Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 6 к.с. по Памиру совершенным в период с 13.07-18.08.2022. Часть 3
10.08.2022, 29-й день Полудневка. Озеро Яшилькуль - река Ортобогчигир 1-й На Яшилькуле решили немного отдохнуть и устроили полудневку - отъедались, купались в бодрящей воде озера, распределяли продукты и снаряжение. Так как у Кости Бекетова болели колени - решили отправить его к нашей следующей заброске в кишлак Джелонди, отдохнуть и подлечиться на горячих источниках. В домике вахтовиков-гидрологов есть неустойчивая сотовая связь и нам удалось договориться о машине из кишлака Булункуль. Забегая вперед, хочется сказать, что отдых пошел Косте на пользу. Отправляя его, мы думали, что окончательно. Так как последние пару дней шел он очень плохо. Но отдохнув 3 дня, Костя снова присоединился к команде и в дальнейшем шел и работал на уровне других участников. Проводили Костю. Пообедали, собрали лагерь и в 12:50 вышли дальше по маршруту. От построек гидростанции пошли по дороге вдоль берега озера до поворота в долину реки Ортобогчигир 1-й. Первое время вверх по долине Ортобогчигира 1-ого шли по тропе. Но когда она закончилась, идти сложнее не стало. Широкая и абсолютно ровная долина очень живописна (Фото 343). По левую руку протянулась гряда вершин с шикарными скальными стенами (Фото 344 и 346). Замыкала ущелье главная вершина района - пик Богчигир (5779), сверкая на солнце ледовыми стенами (Фото 345). От озера прошли 4 перехода по 40-50 минут, и в 17:00 встали лагерем у полузамерзшего широкого разлива реки, в километре от конечной морены ледника. 11.08.2022, 30-й день р. Ортобогчигир 1-й - пер. Транспамир (п/п, 1Б, 5250) - р. Юж. Октайлон Вышли в 7 утра. Погода отличная. Сначала поднимались вдоль русла реки, затем, обходя моренные валы, по крупному курумнику поднялись в левый по ходу карман (Фото 347). Через некоторое время в кармане появились скользкие снежники и огромные валуны. Решили вылезать из него на гребень морены и далее переходить на ледник (Фото 348). Ледник открытый и без трещин. От лагеря вышли на него за 2 перехода. На поверхности в изобилии лежали каменные глыбы и «грибы», неслись в промоинах реки. Чем выше мы поднимались, тем больше вокруг становилось игл кальгаспоров, затрудняющих передвижение. Прямо перед нами возвышался белоснежный массив непройденной вершина Богчигир (5779), стоящий сплошной стеной (Фото 349). Попробовать подняться очень хотелось, но времени не было. Основная цель - пересечь Памир, являлась приоритетной. Пройдя 50 минут по леднику, повернули направо, в северо-западную камеру ледника. Вскоре увидели кулуар в самом дальнем углу цирка (Фото 350). Под начало перевального взлета ведет ровный ледник, плавно набирая высоту (Фото 352). Перевальный взлет - крутая сыпуха в скальном кулуаре, крупная внизу и мелкая ближе к седловине (Фото 351). Поднимались предельно аккуратно, выбирая траектории, чтобы не сыпать камни друг на друга. В 13:00 мы были на перевале, представляющем собой узкую скальную седловину (Фото 353). Сложили тур, дали название - Транспамир, в честь нашего похода. Перевал очень логичный и является единственным простым путем, соединяющим долину р. Ортобогчигир 1й с долиной р. Юж. Октайлон и Памирским трактом. Западный склон перевала представлял собой среднюю по крутизне и живую осыпь (Фото 355 и 354). Спустились по ней на открытый ледник, прошли до его языка и в 14:00 остановились на обед на камнях морены у ручья (Фото 356). После обеда перевалили через моренный вал правого борта ледника и начали спуск по каменному руслу в направлении большого озера, видимого впереди (Фото 357). Перед озером спустились с крутого и неприятного конгломератного склона (Фото 358). Подпруженное скальной ступенью озеро обошли слева по ходу (Фото 359). Верховья правого притока р. Юж. Октайлон сложные для движения. По крупному и живому курумнику особо не разгонишься. Отдохнули на западной оконечности озера и продолжили спуск в долину. Через пояс бараньих лбов прошли вдоль сухого русла ручья и в 18:10 на берегу живописного и уютного озера разбили лагерь (Фото 360 и 361). Вокруг росла приятная зеленая травка, и даже дикий лук. 12.08.2022, 31-й день р. Юж. Октайлон - р. Тогузбулок - к. Джелонди. Полудневка. Вышли в 7:10. Спускаться по крутым склонам напрямую в долину Южного Октайлона не стали, а пошли вниз вдоль его правого притока. Сначала шли по каменным россыпям валов, по пути полюбовавшись еще двумя небольшими озерами (Фото 362). Затем перешли на правый берег реки. Здесь появилась тропа (Фото 363). Долина притока обрывается к Юж. Октайлону крутой ступенью, но частый серпантин тропы позволил аккуратно спуститься. Внизу по правому берегу реки идет хорошо набитая тропа (Фото 354). Местные гоняют по ней скот на пастбища в верховье долины. Через 3 перехода вышли к летовке . Там женщины и дети - поят нас чаем и айраном с лепешками. Угостили их шоколадом. От коша меньше часа до кишлака Октой на памирском тракте. Идти пешком 10 км вдоль тракта до Джелонди не хотелось. В кишлаке договариваемся с местными, и с большим трутом втиснувшись в маленькую китайскую машину доезжаем до дома, где нас ждала заброска и отдохнувший Костя. В Джелонди 2 магазина (по разным сторонам реки) со скудным ассортиментом, сильно зависящем от времени, прошедшего с последнего завоза, и несколько санаториев/пансионатов с горячими источниками (Фото 365). Вода в поселке только теплая, с характерным привкусом. На противоположном от тракта берегу реки есть маленький домик «общественного» горячего источника. Вода в его бассейне - градусов 45, в нем и отдыхаем (Фото 366). Ночуем в доме, где оставляли заброску.
Фото 343. Путь подъема по долине р. Ортобогчигир 1-й
Фото 344. Долина р. Ортобогчигир 1-й в среднем течении
Фото 345. Пик Богчигир в верховьях р. Ортобогчигир 1-й
Фото 346. Верховья долины Ортобогчигир 1-й
Фото 347. Озеро в долине реки Ортобогчигир 1-й
Фото 348. Путь выхода на ледник
Фото 349. Массив пика Богчигир (5779)
Фото 350. Путь захода в цирк пер. Транспамир (1Б, 5250)
Фото 351. Восточный склон пер. Транспамир (1Б, 5250)
Фото 352. Вид назад из цирка пер. Транспамир на массив пика Богчигир
Фото 353. Группа на пер. Транспамир (1Б, 5250)
Фото 354. Путь спуска на запад с пер. Транспамир
Фото 355. Западный склон пер. Транспамир (1Б, 5250)
Фото 356. Путь спуска с ледника
Фото 357. Путь спуска по долине правого притока р. Юж. Октайлон
Фото 358. Спуск с конгломератного склона в долине правого притока р. Юж. Октайлон
Фото 359. Путь в обход озера в долине прав. притока р. Юж. Октайлон
Фото 360. Маленькое озеро под бараньими лбами в долине прав. притока р. Юж.Октайлон
Фото 361. Ночевка у живописного озера
Фото 362. Путь спуска по долине правого притока р. Юж. Октайлон
Фото 363. Спуск в долину р. Юж. Октайлон по её правому притоку
Фото 364. Долина р. Юж. Октайлон
Фото 365. Кишлак Джелонди
Фото 366. Восстановление в горячей ванне в к. Джелонди Участок 4. К. Джелонди - р. Турумтайкуль - пер. Турумтайкуль (н/к, 4367) - оз. Турумтайкуль - пер. Кара-Гурум (н/к, 4335) - р. Нокдой - р. Джавшангоз - р. Реджиг - р. Шабай - лед. К. Маркса - пер. Карла Маркса (1Б, 5023) - пер. Нишгар (3А, 5640) - лед. Нишгар - рад. пик Карла Маркса (3А, 6723) - р. Нишгар - р. Пяндж - к. Вранг 13.08.2022, 32-й день к. Джелонди - р. Турумтайкуль - пер. Турумтайкуль (н/к, 4367) - оз. Турумтайкуль Во время заезда к началу маршрута нам не удалось завезти заброску в кишлак Джавшангоз и мы оставили продукты в кишлаке Джелонди. Решили исправить этот момент и все-таки договориться об отправке заброски. Нам предстоял простой 2х-дневный пешеходный участок через Шугнанский хребет, состоящий из трекинга по долинам и прохождения некатегорийных перевалов. Не было смысла нести с собой веревки, железо и лишние продукты. Поэтому мы договорились с машиной, которая должна была завезти и оставить для нас вещи. Утром не спеша собрались, отправили с машиной снаряжение и продукты, и в 9:30 вышли дальше по маршруту. Реку Тогузбулок перешли по верхнему мосту и пошли наверх, думая обойти поселок Джелонди сверху и сократить путь. Но на деле преимущества по времени не получили. Пришлось траверсировать травяной склон по едва заметным тропкам, вместо того, чтобы по дороге выйти к тропе, поднимающейся вверх по долине р. Турумтайкуль. Хорошо набитая тропа идет прям вдоль русла маловодной реки - ручья, преимущественно по орографически левому берегу (Фото 367 и 368). Пару раз попадались заболоченные луга, которые тропа обходила справа по ходу движения. Долина поднимается плавно, без крутых ступеней. Через 2,5 перехода по 50 минут вышли к невыраженному перевалу, отмеченному на карте как 4291,8 (Фото 369 и 371). Выше перевала тропа теряется. Для того, чтобы из долины р. Турумтайкуль попасть к одноименному озеру, нужно перевалить через одноименный перевал в пологом отроге южного борта. Этот перевал высотой 4367 м мы для себя отметили, как Турумтайкуль (Фото 370). За переход в 40 минут прошли перевал и спустились к красивому озеру Турумтайкуль (Фото 372 и 373). На поросших редкой травой берегах паслись коровы. В истоке реки Юж. Тогузбулок, берущей начало из озера, в 14:10 остановились на обед (Фото 374 и 375). Вдалеке в долине видели машину пастухов. Теоретически на проходимом транспорте можно подъехать и к озеру со стороны реки Кокбай. После обеда, прошли 2 перехода в направлении пер. Кара-Гурум (н/к, 4335) по ровной и широкой долине без камней (Фото 377 и 378). В 17:40 на берегу живописного озера встали на ночлег (Фото 379). 14.08.2022, 33-й день пер. Кара-Гурум (н/к, 4335) - р. Нокдой - р. Джавшангоз - р. Реджиг - р. Шабай После ночевки возле озера, расположенного практически на седловине перевала КараГурум (н/к, 4335), вышли к поселку Джавшангоз, где нас ждала заброска. Спуск по долине проходил по хорошей скотопрогонной тропе вдоль р. Нокдой и не представлял технической сложности (Фото 380 и 381). Движение начали в 6:50 утра. В 9:40 вышли на окраину поселка. Заброска нас ждала в первом же доме местных жителей. Около двух с половиной часов провели в гостях у местной семьи, в доме было несколько женщин и двое молодых мужчин. Воспользовались их гостеприимством, пообедали и перепаковали вещи (Фото 382). Для экономии времени решили не идти, изначально заявленный, пер. Энгельса (2А) и подниматься по р. Шабай напрямую к леднику Карла Маркса. Спортивного интереса перевал не представлял и был изначально включен в нитку маршрута для осмотра Ю-В стен пика Энгельса (6507). Но в условиях дефицита времени стало не до красот. В 13:00 вышли дальше по маршруту и спустились от поселка на автодорогу, идущую по долине. На карте мостов через довольно большую реку Джавшангоз обозначено не было, поэтому по первому же встреченному мосту мы перешли на левый берег. Ниже по долине, напротив устья р. Реджиг расположен еще один - автомобильный мост. По орографически правому берегу р. Реджиг идет автомобильная дорога, доступная для проезда на высоко проходимом транспорте. Но нужно учитывать, что во второй половине дня река, разливаясь, подтапливает дорогу (Фото 383). От устья Реджига за два перехода по 45 минут вышли к постройкам старой брошенной скотобойни. Выше долина расширяется и дорога идет широким серпантином, вплоть до летовки на слиянии рек Шабай и Хицак (Фото 384). Двинулись по старым автомобильным следам по орографически правому берегу реки Шабай. От развилки открылся вид на стены пика Энгельса (Фото 385). Пройдя немного выше слияния рек, нашли удобную ровную площадку на берегу и в 17:30 встали на ночевку.
Фото 367. Начало подъема по долине р. Турумтайкуль
Фото 368. Подъем по долине р. Турумтайкуль
Фото 369. Долина р. Турумтайкуль перед одноименным перевалом
Фото 370. Перевал Турумтайкуль с севера
Фото 371. Верховья долины р. Турумтайкуль
Фото 372. Вид на озеро Турумтайкуль с пер. Турумтайкуль (н/к, 4367)
Фото 373. Южный берег озера Турумтайкуль
Фото 374. Путь спуска к оз. Турумтайкуль
Фото 375. Озеро Турумтайкуль
Фото 376. Идем вдоль восточного берега оз. Турумтайкуль
Фото 377. Голые склоны Шугнанского хребта
Фото 378. Идем к пер. Кара-Гурум (н/к, 4335)
Фото 379. Лагерь на озере перед пер. Кара-Гурум (н/к, 4335)
Фото 380. Долина реки Нокдой. Вид назад
Фото 381. Путь спуска в долину р. Джавшангоз
Фото 382. Отдыхаем в памирском доме в к. Джавшангоз
Фото 383. Небольшой каньон в долине р. Реджиг
Фото 384. Подходим к развилке долин рек Шабай и Хицак
Фото 385. Стены пика Энгельса из долины р. Шабай 15.08.2022, 34-й день р. Шабай - лед. К. Маркса - пер. Карла Маркса (1Б, 5023) Подъем дежурного как обычно в 5 утра, подъем группы около 6. После завтрака собрали лагерь и в 6:50 выдвинулись в сторону ледника Маркса. Ходовой день начался с бодрящего утреннего брода через реку Шабай на правый по ходу берег к старым альпинистским стоянкам, отмеченным площадками и турами из камней (Фото 386). По правому берегу в сторону ледника идет тропа, которая периодически теряется на заболоченных или каменистых участках. С началом моренных валов прижались к правому по ходу борту долины и начали подъем по карману (Фото 387). Через 20 минут вылезли из кармана на гребень морены и, траверсируя склон, чтобы не терять высоты, подошли под ледник Карла Маркса (Фото 388). Ледник в нижней части ровный и плоский. Легко вышли на его тело и прошли вверх порядка 500-700 м до отворота долины к цирку пер. Маркса. Здесь перешли в удобный и глубокий карман морены с чистым ручьем и в 11:30 остановились на обед. С гребня морены открылись впечатляющие виды на стены пиков Маркса и Энгельса, а также на ледопад перевала Зугванд (3Б) между ними (Фото 389). Отсюда стало хорошо видно, что подъем на балкон пика Энгельса проходит практически полностью под нависающими ледосбросами и довольно опасен (Фото 391). Любой ледовый обвал сверху перекрывает путь подъема по балкону полностью. В паре мест балкон рассечен поперек широкими трещинами. С технической точки зрения подъем на балкон не должен представлять очень большой сложности, как и любой путь по снежно-ледовому рельефу. Но проводить много времени, поднимаясь группой, в таком месте точно не хочется. В настоящее время рассматривать прохождение балкона можно только быстрой и отлично технически готовой связкой, способной двигаться по балкону одновременно. И то, риски очень высокие. После обеда за 25 минут по гребню морены подошли под склон (Фото 389 и 390), сложенный крупным курумником и ведущий в цирк перевала, а по нему еще за 20 минут к началу перевального взлета (Фото 392). Нижняя часть взлета представляет собой довольно крутой осыпной склон, подрезанный скальными ступенями. На склон зашли по дуге справа налево, обойдя скалы. Выше плотной группой продолжили подъем под верхний скальный пояс (Фото 393). Дойдя до скальных стен, ушли вдоль них влево до начала широкой осыпной наклонной полки, по диагонали уходящей в район седловины (Фото 395). По полке вправо вверх поднялись под заключительную стенку со стекающим ручьем (Фото 396 и 397). Многие группы на этом участке вешают перила. Но мы не увидели в этом необходимости и по простым скалам с небольшими подлазами в 16:30 вышли на перевал (Фото 397-399). С западной стороны прямо от седловины начинается ледник (Фото 400). Тур расположен на скалах к северу от седла. Погода испортилась: опустились облака, и пошел мелкий дождь. Около 40 минут потратили на поиск ровной площадки: несмотря на то, что на фотографиях ледник выглядел ровным, везде он имел постоянный уклон. Примерно в 17:10 удалось найти условно ровное место под шатер, достроив его снегом и вырубив ледорубами. Воду брали из луж в разломах и трещинках ледника.
Фото 386. Тур на поляне базовых лагерей под пиками Маркса и Энгельса
Фото 387. Начало моренных валов в долине р. Шабай. Вид назад.
Фото 388. Путь по моренам к леднику Карла Маркса
Фото 389. Подъем по гребню морены в направлении пер. Маркса (1Б, 5023)
Фото 390. Подъем в цирк пер. Маркса (1Б, 5023)
Фото 391. Перевал Зугванд (3Б) и балкон пика Энгельса (6507)
Фото 392. Восточный склон пер. Маркса
Фото 393. Путь подъема по восточному склону пер. Маркса
Фото 394. Привал во время подъема на пер. Карла Маркса (1Б, 5023)
Фото 395. Путь подъема под скалы при подъеме на пер. Маркса с востока
Фото 396. Подъем по полке к седловине пер. Маркса (1Б, 5023)
Фото 397. Путь выхода по полке на седловину пер. Маркса (1Б, 5023)
Фото 398. Участок траверса склона по полке перед выходом на седловину пер. Маркса
Фото 399. Группа на седловине пер. Карла Маркса (1Б, 5023)
Фото 400. Путь по леднику в направлении пер. Нишгар (3А, 5640) от седловины пер. Маркса 16.08.2022, 35-й день пер. Нишгар (3А, 5640) - лед. Нишгар Утром погода не радовала. С неба сыпал снег, перевал затянуло облаками. Пришлось ждать, пока немного раздует (Фото 403). Вышли на час позже обычного, в 7:40. Пошли в направлении северного склона перевала Нишгар (3А, 5640), по пути маневрируя среди трещин по засыпанным снегом мостикам (Фото 404). Ориентировались в основном благодаря временным прояснениям, когда облака частично поднимались выше и сквозь туман со снегом становилось видно нижнюю часть склона перевала. Старались не прижиматься сильно вправо к борту ледника, там постоянно слышался шум от летящих камней и льда (Фото 401). Подойдя под перевальный взлет, в тумане выходить на склон не решились, опасаясь обвалов. Отошли от взлета на 100 м в безопасную зону и решили подождать улучшения погоды. Через 30 минут видимость немного улучшилась - показались очертания начала подъема и сераки выше по склону (Фото 405). Подъем начали тремя связками (2+2+3) по правой наименее разорванной части взлета между внушительными ледовыми глыбами. Благодаря теплой погоде и свежему снегу, лед и фирн были довольно мягкими, поэтому половину подъема удалось двигаться одновременно с периодической страховкой на крутых местах через ледовые буры. Протяженность этого участка составила примерно 300 м (Фото 402). По левую руку оставались вертикальные ледовые махины сераков (Фото 406 и 407). Ко второй половине подъема видимость стала существенно лучше, однако путь преградили крупные трещины и ледосбросы. Склоны впереди в центральной части взлета выглядели более ровными. Мы начали уходить туда и для этого провесили 10 м перил через вертикальную ледовую стенку (Фото 408). Затем, пройдя пешком порядка 50-70 м, уперлись в широкую трещину от борта до борта взлета (Фото 409 и 411). Но нам повезло найти узкий ледовый мост в виде «ножа» - очень фотогеничное место, по которому прошли лазанием в связках (Фото 410 и 412). Выше моста провесили веревку косых перил до выполаживания (50м, 40°) по склону с противоположной стороны трещины. Выше склон выполаживается. Продолжили движение вверх по ровному леднику, обходя поперечные трещины. Судя по другим отчетам, перевальный тур располагается в западной части седловины на скалах. Но мы делать крюк и не стали и к туру не пошли. В 13:00 вышли на перевал чуть выше седловины, после чего начали спуск в связках по ровному с большим количеством трещин в верхней части леднику Нишгар. Через переход, идя вдоль левого по ходу склона (во вновь севшем тумане использовали его как ориентир), спустились на выполаживание ледника напротив западного склона пика Маркса, где в 14:00 на высоте 5480 поставили лагерь (Фото 413). К вечеру погода улучшилась, стали видны окружающие склоны и маршрут подъема на пик Маркса (Фото 414). По визуальной оценке западный склон перевала Нишгар Центр, через который поднимаются к пику, сильно порвало в сравнении с фотографиями и описаниями предыдущих лет. Наметили приблизительную линию подъема и легли спать.
Фото 401. Линия движения группы через пер. Маркса (1Б) и пер. Нишгар (3А)
Фото 402. Северный склон пер. Нишгар (3А, 5640). Показан путь подъема
Фото 403. Лагерь на леднике под пер. Нишгар (3А, 5640)
Фото 404. Подход по леднику под северный склон пер. Нишгар
Фото 405. Нижняя часть взлета северного склона пер. Нишгар
Фото 406. Подъем в связках по южному склону пер. Нишгар (3А, 5640)
Фото 407. Обход серака при подъеме с севера на пер. Нишгар
Фото 408. Прохождение лидером ледовой стенке при подъеме на пер. Нишгар (3А, 5640)
Фото 409. Верхняя часть подъема на пер. Нишгар перед зоной больших поперечных трещин
Фото 410. Путь прохода по ледовому мосту через широкую поперечную трещину
Фото 411. Верхняя часть подъем на пер. Нишгар с севера
Фото 412. Переход по узкому мосту через ледовую трещину при подъеме на пер. Нишгар
Фото 413. Спуск к лагерю под склонами пика Маркса на лед. Нишгар
Фото 414. Лагерь на леднике Нишгар. Показана линия подъема на пик Маркса (6723) 17.08.2022, 36-й день Радиальное восхождение на пик Карла Маркса (3А, 6723) - лед. Нишгар - р. Нишгар Подъем дежурного стандартно в 5 утра, а по готовности завтрака и для всех остальных. На восхождение вышли налегке тремя связками в 6:50. Дима решил остаться в лагере, так как уже поднимался на вершину Карла Маркса ранее этим маршрутом и второй раз идти не хотел. По сравнению с предыдущим днем, с погодой сильно повезло: было ясно, довольно свежо, однако дул ветер. С собой на восхождение взяли только перекус, аптеку и дополнительную одежду. Из лагеря выходили сразу в связках. Для восхождения был запланирован классический маршрут на пик Маркса (6723) по западному склону и западному гребню 4Б альп. к.с. (Фото 415). Нижняя часть подъема представляла собой умеренно разорванный ледник (Фото 416 и 417), однако выше, с увеличением крутизны склона стало появляться больше крупных трещин. Дополнительную сложность представляли высокие, выше колена, кальгаспоры, которые замедляли и без того невысокий темп (Фото 419 и 420). Путь подъема проходил как бы змейкой: нижние ледосбросы обошли слева, верхние справа (Фото 414). Встречались элементы простого лазания по льду на передних зубьях кошек через небольшие стенки и по ледово-снежным мостикам над трещинами. Центральная часть склона, зажатая ледосбросами, сильно разорвана. С какого-то момента стало проще перелезать через трещины, а не искать обход в их лабиринте. Третья связка (Костя и Аня) примерно с середины склона решили не продолжать подъем из-за низкого темпа относительно первых 2х связок, и спустилась в лагерь, где их ждал Дима. Маршрут восхождения на пик Маркса можно разделить на две части: первая - выход по западному склону на условную седловину пер. Нишгар Центр. (3А, 6370) и вторая - подъем от перевала по западному гребню к вершине (Фото 415 и 425). Перед выходом на седловину перевала ушли правее (Фото 421), где было и положе и меньше трещин, поэтому поднялись на перевал немного выше седловины. Непосредственно перед перевалом преодолели пару трещин с небольшими подлазами на 1,5-2 метра по ледовым стенкам. На седловине первая связка (Сергей и Артем) была в 10:00, дождалась, когда вторая связка (Дима и Иван) преодолеют разорванный участок подъема, и двинулась на вершину по широкому снежно-ледовому гребню (Фото 424). При подъеме на гребень перешли через несколько трещин и траверсом южного склона над его большим разрывом вышли к седловине, от которой начинался непосредственный подъем к вершине (Фото 425 и 426). С момента выхода на гребень и выше начал дуть ветер, который ближе к вершине только усиливался. Перед скалами оставили трекинговые палочки и наверх по простому скальному и ледово-снежному рельефу поднимались лазанием одновременно в связке. Путь подъема плавно огибает по неявным полочкам вершинную скальную башню (Фото 427). На вершину при сильном ветре вышли в 11:40, затратив на подъем с отдыхом чуть меньше 5ти часов, сняли записку и сделали фотографии окружающей панорамы (Фото 428). Когда вторая связка уже была на середине подъема от седловины к вершине, начали спуск. На спуске у начала скал пересеклись с ребятами, но из-за сильного ветра не стали их дожидаться и пошли вниз. Выйдя на седловину пер. Нишгар Центр, остановились, и только когда убедились, что вторая связка начала спуск с вершины и прошла сложный участок скал, двинулись вниз в сторону лагеря. Ближе к обеду снежно-ледовые мостики раскисли и стали менее прочными, поэтому спускаться пришлось довольно осторожно. Пару раз провалились по пояс и около 14:30 первой связкой были в лагере. Решили в этот же день выдвинуться вниз и пройти максимально далеко, для того, чтобы сэкономить время для выброски из района. Пока ждали вторую связку, приготовили обед и собрали лагерь. Пообедав, примерно в 16:00 вышли вниз по леднику Нишгар, любуясь впечатляющими видами Гиндукуша. За пару переходов по ровному широкому леднику без трещин (Фото 429 и 430) дошли до морен под его языком (Фото 431). Немного разровняв песчаную площадку и в 18:20 встали лагерем. Недалеко от площадки удалось найти небольшое озерцо-лужу с чистой, в отличие от окружающих ручьев, водой.
Фото 415. Маршрут подъема на пик Маркса (6723) по западному склону и западному гребню
Фото 416. Вид с подъема на пик Маркса (6723) назад на ледник Нишгар
Фото 417. Путь выхода к пер. Нишгар Центр при восхождении на пик Маркса
Фото 418. Кальгаспоры при подъеме на пик Маркса
Фото 419. Кальгаспоры и ледосбросы при подъеме на пик Маркса по западному склону
Фото 420. Обход ледосбросов при восхождении на пик Маркса
Фото 421. Участок выхода перед подъемом на пер. Нишгар Центр.
Фото 422. Гиндукуш
Фото 423. Западный гребень пика Маркса, показан путь группы
Фото 424. Участок западного гребня пика Маркса выше пер. Нишгар Центр.
Фото 425. Вид с западного гребня пика Маркса назад в сторону седловины пер. Нишгар Центр. (3А, 6370)
Фото 426. Скальная вершинная башня пика Маркса (6723)
Фото 427. Путь выхода на вершину пика Маркса (6723)
Фото 428. Пик Энгельса с вершины пика Маркса
Фото 429. Спуск по леднику Нишгар
Фото 430. Вид с лед. Нишгар назад в сторону одноименного перевала и пика Маркса
Фото 431. Путь спуска с языка лед. Нишгар на морены 18.08.2022, 37-й день Р. Нишгар - р. Пяндж - к. Вранг С места ночевки вышли в 7:00 утра. Воодушевленные предстоящим выходом в цивилизацию, мы почти сразу вязли неплохой темп. Предстояло пройти приличное расстояние и сбросить больше километра по высоте. Начало спуска проходило по относительно ровным моренам. Под конец первого перехода обошли справа по ходу сильно разломанный язык ледника Нишгар Вост., стекающий из под склонов пика Таджикского Университета (Фото 434). Путь по морене был отмечен туриками, местами то появлялась, то исчезала тропа, поэтому искать оптимальную дорогу почти не пришлось. Через два перехода после выхода из лагеря река ушла в каньон внизу, и мы вышли к крутой ступени с выходами бараньих лбов. Спуститься со лбов можно уйдя траверсом вдоль орографически правого борта долины, а затем вниз, по серпантину плохо читающейся тропки. Спуск крутой и неприятный (Фото 434). На дне ущелья снова появилась хорошая тропа. Ущелье здесь ровное, шлось быстро и легко. Через километр после пересечения русла крупного правого притока реки Нишгар вышли к большому кошу. Летом здесь постоянно живет семья пастухов с детьми. Постройки были обвешены немного жуткими козлиными и бараньими черепами. Ниже коша река уходит в глубокий каньон, а тропа, почти не сбрасывая, идет по плоским террасам правого борта долины (Фото 433). Через некоторое время вышли к крутым скальным сбросам, преграждающим путь. Тропа серпантином начала забирать вверх по склону. Набор здесь не шуточный - около 250м. Конечно, карабкаться обратно наверх после того, как сбросили прилично высоты по долине, не хотелось, но выбора не было. С тропы открывались красивые виды (Фото 435). В верхней части есть родник с чистой водой, возле которого устроили привал. После обхода сброса, тропа сначала серпантином спускается вниз, а затем траверсом склонов вышла в долину высоко над рекой Пяндж. Окружающие виды и масштабы впечатлили. Широкая и покрытая зеленью, долина резко контрастировала со всем, что мы видели последнее время. Далеко внизу уже виднелась автомобильная дорога, линяя электропередач и домики кишлака. Тропа не вела прямо вниз на дорогу, а уходила траверсом по склону на запад, в сторону Вранга, по пути пересекая прорезанные в склонах глубокие овраги (Фото 437). Ближе к поселку однообразный склон сменился садами различных деревьев, даже удалось полакомиться яблоками, собранными прямо с земли по дороге. В 15:10 первые участники растянувшейся по тропе группы вошли в поселок и двинулись ближе к его центру, с целью найти гостевой дом и магазин. По пути удалось договориться с одним из местных жителей о ночевке и ужине. Связались с нашим водителем и договорились об утренней машине в Хорог и далее в Душанбе. На этом спортивная составляющая памирского мероприятия закончилась. Остаток времени до автомобиля потратили на сон, еду, а один участник решил не откладывать спортивную подготовку к следующему мероприятию, и утро перед выездом посвятил пробежке. В Душанбе добрались без приключений за два дня. На ночевку остановились в Хороге, дому у гостеприимного водителя Шарифа.
Фото 432. Путь спуска по долине р. Нишгар в обход языка лед. Нишгар Вост.
Фото 433. Долина реки Нишгар в среднем течении
Фото 434. Долина реки Нишгар. Вид назад. Показан путь спуска со скальной ступени
Фото 435. Вид вверх по долине р. Нишгар. Показан район лед. Нишгар
Фото 436. Обход по тропе скальных прижимов и каньонов на р. Нишгар
Фото 437. Спуск по тропе в долину р. Пяндж к кишлаку Вранг Материальное обеспечение Продуктовая раскладка В походе использовали дифференцированную групповую раскладку. Дневная норма продуктов постепенно увеличивалась. На первой трети маршрута - 560 г, второй - 630 г, третьей - 670 г. На маршруте было организовано несколько забросок продуктов. Вся еда была заранее распакована и распределена по участкам маршрута, отдельным готовкам и участникам, что сильно экономило время разбора забросок и облегчало учёт веса в ходе маршрута. Чтобы избежать перегруза при перелете, часть продуктов покупалась на месте, в круглосуточных магазинах Душанбе. Докупили крупы, шоколад, чай, сахар и соль. Мы ходили как с горячими обедами (участки долин или простые препятствия), так и с сухими перекусами (участки сложных препятствий, радиальные восхождения, траверсы). В дни перекусов вместо супа брали батончик мюсли. В целях лучшего восстановления и в качестве витаминной добавки брали с собой изотоник, из расчета по 500 грамм на группу на 10 дней. В качестве мясной добавки к крупам на ужин и супам на обед взяли пеммикан (говядина, вываренная в жиру). Мы считаем, что по питательности и вкусу это наилучший вариант. Супы брали не готовые пакетированные, а самостоятельно комплектовали суповой набор из различных сушеных продуктов: овощи, зелень, макароны, крупы. Получилось очень вкусно и разнообразно. Вместо традиционного картофельного пюре взяли сушеную картошку в виде хлопьев. Крупы покупали обыкновенные, а не быстро разваривающиеся. Так как, на наш взгляд, они сильно вкуснее и питательнее. Использование автоклава, а также несколько забросок на маршруте позволяли нам не экономить на топливе. Нормы веса и список продуктов:
Выводы и рекомендации по аптеке Подготовка к длительному походу Перед походом желательно заблаговременно провести курс витаминной подготовки. Прежде всего, необходимо полноценно и разнообразно питаться, вволю поесть фруктов, ягод и других продуктов, богатых натуральными витаминами. Кроме этого, желательно принимать готовые минерально-витаминные комплексы. Не претендуя на обширное исследование, можно порекомендовать следующую методику. За два месяца до выхода на маршрут начать приём месячного курса мультивитаминов, а за месяц до выезда, начать месячный курс железосодержащих препаратов. В длительном походе желательно примерно к 20 дню начать приём витаминноминеральных комплексов, так как регулярное использование талой, практически дистиллированной воды приводит к дисбалансу минерального состава жидкостей в организме. Формирование походной аптечки Аптечка формировалась только из тех медикаментов, которые уже использовались ранее участниками похода, и действие которых было заранее известно и предсказуемо. Аптечка состояла из общественной и личной части. Личную часть каждый участник готовил и носил сам. Сюда входили: пара бинтов, пластырь, немного обезболивающих таблеток, курс антибиотиков, личные лекарства. Личная часть обеспечивала первую помощь при травме, в том числе и самому себе, до подхода медика и личные повседневные потребности. Общая аптека, в свою очередь, тоже делилась на две части: оперативную (травматизм и шок) и лечебно-профилактическую (всё остальное). Оперативная аптечка носилась медиком «сверху рюкзака», всегда была в прямом доступе и бралась на все радиальные выходы. Оставшаяся часть аптеки могла носиться любым участником, доставалась по мере необходимости и в радиалки не бралась. Болезни в походе На маршруте у участников серьезных проблем со здоровьем не было. Небольшие болячки и недомогания не мешали продвижению по маршруту. Самой серьезной травмой можно назвать проблемы с коленями у одного из участников в следствии нагрузок. Для дополнительной фиксации коленного сустава использовали специальный наколенник, тейп, обрабатывали больное место мазями. У одного из участников накануне восхождения на Беляндкиик поднялась температура, но отдых в лагере пошел ему на пользу. К следующему вечеру участник был здоров. Наблюдались незначительные проблемы участников с зубами, что не редкость на длительных маршрутах. Выпали импланты и раскололся здоровый зуб. Зубных болей не было. Ремнабор Список ремнабора:
Список ремнабора составлен по многолетнему опыту длительных автономных горных походов и немного уточняется каждый раз под специфику конкретного района. Ремнабор имеет необходимый запас расходных материалов и инструментов для ремонта личного и общественного снаряжения. Следует отметить, что все участники в предпоходный период хорошо подготовили и проверили личное и общественное снаряжение, поэтому в самом походе у реммастера работы было немного. Т.к. предполагалось много технической работы в кошках, были взяты запасные передняя и задняя дужки (в сборе) и центральная пластина от кошек, а также напильник для правки зубьев кошек и инструментов. Серьезных поломок на маршруте не было. По мелочи использовались нитки и иголки, менялась поясная пряжка на рюкзаке. Личное снаряжение Список одежды носит больше рекомендательный характер. Каждый бёрет то, в чём ему удобнее и привычней ходить. При выборе одежды руководствовались тем, чтобы в критический момент была возможность надеть на себя все тёплые вещи. Естественно, что чем легче, снаряжение, тем легче его нести, но не в ущерб комфорту и безопасности, иногда проще взять «лишний» свитер, чем потом весь поход мерзнуть. Список одежды:
Список специального снаряжения.
Общественное снаряжение Список общественного снаряжения:
Всего: 71600 г Всего (без бензина и спирта): 51000 г На 1 человека: 7300 г Выводы и рекомендации по общественному снаряжению: Использовали палатку Пик (шатер) конструкции Виктора Николаева, показавшую при малом весе отличные эксплуатационные качества. Такая палатка позволяет комфортно разместиться в одном «помещении» всей группой с вещами, выделить место для готовки еды и заниматься походным бытом. Для готовки использовали мультитопливные горелки и очищенный бензин «Калоша». Расход бензина составил 20 литров за 37 дней маршрута или примерно 75-80 мл на человека в день. Экономии топлива способствовало наличие алюминиевой скороварки и кастрюли с радиатором. Для сохранения тепла и экрана от ветра использовали стеклоткань. С таким «дежурным» комплектом время приготовления пищи было минимальным. В походе велась как фотосъемка (зеркалка Canon и две цифровых «мыльницы» canon), так и видеосъемка на камеру Gopro. Для подзарядки аккумуляторов устройств использовали солнечную батарею. От нее на дневном солнце заряжали нужные устройства (видеокамеру, телефоны, аккумуляторы для фотоаппарата). Брали с собой спутниковый трекер Iridium Rockstar, позволяющий отправлять и принимать СМС сообщения. За передвижением группы можно было непрерывно следить в интернете благодаря спутниковому трекеру. Все четыре веревки в группе были динамикой. Наша логика была такова, что зажумарить по динамике мы сможем, а лезть первому на статике рискованно. Понятно, что можно лезть с двумя веревками, оставляя статику. Но в таком случае нужна одна лишняя веревка и существует вероятность побив единственную в группе динамику, остаться без нормальной страховки. У нас же все веревки были взаимозаменяемы. Кроме удобного скального молотка для лидера, в группе было 2 ледоруба с бойками, позволяющих и бить и вынимать крючья. Для продергивания перил на льду использовали проушины. Для страховки на скалах использовали как крючья (якорные и швеллера), так и закладные элементы, дублируя ходовые размеры камалотов и закладок. Хорошо себя показали легкие и удобные алюминиевые ледобуры со стальной коронкой. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ССЫЛКИ НА МАТЕРИАЛЫ В Интернете Список литературы Крыленко Н.В., Щербаков Д.И., Марков К.К. Пять лет по Памиру: Итоги Памирских экспедиций 1928, 1929, 1931, 1932, 1933 гг. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1935. 326 с. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005288673/ А. Гаврилюк, В. Ярошенко, Памир , Изд-во Планета, 1987 г В.С. Яценко, В горах Памира, Изд-во АН СССР, 1945 г. Ссылки на интернет ресурсы Архив Московского городского центрального туристского клуба, www.tlib.ru А.А. Лебедев. Шеститысячники Паира. Таблица вершин с координатами, высотой и информацией по восхождениям. Хребет Музкол http://www.risk.ru/users/leb/15113/ Шахдаринский хребет https://risk.ru/blog/14807 А.А. Лебедев. Статья о Памире для википедии. Списки вершин, ледников и озер Памира. http://wiki.risk.ru/index.php/D09FD0B0D0BCD0B8D180 4) Поход 6 к.с. по Музколу команды Турклуба МАИ, 2012 год, фото отчет http://namvamtuda.ru/2012/09/25/muzkol2012/ и фильм https://youtu.be/xsuUP1chDto 5) Американская экспедиция на пик Зорташ в 2009 г. Статья в журнале The American Alpine Journal, автор Adam Thomas. https://publications.americanalpineclub.org/articles/12201025000/Asia-Tajikistan-Pamir-MuzkolRange-Zartosh-6128m Список использованных при подготовке отчетов по району Походы с пересечением Памира 1) Соколенко В.А., 6 к.с., 1977 год. Шифр в библиотеке МГЦТК 3362 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=31885&page=1 Хребты Зулумарт и Северный Танымас 2) Рачкаускас Г.В., 5 к.с., 1979 год. Шифр в библиотеке МГЦТК 3545 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32127&page=1 Хребет Музкол Сазонов В.Е., 6 к.с., 1988 год. Шифр в библиотеке МГЦТК 5069 http://tlib.ru/doc.aspx?id=36352&page=1 Чижик Д.В., 5 с эл.6 к.с., 2009 год. Статья по походу http://www.risk.ru/users/varela/9287/ Савчинский Б.Д., 5 к.с., 2011 год Отчет http://www.tkg.org.ua/node/22554 Романенков С.А., 6 к.с., 2012 год. http://namvamtuda.ru/2018/12/12/muzkol2012-otchet-1/ Ульянов А.П. 5 к.с., 2016 год. Шифр в библиотеке МГЦТК 677-TLIB http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=40485&page=1 Осипов С.А, 6 к.с., 2019 год. http://mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9224 Сарезский и Северо-Аличурский хребты 9) Будников В.Я., 5 к.с., 1987 год. Шифр в библиотеке МГЦТК 521-TLIB http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=39910&page=1 Горы Богчигир 10) Овчинников И.Л., 5 к.с., 2008 год. Шифр в библиотеке МГЦТК 6547 http://azimut.psn.ru/~ilya/SWPamir-2008/ Шахдаринский хребет Рыкалов П.В., 5 к.с., 2003 год. Шифр в библиотеке МГЦТК 5974 http://tkmai.ru/heading/papers/597/index2.html Мешков О.И., 5 к.с., 2009 год. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4303 Мешкова О.И., 6 к.с., 2011 год. http://mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5417 Литвинов В.А., 6 к.с., 2016 год. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8807 Йорудас Юрас, 6 к.с., 2018 год. Шифр в библиотеке МГЦТК 1246-TLIB http://tlib.ru/doc.aspx?id=41790&page=1 Крачков П.А., 5 к.с., 2019 год. https://www.mountain.net.ua/content/uploads/pamir_5_k_s_2019_krachkov_rf_novosibirsk.pdf GPS координаты и высоты ночевок и препятствий на маршруте
Ссылка на трек и маршрутные точки на сайте nakarte.me: https://nakarte.me/m=9/38.08917/73.23486&l=O&nktl=uULLXDf1cUcPlnLxiR1Rkw QR код для быстрого ввода ссылки из печатной версии отчета
Контрольные записки Перевал Рак (1Б, 5282)
Пер. Близнецы (2А, 5228)
Пер. Янгидаван (1А, 4714)
Пер. Советских офицеров Центр. (2А, 5210)
Пер. Карла Маркса (1Б, 5023)
Пик Карла Маркса (6723)
Впечатления участников Ниже приведен рассказ о походе от участника, Артема Жданова. Через Восточный Памир на сникерсах и рафинаде «Давай. Вошли и вышли. Приключение на 20 минут» (с)Рик и Морти Транспамир. Это слово остается на губах сухой пылью и соленым привкусом пота, в глазах - ярким солнцем, пейзажами хребтов, покрытых солью сухих равнин и зеленых долин с бурными реками. От этого слова веет полуденной жарой пустынь, холодом ледников и ветром с вершин. Оно гудит в ногах длинными осыпями, напором бесконечных бродов и ударами передних зубьев в лед. Транспамир. Дисклеймер. Все нижеописанное носит сугубо субъективный характер и ни в коем случае не претендует на объективность. Это не технический отчет и не хроника похода, поэтому события и наблюдения представлены не в хронологическом порядке, а детали и цифры могут быть ошибочны (за деталями можно смело отправится на карту генштаба :-). Все совпадения случайны, реальны только описанные события и лица. Аминь. И простите за пафос.
Пик Сомони (Коммунизма) на закате Предыстория Человек сидит у себя дома, среди жизненной обыденности. Ожидания человека и его амбиции не соответствуют окружающей его действительности. Череда больших и маленьких неудач и побед. Человек хочет совершить что-то сильное, настоящее- Человек хочет частицу самореализации. Это история началась относительно недавно. Еще до наступления 2022 года у моих друзей из ТК МАИ возникли мысли пройти спортивный маршрут в горах Каракорума. Каракорум - большие горы, и мероприятие предполагало не только восхождения на интересные семитысячники (вроде Скил Брум), но и восхождение на 8к (а именно на Гашербрум II) - ведь грех было бы не воспользоваться такой возможностью, позволили бы условия и состояние. Однако, как часто бывает, крутой жизненный поворот в начале 2022 года зарубил все наши планы и надежды. Совсем отказываться от чего-то грандиозного не хотелось, поэтому пришлось придумывать и искать другие варианты, но, к сожалению, часть предполагаемой команды решила не участвовать в возможных альтернативах - и их можно понять: следующим логичным этапом их спортивного развития является именно высота уровня восьмитысячников (или крутой уклон в технический альпинизм). Из возможных вариантов руководителем (Сергеем) было предложено три основных, из которых выбор пал на длительный поход по Восточному Памиру с севера на юг с прохождением нехоженых вершин, перевалов и вообще по малоизученным, поэтому интересным местам. Итак, выбор был сделан, осталось морально и физически подготовится к пересечению Памира от южных отрогов Заалайского хребта до границы с Афганистаном.
Пик Беляндкиик меж рогов Архара Идея транспамирского похода сама по себе не нова: все слышали о легендарных экспедициях Лебедева, однако чуть меньшее число знает о таких же сложных и потрясающих походах красноярского (томского, новосибирского) туриста и столбиста Вильяма Соколенко. В 1981г он и его команда стали чемпионами СССР (а этого многого стоит!), а в 1977г осуществили потрясающую идею: пересечь советский Памир с севера на юг «по меридиану, с отклонением от его линии на величину не более 20 км и при этом не нарушить логику маршрута»(с) Новосибирское отделение ТССР. Именно поход Соколенко был одним из источников вдохновения и идеи маршрута. Однако Центральный Памир с его высокими горами и перевалами сильно исхожен как туристами, так и альпинистами-высотниками. Помимо работающих каждый год МАЛов под пиком Коммунизма, в данном районе практически ежегодно присутствуют одна или несколько спортивных команд. Одной же из основных идей и изюминкой предполагаемого маршрута была именно новизна: нехоженые вершины и перевалы, малоисследованные долины. Одно дело видеть отметки на карте генштаба и космоснимки с неопределенной давностью (чаще всего в несколько лет и порой сомнительного качества), другое - оказаться в этих местах в реальности, часто не имея фотографий рельефа и не зная, чего ожидать не только от самой вершины, но и от пути подхода под нее. В этом была интрига, в этом была сложность, в этом была особенность, в этом же заключался и интерес. Для меня, увы, опыт общения с Памиром раньше был неудачен: лыжный поход с запланированным восхождением на пик Коммунизма в 2019г не удался из-за аномальной зимы и трудных с самого начала условий.
Зимний Памир 2019 года Да и объективно, я, пожалуй, не был тогда готов к зимней высоте. А тот сюрреалистический кошмар, который произошел летом 2021 г, был еще хуже. И хотя со спортивной точки зрения в самом начале поиска альтернатив Каракоруму мне хотелось больше высотный поход по Ц.Памиру с восхождениями (а вдруг и траверсом?!) на Коммунизма, Корженевской, на Москву, Россию, Ахамади Дониша, да хоть бы на ОГПУ и Комакадемии, в конце все-таки зацепила идея именно Восточного транс-Памира, как чего-то небанального и интересного. В общем, так оно и оказалось. Концепция, цели и глобальные результаты «Просто пересекаем Памир с севера на юг» (с) Дима Прибылов Хороший горный поход отличается от плохого в том числе и наличием идеи. Концепция «стандартных» маршрутов с кольцами и забросками должна служить другой цели - достигнуть нужного уровня мастерства, чтобы организовать что-то крутое, новое, интересное. Хотя вышесказанное - сугубо личное мнение. У нас основных идеи было три: Самая главная - это пересечь Восточный Памир от отрогов Заалая (окрестности оз. Каракуль) до реки Пяндж, по которой проходит граница с Афганистаном. Две других идеи были примерно равнозначны и не менее круты. Это: Подняться на самые высокие точки пересекаемых хребтов (за исключением Музкола, на его высшей точке - пике Советских Офицеров (6233 м) Сергей уже бывал в 2011 и 2012 годах. Зато вместо него было решено сходить траверс вершины Зорташ (6121м) и совершить первопроход на no name вершину с красивой высотой 6123. Одолеть в конце маршрута траверс вершин Энгельса-Маркса (по-видимому, через пик Николадзе, она же - южная вершина Карла Маркса, на который ведет маршрут 5Б к.с. или через «перевал» Локомотив по соседству). Этот пункт интересен был еще и тем, что вроде как на вершину пика Энгельса еще не ступала нога туриста.
Следует понимать, что это был план-максимум, осуществить который можно при значительной доле везения (с погодой, рельефом и т.д.) и при наличии сильной команды с высоким техническим и физическим уровнем. Особенно это касалось последнего пункта, в чем мы дополнительно убедились, увидев потенциальный заход на пик Энгельса вживую.
А вот и пик Энгельса, вид на одну из стен с севера. Справа на нем виднеется верхняя часть ледового балкона, по которому предполагалось подняться Забегая немного вперед, следует признать, что не все из вышеперечисленного было нами выполнено. В частности, пришлось отказаться от последнего и самого вкусного траверса по ряду причин. К ним можно отнести как недостаточный уровень команды в целом, общую усталость всех участников группы (ведь это конец маршрута!), объективную опасность предполагаемой нитки (что напрямую коррелирует с недостаточным опытом группы не позволяющим идти сложные участки одновременно и быстро), так и отсутствие необходимого времени. Увы, к моему личному перечню непройдённых траверсов, начавшемуся летом 2015г траверсом Короны в Арче, добавился еще один.
Кстати, о времени. Нынешние реалии таковы, что раздолбайничать становится все тяжелее, и долг перед социумом все более тяжким грузом давит на печи. Поэтому, не имея возможности брать бесконечное количество отпускных дней, группа смога на весь маршрут заложить всего один (!) запасной день (который, кстати, потратили еще на заезде и завозе забросок). Весь маршрут пришлось идти с пониманием того, что любое промедление, пурга, ожидание приведут к сокращению части маршрута, использованию запасного варианта. Впрочем, так и получилось. Помимо сокращения траверса Энгельса-Маркса, пришлось отказаться и от радиального восхождения на потрясающую и красивую вершину Богчигир. Сама гора впечатляла перепадом своей «непешеходной» стены порядка 900-1000 м. Надеюсь, мы еще к ней вернемся и закроем этот должок.
Красавец Богчигир, ждет нас. Справа за углом наш последний категорийный первопроход В общем, если говорить о глобальных результатах, то первая и основная задача, а именно пересечение Памира с севера на юг, была выполнена в полном объеме и с морем впечатлений. Вторая задача была выполнена почти в полном объеме: наша нога ступала практически на каждую высшую точку каждого пересекаемого хребта (кроме вершины Богчигира). Ну а с третей целью, чудесным большим траверсом, увы - не срослось. Но зато на Маркса по классике сходил. По сути, экспедиция являлась по своим параметрам пешим походом, но с преодолением вполне себе серьезных горных препятствий. Это был новый для многих участников, в том числе и для меня, опыт. Чего ждать от маршрута, и, главное от себя? Поэтому следует немного вспомнить -о подготовке «Слова спорт и спортсмен в этом походе стали почти ругательными» Амбиции не дают покоя человеку, равно как не дают ему покоя его внутренние противоречия: уровень его навыков, особенности его талантов против его желаний. Человек ищет пути самореализации, они всегда различны. Зачастую шаг к победе или провалу человеку мешает сделать его самая страшная слабость - малодушие. Вечный враг этого человека и многих других. Внутренняя борьба разгорается, но быстро затухает - решиться на подвиг, сидя на работе за креслом или дома на диване, оказывается легко Спортивная подготовка группы - всегда сложное дело. Наверное, в современности практически не осталось сильных слаженных команд, которые тренировались бы коллективно: зачастую участники живут в разных городах и имеют балласт ответственности в виде семьи, работы и прочего. Ну что же, человечеству в лице социума нужно приносить пользу, это не должно быть гипотезой, это основной постулат, оправдывающий наше с вами существование (не пытайтесь спорить). Иначе Человек никогда не доберется до Великого Аттрактора. И даже на Марс не высадится.
В предыдущей группе, с которой я гулял по Памиру, тренировочный процесс был сравнительно на виду: руководитель и остальные участники имели возможность отслеживать тренировки друг друга. Это было не столько даже для контроля, сколько для мотивации. Время от времени, раз в тысячелетие примерно, мне выпадает счастье походить в команде с небожителями альпинистами. В тех командах тренировки участников остаются на их совести, но в принципе, все друг в друге уверены (потому что без тренировок им уже не прожить). Когда-то я еще активно занимался экспедиционной спелеологией, но там все просто: если ты мало тренировался, то тебе же хуже. У Сергея в группе традиционно нет жесткого тренировочного контроля, насколько мне известно. Ну, во-первых, все участники основной и более-менее постоянной команды сами по себе достаточно спортивные люди, для которых тренировки - это не только способ подготовиться к горам, но и важный процесс сам по себе. Во-вторых, эти люди еще и довольно опытные и ответственные, чтобы понимать свои слабые и сильные стороны, а также требования предстоящего мероприятия.
Ага, вот эти ребята (не все) Само собой, спортивный уровень участников всегда будет различаться - это нормально. В предыдущей команде я был одним из самых дрищей, и это дало стимул для спортивного развития. Причем специфика нашего транспамирского перехода, как и предшествовавших ему Пакистанских планов, однозначно задала вектор развития с явным креном в сторону выносливости.
Очередной брод. Аня сопротивлялась - поэтому пришлось нам ее конвоировать. Сергей подгоняет палкой. Позади Дима, идет своим путем. Он, кстати, единственный, кто по возвращению смог вылезти на скалодроме 7а. Помимо спортивной подготовки, не меньшую важность представляет организационная и хозяйственная подготовка. Кто занимается организацией походов/сборов/экспедиций, тот знает, что это еще больший и важный геморрой, чем личные тренировки. К счастью, лично мне не пришлось сильно «греть голову» на этапе подготовки, а просто выполнить заданный мне план работ. Приготовить «пеммикан», купить часть продуктов, взять «железо» и прочее снаряжение- это крайне немного по сравнению с остальной частью. Весьма постыдным моментом похода было то, что я откровенно накосячил с контролем финансовых расходов участников на начальном этапе. Личное раздолбайство и трудный процесс высотной адаптации, начавшийся на заезде, привели к тому, что мне и руководителю пришлось пересчитывать записанные расходы посередине маршрута. После этого все расходы были записаны и учтены, как следует. Ребята, простите меня за безответственность!
Этот поход был важным этапом, многое для себя решал именно по результатам того, что получится. Более того, я достаточно отчётливо себе представлял масштаб и сложность мероприятия: это не должно было быть легкой или даже «средней» прогулкой. Протяженность нитки и количество, а также характер препятствий говорили сами за себя. Поэтому и физически, и морально, и тактически готовиться начал существенно заранее. По-моему, если планируете сделать что-то стоящее, то так и должно быть.
Ледопады при подъеме на Маркса. Пока еще можно отыскать сравнительно «простой» путь. Итак, о впечатлениях и достигнутом Человек принимается за дело. Он тренируется, он готовится психологически, он готовит снаряжение. Половина его мыслей в течение дня занята предстоящим приключением. Предвкушение, анализ, некоторый страх перед неизвестным. Но он уже решился - ведь это было легко! Скоро придет время расплаты. Или награды. А может это - оно и то же? Ох, описать впечатления - это непросто. Непросто по ряду причин: во-первых, мало кто помнит отчетливо, что было в самом начале похода. Во-вторых, яркие впечатления от выхода в цивилизацию со всем сопутствующими немного перебивают впечатления от начала приключения. Кажется, вершин в первой части было две? Пик Желтый и второй, как его там? Отчет руководителя подсказывает, что гора называется Беляндкиик. Попробую обо всем и более-менее по порядку, хотя пытаться приводить здесь хронику событий нет смысла. Всего вышло 37 ходовых дней (сумели сэкономить даже, изменив планы и оптимизировав логистику). Пересекли всего, судя по данным трека, 507 км, при этом суммарный набор высоты составил 27972м, самая низкая точка - в конце, на берегу Пянджа, 2776м, самая высокая - пик К.Маркса, 6723м. И это все без учета радиальных восхождений! «Пока гуляли, пересекли несколько хребтов и сходили на следующие вершины: Пик Желтый (5774 м) - высшая точка южной части хребта Зулумарт. Пик Беляндкиик (5946 м) - высшая точка восточной части хребта Сев. Танымас. Пик Зорташ (6121 м) - п/п траверс Пик Мирный (6123 м) - последний не пройдённый отдельно стоящий шеститысячник Музкола. Пик Сарезский (5951 м) - высшая точка одноименного хребта. Хребет Караджилга Северо-Аличурский хребет Горы Богчигир (одноименная гора все еще ждет своего героя - так вышло) Шугнанский хребет Пик Маркса (6726 м) - высшая точка Шахдаринского хребта.»
Наш путь без учета радиалок (да их все равно не видно было бы) Перевалов прошли порядка 15 штук, если считать все вместе: автомобильные, категорийные и некатегорийные. Если все правильно помню, то 5 перевалов различных категорий от 1Б до 3А было пройдено нами в режиме первопрохода. Два из них назвали именами погибших за последний год друзей-туристов. Это перевал Дмитрия Рыжанкова и Гоши Шевелева. Диму лично я знал не так долго - с зимы 2019 года, и пересеклись мы с ним только в лыжном походе на Центральном Памире. Дима был опытным туристом, отзывчивым и заботливым, а это весьма важно в команде. С Гошей же мы были однокурсниками, во многом благодаря ему я в свое время пришел в туризм, и уж точно благодаря ему в свое время не бросил. Гоша всегда был одним из тех людей, чьей силой воли, собранностью, ответственностью я восхищался.
Можно вспомнить многих погибших в прошлом и в этом году друзей, за последние несколько лет их слишком много- в память каждого из них будут названы и перевалы, и вершины. Но горы - это все-таки не про траур. А люди живут, пока их помнят. О вершинах- К сведению еще разок: нижеизложенное представлено НЕ в хронологическом порядке, а хаотично и по наитию. Какие же сложности могут встретиться на пути отважного горовосходителя? Абсолютно разные: от организационных и бюрократических нюансов оформления пропусков до неприступных стен и глубоких пропастей. Сильнее всего запомнился ряд моментов на различных этапах путешествия. Например, участок подъема на плечо пика Зорташ: глубокие и широкие трещины с непонятными мостами, которые были основательно присыпаны снегом. Тогда первому в нашей передовой связке (Сергею) пришлось местами тропить без рюкзака. Временами трудно оценить надежность мостиков над глубокими дырками, поэтому было несколько волнительно. За весь поход, правда, произошло всего одно падение в трещину с головой, но, к счастью, не очень глубоко. Второй в связке отработал прямо как по учебнику.
Зато проваливаний по пояс с распиранием между двумя нависающими стенками хватило, кажется, всем. В какой-то момент «ловишь дзен» и просто идешь по рваному участку в связке, не сильно заморачиваясь о поиске надежных мостов - их просто нет. Выбираешь более или менее удобный путь и вперед - так было, например, на спуске с Маркса.
Взрослая особь серака Помимо трещин на пути смелых путешественников часто поднимаются ледовые стены. В них, впрочем, нет ничего нового - просто лед под разными углами наклона, «встал на 4 кости и вперед». Вопрос только в том, кто круче: ты или лед.
Фото другого человека из другого района, но суть отражена верно Но стоит добавить на крутой ледовый склон метр снега, то в душе у восходителя сразу добавляются эмоции. Не вполне привычно делать на таком снегу страховку (точнее приходится не делать вообще), не понятно, как надежно закрепить перила, и, главное, не вполне понятно, почему это все еще не уехало вниз вместе с тобой. Так было на одной из локальных целей нашего маршрута, безымянной вершине высотой 6123м «последнем непройденном шеститысячнике Музкола». Вот он, на фото ниже.
Красивая и высокая гора, на которую были совершены уже две попытки восхождения, не увенчавшиеся успехом. Пожалуй, одни из самых волнительных моментов мероприятия были именно на стене этой горы, именно по причине «вертикального» снега. К сожалению, у меня мало опыта для работы на крутом снегу, и, работая первым, я услышал много мотивирующего от руководителя и напарника. Гору, кстати, «распечатали», на вершину сходили двумя связками, и назвали на правах первопроходцев пиком Мирный. Скальных веревок на протяжении всей экспедиции, к счастью, было мало, да и те смешных категорий уровня III-IV. Зря протаскали лесенки и крюконоги, но если бы удалось осуществить все задуманное изначально, то не исключено, что ИТО-снаряжение пошло бы в ход. К тому же, если предполагаешь первопроходы, то лучше быть готовым ко всему. Правда довольно часто встречались участки ледовой корки и несложного микста. Когда шли всей группой - то иногда вешали перила, когда шли вдвоем с Сергеем, то чаще шли одновременно. Даже сравнительно простой «троечный» рельеф, по которому на небольших высотах скачешь, как горный козел, на уровне 6000 и выше начинает ощущаться совсем иначе. Можно ли считать, что абсолютная высота добавляет сложности к категории маршрута? Раньше я не знал, но теперь, пожалуй, могу ответить утвердительно, добавляет. Из подобных моментов сильнее всего запомнилось радиальное восхождение на пик Сарезский, вот он, ниже на фото.
«Сходили на 5 тысяч как на 7» (с) Сергей Вообще, о Сарезском стоит рассказать подробней. Пока что для меня это одно из самых сложных восхождений. Не в смысле технической составляющей или продолжительности, а в уровне общей усталости. Хотя казалось бы, сравнительно невысокий (5951 м), даже ниже 6 тысяч. Из всей команды на него сходила только наша с Сергеем двойка (стоит признаться, я сначала тоже не очень хотел). Даже работа на 7-тысячнике в 2017 году давалась легче. Вот что удивительно: перед этим было много вершин, в том числе и более высоких. Но даже на первых вершинах без акклиматизации шлось легче. Видимо сказались утренний подъем с рюкзаками на перевальный гребень и перепад от ледника в 1000 м.
Каждая из пройденных вершин уникальна, не было двух похожих по характеру, породе и впечатлениям. Если на первую - пик Желтый - мы начинали «как альпинисты», по ледовому кулуару с затруднительной страховкой за развальную скальную стеку в конце, то на вторую, Беляндкиик, долго карабкались по длинному и однообразному широкому кулуару с кальгаспорами выше колена. Да еще и после спуска в темноте я больше 40 минут гулял по ночному леднику в поисках палатки.
Вершина Зорташ (6121м), которая кроме упомянутой вершины 6123 была на второй части маршрута, запомнилась своими трещинами на склоне, разрушенными скалами на башне, а еще тем, что мы шли ее траверсом с довольно увесистыми рюкзаками.
Богчигир запомнился тем, что мы на него не пошли, но гора однозначно стоит того, чтобы вернуться в район. А вместо большого траверса в самом конце маршрута решили подняться на пик Маркса, полюбоваться видами. К тому же все-таки высшая точка Шахдаринского хребта.
Маркс и Энгельс сурово на вас смотрят На удивление, подъем на Маркса дался довольно легко. До вершины (6723м) наша первая двойка поднялась примерно за 4.5 часа с высоты примерно 5500: вышли около 7 утра, на вершину поднялись примерно в 11:30. Немного потфографировалсиь, посмотрели на массив Энгельса, Гиндукуш и пик Таджикского Университета и вторую связку, но из-за сильного ветра решили на вершине не ждать ребят и приспуститься на седло перевала. Вышло неплохое завершение маршрута.
Для того, чтобы взобраться на следующую гору, нужно сначала спуститься с предыдущей. Поэтому между горными препятствиями нас ждали cпуски в не менее разнообразные долины.
Красивых долин было очень много. Каждая уникальна и красива по-своему. Как ни крути, а ночевка в долине, даже на песке или камнях, это все-таки отдых. Долин было много, и от хребта к хребту они, как и вершины, так же были уникальны. Встречались как зеленые и уютные луга с прозрачными ручьями, так и узкие каменные каньоны с бурными мутными реками. По пути встретил и много уникальных мест, например, заброшенную гидрометеостанцию на реке Пшарт, наследие эпохи СССР. В настоящее время от нее мало что осталось, кроме постапокалиптичексой атмосферы.
Интересным опытом была и переправа через реку Пшарт рядом с этой ГМС: переправляться пришлось в лучших традициях пешего и спортивного туризма, по навесной переправе. Благо, что от старой люлечной переправы остался один вспомогательный стальной трос.
В целом, о бродах на нашем маршруте можно написать отдельный пост. Начиная примерно со второй недели можно было быть уверенным: если по плану нет вершины или перевала, то точно будет брод. Хотя, впрочем, он может быть, даже если была вершина.
Брод и переправа могут быть разными: начиная от перепрыгивания речек Проходя длинный маршрут, подобно нашему, даже в сравнительно малонаселенных местах наподобие Горного Бадахшана, нельзя не столкнуться с цивилизацией. Часть наших забросок располагалась как раз в таких местах: на гидростанции красивейшего озера Яшилкуль, в поселке Джелонди с его горячими источниками и кишлаке Джавшангоз, где гостеприимные хозяева не только сохранили наши вещи, но и накормили вкусным обедом. Общение с местными жителями, прикосновение к их быту, тоже является одним из кусочков, из которых складывается мозаика впечатлений.
Ждем-с Ну и само собой, не смотря на то, что в горы мы ходим ради гор и ради себя, одной из самых важных составляющих всего приключения являются его участники. Старые друзья или новые знакомые - они всегда дают нам что-то новое: опыт, знания, пример для подражания или уровень, к которому хочется стремиться. Более того, известно, что в таком виде активности, как туризм, команда - это ключ к успеху. История альпинизма и горного туризма показывает, что много сложных задач, непосильных для одного человека, становятся вполне выполнимыми при работе сильной группы, где каждый играет свою роль. В заключение Гор было много, высоких и не очень. Не меньше пересекли долин, узких каньонов, рек, ледников и ручьев. Стертые и порванные кроссовки и ушатанные спантики. Полный спектр всевозможных горных и пешеходных препятствий: от высоких вершин до вязких болот. Новые практически не хоженые районы и хорошо изученные места. Надеюсь, что наше мероприятие вдохновит и других людей, как нас в свою очередь вдохновляли походы и восхождения сильных команд предыдущих поколений. Вдохновит на спортивный рост и совершенствование, как меня вдохновляют друзья и их планы и достижения. Спасибо всей команде за отличный маршрут и прекрасную компанию, всем фотографам за фото и возможность сохранить моменты не только в памяти, а еще и на жестком диске:-) Человека все еще терзают сомнения. Он не знает, что ждет его на предстоящем пути и насколько он к этому готов. Но его тянет вперед, он собран, сосредоточен и расслаблен. Впереди длинная дорога и кусок другой жизни, более простой и более сложной одновременно, но во многом более настоящей и уж точно более яркой. Человек встает, берет рюкзак и выходит за дверь. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||