Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Магия горы Казбек
4 октября 2006 года команда альпинистов в составе 7 человек совершила успешное восхождение на один из пятитысячников Кавказа – вершину Казбек. Экспедиция была организована Краснодарским горным клубом «Экстрем».
1. Сушко Александр, г. Владикавказ. 2. Дзукоева Елена, г. Краснодар. 3. Иванов Степан, г. Новороссийск. 4. Кормачев Ян, г. Краснодар. 5. Симаков Владимир, г. Рязань. 6. Гришко Игорь, г. Краснодар. 7. Литвинов Андрей, г. Новороссийск. Я думала, что уже мало чему могу удивиться – все казалось однообразным, скучным и не достойным того, чтобы быть зафиксированным даже в черновике. Но восхождение на Казбек принесло столько новых впечатлений, что я снова хочу писать. Вот уже несколько дней, как мы вернулись в Краснодар после нашего экстремального путешествия, состоявшегося в начале октября, на одну из самых высоких и красивых вершин Кавказа – Казбек. Когда говорят о Кавказе, то вспоминают две горы – Эльбрус и Казбек. Как и кем только не было рассказано о красоте Кавказа, Эльбруса и Казбека, и все же эти удивительные картины трудно представить человеку даже с самым изысканным воображением.
Казбек, внешне очень похожий на своего «брата» по имени Эльбрус, все же другой… Казбек не всегда был таким, как сейчас. Когда-то давным-давно он рождался в грохоте извержений. И было это миллиарды лет назад. Извержения колоссальной силы следовали одно за другим. Наконец вулкан, притаившись, затих, и все его силы, на первый взгляд, как будто спят, скованные каменным и ледяным панцирем. Однако у такой Горы, несомненно, есть живой дух, и только он, справедливый и строгий, позволил нам совершить восхождение. Горы, каньоны, теснины, водопады, горные реки, несущие вдаль свои клокочущие и вечные как время воды… Здесь мы в царстве покоя, равновесия и гармонии, нам выпало счастье созерцать другое измерение на Земле это мир других качеств и ценностей, где нет злобы, зависти, предательства и хамства. Здесь никому не интересно, какой у тебя бизнес и сколько ты зарабатываешь денег. Горы стоят миллионы лет и будут стоять еще столько же. В экстремальных ситуациях человек открывается таким, каким его раньше никто не знал, и часто он сам узнает о себе что-то новое. Потом, приехав в город, ты не хочешь меняться, ты понимаешь, что должен вернуться туда еще не один раз… О таком отношении к горам рассказывают инструкторы на первых занятиях по альпинизму. Сначала, может быть, ничего не понятно. Да и люди мы все разные. (Тенцингу Норгею принадлежит замечательная фраза о том, что «одни приходят – смотрят, смотрят и только смотрят, а другие приходят – и видят…») Ведь даже услышав красивую песню, можно не понять, что она красивая, надо уметь слушать. На наших программах работают только квалифицированные инструкторы и гиды. Один из них - Сушко Александр Павлович, восходитель и участник экспедиций на многие известные вершины мира (включая Монблан, Килиманджаро, Аконкагуа, Эверест), «снежный барс», спасатель-профессионал высокого класса. Нам очень повезло, что Саша согласился поработать с нашей командой. Все участники группы оказались психологически совместимы, очень доброжелательно настроены друг к другу. Итак, отправиться решено 28 сентября, нас 6 человек (с Сашей – 7) в группе. Благодаря скорости машины Игоря марки «Volkswagen Sharan», выехав из Краснодара в 6 утра, во Владикавказ мы приехали в середине дня. Встретившись с нашим инструктором и выслушав его рекомендации по подготовке к завтрашнему дню, поехали закупать продукты по магазинам и рынкам города. Владикавказ встретил нас теплой, почти летней погодой. Без труда закупив необходимое продовольствие и зарегистрировавшись в спасательном отряде МЧС, мы отправились на базу, чтобы упаковать и максимально облегчить рюкзаки нашей экспедиции. В этот вечер нам удалось посидеть возле костра и попробовать настоящие осетинские пироги, которые бывают разных видов и названий (фытчин – пирог с мясом, картофчин – пирог с картошкой, олибах – пирог с сыром, сахарадчин – пирог со свекольными листьями и творогом). Рецепт пирогов можно прочитать на нашем сайте.
29 сентября.
Наконец-то собравшись, мы садимся в машину МЧС и едем в поселок Кармадон. Среднестатистический горожанин, житель престижного микрорайона мегаполиса, обычно ведет малоподвижный образ жизни, проводит свой день в современном офисе за компьютером, а вечер - в новомодном клубе, и старается изо всех сил поддерживать имидж крутого героя одного из популярных фильмов. Но есть люди другого типа, которые постоянно испытывают жажду реальной жизни, они ищут и сами делают свою жизнь интересной: путешествуют, получают новые впечатления от восхождений, испытывают счастье от обыкновенного общения с друзьями. Они стараются управлять своей судьбой и не ждут, когда кто-то возьмет их за руку и выведет из полосы неудач на светлый и счастливый путь. Земля, леса, реки и горы оказывают и на тех и на других благотворное влияние. Оказавшись в горах, каждый превращается просто в «человека - часть природы». Ведь все, сами того не подозревая, на инстинктивном уровне нуждаются в общении с ней. Мы проезжаем горные селения, в которых рядом с современными домами стоят полуразрушенные каменные сторожевые башни и крепости, оставшиеся с очень давних времен. Все эти сооружения гармонично вписываются в пейзаж горного села. Воздух насыщен запахом трав и свежескошенного сена, парного молока и свежевыпеченного хлеба. Каждое горное село обязательно является корнем одной или нескольких осетинских фамилий, в них живут трудолюбивые, доброжелательные и гостеприимные горцы. Существует несколько осетинских и грузинских легенд и преданий о горе Казбек, горячих источниках Кармадона и ледниках. Один из ледников – Колка – известен тем, что он является причиной постоянной опасности и катастроф. По словам спасателей МЧС, трагедия произошла 20 сентября 2002 года, когда с северо-восточного склона Джимарай-Хох сорвался мощный глетчер на ледник Колка и вызвал страшный ледовый обвал. Все произошло очень быстро – в течение трех минут. Ледово-снежный вал нес с собой миллионы кубометров льда, снега, огромных валунов и воды, срезая края хребтов вместе с грунтом, деревьями и травой. Он летел со страшным гро-хотом и ураганной скоростью по «синусоиде» вниз по Кармадонскому ущелью примерно 28 км. Погибли люди, животные, птицы, разрушены поселки, базы отдыха, мосты, тоннели. Следы трагедии после ледового обвала – это дома, стоящие в воде, или только их крыши заваленное камнями, глиной, снегом, льдом Геналдонское ущелье образовавшееся озеро… Сейчас на месте трагедии установлен памятник всем погибшим тем страшным сентябрьским днем. На машине МЧС нас довезли до поселка Кани. Здесь находится пограничная застава, где необходима постановка на учет всех граждан, которым нужно попасть в пограничную зону. Пропуска в пограничную зону для всех участников мы делали заранее – более чем за 2 месяца до восхождения. Вся процедура регистрации у пограничников заняла достаточно много времени: когда нам разрешили выдвигаться, дело было уже к вечеру, и мы приняли решение остановиться у нижних кармадонских термальных источников.
В советские времена эти места считались курортной зоной, и здесь были установлены ванны, где отдыхающие проходили оздоровительные и лечебные процедуры, наслаждаясь купанием в горячих источниках. Сейчас ванны немного проржавели, но кармадонская вода осталась прежней – целебной. (Температура воды в нижних источниках 44 градуса.)
30 сентября
Мы на высоте 2300 метров. В этом месте находятся природные ванны, которые наполняются горячей водой источников. Ущелье узкое и почти все время в тени, лишь утром сюда попадает немного солнца. Над ваннами клубится пар, хотя вокруг воздух прозрачный, и дышится легко. В ванну залезать очень приятно особенно после того, как намерзнешься. Мы измерили температуру в ваннах – 44,5 градуса.
1 октября Вечером почувствовалось: мы одни высоко в горах, «на затерявшемся острове», маленькая группа из семи человек, которым надо выполнить общее задание – одно на всех. Мы оказались в одной лодке, и теперь уже нельзя думать «я», можно думать только «мы».
2 октября Нельзя не отметить, что природа здесь дикая и суровая. Безлюдно. И мне все это кажется вдвойне интересным. (Для сравнения: по маршруту с юга на Эльбрус стоят вешки почти через каждый метр а в этом летнем сезоне число паломников на гору перевалило далеко за 1000 человек.) Во время движения большую часть пути идем в связках одновременно или попеременно. Последние 2 часа пути – сложные скалы (в снегу и во льду). Навешиваем перила и постоянно используем страховку. Здесь приходилось быть особенно осторожными и внимательными: много «живых камней» вообще состояние маршрута оставляло желать лучшего. Все-таки октябрь уже…
Наш рабочий день длится уже долго – более 12 часов, мы не успели подняться засветло, и теперь приходится лезть уже в темноте при свете налобных фонариков. Эти 2 часа подъема особенно врезаются в мою память: пальцы рук ужасно мерзли при лазании по холодным скалам, и ноги, несмотря на усилия воли, не подчинялись. На одном из участков Ян уговаривает меня отдохнуть немного и снова сделать попытку подняться (я никак не могу перещелкнуть жумар на вторую перильную веревку). Кажется, что все вокруг замерзло и не сгибается: ни ноги, ни руки, ни веревки. Уже три попытки. Надо еще отдохнуть, говорит Ян, и все получится. Я верю. Смотрю в темноту… Там внизу Степан, ему тоже холодно и тяжело. Возможно, без меня они поднялись бы быстрее. Кажется, сами мысли тоже замерзают… Бедные мальчики… Во время всего путешествия они помогают мне снимать и надевать рюкзак, забирают все тяжелые вещи мой рюкзак должен быть самым легким в группе, но он все равно как будто тянет вниз. Четвертая попытка… Все получается. Пройдя по перилам, подхожу к Володе и Андрею. Меня просто колотит от холодного, пронизывающего ветра. Володя говорит, что из-за ветра не слышно команд, которые нужно прокричать сначала вниз, а потом наверх. Наверху работают Саша и Игорь.
Наконец-то верхние перила готовы тоже, можно подниматься.
Спасатели говорят: нужно не только слушать прогноз, но и уметь смотреть вокруг.
3 октября Вспоминаются дни ожидания погоды на «Приюте-11» перед восхождением на Эльбрус в мае этого года: двери приюта то и дело открываются и закрываются, кто-то заносит кастрюли со снегом. На дверях очень смешная надпись на русском и английском языках: «Уважаемые гости! Закрывайте за собой двери! Обязательно пользуйтесь туалетом. Ваша вода – это растопленный снег». В Приюте тепло, шумно, как в улье. Участники сидят за столом, едят, смеются. Суетятся повара, протискиваясь между столами, скамейками и мешками с продуктами, готовят ужин. Тогда одновременно 5 групп засело наверху в ожидании выхода на маршрут: четыре иностранные группы и одна наша, российская. Наши играют в карты. Они играют с утра до вечера, в перерывах едят, приносят снег для топки воды, выходят на улицу посмотреть погоду и снова играют. Немцам это смешно, и нам переводят, что они говорят: «У вас на пальцах, должно быть, мозоли от карт?» Наши отвечают, что они привычные.
Степан, Андрей, Володя и Ян сейчас вновь играют в карты в желтой палатке. Я вылезаю наружу, чтобы посмотреть, не меняется ли погода.
К вечеру, очень постепенно, ветер теряет свою силу и, наконец-то, совсем прекращается.
4 октября
Ранний завтрак. Есть не хочется, но знаю, что надо – хотя бы чуть-чуть… Рюкзак сегодня легкий – в нем только пуховка, аптечка, радиостанция, термос с горячим чаем, запасные варежки, очки и фонарь. 7 часов утра: горы начинают пробуждаться ото сна вместе с восходящим солнцем. Мы выходим. В начале пути связываемся и идем на всю веревку (на группу из семи человек – две веревки по сорок и пятьдесят метров) по закрытому леднику. На таком рельефе необходимо быть предельно осторожным, так как под снегом скрываются трещины. Доходим до Спартаковского плато. Здесь небольшая передышка - и снова вверх. Накануне выпало большое количество снега, и теперь в нем приходится пробивать тропу: работа не из легких. Мы идем медленно, кое-где обходим открытые трещины, часто останавливаемся, чтобы перевести дыхание или переодеться. Володя работал с GPS – по мере нашего продвижения отмечал путевые точки в текущем местоположении для того, чтобы мы могли позже вернуться к этому месту (в случае необходимости). Наша группа уже была на вершине Эльбрус в этом сезоне, а если учитывать то обстоятельство, что Казбек ниже высшей точки Европы почти на 600 метров, то акклиматизация должна проходить быстрее и незаметнее. Темп группы ровный, мы все в поле видимости друг друга. После двух часов пути от Спартаковского плато начинается подъем по крутому снежно-ледовому склону (где-то там у меня улетает очередная перчатка, приходится надевать запасную). Для подъема используем перила (здесь понадобились ледобуры) и меняем треккинговые палки на ледорубы. Поднимаемся выше и снова надеваем пуховки – поднялся ветер. Ледовый склон становится круче. Используя попеременную страховку, двигаемся по вертикальным перилам до самой вершины Казбек. Вершина! Вокруг так красиво, что сердце просто замирает от восторга. Подобное чувство нельзя описать словами, возможно, это может передать только музыка. Сначала тяжело и трудно, медленно и долго идешь – и вдруг обнаруживаешь, что выше тебя уже ничего и никого. Все горы, на которые ты смотрел в долине, подняв голову, находятся где-то там, внизу… Мои герои стоят вместе со мной на вершине, и только сейчас я ощущаю, что такое реальность. Эти несколько минут запоминаются на всю жизнь... С вершины открывается прекрасный вид на всю горную страну, мы приветствуем брата нашей вершины – гору Эльбрус, которая видна далеко за хребтами, перевалами и снежными пиками. Какой он далекий и родной одновременно! Мы долго любуемся открывшейся нам панорамой, фотографируем ее и фотографируемся сами на вершине. Спуск с вершины также осуществляется без потери страховки. В начале три дюльфера, затем движение в связках до самого палаточного лагеря. Приходим поздно. Уже темнеет, но наш маршрут тонкой ниточкой просматривается благодаря следам. Теперь уже такая близкая Гора возвышается над нами. Слева от вершины огромная и желтая луна. Такую глубину неба, такой цвет луны и такую яркость звезд можно увидеть только в горах. В палатке тепло и даже уютно. Володя и Игорь делают чай: топят снег и разливают кипяток по кружкам и по термосам. Очень хочется пить – сегодня уже чувствуется усталость.
5 октября
Утро. Подъем в 6 часов. Соседняя палатка, кажется, уже начинает собираться и готовиться к спуску.
6 октября
Большое спасибо Саше, Яну, Володе, Андрею, Степану и Игорю за Гору. Я надеюсь, наше общение будет продолжаться…
|
||||||||||||
|
||||||||||||