Вечереет. С наступлением сумерек становится как-то особенно уныло. До скал, до которых просто жизненно необходимо долезть сегодня, чтобы не ночевать на шестидесятиградусном снежно-ледовом склоне под прицелом многометровых ледовых карнизов, свисающих с крыши и плеча Гестолы, остается еще две-три веревки. В этот момент идущий первым Алик Изотов останавливается, грустно смотрит на меня и говорит: «Витя, ты можешь обозвать меня сейчас кем угодно...». Я вопросительно смотрю на него. «Кем угодно, самыми последними словами, я не обижусь...», – продолжает Алик. «Что случилось?», – спрашиваю я. «Ты будешь смеяться, но у меня улетели стойки от палатки!!!».
На станции
Говорить ничего не хотелось. Начинало ощутимо холодать, и стрелка термометра неумолимо приближалась к тридцатиградусной отметке. А это был только первый день нашего подъема по Северной стене Гестолы по маршруту М.Хергиани. Мы – это команда из Санкт-Петербурга: Александр Гуков, Альберт Изотов, Сергей Кондрашкин и я, Виктор Коваль.
«Ничего», – успокаиваю я подошедших товарищей, – «как-нибудь обойдемся, раньше ведь мармотовских палаток тоже не было...». Стало совсем темно. Несмотря на то, что на маршрут мы вышли в 4 часа утра тоже в абсолютной темноте (светает на Кавказе в январе только в 7 утра), светового времени у нас не хватило, чтобы до конца преодолеть самую объективно опасную часть маршрута – ледопад и снежно-ледовые сбросы под стеной. Еще два часа рубим полку в склоне, затем залезаем в бесформенный мешок палатки. А все не так уж и плохо!
Альберт Изотов
Александр Гуков
Виктор Коваль
Следующим утром оцениваем предельно лавиноопасные снежно-ледовые сбросы у основания стены и решаем траверсировать к основанию нашего контрфорса не по склону, как это делали первовосходители, а по скалам. Это, хотя и значительно тяжелее, но куда безопаснее: какую-то страховку можно организовать.
Начало стены где-то внизу
А под скалами делать нечего: до льда не докопаться, а как метровый снег держится на почти шестидесятиградусном склоне – вообще загадка. Целый день уходит на этот вынужденный траверс. Скалы – не подарок: все залеплено снегом и залито льдом. Смотришь на очередной скальный уступ, на котором собираешься сделать станцию, и не понять, надежная ли это порода, или камень какой сверху свалился, да и приморозило его к склону и снегом припорошило...
Очередной бастион
Темнота, как всегда, подкралась незаметно. Еще внизу, в альплагере «Безенги», читая описание первопроходцев, обращаешь внимание на то, что мест для ночевок на маршруте почти нет (отчет Михаила Хергиани не сохранился, известна только предполагаемая нитка его подъема по стене). В августе 1969 года маршрут прошла четверка под руководством П.В.Егорова. А в августе 1985 года – команда инструкторов а/л «Безенги» под руководством А.А.Колчина. Была еще попытка в 1972 году, но закончилась гибелью двойки В.Коронный – А.Соколов. На организацию хоть какой-то мало-мальски пригодной для ночлега полки уходит часа три. Для этого мы превращаемся в каменоломов: грозно и энергично размахиваем инструментом, вгрызаясь в породу стены, и даже сломали две тяпки Quark и одну лавинную лопату.
Наблюдение из лагеря
Но жертвы эти не были напрасными: бесформенный мешок с надписью Marmot каждый вечер традиционно наполняется нашими уставшими телами. Все ночевки на маршруте – полусидячие. Самым же счастливым и изворотливым из нас иногда удается удобно расположиться на телах не таких расторопных и наглых товарищей. :-)
А опасались мы за объективно опасную нижнюю часть маршрута не зря: ледовый обвал с плеча Гестолы мощной лавиной перебил значительную часть нитки нашего подъема под стену...
К вечеру третьего дня долезаем до небольшого снежного гребешка, соединяющего контрфорс и основной бастион стены. Здесь устраиваем дневку, потраченную на обработку основного бастиона стены. За день удалось провесить пять веревок, три из которых – очень сложные. Скалы залиты льдом, средняя крутизна около 80-85 градусов. Обвешанные железом Саша Гуков и Серега Кондрашкин возвращаются с обработки уже в темноте...
Основной бастион стены
На обработке (Александр Гуков)
Лезем
О погоде: все дни были ясными и безоблачными. И когда ласковое январское солнце утром полтора часа освещало нашу Северную стену, то теплело до -25. Приблизительно в 10 часов утра прямые солнечные лучи покидали нас, и стрелка термометра до вечера замерзала где-то на отметке от -30 до -35°С. Ветра почти не было, за что ему от нас большое человеческое спасибо. :-)
Безенгийское ущелье
Еще день жумарим по провешенным веревкам, а затем пролезаем еще несколько веревок до выхода на крышу. Стена закончилась, а впереди – крутой, от 50° до 60° ледовый склон, разбавленный выходами скал типа «бараньи лбы». Откуда-то отсюда сорвавшимся с вершинного гребня ледовым карнизом была сброшена со стены двойка В.Коронный – А.Соколов в далеком 1972 году. Кстати, вынесенные ледником тела этих восходителей были обнаружены лишь в 2006 году...
Выход на крышу
Очередная сидячая ночевка, и мы выходим на финишную прямую. В этот день я лезу первым. Стараюсь набирать высоту и уходить немного вправо от вершины. Слева от вершины выход на гребень невозможен и опасен из-за нависающих ледовых карнизов. Тоже – если лезть прямо в лоб. С правой стороны есть незначительный разрыв в линии карнизов, куда я и направляюсь.
На крыше. Внизу видны поворот на Джанги-Кош, пики Варшава, Селлы
Идти становится тяжелее, высота уже приближается к отметке 4800. Лед, иногда голый, иногда припорошенный снегом, иногда перемежающийся со скалами. Лед очень жесткий, если не припорошен снегом, то вкрутить даже хороший гривелевский бур – целая проблема. Кошки и тяпки входят едва-едва. Но вот последняя ледовая стенка, небольшой снежный гребешок, и все, переваливаюсь на предвершинный гребень. Отдышавшись, принимаю товарищей. Вбиваем в склон снежный якорь, оставляем на нем наши рюкзаки, и по следам трехдневной давности группы наших друзей из Питера и из Самары, поднявшихся на Гестолу по гребню через вершину 4310, поднимаемся на вершину.
Традиционная фотосессия, затем снимаем записку наших самарских-питерских друзей. Заботливые ребята оставили нам в вершинном туре шоколадку, а записку написали на ретро открытке, выполненной в стиле «ню»... Ах, как же хочется на землю!
Ночуем на плече, а наутро – бегом вниз, по гребню через вершину 4310. На повороте основной ветви Безенгийского ледника нас встречают Кирилл Иванов и Петя Кузенков, поят чаем из термоса. К темноте приходим в лагерь...
На вершине
Сванетия
На вершине
Гестола – очень красивая гора. Ее стройная пирамида манит и притягивает к себе каждого, кто хоть однажды побывал в Безенгийском ущелье. И маршрут Хергиани на Гестолу тоже очень красивый и притягательный, даже немного вызывающий. И мы не устояли...
На вершине
P.S. Хочется сердечно поблагодарить Директора АУСБ «Безенги» Анаева Алия Хусеевича за теплый прием, наших верных безенгийских друзей – Адильбия, Бориса, Тимбулата и Алима, переживавших за нас в лагере, наших питерских друзей Иванова Кирилла, Петю Кузенкова и Леху Бороденкова, самарских друзей: Надю и Сашу Уваровых, – за наблюдение и поддержку на маршруте, инструктора а/л «Безенги» Евгения Белоусова – за консультацию по маршруту, и Алексея Букинича – за любезно предоставленное снаряжение, к которому мы отнеслись так безжалостно.
Вызвала определенное удивление информация, что в последнем классификаторе маршрут понизили с категории 6а до 5б. Это более чем странно, учитывая, что было всего три прохождения маршрута, и последнее – 23 года назад. Комментарии здесь излишни. Хотя маршрут этот не для тех, кому нужна клеточка. Просто очень красивая гора и очень красивый маршрут...
Пирамида Гестолы из лагеря
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Гестола- локоничное название, дивная гора! Рада, что сберег вас Мармотовский мешок!
Меня тоже интересует ответ на загадку:"как метровый снег держится на почти шестидесятиградусном склоне."
Победили- молодцы! А категории, ребята, история не про вас.... Вы выше их, на высоте 4860)
Заметил, что на 3-ем фото ("на станции") стоит человек в бахилах, на которые надеты кошки для ботинок с передним рантом. Нормально держатся такие кошки на бахилах? Или лучше покупать кошки не со скобой впереди, а с ремешком? Но тогда другой вопрос: как те держатся на крутом люду?
Ребята, нет слов! Респект Вам всем! Красивый маршрут, да ещё зимой! По поводу классификатора не расстраивайтесь, кто видел - тот понимает. Отдельный привет Алику Изотову - Алик, ты супер!! :-))
Р.S. Даже завидно - такие монстры!:-)) Летом на этом маршруте опасно - бъёт со страшной силой, ну а зимой...