Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Екатерина Бирючева, г.Москва

Отчет о горном походе 3 категории сложности, проведенном на Высоком Алае горной системы Памиро-Алай с 3 по 22 июля 2021 года. Часть 1

Краткое описание отчета

В технической части отчета существуют две независимые разбивки на участки: по дням и по техническим участкам. Технические участки важнее, поэтому названия их глав «главнее», а названия дней - «мельче».

На фотографиях розовыми траекториями отмечены места, где прошли пешком, а салатовым - участки перил. Один раз использован оранжевый цвет для маршрута автомобиля.

На приведенных картах черными звездами помечены места лагерей и обедов, розовыми звездами - перевалы, синими звездами - водные переправы, оранжевыми звездами - заброски.

По умолчанию под «правой» или «левой» стороной чего-либо подразумевается орографическая ориентация.

В отчете использованы фотографии Скоблиной Тани, Федуловой Юли, Исаева Васи и Клименко Андрея. Отчет писали Бирючева Катя, Скоблина Таня, Федулова Юля и Вася.

Краткая информация о походе

Страна

Киргизия

Субъект

Баткенская и Ошская области

Горная страна

Памиро-Алай

Район

Высокий Алай

Вид туризма

Горный

Категория сложности похода

Третья

Протяженность похода

118 км

Продолжительность

20 дней

Количество препятствий 1Б

6

Количество препятствий 2А

5

Суммарный набор высоты

7260 м

Сроки проведения

3-22 июля 2021 года

Максимальная высота

4854 (перевал Мечта 2А)

Количество участников

10 человек

Маршрут утверждали

Мукаилов С.И., Варгафтик Г.М., Зеленцова Е.В., Зеленцов Д.Ю.

Маршрутная книжка

11/3-303

Состав группы

Руководитель

4 ГУ (Памир) 2 ГР (Алтай)

Бирючева Екатерина Олеговна

Эколог

2 ГУ (Альпы)

Грабежной Андрей Владимирович

Ильин Павел Валерьевич

Хронометрист

5 ГУ

(Каракорум)

Видеооператор

Завхоз

2 ГУ (Алтай)

Ильясов Наиль Раилевич

Исаев Василий Игоревич

Штурман

2 ГУ (Алтай)

Реммастер

2 ГУ (Алтай)

Катеров Олег Константинович

Клименко Андрей Игоревич

Связист

1 ГУ

(Тянь-Шань)

Медик

Фотограф

2 ГУ (Алтай)

Скоблина Татьяна Владимировна

Федулова Юлия Александровна

Финансист

Фотограф

2 ГУ (Алтай)

Снаряженец

Гитарист

2 ГУ (Алтай) 2001

Юровский Владимир Олегович

График похода

День

Число

Заявленное

Фактическое

L, км

h, м

Погода

0

3.07

Заезд в долину Кек-Суу до синего домика, челнок с вещами

Заезд в долину Кек-Суу до синего домика

0,2

+0

-0

Ясно, дождь вечером

1

4.07

Занос заброски под ледник Алаудин Южный

Занос заброски под ледник Алаудин Южный

8,7

+570

-440

Ясно

2

5.07

Занос заброски под ледник Абрамова - возвращение к синему домику

Занос заброски под ледник Абрамова - возвращение к синему домику

15,0

+570

-700

Ясно, пасмурно вечером

3

6.07

Подъем в сторону перевала Музыкантов

Подъем в сторону перевала Музыкантов

3,1

+650

-45

Ясно / дождь, снег, град

4

7.07

Перевал Музыкантов 1Б - перевал Чапаева 2А

Перевал Музыкантов 1Б - перевал Чапаева 2А

5,6

+570

-350

Ясно, пасмурная в середине дня

5

8.07

Подход под перевал Хамзы

Подход под перевал Хамзы

3,8

+200

-400

Ясно, прекрасно

6

9.07

Перевал Хамзы 1Б

Перевал Хамзы 1Б

6,5

+650

-570

Ясно

7

10.07

День запаса

Дневка, забор заброски

4,1

+190

-190

Пасмурно, мелкий дождь, мерзко

8

11.07

Дневка

Перевал Алаудин Спортивный 1Б

2,8

+300

-10

Ясно, иногда мелкий снег

9

12.07

Перевал Алаудин Спортивный 1Б

Перевал Мечта 2А

2,4

+580

-60

Пасмурная с прояснениями, вечером метель, прыгающие камни и ледорубы

10

13.07

Перевал Мечта 2А

Спуск под ледник Джили-Суу

3,5

+0

-1040

Туман, пасмурно, дождь

11

14.07

День запаса

Перевал Илликсу 2А

6,8

+730

-10

Солнечно, пасмурно, иногда снег

12

15.07

Подход под перевал Илликсу

Подход под ледник перевала Надежда

2,3

+0

-660

Пасмурно, дождь, изредка солнце

13

16.07

Перевал Илликсу 2А - подход под ледопад перевала Надежда

Прохождение ледопада перевала Надежда

2,7

+360

-20

Пасмурно, дождь

14

17.07

Перевал Надежда 2А

Перевал Надежда 2А, спуск к правобережной морене ледника Абрамова

9,5

+400

-710

Пасмурно, временами солнце и дождь

15

18.07

Забор заброски

Забор заброски, подход к перевалу Джамакырчин Восточный 2А

10,8

+750

-300

Облачно с прояснениями, вечером снегопад, гроза

16

19.07

День запаса

Перевал Джамакырчин Восточный 2А - подход под перевал Подарок

2,9

+360

-220

Ясно, переменная облачность, адская жара

17

20.07

Перевал Джамакырчин Восточный 2А

Перевал Подарок 1Б - перевал Гедейюлы 1Б - перевал Бокбаш Северный 1Б

3,4

+80

-260

Ясно / снегопад / ясно

18

21.07

Перевал Подарок 1Б - перевал Гедейюлы 1Б - перевал Бокбаш Северный 1Б

Спуск по долине Ок-Суу

16,4

+130

-1970

Ясно, переменная облачность

19

22.07

Спуск по долине Ок-Суу

Добег до транспорта - трансфер

9,6

+180

-370

Ясно

20

23.07

Добег до транспорта - трансфер

Итого фактически пройдено: 118 км

Километраж в зачет: 106 км Суммарный набор высоты: 7260 м Ссылка на трек:

https://nakarte.me/m=14/39.49186/71.78155&l=L&q=D0BFD0B8D0BA20D

График высот

Общая идея похода

Поход планировался как логичное продолжение походов 1 и 2 категорий сложности в предыдущие сезоны. Костяк группы был сформирован в 2019 году.

В связи с тем, что предыдущий район - Горный Алтай - был довольно мокрым и невысоким, хотя и очень красивым, хотелось в этот раз познакомить группу с большими горами и ледниками, на которых должна была быть прекрасная погода. Фаны с их теплым климатом были отметены за небольшие ледники, на Ак-Шийраке с его мощным оледенением довольно-таки отвратительная погода, остальные районы представляли компромисс между небольшими ледниками и плохой погодой. Выбор пал на Высокий Алай: теплый, сухой район с большим ледником Абрамова в самом своем сердце.

Лучше всего этот район описывает статья Гриши Варгафтика на Риске (https://risk.ru/blog/212979), поэтому подробно на этом вопросе останавливаться не будем.

Итак, все планирование маршрута велось вокруг ледника Абрамова. В качестве направляющих идей были восторженные отзывы и советы друзей посетить перевалы Подарок и Надежда, пик 4912, желание руководителя посетить перевал Мечта. В качестве ограничивающих идей были советы не ходить на перевал Дальний, нежелание руководителя связываться с Шахимарданом и долиной Арчабаши, а также небольшие сроки похода. Ко всему прочему очень хотелось технической работы, солнечных гор, побывать повыше, пройти побольше препятствий и не сильно устать. Почти все ожидания не оправдались: из-за очень снежного года технической работы было очень мало, а погода вместо солнечной оказалось очень дождливой. Но в оправдание Высокого Алая можно сказать, что такая ситуация была во всех горных районах этого года: везде было очень снежно и мокро. Единственное место, где не оказалось снега - август на Центральном Памире.

Одной из главных проблем района всегда был и остается вопрос акклиматизации: ее можно сделать очень плавной, начав маршрут от Шахимардана, а можно сделать очень жесткой, забросившись в альплагерь Дугоба или долины рек Кек-Суу или Ок-Суу. И золотую середину пока не обнаружили. Вопрос акклиматизации группы решают по-разному, но в целях экономии времени мы решили выбрать вариант более жесткой акклиматизации. Так как мы не хотели носить тяжелые рюкзаки и хотели сделать две заброски, то акклиматизировались в итоге с легкими рюкзаками и на небольших для этого района высотах.

В результате переговоров с МКК маршрут стал очень компактным и отвечал всем направляющим и ограничивающим условиям. В маршруте почти всегда был простой и быстрый выход к цивилизации только на двух участках аварийные маршруты были построены через простые перевалы ввиду нежелания посещать долины Алаудин, Арчабаши и Аксу или сдаваться погранцам на таджикской стороне района. Благодаря компактности маршрута и средней категории препятствий 2А этого района у группы всегда была масса вариантов его сокращения и отказа от препятствий.

История посещения района и культурное наследие

В ходе подготовки материалов к походу выяснилась интересная история его освоения, которая сразу прояснила большое количество явных первопроходов и малое количество отчетов. Во времена СССР район осваивали вполне штатно, как и все остальные. Также в районе велись научные исследования: была построена метеорологическая станция, носящая имя Абрамова и расположенная на боковой морене одноименного ледника. Все бы ничего, но в августе 1999 года группа террористов перешла перевал Гедейюлы в рамках обучения своему занятию, дошла до метеостанции, выгнала хозяев и взорвала комплекс. Подробнее об этом событии можно прочитать на форуме (http://extremal.uz/forum/viewtopic.php?f=64&t=8295). Произошедшее довольно сильно взбудоражило туристический мир, и долгое время никто не появлялся в этих краях. Но постепенно, с ослаблением террористических движений в Таджикистане, Высокий Алай снова начали посещать. Район ледника Абрамова посещают примерно 1-2 группы в год, гораздо чаще посещают Дугобу - район северо-восточнее ледника Абрамова. Долину Кек-Суу вплоть до морен ледника Абрамова используют местные чабаны для выпаса скота.

От станции же остались проржавевшие руины и остатки техники. На моренах ледника Абрамова мы также встретили старые снегомеры и сломанные лыжи с тросиковыми креплениями. Видно, что в этом районе были активные исследования, но, к сожалению, они остались в прошлом.

Организация похода

В ходе подготовки к походу перед нами встали 3 крупные задачи: билеты в Киргизию и обратно, трансфер в горы и из гор и покупка страховки.

Первая задача - покупка билетов - решилась довольно несложно. В связи с действующей эпидемиологической обстановкой билеты в Ош из Москвы и Ростова-на-Дону были достаточно дешевы (6-12к рублей), но обратно найти билеты дешевле 30к было уже нетривиально. В Ош часть группы прилетела заранее из-за более дешевых билетов или желания помочь с паковкой продуктов, а часть группы прилетела рано утром субботы. Это было одним из условий участия в походе: прибыть в него надежным способом. Обратно же можно было использовать разные варианты: часть группы летела через Астрахань, Омск или Воронеж, часть группы купила прямые билеты в Москву, а еще двое доехали до Иссык-Куля, а потом из Бишкека полетели в Туркестан, откуда автостопом добирались до Москвы с приключениями в виде потерянного паспорта в Казахстане... Надо добавить, что Паша и Андрей Клименко проживали в этот момент в европейских странах, поэтому к стандартным расходам на поход у них добавилась стоимость перелета до дома.

Трансфер в горы и пропуска в погранзону мы организовывали через Ладу Хасанову (http://oshtravel.com/, https://vk.com/osh_travel_lada_khasanova, oshtravel@rambler.ru). К сожалению, мы обратились к ней довольно поздно, и на наши сроки ее автомобили были заняты. Поэтому Лада связалась с фирмой, предоставляющей транспорт, и мы попали в горы с пересадкой с автобуса на джипы в Алайской долине. По договоренности водители должны были доставить нас до домика с синей крышей в долине Кек-Суу (довольно приметное здание в районе месторождения золота). Однако водители нас не довезли около двух километров и, переехав ручей Караказык, отказались нас дальше везти.

К этому времени начали сгущаться сумерки (в основном из-за тяжелых нависших синих туч). Прикинув наши перспективы челночить 2 км с заброской под ливнем, мы спросили, сколько водители хотят денег. Отдав им 6к российскими рублями, к оговоренному месту мы все-таки попали, успев разбить лагерь до дождя.

По возвращению в Ош в разговоре с Ладой мимолетно упомянули об этом досадном инциденте, на что Лада посуровела, уточнила по карте, о каком месте мы договаривались и где нас хотели высадить, позвонила в эту фирму... и выбила для нас обратно 4к киргизскими сомами. Видно было, что эта ситуация ее задела куда сильнее, чем нас. Да и в целом было видно, как человек внимательно, аккуратно работает, ответственно подходит к задачам и дарит нам все свое радушие до конца. Когда же по приезду выяснилось, что о проживании мы пока не задумывались, нам быстро нашли хороший хостел за приятную цену. В общем, мы были глубоко положительно впечатлены Ладой и всей ее фирмой «Ош-Тревел».

Пропуска в погранзону нам также организовывала Лада. С погранзаставой мы встретились всего один раз, в долине реки Ок-Суу. Правда, погранцы не очень понимали, что делать с нами и пропусками - видимо, туристы там нечастые гости. В итоге они сфотографировали наши паспорта и пропуска со всех сторон и угостили выпечкой и конфетами.

Газ заказали у Юры Траченко. С момента заказа мы поменяли город и количество газа, на все изменения Юра реагировал спокойно и быстро. Все отлично, как и всегда. Газ забрали также в офисе у Лады.

Страховка была одним большим больным вопросом. С одной стороны, она и так в последние годы сильно подорожала, с другой - вертолет, способный прилететь нам на помощь от фирмы «Аксай», базировался в Каркаре на другом конце Киргизии, и его вызов на Высокий Алай «Аксай» оценил в 2 миллиона рублей. «Аксай» отдельно уточнил, что для спасработ требуется страховка с покрытием 30к долларов. Дальше начался поиск подходящей страховой компании, в которой был бы спорт, похожий на наш, где мы могли бы отказаться от наценок за ковид, выплат в случае НС и прочих допов... Остановились в итоге на СОГАЗе со страховкой в 8к рублей, покрытием 35к $. Еще дополнительно мы вычли дни похода, в которые мы могли уехать на машине: дни заброски и выброски. К счастью, мы не смогли проверить, как работает наша страховка.

Транспортная доступность

Долина Кек-Суу.

В долину Кек-Суу нужен транспорт высокой проходимости, обычный автобус не проедет. Дорога грунтовая, пересеченная осыпными конусами и несколькими ручьями. Джипам в паре мест было тяжело. Дорога условно идет до домика с синей крышей около домика живет несколько семей киргизов. Раньше бывало так, что водители отказывались переезжать приток Караказык, однако в нашем случае у Караказыка был широкий разлив и несколько вариантов пересечения - и это в начале июля довольно снежного года. Долина Ок-Суу.

В долине Ок-Суу идет очень хорошая грунтовая дорога до погранзаставы на слиянии рек Ок-Суу и Кутурган. Дальше дорога тоже приличного качества поворачивает и идет вдоль Кутургана на протяжении 3км, пока не обрывается у нескольких домиков местных жителей.

Альплагерь Дугоба.

Автомобильная асфальтовая дорога идет до Шахимардана, где спрашивают пропуск на их территорию. После грунтовая хорошая дорога идет до альплагеря Дугоба.

https://nakarte.me/m=10/39.69614/71.75240&l=T/Wp&q=D0BFD0B8D0BA20

Аварийные выходы

На маршруте было два места, где не хотелось бы получать травму и выходить своими силами: это участок между перевалами Музыкантов и Хамзы и участок между перевалами Джаманкырчин Восточный и Гедейюлы.

Участок между перевалами Музыкантов и Хамзы имеет два варианта выхода в случае НС: спускаться в долины Алаудин, Арча-баши и Аксу последовательно или возвращаться через перевал в долину Кек-Суу. Спуск по долинам первых трех рек предполагает маршрут длиной более 30 км с порядка 5-7 бродами, прижимами и перспективой дюльфера или подъема с веревкой (можно почитать отчет Кати Зеленцовой за 2015 год). А самое главное - это попадание в итоге в анклав Шахимардан, в который мы не заказывали себе пропуск.

Возвращение через перевалы Алаудин Спортивный или Музыкантов предполагает гораздо меньший километраж, отсутствие бродов, техническую работу на снежном склоне и вероятную помощь местных чабанов, которых мы заблаговременно угостили боро-плюсом. Единственное только, склоны перевала Чапаева немного крутоваты, но это все еще лучше травянистых прижимов над рекой первого варианта.

В общем, официально был принят вариант аварийного спуска в долину Кек-Суу, однако описание спуска в Шахимардан мы тоже распечатали.

Участок между перевалами Джаманкырчин Восточный и Гедейюлы требовал от нас аккуратности ввиду того, что это территория Таджикистана. Но здесь все было проще: с ледника Джаманкырчин выводят обратно на ледник Абрамова довольно простые перевалы, максимум пришлось бы на Подарке что-то изобретать.

Остальные варианты были простыми: спуск по долине Кек-Суу до синего домика, спуск в долину Джиалису до горячих источников с погранцами и спуск по долине Ок-Суу до все той же погранзаставы.

Так можно еще раз сказать, что маршрут был компактный и приводил нас в одни и те же долины по несколько раз. Аварийные выходы предполагали, что мы спускаемся до машин просто по нашему маршруту либо запасным перевалом.

Занос заброски

0 день, 3 июля

Начальная высота: 3320 м

Максимальная высота: 3320 м

Высота ночевки: 3320 м

Перепад высот: +0 м, -0 м

Километраж: 0,2 км

Погода: ясно, вечером дождь

Встретились мы все вместе в 10 утра у Лады Хасановой: большая часть людей приехала со съемной квартиры с запакованными продуктами, остальные - прямо из аэропорта. Лада нам предоставила большой автобус, прямо в офисе разместила наши городские заброски и пожелала хорошего маршрута. На выезде из Оша внезапно выяснилось, что карта памяти для фотоаппарата то ли осталась в городской заброске, то ли в Москве - но водитель без вопросов завез нас в торговый центр, где мы восполнили потерю.

Наш путь к началу маршрута лежал частично по Восточному Памирскому тракту через перевал Талдык высотой 3615 метров: при подъеме на него ощутимо похолодало, а некоторые из нас обновили свой высотный опыт. Около 14 часов нас привезли в село Сары-Могол, где мы высадились из автобуса и прошли в дом. На нас оказался накрыт стол: салат, мясное рагу, арбуз, варенье и напитки. За время нашего обеда приехали три джипа, на которых мы продолжили наш путь.

Алайская долина, конечно, очень красивая. Не сказать, что мы видели пик Ленина - белые вершины были сплошь покрыты облаками. Но далекая огромная белая стена и ржаво-красная долина реки Кызылсу поражают воображение.

Сразу после Дароот-Коргона мы свернули в долину Кек-Суу и, проехав несколько деревень, резко сбросили скорость и оказались на горной дороге, которая шла по левому орографически берегу. Машинам стало ощутимо тяжелее, к тому же один из водителей впервые оказался в этом районе и долго не мог договориться с мостами и передачами. Один раз мы даже остановились на полчаса - то ли остудить машины, то ли перекурить, то ли совместить приятное с полезным. Горы вокруг нас вставали все выше и выше, тучи в верховьях долины становились все синее и синее.

Переехав Караказык, как уже упоминалось, мы столкнулись с нежеланием водителей проехать два километра до оговоренного места, хотя объективных причин тому не было: Караказык переехали, дальше гарантированно сухая и безопасная дорога. Решив досадную неприятность деньгами, в 18.28 мы таки прибыли к ручью, стекающему с перевала Музыкантов (фото 1.1). Обещанного моста через ручей мы не нашли, только короткую рельсу через один из рукавов. Надели каски и бодро перетащили все продукты, газ и рюкзаки на другой берег, прыгая по камням. Мы даже успели поставить палатки и натянуть тент до того, как начался дождь.

Этот район используется для выпаса скота: овец и лошадей. При нас скот переходил Кек-Суу по мосту на правый орографически берег (к домику с синей крышей) и пасся там, однако же наш берег тоже был усыпан следами их присутствия. Воду местные киргизы не пьют сырой, сразу кипятят. Нам пришлось последовать их примеру.

1 день, 4 июля

Начальная высота: 3320 м

Максимальная высота: 3860 м

Высота ночевки: 3450 м

Перепад высот: +570 м, -440 м

Километраж: 8,7 км

Погода: ясно

Время

ЧХВ

Участок

Способ передвижения

Характер склона

Комментарии

9.56 -11.52

1.28

синий домик - слияние Кек-Суу и Южного Алаудина обед

поодиночке

тропа, трава, пара простых осыпей, очень пологий подъем

13.45 -15.12

1.05

слияние Кек-Суу и Южного Алаудина - морены ледника Южный Алаудин брод Южного Алаудина

поодиночке, в касках поодиночке, в касках

травяной склон с редкими камнями до 15° течение слабое для гор, глубина не выше колена

15.33 -16.29 -17.30

1.06

занос заброски на гребень морены Южного Алаудина брод Южного Алаудина

поодиночке, в касках поодиночке, в касках

средняя, слежавшаяся осыпь, мелкие выходы конгломерата до 15° течение слабое для гор, глубина не выше колена

17.44 -18.45

1.01

морены ледника Южный Алаудин - слияние Кек-Суу и Южного Алаудина

поодиночке, в касках

травяной склон с редкими камнями до 15°

забыли бутылку на броде, возвращались за ней

План был следующим: оставить еду и большую часть снаряжения на первое кольцо на месте первой ночевки, отнести заброски на второе и третье кольца выше по долине Кек-Суу за два дня и вернуться к началу первого кольца. В этом надежном плане был нюанс, о котором мы узнали уже на месте: пастухи за холмиком, которые выпасали скот. Походив вокруг лагеря, пришли к неутешительному выводу: либо мы хорошо закапываем заброску на глазах у местных, либо закапываем ее в трех камнях на берегу реки, зато защищенные холмиком. Нести с собой сразу все было несколько затруднительно.

Погоревав и сделав ставку на киргизское радушие в сторону туристов, закопали заброску в трех камнях и обильно посыпали перцем. В конце концов, если нам не повезет - мы будем знать, у кого ее искать.

Собравшись всего за 4 часа, в 9.56 мы надели рюкзаки с двумя забросками и вышли по долине Кек-Суу вверх по орографически левому берегу. Река быстро спряталась в каньон, а сама долина оказалась широкой и с плавным подъемом. Для акклиматизации по ней было идти чистое удовольствие. По нашему берегу шла хорошо различимая тропа (фото 1.2, 1.3,1.5), несколько раз ее пересекли тонкие ручейки, из которых мы пили воду. Было даже жарковато.

К 11.52 мы вышли к ручью, стекающему с ледника Южный Алаудин. Это место, видимо, довольно популярно у туристов и местных: валялось немного мусора и сожженых консервных банок. Во время установки лагеря к нам вышел пастух и после короткого приветствия попросил вазелин. Оного, к сожалению, у нас не было, так что угостили боро-плюсом, которым он с наслаждением смазал губы. Оказалось, что он пасет скот чуть выше по долине Кек-Суу, сразу за Южным Алаудином. Мы его угостили нашей едой, он пообещал прийти вечером на ужин, но не пришел (и только вечером следующего дня мы поняли, почему). Посомневавшись, стоит ли прятать куда-нибудь вещи от местных, все-таки сделали ставку на честность людей в горах: поставили палатки, положили в них еду и личное снаряжение и в 13.45 вышли наверх вдоль Южного Алаудина. С собой из общественного снаряжения взяли аптечку, веревку, тент и рации, из личного - каски, палки и бродовую обувь.

Подъем вдоль Южного Алаудина по орографически левому берегу уже покруче, травянистый с частыми отдельными камнями, но все так же несложный (фото 1.4). Травянистый подъем заканчивается разливом ручья Южный Алаудин. Ребята с длинными ногами перепрыгнули ручей, остальные же переобулись и перешли его по дну (фото 1.8). Течение несильное, глубина небольшая, время 15.30.

После брода перед нами встала довольно крутая конечная морена ледника Южный Алаудин (фото 1.9). Она относительно слежавшаяся, хотя живые камни присутствуют. Взобравшись на ее гребень, мы выбрали хорошее место под заброску и закопали ее (фото 1.11).

В 17.10 мы пошли обратно к лагерю. Наши маршруты на верх морены и вниз немного отличались, поэтому на фото и треке два пути (они примерно одинаковые по сложности). Точно так же перебродив речку, двумя длинными ходками мы добежали до долины Кек-Суу. Лагерь стоял нетронутым, еда была в сохранности.

В целом ребята хорошо отреагировали на высоту, кормить сусликов никто не стремился и сильно не жаловался.

2 день, 5 июля

Начальная высота: 3450 м

Максимальная высота: 3860 м

Высота ночевки: 3320 м

Перепад высот: +570 м, -700 м

Километраж: 15,0 км

Погода: ясно, пасмурно вечером

Время

ЧХВ

Участок

Способ передвижения

Характер склона

Комментари и

брод

в касках, парами и поодиночке

сильное течение, вода местами чуть выше колена

8.05 -12.30

3.02

слияние Кек-Суу с Южным Алаудином - морена ледника Абрамова под перевалом Шульца (место заброски) обед

поодиночке, на морене в касках

первые 5км тропа, затем морена все очень полого

13.17 -15.30

1.43

место заброски - слияние Кек-Суу с Южным Алаудином брод

поодиночке, на морене в касках направляющие перила, с сопровождением, в касках

первый 1км трава, потом тропа все очень полого, в одном месте склон до 10° сильное течение, вода выше середины бедра

лидеры - два парня стенкой перешли

18.09 -19.29

1.10

слияние Кек-Суу с Южным Алаудином - синий домик

поодиночке

тропа, все очень полого

В первой половине дня мы планировали отнести заброску. Лагерь решили оставить на том же месте, не собирая на случай дождя. С собой взяли одну кастрюлю с горелкой, веревку, тент, рации и аптечку. У каждого в личке еще были каска, палки и бродовая обувь.

Личное снаряжение применили сразу на выходе для брода Южного Алаудина: мы нашли место, где по крупным камням ручей перепрыгнул пастух (оно помечено туром), но не все решились повторить это действие, поэтому мы переобулись и перешли ручей по дну, кто-то перешел парами (фото 1.12). Утро началось бодро.

Примерно через полтора километра мы спустились к каменной пробке через реку Кек-Суу: огромный камень застрял в каньоне (фото 1.13, 1.14, 1.15). Сам камень давно порос травой, через пробку вела тропа с обеих сторон от него, так что мы перешли реку, сфотографировались и далее пошли по орографически правому берегу Кек-Суу.

Оба берега Кек-Суу и здесь заняты под выпас: разве что по правому берегу овцы заходят немного дальше. Воду без кипячения пить не рискнули.

Тропа по травянистому склону постепенно сменилась древней боковой мореной ледника Абрамова, и перед нами встал длинный снежник с карнизом (виден на спутниковых снимках). Мы решили обойти его снизу, и этим действием, как впоследствие оказалось, мы усложнили себе задачу: теперь мы траверсировали боковую морену, а не шли по ее верху. Прикинув время, необходимое для возвращения, решили не загонять себя и закопать заброску там, докуда дошли (время было около 12 часов). Во время закапывания пара ребят сходили выше по склону на разведку и признали этот склон более приличным, чем тот, по которому мы шли. И правда: склон выше становился положе, порастал травой и был очень приятен. В итоге на пути обратно мы обошли снежник сверху, и это было правильным решением (фото 1.20). С места заброски был частично виден ледник Абрамова и наши будущие и запасные перевалы (фото 1.19). Мы также знали, что рядом располагается бывшая станция Абрамова, но времени ее искать у нас не было. Решили, что заглянем к ней позже.

К 17 часам мы вернулись к ручью Южный Алаудин и были несколько поражены его полнотой и скоростью. Два сильных мальчика перешли ручей парой (фото 1.21), и мы приняли решение навесить страховку для остальных. Отдельно можно отметить, что на месте брода стоял тур.

Длины веревки как раз хватило, чтобы закрепить ее на противоположном берегу, натянуть с рук на исходном и организовать сопровождение. Мы тянули перила под углом, понимая, что на перпендикулярных перилах слабо натянутая веревка не позволит человеку выйти из середины реки. Обвязку связали из пруссиков и двух карабинов (фото 1.22).

Реку перешли практически без потерь, только пара человек в особо напряженном месте немного подмочили рюкзак. Сложнее было сдергивать веревку: накинутая на крупный камень, она испытывала довольно большое трение. Так что после сдергивания мы обнаружили немного потрепанную оплетку с целой сердцевиной.

Наблюдая сгущающиеся синие тучи, мы быстро собрали лагерь и побежали вниз к нашей первой заброске. Опасения оказались напрасны: наши вещи и еда остались нетронутыми.

Перевал Музыкантов

Категория трудности

Высота по GPS

4327 м

Ориентация и направление прохождения

ЮВ - С

Характер юго-восточного склона

проход среди бараньих лбов, траверс осыпного склона, подъем по боковой морене ледника

Характер северного склона

закрытый ледник с зонами трещин

Координаты

N 39.72882° E 71.61564°

Описание

соединяет долину реки Кек-Суу и ледник Кара-Казык

Снята записка

не обнаружена

Выводы и рекомендации.

Красивый, интересный и эффектный перевал. При прохождении с южной стороны требуются хорошие навыки ориентирования, при прохождении с северной - умение ходить в связках. Свою категорию оправдывает. Был выбран первым перевалом на маршруте благодаря своей относительно небольшой высоте.

3 день, 6 июля

Начальная высота: 3320 м

Максимальная высота: 3930 м

Высота ночевки: 3930 м

Перепад высот: +650 м, -45 м

Километраж: 3,1 км

Погода: ясно, дождь, снег, град

Время

ЧХВ

Участок

Способ передвижения

Характер склона

Комментарии

8.55 -10.43

1.28

1 км подъема от места ночевки вдоль каньона ручья, стекающего с Музыкантов

поодиночке, в касках

травянистый склон до 30°, редкие крупные камни

10.53 -12.40

1.20

2 км движения вдоль каньона в направлении перевала Музыкантов

поодиночке, в касках

осыпной склон до 15°, короткий снежник до 30°

обед

15.05 -16.36

0.58

подход под морены ледника, стекающего с Музыкантов

поодиночке, в касках

осыпной склон до 15°

Погода с утра была ясной. Из лагеря вышли в 8.55 и сразу начали подниматься вдоль каньона ручья, стекающего с перевала Музыкантов.

Травянистый склон подъема был несложен, но, как и предупреждал Костя Сергин в своем отчете, очень утомителен (фото 2.2, 2.4). Зато с подъема открывались потрясающие виды на долины Кек-Суу и Кимисдыкты (фото 2.3, 2.5).

В целом искать путь оказалось несложно: мы долго оценивали его еще из лагеря, расходились во мнениях, но, оказавшись среди бараньих лбов, сориентировались однозначно (фото 2.1). Был у нас один узкий травянисто-осыпной кулуар (порядка 5 метров шириной), но в остальном идти было комфортно. Шли в касках, предполагая, что сверху могут сыпать камни.

Но обошлось.

После травянистого подъема на бараньи лбы мы увидели выполаживание и дальнейший траверс осыпных склонов с небольшим набором высоты. Шли, стараясь не терять высоты (фото 2.6).

Один раз нам встретился бараний лоб, который мы не смогли обойти, так что пришлось собраться плотной группой и пробираться сквозь него по узкому кулуару с живыми камнями. Сразу после лба был небольшой крутой снежник (фото 2.7), с которого спустились кто на три такта, кто по мокрому рантклюфту. Первые три километра нашего пути из лагеря были сухими: ни единого ручейка на нашем склоне мы не встретили, а река была глубоко в каньоне. Первый ручей мы встретили сразу после снежника, в 12.40, что примерно совпадало со временем обеда, так что мы сразу же на него и встали. Погода приветливо послала нам легкий дождик.

Дальше мы просто постарались зайти как можно выше, не пересекая отметки 4000 метров. В целом, можно было остановиться на 600 метров раньше на травке и среди сурков, но мы разглядели на морене площадку и дошли до нее. Площадка была относительно ровной и с водой в соседнем кулуарчике, но какой же там был ветер! Особенно когда в него добавили снег и град. От тента до палатки перемещались короткими перебежками.

Высоту переносили все хорошо, особых проблем группа не испытывала.

4 день, 7 июля

Начальная высота: 3930 м

Максимальная высота: 4465 м

Время

ЧХВ

Участок

Способ передвижения

Характер склона

Комментарии

8.21 -11.16

2.06

конечная и левая боковая морены ледника, ведущего на перевал Музыкантов - перевал Музыкантов

в касках, поодиночке

присыпанная слабым снегом морена, немного открытого ледника в самом конце до 15°

перевал Музыкантов

12.38 -14.30

1.30

перевал Музыкантов - обед под перевалом Чапаева

в касках, в связках, с ледорубами

закрытый ледник 0°, обход ледопада до 15°

обед

16.20 -16.48

0.28

выход на перевал Чапаева

в касках, поодиночке

живая осыпь до 20°

перевал Чапаева

17.15 -22.00

4.45

перевал Чапаева - место ночевки

в касках, в связках, потом 4 перильные веревки, потом опять связки

снежно-ледовый склон до 30°

первая связка была на месте ночевки около 20 часов, последняя

- в 22.00

Высота ночевки: 4150 м

Перепад высот: +570 м, -350 м

Километраж: 5,6 км

Погода: ясно, пасмурная в середине дня

С утра традиционно светило солнце. Очистив палатки от корки льда, мы вышли в направлении перевала в 8.20.

Сразу от лагеря мы направились к левой орографически боковой морене (фото 2.10). Несмотря на то, что она была скрыта под снегом, контуры ее определялись однозначно. Морена симпатичного розового цвета огибает небольшой ледопад (фото 2.11, 2.12) и выводит прямо на перевал Музыкантов.

На высоте примерно 4250 есть места для ночевки (фото 2.12).

Перевал Музыкантов с южной стороны не определяется, пока непосредственно на него не выйдешь: с очень плавного подъема вдоль ледника внезапно справа открывается новая долина, и только в двухста метрах от него ты понимаешь, что видишь перевал. Короче, перевальный взлет с южной стороны отсутствует. Седловину перевала покрывает переметный ледник, а тур находится на осыпном холме метрах в десяти над седловиной (фото 2.14). Впрочем, записку в туре мы не нашли.

С перевала Музыкантов открывается хороший вид на перевал Чапаева и на ледопад, который нам предстояло обойти. Ледник однозначно был закрыт, так что мы связались и вышли к следующему перевалу в 12.40.

Перевал Чапаева

Категория трудности

Высота по GPS

4465 м

Ориентация и направление прохождения

Ю - С

Характер южного склона

закрытый ледник с зонами трещин, осыпной перевальный взлет

Характер северного склона

снежный склон до 35° с двумя бергшрундами, моренные валы

Координаты

N 39.73630°

E 71.59819°

Описание

соединяет ледник Кара-Казык и долину

Алаудин

Снята записка

Наседкина С.В. от 28.07.2012

Выводы и рекомендации.

Хорошая 2А, которую можно пройти без перильных веревок при высокой технике и которая требует минимум две перильные веревки в случае недостаточной техники. Определяющая сторона - северная. В нашем случае перевал оказался лавиноопасным на некоторых своих участках, так что в снежный год мы бы рекомендовали крайне аккуратно на него подниматься. Лучше всего его проходить утром. Высоковат для второго перевала в походе.

Итак, мы вышли с перевала Музыкантов в направлении перевала Чапаева (фото 3.1).

Солнце выглянуло окончательно и встало над нами в зените, так что мы доверчиво разделись и положили снег на головы под каски и на сгибы локтей. Солнце покачало головой и ушло за огромную тучу, которая принесла с собой сильный ветер и снег.

В общем, поминая недобрым словом обманчивость местной погоды этого года, мы в связках спустились с перевала Музыкантов, обошли справа по ходу движения некрупный ледопад между нами и перевалом Чапаева (фото 3.2), прошли зону трещин над ледопадом и сели под седловиной Чапаева на холодный обед. На обеде проникновенно прозвучали слова: «Мы же сегодня сбросим высоту? А то что-то нехорошо как-то резко стало.»

Из-под седловины перевала Чапаева нам открылся отличный вид на перевалы Музыкантов и Фрунзе. Было понятно, в целом, что сбрасывать высоту по леднику Кара-казык можно, но долго и неэффективно, да и возвращаться потом обратно к перевалу Чапаева. В общем, решили связаться, выйти на перевал Чапаева и сбежать вниз, обойдя заранее известных два бергшрунда. На седловину перевала Чапаева выводит короткий перевальный взлет, состоящий из довольно живой осыпи (фото 3.5). Благодаря его ширине мы довольно эффективно рассредоточились по нему и быстро зашли наверх. Около тура перевала Чапаева есть два места, расчищенных под палатку. Сама седловина распадается на несколько мелких, тур находится ближе к ее западному концу на маленьком возвышении (фото 3.5).

Ледник северного склона перевала Чапаева начался прямо от седловины, так что мы пошли вниз в связках, при этом вначале немного забирая влево, чтобы обойти первый берг. Однако количество снега позволило пройти первый (верхний) бергшрунд напрямую (фото 3.9). Изначально был план после первого берга траверснуть склон вправо по ходу движения, чтобы обойти и второй берг, но смутило количество снега и возможная лавиноопасность, поэтому мы решили оценить возможность спуска по линии падения воды, отправив первую связку пониже. Однако первая связка увидела относительно свежий след от лавины, сошедшей со второго берга, что находился под ними (момент схода неизвестен). Склон, в целом, был некрутой, до 30 градусов, и в снегу было удобно идти, проваливались максимум по колено. Но не желая испытывать судьбу, мы сделали станцию на ледорубе на еще пологом и безопасном месте и выпустили человека на страховке траверсировать склон вправо по ходу движения на более пологий и безопасный спуск (обходя второй берг). В итоге мы натянули траверсную веревку, и перешли на менее крутой участок (до 20 градусов), веревку не грузили (фото 3.10). При этом, во избежание сноса станций при возможном подрезании лавины тропинкой наших следов, траектория нашего движения шла не сквозь станции, а на пару метров ниже их. Так поступили первые две связки, третья связка, поскольку она находилась выше первых двух, смогла немного скорректировать свой путь, не выходя на крутой участок.

С выполаживания мы стали спускаться по линии падения воды, но вышли на крутой бесснежный участок, снег с которого слизала старая лавина. Не все согласились спускаться на личной технике, так что мы сделали пару станций на ледобурах и провесили еще две веревки перил вниз (фото 3.11). Стоит отметить, что лед не везде был хорошим, но в некоторых местах удавалось наткнуться на хороший лед, сбив около 30 см ажурного льда. Те, кому техника позволила, спустили перильные веревки с нижней страховкой.

Трещин, кроме бергшрундов, на своем пути не заметили.

Потом мы просто дошли до ближайшей морены и поставили лагерь. Забегая вперед, скажем, что это был единственный раз, когда мы закончили поздновато. В остальные дни погодные условия и окружающая обстановка позволили вставать лагерем гораздо раньше.

На перевале мы сфотографироваться забыли, поэтому сделали фото после него.

5 день, 8 июля

Начальная высота: 4150 м

Максимальная высота: 4150 м

Высота ночевки: 3950 м

Перепад высот: +200 м, -400 м

Километраж: 3,8 км

Погода: ясно, прекрасно

Время

ЧХВ

Участок

Способ передвижения

Характер склона

Комментарии

12.04 -13.30

1.07

спуск по моренам до слияния с долиной Арчабаши

поодиночке, в касках

моренные валы до 15°

решили выспаться после вчерашнего

обед

15.58 -17.50

1.22

подъем по моренам ледника Арчабаши

поодиночке, в касках

моренные валы до 15°

В связи со вчерашним поздним отбоем сегодня встали попозже, основательно просушив все свои вещи. Вышли по долине вниз в 12 утра.

Почти сразу вспомнили, что забыли сфотографироваться на перевале и восполнили пробел.

Мы шли по моренным валам, постепенно прижимаясь влево: уже было видно соседнюю долину и наши запасные перевалы (3.13). Из-за очередного моренного вала на слиянии долин перевалов Чапаева и Хамзы вынырнула большая зеленая полянка с ручьем и следами яков (фото 3.14). При желании на ней можно устроить лагерь. Неожиданно ярко светило солнце, так что большая часть группы постиралась и искупалась.

Перевал Хамзы

Категория трудности

Высота по GPS

4584 м

Ориентация и направление прохождения

С - Ю

Характер северного склона

моренные валы, снежный гребень до 20°

Характер южного склона

мелкая живая осыпь, средняя слежавшаяся осыпь

Координаты

N 39.71776° E 71.56142°

Описание

соединяет долину Алаудин и долину Южный Алаудин

Снята записка

Зеленцовой Е.В. от 06.08.2015

Выводы и рекомендации.

Красивая и интересная 1Б, с которой открывается вид на пики Корженевской и Коммунизма. На этот перевал стоит подняться только ради одного их вида. Определяющая сторона - северная. Рекомендуем проходить этот перевал с севера на юг ввиду наличия лифтовой осыпи на южном перевальном взлете. В снежный год трещин не видно, а в бесснежный, судя по спутниковым снимкам, их предостаточно. Места для удобной ночевки имеются с обеих сторон от перевала, а за день он вполне ходится.

После обеда начали подниматься в сторону перевала, плавно забирая от левого по ходу движения борта долины в центр (фото 4.1). Оптимальный путь через моренные валы удалось найти не сразу, несколько раз пришлось немного спускаться и подниматься, пока наконец не вышли к небольшому лужеобразному озерцу (фото 4.2). Возле него были относительно ровные площадки, сделали на этом месте привал и отправили несколько участников пройти немного вперёд, поискать места получше. Лучших мест для лагеря не нашлось, поэтому остались ночевать возле этого озера. Перед закатом несколько участников даже успели в нём искупаться!

6 день, 9 июля

Начальная высота: 3950 м

Максимальная высота: 4585 м

Высота ночевки: 4030 м

Перепад высот: +650 м, -570 м

Километраж: 6,5 км

Погода: ясно

Время

ЧХВ

Участок

Способ передвижения

Характер склона

Комментарии

7.54 -10.38

1.25

место ночевки - закрытая часть ледника Арчабаши

поодиночке, в касках

сначала морены до 5°, потом открытый ледник до 10°

11.24 -14.25

2.41

подъем на перевал Хамзы

в касках, в связках

закрытый ледник до 20°

перевал Хамзы

15.15 -15.50

0.35

спуск с южного перевального взлета Хамзы

поодиночке, в касках

лифтовая осыпь до 25°

обед

17.41 -18.54

1.03

спуск до места ночевки

поодиночке, в касках

моренные валы, иногда подвижные, до 15°

Утром встали пораньше и направились в сторону перевала, раскинувшегося перед нами огромной белой стеной. Посовещавшись, решили подниматься на него по едва заметному ребру, разделяющему две седловины (фото 4.3). Такой выбор позволял нам обойти справа (по ходу движения) зоны больших трещин и уменьшить риск попадания в лавину. Впрочем, забегая вперёд, отмечу, что снег на склонах перевала в этот день был стабилен. Подъём начался со спуска, спустились по морене к краю ледника Арча-Баши. Ледник открытый, начали подниматься не связываясь, но надев кошки (фото 4.4). Как только на пути встретился снег, связались, и в половину двенадцатого начали основной штурм перевала Хамзы (фото 4.5). Поначалу снег был неглубоким (фото 4.6), но вскоре его глубина значительно увеличилась и вместе с прогревшим склон солнцем это сильно снизило наш темп подъёма. Постоянно проваливались по колено и выше, некоторые даже по пояс (фото 4.8). В результате лишь к половине третьего группа вышла на перевальную седловину (фото 4.13). Отмечу, что этот день был одним из немногих, когда погода радовала! С перевала даже были видны высочайшие пики Памира (фото 4.9). Тур с запиской удалось найти не сразу, он был не на самой низкой седловине, на которую мы вышли, а на соседней, справа по ходу нашего подъёма. Спуск с перевала достаточно пологий, сначала осыпной, затем снежный. Разделили группу на две части, и этими плотными половинками спустились с перевального взлета. Затем ещё немного прошли по снегу и устроили обед (фото 4.13). Далее спуск проходил по моренам, уже практически перед ледником Аллаудин увидели ровную зелёную поляну, идеальное место, чтобы поставить палатки и остановиться на днёвку!

Забор заброски

7 день, 10 июля

Начальная высота: 4030 м

Максимальная высота: 4030 м

Высота ночевки: 4030 м

Перепад высот: + 190 м, - 190 м

Километраж: 4,1 км

Погода: пасмурно, мелкий дождь, мерзко

Время

ЧХВ

Участок

Способ передвижения

Характер склона

Комментарии

11.00 -14.00

2.00

место дневки - заброска - место дневки

в касках, поодиночке

пологий травянистый склон, морена до 10°

Утром быстро сходили за заброской. Начало спуска проходило по тропинке, но вскоре она пропала и спускаться пришлось по стабильной средней и крупной осыпи. В целом спуск был коротким и простым, единственное препятствие - разлив ручья, вытекающего из ледника Аллаудин, но выбирая самые узкие места рукавов и перепрыгивая через них, мы без проблем перешли на другой берег и поднялась на морену. Местами разлив ручья размывал морену до состояния «зыбучие пески», которые медленно засасывали вниз, но после первого знакомства с ними дальнейшего попадания в эти «пески» удалось избежать. Забрав заброску, вернулись обратно тем же путём.

Перевал Алаудин Спортивный

Категория трудности

Высота по GPS

4323 м

Ориентация и направление прохождения

ЮВ - З

Характер юго-восточного склона

боковая морена, закрытый ледник

Характер западного склона

закрытый ледник с бергшрундом

Координаты

N 39.69077° E 71.55434°

Описание

соединяет ледник Южный Алаудин и ледник Северный Алаудин

Снята записка

Войтюка М.С. от 04.08.2019

Выводы и рекомендации.

Довольно несложная 1Б, к тому же имеющая рядом альтернативные одноименные перевалы. Седловина широкая с возможностью ночевки. Довольно безопасный перевал.

8 день, 11 июля

Начальная высота: 4030 м

Максимальная высота: 4326 м

Высота ночевки: 4326 м

Перепад высот: + 300 м, - 10 м

Километраж: 2,8 км

Погода: ясно, иногда мелкий снег

Время

ЧХВ

Участок

Способ передвижения

Характер склона

Комментарии

8.17 - 9.40

1.01

боковая морена ледника Южный Алаудин

в касках, поодиночке

средние камни, морена до 10°

10.08 -

11.50

1.22

ледник Южный Алаудин - перевал Алаудин Спортивный

в касках, в связках

закрытый ледник до 10°

После дневки дежурные просыпаются в 5 утра, а группа встает на 4 минуты позже положенного. Кушаем, пытаемся оптимизировать сборы, однако выходим все равно достаточно поздно, в 8:17. Облачно, но температура комфортная. Цель на сегодня проста: подняться на перевал Алаудин Спортивный (1Б) и заночевать там под перевалом Мечта.

Движемся в сторону боковой морены, идем от места лагеря по морене в направлении перевала (фото 6.1). Перемещаться по морене не всем приятно, встречаются весьма крупные камни, которые периодически едут. Останавливаемся на привал, откуда достаточно хорошо просматривается переход на ледник Алаудин Южный (фото 6.2). Морену проходим за пару ходок по 20 минут, приваливаемся в месте предполагаемого выхода на ледник, надеваем кошки и связываемся (время 9:40).

Далее движемся в связках, ледник практически сразу становится закрытым (фото 6.3).

Погода начинает меняться, небо серое, сильный ветер. Снег не сильно глубокий, идем хорошо, связки поочередно меняются. Впереди по ходу движения видна большая ледниковая мульда, обходим ее ниже по леднику (мульда остается по левую руку, фото 6.4) и берем левее.

Тем временем начинается мокрый снег, видимость сильно падает, идем под перевальный взлет, приваливаемся. Поднимаемся за одну стандартную ходку, в 11:50 вся группа уже на перевале (фото 6.5). Тур нашли достаточно быстро, сняли записку Войтюка М.С. от 04.08.2019. Перевал представляет собой большую плоскую снежно-осыпную площадку.

Ледник Алаудин Северный выполаживается под перевалом Алаудин

Спортивный, и мы раздумывали над тем, чтобы заночевать поближе к перевалу Мечта. Однако на этом выполаживании были отчетливо видны закрытые трещины, и по всей его площади валялись ледяные обломки, сошедшие, видимо, с орографически правого борта долины, ведущей на перевал Мечта. Ночевать на леднике было категорически небезопасно, и мы предпочли остаться на перевале Алаудин Спортивный. Под лагерь выбрали наименее обдуваемое место, насколько это было возможно (фото 6.6, 6.7).

Постепенно погода стала меняться в лучшую сторону (фото 6.8), вид на Мечту изумительный, фоткаемся (фото 6.9) и наслаждаемся величием гор. Сегодня у нас полудневка, радуемся, устать еще не успели, но впереди интересный перевал, нас ждет ранний подъем. Засыпаем в 20ч.

9 день, 12 июля

Начальная высота: 4320 м

Максимальная высота: 4850 м

Высота ночевки: 4850 м

Перепад высот: + 580 м, - 60 м

Километраж: 2,4 км

Погода: пасмурная с прояснениями, вечером метель, прыгающие камни и ледорубы

Время

ЧХВ

Участок

Способ передвижения

Характер склона

Комментарии

10.30 -13.50

2.40

перевал Алаудин Спортивный - обход ледопада перевала Мечта - выход выше зоны трещин

в касках, в связках

закрытый ледник до 25°

попроваливались в трещины

обед

16.55 -18.52

1.37

перевальный взлет перевала Мечта

в касках, в связках

закрытый ледник до

30°

шли по навигатору периодически

На часах 3:00, дежурные объявляют плохую погоду, спим дальше. На улице становится чуть лучше, решаем, что надо идти во избежание потенциально длительной отсидки. Встаем, кушаем, надеваем кошки, связываемся и в путь (время 10:30). Спуск с перевала короткий, наклон порядка 25° (фото 6.10). Практически сразу на пути встречается бергшрунд, который мы проходим пешком в связках, благодаря большому количеству снега. После спуска выходим на пологий ледник Алаудин Северный. Ледник закрытый, но очертания наиболее крупных трещин достаточно заметны. Быстро преодолеваем этот участок, видим те самые ледяные обломки, которые наблюдали с перевала. Так подходим под перевал Мечта (2А).

Перевал Мечта

Категория трудности

Высота по GPS

4851 м

Ориентация и направление прохождения

СВ - ЮЗ

Характер северо-восточного склона

обход ледопада по орографически правой стороне, закрытый ледник с зоной трещин до 30°

Характер юго-западного склона

заснеженная осыпь, траверс нунатака, мелкая осыпь

Координаты

N 39.68678° E 71.53154°

Описание

соединяет ледник Северный Алаудин и долину Джили-Суу

Снята записка

Войтюка М.С. от 04.08.2019

Выводы и рекомендации.

Очень красивая, высокая и эффектная 2А, бывшая до недавнего времени 2Б. Находка для сильной группы. Определяющей стороной является восточная с роскошным для своей категории ледопадом. Над ледопадом нависают ледяные глыбы, так что проходить ледопад надо утром пораньше. Год от года ледопад, конечно, разный, но в нашем случае (как и в случае найденных нами отчетов) существовал ледовый мост от правого до левого борта долины. Ледопад лучше обходить орографически справа, уходя потом по мосту на орографически левый борт долины. Проходить перевал рекомендуем с востока на запад, но это по большей части вопрос вкусовщины. На самом перевале довольно сильный ветер, так что вставать на самом перевале не рекомендуем. Указанного Сергеем Мирошкиным места ночевки на западном склоне перевала не нашли (видимо, из-за огромного количества снега).

11 утра, погода так себе, видимость небольшая: севшее облако изредка разрывается ветром, и становится виден путь на перевал. Путь на перевал мы хорошо рассмотрели еще вечером: с перевала Алаудин Спортивный был виден обход обоих ступеней ледопада, широкий ледовый мост наверху второй ступени и пологий выход к перевальному взлету самого перевала (фото 7.1). В целом, задача одна: не заблудиться.

Основных опасностей при подъеме на перевал Мечта две: нависающие ледовые глыбы с орографически правого борта ледника и непосредственно ледопад. Проходить это узкое место лучше быстро, утром и аккуратно.

В связках мы пошли обходить ледопад по орографически правому борту. Тропежка была очень легкой, неглубокой. В наш снежный год все было забито снегом, и при обходе ледопада провалились в трещины только пару раз по бедро. Обойдя первую ступень ледопада, при обходе второй мы приблизились к правому борту ледника и практически сразу же вышли на ледовый мост (фото 7.6, 7.8) в сторону левого борта.

Мост широкий, хороший, надежный. С моста виден путь по закрытому леднику непосредственно на седловину (фото 7.6, 7.7).

Сразу после моста мы обнаружили несколько широких трещин путем проваливания в них (фото 7.9). Виды в них красивые, просторные (фото 7.10). Вероятно, в более малоснежный год здесь можно встрять в ледовый лабиринт. Выйдя из зоны трещин и найдя трещину глубиной метра полтора и с водой, мы встали на обед.

Погода тем временем решила испортиться еще сильнее: усилился ветер и повалил снег. Небо по цвету слилось с цветом склона, поэтому вперед мы выпустили штурмана с навигатором: он же нас и вывел на седловину к 19 часам вечера. В целом, восточный склон перевала Мечта не выглядел лавиноопасным, можно было и остаться внизу, но перспектива переночевать на высоте 4850 очень сильно нас манила.

На перевале был сильный ветер с запада на восток. Мы нашли каменистый холмик, очень сильно его подкопали с восточной стороны, чтобы скрыться от ветра, и построили стенку. На восток, куда ни глянь, простиралось нечто белое и клубящееся. Тент навесили между двумя палатками, но при таком ветре он оказался бесполезен: в щели наметало снег, который прятал еду и горелки под своим слоем. Когда трое ребят вечером вышли положить-таки тент на землю, они столкнулись с тем, что тент порывами ветра вырвал забитые в снег ледорубы и самодовольно трепыхался на скользящем по снегу камне диаметром порядка полуметра. Оценив зрелище, мы быстро закидали тент вещами и снегом и скрылись в палатке.

10 день, 13 июля

Начальная высота: 4850 м

Максимальная высота: 3810 м

Высота ночевки: 3810 м

Перепад высот: + 0 м, - 1040 м

Километраж: 3,5 км

Погода: туман, пасмурно, дождь

Время

ЧХВ

Участок

Способ передвижения

Характер склона

Комментарии

12.50 -15.10

1.50

первые 600 метров сброса с перевала Мечта

в касках, с ледорубами, не растягиваясь

глубокий снег до 30°

15.20 - 16.20

0.50

выход на нунатак - место ночевки

в касках, поодиночке

осыпной склон до 15°

Надо признать, как только мы ушли из долины Эски-Дабан и оказались в долине Джили-Суу, прогноз погоды, присылаемый нам по Шахимардану, перестал биться с тем, что мы наблюдали. Случайно ли это или связано с принципиально разными направлениями долин - неясно, но сложилось ощущение, что Джили-Суу теплее, чем Эски-Дабан, и что вместо снега здесь идет дождь.

Тем временем мы проснулись и обнаружили, что ветер теперь дует с востока на запад. Наверно, этим объясняется то, почему мы так долго в этот день собирались. Стараясь не растерять пытающееся улететь снаряжение, мы собрались и пошли вниз.

По спутниковым снимкам и по фотографиям предыдущих посетителей перевала мы знали, что на западном склоне нет ледника, только осыпь, поэтому мы пошли без связок. Снег неожиданно оказался где по колено, где по пояс. Видимость стала еще хуже (фото 7.15), чем вчера, поэтому спускались вниз по ярко выраженному тальвегу долины. Сбросив около 400 метров, мы вышли, наконец, ниже облаков и увидели прекрасную снежную долину (фото 7.16). Сбросив еще метров 100, мы нашли ручей и пошли вдоль него (фото 7.17, 7.18).

Ручей вывел нас к древнему нунатаку в конце долины - попытавшись сначала обойти нунатак слева, мы плюнули на этот неприятный способ передвижения и вышли на гребень нунатака (фото 7.19), что оказалось правильным решением.

Начался довольно сильный дождь.

С гребня нунатака мы прикинули место ночевки (фото 7.20): в результате утренней тропежки и дождя мы сильно подмокли, и идти в таком состоянии ночевать на ледник нам не хотелось. Мы нашли место, которое выглядит как стационарное место ночевки: округлые небольшие полянки, камни по периметру - как будто туда регулярно приходят на пикник. В нашем случае полянки были изрядно подмочены дождем, что было грязно, но терпимо. Вечером праздновали День рождения: торт, глинтвейн, песни до поздней ночи - лучший способ справить днюху!

Перевал Илликсу

Категория трудности

Высота по GPS

4528 м

Ориентация и направление прохождения

В - З

Характер восточного склона

пологий закрытый ледник

Характер западного склона

короткий участок крутого конгломерата, обход зоны разрывов в леднике по орографически левой стороне, моренные валы

Координаты

N 39.63156° E 71.48262°

Описание

соединяет ледник Джили-Суу и долину Янги-Дабан

Снята записка

не обнаружена

Выводы и рекомендации.

Спокойная, аккуратная 2А. Категория дана, видимо, за рваный ледник на западном склоне перевала, но он довольно безопасно в связках обходится. Рекомендуем любым группам в категориях от третьей и выше.

11 день, 14 июля

Начальная высота: 3810 м

Максимальная высота: 4530 м

Высота ночевки: 4530 м

Перепад высот: + 730 м, - 10 м

Километраж: 6,8 км

Погода: солнечно, пасмурно, иногда снег

Время

ЧХВ

Участок

Способ передвижения

Характер склона

Комментарии

10.02 -13.26

2.30

зачехленный участок ледника Джили-Суу

в касках, подоиночке

зачехленный ледник до 10°

обед

16.05 -19.35

2.39

подъем на перевал Илликсу

в касках, в связках

закрытый ледник до 15°

Вышли в 10 утра в направлении перевала Илликсу по орографически правому борту долины. Через ходку вышли на зачехленный и присыпанный снегом язык ледника (фото 8.1). Несколько ходок сделали без связок, когда камни закончились - встали на обед, а после связались.

Ледник сам очень пологий, с него открываются отличные виды на окружающие его перевалы (фото 8.2, 8.4, 8.5), но, надо признать, в обычные года эти перевалы не белые, а чуть более осыпные или конгломератные. Только перевал Снежный горб сохраняет свой ледопад в нормальный год (фото 8.6). На повороте к перевалу Илликсу посередине долины вырастает небольшой холм - мы его обошли орографически справа (фото 8.8). Крупных трещин не встретили, да и мелких тоже. С поворота же нам открылся вид на перевал Мечта (фото 8.9).

Перевальный взлет с восточной стороны перевала Илликсу очень пологий и в классическом понимании отсутствует (фото 8.10, 8.11). Мы вышли на перевал как раз к вечеру и привычно выкопали себе место под палатки. С перевала мы наблюдали потрясающий закат. Вот здесь нас горы окончательно пленили: в кои-то веки раздуло облака, и солнце освещало все видимые нам горные хребты.

На перевале было довольно ветрено, но лучше, чем на Мечте. Тур на перевале не был обнаружен.

12 день, 15 июля

Начальная высота: 4530 м

Максимальная высота: 4530 м

Высота ночевки: 3870 м

Перепад высот: + 0 м, - 660 м

Километраж: 2,3 км

Погода: пасмурно, дождь, изредка солнце

Время

ЧХВ

Участок

Способ передвижения

Характер склона

Комментарии

10.30 -10.40

10.00

западный перевальный взлет Илликсу

в касках, с ледорубами, плотной группой

конгломерат, присыпанный снегом, до 25°

11.15 -12.18

0.50

ледник к западу от перевала Илликсу

в касках, в связках

закрытый ледник до 20°

12.38 -13.26

0.41

ледник перевала Илликсу - боковая морена ледника, ведущего к Надежде

в касках, поодиночке

моренные валы до 20°

С западной стороны перевала Илликсу находится разорванный, неоднородный ледник (фото 8.18). По фотографиям прошлых походов и спутниковым снимкам можно судить, что орографически правая половина ледника довольно рваная, с ледопадами и мульдами, но зато под спокойными осыпными стенками. Левая же половина ледника довольно ровная, без явно читающихся трещин, но зато под нависающими ледяными глыбами - точь-в-точь как под перевалом Мечта. Глобально же такая структура ледника образовалась именно так благодаря тому, что ледник стекает с западного плеча пика 4933 и претерпевает крутой поворот как раз под западным склоном перевала Илликсу. В итоге внешняя - правая - сторона ледника изорвана, а внутренняя - левая - чувствует себя чуть более целой.

В наш же прекрасный снежный год правая половина ледника была всего лишь слегка волнистая, надежно прячущая свои трещины слоем снега.

Мы построили свой тур и, собравшись плотной группой, начали спускаться с западного перевального взлета Илликсу. Конгломерат, который должен был привести нас прямиком на ледник, через 15 метров сброса высоты ушел под снег, и мы без проблем дошли до ледника (фото 8.20). На леднике мы связались и за полторы ходки спустились до окончания ледника по орографически левой стороне.

Впрочем, ледник, как выяснилось, не закончился, а всего лишь стал зачехленным. Аккуратно преодолев и это скользкое препятствие, мы вышли на моренные валы и побежали вниз к зеленой площадке у вала правой боковой морены ледника, стекающего с перевала Надежда.

Во время обеда пара человек сходила на разведку на этот самый вал. С гребня морены открылся прекрасный вид на ледопад Надежды, который на первый взгляд казался отлично проходимым. Однако, пока группа обедала, наступило 15 часов, и мы засомневались, что успеем сегодня пройти ледопад. По отчетам, предыдущие группы тратили различное время на него в зависимости от года, и нам не хотелось встречать ночь среди его трещин. По прикидкам, до ледопада был примерно 1 час ходу, и мы решили использовать его завтра, переночевав сейчас на травке в тепле и постирав свои вещи.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru