Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Руководитель: О.Мешков, Новосибирск

Отчет о горном походе 6 к.с. по Памиру летом 2011 г. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

08.08. (20-й день). Перевала Новый Чахлозар в классификаторе нет, «ляпинка» указывала его категорию как 1А, но это плохо вязалось с высотой седловины 5100 м. Фотографии фрагментов определяющей стороны перевала у нас были, но составить по ним полное представление о сложности подъема не представлялось возможным. С гребня Узбекских туристов скально-осыпной склон, ведущий к седловине, смотрелся довольно солидно.

Вышли в 9-00. Одев, на всякий случай, обвязки полезли вверх по сыпухе в самый широкий кулуар. Осыпь достаточна крута, но сложена из среднего размера камней и не ползет под ногами. Сворачиваем влево по ходу в «рыжий» или «коричневый» кулуар, по которому попадаем на полку под скалами (рис. 4.63 а, б, в). Оценить камнеопасность пути подъема сложно. Нам повезло – сверху ничего не прилетело. А вот в кулуар по соседству, левее, ухнул сильный камнепад, поднявший много пыли. Накануне мы обсуждали возможность идти именно в том месте… Ситуация наверняка изменится в худшую сторону, если скалы и осыпь будут заснежены.


Рис. 4.63а. Заход в кулуар а подъеме к пер. Новый Чахлозар.


Рис. 4.63б. Перевал Новый Чахлозар (1Б*, 5077 мGPS). Обозначен наш путь подъема.


Рис. 4.63в. Отдых в кулуаре.

По этой полке траверсом вправо по ходу попадаем к 11-30 на седловину перевала. Снимаем записку новосибирской группы Ю. Рыгалина от 1992 г., который, в свою очередь, снял записку новосибирской группы П. Шейко от 1989 г.! А я-то искал фотографии перевала в Киеве, у Т. Моянской! К сожалению, гораздо проще написать e-mail в Киев, чем съездить в НГПУ, где хранится архив походов Новосибирского клуба туристов. Это вовсе не упрек Клубу, существующему усилиями энтузиастов, а, скорее, сетование на жизнь. После того, как Клуб вытеснили из удобно расположенного здания в центре Новосибирска, доступ к архиву отчетов стал сильно затруднен. Ну как же еще раз не помянуть добрым словом сайт www.tlib.ru и его создателей! В своей записке полностью соглашаемся с оценкой нашими предшественниками сложности перевала как 1Б*.

Седловина перевала плоска, широка и просторна. Тур сразу бросается в глаза, как единственный выступающий элемент рельефа. С седловины открывается великолепный вид на перевал Узбекских туристов и северный склон пика Джарх. Есть снежник, т.е., при желании можно ночевать.

Спуск с Нового Чахлозара на север происходит вначале по пологому снежнику, затем по моренному карману (рис. 4.64), который выводит на обозначенное на карте симпатичное озерцо (рис. 4.65), место нашего обеда.


Рис. 4.64. На подходе к озеру, спуск с перевала Новый Чахлозар.


Рис. 4.65. Обед на озере после спуска с перевала Новый Чахлозар. Моренный карман приходит слева. Седловина перевала находится далеко за левой границей кадра.

Практически с нижней оконечности озерца начинается тропа, по которой мы добрались к реке Джарх, перебродили ее, разувшись, и остановились на ночевку в 17-30 на зеленой лужайке под перевалом Зардив Южный. На юге виден красивый пятитысячник, похожий на знаменитый Транго (рис. 4.66). Предвкушаем завтрашние виды с седловины Зардива.


Рис. 4.66. Слева – пакистанский Транго. Памирский пик справа пока безымянный. Его южная стена выходит на перевал Джарх.


Рис. 4.66. Слева – пакистанский Транго. Памирский пик справа пока безымянный. Его южная стена выходит на перевал Джарх.

09.08. (21-й день). Утром стало понятно, что красивых видов не будет. Откуда-то с севера надуло мелкой пыли, из-за которой солнце светит тускло и даже ближайшие пики еле различимы в дымке. Вообще-то, это нам на руку: большую часть дня придется провести на жаре, в высокогорной полупустыне. Вышли со стоянки в 7-00. Подъем на перевал Зардив Южный начали неподалеку от места ночевки, траверсируя склон в направлении хорошо заметной седловины. Можно было пройти немного дальше и подняться на перевал по тропе, на которую мы в конце - концов выбрались. Суммарно, за две ходки поднялись на седловину Зардива Ю. (1А, 4200 м). Дальше начинается местность с названием урочище Зардив. Возможно, весной здесь все зеленое. Сейчас же – пыльная, каменистая полупустыня, по-своему красивая (рис. 4.67). Тропа, выведшая нас на седловину, обрывается, хотя на карте и обозначено ее продолжение.


Рис. 4.67. Урочище Зардив, вид на северо-восток. Дымка – не туман, а пыль, принесенная ветром с севера.

Урочище практически плоское, идти по нему не составляет труда в любом направлении. Попадаются неглубокие овраги с пологими бортами, кое-где видны невысокие каменные останцы. Ни малейшего намека на воду. Мы заранее наметили маршрут не по диагонали урочища, а по его краю, т.к. Google Earth обещал красивый вид на озеро Зардив с южной оконечности (рис. 4.68).


Рис. 4.68. Если присмотреться, то на снимке можно заметить северный берег озера Зардив.

Конечно же, ничего разглядеть не удалось. Ну, хоть не так жарко, как могло бы быть. Край урочища – не фигуральное выражение (рис. 4.69). Спуск к реке Сежддара, вытекающей из озера Зардив, еще нужно найти.


Рис. 4.69. На восточном краю урочища Зардив. В поисках спуска.

Очень трудно объяснить маршрут на местности, практически лишенной характерных ориентиров. Проще воспользоваться приведенными в Приложении 1 метками GPS. Мы довольно долго шли на север вдоль восточного края урочища. Однажды внизу показался зеленый луг с пасущимся на нем стадом коров. Не исключено, что следовало поискать путь, которым животные попали на травку. Выбранный в итоге маршрут спуска к Сежддаре проходил вдоль русла пересохшего ручья. Посередине спуска стояла заброшенная летовка, на выделяющейся скале возле нее установлены рога козла (рис. 4.70): судя по всему, здесь тоже ходят или ходили местные жители. На борту ущелья множество козьих троп, но одной, хорошо набитой тропы нет. К 13-00 мы спустились к реке (рис. 4.71), на высоту 3000 м. До этого источников воды на нашем пути не попадалось.


Рис. 4.70. Тур из рогов тура.


Рис. 4.71. В реке Сежддара, вытекающей из озера Зардив, теплая и очень чистая вода. Фото на север. На левом борту ущелья видна тропа.

Пройдя пол-ходки вниз по Сежддаре, натыкаемся на летовку, мост и двух молодых парней, сидящих на нем. Обменявшись приветствиями на чистом таджикском языке, идем дальше по левому берегу. Похоже, что парни по-русски не говорят, поэтому мы им не интересны. Это характерно для всех встреч с местными жителями, попадавшимися по пути: молодежь, плохо владеющая русским языком, особого интереса к туристам не проявляет. Люди постарше, говорящие по-русски, охотно идут на контакт. Вскоре достигаем слияния «нашей» реки с правым притоком Зироданав и переходим на правый берег. Очень приятная переправа по песчаному дну и в теплой воде. Около 13-00 останавливаемся на обед возле переправы в райском местечке (рис. 4.72), но долго рассиживаться здесь нельзя, т.к. пройдена лишь половина намеченного на сегодня пути.


Рис. 4.72. Место обеда на повороте к перевалу Дарденак, в первое ущелье слева

После обеда непродолжительное время идем вверх по течению Зироданав и, увидев тропу на правом берегу, переходим (перепрыгиваем) туда. Поворот на перевал Дардендак (н/к, 3650 м) легко пропустить, т.к. тропа, уводящая вверх по ущелью, спрятана в камнях. Характерный ориентир – напоминающая орла скала (рис. 4.73), к которой тропа поднимается серпантином. Скалы справа по ходу смачиваются сочащимся сверху ручейком и на них прилепились очень красивые «висячие сады» (рис. 4.74).


Рис. 4.73. Тропа, уходящая на перевал Дарденак.


Рис. 4.74. Бахчисарайский фонтан и висячие сады.

Подъем на перегиб, который условно можно назвать западным краем седловины Дардендака, занимает полторы ходки. Тропа набирает высоту довольно быстро. Завершение подъема отмечено мощным туром, справа по ходу стоит заброшенная летовка. Есть шоколадку еще рано, набор высоты продолжается и далее, хотя градиент гораздо меньше. Тропа хорошо заметна, на единственной развилке, попадающейся по пути, следует продолжать идти прямо. Местность сильно напоминает египетскую пустыню где-нибудь неподалеку от Марса-Алама, только нет обломков кораллов и море на горизонте не синеет… В пустыне должны быть оазисы и через несколько ходок мы к одному и подошли (рис. 4.75).


Рис. 4.75. Оазис в пустыне.

Вид на зеленые поля радовал глаз, но не грела душу перспектива потерять с немалым трудом набранную высоту. Как оказалось, расставаться с ней следовало гораздо решительней, чем это проделали мы. Попытка траверсировать правый борт долины кончилась несколькими утомительными перелазами через овраги с крутыми бортами. Человеческих троп на них не было, только козьи и сурчиные. Мы добрались до тропы, заметной на снимке на левом склоне, но лишь для того, чтобы спуститься по ней вниз, к арыку, текущему по правому (на снимке) краю поля. Нужно было сделать это гораздо раньше. Вдоль арыка идет даже не тропа, а дорога. Именно ее и следует придерживаться, продолжая путь на Дарденак. Есть шоколадку по-прежнему рано, но вот напиться из арыка и набрать воды во фляжки необходимо, потому что реки, обозначенной на топографической карте, нет и в помине (рис. 4.76), а арык питается ручьем, стекающим с левого (орографически) борта долины и течет только вдоль поля.


Рис. 4.76. Похоже на высшую точку седловины Дарденака. Если верить карте, то недавно тут текла река. Можно было бы съесть шоколадку, но слишком хочется пить.

По дну пересохшей реки мы к концу дня подошли к спуску к полноводной реке Джентив. Условно, это восточный край седловины Дарденака. По пути к нему, за ходку, нам встретилась мощная, населенная летовка, вокруг которой паслось огромное стадо овец и коз. Где уж они находят воду и траву – загадка, т.к. даже возле летовки ручья что-то не видно. Зато ручеек нашелся в начале спуска к Джентиву (рис. 4.77), мы напились и, наконец, отметили преодоление Дарденака растаявшей шоколадкой.


Рис. 4.77. Спуск с перевала Дарденак к реке Джентив.

Спустившись к реке, пришлось в 19-30 встать на ночевку внутри ограды чьего-то поля (рис. 4.78), немного поднявшись обратно вверх по склону, т.к. моста не нашлось, а для переправы Джентив казался слишком бурным. По его левому берегу идет арык, но известно, что пути там нет, тропа вдоль арыка ведет только до ближайшего поля ниже по течению. Кроме того, нам нужен именно правый берег, на котором тоже видна тропа.


Рис. 4.78. Ночевка возле р. Джентив. Фото на север

За день было пройдено 24 км - немало, но хотелось добраться до места нашей уютной «забросочной» ночевки на слиянии Джентива и Юбена.

10.08 (22-й день). Вышли в 8-00. Брод через Джентив оказался неожиданно простым (рис. 4.79). Не исключено, что и вечером реку удалось бы пересечь без особых проблем.


Рис. 4.79. Переправа через Джентив

Хорошо, однако же, что мы в нее не сунулись, потому что следующее подходящее место для ночевки имеется лишь спустя ходку, которая вечером накануне была бы явно лишней. Так же без проблем перейдя Юбен, выбрались на тропу, знакомую по первым дням похода. К 13-00 подошли к Диору и обедали до 15-00 на правом берегу Ходаша, в лесу (рис. 4.80).


Рис. 4.80. Обед возле реки Ходаш.

Приблизительно к 17-00 мы добрались до поворота в ущелье Светлого и в 19-00 поднялись к заброске. Таким образом, переход от Нового Чахлозара до Светлого удалось преодолеть в намеченные три дня. Два последних из них оказались достаточно напряженными.

11.08 (23-й день). Планировалось, что после перевала Светлый (2А, 4800 м), на озерах Вранг, у нас будет полудневка. Однако по всему было видно, что перед заключительной частью маршрута необходим день полноценного отдыха. Расчет времени и продуктов показывал, что мы вполне можем это себе позволить.

Выходим с ночевки под Светлым в 8-30, предвкушая радости дневки. Проще всего идти в перевальный цирк вдоль ручья. Седловина перевала долго не видна. Ущелье делает поворот налево, за которым на высоте около 4400 м находится симпатичная зеленая поляна – отличное место для стоянки. Потом следует поворот направо, после которого и открывается седловина, на которую мы поднялись, оставив слева моренный холм (рис. 4.81). Седловина Светлого – огромное плоское поле. Там, где мы на него выбрались, тура нет. Кажется, тур был виден метрах в четырехстах севернее, но идти туда было лень, наш спуск – в противоположную сторону.


Рис. 4.81. Вблизи седловины Светлого (обозначена).


Рис. 4.82. На седловине Светлого (1Б, 4800 м).

Спуск с перевала прост и очевиден, хотя иногда надо смотреть под ноги, а не любоваться видами озер Вранг и пиками Маркса и Энгельса (рис. 4.83). Под ногами, правда, попадались красивые цветы. К 12-15 мы спустились на зеленую лужайку возле речки и остановились на обед. Сложность перевала категорически не соответствует той, что указана в классификаторе. Светлый - это явно 1Б, но никак не 2А! После обеда, к 15-30, мы подошли под травянистый склон в ущелье, выводящем на перевал Врхац, где и решили устроить дневку (рис. 4.84). Место неплохое, но наша обеденная стоянка была еще уютнее и сильно выигрывала в отношении окружающих видов.


Рис. 4.83.Обеденная поляна под перевалом Светлый, вид сверху.


Рис. 4.84. Место дневки на озерах Вранг. Фото на север.

Местность вокруг озер Вранг похожа на высокогорную тундру (рис. 4.85). Высота нашей дневки – 4450 м. Ветрено, лезть в воду что-то никому не хочется.


Рис. 4.85. Одно из озер Вранг. Фото на север.

По пути к месту дневки нам встретилось пасущееся стадо, при этом издали казалось, что его охраняют собаки. Где собаки – там люди, а значит есть надежда на лепешки и айран! Подошли поближе и увидели самостоятельное стадо яков (рис. 4.86) с игривыми ячатами, которые носились, мотая хвостами. Издали их легко спутать с крупными собаками. Яки отнеслись к нам настороженно, отцы семейств отправились выяснять отношения. Но, поскольку мы находились на разных берегах ручья, до серьезного конфликта дела не дошло. Тем не менее, поворачиваясь к якам спиной, чтобы сфотографироваться на их фоне, я ощущал некоторую напряженность…

Неподалеку от пастбища яков стояла пустая летовка, вниз по реке от нее уходила набитая тропа, обозначенная как на топографической карте, так и на «ляпинке». Планируя поход, мы обсуждали вариант заноса заброски на озера Вранг, но предпочли вариант с Юбеном, т.к не были уверены в дороге до Джавшангоза.

12.08 (24-й день). С погодой повезло, поэтому дневка удалась. Вкусных сюрпризов хватило даже при четырехразовом питании. А если на дневке не объедаться – то какой в ней смысл? Посчитав оставшиеся дни, созвонились по спутниковому телефону с водителем Жорой и договорились о встрече 19-го августа.


Рис. 4.86. Яки на озерах Вранг пасутся сами по себе, летовка пустует.

13.08 (25-й день). Вышли в 7-15. Утро оказалось неожиданно холодным. Подъем на перевал Врхац (1Б, 4930 м GPS) так же прост, как и на Светлый (рис. 4.87)


Рис. 4.87. Северный склон перевала Врхац. На заднем плане непройденный перевал Железнодорожник (3Б) и пик Соседний.

Спуск тоже ничем особенно не запомнился. Тура на седловине нет, сложили свой. Спустившись с Врхаца траверсом вправо по осыпному склону, начали подъем на перевал Разведчиков (1Б, 5003 м GPS). Для подъема на седловину потребовалось одеть кошки (рис. 4.88). Вышли на седловину в 11-10.


Рис. 4.88. Сев. склон пер. Разведчиков (1Б, 5003 мGPS). На заднем плане: непройденный пер. Железнодорожник (3Б), далее пик Соседний, пер. Даугава (3Б, 5550 мGPS), пик Овальный (5798 м), перевал Жукова (3А, 5540 м), пик Острый, в его западном плече видна с

Тура на седловине нет, сложили свой. Спуск с перевала Разведчиков на ледник Хацак также проходит по скально-осыпному склону, несколько более крутому, чем у перевала Врхац. Склон изрезан кулуарами, и мы некоторое время траверсировали его вправо по ходу в поисках пути, просматривавшегося до выхода на выполаживание. Спуск требует осторожности, нужно идти плотной группой, в касках. После спуска на ровную морену ледника по пути к перевалу Даугава пришлось продолжить терять высоту. Выйдя на ледник, обедали с 12-30 до 14-30. После этого пересекли ледник, выйдя на его южный открытый ледовый склон, по которому поднялись, одев кошки.


Рис. 4.88а. Южный склон пер. Разведчиков (1Б, 5003 м GPS). Обозначен путь нашего спуска на ледник Хацак.

К 16-30 поднялись на морену под перевалом Даугава и остановились на ночевку (рис. 4.89). Идти дальше нет смысла – начинается открытый ледник, по которому текут ручьи.


Рис. 4.89. Ночевка под перевалом Даугава (3Б, 5550 м) на высоте 4900 м.

Рассматриваем нашу вторую 3Б, намечаем завтрашний маршрут. С перевала Врхац был хорошо виден непройденный перевал Железнодорожник (3Б). При планировании похода мы обсуждали возможность включить его в нитку маршрута, т.к. на фотографиях из отчетов 1980-х перевал смотрелся вполне преодолимым. Смущала, правда, фраза «наконец, найден безопасный путь на перевал Железнодорожник» в одном из них. В итоге был выбран перевал Даугава, т.к. на первопрохождение тройки «Б» наша группа не имела права. То, что мы увидели с перевала Врхац, казалось вполне сопоставимым по сложности с перевалом Даугава (см. Приложение 3). Перепад высоты у Железнодорожника, конечно больше, да и сам перевал выше, однако его северный склон явно не столь крут. А вечером с Железнодорожника сошла мощная лавина! В деталях мы ее рассмотреть не могли, но похоже, что обвалился лед с хорошо заметного на снимке скола. Снежная пыль висела вдоль всего гребня пика Соседний.

14.08 (26-й день). Вышли в 8-20. Почему-то сборы оказались долгими. Подошли под перевальный взлет в правой части и повесили 5 веревок на хорошо заметном ледовом «галстуке» (рис. 4.90 - 4.92). После этого пару веревок прошли в связках на скользящем ледобуре, чтобы выйти на склон под пиком Овальным.


Рис. 4.90. Перевал Даугава (3Б, 5550 м GPS) и наш путь подъема на него.


Рис. 4.91. Нижняя часть перевального взлета. Обозначен наш маршрут подъема.


Рис. 4.92.Провеска перил в нижней правой части взлета (на «галстуке»).

Пройдя склон горизонтальным траверсом в связках (рис. 4.93), переместились на восточный (левый) край перевального взлета, где повесили еще три веревки, чтобы выбраться на седловину. Крутизна склона на последней веревке – около 700, первый участник провешивал ее без рюкзака, с двумя инструментами (рис. 4.94-4.95).


Рис. 4.93. Участок горизонтального траверса под пиком Овальный.


Рис. 4.94. Седловина перевала Даугава крупным планом.


Рис. 4.95. Последняя веревка перед выходом на седловину.

На седловину вышли около 16-00. Тура на ней найти не удалось, но артефактов хватает, например поседевшая от времени каска (рис. 4. 96), возможно, принадлежавшая одному из первопроходцев перевала. По нашим сведениям, мы здесь вторые.

Необходимо заметить, что участок нашего горизонтального траверса будет явно лавиноопасным после сильного снегопада.


Рис. 4.96. На седловине перевала Даугава. На заднем плане – седловина перевала Жукова (3А, 5540 м) и пик Острый.

Спуск с Даугавы к месту стоянки на леднике Нишгар занял около полутора часов (рис. 4.97).


Рис. 4.97. Спуск с перевала Даугава на юг.

Я надеялся, что удастся переночевать у маленького ледникового озера на месте бывших Грузинских ночевок, где мы обедали в 2009 г., но места для двух палаток там не нашлось, хотя озерцо и цело. Пришлось идти «за угол», на ледник Нишгар Западный, где посередине ледника и удалось вытоптать среди кальгоспор площадку для ночевки. Кальгаспоры невысоки, примерно по колено, однако вся поверхность ледника сочится водой (рис. 4.98).


Рис. 4.98. Ночевка под перевалом Нишгар Центральный на высоте 5400 м. Фото на юг.

15.08 (27-й день). Сегодня нам предстоит очередной километр вверх. Для Альфреда, Саши Ульянова и меня это будет повторением пройденного. Западный склон перевала не особенно изменился по сравнению с 2009 г., но снега на нем еще меньше, чем тогда. Выходим в 7-45, в сумерках – день убывает. Практически повторяем путь 2009 г. На обед останавливаемся в знакомой мульде на высоте 6100 м (рис. 4.99).


Рис. 4.99. Обед в мульде на высоте 6100 м.


Рис. 4.100. Подъем на перевал Нишгар Центральный (3А, 6350 м GPS). Фото на запад.


Рис. 4.100а. Наш лагерь на леднике Нишгар Западный и наш путь подъема на перевал Нишгар Центральный (3А, 6350 м GPS).

Состояние и крутизна западного склона Нишгара Центрального позволяют, как и двумя годами раньше, идти без страховки, но если тенденция сохранится и лед начнет вылезать из-под снега, то потребуется провеска перил. На седловину перевала выходим в 16-00. Сверху особенно заметно, как сильно обтаяли и просели ледники (рис. 4.100). Возле самой седловины появился новый длинный бергшрунд. Тем не менее, пока что для подъема на Нишгар Центральный требуются лишь хорошая акклиматизация и физическая подготовка (рис. 4.100а).

Спуск с седловины на ледник Нишгар Восточный не сложнее, чем раньше. Ледник по-прежнему закрытый, идем в связках (рис. 4.101). На ночевку на высоте 5850 м GPS спускаемся к 17-30 (рис. 4.102). Останавливаемся прямо напротив нашего последнего заявленного первопрохода, возле поворота в ущелье, ведущее на восточную седловину Маркса. Поизучав некоторое время южную седловину пика ТаджикскогоГУ, через которую мы рассчитывали перебраться на ледник Ровный, я понял, что это не про нас. Высота седловины более 6000 м, подъем на нее технически сложен. По совокупности, сложность перевала заведомо превышала 3А, поэтому попытка его прохождения стала бы нарушением правил. Наверное, со спортивной точки зрения такой первопроход выглядел бы красиво. Однако совершенно очевидно, что второго прохождения этого перевала пришлось бы ждать неопределенно долгое время (рис. 4.102).


Рис. 4.101. Спуск с перевала Нишгар Центральный на ледник Нишгар Восточный. Фото на северо-запад.

На мой взгляд, отличие горного туризма от альпинизма заключается и в том, что пройдя первым какой-либо перевал, ты вообще-то рассчитываешь, что открываешь дорогу последователям. Хочется, чтобы первопрохождение было не только демонстрацией спортивных возможностей группы, но и обнаруживало более короткий либо более простой, чем уже известные путь через горный хребет. Тройка «Б», выводящая в то же ущелье, что и двойка «А», находящаяся поблизости, выглядит противоестественно. Целью заявленного первопрохода был поиск перевала, соединяющего ледники Нишгар Восточный и Ровный. Валлийские альпинисты, совершавшие в 2005 г. восхождения в этом районе, придумали для Ровного удачное название «Нишгар Дальневосточный». С этого ледника возможно простое, уровня 3А, восхождение на пик ТГУ.


Рис. 4.102. Заявленный перевал в плече пика ТГУ, от первопрохождения которого мы отказались. Фото на юг, сделанное во время восхождения на пик Маркса.

16.08 (28-й день). На восхождение на пик Маркса через восточное плечо мы стартовали в 8-00. Вход в ущелье, ведущее к плечу, выглядит как узкая щель между двумя хребтами, восточный из которых соединяет пики Николадзе и ТГУ, а западный спускается с пика Маркса. Ледник в щели сильно изорван, идем в связках. За проходом в цирк через узость ледник выполаживается и впереди становится виден снежно-ледовый взлет, выводящий на восточное плечо. Плечо обозначено на «ляпинке» как перевал Локомотив (3Б, не пройден). С юга все смотрится пристойно (рис. 4.103), просто напрашивается объявить это место перевалом, как, видимо, и поступила какая-то из альпинистских экспедиций, не заглянув с плеча на север (это опасно-карнизы!). В действительности, «это» не перевал и даже не «перелаз», а попытка суицида. Спуск на север выводит на седловину перевала Зугванд (3Б*). В Интернете и отчете о походе 2009 г. есть фото северного склона пика Маркса, сфотографированного с пика Энгельса, где хорошо видны опасные карнизы, свисающие с восточного плеча на север и крутой ледовый склон. На взгляд автора, этот крестик с карты лучше убрать. С тем же успехом можно объявить перевалом северную стену Маркса.


Рис. 4.103. Восточная седловина пика Маркса. Фото на север.

Подъем на плечо (6300 м GPS) по фирновому склону, покрытому высокими, до пояса, кальгаспорами, мы закончили к 11-00 (рис. 1.4.8). Дальнейший путь по гребню достаточно очевиден, но нужно не пропустить момент поворота на юг, под мощный снежный наддув (рис. 4.104). Движение в связках, попадаются трещины. Слева к этому наддуву примыкает юго-восточный гребень Маркса. Под наддувом имеется полка (рис. 4.105), выводящая на финальный отрезок подъема по восточному ребру. В конце полки находится небольшое укручение склона, на котором понадобилось повесить веревку (рис. 1.4.6). Укручение выводит на ровную площадку на высоте 6606 м GPS, где в 13-00 мы остановились на часовой обед. Площадка прикрыта от ветра, здесь можно ночевать. От площадки к вершине идет широкий, пологий снежный гребень с несколькими увалами, с последнего из которых хорошо видна вершинная скала с табличкой, установленной в 2009 г. (рис. 4.106).


Рис. 4.104. Поворот на юг, под снежный наддув


Рис. 4.105. Заход на полку под наддувом.


Рис. 4.106. Последние метры перед вершиной. Лидирует К. Ляпунов.

Во время обеда мы обсудили варианты спуска в базовый лагерь и далее к Пянджу. К сожалению, хоть солнце и пекло, но день был облачным, видимость часто пропадала, поэтому окружающими видами толком насладиться не удалось. Снег, однако же, заметно раскис, поэтому спуск по пути подъема был чреват лавинной опасностью на восточном плече. Подниматься на него, использую площадки между кальгаспорами как ступени, было очень удобно, но спускаться, сшибая эти же подтаявшие кальгаспоры, совсем не хотелось. Мы решили вернуться в лагерь через западное плечо Маркса, т.е. сделать полный траверс вершины в широтном направлении. Путь спуска был хорошо знаком троим участникам похода 2009 г. Одновременно мы договорились пройти на следующий день к Пянджу через наш резервный первопроход, выводящий на реку Дриж.

На вершину мы поднялись к 15-00. Проведя на ней около получаса и так и не дождавшись ясного неба, сфотографировались (рис. 107) и отправились вниз. Записку, извлеченную из-за мемориальной таблички, я положил туда в 2009 г. Заменив записку, вместе с ней мы оставили на вершине и небольшой бронзовый бюст Маркса.


Рис. 4.107. Группа на вершине пика Маркса. Фото А. Щербакова.

Для спуска на западное плечо потребовалось повесить одну веревку вдоль скал, сразу после начала спуска с вершины. Верхний конец веревки был закреплен на ледобуре, последний участник спускался с нижней страховкой. Веревки как раз хватило до небольшой полочки, на которой собралась вся группа (рис. 4.107а).


Рис. 4.107а. На полке, спуск по западному гребню.

Вспыхнула короткая дискуссия, идти ли дальше известным маршрутом 2009 г, или же попытаться попасть на седловину по пути Рыкалова, упомянутом в его отчете 2003 г. Вовремя вспомнив, что лучшее – враг хорошего, мы, связавшись, отравились вниз по варианту 2009 г. Идти в связках совершенно необходимо, т.к. трещины попадаются на гребне постоянно, и в одну из них я провалился по грудь. В условиях ограниченной видимости важно было избежать соблазна начать спуск на юго-восток, не дойдя до седловины Нишгара Центрального. В конце-концов оказавшись на ней, мы по своим вчерашним следам к 17-00 вернулись в лагерь

17.08 (29-й день). Вышли в 8-00. Гладкую часть ледника прошли в связках. В начале ледопада, руководствуясь воспоминаниями 2009 г, сунулись в правый ранклюфт, и напрасно: не ходится (рис. 4. 108). Вернулись в центр и некоторое время закладывали зигзаги между сравнительно узкими, но глубокими трещинами. Их ширина по большей части была как раз такой, что рисковать и прыгать не хотелось. Ледопад, определенно, стал более рваным по сравнению с 2009 г. (рис. 4.109а, б), но перила, как и в том году, вешать не пришлось.


Рис. 4.108. Правый ранклюфт ледопада ледника Нишгар Восточный. Фото на запад.


Рис. 4.109а. В ледопаде ледника Нишгар Восточный.


Рис. 4.109б. Ледник Нишгар Восточный, фото на запад с левого борта.

Поплутав между трещин, к 12-30 мы выбрались на морену левого борта ледника, на высоту около 4900 м GPS. Пересекать ледник по ходу влево мы начали после того, как вышли на его пологую часть, в ледопаде же шли ближе к правому борту. На морене мы обедали до 14-30 и затем стартовали на свой последний в этом походе перевал. Требовались определенные усилия, чтобы заставить себя вновь набрать полкилометра высоты, т.к. внизу, на противоположном борту Нишгара, уже можно было разглядеть зеленую лужайку.

Ледопад с ледника Ровный выглядит крайне внушительно (рис. 4.110), но достаточно просто обходится по левой морене. Выйдя с обеденной стоянки, мы начали подъем вправо - вверх, по направлению к скале с характерным мраморным поясом (рис. 1.4.12г). От нее повернули влево и, продолжая набирать высоту, подошли к руслу ручья, заметного на рис. 4.110. Приблизительно на высоте 5300 м морена выполаживается и утыкается в открытый ледник. Потребовалось одеть кошки, чтобы преодолеть ледовый взлет и выйти на седловину, недалеко от которой ледник снова уходит под морену. Подробное описание прохождения перевала вынесено в Приложение 3. На седловине, с которой открывается великолепный вид на Гиндукуш (рис. 4.111), мы были около 17-00. Новому перевалу было решено дать имя Дриж (2А, 5392 м GPS), по названию реки, берущей с него свое начало. Спустившись в сторону Пянджа на ходку вдоль ручья по правому борту ущелья, остановились на ночевку на первой пригодной площадке – галечных наносах на высоте 5010 м GPS. Озеро, заметное с седловины, к сожалению, остается за моренным валом.


Рис. 4.110. Ледопад ледника Ровный. Фото на восток


Рис. 4.111. Седловина перевала Дриж (2А, 5392 м GPS). Фото на север.

18.08 (30-й день). Вышли в 9-10. Вначале шли правым берегом ручья, возле которого ночевали. Через ходку спустились на поляну возле красивого водопада (рис. 4.112). Это отличное место для ночевки. К 13-00 спустились на высоту 4000 м к заброшенной летовке, где обедали до 14-30. От летовки начинается тропа. К 16-30 вышли на поля над Пянджем (рис. 4.113).


Рис. 4.112. Спуск к Пянджу вдоль реки Дриж.

Здесь нам нужно было решить, идти ли направо – в кишлак Нишгар, или же налево – в кишлак Дриж (рис. 1.4.13). Мы выбрали Нишгар, поскольку водитель Жора в разговоре по «спутнику» вспомнил именно о нем, из чего можно было заключить, что Нишгар – большой кишлак. На деле оказалось ровно наоборот: Нишгар состоит всего из нескольких домов, Дриж существенно больше, в нем даже есть два магазина, до которых впоследствии пришлось прогуляться. Расстояние по тракту между кишлаками около километра. В Нишгар мы попали около 17-00, полюбовавшись на спуске видами Пянджа и Гиндукуша (рис. 4.114).

Спуск к Пянджу начинается в нижнем южном углу поля на рис. 4.113. Заход на тропу, возможно, придется немного поискать, но она точно есть, не следует бросаться вниз по склону, сломя голову. Тропа спускается к кишлаку плавным серпантином, регулярно пересекая текущий с полей ручей. Поля и тропу можно разглядеть в Google Earth.


Рис. 4.113. Поля над Пянджем.


Рис. 4.113а. Вид на Пяндж с полей над кишлаком Нишгар.

5. Итоги путешествия, выводы, рекомендации.

За 30 ходовых дней пройдено 170 км и 16 перевалов, навешено в сумме 55 веревок, 2750 м перил. Маршрут был построен из трех основных частей, и акклиматизационного выхода, совмещенного с организацией заброски. С культурно-познавательной точки зрения маршрут интересен большим охватом района путешествия и посещением ряда его достопримечательностей: рудника по добыче лазурита, долин рек Шахдара и Пяндж. Мы побывали практически во всех памирских климатических зонах: в лесу, на альпийских лугах, высокогорной полупустыне, высокогорной тундре, в высокогорье как таковом. В заключительной части маршрута совершен широтный траверс высшей точки района – пика Маркса.

Погода на протяжении маршрута была хорошей, что вообще характерно для Юго-Западного Памира. Снежная обстановка позволяла не опасаться лавин, однако усложнила прохождение отдельных перевалов: приходилось крепить перила там, где рассчитывали обойтись без них. Наличие в группе людей с многолетним туристским опытом (в том числе памирским), безусловно, повысило запас прочности для надежного прохождения маршрута. Сложные участки преодолевались не наскоком, а продуманно, в частности, удалось избежать таких нежелательных приключений, как ночные хождения или сидячие ночевки. Хорошая физическая и техническая подготовка участников, продуманный план похода, правильно подобранные снаряжение и рацион, гибкая тактика - все это позволило преодолеть заявленный маршрут без нарушений требований безопасности. Нам не удалось пройти два заявленных первопрохода, однако, по мнению автора, желание идти до конца в обоих случаях было чревато разного рода нежелательными последствиями. Сложность препятствий на деле оказалась выше той, на которую мы рассчитывали, и трезвая оценка своих сил заставила повернуть назад.

Тем не менее, в походе были сделаны три первопрохождения перевалов и полный траверс пика Маркса с восточного на западное плечо.

Руководитель группы /О. И. Мешков /


5. Приложение 1. Картографические материалы. Красный пунктир – основной маршрут, синий – заброски.


J-42-108


J-42-108


J-42-120


J-42-108


J-43-97


J-43-97


J-43-97


J-43-97

 
Список перевалов на картах В. Ляпина (красный цвет – пройдены в походе, синий – сфотографированы):
 

J-42-108

реки Шахдара, Бадомдара,Гармчашма, Баджомдара, Щарфдара пик Маяковского

1.Хгофезон(Биджунт)(н/к4491) 2.Зимбардор (н/к4650)

3.Хеваж(Бобиль)(1Б4656) 4.Ростоу (2А4733)

5.Компартии Испании (1Б4828) 6.Танурдор (2А5048)

7.(2Аок.5000) 8.(2А4851)

9.(ок.1Б4738) 10.(ок.1А4525)

11.(ок.2А-2Б4789) 12.Вяз (1Б4870)

13.Тусиян (2А-2Б4885) 14.Акму (1Бок.4800)

15.Дукиль (1Б4939) 16.(2А4779)

17.Украина (1Б4935) 18.Четырех (1Б4900)

19.Десяти (1Б4657) 20.Лукницкого (3А4616)

21.Вальтера Ульбрихта (3А5065) 22.Харьковского политеха (3Аок.5200)

23.Донбасс (1Б4901) 24.(1Бок.4950)

25.Конституции (1Б4700) 26.Богуш (1Б4752)

27.Кафар (1Б4694) 28.Сугт (1А4585)

29.Приключений(Шпиль)(3А5011) 30.Славутич (2Б4987)

31.Киевлян (2А5055) 32.Лазуритовый (2Б*5175)

33.Буревестник (2А5061) 34.Дятел (1Бок.4875)

35.Сюрприз(Спасателей)(3А5190) 36.50 лет Латвийскому ГУ (2А5260)

37.Спортклуба СО АН (2А5185) 38.Рыжий 1-й (1Бок.5300)

39.Маяковского верхний (3Б5660)40.Рыжий 2-й (2Бок.5400)

41.Маяковского нижний (3Б5379) 42.Памир орденоносный (3А[2А]5218)

43.Леси Украинки (2Бок.5000) 44.Юбилейный(ложный Л.Украинки)(3А4888)

45.Бадом (3Б4898) 46.Иванова (2Б5137)

47.(2Б5385) 48.Венера (2А5229)

49.Баджом (2А5175) 50.Наташа (1А5183)

51.Хаваль-Ростоу (2А5184) 52.Шут-Хаваль (1Б4692)

53.Давш (1Б5064) 54.Горизонт (2А4702)

55.Стан (н/к4254) 56.Ценги (н/к4245)

57.Ангандаг (н/к3227) 58.Карнак (н/к4246)

59.(ок.1А4726) 60.(ок.2А4752)

61.(н/к4649) 62.(ок.1А4590)

J-42-120

река пяндж,дараидаршай,рамакитпоселок ишкашим

1.( 4848) 2.Госпром (2Аок.5400)

3.(ок.2А5049) 4.(ок.2А5155)

5.Ив (2А5177) 6.Абхарв (1Б5106)

7.Абхарв ложный (2Б5345) 8.Изюминка(Ягодка)(2Б5458)

9.Кальгаспорный (1Б5088) 10.Снежный (2Бок.5460)

11.Амбарку (2А5355) 12.(2А*5329)

13.Бадахшанский (2А*5257) 14.( 5181)

15.( 5098) 16.( 4992)

17.( 5346) 18.Плато Амбарку (3А5262)

19.Берга (2Б5451) 20.С.Нечаева (2Б5095)

21.Келдыша (2Б5134) 22.( 5336)

23.Узловой (2А5548) 24.Имаст южный (2Б-3А5358)

25.( 5382) 26.( 5193)

27.Камнеопасный (2Б5061) 28.Даршай (1А-1Б4941)

29.Шпинель (2Бок.5450) 30.Сибиряк (2Б5449)

31.Салют (1Бок.5400) 32.Шитхарв (1Б5128)

33.Памяти Гельфгата (3А5388) 34.Днепропетровских Туристов (2А*5295)

35.Поднебесный (3А5657)

j-43-97

реки шахдара,пянджпик карла марксахребет шахдарьинский

1.Остона (2А5386) 2.Олимпиады (2Б5751)

3.(ок.3А5682) 4.Узбекских туристов (3А5783)

5.Медыр (2Б*5703) 6.Ольги (2Б*ок.5250)

7.Джарх (1Бок.5225) 8.Новый Чахлозар (1А5152)

9.Чахлозар (2А4995) 10.Зардив северный (н/к4023)

11.Зардив южный (1А4208) 12.Зардив (1Б-2А4784)

13.Эльфов (2А5447) 14.Казачий дозор (3А5335)

15.Строителей (3Аок.4850) 16.Рацека (3А5817)

17.( 5609) 18.Чибуд (3А*5658)

19.( 5352) 20.( ок.5500)

21.( 5418) 22.Спортклуба РЭЗ (3А*5658)

23.( 5251) 24.Скрытный (2Б5185)

25.(ок.2Б5403) 26.Ганзек (2А5277)

27.Латышских стрелков (2Б5583) 28.Ямчун (2А5348)

29.( 5361) 30.Шобик южный (2Б5041)

31.Зардив-Шобик (1А4044) 32.Шобик восточный (1Б4859)

33.Уважаемых людей (2А5248) 34.Джентив (2Б5145)

35.Джентив северный (2А4840) 36.Андиз (2Б5057)

37.Цахинлевга (1А4523) 38.90-летия Новосибирска (3А*5548)

39.Чапдара (2Б5450) 40.( 5122)

41.Ямг (1Б5093) 42.Марко Поло (2Б5580)

43.Элсберга (3А5379) 44.Дардендак (н/к3647)

45.Гауя (2Б5205) 46.Внукут (2А5101)

47.( 5166) 48.27 съезда КПСС (2Б-3А5095)

49.Новый (1Б5687) 50.Ходаш (1А5145)

51.Вранг (1А5067) 52.Власиха (2А5061)

53.(ок.2А4989) 54.Светлый (2А4861)

55.Дарбандак (н/к3998) 56.Вранг центральный (1Б5148)

57.Четвертый(Цавор)(1Б5021) 58.Вранг верхний (2А5412)

59.Вечерний(Отважных)(2А5397) 60.Высокий (2А5342)

61.Разведчиков (1Б5005) 62.Врхац (1Б4961)

63.б/н (1А4664) 64.( 5253)

65.Чонджирав (2Б5604) 66.Рига (3А5737)

67.Хацак (2А5378) 68.Маршала Жукова (3А5721)

69.Даугава (3Б5695) 70.Обвальный (2Б5738)

71.( ок.5650) 72.Железнодорожник (3Бок.5850)

73.Нишгар (3А5701) 74.Лазар (3А5733)

75.Нишгар центральный (3А6462) 76.Локомотив (3А-3Б6405)

77.Маркса Карла (1Б4996) 78.(ок.1Б4980)

79.Нижний (1Б4829) 80.б/н (н/к4017)

7. GPS – файлы

Файлы в формате .klm и .kmz могут быть найдены на сайте секции горного туризма НГУ по адресу http://mountain.nsu.ru/wiki. У нас было два прибора GPS, причем данные по высоте у одного из них были систематически ниже, чем у другого на 5-10 м! Мы предпочитали верить в показания «другого» прибора…

8. Приложение 2. Описания перевалов Заманчивый, Сарышитхарв, Дриж, восхождения на п. Джарх.

Перевал Заманчивый

Перевал соединяет долины рек Ростомдара и Баджомдара. Высота седловины перевала 5080 м GPS. Координаты седловины перевала 370,0/34.20// С 71055/52.28// В, координаты точки спуска в долину реки Баджомдара 370,0/21.7//С 71056/7.55// В. Перевал обозначен на карте Ляпина J-42-108 как точка с высотой 5088 м южнее седловины №47. Описание прохождения перевала дается с запада на восток, от долины реки Ростомдора к долине реки Баджомдара. Определяющая сторона перевала – восточная.

Выйдя с места ночевки около 7-00 группа переправилась через р. Ростомдора на правый берег. Переправа простая, пришлось лишь разуться. Путь по правому берегу в ущелье цирка Заманчивого показан на рис. 7.1. Фотография сделана на спуске с пер. Даршай.


Рис. 7.1. Путь в цирк перевала Заманчивый с правого берега р. Ростомдара.

Через полходки после поворота в ущелье имеется выполаживание, пригодное для организации ночевки. Участок хребта, в котором находится седловина Заманчивого, имеет еще несколько понижений, но подъем к ним заметно сложнее, чем к явно выраженной седловине, находящемся в северном углу цирка (рис. 4.49, 7.2). Спуск на восток прямо с седловины затруднен отсутствием подходящих точек для закрепления веревки. Начало найденного нами пути спуска находится южнее. Несложный путь траверса к нему показан на рис. 7.2а.


Рис. 7.2. Седловина перевала Заманчивый и путь траверса к началу пути спуска в долину р. Баджомдара.

Мы вышли на седловину Заманчивого в 12-00 и стали спускаться с нее в 16-00. Четыре часа были потрачены на поиск оптимального варианта. Характерное понижение в гребне – начало первой веревки – показано на рис. 7.3. На этом месте нами сложен большой тур и оставлена спусковая петля. Первая веревка приводит на широкую полку, уходящую вправо по ходу (рис. 7.4). По полке можно перемещаться без страховки, на ней собралась вся наша группа из 8 человек. Вторая веревка, также закрепленная на петле, уходила вниз – влево и выводила на небольшую площадку, где достаточно места для трех человек. Участок спуска перед этой полкой имеет небольшое нависание. Еще три веревки перил, закрепленные на крючьях, были провешены вдоль второй длинной полки (рис. 7.6).


Рис. 7.2а. Начало спуска с пер. Заманчивый в долину р. Баджомдара. Показан наш путь по гребню во время разведки.


Рис. 7.3. Подготовка к спуску с пер. Заманчивый.


Рис. 7.4. Полка после первой веревки. Точка закрепления второй веревки – возле участника в желтом анораке.


Рис. 7.5. Вторая длинная полка, 3 веревки перил. Осыпь, выводящая на ровный ледник, начинается от самого нижнего участника.

В конце этой полки имеется площадка, где могут разместиться 3-4 человека. С нее была провешена последняя, шестая веревка, закрепленная на петле. После этой веревки спуск по осыпи на ровный ледник не представляет технической трудности.


Рис. 7.6. Путь спуска с перевала Заманчивый (3А, 5100 м) в долину р. Баджомдара.

Наша группа потратила на спуск около 5 часов, но это время включает в себя и разведку маршрута после каждого его отрезка, т.к. путь был далеко не очевиден, даже снизу его очень непросто просмотреть целиком (рис. 7.6). Возможно, найденный нами вариант спуска – не единственный.

Во время спуска нами не были отмечены случаи самопроизвольного падения камней, хотя скалы перевала сильно разрушены. Все падавшие камни вылетали из-под наших ног. Пройденный перевал является альтернативой перевала Днепропетровских туристов (2А, 5295 м) и позволяет сэкономить приблизительно полдня при прохождении маршрута из долины р. Ростомдара в долину р. Баджомдара. Определяющая сторона перевала – восточная. При движении в противоположном направлении перевал Днепропетровских туристов явно предпочтительнее (рис. 7.7). Заманчивый является самым низким перевалом из трех, имеющихся в хребте, разделяющем реки Ростомдара и Баджомдара. Мы просмотрели также западную сторону безымянного перевала, обозначенного на карте J-42-108 под №47, и она нам совсем не понравилась (см. Приложение 3). Крутой подъем по осыпи с набором высоты более километра энтузиазма не вызывает.


Рис. 7.7. Заход на перевал Днепропетровских туристов со стороны р. Баджомдара.

Перевал Сарышитхарв

Перевал соединяет долины рек Остона и Сарышитхарв. Высота седловины перевала 5650 м GPS. Координаты седловины перевала 370, 0/51.75//С 720, 2/28.62//В. Перевал обозначен на карте Ляпина J-43-97 как безымянная седловина №3. Описание прохождения перевала дается с запада на восток, от реки Остона к леднику Сарышитхарв. Определяющая сторона перевала – восточная.

Мы вышли с места ночевки на реке Остона, с высоты 4000 м в 7-15. Двигаясь правым берегом реки группа подошла к морене ледника, из под которой река вытекает. Переход на левый берег по камням проблемы не составил. Одев кошки, мы поднялись на ледник и связались. Путь по западной ветви ледника, стекающего с перевала Остона на север, не представляет технической сложности (рис. 7.8). Ледник практически открытый, но с большим трещин, частично скрытых снегом, которые легко обходятся.


Рис. 7.8. Зап.ветвь ледника, стекающего на сев. с пер. Остона. Седл. на фото – перегиб ледника. Седл. пер. Остона находится западнее, за хр. в пр.части кадра и за пределами пр. границы снимка. Фото на юг.

Поднявшись к 12-00 на выполаживание ледника, мы остановились на обед на высоте 5050м. Здесь можно найти место для стоянки, но для приготовления площадок под палатки придется поработать (рис. 7.9)


Рис. 7.9. Движение в связках по западной ветви ледника Остона


Рис. 7.10. Обед на высоте 5050 м. Фото на север.

Выйдя с обеда, мы продолжили подъем к седловине, двигаясь вдоль левого борта ледника. Здесь связки не требуются (рис. 7.11).


Рис. 7.11. Верхняя часть западной ветви ледника Остона.

Прижиматься к левому борту приходилось и из-за опасения лавин с видимого впереди ледового скола. На прохождение этого участка требуется около 20 мин. Седловина перевала открывается после поворота влево на снежный склон в левой части рис. 7.11 .


Рис. 7.12. Западный взлет перевала Сарышитхарв

Подъем на хорошо выраженную седловину (рис. 7.12) осуществлялся в связках, т.к. склон перевального взлета покрыт мелкими трещинами. Слой снега тонок, но лед под ним размяк под солнцем и позволяет идти без провески перил. Не исключено, что в первой половине дня вешать перила все-таки пришлось бы: крутизна склона пограничная. Движемся серпантином, за две ходки поднимаемся на седловину.


Рис. 7.13. Ночевка на седловине перевала Сарышитхарв. Фото на юг.

Седловина представляет собой просторную площадку (рис. 7.13), выложенную плоскими камнями. Места под палатки готовить практически не нужно. Мало того, камни хорошо прогреты солнцем, и сидеть на них просто приятно. Солнце перестало освещать седловину перевала около 20 часов. Начало спуска находилось в 30-40 метрах южнее ночевки. Отдельные моменты спуска показаны на рис. 7.14, 7.15. В общей сложности нам потребовалось 10 веревок до точки, откуда можно было идти пешком. Все веревки были закреплены на льду (рис. 4.54). Перевал начинает освещаться солнцем около 10 часов, вскоре после этого со скальных бортов кулуара, по которому проходил наш спуск, стали изредка слетать мелкие камни. Крутизна западного склона несколько уменьшается после пятой веревки. Для сбрасывания веревок мы использовали абалаковские проушины, которые высверливались ледобуром Grivel. Петля из двойного репшнура продергивались в проушину при помощи экстрактора Saleva.


Рис. 7.14. Вторая веревка на спуске с перевала Сарышитхарв.

Проушины сверлил третий участник, ко времени подхода к станции замыкающей двойки все было подготовлено для сбрасывания веревки.


Рис. 7.15. Последняя веревка на спуске с перевала Сарышитхарв.

Перевал Сарышитхарв является альтернативой перевалу Узбекских туристов. Трудоемкость прохождения перевалов сопоставима. С перевала Сарышитхарв можно найти простой путь подъема на пик Московской Олимпиады с восточной стороны (рис. 7.16).


Рис. 7.16. Вид на пик Московской Олимпиады и перевал Сарышитхарв со склона пика Джарх. Фото на юг.

Восхождение на пик Джарх

Пик Джарх – один из трех шеститысячников в цирке ледника Сарышитхарв (рис. 7.17). Мы предприняли попытку восхождения на этот пик по западному гребню. Для выход на гребень был использован самый левый из кулуаров на рис. 7.17.


Рис. 7.17. Пик Джарх, 6037 м.

Крутизна кулуара позволяет обойтись одной веревкой перил в верхней части (рис. 7.18). Для выхода на гребень потребовалось повесить веревку горизонтальных перил и пробить небольшой карниз (рис. 7.19). Под скалами, в которые упирается снежная часть гребня, есть место для двух палаток. Мы начали восхождение около 7-30, на гребень поднялись за полтора часа. По скалам гребня были повешены 4 веревки, закрепленные на ледобурах в натечном льду и на швеллерах на скалах. В конце четвертой веревки мы уперлись в жандарм высотой около 10м, обойти который не сумели (рис. 7.20). Скалы жандарма сильно разрушены, на имевшихся у нас крючьях организовать страховку не удалось. Прохождение жандарма «в лоб» возможно, скорее всего, только на ИТО. По нашим оценкам, от этого места до выхода на снежный купол Джарха понадобится еще около 6-8 веревок перил (рис. 7.20).


Рис. 7.18. В кулуаре, выводящем на западный гребень пика Джарх.


Рис. 7.19. Горизонтальные перила на гребне пика Джарх.


Рис. 7.19а. Жандарм на гребне, выше которого пройти не удалось.


Рис. 7.20. Верхняя часть гребня пика Джарх. Обозначено место, где мы прекратили подъем.


Рис. 7.21. Северный склон пика Джарх.

На рис. 7.21 показан северный склон пика Джарх. Как видно, отсюда также нет простого пути восхождения на эту вершину. Группам, планирующим восхождение на Джарх по нашему маршруту, можно посоветовать организовывать штурмовой лагерь на гребне, под его перегибом и резервировать на восхождение не менее двух дней. Требуется снаряжение для организации страховки на разрушенных скалах.

Перевал Дриж (2А, 5392 м GPS)

Перевал Дриж соединяет ледники Нишгар Западный и Ровный (Нишгар Дальневосточный). Седловина перевала имеет координаты 370, 6/30.13//С 720, 28/39.36//В. Определяющая сторона перевала западная. Самостоятельного значения перевал не имеет. Описание прохождения перевала дается со стороны ледника Нишгар Западный.

Наша группа начала подъем на перевал с места обеда под ледопадом с ледника Ровный в 14-30 (рис. 7.22). По левой морене ледника Нишгар Западный мы начали движение в направлении характерной скалы с S – образным мраморным поясом (рис. 1.4.12, 7.22). Приблизительно посередине левой морены ледопада Ровного начинаем набор высоты. Путь подъема не представляет технической сложности и показан на рис. 7.23.


Рис. 7.22. Подход под взлет перевала Дриж.


Рис. 7.23. Путь подъема на перевал Дриж.

Перепад высоты на подъем составляет приблизительно 500 м. В верхней части подъема, для выхода к перевальной седловине, требуется одеть кошки (рис. 7.24).


Рис. 7.24. Ледник Ровный. Выход на седловину перевала Дриж направо – вверх.


Рис. 7.25. Ночевка на высоте 5050 м в русле р.Дриж.

Спуск с перевальной седловины проходит по правому берегу ручья, текущему практически с седловины. Мы остановились на ночевку на галечных площадках в его русле, но ниже на ходку есть отличная площадка возле красивого водопада (рис. 7.26).


Рис. 7.26. Водопад на спуске с перевала Дриж.

Немного ниже этого места следует перейти на левый берег реки. Уже отсюда начинают попадаться некие намеки на тропу. Вскоре, впрочем, они исчезают, и около ходки спуск продолжается по песчано-конгломератному склону (рис. 7.27).


Рис. 7.27. Ущелье р. Дриж. Спуск к Пянджу в этом месте проходит по левому берегу реки.

Склон выводит к заброшенной летовке. Слева по ходу к ущелью Дрижа примыкает другое узкое ущелье из которого, судя по всему, когда-то тек ручей. После летовки следует перейти на правый берег Дрижа. Это можно сделать, просто перепрыгнув речку. На правом берегу вновь начинается тропа. Впрочем, на левом берегу она также заметна, но мы шли по правому. Чем ниже, тем тропа заметнее (рис. 7.28). Кое-где попадаются ответвления, уводящие вверх по склону, однако следует держаться реки. Тропа заканчивается на развилке, показанной на рис. 1.4.13.


Рис. 7.28. Тропа по правому берегу р. Дриж.

Путь к Пянджу от ледника Нишгар через перевал Дриж занимает практически столько же времени, как и вдоль р. Нишгар, однако тропа все время идет вдоль реки, т.е. нет проблем с водой, в отличие пути по тропе через ущелье Нишгара, обозначенной на карте. Помимо этого, не приходится проходить очень утомительный серпантин, который валлийские альпинисты прозвали “Beast”. Прочие препятствия сопоставимы по сложности.

9. Приложение 3. Фотографии перевалов и вершин, соседствовавших с пройденными на маршруте.


Рис. 8.1. Западный склон перевала Ольга (2Б*, 5250 м), J-43-97.


Рис. 8.2. Северный склон перевала Железнодорожник (3Б, не пройден). J-43-97.


Рис. 8.3. Северный склон перевала Маршала Жукова (3А, 5721 м). J-43-97


Рис.8.4. Седловина перевала Остана (2А, 5225 м), фото на восток. Сфотографирована с западной ветви ледника Остона.J-43-97.


Рис. 8.5. Западный склон непройденного перевала Ляпин-47 (J-42-108).

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Юго-Западный Памир

Очень интересный маршрут. Здорово, что теперь можно ходить и на Юго-Западном Памире. В 1985 году в составе команды с/к МИФИ участвовал в походе 4-5 к.с.. Прошли перевалами Даршай -Леси Украинки (напротив Лазуритового ледника) - Днепропетровских туристов - Остона - траверс восточного гребня пика Московской Олимпиады (высоты 5500-5700) со спуском на ледник Сарышитхарв - пер. Медыр - пер. Рацека. Завидую Вам белой завистью - по тогдашним правилам совершать восхождения мы не могли, а так хотелось забраться на пики, рядом с которыми проходили, по относительно простым маршрутам - Московской Олимпиады, Советской Армии, Лукницкого (с перевала Рацека). Очень красиво и неприступно смотрелся пик Джарх. Да и, пики Маяковского и Берга в начале маршрута были как на ладони. Запомнился траверс-первопроход с пер. Остона восточного гребня Московской Олимпиады, перевал Рацека, сильное землятресение (6-7 баллов) во время дневки после перевала Днепропетровский туристов, когда вода в ручье стала пениться фонтанчиками как от пуль эпизоды Афганской войны,когды стали свидетелями налета наших вертолетов на позиции душманов на левом берегу Пянджа, а в это время у реки с красными знаменами, чтобы их не обстреляли случайно, сидели женщины с детьми колоссальные овринги (по 200-300 метров высотой на афганской стороне с идущими там афганскими пограничниками), экскурсия на тогда вовсю действовавший Лазуритовый рудник, встреча с местным геологами и набитые карманы этим прекрасными камнями, которые мы протащили по всему маршруту, и многое другое... Было нас 6 мужиков и 2 девушки. В 1988 г. наши же ребята из спортклуба ходили в этом же районе горный поход 4 к.с., но уже забрались на снежный пик справа от пер. Остона (Остонатезе, около 2А-2Б без учета высоты), пик Советской Армии... К сожалению, отчеты об этих походах подготовить по разным причинам не удалось, хотя и выпускались от ЦМКК Москвы на первенство города. Спасибо большое, С уважением Юрий Шишорин
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru