Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном путешествии 5 к.с. по С.Памиру летом 2009 г. Часть 1
Маршрутная книжка: 1/3-506
Место проведения
Общие справочные сведения о маршруте
Подробная нитка пройденного маршрута р. Кызылсуу - заброска на л. В. Кызылсу (рад) - р. Кызылсуу - р. Нура- в.4249 (рад.) - пос. Нура (рад.) - ледн. Нура - пер. Предвершинный (2Б, 4800) - ледн. В. Кызылсу- пер. 4-х ледопадов (3А, 5555) - ледн. Кичкесу - р. Кичкесу - р. Капстур - Бордоба - р.Джанайдартака - ледн. Корженевского - ледн. Перевальный - пер. Золотой Теленок + Мира Зап. (2А, 4900) - Луковая поляна - пер. Путешественников (н/к, 4128) - ледн. Ленина, лаг. 4200 - лаг. 5300 - в. Раздельная + пер. Лачплесис + пер. 60-летия Октября (траверс, 6134, 3А) - ледн. Коман - пер. (н/к, ~4000 ) - ледн. Кунгыр-Су - пер. Цурюпы(3А, 5218) - ледн. Кузгун - пер. Минджар (2А, 5050) - р. Минджар - пер. (н/к, 3727) -р. Ачыксу - пос. Ачыксу Подробная нитка заявленного маршрутар. Карасу - р. Кызылсуу - заброска на л. В. Кызылсу (рад) - р. Кызылсуу - пос.Нура - р. Нура - п/п (1Б, 4400) - ледн. Нура - пер. Предвершинный (2Б, 4800) - ледн. В. Кызылсу- пер. 4-х ледопадов (3А, 5555) - ледн. Кичкесу - р. Кичкесу - р. Капстур - Бордоба - р.Джанайдартака - ледн. Корженевского - ледн. Перевальный - пер. Золотой Теленок + Мира Зап. (2А, 4900) - Луковая поляна - пер. Путешественников (н/к, 4128) - ледн. Ленина, лаг. 4200 - лаг. 5300 - в. Раздельная + пер. Лачплесис + пер. 60-летия Октября (траверс, 6134, 3А) - ледн. Коман - пер. (н/к, ~4000 ) - ледн. Кунгыр-Су - пер. Цурюпы(3А, 5218) - ледн. Кузгун - пер. Минджар (2А, 5050) - р. Минджар - пер. (н/к, 3727) -р. Ачыксу - пос. Ачыксу
Определяющие препятствия маршрута
Участники
Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов Библиотека ТССР: Москва, Студеный пр-д., д.7 Библиотека МГЦТК: Москва, Большая Коммунистическая ул., д.17 Библиотека т/к МГТУ: Москва, Госпитальная наб., д.4/2, Спорткомбинат МГТУ, т/к. Интернет: http://tourism.bmstu.ru Художественный видеоролик: http://www.youtube.com/watch?v=hVGYLS_A5h8 Видеоматериалы имеются, хранятся у Ганаховского С.А. Поход рассмотрен МКК ФСТ г. Москвы Общая смысловая идея путешествия В феврале 2009 года двумя участниками команды было принято решение сходить летом в горный поход 5 к.с. Район также быстро определился - после поездки на Памир в 2008 году глаза больше ни на что не глядели, а Заалайский хребет представлялся идеальным районом Памира для уменьшения существовавших рисков. Риски преимущественно сводились к проблемам со здоровьем участников ввиду малого высотного опыта. На это же была рассчитана первая неделя похода - мы ходили вокруг да около по живописным лугам предгорий, делали восхождения на безымянные четырехтысячные пупыри, бегали вниз и вверх по разным поводам и преимущественно налегке. К тому же мы положили много забросок (4 шт: в Нуре, на леднике В. Кызылсу, в Бордобе, в МАЛе.), что тоже должно было помочь. В итоге расчет оказался верным - там, где нам пришлось расставаться с участниками (увы...) делали мы это без отставания от графика, а на первом перевале (4800) высота не давила. Основная идея маршрута - связать Восточную и Западную части хребта, осмотреть самые замечательные точки района. Вершины (пики Ленина, Курумды, Дзержинского и другие, многие из которых близки к 7000) ледники (Корженевского входит в 10-ку крупнейших на Памире) долины. Посетить урочище Ачик-Таш, где зарождался "МАЛ", воспользоваться там всеми благами цивилизации (еда, баня, люди, кони). Получить высотный опыт (высшая точка похода - 6150) и одним глазком заглянуть в сторону Центрального Памира. Таким образом, получился довольно протяженный (320 км, из которых 267 км в зачет (коэфф. 1.2), 27 дней) интересный поход, в ходе которого мы прошли весь маршрут, включивший 3х3А (одна из них - в режиме п/п), 1х2Б, 2х2А, без сокращений и отставания от графика. Начали в Нуре, закончили в Ачик-Су. Варианты подъезда и отъезда, пропуска и пр. Дорога Район является весьма доступным, не смотря на низкую его популярность. Доступность его связана с тем, что под пиком Ленина работает множество туристических компаний, а Алайская долина прорезана множеством дорог. На момент 2008-2009 г. велось активное строительство новой дороги из Оша в Сары-Таш и из Сары-Таша в Китай. Строят китайцы, очень быстро. В Ош можно добраться на самолёте из Москвы или Бишкека (~4-5 ч.), на авто из Бишкека (~8-9 ч.). Также есть вариант добираться на автотранспорте из Ташкента. В Бишкек из Москвы также летают самолёты и ходят поезда (~3 сут.). Для любителей экстрима и в Ош и в Бишкек ходят междугородние автобусы из Москвы (3-4 суток в пути с пересечением нескольких границ). Также можно летать с пересадкой в Новосибирске, что иногда может получиться дешевле. От Оша ходит рейсовый транспорт в Сары-Таш, однако мы заказывали машину через туроператора. Как ни странно, машина эта - "газель" фирмы мерседес оказалась вполне внедорожным транспортом, забросившим нас под самое начало маршрута. Дорога до Сары-Таша занимает порядка 5-6 ч. От Сары-Таша в Бордобу идет весьма приличная асфальтированная дорога. В Нуру дорога без покрытия, только на конечном участке начинается асфальт. Чтобы заехать под пик Ленина, тоже придется хлебнуть бездорожья, с которым, впрочем, справляется почти любая машина с приличным дорожным просветом. С каждым годом качество дорог возрастает, время подъездов сокращается. Расклад по времени:
Трек участка новой дороги и точка высадки на р. Кызылсуу (39.594920, 73.636280)
Пропуска Наш маршрут проходил по территории Киргизии с небольшими заходами на территорию Таджикистана. Регистрация по месту проживания не потребовалась, а вот пропуска в погранзону мы оформили через туроператора. Пропуска нам понадобились, чтобы проехать пограничный кордон в Нуре (чтобы положить заброску), а также для предъявления на пограничной заставе Бордоба. Стоимость пропуска - 7$/чел. В горах и самой Нуре пограничников не видели. Со стороны Таджикистана пропусков не делали, поскольку в долины там не спускались. Загранпаспорт для посещения страны не нужен. На маршрут пришлось взять паспорта для предъявления пограничникам. Обеспечение безопасности, страховка В спасательных службах мы не регистрировались, в Киргизии их не существует. Мы договорились о схемах взаимодействия с туроператором, предоставив ему наши страховые сведения, контрольные сроки и контакты нашего наблюдателя (человека из турклуба, отслеживающего наши приключения и владеющего полной информацией) в Москве. Группа была застрахована на предмет несчастного случая в компании "РОСНО" по программе "страхование граждан на время путешествий по странам СНГ" на сумму 30000$ на каждого. Страховка стоила ~35$ на человека на 32 дня. Впоследствии мы пытались возместить средства, затраченные на эвакуацию заболевшего участника автотранспортом, но это не удалось не смотря на собранные в Оше мед. справки. Для связи с наблюдателем, туроператором и страховой компанией использовали спутниковый телефон Iridium, превосходно работавший везде. Также местами (в основном при спусках в долины) работал местный "Билайн", единственный сотовый оператор в Алайской долине. Туроператор В районе (под пиком Ленина) работает множество туроператоров. Мы уже не первый год пользовались услугами Pamir Expeditions - на мой взгляд, лучший оператор из тех, что я встречал, путешествуя по разным регионам и пользуясь услугами разных операторов. Ребята радуют правильным отношением к клиенту - решают все проблемы, с которыми к ним обращаешься, очень гостеприимны. Цены весьма умеренные и многое они делают не за плату, а потому что вы - их клиенты. Итак, мы воспользовались следующими их услугами:
