Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 6 к.с. по Памиру в августе 2011 г. Часть 1
Московская областная общественная организация «Региональная спортивная федерация спортивного туризма»
О Т Ч Ё Т
о горном спортивном путешествии шестой категории сложности по Центральному Памиру в период с 02 августа по 28 августа 2011 года
Нитка маршрута: г. Душанбе – киш. Поймазар – дол. Ванч – лед. Российского Географического Общества – пер. Кашал-Аяк (2А,4330) – лед. Кашал-Аяк – лед. Федченко – лед. Размирович - пер. Шмидта (2Б,5000) – лед. Красноармейский - пер. Сюрприз (3А,5200) – лед. Академии наук – лед. Федченко - пер. Багрицкого (3А,5550) – лед. Тамынас 3-й – пер. Катаева (3Б,5900) – лед. Тамынас 2-й - пер. Бабеля (2Б,6000) – лед. Витковского – лед. Федченко - пер. Ребро (3А,5520) – лед. Абдукагор – дол. Абдукагор – лед. Медвежий (2Б) – дол. Абдукагор – дол. Ванч – киш. Поймазар – г. Душанбе
Маршрутная книжка № Р11/3-602 Руководитель группы: Мартынов В.В.
I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)
1.1. Проводящая организация: Московская областная общественная организация «Региональная спортивная федерация спортивного туризма»
1.2. Место проведения: Таджикистан, район «Центральный Памир»
1.3. Общие справочные сведения о маршруте:
1.4. Подробная нитка маршрута:
г. Душанбе – киш. Поймазар – дол. Ванч – лед. Российского Географического Общества – пер. Кашал-Аяк (2А,4330) – лед. Кашал-Аяк – лед. Федченко – лед. Размирович - пер. Шмидта (2Б,5000) – лед. Красноармейский - пер. Сюрприз (3А,5200) – лед. Академии наук – лед. Федченко - пер. Багрицкого (3А,5550) – лед. Тамынас 3-й – пер. Катаева (3Б,5900) – лед. Тамынас 2-й - пер. Бабеля (2Б,6000) – лед. Витковского – лед. Федченко - пер. Ребро (3А,5520) – лед. Абдукагор – дол. Абдукагор – лед. Медвежий (2Б) – дол. Абдукагор – дол. Ванч – киш. Поймазар – г. Душанбе
1.5. Определяющие препятствия маршрута :
1.6. Руководитель группы: Мартынов Владимир Викторович
1.7. Состав группы
1.8. Поход рассмотрен МКК : ЦМКК Туристско-спортивного союза России 100-00-666666656
2. Вводная часть
2.1 Общая смысловая идея похода
Категория сложности похода определялась желанием повысить квалификацию участников и приобрести высотный опыт до 6000 метров, а так же принять участие в чемпионате России. У многих из нас был опыт уже нескольких пятёрок. Район похода был выбран из желания посетить достаточно удалённый, редко посещаемый Центральный Памир, в частности хребет Высокая стена, в котором расположен ряд перевалов проходимых однажды в 1986 году. В частности перевалы Багрицкого, Катаева и Бабеля в перечне высокогорных перевалов присутствуют, а вот описания найти не удалось. Были розыски по всей России, Украине и Прибалтике. Разыскали руководителя похода 1986 года Майорова Александра, проживающего в Одессе, но его отчёта переданного на чемпионат Украины найти не сумели. У него информации не осталось, поделился он только далёкими воспоминаниями молодости. Это добавляло определённого спортивного интереса к прохождению этих перевалов.
2.2 Предпоходная подготовка
Тактико-техническая подготовка к походу проходила исходя из особенностей района проведения похода и сложности перевалов. Проводились занятия на склонах Москвы реки в районе Филёвского парка и в карьерах вблизи «Полушкино».
2.3 Особенности стратегии и тактики
В связи с тем, что маршрут проходил на высотах 5000-6000 метров, начали акклиматизационным участком через два перевала категорией сложности 2А и высотой первый 4330 метров и 5000 метров, со спуском до 3200 м. Каждый следующий перевал превышал предыдущий на несколько сот метров и так до шести тысяч. Во время прохождения акклиматизационного участка занесли заброску на ледник Федченко.
2.4 Варианты подъезда и отъезда
Из Москвы до Душанбе добирались двумя группами. Одна на прямую в Душанбе, а другая через Кулюб. Встретились на станции юного туриста по адресу (в советское время): ул. Чехова, д. 13. Здесь закупили основную массу продуктов и в тот же день на джипе, заказанном заранее, выехали в кишлак Поймазар. На обратном пути спустившись в Поймазар по телефону договорились о транспорте, на котором выехали до городов вылета самолётов в Москву.
2.5 Аварийные выходы и запасные варианты
В случае возникновения аварийных ситуаций планировался спуск в долину Ванча через перевалы Кашал-Аяк и Абдукагор. На случай непредвиденных обстоятельств, для определяющих перевалов, были запланированы запасные варианты, которыми воспользоваться не пришлось.
2.6 Организационные сведения
Для решения вопросов регистрации, погранпропусков и транспортных договаривались с фирмой МАЦ «Альп-Навруз», Тел/факс., (992-372) 21-39-55, моб. (992-918) 63-14-22. e-mail: rano@navruz.tajik.net руководитель Рано Сабирова Все вопросы Рано решила в течение двух часов. Группа перед выездом из Москвы застраховалась в Ингострахе на 30 000 $, каждый.
2.7 Заявленный и пройденный маршрут
Заявленный маршрут: г. Душанбе – киш. Поймазар – дол. Ванч – лед. Российского Географического Общества – пер. Кашал-Аяк (2А,4330) – лед. Кашал-Аяк – лед. Федченко – лед. Размирович - пер. Шмидта (2А*,5000) – лед. Красноармейский - пер. Сюрприз (3А*,5200) – лед. Академии наук – лед. Федченко - пер. Багрицкого (3А,5550) – лед. Тамынас №3 – пер. Катаева (3Б,5900) – лед. Тамынас №2 - пер. Бабеля (2Б,6000) – лед. Витковского – пер. Омара Хайяма (2Б,6100) - лед. Федченко - пер. Ребро (3А,5520) – лед. Абдукагор –дол. Абдукагор – дол. Ванч – киш. Поймазар – г. Душанбе
Пройденный маршрут: г. Душанбе – киш. Поймазар – дол. Ванч – лед. Российского Географического Общества – пер. Кашал-Аяк (2А,4330) – лед. Кашал-Аяк – лед. Федченко – лед. Размирович - пер. Шмидта (2Б,5000) – лед. Красноармейский - пер. Сюрприз (3А,5200) – лед. Академии наук – лед. Федченко - пер. Багрицкого (3А,5550) – лед. Тамынас 3-й – пер. Катаева (3Б,5900) – лед. Тамынас 2-й - пер. Бабеля (2Б,6000) – лед. Витковского – лед. Федченко - пер. Ребро (3А,5520) – лед. Абдукагор – дол. Абдукагор – лед. Медвежий (2Б,2950) – дол. Абдукагор – дол. Ванч – киш. Поймазар – г. Душанбе
Планировали начать маршрут от моста через р.Равак, но пришлось начинать от Поймазара. К этому самолёт, вылетающий из Москвы, задержался на сутки. В результате, чтобы вовремя спуститься, не хватало одного дня. Приняли решение отказаться от не определяющего перевала Омара Хайяма (2Б,6100).
3. Краткая географическая характеристика района.
Памир – самая высокогорная система на юге СНГ. Территориально Памир относится к двум независимым государствам – Таджикистану и Киргизии. Он занимает площадь около 60000 км2 и представляет собой разветвлённую сеть вечно заснеженных хребтов и обширных межгорных долин, образующих Памирское нагорье. Альпинистское изучение Памира началось одновременно с первыми исследовательскими экспедициями АН СССР на Памире в 1928-1933 годах. Туристами Памир начал осваиваться в 50-е годы и долгое время был одним из наиболее популярных туристских горных районов СССР. В альпинистско-туристской практике границы Памира приняты исходя из орографии хребтов и их спортивных маршрутных возможностей. С востока Памир ограничен Сарыкольским хребтом, по оси которого проходит государственная граница Киргизии и Таджикистана с КНР. Южная граница проходит по реке Пяндж, разделяющей Таджикистан с Афганистаном, а северный предел очерчен рекой Кызыл-Суу, последовательно принимающей затем названия Сурхоб и Вахш. На западе Памир завершается окончаниями хребтов Петра Первого и Дарвазского. Самые высокие хребты и мощные ледники сосредоточены в западной части Памира. Вершины многих хребтов превышают 6000 м, а в наиболее высоких хребтах поднимаются выше 7000 м. На Памире находятся три из четырёх семитысячников СНГ, в том числе наивысшая точка – пик Коммунизма (7495 м). Нагорье, поднятое до 4000 м и более, занимает восточную часть Памира и простирается от его северных границ до южных и лишь однажды прерывается хребтом Музкол. Природные условия западной и восточной частей Памира очень различаются. С одной стороны, резкая расчлененность рельефа с высокими хребтами и ледниками, с другой – пологое нагорье, местами переходящее в высокогорную пустыню. Учёные – биологи, гляциологи, климатологи и другие – разделяют Памир на регионы с достаточно общими и устойчивыми физико-географическими характеристиками: характер хребтов, тип и мощность оледенения, растительность, сухость воздуха и т.п. При таком делении часто одна часть хребта попадает в один регион, а другая – в другой, что затрудняет классифицирование информации о перевалах. Принятое в туризме и альпинизме деление Памира на регионы в общем не противоречит географическому, отражает историю туристского освоения Памира и позволяет достаточно чётко ориентироваться в информации. Обычно Памир разбивают на пять регионов: Северо-Западный, Северо-Восточный, Юго-Западный, Центральный и Восточный. Наименее определены границы Центрального Памира – многие относят к этому региону восточные части хребтов Северо-Западного Памира. К Северо-Западному Памиру относятся хребты Петра I, Дарвазский, Ванчский и Язгулемский до пересечения с хребтом Академии наук. Северо-Восточный Паимир объединяет восточную часть Заалайского хребта и хребет Зулумарт до перевала Зулумарт. К Центральному Памиру можно отнести хребет Академии наук, Танымас и восточную часть Язгулемского хребта – горы южной группы ледника Федченко. К Восточному Памиру относятся хребты Музкол, Пшартский и Северо-Аличурский. К Юго-Западному Памиру относятся хребты Рушанский, Шугнанский, Ишкашимский, Шахдаринский и Южно-Аличурский. Западную часть Заалайского хребта (западнее перевала Терсагар) вряд ли целесообразно относить к Северо-Западному Памиру – долина реки Муксу является мощной естественной границей между этими районами. От других горных областей Памир отличается сравнительной стабильностью погоды в летние месяцы. Наиболее частые изменения погоды наблюдаются вблизи пика Ленина. Более устойчива погода на Северо-Западном и Центральном Памире, исключения составляют районы у пиков Коммунизма и Революции. Сухость воздуха и повышенная солнечная радиация характерны для всего Памира, однако его центральная, восточная и юго-западная части по этим показателям превосходят другие регионы. Природно-климатические условия Памира и характеристики перевалов, требующие высокой физической, технической и тактической подготовки туристов, делают с точки зрения безопасности путешествий проведение походов III и меньшей категории сложности проблематичным. Главным средством сообщения на Памире является автомобильный и авиационный транспорт. Основой автомобильного сообщения стал Памирский тракт, начинающийся от города Ош в Ферганской долине. Тракт с севера на юг пересекает Алайскую долину, проходит на юг по Памирскому нагорью до реки Пяндж и вдоль последней тянется на север и затем на запад к г. Душанбе. От тракта проложены автодороги местного значения на юг и восток вдоль Пянджа, сравнительно небольшие участки по долинам рек Шахдара, Бартанг, Язгулем, Ванч, Оби-Хингоу. У озера Каракуль ответвляется автодорога к долинам рек Кокуйбель и Танымас. Местные авиалинии связывает г. Душанбе с городами Мургаб и Хорог, с районными центрами Рушан, Ванч. Авиасообщение имеется также с городами Товиль-Дара и Джиргиталь, находящиеся на западных границах Памира.
4. Схема движения группы на маршруте (лист 1)
5. График движения
6. Высотный график
7. Техническое описание прохождения группой маршрута
Группа в полном составе собралась на детской туристской базе в г.Душанбе утром 2 августа. На базаре докупили недостающие продукты. Через фирму МАЦ «Альп-Навруз» , руководитель, Рано Сабирова, оформили регистрацию и погранпропуска в Горно - Бадахшанскую автономную область. Так же она нам помогла с организацией автотранспорта до верховьев долины Ванч. В 11.00 всё собрано, документы подготовлены. Грузимся на машину, обговариваем организационные вопросы и в 12.00 выезжаем с базы в сторону кишлака Поймазар. Дорога очень живописная проходит по горным ущельям. Асфальтовое покрытие только на первых 100-150 км. Остальная часть пути по дорогам без покрытия, а в верхней части долины Ванч места по разливам реки. Ночью остановились часа на 2-3 отдохнуть. По путь постоянно останавливали, местное ДПС, и вели поборы с водителя. Ближе к границе стали интересоваться и нашими документами. На всём пути имеются места, где можно перекусить и отдохнуть. Довезли нас до реки, стекающей с левого склона долины Ванч сразу за кишлаком Поймазар. Далее дорога идёт, но далеко не каждый туда едет. В принципе в кишлаке Поймазар есть ГАЗ-66, который по разливам реки Ванч доезжает до моста через реку Абдукагор. Об этом мы узнали на выходе из района. При подъезде к верховьям долины Ванч с нас собрали сбор за посещение, якобы, национального парка расположенного в районе ледника Федченко. Как в самом г.Душабе, так и по дороге до кишлака Поймазар местное население миролюбиво и гостеприимно. Протяжённость дороги 380 км, а по времени заняла сутки.
03.08.2011 День 1 ясно к. Поймазар – дол. Ванч 10,8 км +100 м 3 часа 05 минут
Итак, в 12.00 3 августа мы прибыли в верховья долины Ванч, отъехав примерно 1 км от кишлака Поймазар. Здесь перебрали снаряжение, пообедали и оставив одного участника для присмотра за оставшимися вещями, уже пешком, вышли в сторону моста через реку Абдукагор. Груз решили заносить «челноком». Путь наш проходил по дороге или тропе левым склоном долины Ванч. Погода ясная, тихо и жарко. Через 9 км, не доходя до моста 2 км, остановились на ночлег. Уже в сумерках вернулись люди со второй ходкой, но некоторой количество груза осталось в низу.
04.08.2011 День 2 ясно дол. Ванч – левобережная морена ледника РГО 3,6 км +80 м 1 час 30 минут
С утра часть группы занялась переброской груза к мосту, а двое отправились в низ за оставшимися вещами. Состояние моста нас не порадовало (ф.№2,3). В прошлом году по нему боялись ездить, а переходили без проблем. Сейчас пришлось потрудиться навесить перила и по одной оставшейся балке переправляться на правый берег реки Абдукагор. Приподнялись немного выше и у левобережной морены ледника РГО поставили лагерь. Место называется лагерь «Высотник». Действительно просматриваются следы бивуаков прошлых экспедиций, но русла всех ручьёв пересохшие. За водой ходили к реке Абдукагор, где в 20 метрах выше от моста из под берега сочится небольшой ручеёк с чистой водой. После обеда на расстояние двух переходов подняли часть груза по леднику РГО. Вернулись в сумерках. Часть 2 >>>>>>>>>> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||