный моренный карман лед. Нура (3590) (Фото 2.7). Река (левый приток р. Нура) не впадает сразу в основное русло р. Нура, а сливается сначала с потоком, текущим по левобережному карману лед. Нура. На спуске не следует срезать угол отрога выше устья рек, такой путь приведет на конгломератные сбросы. Моренной террасы на левом берегу в нижнем течении л. Нура нет. Идти следует вдоль воды (Фото 2.8) и далее по дну кармана. Здесь же, чуть выше по карману, есть неплохие места для стоянки у впадения прозрачного ручья, текущего с хребта, справа по ходу. Этот ручей, на схеме Ляпина, казалось бы, впадает в левый приток р. Нура, по которому спускаются с одноименного перевала. Однако он впадает именно в левобережный моренный карман лед. Нура. Следующая чистая вода выше по ущелью может быть не скоро.
Расчет ходового времени
Выводы и рекомендации: Пер. Ворота Нуры соответствует 2А к. тр. и может быть рекомендован в качестве акклиматизационного препятствия в походах 4-5 к. сл. Перевал для Памира невысокий, обзорный, требует навыков одновременного движения в связках по закрытым ледникам, поиска пути среди трещин и передвижения в кошках по некрутым ледовым склонам. Ориентировка может быть затруднена. По имеющейся информации, перевал пройден нами вторично, вслед за первопроходцами, группой А. Новика, в 2000 г (http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Novik2000/pamir1.shtml). Информация по перевалу достаточно скудная, надеемся восполнить этот пробел. К вышесказанному хочется добавить следующее. Опять же, по доступной информации из И-нета, наша группа была пятой по счету, посетившей долину верхнего левого притока р. Нура (куда выводят перевалы Ворота Нуры и Нура), вслед за группами А. Новика (2000 г), А. Джулия (2005 г), М. Ворожищева (2007 г) и О. Келина (2008 г). При этом 2 из них вынуждены были вызывать вертолет для транспортировки заболевшего участника, практически в одно и то же место, около 1 км ниже языка ледника. Наша группа стала 3-ей по счету, вызывавшей вертолет к травмированной участнице. И опять же, практически в то же самое место. Стоит задуматься, надо ли вообще посещать это злополучное место? По иронии судьбы, это одна из наиболее труднодоступных долин в районе. Однако, для отважившихся в будущем посетить эти места, сообщаем, что хребты, окаймляющие долину с севера и юга, таят немало путей для первопрохождений (см. обзор А. Джулия - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1093). С тех пор, кстати, ситуация не изменилась, ничего нового в этих хребтах пройдено так и не было. Продолжение >>>>>>>> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||