Для связи с наблюдателем, туроператором и страховой компанией использовали спутниковый телефон Iridium, превосходно работавший везде. Также местами (в основном при спусках в долины) работал местный "Билайн", единственный сотовый оператор в Алайской долине. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. В случае аварии, повлекшей за собой наличие тяжело пострадавших, а значит невозможность продолжения маршрута и преодоления даже запасных препятствий, (характеризующихся большей простотой), предполагалось, покинув опасную зону, связываться со спасателями, страховой и ассист-компаниями, туроператором, ЦМКК и представителями нашего турклуба посредством спутниковой связи. В идеальном случае должен был прилететь вертолет. В районе пика Ленина можно было рассчитывать на помощь гидов МАЛа (при помощи туроператора) В остальных случаях, когда группа могла бы выбраться самостоятельно, либо при отсутствии возможности посторонней помощи предполагались следующие варианты: 1) Северная часть хребта. Спуск вниз по любой долине в Алайскую долину. В некоторых долинах есть пастухи и гужевой транспорт. Спецтранспорт может проехать по чукурам Алайской долины без дорог, хотя почти везде в долине есть дороги или хотя бы колеи. Подобный выход может быть осложнен бродами, которые в данном районе могут представлять собой серьезные препятствия. 2) Южная часть хребта. Лучше все же выйти на Северную часть хребта, поскольку Южная часть весьма безлюдна и отдалена от поселений. На южную часть мы выходили в самом конце маршрута, поэтому аварийный выход совпадал с плановым - через наиболее простой перевал в этой части на Север - Минджар (2А), не требующий провешевания перил (в нормальных обстоятельствах). Запасные варианты были заявлены исходя из риска задержаться в Восточной части хребта (первая часть маршрута). Таким образом запасные варианты позволяли сократить окончание маршрута, сохранив его категорийность. Помимо запасных вариантов было заложено 2 запасных дня и 1 дневка, которую можно было бы использовать в качестве запасного дня в крайнем случае. Заявленные запасные варианты Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Изменения изначальных планов и их причины
График движения[2]
[2] Учитывая, что сплошной GPS-трек не велся, расстояния участков даны оценочно. Высоты и времена даны более точно. 1 веревка (перила) = 50 м [3] Указаны перепад высот относительно экстремума. Округление до 10 м. [4] Конечная высота участка. Указана точная высота путевой точки График высот Полосами обозначены дни, точками обозначены ночевки
Техническое описание прохождения группой маршрута 1 переход ~ 45 мин. "Право" и "лево" дается орографически, если не оговорено иное. Точки GPS приводятся в формате (название, широта, долгота, высота) Акклиматизационная часть Как уже упоминалось, общий высотный опыт группы был невысоким, в связи с чем была задумана довольно продолжительная акклиматизационная часть, включавшая постановку заброски на леднике В. Кызылсу и "прогулку" налегке по Алайской долине. 18.07 Москва-Ош Мы хотели как можно быстрее попасть в горы, без обычных задержек в Оше для докупки и упаковки продуктов. Поэтому все продукты были закуплены в Москве, часть из них заранее переправлена поездом в Бишкек. Три человека из нашей команды прилетели в Бишкек (такой вышел расклад по дешевым билетам), забрали продукты, оставленные на хранение местному туроператору и на авто отбыли в Ош. По дороге пассивно акклиматизировались на трехтысячных перевалах и искупались в Токтогульском водохранилище. Трасса Бишкек-Ош оказалась весьма живописной, впрочем, большую её часть мы проспали после бессонной ночи в самолете. Вечер провели в Оше, жили в гостинице. 19.07 Ош - точка старта Рано утром встретили оставшуюся часть команды и тут же отбыли в горы. Туроператору оставили ненужные вещи и заброску, которая будет ждать нас в МАЛе. Водителя мы попросили самого "боевого", чтобы подъехать поближе к запланированному началу маршрута. Нам дали водителя по прозвищу "Ветер", который не подкачал. По дороге пробили два колеса, хорошо что у водителя было две запаски. По прибытии в Сары-Таш пообедали в специальной точке - обычном месте обеда туристов, направляющихся под пик Ленина. Цены большие по киргизским меркам, по московским - умеренные. После обеда отвезли заброску в Бордобу, оставили ее у пастуха в 300 м не доезжая заставы. Денег дали "сколько не жалко". Выяснилось, что в прошлом году другая группа туристов тоже оставляла тут заброску. Сперва мы хотели оставить заброску непосредственно на заставе, но погранцы отказались, сославшись на пересменку. Они же указали на вариант с пастухом. Вернулись в Сары-Таш и оттуда поехали в Нуру. По дороге осмотрели место окончательной высадки, которое просматривалось с новой дороги, по которой мы ехали. Пробили еще два колеса, едем на полуспущенных, т.к. больше запасок нет. Перед кордоном у водителя отказали тормоза, ручник, как выяснилось, тоже не работает. Водитель ловко затормозил движком. Пока ждали фуру перед нами, тормоза "проявились". Дали 50 сом погранцу для ускорения проезда и через 10 минут ехали по хорошей асфальтовой дороге, начинавшейся от кордона. Нура после землетрясения осенью 2008 г, унесшим десятки жизней, представляет собой грустное зрелище: вагончики гуманитарной помощи, памятник, руины - следы землятресения. Оставили заброску с продуктами и не нужным для прогулки по лугам снаряжением в одном из крайних вагончиков. Заплатили "сколько не жалко", хотя люди от денег пытались отказаться. На выезде из Нуры подкачали пробитые колеса одолженным у встречного водителя насосом (своего у нашего "Ветра" не было). Дорога в Нуру проходит через перевал высотой 3760, где машина заглохла на крутом подъеме. Мы вылезли ее подтолкнуть и по одышке и бешено колотящемуся сердцу поняли, что горы уже начались. Колеса продолжали спускать и мы еле дотянули до базы китайцев (070, 39.612100, 73.673420, 3651м), где объясняясь знаками с китайцами, кое-как восстановили колесо, завернув в пробоины шурупы, смазанные каучуком или чем-то вроде. Как раз в районе базы основная дорога уходила на северо-запад, но была малозаметная дорога вдоль р. Кызылсу, по которой мы и подбросились еще несколько километров до точки высадки. Высадились там, где и эта дорога тоже завернула на северо-запад. Водитель беспокоился за колеса и мы не стали его насиловать, так как итак заехали дальше, чем планировали изначально (по варианту А. Джулия). Расклад по времени заезда и карту с новой дорогой и точкой высадки см. выше. (раздел "Варианты заезда...") Стоит отметить, что водитель очень здорово помогал общаться и улаживать дела со всеми встречными местными, коих было во множестве и которые с русским языком были на "Вы"... Высадились в 18:25 на берегу каньона р. Кызылсу (001, 39.594920, 73.636280, 3746м). Спустились в каньон, на травянистую террасу над рекой (~15 мин), где обнаружили хорошее место для ночевки на ровной травянистой поляне на берегу чистого ручья (002, 39.588540, 73.640800, 3538м).
20.07 Относим заброску на ледн. В. Кызылсу С утра взяли продукты для заброски и в 8:10 выдвинулись по террасе в направлении ледника. По террасе проходит тропа, которую, впрочем, достаточно просто потерять. Несколько выше (~25 мин) террасу прорезает ручей (003, 39.568200, 73.638530, 3591м), здесь тропа уходит на левый по ходу борт (склон) террасы, по которому спускается к ручью. Поднявшись обратно на террасу за ручьем, тропа теряется, но и без нее двигаться довольно просто. Терраса заканчивается перед распадком следующего ручья (~ 1 переход). Спустившись с террасы, мы пересекли ручей, дошли до следующего (~300 м) и продолжили подниматься вдоль него сперва по широкой плоской галечной поляне (~300 м) (здесь есть следы бивака (006, 39.539150, 73.628320, 3815м), затем по каменному руслу (~300м.). В месте, где ручей ушел направо по ходу, пересекли его и продолжили подъем по каменистому карману между мореной слева и травянистым склоном справа. В ~150 м от окончания кармана справа начинается тропка, траверсирующая его борт. Она выводит на следующую террасу, к ручью, который в этом месте уходит вниз водопадом (007, 39.533770, 73.625480, 3852м). Далее возможны два пути. Первый - пересечь вброд ручей и идти по гребню морены. По пути встречаются небольшие подъемы и спуски, что делает его более трудоемким, однако этот путь более красивый - с гребня морены открывается вид на ледник Заалайский хребет. Второй путь с виду менее трудоемкий - не переходя ручей, плавно подниматься по его левому борту. Прижимы в начале вполне можно миновать по камням кромки разлива. Далее по травянистым лугам непосредственно вдоль ручья. Оба пути упрутся в курумник (~1 переход), пересекающий террасу. Здесь есть также два пути подъема - подняться на курумник в месте, где в него упирается морена (левый по ходу край террасы) либо в противоположном углу - по склонам с правого по ходу края террасы. Первый путь неприятен конгломератным склоном, зато более короткий. Второй - тем, что поднявшись, надо пройти по курумнику в точку вылаза пути 1, т.е. совершить крюк. Далее вдоль левой по ходу границы курумника дойти до зеленой полки, (местами попадаются турики) с которой спуститься на морену, продолжающуюся за курумником. Сразу за курумником есть несколько озёр - одно большое и пара малых, обустроенные места для бивака (39.516670, 73.609580 4006м). Здесь в 13:30 прячем заброску, визуально просматриваем путь через ледник, откуда мы придем к заброске, немного отдыхаем и возвращаемся тем же путём ~ в 17:30. Вечером немного пошатывает - сходили на 4000 и прошли немало километров.
21.07 р. Кызылсу - р. Нура, восхождение на 4249 Выход в 6:55. Без труда перебродили р. Кызылсу на разливах напротив лагеря, двинулись по зеленой террасе вдоль реки вниз по течению. Через некоторое время подсекли тропинку. Через 1 переход встретили прозрачный ручей (013, 39.596450, 73.675500, 3451м). Через некоторое время выходим на заросшую дорогу, которая через полперехода уходит вверх направо. Вверх идти не хочется, но впереди видны прижимы, да и здравый смысл подсказывает, что раз есть дорога, надо ее держаться. Трек дороги см. в приложенном к отчету треке маршрута или на карте. Далее по дороге. Периодически попадаются ручьи, берущие начало в снежниках выше. Дорога весьма живописна, луга, цветочки, птицы и звери, панорамы Алайской долины слева и заснеженные пики справа. К 12:00 выходим к речушке (018, 39.602940, 73.753040, 3530м), где обедаем и купаемся до 14:00. Отсюда просматривается долина р. Кильтабулак, видны постройки в низовьях. Отсюда же просматривается наше акклиматизационное "первопрохождение" и видно, что никакого перевала в этом месте нет, а подъем на гребень лавиноопасен. Решаем вместо этого взойти на один из окрестных холмов приблизительно такой же высоты. Отсюда далее идет тропа, которая через переход становится малозаметной. Движение продолжаем вдоль русла ручья, по нему выходим на травянистую террасу левого берега р. Нура. По террасе за полперехода выходим к уютному месту ночевки у чистой речушки под склонами в. 4249 (на некоторых картах: 4254,5 4254) (032, 39.579900, 73.782190, 3479м) в 15:35. Этим же вечером решаем сделать радиальное акклиматизационное восхождение на в. 4249 или кто до куда дойдет. Выходим в 16:05, на восхождение отводим 2 часа - т.е. в 18:00 разворачиваемся и идем вниз, в какой бы точке кто не находился. Вершина расположена в гребне, идущим с ЮЗ на СВ к р. Нура. Подъём на гребень мы осуществили по его северному контрофорсу, начинающимся в 500 м выше по ручью, на котором мы жили. Контрофорс в нижней части травянистый, в верхней состоит из плотной мелкой осыпи, как и сам гребень. Подъем простой. Контрофорс выводит на перевал: гребень в этом месте плоский, есть озерцо, образованное талой водой. C вершины видны нехоженые перевалы, долина Нуры. При подъеме группа сильно растянулась ввиду разного уровня здоровья, однако к 18:00 каждый из участников преодолел отметку в 4000, что и было целью мероприятия. В это время мы начали спуск обратно и вовремя, поскольку начиналась гроза с градом.
22.07 за заброской в Нуру, акклиматизационная ночевка на 4000 В 7:50 вышли в Нуру за заброской. Сперва по уже знакомой травянистой террасе до разрушенного землятресением коша, от него по тропе, спускающейся с террасы к реке вдоль нашего ручья. Тропа спускается на нижнюю террасу к другому кошу, от которого идет приличная дорога, проезжая для любого транспорта (029, 39.607420, 73.812030, 3075м). По дороге к 10:20 выходим в Нуру. По пути договариваемся подброситься вверх до коша на автомобиле. В 13:15 возвращаемся в лагерь. Отдыхаем, обедаем, предпринимаем разведку пути по левому берегу р. Нура. Внизу вдоль реки видна тропа, а прямо по ходу - травянистая терраса, что обнадеживает. Тем временем погода портится, начинается сильный дождь. У командира есть большое желание сходить заночевать на 4000 на уже знакомый гребень в 4249. Дождь всё не прекращается, в результате решили, что если до 20:00 дождь перестанет, то идём. Если нет - остаемся. В 19:55 дождь прекратился, команда со вздохами допаковалась, оставив внизу всё ненужное и выдвинулась. Смеркалось. Воду взяли снизу, т.к. не смогли вспомнить, в каком состоянии озерцо на гребне. К 22:00, любуясь звездами, поднялись на гребень, где легли спать.
23.08 Попытка пройти левым берегом р. Нура Встретили божественный рассвет. Вышли в 7:40, внизу перепаковались. Вышли второй раз в 9:10. Непосредственно от лагеря начинаем траверсировать травянистый склон, стараясь не терять высоту. Однако через некоторое время заросли колючек вынуждают нас спуститься непосредственно к реке. Через некоторое время упираемся в прижимы, которые пытаемся обойти, забравшись вверх по крутому каньонистому каменистому руслу ручья. Набрав порядка 150 м высоты к 13:00 понимаем, что ошибались про левый берег. При этом прямо напротив, на противоположном берегу видна дорога, юрты. Решаем спуститься и с утра перебродить Нуру. В первом же подходящем месте с чистой водой (040, 39.566570, 73.796250, 3199м) в 14:30 останавливаемся на ночевку, запоминая уровень воды. Перевал Предвершинный (2Б, 4800) Категория трудности: 2Б Высота: 4800 м Характер: снежно-ледовый, м.б. со скальным участком Ориентация: запад-восток Координаты по GPS: (064, 39.494010, 73.655130, 4817м) Расположен в северном отроге Главного хребта. Соединяет долины рек Нура и р. Кызылсу. Ведёт с ледника Нура на восточный приток ледника Кызылсу. Прохождение: 23-25 июля 2009 года со стороны р. Нура. Описание даётся от среднего течения р. Нура до ночевок в моренном кармане ледника Кызылсу. Тур расположен в центре седловины. Снята записка г. Томск, клуб "Такт", 6 к.с., Ворожищев М.Г., 09.08.2007 24.08 Брод через р. Нура, выход на ледн. Нура Выход в 6:30. За ночь вода в реке упала не сильно, в районе ночевки переправиться возможности не видим. Движемся вниз вдоль реки, просматривая потенциальные места для брода. Такое место нашлось возле самого окончания просматриваемого плоского участка долины (042, 39.587590, 73.802010, 3132м), хотя ниже, очевидно, подходящие участки тоже были. Брод весьма и весьма серьезный, переходим двумя стенками в три и четыре человека. Не смотря на то, что не слишком глубоко (середина бедра), течение весьма стремительное. Наибольшую трудность вызвала первый рукав (основное русло). Видео можно посмотреть тут: http://www.youtube.com/watch?v=VSn1kaDfCBI В 8:45 вышли с брода по хорошей тропе. Тропа местами заболочена, разветвляется. Начинаются колючки. Перед самым обедом мы тропу потеряли (очевидно, она ушла левее). Упершись в крутой берег ручья, пошли вверх вдоль него, где в точке (047, 39.531370, 73.809100, 3521м), подходящей для перехода этого кулуара вновь подсекли тропу и заодно заобедали в 13:00. Вода с меловой взвесью, но нам не превыкать. В этом месте с противоположного берега ручья свисают какие-то проволоки, очевидно, предназначенные для облегчения подъема по обрывистому склону. Часа через два двинулись далее по тропе, которая через переход вывела к речке, переправу через которую нашли в теснине выше по течению (048, 39.523470, 73.808990, 3497м). Здесь надо было совершить прыжок с камня на камень. Прыгали налегке, рюкзаки передавали. Далее тропы не наблюдалось, шли по травянистому лугу, по морене, затем пересекли курумник и вышли на морену ледника (~1,5 перехода). По морене дошли до ее конца - зелёного островка (050, 39.511980, 73.804040, 3659м), где переобули кроссовки на ботинки и спустились на ледник. Пересекли язык ледника, стекающий в долину Нуры и вышли на прекрасное ровное место ночевки на серединной морене (051, 39.507250, 73.793850, 3701м) в 19:00. С удовольствием искупались в тёплом озерце, и, казалось бы, на сегодня хватит, но день преподнес еще один сюрприз. Катя потянулась под палатку достать камень и у нее выскочил плечевой сустав. После часа-полутора мучений, многочисленных попыток разных участников, звонков в Москву и т.п. плечо удалось вправить. Съели остывший ужин, завалились спать.
25.08 подход под пер. Предвершинный Выход в 6:30. Пересекли оставшуюся часть языка ледника и вышли в ранклюфт левого борта ледника - карман между телом ледника слева и скалами справа. Здесь поднялись на ледник (053, 39.501420, 73.786530, 3760м), сильно зачехленный моренными отложениями. Описание, имеющееся у нас (Ворожищев, 2007) предлагает идти по левой боковой морене, однако наш путь по телу языка выглядит быстрее, так оно и оказывается. По дороге приходится взбираться на небольшие холмы, попадаются озерца талой воды. После большой трещины (056, 39.493330, 73.759700, 3985м) ледник становится более ровным. Через некоторое время справа по ходу опять начинаются ледовые холмы, обходим их, забирая левее по ходу. Вдалеке видно большое стадо оленей, голов под 50-80. Обедаем с 12:10 до 14:10 у небольшого ручейка талой воды (058, 39.490640, 73.719950, 4158м), поспали. Далее продолжаем движение до небольшого ледопада (~1,5 перехода), (060, 39.491180, 73.694200, 4346м), возле которого связываемся и надеваем снегоступы, поскольку ледник закрывается. Ледопад обходим справа по ходу. Затем небольшое плато, еще один небольшой ледопад, который обходим слева. Последний ледопад обходим справа, приходится немного раскрутить трещины. Плато над ледопадом выгнуто коромыслом - чтобы подойти к перевальному взлету надо немного спуститься. Здесь есть замерзшее озеро, можно встать тут. Однако место открытое и мы решаем подняться на ночлег под скальную стеночку, где лучше будем защищены от ветра (19:00), (062, 39.493470, 73.659850, 4663м). Воду берем здесь же, из ручейка с этой самой стеночки. Команда чувствует себя нормально, не смотря на высокую ночевку, только Катя не очень - постоянные приступы кашля, апатия. Ночь проходит спокойно. Ясно, не холодно. Открываются красивые виды на низовья ледника Нура.
26.08 пер. Предвершинный, выход к заброске на ледн. Кызылсу Вост. Выход в 7:40, за один переход поднимаемся на перевал. Подъем представляет собой снежный склон до 35 градусов, местами приходится тропить по колено, наст держит плохо. Посидели на перевале, обсудили тактику спуска. Решили спускаться параллельно связками с попеременкой. Склон довольно крутой (до 45 градусов) и протяженный (~600 м), структура снежного покрытия неоднородная. Благодаря большому количеству снега обошлись без провешивания перил по скальному кулуару в нижней части спуска. Камнепадоопасность также была ниже, но все же сохранялась со скальных склонов слева. На плато вышли по левому по ходу кулуару, забитому лавинным выносом. Спуск занял порядка 2,5 часов. В перевальном цирке видно множество лавинных выносов, а также ледовых обвалов со склонов в. Заря Востока. Задерживаться здесь не хочется. Далее 1 переход вниз до ледопада. Здесь ледник открылся, развязались. Есть ледовое озерцо. Ледопад обходим слева. Сильно задерживает продвижение то, что в складках открытого ледника много старого снега и мы обходим такие места, опасаясь, что под снегом трещины. Спустившись на ровную часть ледника, в 14:00 обедаем (068, 39.501630, 73.627390, 4211м). Тем временем командир производит разведку, ведь описанный Новосибирцами путь (Ворожинщев, 2007) по правому ранклюфту опять кажется нелогичным. Так и не поняв их логики, движемся своим путём - прямиком вниз до места впадения ледника в ледник Кызылсу Восточный (1 переход). Ледник открытый, гладкий, почти без трещин движение по нему приятно. По дороге находим стельку из куска коврика и полартековую перчатку, видимо кто-то еще ходил этим путём. От места слияния ледников еще за 1 переход пересекаем зачехленное тело ледника Кызылсу Восточный, держась несколько левее относительно азимута на заброску, так меньше бугров и увалов. Легко вылезли по довольно крутому склону морены и в 17:30 встали на ночлег в известном месте (071, 39.516670, 73.609580, 4006м). Купаемся, стираемся, едим продукты, оставленные, видимо, альпинистами после сборов, угощаемся сюрпризами из заброски, совершаем ритуалы огнепоклонения вокруг костра из мусора.
27.08 Провожаем Катю Ввиду того, что болезненное состояние Кати (кашель, временами приступы расколбаса) сохранилось, Катя решила сойти с маршрута. Высота следующего перевала (5555) и техническая сложность эвакуации в случае обострения увеличивали риски негативного развития событий. Уже знакомым путём отвели Катю на базу китайцев (070, 39.612100, 73.673420, 3651м), где были в три часа дня. По дороге связались со страховой компанией, в надежде на последующую оплату транспортных расходов на эвакуацию, а также вызвали машину через нашего туроператора. Назад вернулись часов в семь вечера, намотав 26 км и сбросив и набрав 600 м. высоты. Договорились, что если Катя выздоровеет за неделю в Оше, то вновь присоединится к нам в Бордобе. Продолжение здесь |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||