Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 6-ой к.с. по Памиро-Алаю (Матча),
совершенном с 6 августа по 5 сентября 2008 г. Часть 1 из 3.
Киевский Областной Туристский Клуб Отчет о горном туристском спортивном походе 6-ой категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 6 августа по 5 сентября 2008 г. Маршрутная книжка № 29-08Г Руководитель группы Монсар Олег Алексеевич 1. Общие сведения 1.1. Проводящая организация Заявочные документы группы были рассмотрены и утверждены 15 июня 2008 года Центральной маршрутно-квалификационной комиссией ФСТУ (г. Киев, ул. Январского восстания, 3А). 1.2. Справочные данные Сроки проведения похода: с 6 августа по 5 сентября 2008 года. Маршрутная книжка № 29-08Г. Численность группы: 5 человек. Руководитель: Монсар О. А.
1.3. Район, подрайон Памиро-Алай. Матчинский горный узел. 1.4. Подробная нитка маршрута Запланированный маршрут: Кишлак Ворух - ущ. Кшемыш - пер. Щуровского (4350, 2А, рад) - пер. Кшемыш (4180, 2Б, рад.) - пер. Двойной (4090, 1Б) - оз. Каракуль-Катта - пер. Курдактыр (3280, н/к) - ущ. Калаимахмуд - лед. Кокбелес - пер. ТКТ (4540, 3А) - лед. Райгородского - пер. Райгородского (4790, 3А) - лед. Довгулевич - пер. Ак-Терек (5180, 3Б) - ущ. Ак-Терек - пер. Кшемыш (4180, 2Б) - в. Кшемыш-Баши по С-В гр. (5280, рад.) - лед. Ак-Терек Западный - пер. Зеравшан (4480, 3А) - лед. Зеравшан - пер. Мирамин (4490, 2Б) - лед. Мирамин - пер. Осиповичи (5070, 2Б*) - лед. Скачкова - пер. ОПТЭ (4480, 3А) - лед. Щуровского - ущ. Джиптык - пер. Джиптык (3810, 1А) - ущ. Чегеслы - кишлак Ворух. Пройденный маршрут: Кишлак Ворух - пер. Дунон (2587, н/к) - ущ. Бирксу - ущ. Кшемыш - пер. Щуровского (4350, 2А, рад) - пер. Кшемыш (4180, 2Б, рад.) - пер. Двойной (4090, 1Б) - оз. Каракуль-Катта - пер. Курдактыр (3280, н/к) - ущ. Калаимахмуд - лед. Кокбелес - пер. ТКТ (4540, 3А) - лед. Райгородского - пер. Райгородского (4790, 3А) - лед. Довгулевич - пер. Ак-Терек (5180, 3Б) - ущ. Ак-Терек - пер. Кшемыш (4180, 2Б) - в. Кшемыш-Баши по С-В гр. (попытка восхождения, рад.) - лед. Ак-Терек Западный - пер. Зеравшан (4480, 3А) - лед. Зеравшан Верхний - пер. Мирамин ложный (4490, 2Б) - лед. Зеравшан - лед. Скачкова - пер. ОПТЭ (4480, 3А) - лед. Щуровского - ущ. Джиптык - пер. Джиптык (3810, 1А) - ущ. Чегеслы - кишлак Ворух.
Протяженность линейной части маршрута - 202 км. Набор высоты за поход - 15700 м. Пройденные препятствия - 12 перевалов: 3Б - 1: пер. Ак-Терек, 5180 м, 3А - 4: пер. ТКТ, 4540 м, пер. Райгородского, 4790 м, пер. Зеравшан, 4480 м, пер. ОПТЭ, 4480 м, 2Б - 2: пер. Кшемыш, 4180 м, пер. Мирамин ложный, 4490 м, 2А - 1: пер. Щуровского, 4350 м, 1Б - 1: пер. Двойной, 4090 м, 1А - 1: пер. Джиптык, 3810 м, н/к - 2: пер. Дунон, 2587 м, пер. Курдактыр, 3280 м. 1.5. Состав группы
2. Идея похода Основным мотивом выбора Матчи в качестве района проведения похода было желание пройти горную шестерку в новом для всех нас и технически сложном районе. Маршрут планировался таким образом, чтобы охватить ключевые точки района путешествия, сделав упор на прохождение технически интересных перевалов. По традиции были включены восхождения на вершины, соответствующие категорийности похода, являющиеся обзорными и органично вписывающиеся в маршрут. Прохождение маршрута было условно разбито на три основных этапа: - заход в район путешествия, акклиматизация и занос забросок, - основная техническая часть, - выход из района. В ходе переписки с турфирмами, занимающимися трансфером, после перебора различных вариантов начальной, а также и конечной точкой маршрута стал кишлак Ворух. 3. Варианты подъезда и отъезда На Памиро-Алай можно добраться двумя видами транспорта: самолетом и поездом. Поездом можно добраться до Ташкента через Москву или через Харьков (прямого поезда из Киева - нет). Время проезда поездом туда и обратно - около недели при и без того весьма длительном по времени походе, плюс пересечение большого количества границ с таможнями делает этот вариант заезда менее предпочтительным. Поезд можно использовать для перевозки "грузов", так как транспортировка "перевеса" в самолете дорогая (более 2 долларов за каждый килограмм свыше бесплатных двадцати - багажа и пяти килограмм ручной клади). С грузом может отправляться два-три человека из группы. Самолетом - дороже, но значительно быстрее и меньше "головной боли". Можно лететь в Самарканд, Ташкент, Худжант и Душанбе. После перебора различных вариантов, наиболее удобными, менее дорогими и подходящими по времени оказались рейсы Киев - Ташкент и Ташкент - Киев Узбекских Авиалиний. Чтобы избежать перевеса, значительная часть продуктов была закуплена в Худжанте. Дорога в горы из Ташкента состоит из двух этапов. На узбекском транспорте нужно доехать до Узбекско - Таджикской границы. После прохождения пограничных формальностей (см. ниже), нужно пересесть на таджикский транспорт, который непосредственно довезет в горы. К сожалению, рейсового транспорта, который ходил в советское время, нет. Между Узбекистаном и Таджикистаном - визовый режим, поэтому проезд узбекского транспорта в Таджикистан и таджикского - в Узбекистан, практически невозможен. Найти на границе подходящую машину очень проблематично. Поэтому, хоть и дороже, но быстрее и надежнее добираться до места назначения заранее заказанным транспортом. После длительной переписки по электронной почте с различными фирмами и звонков по телефону, мы заказали транспорт в фирме "Еленатур" ( см. пункт 10.2). 4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты При нахождении в бассейнах рек Кшемыш и Джиптык в аварийной ситуации предусматривался спуск к кишлаку Ворух в бассейнах рек Калаимахмуд и Ак-Терек - спуск к кишлаку Зардалы, в районе Зеравшанского ледника и его притоков - спуск по долине Зеравшана. В связи с отсутствием достоверной информации по некоторым перевалам, неустойчивой погодой в районе в прошлые сезоны и прохождением маршрута в новом для всех районе, предусматривались запасные варианты. Они приведены ниже: 1. Вместо пер. Осиповичи (5070, 2Б*) - пер. Щуровского Южный (4600, 2Б). 2. Обход перевалов Мирамин (4490, 2Б) и Осиповичи (5070, 2Б*) по Зеравшанскому леднику и леднику Скачкова. 3. Вместо перевалов Зеравшан, Мирамин, Осиповичи и ОПТЭ в случае лимита времени - пер. Щуровского (4350, 1Б*). 4. Отказ от восхождений в условиях плохой погоды и недостаточном запасе времени. 5. Причины изменения маршрута Стартовой точкой был выбран кишлак Кан в долине реки Сох, как наиболее удобное, на наш взгляд, место заезда. Но в ходе переписки с турфирмами, занимающимися трансфером, выяснилось, что при заезде через Сох возникает ряд дополнительных сложностей, связанных с пересечением границ, повышенной стоимостью и временем проезда. В районе Ферганской долины есть лишь один Международный пропускной пункт недалеко от Оша. Поэтому заезд из Узбекистана возможен только через Ош. Прямого авиарейса на Ош из Киева нет, а рейс через Москву - весьма дорогой. После перебора различных вариантов начальной, а также и конечной точкой маршрута, стал кишлак Ворух. В результате, начальную часть маршрута пришлось изменить. Эти изменения затронули лишь путь захода в район и места заноса забросок. Техническая часть маршрута и выход из района остались теми же. Из нитки маршрута был исключен перевал Боец (4380, 1Б), не укладывающийся в новую нитку. Для лучшей акклиматизации, а также для некоторого уменьшения веса во второй половине технической части, добавлен радиальный выход с заносом заброски на пер. Щуровского (4350, 1Б*), предусмотренный в запасном варианте. Итого, начальная часть маршрута приобрела вид: Кишлак Ворух - ущ. Кшемыш - пер. Щуровского (4350, 1Б*, рад) - пер. Кшемыш (4180, 2Б, рад.) - пер. Двойной (4090, 1Б) - оз. Каракуль-Катта - пер. Курдактыр (3280, н/к) - ущ. Калаимахмуд - ... вместо: Кишлак Кан - ущ. Калаимахмуд - пер. Курдактыр (3280, н/к) - оз. Каракуль-Катта - пер. Двойной (4090, 1Б) - ущ. Кшемыш - пер. Кшемыш (4180, 2Б, рад.) - пер. Боец (4380, 1Б) - ущ. Калаимахмуд - ... Так как окончательный вариант заезда полностью определился лишь после приезда из Памирской экспедиции главного представителя принимающей стороны Бориса Карпова за неделю до нашего вылета, внести изменения в маршрутную книжку уже не было возможности. Об изменении начальной части маршрута был уведомлен председатель ЦМКК устно. Маршрут пройден практически полностью по основному варианту. Дополнительно пройден незапланированный перевал Дунон (2587, н/к) из-за того, что в долине реки Кшемыш выше Воруха незадолго до нашего приезда были снесены мосты, что сделало невозможным прохождение вверх по ущелью Кшемыш. Из-за отсутствия описания перевала Мирамин (2Б) с нужной стороны, группа вышла на седловину, казавшуюся со стороны ледника Зеравшан Верхний наиболее логичной. Спуск с нее в сторону ледника Мирамин оказался крайне камнеопасным. В результате было принято решение спуститься обратно на ледник Зеравшан и далее идти по запасному варианту в обход перевалов Мирамин (2Б) и Осиповичи (2Б*) через ледники Зеравшан и Скачкова. От восхождения на пик Скалистый отказались из-за недостаточного запаса времени, неустойчивой погоды и накопившейся усталости участников. Попытка восхождения на пик Кшемыш-Баши предпринималась, но из-за неустойчивой погоды и, в связи с ней, недостатком времени, а также из-за повышенной камнеопасности маршрута, ее пришлось прервать. 6. График движения
* ЧХВ - чистое ходовое время.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||