Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: В.Мартынов, г.Лобня

Отчет о горном походе 6 к.с. по Памиру в августе 2011 г. Часть 1
ФОТОАЛЬБОМ К ОТЧЕТУ

Московская областная общественная организация

«Региональная спортивная федерация спортивного туризма»

О Т Ч Ё Т

о горном спортивном путешествии

шестой категории сложности

по Центральному Памиру

в период с 02 августа по 28 августа 2011 года

Нитка маршрута: г. Душанбе – киш. Поймазар – дол. Ванч – лед. Российского Географического Общества – пер. Кашал-Аяк (2А,4330) – лед. Кашал-Аяк – лед. Федченко – лед. Размирович - пер. Шмидта (2Б,5000) – лед. Красноармейский - пер. Сюрприз (3А,5200) – лед. Академии наук – лед. Федченко - пер. Багрицкого (3А,5550) – лед. Тамынас 3-й – пер. Катаева (3Б,5900) – лед. Тамынас 2-й - пер. Бабеля (2Б,6000) – лед. Витковского – лед. Федченко - пер. Ребро (3А,5520) – лед. Абдукагор – дол. Абдукагор – лед. Медвежий (2Б) – дол. Абдукагор – дол. Ванч – киш. Поймазар – г. Душанбе

Маршрутная книжка № Р11/3-602

Руководитель группы: Мартынов В.В.

martynov_vv@bk.ru

I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

1.1. Проводящая организация: Московская областная общественная организация «Региональная спортивная федерация спортивного туризма»

1.2. Место проведения: Таджикистан, район «Центральный Памир»

1.3. Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория

сложности

похода

Протяженность

активной части

похода, км

Продолжи-

-тельность

Сроки

проведения

общая

ходовых дней

горный

шестая

185

24

23

03.08-26.08.2011

1.4. Подробная нитка маршрута:

г. Душанбе – киш. Поймазар – дол. Ванч – лед. Российского Географического Общества – пер. Кашал-Аяк (2А,4330) – лед. Кашал-Аяк – лед. Федченко – лед. Размирович - пер. Шмидта (2Б,5000) – лед. Красноармейский - пер. Сюрприз (3А,5200) – лед. Академии наук – лед. Федченко - пер. Багрицкого (3А,5550) – лед. Тамынас 3-й – пер. Катаева (3Б,5900) – лед. Тамынас 2-й - пер. Бабеля (2Б,6000) – лед. Витковского – лед. Федченко - пер. Ребро (3А,5520) – лед. Абдукагор – дол. Абдукагор – лед. Медвежий (2Б) – дол. Абдукагор – дол. Ванч – киш. Поймазар – г. Душанбе

1.5. Определяющие препятствия маршрута :

Вид

препятствия

Категория

трудности

Название

Характеристика препятствия

перевал

Кашал-Аяк

H=4330 подъём снежно-ледовый, спуск снежно-ледовый

перевал

Шмидта

H=5000 подъём снежный, спуск снежно-ледово-скальный

перевал

Сюрприз

H=5200 подъём ледовый, спуск снежно-ледовый

перевал

Багрицкого

H=5550 подъём ледовый, спуск снежно-ледовый

перевал

Катаева

H=5900 подъём ледовый, спуск снежно-ледовый

перевал

Бабеля

H=6000 подъём ледовый, спуск ледово-скальный

перевал

Ребро

H=5520 подъём снежно-ледовый, спуск снежно-ледово-скальный

ледник

Медвежий

H=2950 лёд

1.6. Руководитель группы: Мартынов Владимир Викторович

martynov_vv@bk.ru

1.7. Состав группы

Ф.И.О.

Год

рожд.

Туристская

подготовка

Обязан.

в группе

1

Мартынов Владимир

Викторович

1959

5 ГУ – Киргизский хр

5 ГУ – Центр.Памир

5 ГР – Памиро-Алай

5 ГР – Центр.Кавказ

5 ГР – Киргизский хр

руководи-тель

2

Болотин Игорь

Владимирович

1981

5 ГУ – Киргизский хр

3 ГР - Центр.Кавказ

гитарист

3

Грецов Юрий

Васильевич

1955

5 ГУ - Центр.Памир

5 ГУ – Киргизский хр

3 ГР - Заилийский хр

завхоз

4

Овчинников Илья Львович

1971

6 ГУ – Памиро-Алай

5 ГР – ЮЗ. Памир

зам.руков

5

Рыжанков Дмитрий Михайлович

1971

5 ГУ – ЮЗ. Памир

5 ГР – Ц.Кавказ

снаряже-нец

6

Шабалин Константин Михайлович

1980

5ГУ – Центр.Памир

реммас-тер

7

Шаров Сергей

Викторович

1978

5 ГУ – Киргизский хр

фотограф

1.8. Поход рассмотрен МКК : ЦМКК Туристско-спортивного союза России

100-00-666666656

2. Вводная часть

2.1 Общая смысловая идея похода

Категория сложности похода определялась желанием повысить квалификацию участников и приобрести высотный опыт до 6000 метров, а так же принять участие в чемпионате России. У многих из нас был опыт уже нескольких пятёрок. Район похода был выбран из желания посетить достаточно удалённый, редко посещаемый Центральный Памир, в частности хребет Высокая стена, в котором расположен ряд перевалов проходимых однажды в 1986 году. В частности перевалы Багрицкого, Катаева и Бабеля в перечне высокогорных перевалов присутствуют, а вот описания найти не удалось. Были розыски по всей России, Украине и Прибалтике. Разыскали руководителя похода 1986 года Майорова Александра, проживающего в Одессе, но его отчёта переданного на чемпионат Украины найти не сумели. У него информации не осталось, поделился он только далёкими воспоминаниями молодости. Это добавляло определённого спортивного интереса к прохождению этих перевалов.

2.2 Предпоходная подготовка

Тактико-техническая подготовка к походу проходила исходя из особенностей района проведения похода и сложности перевалов. Проводились занятия на склонах Москвы реки в районе Филёвского парка и в карьерах вблизи «Полушкино».

2.3 Особенности стратегии и тактики

В связи с тем, что маршрут проходил на высотах 5000-6000 метров, начали акклиматизационным участком через два перевала категорией сложности 2А и высотой первый 4330 метров и 5000 метров, со спуском до 3200 м. Каждый следующий перевал превышал предыдущий на несколько сот метров и так до шести тысяч. Во время прохождения акклиматизационного участка занесли заброску на ледник Федченко.

2.4 Варианты подъезда и отъезда

Из Москвы до Душанбе добирались двумя группами. Одна на прямую в Душанбе, а другая через Кулюб. Встретились на станции юного туриста по адресу (в советское время): ул. Чехова, д. 13. Здесь закупили основную массу продуктов и в тот же день на джипе, заказанном заранее, выехали в кишлак Поймазар.

На обратном пути спустившись в Поймазар по телефону договорились о транспорте, на котором выехали до городов вылета самолётов в Москву.

2.5 Аварийные выходы и запасные варианты

В случае возникновения аварийных ситуаций планировался спуск в долину Ванча через перевалы Кашал-Аяк и Абдукагор. На случай непредвиденных обстоятельств, для определяющих перевалов, были запланированы запасные варианты, которыми воспользоваться не пришлось.

2.6 Организационные сведения

Для решения вопросов регистрации, погранпропусков и транспортных договаривались с фирмой МАЦ «Альп-Навруз»,

Тел/факс., (992-372) 21-39-55, моб. (992-918) 63-14-22.

e-mail: rano@navruz.tajik.net

руководитель Рано Сабирова

Все вопросы Рано решила в течение двух часов.

Группа перед выездом из Москвы застраховалась в Ингострахе на 30 000 $, каждый.

2.7 Заявленный и пройденный маршрут

Заявленный маршрут: г. Душанбе – киш. Поймазар – дол. Ванч – лед. Российского Географического Общества – пер. Кашал-Аяк (2А,4330) – лед. Кашал-Аяк – лед. Федченко – лед. Размирович - пер. Шмидта (2А*,5000) – лед. Красноармейский - пер. Сюрприз (3А*,5200) – лед. Академии наук – лед. Федченко - пер. Багрицкого (3А,5550) – лед. Тамынас №3 – пер. Катаева (3Б,5900) – лед. Тамынас №2 - пер. Бабеля (2Б,6000) – лед. Витковского – пер. Омара Хайяма (2Б,6100) - лед. Федченко - пер. Ребро (3А,5520) – лед. Абдукагор –дол. Абдукагор – дол. Ванч – киш. Поймазар – г. Душанбе

Пройденный маршрут: г. Душанбе – киш. Поймазар – дол. Ванч – лед. Российского Географического Общества – пер. Кашал-Аяк (2А,4330) – лед. Кашал-Аяк – лед. Федченко – лед. Размирович - пер. Шмидта (2Б,5000) – лед. Красноармейский - пер. Сюрприз (3А,5200) – лед. Академии наук – лед. Федченко - пер. Багрицкого (3А,5550) – лед. Тамынас 3-й – пер. Катаева (3Б,5900) – лед. Тамынас 2-й - пер. Бабеля (2Б,6000) – лед. Витковского – лед. Федченко - пер. Ребро (3А,5520) – лед. Абдукагор – дол. Абдукагор – лед. Медвежий (2Б,2950) – дол. Абдукагор – дол. Ванч – киш. Поймазар – г. Душанбе

Планировали начать маршрут от моста через р.Равак, но пришлось начинать от Поймазара. К этому самолёт, вылетающий из Москвы, задержался на сутки. В результате, чтобы вовремя спуститься, не хватало одного дня. Приняли решение отказаться от не определяющего перевала Омара Хайяма (2Б,6100).

3. Краткая географическая характеристика района.

Памир – самая высокогорная система на юге СНГ. Территориально Памир относится к двум независимым государствам – Таджикистану и Киргизии. Он занимает площадь около 60000 км2 и представляет собой разветвлённую сеть вечно заснеженных хребтов и обширных межгорных долин, образующих Памирское нагорье.

Альпинистское изучение Памира началось одновременно с первыми исследовательскими экспедициями АН СССР на Памире в 1928-1933 годах. Туристами Памир начал осваиваться в 50-е годы и долгое время был одним из наиболее популярных туристских горных районов СССР. В альпинистско-туристской практике границы Памира приняты исходя из орографии хребтов и их спортивных маршрутных возможностей. С востока Памир ограничен Сарыкольским хребтом, по оси которого проходит государственная граница Киргизии и Таджикистана с КНР. Южная граница проходит по реке Пяндж, разделяющей Таджикистан с Афганистаном, а северный предел очерчен рекой Кызыл-Суу, последовательно принимающей затем названия Сурхоб и Вахш. На западе Памир завершается окончаниями хребтов Петра Первого и Дарвазского.

Самые высокие хребты и мощные ледники сосредоточены в западной части Памира. Вершины многих хребтов превышают 6000 м, а в наиболее высоких хребтах поднимаются выше 7000 м. На Памире находятся три из четырёх семитысячников СНГ, в том числе наивысшая точка – пик Коммунизма (7495 м). Нагорье, поднятое до 4000 м и более, занимает восточную часть Памира и простирается от его северных границ до южных и лишь однажды прерывается хребтом Музкол.

Природные условия западной и восточной частей Памира очень различаются. С одной стороны, резкая расчлененность рельефа с высокими хребтами и ледниками, с другой – пологое нагорье, местами переходящее в высокогорную пустыню. Учёные – биологи, гляциологи, климатологи и другие – разделяют Памир на регионы с достаточно общими и устойчивыми физико-географическими характеристиками: характер хребтов, тип и мощность оледенения, растительность, сухость воздуха и т.п. При таком делении часто одна часть хребта попадает в один регион, а другая – в другой, что затрудняет классифицирование информации о перевалах.

Принятое в туризме и альпинизме деление Памира на регионы в общем не противоречит географическому, отражает историю туристского освоения Памира и позволяет достаточно чётко ориентироваться в информации. Обычно Памир разбивают на пять регионов: Северо-Западный, Северо-Восточный, Юго-Западный, Центральный и Восточный. Наименее определены границы Центрального Памира – многие относят к этому региону восточные части хребтов Северо-Западного Памира.

К Северо-Западному Памиру относятся хребты Петра I, Дарвазский, Ванчский и Язгулемский до пересечения с хребтом Академии наук. Северо-Восточный Паимир объединяет восточную часть Заалайского хребта и хребет Зулумарт до перевала Зулумарт. К Центральному Памиру можно отнести хребет Академии наук, Танымас и восточную часть Язгулемского хребта – горы южной группы ледника Федченко. К Восточному Памиру относятся хребты Музкол, Пшартский и Северо-Аличурский. К Юго-Западному Памиру относятся хребты Рушанский, Шугнанский, Ишкашимский, Шахдаринский и Южно-Аличурский.

Западную часть Заалайского хребта (западнее перевала Терсагар) вряд ли целесообразно относить к Северо-Западному Памиру – долина реки Муксу является мощной естественной границей между этими районами.

От других горных областей Памир отличается сравнительной стабильностью погоды в летние месяцы. Наиболее частые изменения погоды наблюдаются вблизи пика Ленина. Более устойчива погода на Северо-Западном и Центральном Памире, исключения составляют районы у пиков Коммунизма и Революции.

Сухость воздуха и повышенная солнечная радиация характерны для всего Памира, однако его центральная, восточная и юго-западная части по этим показателям превосходят другие регионы.

Природно-климатические условия Памира и характеристики перевалов, требующие высокой физической, технической и тактической подготовки туристов, делают с точки зрения безопасности путешествий проведение походов III и меньшей категории сложности проблематичным.

Главным средством сообщения на Памире является автомобильный и авиационный транспорт. Основой автомобильного сообщения стал Памирский тракт, начинающийся от города Ош в Ферганской долине. Тракт с севера на юг пересекает Алайскую долину, проходит на юг по Памирскому нагорью до реки Пяндж и вдоль последней тянется на север и затем на запад к г. Душанбе. От тракта проложены автодороги местного значения на юг и восток вдоль Пянджа, сравнительно небольшие участки по долинам рек Шахдара, Бартанг, Язгулем, Ванч, Оби-Хингоу. У озера Каракуль ответвляется автодорога к долинам рек Кокуйбель и Танымас. Местные авиалинии связывает г. Душанбе с городами Мургаб и Хорог, с районными центрами Рушан, Ванч. Авиасообщение имеется также с городами Товиль-Дара и Джиргиталь, находящиеся на западных границах Памира.

4. Схема движения группы на маршруте (лист 1)

5. График движения

День

пути

Дата

Участок пути

(от-до)

Про-тяж. км

Ход.

время

ч/м

Переп. высот

м

Определяющие

препятствия

Метео-условия

01-02.08

г.Москва – г.Бишкек

самолёт

02-03.08

г.Бишкек – к.Поймазар

машина

ясно

1

03.08

к.Поймазар – дол.Ванч

10,8

8.05

+100

дорога

ясно

2

04.08

дол.Ванч – дол. Абдукагор

3,6

3.50

+80

дорога

ясно

3

05.08

дол. Абдукагор – лед. РГО

7,0

5.40

+400

панцирная морена ледника РГО

ясно

4

06.08

лед. РГО – лед. Красноармейский

4,7

8.10

+120

панцирная морена ледника РГО

ясно

5

07.08

лед. РГО – под пер. Кашал-Аяк

5,2

5.20

+200

панцирная морена ледника РГО

ясно

6

08.08

лед. РГО – нунатак

пер. Кашал-Аяк

3,0

7.50

+750

ледопад ледника РГО

облачно

7

09.08

пер. Кашал-Аяк – лед.Размирович

10,0

6.30

+100

-260

+200

закрытый ледник

облачно

8

10.08

лед.Размирович – пер. Шмидта

9,5

7.20

+654

-180

закрытый ледник

облачно

9

11.08

пер. Шмидта – лед.РГО

7,3

8.05

-1430

ледопад, скалы 50 гр.

ясно

10

12.08

лед.РГО – лед.Красноармейский

9,5

6.30

+1000

закрытый ледник

ясно

11

13.08

лед.Красноармейский – пер.Сюрприз

2,6

16.15

+790

ледовый склон до 45 гр., местами короткие стенки

облачно

12

14.08

пер.Сюрприз – лед.Академии наук

9,6

5.35

-500

ледовый склон кру-тизной до 40-45 гр.

ясно

13

15.08

лед.Академии наук – под пер. Багрицкого

10,8

6.15

-100

+150

закрытый ледник

ясно

14

16.08

Д н ё в к а

ясно

15

17.08

пер. Багрицкого – лед. Танымас 3-й

4,2

11.20

+715

-270

ледовый склон кру-тизной до 50 гр.

ясно

16

18.08

лед. Танымас 3-й – под пер. Катаева

6,0

3.00

-300

+100

закрытый ледник

ясно

17

19.08

лед. Танымас 3-й – верх ледопада

1,0

11.30

+700

сложный ледопад

ясно

18

20.08

пер. Катаева – лед. Танымас 2-й

1,5

9.30

+270

-490

ледовый склон кру-тизной до 40-45 гр.

ясно

19

21.08

лед. Танымас 2-й – пер.Бабеля

5,0

6.30

-150

+735

закрытый ледник

ясно

20

22.08

пер.Бабеля – лед. Федченко

12,0

7.20

-1000

снежно-ледовые склоны крутизной до 40градусов, скалы

ясно

21

23.08

по лед. Федченко –

под пер. Ребро

17,0

5.55

+290

закрытый ледник

ясно

22

24.08

пер. Ребро – лед. Абдукагор

6,0

9.10

+420

-1510

ледовый склон кру-тизной до 40-45 гр.

ясно

23

25.08

лед. Абдукагор – лед. Медвежий

14,5

5.40

-940

открытый ледник, осыпи

облачно

24

26.08

лед. Медвежий – к.Поймазар

25,0

12.20

-450

открытый ледник

облачно

27-28.08

к.Поймазар – г.Душанбе

машина

29.08

г.Душанбе – г.Москва

самолёт

185,0

км

6. Высотный график

7. Техническое описание прохождения группой маршрута

Группа в полном составе собралась на детской туристской базе в г.Душанбе утром 2 августа. На базаре докупили недостающие продукты. Через фирму МАЦ «Альп-Навруз» , руководитель, Рано Сабирова, оформили регистрацию и погранпропуска в Горно - Бадахшанскую автономную область. Так же она нам помогла с организацией автотранспорта до верховьев долины Ванч. В 11.00 всё собрано, документы подготовлены. Грузимся на машину, обговариваем организационные вопросы и в 12.00 выезжаем с базы в сторону кишлака Поймазар.

Дорога очень живописная проходит по горным ущельям. Асфальтовое покрытие только на первых 100-150 км. Остальная часть пути по дорогам без покрытия, а в верхней части долины Ванч места по разливам реки. Ночью остановились часа на 2-3 отдохнуть. По путь постоянно останавливали, местное ДПС, и вели поборы с водителя. Ближе к границе стали интересоваться и нашими документами. На всём пути имеются места, где можно перекусить и отдохнуть.

Довезли нас до реки, стекающей с левого склона долины Ванч сразу за кишлаком Поймазар. Далее дорога идёт, но далеко не каждый туда едет. В принципе в кишлаке Поймазар есть ГАЗ-66, который по разливам реки Ванч доезжает до моста через реку Абдукагор. Об этом мы узнали на выходе из района. При подъезде к верховьям долины Ванч с нас собрали сбор за посещение, якобы, национального парка расположенного в районе ледника Федченко.

Как в самом г.Душабе, так и по дороге до кишлака Поймазар местное население миролюбиво и гостеприимно. Протяжённость дороги 380 км, а по времени заняла сутки.

03.08.2011

День 1

ясно

к. Поймазар – дол. Ванч

10,8 км

+100 м

3 часа 05 минут

Итак, в 12.00 3 августа мы прибыли в верховья долины Ванч, отъехав примерно 1 км от кишлака Поймазар. Здесь перебрали снаряжение, пообедали и оставив одного участника для присмотра за оставшимися вещями, уже пешком, вышли в сторону моста через реку Абдукагор. Груз решили заносить «челноком». Путь наш проходил по дороге или тропе левым склоном долины Ванч. Погода ясная, тихо и жарко. Через 9 км, не доходя до моста 2 км, остановились на ночлег. Уже в сумерках вернулись люди со второй ходкой, но некоторой количество груза осталось в низу.

04.08.2011

День 2

ясно

дол. Ванч – левобережная морена ледника РГО

3,6 км

+80 м

1 час 30 минут

С утра часть группы занялась переброской груза к мосту, а двое отправились в низ за оставшимися вещами. Состояние моста нас не порадовало (ф.№2,3). В прошлом году по нему боялись ездить, а переходили без проблем. Сейчас пришлось потрудиться навесить перила и по одной оставшейся балке переправляться на правый берег реки Абдукагор. Приподнялись немного выше и у левобережной морены ледника РГО поставили лагерь. Место называется лагерь «Высотник». Действительно просматриваются следы бивуаков прошлых экспедиций, но русла всех ручьёв пересохшие. За водой ходили к реке Абдукагор, где в 20 метрах выше от моста из под берега сочится небольшой ручеёк с чистой водой. После обеда на расстояние двух переходов подняли часть груза по леднику РГО. Вернулись в сумерках.

Часть 2 >>>>>>>>>>

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru