Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с. по Памиро-Алаю в августе 2010 г. Часть 1
Отчёт о горном походе 3 к.с. по Памиро-Алаю (Горный узел Такали)
Общие сведения о походе и районе путешествия
Справочные сведения о походе
Список участников
График похода
Изменения запланированного маршрута
Вместо пер.3540 (1А) был повторно пройден пер.Захоб (н/к). Вместо пер.Такали Верхний (1Б) и Волган (1Б) с седловины пер.Такали Верхний был пройден траверс через вершину 4363,1м до пер.Сентябрьский (1Б). Причины изменения маршрута обсуждаются в техническом отчёте.
Основная идея путешествия и общая характеристика района.
Главной мотивацией при выборе района путешествия было желание пройти поход в редко посещаемом районе в Азии, желательно не захватывающем Киргизию по причине начавшейся там революции. В силу того, что поход планировался с исследовательскими целями, сложность изначально была принесена в жертву. Основными задачами похода было: 1) сфотографировать максимальное количество редко ходимых перевалов района, 2) изучить пути заезда в район с юга, 3) пройти несложный первопроход в Гиссарском хребте. Забегая вперёд, скажем, что все эти задачи были с успехом нами выполнены.
Горным узлом Такали называется район стыка Гиссарского и Зеравшанского хребтов Памиро-Алая, между Фанскими горами и Матчинским горным узлом. В туристском отношении район изучен недостаточно. Многие перевалы не были пройдены насквозь, а категория сложности некоторых перевалов требует уточнения. В настоящее время в МГЦТК (и в онлайн-библиотеке МКК) есть только один свежий отчёт по району: поход 4эл5 к.с. под руководством К.Сергина в 2007 г. Подробнее об информации по данному району написано в конце нашего отчёта, в разделе «Выводы, рекомендации».
Наиболее удобный заезд в район Такали можно осуществить с юга, из Душанбе. Дорога из столицы Таджикистана до кишлака Руфигар занимает всего 4,5 часа. От Душанбе до посёлка Ромит идёт хорошое асфальтовое шоссе, а за Ромитом вверх по долине р.Сардай-Миена идёт грунтовка сносного качества. Даже в случае схода селей или обвалов дорогу быстро восстанавливают, очевидно, благодаря руднику, расположенному невдалеке от Руфигара, в устье реки Покрут. Все остальные варианты заездов, с нашей точки зрения, менее удобны.
Организация путешествия
При организации похода велась активная переписка с представителями нескольких фирм, предоставляющих услуги по оформлению документов и трансферу в горы. Выбор осуществлялся между 4 фирмами: «Сайех», «Памир-Тревел», «Альп-Навруз» и «Азия-Дискавери». «Сайех» был нами исключён почти сразу, т.к. выяснилось, что деятельность этой фирмы приостановлена. Нас правда уверяли, что это временные трудности, но дожидаться развязки истории мы не стали. Представитель «Памир-Тревел» Садулло Хасанов в процессе общения по электронной почте показал себя не очень адекватным человеком, и переписка с ним была прекращена. Что касается «Альп-Навруз» (Рано Сабирова) и «Азия-Дискавери» (Елена Лоренц), то они предлагали схожие условия, но цена за жильё в Душанбе от «Азия-Дискавери» оказалась ниже, что и предопределило окончательный выбор в пользу этой фирмы. Всего мы заплатили 730 долларов США ($) с группы. В эту сумму вошли: 500$ за машину до Руфигара и обратно в Душанбе, 210$ за регистрацию в Таджикистане (35$ с человека) и 20$ за бронирование гостиницы (такой термин использовался при переписке). На месте выяснилось, что «гостиница» представляет собой спортивную базу с комнатами на 5-6 человек. Называется эта база «Авиатор», а стоимость проживания составляет 5$ с человека в сутки. Постельное бельё выдают свежее, но вот воспользоваться душем сможет, наверное, только очень небрезгливый человекJ. К безусловным плюсам данного места проживания следует отнести расположение в 15 минутах ходьбы от аэропорта. В целом нам кажется, что это вполне достойный вариант для людей, желающих сэкономить на проживании в Душанбе. Курс рубля по отношению к местной валюте сомони за время нашего путешествия колебался от 7,2 до 7,4 руб. за сом. Регистрация в Таджикистане для граждан РФ обязательна, без неё к тому же нельзя купить местную сим-карту для сотового, если вдруг понадобится. Также регистрация нужна при поселении в гостиницы. Очень важно помнить, что ОВИР в Душанбе работает только в будние дни и это надо учитывать, планируя время прилёта. Как нам рассказали на месте, можно конечно попытаться сделать это и в выходные, договорившись заранее. Но естественно подобная услуга будет стоить дополнительных денег, очевидно не маленьких. Учитывая, что 1 день придётся потратить на оформление документов, ещё в Москве было решено закупать продукты и топливо в Душанбе. Из Москвы везли только сублимированное мясо и сырокопчёную колбасу – всё остальное в Душанбе продаётся, цены примерно московские. С топливом получилось не так просто. С собой мы привезли мультитопливные горелки и до последнего выбирали, что покупать: газ или бензин. В итоге выбор был сделан в пользу газа, несмотря на увеличение цены на 10 сом. за ковеевский 250-грамовый баллон по сравнению с изначально заявленной стоимостью (40 сом. вместо 30). Каково же было наше удивление, когда через полчаса после разговора с продавцом магазина «Академия туризма» (именно там мы брали газ), при непосредственной покупке цена поднялась до 45 сом. за баллон. Времени переигрывать на бензин уже не оставалось и пришлось брать газ по этой цене. В связи с этим, настоятельно рекомендуем озаботиться «топливным вопросом» заранее, возможно договорившись о покупке с принимающей стороной или со знакомыми.
Меры безопасности на маршруте
1)Перевалы и определяющие препятствия проходили по возможности с раннего утра. 2)Движение группы осуществлялось только в светлое время суток. 3)По закрытым ледникам передвигались двумя связками-тройками. 4)По осыпным склонам двигались плотной группой. 5)Были проработаны аварийные варианты выхода из района либо по долинам, либо через перевалы н/к и 1А. 6)Наличие достаточного опыта участников позволяло провести спасработы самостоятельно. 7)Группа была застрахована на 30000 $ каждый, что в случае форс-мажорных обстоятельств обеспечивало прилёт вертолёта. 8)Наличие спутникового телефона и солнечных батарей для его подзарядки позволяло уверенней себя чувствовать в плане заказа машины на обратный путь из района.
Принятые сокращения: г. – город, кишл. – кишлак, пос. – посёлок, руб. – рубль РФ, сом. – сомони, р. – река (ручей), ур. – урочище, лед. – ледник, пер. – перевал, верш. – вершина, п. – пик, п/п – первопрохождение, м/н – место ночёвки, мал.- малая (-ый), лев. – левый, пр. – правый, зап. – западный, вост. – восточный, сев. – северный, юж. – южный, центр. – центральный, верх. – верхний, сред. - средний. Понятия «лево» и «право» даются с точки зрения орографии, если иное специально не оговорено. Названия рек, ледников и перевалов в отчёте старались приводить по классификатору «Высокогорные перевалы» (Москва, 2001г.).
Все GPS-координаты в техническом отчёте приведены в системе WGS84. На фотографиях седловины перевалов обозначаются сплошной стрелкой при прямой видимости и пунктирной стрелкой в случае загораживания седловины отрогом хребта. Высоты вершин приведены по топографическим картам.
Технический отчёт
День 0, 9.08.2010, г.Душанбе
В Душанбе мы прилетели рано утром и, пройдя толкучку на таможне, тут же попали под атаку местных водителей, готовых отвезти вас куда угодно и за любые деньги. В принципе до места нашего проживания от аэропорта можно было бы дойти пешком минут за 15-20, но т.к. в столице Таджикистана все были в первый раз и не очень хорошо ориентировались в городе, решено было взять такси. За проезд до базы «Авиатор» мы заплатили по 100 рублей с машины (200 руб. всего), но можно было бы отдать и чуть меньше, если бы у нас была местная валюта: сомони. Е.Лоренц нас заранее предупредила, что машина до базы стоит не больше 10 сом. Несмотря на то, что регистрации были заказаны заранее, ехать в ОВИР пришлось сразу после размещения в «Авиаторе», т.к. для оформления требуются оригиналы загранпаспортов и какое-то время. Часть группы отправилась на закупку продуктов, а часть – за газом. Примерно к 4 часам дня все организационные вопросы были решены, после чего мы, уже на базе, под чутким руководством завхоза запаковали продукты и сформировали заброску на вторую часть маршрута.
День 1, 10.08.2010, г.Душанбе – кишл.Руфигар – ур.Кальтакуль В 8.15 утра выехали из Душанбе. Позавтракать решили в придорожном кафе в Ромитском ущелье, но оказалось сделать это не так просто. Большая часть кафе даже в 9-10 утра либо не работала, либо имела крайне скудный ассортимент блюд. Наконец была найдена одна нормально функционирующая чайхана с достарханами. В целом стоит отметить, что качество и разнообразие местной кухни за всё время пребывания в Таджикистане нас не поразило, особенно на контрасте с Киргизией, где наша группа ходила походы предыдущие 2 года. Возможно, это было связано с тем, что сроки нашего путешествия совпали с началом священного месяца рамазан, запрещающего мусульманам принимать пищу до заката солнца. Остановка на завтрак заняла у нас примерно час. Также надо отметить, что искать кафе имеет смысл только до посёлка Ромит, дальше в сторону гор вы уже ничего не найдёте, в т.ч. и магазинов.
За Ромитом наш путь лежал вверх по ущелью р.Сардай-Миена (фото 1). Дорога идёт по правому борту долины, изредка проходя через кишлаки. Вся долина покрыта многочисленными рощами лиственных деревьев, причём поражает разнообразие пород (берёза, тополь, ива, каштан, клён, дикорастущие фруктовые деревья: яблоня, алыча, вишня). Также на всём протяжении ущелья мы встречали маленькие частные пасеки.
Примерно к 13 часам мы доехали до кишлака Руфигар. При разработке маршрута были некоторые опасения, что начинать поход придётся у моста в устье р.Покрут, т.к тропа в ущелье Кальтакуль начиналась именно оттуда (если судить по картам, имевшимся в нашем распоряжении). В районе же Руфигара мост через р.Сардай-Миена не был обозначен. К счастью опасения оказались напрасными: мост в Руфигаре есть, его GPS-координаты - N 39°08'30.9" E 69°25'47.4" 2171m (фото 2). По первоначальному плану мы хотели нанять в кишлаке погонщика с ишаками для заноса заброски в долину р.Ягноб, но подошедший пожилой таджик по имени Шакир (старейшина кишлака, как мы поняли) сказал, что в данный момент свободных ишаков у них нет. С другой стороны, он согласился оставить нашу заброску у себя дома, что нас вполне устроило. От денег при этом он наотрез отказался. Пока мы перепаковывались и переобувались, нас пригласили на чай, в дом Шакира. Здесь мы в полной мере ощутили размах таджикского гостеприимства: ковёр в комнате просто завалили разнообразной снедью. Нам принесли несколько огромных лепёшек, кислое молоко, мёд с местных пасек, дыни, виноград и огромное количество сладостей, ну и конечно несколько чайников зелёного чая.
В итоге вышли из кишлака только около 15 часов. После моста тропа резко набирает вверх и быстро выводит на широкий левый борт долины Сардай-Миены (фото 4). Набор высоты очень небольшой. По пути периодически встречались пастухи, гонящие овец вниз по долине. К 17.20 дошли до поляны с огромными камнями (некоторые высотой по 5-7 метров), где встали лагерем (фото 6). На карте это место выглядело, как слияние 4 ручьёв, но на самом деле самый левый ручей был пересохшим. Отсюда начинаются тропы на перевалы 3540 (1А) (фото 7), Захоб (н/к) и Учебный (2А). Координаты лагеря: N 39°09'24.0" E 69°28'34.1" 2380m.
День 2, 11.08.2010, м/н – пер.Захоб (н/к) – устье пр. притока р.Захоб
Подъём в 7 утра, в 9.25 вышли с места ночёвки. Почти сразу пришлось переправляться через реку (фото 8), а потом и через маленький приток. После этого тропа резко взбирается на поросшую травой морену (фото 9). Тропа хорошо набита: этой дорогой пастухи активно пользуются для перегона скота. Справа по ходу виден путь спуска с нашего будущего первопрохода в верховьях ручья Кальтакуль (фото 11).
К 12.20 дошли до ручья, стекающего из-под перевала Захоб, здесь встретили группу А.Пурикова из московского турклуба «Вестра», прошедших поход 5 к.с. Они рассказали, что с погодой им сильно не повезло и посоветовали не пытаться перебродить р.Мал.Барзанги самостоятельно. В 13.00 начали подъём по тропе вдоль ручья, которая идёт то по одному, то по другому берегу. В 15.05 встали на обед недалеко от перевала, в месте, где тропа ненадолго переходит на левый берег (фото 12). В 15.45 вышли со стоянки и за 1 час дошли до седловины перевала Захоб (н/к) (фото 13, 14). Координаты перевала Захоб: N 39°10'24.8" E 69°31'13.5" 3233m. Отсюда открываются отличные виды на вершину Такали-Ушба, а также на урочище Кальтакуль и западный отрог Гиссарского хребта (фото 15, 16).
Прямо на седловине пасутся кони. В 17.10 начали спуск и за полчаса дошли до слияния 2 ручьёв, где и встали на ровных каменистых площадках (фото 17, 18). Координаты лагеря: N 39°10'51.0" E 69°31'46.1" 3129m.
День 3, 12.08.2010, м/н – слияние р.Ягноб и р.Мал.Барзанги – долина р.Сангдара
Подъём в 7, выход из лагеря – в 9.05. Во время сборов прошёл небольшой дождь, который, однако, не помешал завтраку и укладке рюкзаков. Утро было довольно пасмурным, но к середине дня тучи растянуло. Перебрались по камням через небольшой ручей, стекающий из бокового ущелья, и за 10 минут подошли к тропе, резко взбирающейся на правый борт долины (фото 19).
В 10.15 вышли на отличную обзорную площадку над долиной р.Ягноб. Минут 20 любовались панорамами долины (фото 20, 21, 22), а потом за полчаса спустились к р.Мал.Барзанги, чуть выше места её слияния с Ягнобом. Здесь сделали длительный привал, осмотрели место будущей переправы и провели разведку по левому берегу р.Ягноб вниз по течению. Выяснилось, что по левому борту Ягноба идут прижимы, с виду непроходимые (фото 23). Это скорректировало наши планы на прохождение перевала 3540 (1А) на втором кольце. Для того, чтобы из долины пер.3540 попасть в верховья Ягноба, надо либо переваливать невысокий отрог в долину р.Захоб, либо, спустившись до устья, искать обход прижимов. Оба варианта были признаны нами нерациональными с точки зрения потери времени, так что мы приняли решение на втором кольце повторно пройти пер.Захоб.
В 11.45 начали движение по левому берегу р.Мал.Барзанги (фото 24) и за полчаса дошли до места впадения р.Сангдара (фото 25). На противоположном берегу – кош, переправа к нему не очень приятная.
По левому берегу Сангдары идёт хорошо набитая тропа. Позже выяснилось, что она выводит в верховья долины без перехода на другой берег реки, что конфликтовало с картами, имевшимися в нашем распоряжении. Очевидно, что с момента топосъёмки (1977 г.) пастухи успели набить тропу по одному берегу, что, безусловно, сильно облегчает подъём по долине. В 13.20 встали на обед, не доходя до очередного коша. Подошёл пообщаться пастух, который сказал, что туристов в этой долине не видел более 10 лет. В 14.20 продолжили движение вверх по долине и в 16.15 встали лагерем на отличных площадках с ручьём (фото 27). Координаты лагеря: N 39°08'36.0" E 69°33'43.8" 3220m.
День 4, 13.08.2010, м/н – подход под пер.Неожиданный
С утра опять прошёл дождь. С места ночёвки вышли в 9.25, продолжив движение по тропе по левому берегу Сангдары. Через полчаса вышли на крупную осыпь, в этом месте левый берег приподнимается над рекой (фото 28).
Примерно через час, на привале, подошёл пастух, принесший угощение: сухие лепёшки и кусочки бараньего сала. Активно зазывал на чай, но мы отказались, ограничившись 10-минутной беседой. К 12.15 дошли до снежного моста через Сангдару (фото 32), перешли по нему реку и по центральной морене начали подъём в верхний цирк. Тропы уже нет. В 13.50 встали на обед и заодно разобрались, как подниматься к нашему перевалу, который не просматривался из основного цирка. Так как в библиотеке МГЦТК и Интернете снимков долины не нашлось, пользовались распечатанными 3D-проекциями из программы GoogleEarth, оказавшиеся очень полезными для ориентирования на местности. В правом по ходу углу цирка имеется небольшая висячая долина, там и находится перевал Неожиданный (фото 33).
В 15.15 вышли с обеда и, переправившись по камням через речку, направились в верхний цирк по заросшей травой морене. К 16.35 вышли на ровные площадки рядом со снежником, где и встали лагерем. Воду брали из небольшого озерца рядом. Координаты лагеря: N 39°06'09.4" E 69°33'06.5" 3923m.
День 5, 14.08.2010, м/н – пер.Неожиданный (1А) – лед.Покрут
Перевал Неожиданный (Нежданный) (1А*, 4245м).
Со стоянки вышли в 9.10. Вначале поднимались по осыпи, потом перешли на снежник, обходящий вал конечной морены по правой стороне цирка (фото 37). Держаться стоит правой по ходу стороны, т.к. с близлежащих скал возможны камнепады. К 9.45 поднялись на очередную ступень висячей долины. Отсюда открываются прекрасные виды на восток - на Гиссарский хребет (фото 38, 39), но наш перевал до сих пор не виден (фото 40).
Перевальный взлёт открылся только после подъёма по некрутому снежнику (кошки не нужны) на следующую ступень. Стало понятно, почему первопроходцы назвали перевал Неожиданным – седловина открывается в самый последний момент, когда до перевала остаётся пройти всего 5 минут. Ровно в 11.00 поднялись на осыпную седловину перевала. GPS-координаты перевала: N 39°06'13.4" E 69°32'19.1" 4245m. В перевальном туре обнаружили записку о прохождении перевала в 1991 году (!) группой туристов из г. Кривой Рог под руководством Шведова.
Спуск с перевала в сторону долины р.Покрут начали в 12.00. Через 100 метров вниз от седловины начинается узкий кулуар, в который, судя по всему, летят все камни с вышележащей осыпи. Спуск по кулуару мы посчитали опасным, поэтому прошли 100 метров траверсом до снежника, лежащего правее по склону (фото 45). Надели кошки, пересекли снежник и вышли на некрутую осыпь, по которой спокойно спустились до закрытого ледника (12.55).
За 35 минут дошли до площадок на морене посередине ледника, где и встали лагерем. Воду брали из ледникового озерца рядом. Со стоянки виден наш следующий перевал, но, в отличие от северной стороны, с юга расположение седловины не так очевидно. Помогли 3D-проекции GoogleEarth и примерные GPS-координаты, взятые из этой же программы – по ним определили направление на седловину. Вечером наблюдали потрясающей красоты закат (фото 47). Координаты лагеря: N 39°06'12.9" E 69°31'41.1" 4018m.
Выводы и рекомендации по перевалу: перевал Неожиданный ведёт из долины р.Сангдара в долину р.Покрут. Заметим, что в устье р.Покрут расположена шахта, принадлежащая канадцам, там же стоит пост охраны, перекрывающий ущелье шлагбаумами. По этой причине неясно, есть ли возможность беспрепятственно выходить через долину Покрута в долину р.Сардай-Миена. Сам же перевал технически очень простой, больше, чем на 1А он не тянет. Хотя конечно наличие закрытого ледника со стороны долины р.Покрут и вызывает вопросы по поводу классификации. В условиях плохой видимости, в тумане при подъёме со стороны р.Сангдара могут возникнуть сложности с обнаружением седловины.
День 6, 15.08.2010, м/н – пер.Кальтакуль Южный (2А, п/п) – долина р.Кальтакуль
Перевал Кальтакуль Южный (2А, 4200м, первопрохождение).
С места ночёвки вышли в 8.00. На подъёме к седловине – «живая» осыпь, сначала мелкая, потом среднего размера (фото 48). К 9.20 вышли на седловину перевала, сделав по пути 2 коротких остановки по 7-8 минут. GPS-координаты перевала: N 39°06'30.1" E 69°31'33.5" 4200m.
Перевального тура нет, поэтому сложили его сами (фото 49). Ещё раз убедились, что это именно первопроход, а не перевал Учебный, в чём при подготовке к походу были сомнения. GPS приёмник показал расстояние до седловины Учебного в 1 км на запад (координаты взяты с «ташкентской» карты района). На северную сторону перевал представляет собой довольно крутой фирновый склон (40-50° в средней части). Спуск начали в 10.20, немного левее седловины (фото 52). До выполаживания провесили 3 верёвки по 50 метров (станции на ледорубах), ещё метров 10 прошли на 3 такта. Последний спускался с нижней страховкой с помощью ледовых инструментов. В 11.55 все собрались на леднике под склоном.
Далее за 20 минут спустились в связках примерно по центру ледника до перегиба, где сделали большой привал. Дальнейший спуск плохо просматривался, но в итоге приняли решение спускаться слева по фирновому «языку». Спуск оказался довольно крутым, в паре мест пришлось использовать попеременную страховку (50 минут). После выхода на пологую часть ледника сделали привал на центральной морене, где сняли кошки и развязались. Посмотрев назад, на путь спуска, поняли, что вместо «языка» проще было спускаться по гребню морены, который сверху, к сожалению, не был виден (фото 55). В 14.25 начали спуск по морене. В 14.55 – привал. Далее – крутой спуск по крупной осыпи по распадку с ручьём (фото 56), к 15.55 вышли к слиянию истоков р.Кальтакуль. Здесь сделали обед и определились с берегом реки, по которому пойдём дальше. В 16.30 продолжили движение, переправившись на левый берег через несколько рукавов реки (фото 58). Тропы нет, спускались по осыпи, заросшей высокой травой. Через какое-то время начались заросли «лопухов», появилось некое подобие тропы. До места днёвки добежать уже не успевали, поэтому встали прямо в «лопухах», не доходя немного до поворота долины. Координаты лагеря: N 39°08'41.7" E 69°30'17.9" 2783m.
Выводы и рекомендации по перевалу: перевал Кальтакуль Южный ведёт из долины р.Кальтакуль (основной исток р.Сардай-Миена) в верховья р.Покрут. В связке с перевалом Неожиданный является удобным способом перехода в долину р.Сангдара. Седловина широкая, палатки можно поставить как на осыпи, так и на пологом участке снежника рядом. Перевал назван так потому, что замыкает с юга урочище Кальтакуль. Технически перевал – несложная 2А, определяющая сторона – с севера. Рекомендуется для прохождения в первых походах-«тройках».
День 7, 16.08.2010, м/н – «поляна с большими камнями», полуднёвка
Памятуя о том, что до места днёвки идти недолго, встали не рано – около 8 утра. Вышли в 9.57, погода – прекрасная. Тропа вдоль левого берега р.Кальтакуль – нечёткая, иногда пропадает. Спускались по террасам, заросшим высокой травой и разделённым глубокими сухими распадками. Иногда попадался пасущийся скот. В одном из распадков увидели тропу, уходящую наверх, более набитую, чем наша (фото 59). Возможно, она выводит в верховья долины в обход полей с «лопухами». В 11.30 дошли до места старого лагеря на «поляне с большими камнями». Часть группы пошла до кишлака Руфигар за заброской, часть – осталась в лагере. Поход до кишлака и обратно занял в общей сложности всего 3 часа, считая 40-минутное угощение шашлыками с лепёшками в доме у Шакира. Оставшуюся часть дня посвятили отдыху и стирке одежды.
День 8, 17.08.2010, м/н – пер.Захоб (н/к) - слияние р.Ягноб и р.Мал.Барзанги
Выход в 9.20. Как уже упоминалось выше, мы приняли решение повторно пройти пер.Захоб вместо пер.3540. На переправу в этот раз потратили 10 минут против 40 в начале похода. По знакомой тропе шлось очень легко, несмотря на чуть более тяжёлые рюкзаки (фото 60). До места обеда на старом месте добрались к 13.35. На перевале были в 15.10, устроили сеанс связи с Москвой по спутниковому телефону. В 15.55 начали спуск вниз. На «смотровой площадке» над долиной Ягноба были в 17.25. В 18.20 встали лагерем на большой поляне у р.Мал.Барзанги. Координаты лагеря: N 39°12'02.2" E 69°33'31.6" 2989m.
День 9, 18.08.2010, м/н – переправа через р.Мал.Барзанги – снежные мосты через р.Лев.Такали
С утра встали около 7 и пошли осматривать переправу. Прямо рядом с нашим лагерем - спуск к реке, Мал.Барзанги в этом месте образует небольшой разлив и именно здесь, очевидно, переправляются пастухи. Осмотрев переправу, пришли к выводу, что пытаться перейти реку вброд – объективно опасно. Навесную переправу сделать также проблематично, т.к. на берегах отсутствуют надёжные точки крепления верёвки (большие камни, деревья). Разведка вниз и вверх по течению в поисках лучшего места для переправы также не принесла результатов. Так как переправой рядом с нашим лагерем явно постоянно пользуются, решили ждать пастухов с лошадьми, которые рано или поздно должны здесь проехать.
Погода отличная, даже слишком: солнце начало сильно припекать. По этой причине растянули тент, взятый в поход скорее для защиты от дождя. В 10.00 терпение иссякло, и мы были готовы снарядить гонцов в ближайший кош для переговоров, но именно в этот момент к переправе прискакало трое пастухов на лошадях с небольшим караваном ишаков (фото 65). Один из пастухов любезно согласился подождать, пока мы соберём лагерь (фото 66), и помочь нам переправиться через реку на своей лошади. Оказалось, что пастух, узбек по имени Валера, зимой подрабатывает в Москве на стройках. При переправе (фото 67) с одним из наших рюкзаков он случайно уронил в реку свою куртку, которую быстро унесло течением, но, несмотря на это, категорически отказался от какого-либо вознаграждения.
В 10.55 переправа была закончена, и мы продолжили движение по тропе к месту слияния Ягноба и Такали (фото 68). Несложный брод через Ягноб обнаружили в 100 метрах выше слияния двух рек (фото 69, 70). В 12.00, прямо у переправы, решили сделать ранний обед, чтобы заодно просушить ноги.
В 13.35 вышли со стоянки и сразу, в лоб, забрались на холм, разделяющий Такали и Ягноб. Наверху нашли тропу, через 5 минут на развилке свернули в сторону долины реки Такали (фото 71). Тропа идёт левым берегом по плоским террасам, высоко над рекой (фото 72, 73). Практически на каждой террасе – пастухи со стадами овец.
К 16.35 подошли к слиянию рек Пр.Такали и Лев.Такали (Яхсу) (фото 74). В месте слияния – огромная поляна. С тропы открывается прекрасный вид на ледопад пер.Молодость Сибири (3А) (фото 75). Далее продолжили движение по левому борту долины р.Лев.Такали и через 10 минут вышли к снежному мосту (фото 76). Рядом – кош. Прошли метров на 300 дальше и в 17.35 встали лагерем, немного не доходя до второго снежного моста. Координаты лагеря: N 39°14'36.3" E 69°37'53.0" 3203m.
День 10, 19.08.2010, м/н – цирк под верш.Такали
Выход – в 9.40. Продолжили подъём по долине р.Лев.Такали по левому берегу (фото 77, 78). В 10.40 – привал перед довольно крутым подъёмом. Сразу за подъёмом – очередное слияние 2 ручьёв. Перешли вброд левый исток р.Лев.Такали и сделали привал на красивой поляне (11.30).
К сожалению, долго наслаждаться окружающими красотами нам не дали слепни, в большом количестве атаковавшие нашу группу. От поляны поднялись вверх по травяному склону, который выводит на пологий участок с огромными камнями (фото 79). Есть множество тропок, забирающих налево по ходу. По одной из них к 12.30 поднялись к моренному валу, ограничивающему нужный нам цирк перевалов Сентябрьский и Такали Верх. (фото 80). За 1 час преодолели подъём на морену по очень крутому осыпному склону. После большого привала и разведки прошли метров на 300 вперёд и в 14.20 встали лагерем на очень большой плоской поляне, ограниченной двумя ручьями (фото 82). При постановке палаток следует обращать внимание на сухие русла ручьёв, т.к. к вечеру они заполняются водой. Координаты лагеря: N 39°15'46.7" E 69°39'24.8" 3715m.
День 11, 20.08.2010, м/н – траверс Гиссарского хребта – лед.Вост.Волган
Перевальная связка: пер. Такали Верхний (1Б, 4175м) – траверс хребта через верш. 4363,1м – пер. Сентябрьский (1Б, 4357м) [общая сложность 1Б].
Подъём в 6, выход – в 8.25. От лагеря поднялись в верхний цирк и подошли под снежник, где надели кошки. С 9 до 10 поднимались по снежнику, местами крутизной до 25°-30° (фото 85). Далее сняли кошки и в 10.15 продолжили движение по осыпному кулуару плотной группой (фото 86). Осыпь мелкая и очень «живая».
Через 1 час 10 минут перешли на разрушенные скалы слева по ходу, по которым несложным лазанием в 11.55 выбрались на седловину перевала Такали Верхний (фото 88). GPS-координаты перевала: N 39°16'17.5" E 69°39'53.9" 4175m. Перевальный тур не нашли. Обсудив путь спуска с пер.Такали Верх. и варианты подъёма на наш следующий пер. Волган, пришли к выводу, что подниматься второй день подряд по мелкой «живой» осыпи не хочется. К тому же снежник под пер.Волган оказался весь исчерчен следами сошедших камней. Исходя из этого приняли решение идти дальше по запасному варианту: траверс хребта до пер.Сентябрьский (фото 89) и спуск на лед. Волган Восточный. К тому же это экономило нам полдня похода.
В 13.00 вышли на траверс, хребет довольно широкий, идётся легко (фото 93). К 13.45 вышли на ближайшую вершину. Дальнейший путь к верш. 4363,1 м. ведёт через 2 небольшие седловины, которые вполне можно считать самостоятельными перевалами (фото 95). Они выводят из долины Лев.Такали на ледник Проходной (фото 96), отделённый от ледника Белого небольшим отрогом. На траверсе в паре мест пришлось облезать крупные жандармы (фото 97). Лазание несложное, страховки не требует.
В 15.17 вышли на вершину 4363,1 м – точку слияния Зеравшанского и Гиссарского хребтов (фото 98). Отсюда до пер.Сентябрьский – всего 100 метров (фото 99). GPS-координаты перевала: N 39°16'37.4" E 69°39'45.8" 4357m. Тура на седловине перевала не нашли, сложили свой. Спуск на ледник Волган Вост. начали в 16.20 от вершины, т.к. на седловине Сентябрьского – огромный карниз. Первые 15 минут спускались по тропе на осыпи, явно набитой пастухами с ишаками (фото 102). Далее в связках по закрытому леднику за 35 минут добегаем до его пологой части (фото 103). В 17.20 начали постановку лагеря прямо на леднике (до моренных площадок решили не бежать, чтобы не ставиться в темноте). Координаты лагеря: N 39°16'55.6" E 69°40'35.8" 4022m.
Выводы и рекомендации по перевалам и траверсу: пер. Такали Верх. соединяет долины р.Лев.Такали и р.Насруд, пер. Сентябрьский соединяет долины р.Лев.Такали и р.Вост.Волган. Подъём на Такали Верх. из долины Лев.Такали не очень приятный (мелкая «живая» осыпь). Также надо внимательно следить за склонами: по соседнему с нашим кулуаром (левее по ходу) постоянно сходили камни. Седловина узкая, мест под бивуак нет. Пер. Сентябрьский – совсем несложный, поэтому активно используется пастухами для перегона скота. При желании на седловине можно поставить пару палаток. Оба перевала соответствуют заявленной категории сложности – 1Б. Траверс между этими двумя перевалами идёт по широкому осыпному гребню, местами по разрушенным скалам. Страховки не требуется, сложность траверса – 1Б. При этом мы не рекомендуем ходить данный траверс в походах 2 к.с., т.к. несмотря на относительную техническую простоту, прохождение занимает довольно много времени: 9 часов от стоянок в верхнем цирке до лагеря на леднике. Менее подготовленная группа может затратить и больше времени.
Часть 2 >>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||