Автор: Михаил Хоменюк, Дахаб.
Сванетия 2011. Трекинг к подножию Ушбы
После горячей египетской зимы захотелось перезимовать лето. Сначала я собирался поехать на пик Коммунизма. Но операторы честно предупредили, что в этом сезоне, в связи с политической ситуацией в Таджикистане сезон на поляне Москвина не состоится. Приэльбрусье тоже закрыто на неопределённый срок. Я пребывал в некотором недоумении по поводу планов на лето, и тут Андрей Плис мне предложил: « Поехали в Сванетию, на Ушбу». «Так ведь в Грузии вроде бы было всё плохо?» « Да, было плохо, но теперь мир изменился, и в Грузии всё хорошо!» Я поверил Андрею, и мы поехали в Грузию, и убедились – да действительно в Грузии всё хорошо. Об этом собственно и рассказ.
Лететь в Тбилиси из Москвы лучше через Киев. Так получается дешевле. Грузинскую визу на месяц можно получить в аэропорту по прибытии. Виза стоит 30$. Грузинские деньги называются «Лари». За 1000 рублей дают 50 – 56 лари. Рубли меняют в некоторых обменниках, но выгоднее менять доллары или евро. В Тбилиси мы останавливались в хостеле Ирины Джапаридзе. Койка на ночь стоит 20 лари. По пути туда нас поселили в восьмиместной комнате, где кроме нас жили израильтяне, турки, швейцарцы, и кажется корейцы. Атмосфера очень дружелюбная, приятная. На обратном пути нас поселили в трёхместном номере за те же деньги. В Тбилиси можно купить газ для горелки в одном единственном магазине, ну и конечно газа в магазине может не оказаться. Мы покупали газ у наших соседей по комнате – турецкой команды, возвращавшихся с Казбека. Продукты тоже закупали в Тбилиси, так как в Местии – столице Сванетии можно купить только самое необходимое: чачу (восхитительный напиток – продавец зачерпнул из бочки нам на пробу полстакана и мы сразу взяли три литра:)), вино, мёд, кое-какие крупы, макароны, овощи. Местные сим-карты мобильной связи тоже надо покупать в Тбилиси, так как в Местии они не продаются.
Попасть из Тбилиси в Местию можно тремя способами:
- 1) На самолёте (билеты раскуплены на неделю вперёд).
- 2) На поезде до Зугдиди (билеты раскуплены на два дня вперёд) и дальше на маршрутке.
- 3) На маршрутке от ж.д. вокзала за 30 лари с человека (наш выбор).
Выглядит это так: маршрутки отправляются от вокзала около пяти утра. На месте посадки желательно быть за час, а то можно не уехать. Народ забивается в маршрутки плотно вместе со скарбом и детьми. Ехать около 10-ти часов. По дороге было две остановки у придорожных кафе. От Мести до посёлка Мазери такси стоит 50-70 лари за машину. Время в пути менее часа.
В Местии на центральной площади, куда приходит маршрутка, расположен информационный центр. Там нам дали визитку отеля «Мазери». Поскольку других идей, где расположиться в Мазери, у нас не было, мы отправились туда. Общий план мероприятия у нас получился такой: мы с Андреем пытаемся взобраться на Ушбу с севера по классической 4А, ну и как программа максимум – пройти траверс до Южной вершины, а в это время жена Андрея Светлана наслаждается альпийскими пейзажами, базируясь в отеле, и по возможности поддерживает с нами связь. Времени на всё у нас было две недели. С помощью местных жителей удалось найти отель. Мазери – маленькая деревушка, и названий улиц в ней нет, а также нет, ни магазинов, ни кафе, никакой инфраструктуры, за исключением нарзанового источника чуть дальше деревни, да указательных столбов на грузинском и английском языках с направлениями на окрестные достопримечательности. Отель «Мазери» оказался семейным отелем семьи Валерия Джамделиани. Мы были первыми посетителями отеля, и нам сделали супер-льготный прайс. Гостеприимные хозяева сделали, всё, чтобы наше пребывание в Мазери было комфортным, а уж кормили просто исключительно, да ещё и сухпаёк на выходы давали. СПАСИБО им БОЛЬШОЕ!
Для того чтобы подняться к Ушбинскому леднику надо получить пограничный пропуск. Сделать это можно на погранзаставе в Мазери. Пропуск потом спросят на посту перед началом подъёма к водопаду и Ушбинскому леднику. Процедура получения пропуска занимает минут десять. Пограничники, как и все, кого мы встречали в Грузии относятся к туристам очень дружелюбно, особенно узнав, что мы из России. Старшее поколение почти все знают русский язык. Многие служили, учились, работали в России в советские времена. Молодёжь лучше владеет английским языком.
Первые два дня мы делали заброску и акклиматизировались. Тропа к леднику проходит по альпийским лугам мимо живописного водопада. Потом день отдыхали. Погода стояла прекрасная. Потом выдвинулись на гору. Местные жители предсказывали, что погода продержится ещё неделю. На лугах в полном разгаре шёл сенокос. Пока шли до заброски, на небе не было ни облачка. Как настоящие мажоры мы наняли лошадь за 70 лари, довезти наши не слишком тяжёлые рюкзаки до водопада. Следующим днём собирались поставить штурмовой лагерь на подушке. Здраво оценив свои силы, учитывая отсутствие надёжной связи и спасотряда, решили ограничиться Северной вершиной и идти наверх только при хорошей погоде.
Старая сванская примета: может стоять хорошая погода, но как только кто-нибудь начинает лезть на Ушбу, погода резко портится. Так случилось и у нас. На подходе к Ушбинскому перевалу опустились тучи, и начался град. Мы решили откатиться немного назад и поставить лагерь на скальном острове на оборудованных площадках. Остров находится на полпути от подножия стены до перевала. Подниматься на него лучше слева по снежным склонам, а не справа по разорванному леднику. Ночью случилась гроза. Молнии сверкали каждые двадцать секунд. Глаза слепило в палатке даже сквозь закрытые веки. Следующим утром мы увидели четыре фигуры, спускавшиеся с перевала. Оказалось, что это латыши. Они ночевали на подушке в самом эпицентре грозы. Одну из двух палаток у них сорвало.
Ещё три дня мы ждали погоды на нашем острове. У нас росли ромашки, и их периодически засыпало градом. Среди камней и ромашек жила мышь. Не понятно, как она туда попала и чем питалась. Далеко внизу, у подножия стены появилась одинокая красная палатка. Когда мы проходили пост, пограничники нам рассказали про спортсмена одиночку из Молдавии, который прошёл пост раньше нас. Периодически мы выходили на край скалы посмотреть на соседа. Однажды, когда немного перестало мести, мы вышли на ледник полазить по ледяной стенке. Завернули уже пять буров по отвесу, когда откуда-то сверху прилетела ледяная плюшка размером с хороший рюкзак. Мы смекнули, что это была не очень хорошая идея. Начавшийся вскоре град подтвердил нашу догадку.
Мы сидели до последнего, с расчётом спуститься в Мазери к контрольному сроку. С места нашего лагеря связи не было ни по мобильному, ни по рации. В один из дней Светлана в компании со швейцаркой Марианной, с которой мы познакомились ещё в Тбилиси, поднялась до ночёвок над водопадом, и оттуда вышла с нами на связь по рации. С этого же места можно связаться по мобильному с Мазери. В последний день погода была с утра более-менее, и мы поднялись погулять по Ушбинскому плато. Подъём по леднику от нашего лагеря занял около двух часов. Ледник сильно разорванный, но вполне проходимый. Перемещение по нему напомнило ребус из журнала Мурзилка: «Помоги альпинисту найти дорогу к его палатке». Часам к двенадцати всё опять стало затягивать облаками. В этот день наш сосед снизу, Михаил из Кишинева, в одиночку сходил на Северную Ушбу. По его словам путь по гребню к вершине он искал по GPS в густом тумане. Молодец!
Ни времени, ни продуктов у нас уже не оставалось, а погода так и не собиралась налаживаться, и мы двинулись вниз. На леднике метрах в трёхстах от стены обнаружили вытаявшие из ледника останки альпиниста в полном снаряжении. Судя по снаряжению можно предположить, что с момента аварии прошло около тридцати лет. Ниже по леднику метров на пятьсот, ещё на подъёме мы обнаружили вытаявшую палатку-серебрянку, и около неё подобное снаряжение – лесенки, карабины. Рядом с палаткой лежало три ботинка вибрама австрийского производства, и один такой же ботинок был возле трупа. Мы сообщили о находке пограничникам, и они обещали останки захоронить.
На обратном пути мы провели один день в Местии. Город активно строится. Уже действует несколько современных отелей, запущена канатная дорога, и подготовлены горнолыжные трассы. Есть возможность взять в прокат велосипеды. И днём и ночью идёт строительство автомобильной дороги Зугдиди – Местия. Мы посетили музей Михаила Хергиани. Очень интересно! Кстати, улица Михаила Хергиани на сегодняшний день единственная заасфальтированная улица в Местии. Ночевали в гостевом доме Эка Чартолани. Койка-место с полным питанием стоит 35 лари. Очень хорошо! Отъезд на маршрутке в Тбилиси происходит уже более организованно – маршрутка собирает пассажиров непосредственно от мест проживания по предварительной договорённости.
Общий вывод: в Грузии, и в частности в Сванетии, в настоящее время активно развивается туризм. Мы встречали туристов из Украины, Молдавии, Польши, Турции, Швейцарии, Израиля. Обстановка спокойная, дружелюбная, местное население настроено гостеприимно. Цены умеренные, еда вкусная, договориться можно на русском или английском языке.
Вот такая вот история с географией.
Контакты в Грузии:
- Магазин в Тбилиси, где можно купить газ. (Лучше заранее связаться и уточнить наличие)
- Str. Mitskevichi. 68 тел.:(+99532)371919
- Гостевой дом Ирины Джапаридзе в Тбилиси: 19/b/3, Floor, Ninoshvili str.Tbilisi 0112. Тел.: +995322954716 . E-mail: irina5062@gmail.com Skype: ira_japaridze, сайт, объявление в сети
- Отель Мазери: тел.:(+995)555525675 (+995)577514481
- Местия, гостевой дом Эка Чаторали: Eka Chatorali Boarding House, Georgia, Mestia, Lechtagi str. 19. Mob.: (+995599)726719
|