Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 к.с. по Памиру летом 2010 г. 2/2
Продолжение. Начало здесь перевал Шагазы2Б, 4656 N 39.0525 E 71.6024
Расположен в северном отроге хребта Петра Первого, хребте Шагазы. Соединяет правый исток ледника Шагазы и ледник Вера. Пройден с запада на восток.
Описание дано от левобережной террасы ледника Шагазы до верховьев ледника Вера. От широкой травянистой левобережной террасы долины Шагазы на траверсе перевала Мук хорошо виден выход на перевал Шагазы (фото 2.1). Пересекаем ледник и выйдя на гребень правобережной, морены (подъем по конгломерату 25…30м), спускаемся по травянистому склону вниз-вправо. Дальше путь лежит вдоль ручья до конца морены, затем по средней осыпи к основанию снежных кулуаров, спускающихся правее ледника под перевалом (фото 2.3). Выбрав для движения наиболее широкий и пологий кулуар, (правый по ходу, крутизна 15…25°, фото 2.2) продолжаем подъем. По мере подъема крутизна увеличивается, снег становится глубже, идем серпантином, выбивая ступени (фото 2.4). После выхода солнца на склон, с окружающих гребней начинается обстрел камнями. Выходим на скально-осыпной гребень слева по ходу и продолжаем подъем по нему свободным лазаньем. Выше, крутизна гребня около 45°, провешено 5 веревок по сильно разрушенным скалам, закреплены на выступах камней и крючьях (фото 2.5, 2.6). Заночевав на скально-осыпной полке в правой части гребня (фото 2.7), с утра вышли в снежный кулуар справа от гребня. Крутизна склона ~ 40°. На ледорубах провешено еще 4 веревки (фото 2.8). Возможен был путь по этому кулуару снизу, этот вариант может дать выигрыш по времени, так как крутизна в этом варианте выше только внизу и длина участка с перильной страховкой, вероятно, будет меньше (фото 2.2, зеленая линия). Снова выходим на скально-осыпной гребень, по которому продолжаем подниматься до выполаживания на его конце. К выполаживанию вышли в 1130 (высота 4355 м). Учитывая, что до перевала еще около 300 м по высоте и больше половины из них требуют перильной страховки, ночевка на седловине перевала невозможна и на спуске тоже требуются перила, принимаем решение встать на бивак и обработать перевальный взлет. Перевал имеет 3 седловины, решаем двигаться к ближайшей. Поднимаемся по снежному склону (~35°), вытаптывая ступени, вправо вверх в направлении перевала, внизу видны разрывы обойденного нами ледника, когда крутизна увеличивается до 45°, начинаем вешать веревки (фото 2.9). До границы скального пояса провешено пять веревок. Четыре закреплены на ледорубах, верхняя – на скальных крючьях. С утра поднявшись под навешенные накануне перила, проходим по ним 5 веревок вверх, провешиваем еще 3 (первая на ледобуре, и еще 2 на ледорубах) и выходим по снежно-ледовому кулуару на седловину (фото 2.10, 2.11). Седловина – узкая щель в скалах, переход на две соседних по острому скально-снежному гребню затруднен (фото 2.12). С перевала видны на западе вершины подков Шагазы и Музгазы, на востоке долина Суграна затянута облачностью. Тур в левой части седловины пуст, оставляем свою записку. Закрепив веревку на скальном выступе в левой части седловины, начинаем спуск по скале (фото 2.14, 2.15), вторая веревка выводит на снежно ледовый участок (~50°, крепим на ледобуре, фото 2.16), затем спуск снова идет по скале, очень круто, течет вода (фото 2.17). Пройдя так веревку, мы траверсируем скальный склон по узкой полке вправо (еще одна веревка, фото 2.18) и спускаемся в узкий снежный кулуар. Кулуар крутизной до 45°, в центре него желоб, вырытый падающими камнями. Осторожно, выставив наблюдателя, пересекаем желоб. Продолжаем спуск по правому борту кулуара, провесив до небольшого бергшрунда и через него еще 4 веревки (ледорубы, фото 2.19). Всего на спуск повешено 8,5 веревок. Ниже бергшрунда по крутому снежному склону спускаемся на ледник Вера (фото 2.21). Утром разглядываем перевал Шагазы с подъема на Комсомолец Кубани и приходим к выводу, что поднявшись на правую, самую высокую седловину (фото 2.2) можно спуститься на ледник Вера проще, чем пришлось нам.
перевал Комсомолец Кубани 2Б, 5000 N 39.0389 E 71.6005
Расположен в восточном отроге хребта, Шагазы, восточнее вершины 5095 м. Соединяет верховья ледников Вера и Надежда. Пройден с севера на юг.
Описание дано от верхнего цирка ледника Вера до среднего течения ледника Надежда. Утром погода неустойчивая. Идет мелкий снег. От места ночевки под перевалом Шагазы поднимаемся в связках влево-вверх (по ходу, ~20°) выходя на небольшое снежное плато под пиком 5220 м. Открывается красивый, хоть и пасмурный вид на ледники бассейна Сугран (фото 3.3). Согласно имеющимся у нас описаниям, дальше группы двигались вдоль гребня хребта Шагазы в направлении пика 5220 м под которым на ледовом склоне (45…50°) в зоне крупных разломов вешалось около 200 м перил с преодолением ледовых стенок (красная линия на фото 3.1, зеленая линия на фото 3.2). Произведя разведку, мы приняли решение выйти на гребень, ограничивающий плато справа и, поднявшись по нему до начала зоны разломов, траверсировать склон влево по ходу, обходя ее (фото 3.1, зеленая линия, 3.4, 3.6). Продолжаем подъем справа от разломов, перейдя на попеременное движение связок (фото 3.7). На наиболее крутых участках провешено 1,5 веревки перил (фото 3.8). По количеству затраченной работы, очевидно, что оптимальным является наш путь подъема к перевалу. По мере набора высоты глубина снега увеличивается и становится выше колена. Видимость окончательно пропала, не дойдя до перевала, останавливаемся на бивак в снежной мульде, высота 4906 м. Утром с места бивака поднимаемся в связках попеременно через зону крупных разломов, крутизна склона около 30° (фото 3.11), движемся сначала вправо по ходу, а затем по гребню влево, выходим на широкую снежную седловину перевала, тур у полосатого камня в центре. Снята записка группы туристов Зеленоградского турклуба под руководством Бикташева И. от 21.07.1990 года (Девятнадцатилетней давности!). На перевале нас снова накрывает туман (фото 3.12). Спуск с перевала на юг, на ледник Надежда, идет по широкому снежному галстуку средней крутизны (30…35°, фото 3.13). Снег глубокий, ступени формируются легко. Через 250 м (по высоте) надо траверсировать вправо в обход скального обнажения (фото 3.15)и снова вниз, на верхнее плато ледника Надежда (4523м). При дальнейшем спуске по леднику, проходим по центру небольшой ледопад, движемся одновременно в связках (фото 3.15). По старым описаниям на траверзе перевала Тамара начиналась срединная морена, сейчас все покрыто снегом и моренные гребешки просматриваются значительно ниже пер. Надежда. Почти напротив перевала Надежда в левой части ледника озеро, недалеко от которого по центру ледника мы встаем на бивак.
коричневая линия – путь групп В. Фота (отчет 4294) и С. Бухарова (отчет 4563) зеленая линия – путь группы, зеленый квадрат – места ночевок
красная линиия – путь группы зеленая линия – возможный путь подъема на перевал
перевал Надежда 2Б, 4464 N 39.0077 E 71.6178
Расположен в хребте Петре Первого. Соединяет ледники Надежда и Девлохан. Пройден с севера на юг.
Описание дано от среднего течения ледника Надежда до озера в кармане левобережной морены ледника Девлохан. Хребет Петра Первого на том участке, где расположен перевал Надежда, представляет собой крутой заснеженный гребень, с которого сползают несколько коротких ледничков. Начало подъема на перевал Надежда со стороны одноименного ледника лежит в конце длинного заснеженного скального гребня непосредственно перед скальной вершиной высотой 4700 метров. Здесь есть две седловины: левая по ходу, более низкая, подъем на которую затруднен карнизом, и правая по ходу – более высокая (склон здесь круче и снега на склоне мало) (фото 4.1). Ночевали под взлетом (фото 4.2). С вечера начал идти снег, ночью еще усилился, разразилась гроза. Утренний выход пришлось отменить. Часам к одиннадцати выглянуло солнце и со всех окрестных склонов начали сходить лавины. С левой по ходу седловины перевала Надежда тоже спрыгнула небольшая лавина, а с правой по ходу, один за одним, сошли несколько селевых потоков. Глядя на это, из соображений безопасности, решили подниматься на левую по ходу седловину. Во второй половине дня, когда склоны очистились от снега, связка вышла на обработку склона. С места бивака просматривается весь путь к перевалу Надежда. Начало подъема по лавинному выносу и крутому снежному склону в обход небольшого бергшрунда (фото 4.4). Потом маршрут, уходя из лавиноопасного кулуара, проходит по левому по ходу, слабо выраженному скально-снежному контрфорсу, и упирается в гребень хребта, несколько левее и выше собственно перевала. Выйдя в левую по ходу часть кулуара, провесили 5 веревок на ледорубах (крутизна ~45°). На следующий день по вытоптанным накануне ступеням начинаем подъем, далее поднимаемся по закрепленным перилам (фото 4.5). Провешиваем еще 9,5 веревок по снежному контрфорсу, крутизна склона увеличивается в верхней части до 50° (фото 4.6), снег глубокий, выбиваем ступени, веревки, закреплены на ледорубах. Временами идет снег, по мере подъема ветер набирает силу. Карниз на седловине обходим слева по ходу и выходим на гребень метров на 30 выше перевала (фото 4.7). С гребня открывается отличная панорама как на пройденный ледник Надежда, так и на вершины, окружающие ледники Девлохан и Гандо и виднеющийся за ними за ними Дарвазский хребет (фото 4.8, 4.9). Спустившись на широкую снежную седловину пер. Надежда, в туре обнаружили записку группы Московского туристско-альпинистского клуба «Торпедо» прошедших перевал 21.07.1991 г., руководитель Ю. Савин. Спуск с пер. Надежда простой, сначала по снежному склону, крутизна постепенно уменьшается с 30 до 15°, затем по мелкоосыпным и травянистым (~25°) склонам (фото 4.11). Далеко внизу видно озеро (фото 4.10). Озеро проточное, в него впадает ручей, около которого мы и встаем на бивак.
перевал Сугран (Пеший Южный )2А, 4339 N 38.9776 E 71.6569
Расположен в хребте Петре Первого на его участке, имеющем почти меридиональное направление, севернее пика Направляющий. Соединяет ледники Девлохан и Сугран. Пройден с запада на восток.
Описание дано от озера в кармане левобережной морены ледника Девлохан до места впадения в Сугран реки Шини-Бини. С запада, со стороны ледника Девлохан, хорошо видны, две седловины перевалов Пеший – Северный и Южный, лежащие в разных цирках, разделенных довольно длинным осыпным гребешком (фото 5.1). Оба цирка очень похожи друг на друга. Они выглядят как два неглубоких осыпных кара с плоским, полого поднимающийся дном. Идя к Южному Пешему, озеро, возле которого ночевали, обходим справа, и продолжаем спускаться по травянистой террасе, перерезанной руслами ручьев, стекающих с левого борта долины. Трава местами высокая, встречаются заросли кустарника (ива, арча). Из долины отчетливо виден ведущий в цирк перевала кулуар и тропа левее кулуара (фото 5.2). Чтобы не сбрасывать высоту по долине к началу тропы, начинаем траверс вправо-вверх по травянистому склону (~25°), затем спускаемся в кулуар, ведущий к перевалу. В кулуаре местами осыпь, местами снег, по нему выходим в широкий снежно-осыпной цирк и подходим под взлет, придерживаясь его правого по ходу края. Крутизна подъема невелика, путь удобен, замечательный обзор (фото 5.3, 5.4). У перевала Пеший Южный две седловины, выбираем левую по ходу. По снежно-осыпному склону (осыпь в верхней части, живая) крутизной до 30°, поднимаемся серпантином (фото 5.5). Седловина перевала широкая, осыпная, со стороны ледника Сугран на ней висит снежный карниз. Поскольку проведенная небольшая разведка показала, что для спуска понадобятся перила, и засветло спуститься не удастся, решаем заночевать на перевале и начать спуск утром (фото 5.6). Тур сложен на скалах между левой и правой седловинами. Снята записка одиночки из г. Москвы Волкова С. от 17.08.1992 года. С левой седловины по широкому снежно-осыпному гребню переходим на правую (фото 5.8), и в ее самой правой части, где карниз меньше всего, начинаем спуск (фото 5.9, 5.10). По снежному склону ~45° на ледорубах повешено 3 веревки перил. По имеющимся у нас описаниям спуск идет по осыпи, пешком. И очевидно, что необходимость применения перил на спуске, повышает категорию трудности перевала (по классификатору 1Б*) до 2А. Продолжаем спуск по осыпному кулуару плотной группой (камни из-под ног), ниже еще один участок крутого снежника (фото 5.11) выводит нас к леднику Сугран. Пересекаем левобережную морену и выходим на открытый лед, продолжаем спуск по нему до поворота, уходим вправо и пересекаем гребень срединной морены ледника. Снова портится погода! Выйти на лед правее нее не удается из-за преграждающей путь крупной промоины, через которую были повешены перила, крепились на ледобурах (фото 5.13, 5.14, 5.15). Первый прошел лазаньем (кошки, ледовые молотки, через ручей по снежной пробке), рюкзаки переправлены отдельно. Продолжаем спуск по открытому леднику вдоль правого борта. Ниже ледник укрыт моренным чехлом (бугры, разломы местами жидкая грязь, фото 5.16). К ночевке спустились на песчаные площадки у правого борта ледника выше места впадения в Сугран реки Шини-Бини (фото 5.17).
красная линия – путь группы зеленая линия – возможный путь спуска
перевал Белькандоу н/к, 3402 N 38.9776 E 71.6569
Расположен в боковом отроге, разделяющем долины рек Кандоу и Сугран, и позволяет обойти каньон, который образует р. Сугран при впадении в р. Муксу. Пройден с востока на запад.
Описание дано от места впадения в Сугран реки Шини-Бини до кишлака Девшар. Согласно имевшимся у нас описаниям и картам (в том числе и топографическим) язык ледника Сугран находится выше впадения реки Шини-Бини в р. Сугран и после переправы через Шини-Бини правым бортом долины Суграна идет тропа. В настоящее время ледник Сугран продвинулся вперед (по нашим оценкам на ~3,5 км) и река Шини-Бини уходит под ледник, укрытый моренным чехлом (фото 6.1). Место впадения реки и скальный отрог ниже обходим по леднику и по конгломератному склону ~ 35° выходим на травянистую террасу правого борта (фото 6.2). Временами видны участки тропы. Пересекаем сай, облачно, но дождя пока нет и склоны саев сухие и плотно сцементированы. Второй сай у самого языка ледника не позволяет выбраться на нижний его борт (фото 6.3). Найдя место для спуска в него в быстром темпе спустились по его дну (надев каски и выставив наблюдателя, хотя погода селей не обещает – ни дождя ни солнца 6.4, 6.5), проходим по рантклюфту между краем террасы и языком ледника (язык сейчас лежит напротив потока с ледника Вера, фото 6.6) и выходим на галечную террасу, образованную разливами реки Сугран (фото 6.7). Продолжаем спуск правым берегом реки Сугран. Там, где к долине Суграна примыкает ущелье Гюльчат, есть небольшое озерцо, возле которого перекусываем. Через поток Гюльчатсу переправляемся по камням (фото 6.9) и продолжаем идти вдоль Суграна по галечным и песчаным террасам. Тропа, показанная на карте, по-прежнему, отсутствует. Ледник Бырс, который тропа ранее обходила, также немного двинулся вперед и дошел до р. Сугран, в которую довольно круто обрывается его конечная морена (фото 6.7). Выходим на конечные морены ледн. Бырс по конгломератному склону (фото 6.10). Пересекли несколько моренных гребней (крупные камни), перепрыгнули через три, довольно мощных, потока и по заросшему травой правому склону морены под начавшимся дождем левым берегом реки Бырс спустились к месту ее впадению в Сугран (фото 6.11). Здесь, подровняв песчаные площадки, встаем на бивак. Вода в ручье, в реке Бырс вода мутная. С утра дождь и туман. Вдоль ручья в березовой роще поднялись на травянистую террасу правого берега и вышли на тропу (фото 6.12, 6.13). По хорошо набитой тропе проходим еще один сай, хижину Гурского (фото 6.16) и почти сразу за ней развилка – нам к мосту влево. Тропа спускается к реке серпантином, затем траверсирует крутой берег. Метров за 500 до моста ручей со слегка минерализованной водой – это последняя вода почти до самой седловины пер. Белькандоу. Обедаем и набираем фляги. Мост над каньоном р. Сугран (метрах в 30 над водой) сделан из арчевой плетенки и засыпан глиной (фото 6.17, 6.18). От моста по очень крутой тропе (~ 35°, 80 м) выходим на левобережную террасу. Пройдя по террасе метров 500, начинаем подниматься к перевалу Белькандоу по тропе, местами через заросли шиповника по довольно крутому до 30° склону (фото 6.19). Вверху тропа раздваивается. На седловину перевала – вправо по ходу. Продолжает временами идти дождь. Спуск по пологой конной тропе. В ста метрах ниже перевала – крупная летовка (фото 6.22). От перевала до долины Муксу сбрасываем более километра и в сумерках встаем лагерем возле кишлачка Кандоу. Вечером нас навещает живущий в нем егерь Юсуп. От кишлачка начинается грунтовая дорога, исправных машин нет. Утром по дороге, перейдя ручей Иргет вброд по щиколотку, левым берегом реки Муксу идем до кишлака Девшар. Здесь погранпост и можно нанять машины.
9.Выводы и рекомендации
Нами пройден маршрут в подзабытом в последние 20 лет районе – самой западной части хребта Петра Первого (чаще всего туристы, стремящиеся к семитысячникам, в район ледников Фортамбек и Федченко заходят в район через пер. Белькандоу и уходят вдоль Муксу на восток). Отсутствие свежих описаний и тем более GPS-координат перевалов потребовало очень внимательного просмотра и разведок пути движения. В сравнении с имеющимися картами и описаниями произошли подвижки ледников (ледник Сугран двинулся вперед на 3,5 км!), исчезли некоторые тропы, мосты, перестали существовать выровненные туристами 1970..80 годов стоянки. Группой за очень короткое время – 16 дней похода пройдено 6 перевалов высотой от 3400 до 5000 м, из них 3 перевала – категории трудности 2Б, 1 перевал – категории 2А , 1 – категории 1Б и один некатегорийный. Сезон 2010 года был очень снежный, как следствие, лавиноопасными стали многие перевальные взлеты (под перевалом Надежда нам даже пришлось пережидать сход лавин, остановившись на вынужденную дневку). Весь поход стояла очень плохая для Северо-Западного Памира погода – нам достались туман, снег, дождь и всего два ясных дня за весь поход. Не смотря на это, группа уверенно прошла маршрут, уделяя много внимания обеспечению безопасности. Пройденные нами перевалы дают возможность хорошего обзора района и довольно разнообразны по технике прохождения (только ледового рельефа было мало, год снежный). Район похода – красивый и интересный, и мы надеемся, что проведение горных походов в нем (западнее долины Суграна возможно планирование маршрутов от 3 до 6 категорий сложности) возобновится.
10.Дополнительные сведения
Общественное снаряжение
Личное снаряжение
Ремнабор
Включал в себя швейный набор (разной толщины и размера нитки, иглы стропы, резинки, лоскуты тканей), фурнитуру (в том числе два запасных самосброса для поясника рюкзака), два вида клея, набор для ремонта ботинок и кошек, запчасти и ключ для мультитопливных горелок, напильник. Вес ремнабора – 0,9 кг.
Продукты.
Раскладка на поход была составлена и собрана из расчета 600 г на человека в день. В качестве основного блюда завтрака была молочная каша (пшеничка, гречка, овсянка, пшено) все в виде хлопьев. Основное блюдо перекуса – суп, 30 г. на человека (борщ, горох, грибной, вермишель, рассольник). Ужин: гречневая каша, макароны, рис, картофельное пюре. С мясом. Мясо брали сушеное – сушили сами и сублимированное (примерно пополам). На несколько раз, для разнообразия были взяты сублимированные печень, курица и творог, всем очень понравилось. Сухое молоко в кашу и мясо бралось из расчета 20 г на человека в день. Масло взяли двух видов – примерно половина постное, остальное – топленое сливочное масло, упакованное в пластиковые банки. Колбаса (твердокопченая), сыр, сало, бастурма брались к завтраку и перекусу. В общей сложности по 60 г на человека в день. Сухари по 3 штуки в день на каждого. В качестве витаминных добавок брали лук и чеснок. Компоты из сублимированных ягод порадовали всех – жаль, мало взяли. Чай, сахар кусковой, взяли по 15 г на завтрак и по 30 г. на ужин. Из остального: сушки, сладкие сухари, печенье, конфеты – к завтраку и ужину примерно по 15 г. Орехи, сухофрукты, леденцы, восточные сладости, шоколад – в перекус. Часть перекуса, а в сложные дни весь, выдавался утром, чтобы особо голодные участники могли пожевать на ходу. Приправы: перец черный и красный, хмели-сунели, смесь для плова, карри.
Аптечка
Общий вес аптечки – около 2,5 кг
11.Смета похода
Билеты на самолёт каждый покупал сам, приблизительная стоимость 19500 руб. в оба конца (с учетом сдачи билетов до г. Ош). Перевес в аэропорте обошёлся в 20670 руб. (2300 руб. на чел.) Еда: На сублимированные продукты потрачено 10570 руб. (1170 руб. на чел.). На обычные продукты потрачено 18540 руб. (2060 руб. на чел.). Итого еда: 29110 руб. (3230 руб. на чел.). Аптечка: 2500 руб. Батарейки: 780 руб. (для раций, GPS – навигатора, фотоаппаратов) Бензин: 107 сом. = 740 руб. Каждый участник выдал на оплату регистрации, погранпропусков, заезда до кишлака Мук, услуг встречающего от турфирмы по 160 $ (в сумме 1440 $ = 43490 руб.) и по 1000 руб. (в сумме 9000 руб.) За обратную дорогу заплатили из общей кассы 1050 сом. = 7250 руб. (когда ехали на УАЗах), а также 250 $ = 7550 руб. (когда ехали на микроавтобусе). Итого обратная дорога обошлась в 14800 руб. (1640 руб. на чел.) За трёхдневное проживание в гостинице каждый заплатил по 60 сом. = 410 руб. (в сумме 3690 руб.) Общий бюджет похода: 291280 руб. (32360 руб. на чел.) В общую сумму не включены деньги, потраченные на питание участников похода в Душанбе. На момент похода курс валют составлял: 1 $ = 30,2 руб. 1 сом. = 6,9 руб.
12. Литература.
1. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня. под ред. А. Джулия. – М.: «Прест», 2001. 2. Отчеты из библиотеки МГЦТК (http://www.tlib.ru): · 3105 – Жаринкова, 1976 г. · 4176 – Ивакин, 1981 г. · 4294 – Фот, 1983 г. · 4563 – Бухаров, 1985 г. · 4900 – Карнаухов, 1987 г. · 4971 – Карпов, 1988 г. · 4974 – Викторов, 1987 г. · 5030 – Пирогов, 1988 г.
13. Схема маршрута.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||