Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: Н.Б.Новинский, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Ц.Кавказу (С.Осетия) в июле 2009 г.

ОТЧЕТ

о горном туристском путешествии

по Центральному Кавказу

(массивы Тепли, Казбек)

по маршруту

пос. Цасем - р. Нар – р. Льядон – л. Сев. Нар - пер. Сталь зап. (2А,3450) – л. Архон Зап. - пер. Боковой (1Б, 3300) – л. Архон Вост. - пер. Хетагурова (3А,3780) – л. Тепли – Р. Бугультадон – пос. В. Фиагдон – пос Фазикау – пос. Джимара – р. Мидаграбин – л. Мидаграбин – пер. Суатиси – пер. Джимарайский (3А, 4365) – л. Ср. Суатиси – пер. Суатиси ср.(2А) – л. Суатиси – пер. 50лет СССР (2Б) – л. Майли – ночевки ОЖД – л. Майли – р.Геналдон – пос Кармадон

пройденный группой туристов

под руководством

Новинского Николая Борисовича

Пройденный маршрут соответствует 5 к.с.

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

1.1. Сведения о нитке маршрута

Вид спортивного туризма:

горный

Время проведения:

С 13 июля по 1 августа 2009 года

Место проведения:

Центральный Кавказ

Продолжительность путешествия:

21 дней, в т.ч. 21 активной части маршрута, из них:

- 15,5 ходовых дня

- 0,5 дневки

- 5 отсидок

Протяженность маршрута:

174 км

Категория сложности:

5 к.с.

Пройдено:

перевалов: 5, из них: 3-А к.с.- 2 2Б к.с - 1 (одна связка),

2-А к.с – 2

Количество забросок:

Одна

Нитка маршрута:

пос. Цасем - р. Нар – р. Льядон – л. Сев. Нар - пер. Сталь зап. (2А,3450) – л. Архон Зап. - пер. Боковой (1Б, 3300) – л. Архон Вост. - пер. Хетагурова (3А,3780) – л. Тепли – Р. Бугультадон – пос. В. Фиагдон – пос Фазикау – пос. Джимара – р. Мидаграбин – л. Мидаграбин – пер. Суатиси – пер. Джимарайский (3А, 4365) – л. Ср. Суатиси – пер. Суатиси ср.(2А) – л. Суатиси – пер. 50лет СССР (2Б) – л. Майли – ночевки ОЖД – л. Майли – р.Геналдон – пос Кармадон

Руководитель группы:

Новинский Николай Борисович

Количество участников:

8 человек (всего 9)

Маршрутная книжка:

1/3-502

МГЦТК

Отчет:

В библиотеке МГЦТК

1.2. Состав группы

№ п. п.

Фамилия, имя,

отчество

Год рождения


Туристская подготовка*

Обязанности в группе,

1

Новинский

Николай Борисович

1.10.1966

6 – Р(Матча)

Руководитель

2

Смирнов Евгений

Вячеславович

13,11,1983

4 – У(Матча)

Фотограф

3

Галущенко Денис Николаевич

30.11.1976

4 – У(Матча)

Снаряженец

4

Кравцов Сергей Борисович

27.01.1952

4 – У(Матча)

5

Федосеев Юрий Владимирович

16.08.1984

4-У(Ц. Кавказ)

6

Войлов Владимир Витальевич

15.03.1965

5-У(Ц. Кавказ)

7

Виданов Виталий Львович

23.04.1980г.

4-Р(Киргизия)

8

Сотникова Анна Леонидовна

10.05.1988г.

4-У(Киргизия)

Завхоз

9

Рябов Сергей

Александрович

02.02.1991г.

4-У(Киргизия)

2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ.

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

Замечания по походу.

Поход проходил достаточно рано (по обычным меркам) в период с 12 по 31 июля.

При выборе времени путешествия с одной стороны хотелось, чтобы было больше снега, поскольку определяющие перевалы планировались снежно-ледовые. С другой стороны обычно в конце июля на Кавказе устанавливается стабильная, хорошая погода. И если с количеством снега мы угадали, то погода была стабильно никакой. Хроническое отсутствовала видимость. Постоянные осадки в виде дождя и снега, и сильный ветер на высоте. Это все вероятно происходило из-за столкновения масс воздуха, одна из которых. двигалась из Грузии на север, а вторая из Росси на юг.

Район за последние 15 лет претерпел многочисленные изменения. Например, исчезло озеро под лед. Сев. Нар.

Также о состоянии сложных перевалов в массиве Казбек-Мидаграбин было мало свежей информации.

2.2. Подъезд и отъезд из района похода

Завозом-вывозом нас занимался Руслан Дзодзиев. Машина стоила 3000 руб. заехать и столько же выехать. Правда оформление разрешения у пограничников через него требует ходатайства МКК, которое выдается при наличии номера маршрутки. Короче поход надо оформлять месяца за полтора до отъезда. Также с ним был оговорен завоз заброски за 1000 руб. Он должен был заранее привез ее в пос. Джимара, а мы спустились бы сверху и забрали. Однако пришли мы снизу, а заброски нет. Созвонились, он долго извинялся и вечером того же дня привез наши мешки. На самом деле второй вариант достаточно жизненный, тем более что можно чего-нибудь заказать, типа свежих овощей. С выездом проблем не было. С ОЖД дали подтверждающую СМС, и в назначенное время встретились с машиной в поселке Кармадон. И оттуда нас отвезли прямо к поезду.

3. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

3.1 Заявленная нитка маршрута

пос. Заромаг - р. Нар – р. Льядон – л. Сев. Нар - пер. Сталь Зап. (2А,3450) – л. Архон Зап. - пер. Боковой (1Б, 3300) – л. Архон Вост. - пер. Хетагурова (3А,3780) – в. Калота (2Б альп., 4167) рад. – л. Тепли – Р. Бугультадон – р. Дзамарашдон - пер. Дзамараш (1А,3479) – л. Мидаграбин – пер. Суатиси – пер. Джимарайский (3А, 4365) – Джимарай (4773, 3Аальп рад.) – л. Ср. Суатиси – пер. Олега Лушникова (2Б, 3900)– л. Вост. Суатиси – пер. Майли-Суатиси (3А, 4140) – л. Майли – ночевки “ОЖД” – пер. Казбекский (2Б,4200) - в. Казбек(рад.) – л. Майли - р.Геналдон

3.2 Пройденная нитка маршрута.

пос. Цасем - р. Нар – р. Льядон – л. Сев. Нар - пер. Сталь зап. (2А,3450) – л. Архон Зап. - пер. Боковой (1Б, 3300) – л. Архон Вост. - пер. Хетагурова (3А,3780) – л. Тепли – Р. Бугультадон – пос. В. Фиагдон – пос Фазикау – пос. Джимара – р. Мидаграбин – л. Мидаграбин – пер. Суатиси – пер. Джимарайский (3А, 4365) – л. Ср. Суатиси – пер. Суатиси ср.(2А) – л. Суатиси – пер. 50лет СССР (2Б) – л. Майли – ночевки ОЖД – л. Майли – р.Геналдон – пос Кармадон

3.3. Реальный график движения

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

(пешком)

13.07

1

пос. Заромаг – р.Нар

15

14.07

2

р. Нар – р. Льядон – л. Сев. Нар

9

15.07

3

л. Сев. Нар - пер. Сталь (2А,3450) – л. Архон Зап. – пер. Боковой (1Б, 3300)

10

16.07

4

Отсидка

17.07

5

Отсидка

18.07

6

– л. Архон Вост. – пер. Хетагурова (3А,3780) – л. Тепли – Р. Бугультадон

11

19.07

8

Р. Бугультадон – пос. В. Фиагдон

24

20.07

9

Пос. Фазикау – пос. Джимара - Р. Мидаграбин – озеро

14

21.07

10

Полудневка - Р. Мидаграбин – Мидаграбинский каньон

12

22.07

11

Отсидка

23.07

12

Отсидка

24.07

13

Мидограбтнский каньон – л. Мидаграбин

11

25.07

14

– л. Мидаграбин – ледопад пер. Суатиси

5

26.07

15

– пер. Суатиси

6

27.07

16

– пер. Джимарайский (3А, 4365) – л. Ср. Суатиси - пер. Суатиси ср. (2А) - л. Суатиси

13

28.07

17

– л. Ср. Суатиси – пер. 50лет СССР (2Б)– л. Майли – ночевки ОЖД

9

29.07

18

Отсидка

30.07

19

ночевки ОЖД - л.Майли - Верхние горячие ванны

13

31.07

20

Верхние горячие ванны - р.Геналдон – нижние горячие ванны

18

1.08

21

Нижние горячие ванны - Долина р.Геналдон - пос. Кармадон

5

И т о г о активными способами передвижения:

174

3.4. Мотивация изменения маршрута.

Изменения, вносимые в нитку маршрута, носили вынужденный характер. Основной причиной была погода. Хроническое отсутствие видимости. Постоянные осадки в виде дождя и снега, и сильный ветер на высоте. Это вероятно происходило из-за столкновения масс воздуха, одна из которых. двигалась из Грузии на север а вторая из Росси на юг.

После прохождения перевала Хетагурова, было решено отказаться от прохождения перевала Дзамараш (1А), поскольку в техническом плане, но ничего не добавлял, однако прохождение седловины потребовало бы больших физических усилий и непонятного количества времени.

Вместо перевала Олега Лушникова (2Б) прошли перевал Суатиси средний (2А). Первый мы просто не нашли в тумане. А ждать сил и времени не было.

Перевал Майли-Суатиси (3А) заменили на перевал 50-лет СССР (2Б), поскольку траверс верховьев ледников Колка и Майли при такой погоде становился опасным.

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

4.1. Описание маршрута

13 июля

Выгружаемся на развилке. Асфальтированное шоссе уходит вправо. Наша дорога идет под него и влево по долине р. Льядон. Долина как долина. До конца дороги ровная, почти без набора высоты. Мосты есть, людей не видно, скотины тоже.

Дорога заканчивается у остатков пос. Тапанкау. Там есть свежий навес со столом (см. рис.1). После поселка тропа переходит на левый берег реки и поднимается серпантином по склону к дзуару Тербат. Не доходя до него тропа идет траверсом вдоль реки. В районе слияния с рекой Мал. Льядон тропа выходит к слиянию. Сразу бродим сперва приток, потом основную реку.

Тропы просматриваются по обеим сторонам реки и до и после брода. И вероятно можно двигаться везде. Выше на Льядоне есть снежный мост и не один и, вероятно, идти бы надо было через него.

Поднявшись еще вверх по долине ночуем на остатках какого-то коша (судя по специфической растительности и состоянию почвы). Успели тенты растянуть до дождя.

Раскладка по времени:

- По дороге 4 перехода

- от конца дороги до переправы 2 перехода.

- от переправы до ночевки 1,5 перехода.

14 июля

С утра набираем высоту. Сперва идут травянистые склоны и овечьи тропы, потом начинаются осыпи. Идем по правому борту долины. На реке множество снежных мостов. Хватает ручейков по сторонам. Хотя по отчетам у наших предшественников тут были проблемы с водой. На слиянии рек на отметке 2454 есть некое подобие озера (рис 2.). Выше на склоне просматривается след селя. Русло пересекаем и переходим на левый берег , в тот момент когда на левом берегу уже сформировался моренный вал, но склоны пока еще не очень круты. Перед выходом в верхний цирк склон с моренным валом, по которому мы поднимались, становится достаточно крутым. На набор высоты только поэтому склону у нас уходит два перехода. По картам и старым описаниям в цирке л. Сев. Нар есть озеро. Похоже, что оно прорвало плотину и организовало ту роскошную селевую промоину, вдоль которой мы поднимались.

Ночуем на моренной террасе над ледником , слева по ходу, у поворота на наш завтрашний перевал. Почти ровные площадки, ручеек. Вечером натягивает снизу облака.

Примеряем системы и кошки перед завтрашним мероприятием.

Раскладка по времени:

- по правому борту 2 перехода

- по моренному валу на левой стороне 2 перехода.

- По циркудо ночевки 1,5 перехода.

Перевал Сталь Зап. (2А,3514) расположен между вершинами Комлагат и Сталь, соединяет ущелье Льядон (л. Сев. Нар) с ущельем Архондон (л. Архон Зап.). Перевал осыпной на юг и снежно-ледовый с бергшрундом на север. Прохождение осуществлялась с юга на север. Ранее в отчетах фигурировал как Сталь (2А,3450), но на последней генерации карт Ляпина В. назван именно так.

Перевал Боковой (1Б, 3300) расположен в отроге, ответвляющемся на запад, от плеча вершины Тепли. Перевал соединяет ледники Восточный и Западный Архон. Ориентация запад- восток. Оба склона осыпные. Самостоятельной ценности не имеет, однако при прохождении по верховьям ледников Архон позволяет избежать больших наборов высоты и спусков. Прохождение осуществлялась с запада на восток.

15 июля

Выходим в сторону перевала в районе семи часов утра (рис 7). Местами снежники (зафирнованные) а непосредственно под перевалом тягучая, живая осыпь.

Идем плотной группой, без страховки (не надо) однако увязаны в системы, поскольку на перевале одеваться негде. Сам перевальный взлет находится слева, по ходу, за отрогом. Он становится видим, только когда подходишь непосредственно под перевальный взлет (рис.7). На перевале (рис.9) стоять негде.

Спуск происходит по снежному склону с крутизной до 35 – 40 град, подрезанному в нижней части бергшрундом. Идем по линии падения воды. Замечательное состояние снега, т. е. ступени легко формируются и хорошо держат человека. Навешиваем 2 веревки перил за берг. Верхнюю - на старом крюке, который был справа от седловины под скалами, вторую на ледорубах посреди склона. Верхняя сдергивается. Со второй последний участник спускается с нижней страховкой. Дальнейший спуск происходит в связках (закрытый ледник) сперва вниз влево до выполаживания, а потом траверсом в сторону перевала Боковой. На траверсе ледник был открытый, развязались.

На перевале прекрасные стоянки на 4-5 палаток, вода.

Погода вскоре портится, туман-дождь.

Раскладка по времени:

- подъем от стоянок до перевала 3 перехода по 30 минут.

- спуск с перевала – 2 часа.

- до перевала боковой 2 перехода по 30 минут.

16-17 июля.

Погода испортилась, сидим на перевале, иногда даже виден пер. Хетагурова. Тогда видно, что сверху ветер сильный и дует в другую сторону нежели у нас. Пока сидели по центральному желобу перевала Хетагурова сошел мощный снежно-ледовый обвал. Пятна льда вблизи перегиба постоянно росли. Семнадцатого июля решили выйти под перевал и рассмотреть склон. Подошли под нижний Берг и так ничего не увидели. Дождь загнал назад. Однако погода имела общую тенденцию улучшаться, и было принято решение завтра утром выходить на перевал.

пер. Хетагурова (3А,3780)

Перевал расположен между вершинами Калота и вершиной Тепли, соединяющий ледники Восточный Архон и Тепли. Подъемный склон (в нашем случае) ориентирован на северо-запад, спусковой на юго-восток. Со стороны л. В. Архон огромное, как правило, ледовое зеркало с максимальной крутизной до сорока-сорока пяти градусов и перепадом высот порядка 650 метров, с бергшрундом в нижней части. Со стороны ледника Тепли ледовое зеркало до сорока градусов и с перепадом высот 150 метров.

18 июля.

С утра нам показали синее небо. Потом его затянуло. Правда верхний горизонт, который тянуло со стороны Грузии был в основном выше перевала и нам не мешал. Вышли около семи утра. По своим следам подошли под перевал. Движение начали в связках, с одновременной страховкой, на три такта, в кошках.

Фирн достаточно плотный, чтобы держать человека и забиваемый ледоруб, с одной стороны, и достаточно мягкий, чтобы легко сформировать ступени.

Разломов два. Нижний просто аккуратно переползается. Второй пересекли по центру (см. рис 17-18). Первая цель подъема была попасть на верх скального острова (цифра 1). Его обходили слева (по ходу). На островке сверху есть небольшая полка, на которой группа смогла снять рюкзаки и передохнуть. Место в солнечную погоду, во второй половине дня может быть опасным из за камнепадов. Полезли вверх, вдоль скал шли на три такта в связках, пока не дошли до голого льда на перегибе (цифра 2). Это самое крутое место 40-45 град. Здесь вдоль скал вверх провешиваем 70 метров перил. Лед становится крутизной 20-25 град., появляются заплывшие льдом, забитые снегом разломы (цифра 3). Отсюда идем траверсом влево с небольшим набором высоты с целью пересечь ледовое зеркало к другому борту. При пересечении центрального желоба закрутили два ледобура, так как снег здесь был почти весь выбит до льда, и ступени не формировались (цифра 4).

Дальше поднимались вдоль скал левого(по ходу) борта. Оптимальный фирн. На три такта с одновременной страховкой, в кошках. Крутизна местами до 35 град.

Надо сказать, что временами снизу натягивало туман, видимость на короткое время падала, бывало до нескольких метров, потом опять все растягивало метров до двухсот. И снизу дул достаточно сильный, с порывами ветер. И так почти во все время подъема. Хотя дождя, как такового, не было. В верхней части перевала на границе двух воздушных потоков (один с севера, другой с юга) возникали небольшие смерчи подкрашенные поземкой.

Наконец скалы пошли резко влево (по ходу) (цифра 5). Мы продолжили движение вверх. Фирн закончился. Ровный ледовый склон с крутизной до 30 град., который постепенно выполаживался. Передняя связка крутила ледобуры через каждые 15метров. Остальные связки прощелкивали веревку в них и шли с одновременной страховкой. Всего было закручено примерно 25 ледобуров.

В результате мы оказались на фирновом плато у дальнего края которого, торчали скальные “зубы” (рис. 22). Здесь дул совершенно ураганный ветер с Грузии. И временами было чего-то видно.

Несколько слов о географии. Сама перевальная седловина размером с большое футбольное поле. Практически горизонтальная, снежная. Мы вышли существенно восточнее и выше (рис. 23). Спуск от этих скальных “зубов” вниз по одному из кулуаров привел бы нас на ледник Суаргом.

Разобрались с географией. В связках по плато дошли до вершины 3968. Там удобные площадки на осыпи. Но погода гнала нас дальше вниз. Спустились на левую ветвь ледника Тепли и продолжили спуск по ней. Склоны до 20-25 град. Снег, фирн, трещин по центру не видно. Связки, кошки, одновременная страховка. В некоторый момент ледник стал открытым и почти сразу крутизна резко возросла максимум был до 45 град. (рис. 24-25). Провесили вниз 4 веревки на ледовых заглушках с продергиванием (от метки 1 до метки 2) и оказались на осыпи поверх снежника. Осыпь опасна тем, что образована падающими сверху камнями. Уходили мелкими группами, человека 2-3 с выставлением наблюдателей.

Ну и дальше по осыпям снежникам и моренным валам до верховьев реки и приличных стоянок.

Раскладка по времени

- подход под перевал – 40 минут

- подъем на перевал 4, 5 часа

- спуск до ледового лба 2 перехода по 30 минут.

- 2,5 часа – спуск с ледового лба

- спуск до стоянок 2 перехода по 30 минут

Замечания по перевалу

Прохождению перевала сопутствовали следующие факторы.

1. Необычное для данного времени года большое количество фирна оптимального качества.

2. Относительно небольшое количество льда для данного перевала.

3. Плотная облачность из-за которой не раскисал снег

Вместе с высокой технической подготовленностью группы позволило пройти этот перевал нестандартно быстро. При планировании прохождения данного перевала не стоит ориентироваться на наш опыт.

Прохождение перевала со спуском на ледник Суаргом возможно (вероятно все таки он описан в отчете за 5 к.с. под руков. Радивончика Михаила Петровича, 2006 г.).

19 июля

хождение вниз по дороге. Транспорта нет. Ночевали перед поселком Верхний Фиагдон

20 июля

подъезды, подходы вверх по дороге.

С утра случилась машина. Доехали до развилки к поселку Фазикау, там отловили другую. Доехали до развилки в поселке Фазикау, ну и пошли вверх пешком. Дошли до озера. Там можно встать.

21 июля

Полудневка с разбором заброски.

Во второй половине дня пошли наверх по Мидаграбину(рис. 26). Застава расположена у водопадов, в ларьке. Отдали ксерокопию списка и пошли дальше. Сперва дорога хорошая, потом она начинает пропадать. На осыпи есть остатки дороги(метка 1). Поднимаемся с ее использованием. Погода постепенно портится. Наконец пересекаем осыпной кулуар и выходим под скальной стеной на бараньи лбы в каньоне Мидаграбина(метка 2). На бараньих лбах когда-то была построена вьючная тропа. Придерживаясь ее поднимаемся потихоньку вверх. В очередной раз садится туман и нудно идет дождь. Поскольку есть площадки, останавливаемся тут (метка 1). К реке можно спустится достаточно спокойно. Вода в реке мутная, но по камням у реки струится пара чистых ручейков.

Раскладка по времени

- от озер до заставы 30 минут

- до ночевок 5 переходов по 30 минут.

22-23 июля торчим в каньоне, Дождь туман, почти ничего не видно.

24 июля

Поджимает время, бока отлежены, туман есть, но дождя нет (рис.27). Пошли наверх. Постепенно каньон расширяется (рис.28). Есть следы какой-то экспедиционной деятельности.

Наконец стены каньона опять сходятся и тропа карабкается на скалы (рис.29). Наконец тропа упирается в крутую скальную стену метра на три . Эта нам не нравится (рис.30 метка2). Проходим кулуаром влево (по ходу) и находим другую метров на 10 повыше (рис.28,30 метка1). Падать не хочется. Делаем страховку на скальных выступах, одеваем системы. Первый проходит лазаньем без рюкзака метров десять. Ключевое место – стенка метра 2 выходящая на пологий “бараний лоб”, присыпанный сверху мелкой осыпью. Все по этой погоде мокрое и противное. Как такового лазанья, вообще говоря, нет. Остальные вылезают по перилам. В результате оказались почти под ледником.

Видимости нет, достали компас пошли по моренным валам вдоль левого (по ходу) борта. Потихоньку облачность рассосалась. Вышли на лед, одели кошки. Ледник ровный, открытый, трещин нет. Идем набирая высоту вдоль морены, левого (по ходу) борта. Временами снизу натягивает облачность, начинает моросить дождь. Наконец увидели перевал (рис.31. Это он утром). Погода портилась, решили вставать.

Раскладка по времени

- от стоянки до сальной стенки 3 перехода по 30 минут

- до ночевок 4 переходов по 30 минут по моренам и леднику.

пер. Джимарайский (3А, 4365)

Перевал состоит из подъема на пер. Суатиси с ледника Мидаграбин, перехода через вершины 4365 и спуска на л. Ср. Суатиси. Все это расположено в гребне между вершинами Джимарай и Скуатисихох. Подъемный склон (в нашем случае) ориентирован на север, спусковой на юг. Со стороны л. Мидаграбин ледопад с перепадом высот порядка 450 метров. Все остальное особых проблем при прохождении не представляет.

25 июля

Утром выходим около восьми часов. Сперва даже было синее небо, потом затянуло верхний горизонт и вершины. Но нам деваться было некуда и мы полезли вверх. Сперва шли в кошках в направлении перевала, забирая влево (по ходу), так было меньше трещин. Ледник спокойный, ровный, открытый, с небольшим набором высоты. До перевального взлета сделали 3 перехода по 30 мин. Метров за 500 (по горизонтали) до перевального взлета появился закрытый ледник. При прохождении подъема на перевал планировалось двигаться по системе полок, чтобы минимизировать трудозатраты.

Первый крутой участок голого льда (между горизонтальными линиями у метки 1, рис.32), крутизна до 45 град. протяженность 50 метров, прошли с одновременной страховкой через скользящие ледобуры. Дальше до метки 2 шли по некрутым заснеженным полкам в связках. Проходя под ледовыми сбросами буры закручивали в лед. Постепенно характер снега стал меняться. Плотного фирна не стало. Рыхлый снег на большую глубину, ступени человека держат плохо. От точки 2 попытались идти в том же направлении, что и до нее. Не получилось. Страховаться не за что, а падать далеко. Собрали станцию, стали вешать перила вверх, там просматривались выходы льда.

За две с половиной веревки перил вышли на полку в забитом снегом разломе. В принципе здесь можно было встать на ночевку, мы же перекусили и пошли дальше. В правой части разлома была ледовая стена градусов 70, 15 метров и выше 25-30 град. ледовый склон, где снег был выбит лавиной. Это вероятно было самое удобное место для подъема, поскольку в других местах рыхлый, глубокий снег, который того гляди сам съедет. Первый шел без рюкзака с парой инструментов и в кошках (рис. 33). Была проведена (для некоторых) раздельная транспортировка рюкзаков на самом крутом участке. На отметке 4 лед кончился. Дальше был фирновый склон. Вешали перила на станциях из ледорубов. Всего с обеденной полки мы навесили три с половиной веревки перил и оказались у конца частично забитого снегом разлома (метка 5 на рис 32). Был седьмой час вечера. Вверху ничего не было видно (видимость метров 20). Решили вставать на ночевку. На склоне 15-20 град. откопали площадку под три палатки. Ночью шел толи дождь толи снег, долго и лениво.

26 июля

Вышли около 9 утра. Постоянная непогода стала реально утомлять. Две с половиной веревки навесили вверх в сторону ледовой стенки, торчащей над нами и правее (по ходу) (метка 6 на рис. 32). Рыхлый снег 30 град промежутки на ледорубах. Там таки удалось собрать надежную станцию на ледобурах. Туда с площадок перебазировалась команда. Склоны были перегружены свежим мокрым снегом и грозили в любой момент поехать лавинами. Пока перилили, одну таки сорвали, но она ушла в разлом правее нас (как и была должна). Из под ледовой стены ушли влево (по ходу) и вверх. Крутизна склона упала до 20 град. Провесили вверх 3 веревки и 2 траверсом право и оказались на гребле метров на 30 выше перевальной седловины. Дальше в связках вышли на седловину перевала Суатиси. Времени 15-00. Седловина широкая, удобные площадки на осыпях (рис. 35). Вода из снега. Облачность, ветер, иногда морось, иногда рассасывало облачность и было даже видно солнце.

27 июля

Выход около восьми утра. Пока собирали палатки задуло, пошли в сторону вершины 4365, ветер усилился (см. рис. 36). Хорошо, что дул в основном в спину. До вершины шли примерно час по жесткому фирну. Сама по себе вершина и дальше – это острый гребень с кучей щебня. Видимость упала почти до нуля. Временами было видно даже метров на 100, но не дальше. В общем увидев первый же снежный кулуар в сторону нашего ледника, стали спускаться по нему. Повесили три веревки перил на скальных крючьях и выступах. Снег был не круче 35 град.(в верхней части), потом стало около 20. Две верхние веревки сдернули снизу, последнюю сняли с нижней страховкой. Искать и проходить по такой погоде пер. Лушникова было нереально. Поэтому пошли искать пер. Суатиси средний (2А). Использовали компас, карту и двигались в вниз. Там есть какие-то разломы во льду. Но при видимости метров 30-100, в связках мы все очень грамотно обошли. Наконец вышли ниже облачности и увидели перевал Суатиси средний (2А) (рис. 39). Надо заметить, что под седловиной с нашей стороны был здоровенный провал, а сам ледник ниже был зверски изодран. Короче, выход на седловину проходил траверсом склона крутизной 30 – 35 град над ледовыми разломами. На перевале мы были около 17 часов вечера. Потом пошли с перевала вниз, в связках (рис.40). За два перехода вышли на моренный чехол ледника Суатиси, пригодный для ночевок.

По плану похода мы должны были идти пер. Майли-Суатиси (3А, 4140), а потом с севера траверсировать цирк Колка-Майли. Однако, учитывая состояние группы и состояние погоды (на вершинах почти все время была облачность), было принято решение пройти пер.50 лет СССР (2Б). Решение оказалось правильным.

пер. 50 лет СССР (2Б)

Перевал расположен западнее в. Майлихох. Ведет с ледника Суатиси на ледник Майли. Из трудностей прохождения - огромный закрытый ледник и спуск по скалам по правому борту Майлийского ледопада.

28 июля

Вышли утром около 8 утра. Облачность закрывает все вершины но пока не капает. Ледник в нижней части простой. Плотный снег трещин не видно, однако шли в связках (закрытый ледник все таки). Путь до седловины пологий, как то особенно выстраивать траекторию движения смысла нет. Пока шли по низу дождь иногда пытался моросить, но видимость все же была. Зашли в висячую долину, которая должна нас была вывести на перевал, сел туман с видимостью метров 10 и посыпал дождь со снегом. Сидели под накидками и ели. Спустя полтора часа снег прекратился и видимость возросла метров до 150-200. Пошли дальше. Зоны разломов есть но все обходятся. Набор высоты пологий. Вышли на перевал.

Широкая снежная седловина. Тура нет. Сильный ветер с юга тащит осадки. Было принято волевое решение идти на ОЖД, поскольку начало полки все-таки читалось.

В начале полки, там где необходимо было приспустится с перевала, было пару небольших трещин (сантиметров 30-40), причем трещины были ориентированы север-юг. Их успешно переехали на попе.

Глубокий снег выше колена, иногда почти по пояс. Первые метров 500 путь движения был перебит несколькими небольшими лавинными конусами со стен Майлихоха. Увеличили интервалы между связками. Однако при нас лавин не было. В некоторый момент растянуло и мы увидели ОЖД (см. рис.43). Дальше шли по широкой дуге, обходя разломы в верхней части ледопада (см. рис. 45.2, 45.3, 45.4, 45.5). И наконец вышли к стоянкам. Там нас с крайним удивлением встречали проводники от “Альпиндустрии”.

ОЖД – это старые, хорошо известные стоянки, мест под палатки много. Вода была из снега.

За этот день все сильно устали, после тропежки все снаряжение, особенно ботинки, было мокрое. Решили, что завтра отдыхаем и сушимся, а послезавтра идем на Казбек и уходим вниз.

Раскладка по времени

Пресечение лед. Суатиси до начала перевальной долины – 4 перехода по 30 минут

По перевальной долине до перевала – 2 перехода по 30 минут.

Майлийская полка – от перевала до стоянок - 4 перехода по 30 минут.

29 июля.

Ночью ветер попытался сорвать палатки. Утро встретили за постройкой стенок. Погоды нет. Дождь-снег , ветер, облачность. И вот наступил вечер, за бортом -15, бешеный ветер, и тут нам показали солнце (см. рис. 44). Стало ясно, что надо валить. Тем более, что проводникам пришел СМС, о том что надвигается циклон, и их отзывают вниз.

30 июля.

Мороз и солнце. Вышли около девяти утра. Прямо из-под стоянок вниз идет осыпной гребень с выходами скал. По гребню идет тропа. В средней части пересекаем кулуар со льдом и выходим на соседний гребень правее. Гребень заканчивается останцом с площадками перед ним. И тут сел туман. Тропа уходит опять вправо и спускается к следующим стоянкам. Дальше забирает еще правее и спускается вниз по скальным полкам. Здесь надо быть очень аккуратным, чтобы тропу не потерять. Наконец выходит на скальные сбросы, справа ограниченные кулуаром с ручьем. На этих сбросах вешаем веревку перил, которую потом благополучно сдергиваем снизу (метка 1 на рис. 46). Дальше спускаемся по старому лавинному конусу на ледник Майли. По леднику переходим на морену, которая разделяет реки Колка и Майли. Через реку Колка есть чудный подвесной мостик.

Ночуем, конечно на горячих источниках. Легкий вечерний дождик.

Раскладка по времени

С ОЖД до первых стоянок – 1час.

От первых стоянок до вторых - 40 минут.

От вторых стоянок до скальных сбросов - 2 перехода по 40 минут.

От скальных сбросов до источников - 1 час.

31 Июля

Тропа от источников идет траверсом склона. В некоторый момент выходит на большую осыпь. Здесь необходимо отследить вариант тропы, который поднимается по осыпи вверх и выходит на старую дорогу. Дорога выводит на пограничный пост, под которым есть нижние горячие источники. Ночуем на них. Прощальный вечерний дождь.

1 августа

Солнце, почти ясно. По дороге доходим до поселка Джимара, где нас забирает машина.

Фототчет


1. Р. Льядон, развалины селения Тапанкау, конец дорги


2. Долина реки Льядон


3. Долина реки Льядон.
Озеро на отметке 2454.


4. Цирк лед. Сев. Нар


5. Верховья ледника Сев. Нар


6. Верховья ледника Сев. Нар


7. Верховья ледника Сев. Нар


8. Верховья ледника Сев. Нар.
Верх перевального взлета пер. Сталь (2А,3450).


9. Группа на пер. Сталь (2А,3450)


10. пер. Сталь (2А,3450),
спуск на лед. л. Архон Зап.


11. пер. Сталь (2А,3450),
спуск на лед. л. Архон Зап.


12. пер. Сталь (2А,3450),
спуск на лед. л. Архон Зап.


14. л. Архон Зап. Путь к перевалу Боковой.


15. пер. Сталь (2А,3450), спуск на лед. л. Архон Зап.


16. Группа на пер. Боковой (1Б, 3300)


Рис. 17. пер. Хетагурова. с севера


Рис. 18. пер. Хетагурова, нижняя часть


Рис. 19. Подъем на пер. Хетагурова
вдоль правых (по ходу) скал


Рис. 20. Подъем на пер. Хетагурова
вдоль правых (по ходу) скал, перила, самый крутой участок


Рис. 21. Подъем на пер. Хетагурова, начало траверса


Рис. 22. Группа на пер. Хетагурова


Рис. 23. Вид на седловину перевала Хетагурова
с точки выхода на гребень


Рис. 24. Нижняя часть ледника Тепли


Рис. 25. Нижняя часть ледника Тепли с ночевок


Рис. 26. Вид из долины на началоь Мидограбинского каньона


Рис. 27. Сборы после отсидок в Мидаграбинском каньоне


Рис. 28. Расширенная средняя часть Мидаграбинского каньона


Рис. 29. Тропа в верхней части Мидаграбинского каньона


Рис. 30. Верх Мидаграбинского каньона со стороны ледника


Рис. 31 Пер. Суатиси. И в.4365 с ледника Мидаграбин


Рис. 32. Путь подъема на пер. Суатиси


Рис. 33. Подъема на пер. Суатиси.
Прохождение ледовой стены в средней части


Рис. 34. Подъема на пер. Суатиси.
Последняя точка перед ночевкой


Рис. 35. Группа на пер. Суатиси


Рис. 36. Группа на пер. Суатиси.
Вид на в 4365. и путь подъема


Рис.37 В. Джимарай с пер.Суатиси


Рис.38 В. Суатисихох с пер. Суатиси


Рис.39 Разведка пер. Суатиси средний


Рис.40 Пер. Суатиси Ср. с ночевок после прохождения


Рис.41.1 Панорама лед. Суатиси. Путь на пер. 50лет СССР


Рис.41.2 Панорама лед. Суатиси


Рис.41.3 Панорама лед. Суатиси


Рис.42 Группа на лед. Суатиси


Рис.43 Обход Майлийского ледопада
с пер 50-лет СССР на ОЖД


Рис.44 На ОЖД вечер, ветер 30м/с, -15 С


Рис.45.1 Панорама Казбекского плато с ОЖД


Рис.45.2 Панорама Казбекского плато с ОЖД


Рис.45.3 Панорама Казбекского плато с ОЖД


Рис.45 .4 Панорама Казбекского плато с ОЖД


Рис.45.5 Панорама Казбекского плато с ОЖД


Рис.45.6 Панорама Казбекского плато с ОЖД


Рис.45.7 Панорама Казбекского плато с ОЖД


Рис.46 Вид на л. Майли от Кармадонских источников

Записки с перевалов

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru