Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет
о горном туристском походе 5 к/с по Северо-Западному Памиру, совершённом с 1 по 30 июля 2007 г. 1. Справочные сведения о походе.
Хочется выразить благодарность за помощь в подготовке маршрута и консультации А.Джулию, Г.Сальникову, В.Ляпину (карты).
5. Организация заезда и выезда 1 июля. Воскресенье.
В Москву отправляемся на автобусе (поезд приходит слишком поздно), оттуда самолётом в Душанбе. Для поездки в Душанбе поездом нужна туркменская виза. В 7.00 2 июля мы на Павелецком вокзале. В Домодедово идут электрички, примерно каждые 45 мин., билет - 150 руб., ехать 40 мин. В аэропорту при сдаче багажа выясняется, что все рюкзаки негабаритные, приходится тащить к другой стойке. Перегруз 102кг (почему столько- непонятно), доплачиваем 7700 руб. Все клянутся, что не брали ничего лишнего и т.д. Вылет в 13.10 и в 18.00 мы, наконец, в Душанбе.
В аэропорту нас встречает принимающая сторона – фирма «Альп-Навруз». С фирмой «Альп-Навруз» связались за 3 месяца по e-mail, за 1,5 месяца выслали копии паспортов и нитку маршрута. Директор фирмы – Рано Умаровна Сабирова, e-mail: rano [собака] navruz.tajik.net, тел. (992 37) 22 1 39 55, моб. 992 98 163 14 22. Компаньон Рано Сабировой – Зарина Бобоходжиева. Она директор фирмы MATVC, что расшифровывается, как Middle Asia Tourism and Venture Club. E-mail: matvc [собака] mail.ru , www.matvc.net, тел. 992 37 236 27 08, моб. 992 93 501 75 01
На микроавтобусе отвозят на квартиру, в которой будем ночевать. Квартира 2-х комнатная, газа нет, совершенно убитая пятиэтажка. Нам показалось, что 10$ с человека за сутки, т.е. 80$ за 1 сутки аренды этой квартиры – это как то слишком... Но спорить и возражать не стали. Расположившись, отправились в город на ознакомительную прогулку. Прежде всего выясняем, что тут за деньги и сколько они стоят. 1 евро = 4,63-4,65 сомони
С рублями, естественно, полная неразбериха. Обменники на каждом шагу, во всяком случае в центре. На ценнике указано: 1 Сомони = 13,23-13,40 руб. На 1 тысячу рублей дали 132 сомони (?!). Прохаживаясь по улицам и споря между собой, приходим к заключению, что 1 сомони стоит примерно 7,3 руб. Из этого расчёта и исходим при совершении коммерческих сделок в государстве Точкистон (Таджикистан).
С утра всей толпой отправляемся на рынок и в магазин докупать недостающие продукты. Цены примерно соответствуют нашим, но некоторые товары (колбаса, сигареты) явно дороже. Такси дешёвое, поездка 5-7 сомони. Просят 10-12, но надо торговаться до 6-7. За 11-12 можно проехать через весь город. С таксистами нужно договариваться от точки А до точки Б и ни в коем случае не договариваться на маршрут с несколькими остановками, а также не соглашаться на помощь в подносе вещей до а/м.
В конце путешествия цена возрастает минимум вдвое от заранее оговоренной. Затем начинается демонстрация оскорблённой невинности, бросание денег на асфальт, невнятные угрозы и т.п. После закономерного итога переговоров (посыл таксиста по далёкому адресу) деньги с асфальта подбираются и оскорбленный в лучших чувствах таксист гордо уезжает.
Ближе к вечеру появляются дамы из фирмы «Альп-Навруз», привезли наши паспорта с регистрацией, пропуска в погран.зону, разрешение на трекинг и пригнали машину УАЗ, на которой нам завтра ехать 450 км . Машина новая, два водителя. Начинаются нудные переговоры по поводу стоимости услуг по перевозке. Невзирая на то, что за 3 дня до выезда все цены были оговорены по e-mail ещё в Волгограде. Машина стоила 450$, сейчас почему-то хотят 550$???
Вообще, надо отметить, что хозяйка «Альп-Навруза» Рано Умаровна - женщина своеобразная. По e-mail нам неоднократно разъясняли, что «разрешение на пребывание в Горно-Бадахшанской АО» и «пропуск в погран.зону» - это разные вещи и каждая позиция в отдельности стоит 20$ с человека. В итоге, видимо забыли какие цифры ставили в прайс и мы получили по одной бумажке по цене 15$ с человека.
В качестве оплаты за пребывание в национальном парке и за «пермит» на трекинг нам выдали совершенно абстрактную бумагу на бланке их собственной фирмы без указания количества людей, дней и т.д. Кстати, в дальнейшем эту бумагу у нас неоднократно смотрели пограничники и сложилось впечатление, что никто совершенно не представляет, как должно выглядеть разрешение на посещение национального парка ( 1 $ с чел-ка в день) и «пермит» на трекинг. Теоретически можно такую бумагу привезти с собой на бланке любой фирмы с англоязычным названием. ТЕКСТ: Middle Asia Tourism and Venture Club Дано руководителю горных туристов из Волгограда ...ФИО...
Генеральный директор «подпись, печать» Бобоходжиева З.Р. Совет всем: Договариваться о ценах по e-mail ещё из дома, по всем позициям (что мы и сделали). Распечатать e-mail и взять с собой. На месте не поддаваться ни на какие жалобы и увещевания. Для связи мы брали с собой спутниковый телефон «Турайя». Пообщавшись с Рано Умаровной, мы поняли, что на переговоры с ней не хватит никаких аккумуляторов.
Назначаем выезд на 4.30 утра и идём гулять по городу. На улицах полно милиции, но ведут себя исключительно миролюбиво: документов не требуют, никого не останавливают. Таксист выразился так: «Да, милиции много, но они никого не трогают». Ужинаем в кафе «Тайга» (!?). Борщ, шашлык, водка, приставания к официанткам, возвращение домой, песни до утра. 4 июля. Машина приходит в 4.00. Выезжаем в 4.30. Через час въезжаем в горы, хребты пока невысокие, зеленые. За 5,5 часов проехали 150км. Слияние двух рек – начало реки Вахш. На вопрос «как называется река, посёлок?» водитель отвечает: «У ЭТИХ таджиков такие названия, что не выговоришь», хотя сам далеко не русский...
Идём в чайхану обедать. Харчевни на трассе стоят достаточно часто. Обед 4-5 сомони на человека. В меню: шурпа, лагман, гуляш и то, и другое, и третье – помои. Вдобавок, мягко говоря, грязновато. Лучше взять продукты с собой, а в чайханах брать лаваш и чай. Мы еды на дорогу не взяли и поэтому (волей не волей) едим шурпу. К счастью, обошлось без последствий.
Через 40 мин. перевал. На перевале очередная чайхона (чайхАна, чайхОна – пишут кто как). Едим арбуз, пьём чай с горным мёдом. Высота перевала 3252 м, жарко, трава, цветы. Везде на трассе люди (что чайханщики, что местные водители) исключительно доброжелательные.
С перевала по длиннющему серпантину спускаемся в долину к реке. Заезжаем в посёлок, ужинаем и едем по правому берегу реки Пяндж. До реки метров 30, сама река 40-50 м шириной, противоположный берег- это Афганистан (Фото 1). Время 19.40. Один из водителей в чайхане ухитрился как-то незаметно-виртуозно напиться и сейчас «не вяжет лыка», а второй вообще дороги не знает, т.е. куда ехать не представляет. К тому же ещё в машине оборвался трос газа и чтобы ехать, его надо тянуть рукой. В общем, всё как обычно... (Фото 2). Вдоль дороги – гранатовые деревья, уже есть небольшие гранаты, но пока ещё зеленые. В 21.30 в безымянном посёлке останавливаемся ночевать, укладываемся на столах-топчанах под чинарами. Спальники доставать лень, укрываемся палаткой. Ночью холодно. 5 июля.
Подъём в 5.30 Выезжаем в 6.00, через час завтракаем. Милиция проверила документы (ведут себя очень вежливо). Надо иметь при себе с десяток экземпляров списка группы с паспортными данными, это значительно ускоряет процесс проверки. Список достаточно заверить печатью турклуба.
Небольшие посёлки вдоль дороги стоят через каждые 30-40 мин. езды, располагаются в зелёных оазисах. В посёлках целые поля маков, картофеля растёт грецкий орех и вишня, а высота примерно 2000 м. Дорога от Пянджа уходит вверх вдоль реки Ванч. Проезжаем райцентр Ванч. Сходили в администрацию посёлка (райисполком), поставили печать в маршрутку. Какой-то солидный мужчина велел нам ждать, пока придёт представитель лесничества и проверит наше разрешение на пребывание в национальном парке. Мы сказали «хорошо», погрузились в УАЗ и поехали дальше. За пос. Ванч нет уже никаких постов: ни милиции, ни пограничников, ни лесников (во всяком случае, мы не видели).
В 11.30 приезжаем в посёлок Вань-Вань Боло, отсюда начинается наш маршрут. Выгружаемся, знакомимся с населением. При помощи водителя, в качестве переводчика, договариваемся с местными жителями об аренде ишаков. 35 сомони за одного. Проходим через посёлок (он совсем маленький) и чуть выше него ставим лагерь. Трава, ручьи, небольшая запруда- озерцо, можно купаться (Фото 4). На стоянке можно собрать дрова, готовим на костре, вокруг крутятся дети. Вечером - пасмурно, ночью - дождь с грозой. Странно, нам твердили, что на Памире дождей не бывает. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||