Автор: Дмитрий Лохин, г.Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 3 кс районе Заилийского Алатау, Тянь-Шань, совершенном в период с 08.08.21 по 26.08.21

Справочные сведения

Проводящая организация

Петроградский клуб туристов г. Санкт-Петербург. (ПКТ)

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 42, ДК Ленсовета, ком. 426.

https://vk.com/pkt.club, http://carabin.ru/pkt/,

Место проведения

Республика Казахстан, Тянь-Шань, Заилийский Алатау.

Общие справочные сведения о маршруте

Общие сведения о маршруте

Сроки проведения

8 августа - 26 августа 2021 года

Место хранения отчета

Библиотека Петроградского Клуба Туристов г. Санкт-Петербург Электронная версия на сайтах: http://tlib.ru/

Заключение по заявочным материалам

МКК ПКТ ( Петроградского Клуба Туристов) г. Санкт-Петербурга

Шифр МКК - 178-16-1240000

Номер маршрутной книжки: 17/21

Подробная нитка маршрута

Заявленная

Пер. Талгарский Большой 3167м н/к - в. Чимбулачка 3450 м н/к рад. - [пер. Талгарский Малый 3400 м н/к - д.р Лев. Талгар] рад. - лед. Богдановича - [пер. Комсомола 4000м 2А - пик. Нурсултан(Комсомола) 4330м 2А альп. рад. - в. Карлытау 4100м 1Б - пер. Карлытау 4130м 2А - в. Героев Панфиловцев 4120м 1Б - пер. Маншук Маметовой 3950м 1Б .]2А лед. Маметовой - озеро №6 - д.р. малая Алмаатинка - гляцио. станция Туюксу 1 - [пик. Молодежный 4147м 1Б - пер. Молодежный 3810м 1Б ] 1Б - лед. Туюк-Су - пер. Погребецкого 4000м 2А- д.р. Кызыл-Сай - пер. Четырёх 4150м 2А - д.р. Лев. Талгар - пер. Орлиное Гнездо 3420м н/к - д.р. Улькен-Мынжылкы - лед. Северцова - пер. Северцова 4250м 2А - лед. Богатырь [пер. Акгюль 4475м 2А - в. Акгюль 4560м 1Б рад. - в. Узловая 4501м - пер. Бивачный 4250м 2А - в. Бивачная 4531м]1Б - лед. Корженевского - пик Талгар 4973м 2А рад. - пер. Кокбулак 4036м 1А - ледн. Кокбулак - ледн. Пальгова - пер. Пальгова Вост. (Надежда) 4270м 1Б - лед. Горного Института - д.р. Тургень. - пос. Батан

Выполненная

Пер. Талгарский Большой 3167м н/к - [пер. Талгарский Малый 3400 м н/к - д.р Лев. Талгар] рад. - лед. Богдановича - [пер. Комсомола 4000м 2А - пик. Нурсултан(Комсомола) 4330м 2А альп. рад. - в. Карлытау 4100м 1Б - пер. Карлытау 4130м 2А - в. Героев Панфиловцев 4120м 1Б - пер. Маншук Маметовой 3950м 1Б .]2А лед. Маметовой - озеро №6 - д.р. Малая Алмаатинка - гляцио. станция Туюксу 1 - лед. Туюк-Су - пер. Туюк-Су4100м 1Б- д.р. Туристов- д.р. Лев. Талгар - пер. Орлиное Гнездо 3420м н/к - д.р. Улькен-Мынжылкы - лед. Северцова - пер. Северцова 4250м 2А - лед. Богатырь [пер. Акгюль 4475м 2А. - в. Узловая 4501м - пер. Бивачный 4250м 2А - в. Бивачная 4531м]1Б - лед. Корженевского - пик Талгар 4973м 2А рад. - пер. Кокбулак 4036м 1А - ледн. Кокбулак - ледн. Пальгова - пер. Пальгова Вост. (Надежда) 4270м 1Б - лед. Горного Института - д.р. Тургень. - пос. Батан

Определяющие препятствия маршрута

пер. Комсомола 4000м пик Нурсул-тан(Комсомола) 4330м

2А альп. рад 4000м- 2А

4330 м

Тропа, осыпь, открытый ледник по пути подъёма.

Осыпь, скалы по пути восхождения.

Снежно-ледовый-осыпной по пути траверса.

Осыпной по пути спуска, открытый ледник, осыпь.

д.р. Саурыксай-

д.р. Малая Алмаатинка.

пер. Туюк-Су 4100м

4100 м,

Тропа по пути подъёма, осыпь, открытий ледник. Ледовый склон до 40гр. Снежник на седловине.

Скально-осыпной по пути спуска.

Открытый ледник на спуске, осыпь.

д.р. Малая Ал-маатинка - д.р Туристов

пер. Северцова 4250м

4250 м,

Осыпной-снежно-ледовый по пути подъёма. Закрытый ледник на пути

спуске

д.р. Улькен- Мынжылкы - лед. Богатырь.

пер. Акгюль 4475м 2А. - в. Узловая 4501м - пер. Бивачный 4250м

2А - в. Бивачная 4531м

4500 м,

Осыпь, снежно- ледовый на пути подъёма, закрытый ледник.

Снежно-ледово- по пути траверса.

Закрытый ледник.

лед. Богатырь - лед. Корженевского.

пик Талгар 4973м рад

4973 м, Закрытый ледник по пути подъёма/спуска.

Снежно-ледовый по пути подъёма/спуска.

лед. Корженевского.

пер. Кокбулак 4036м

4036 м,

Осыпной по пути подъёма. Открытый ледник по пути спуска.

лед. Корженевского - лед. Кокбулак.

Пальгова Вост. (Надежда) 4270м

4270 м,

Осыпной по пути подъёма. Отрытый ледник. Скально-осыпной по пути подъёма- спуска, закрытый ледник, осыпь.

Лед. Пальгова - лед. Горного института.

Состав группы

2Б альп. Кавказ

Снаряженец, весовщик

Северюхина Оксана Андреевна

2ГУ Тянь-Шань, 1ГР Кавказ, 3Б альп. Кавказ, 3А альп.

Тянь-Шань.

2ГУ Кавказ

2ЛУ Хибины

Логистика, финансы, хронометрист.

Общая идея похода, выбор района и логика построения маршрута

Заилийский Алатау в качестве района похода был выбран по нескольким причинам:

• Район отлично подходит для проведения походов 3 к.с. благодаря значительному количеству препятствий 2А и 1Б категории сложности.
  • Доступность района с точки зрения логистики и финансов в сравнении с другими горными районами.
  • В целях повышения безопасности выбирались те перевалы, которые часто посещаются туристами и по которым есть свежая информация и подробные описания.
  • Возможность пройти линейную часть маршрута через ключевую часть района, осмотрев самые крупные ледники, пройти интересный траверс в. Акгюль- в. Бивачная. Для некоторых участников это был первый опыт нахождения в экспедиционном формате с ночевками на высоте выше 4х тысяч метров, вдали от быстрых выходов с маршрута и цивилизации.
  • Восхождение на п. Талгар - главная идейная составляющая похода.. Весь процесс акклиматизации строился таким образом, чтобы подготовить группу к длительному и комфортному пребыванию на высоте выше 4х тысяч метров и восхождению на вершину горы Талгар.

Район располагается на территории Иле-Алатауский гос. национального природного парка, а район пика Талгар находится в Алматинском государственном природном заповеднике. При подготовке и планировании маршрута, эти факторы необходимо учитывать заранее.

Территория нац. парка гораздо более обжита, чем территория заповедника, в нац.

парке, практически в каждой долине есть дороги, а также имеются горячие источники и инфраструктура для туристов. При заходе в заповедник, нужно учитывать, что выходы могут оказаться трудоемкими, без возможности использования инфраструктуры цивилизации, этот факт необходимо учитывать при планировании и разработки маршрута.

Район заповедника обладает гораздо большой площадью оледенения и высотностью, чем остальная часть Заилийского Алатау, перевалы находятся достаточно близко друг от друга, нет необходимости совершать длительные пешие переходы по долинам, вместо них раскинулись длинные ледники, при этом в целом район более сложный - перевалов начальных категорий очень мало. Район заповедника характеризуется мощным оледенением, высоты долин - не ниже 2500-3000 м. Практически каждая долина является дикой.

При разработки маршрута, ставилось задачей учесть эти факторы и максимально подготовить и акклиматизировать группу перед прохождением линейной части маршрута.

Логически маршрут, общая продолжительность которого (включая дни заезда и выезда) составила 19 дней + 2 запасных, можно разбить на две части:

Акклиматизационная часть

Перед нами стояла задача получить плавную акклиматизацию, не уходя с самого начала в середину района, и оставить заброску для ключевой части маршрута, поэтому для старта мы выбрали заезд в д.р. Малая Алмаатинка и размещение в альплагере Туюксу. Кроме того, было запланировано восхождение на в. Нурсултан(п. Комсомол) с одноименного перевала Комсомол и ночевка на нём, что позволило нам получив достаточную акклиматизацию(4330м) идти на второе кольцо через пер. Погребецкого 2А и Четырёх 2А. Ключевая часть, восхождение на вершину п. Талгар.

В последней части маршрута была запланирована основная высотная работа: восхождение на п. Талгар высотой около 5000 м, проживание в течение нескольких дней на высоте более 4000 м.

Всего на поход были запланированы две заброски и одна днёвка на поляне Дураков( д.р. Лев. Талгар).

Первую заброску (с едой и газом, специальным снаряжением для разминочной части маршрута) мы оставили на гляцио-станции Туюксу-1, у дежурящего персонала станции.

Вторую заброску (с едой и газом, специальным снаряжением для заключительной части маршрута) мы оставили в д.р. Лев. Талгар.

Цели и задачи похода

Основной целью было прохождение интересного, насыщенного, спортивного и красивого горного маршрута 3 категории трудности.

Еще одной немаловажной целью было приобретение участниками опыта нахождения и проживания на высоте близкой к 5000 в формате категорийного горного похода. Данный высотный опыт позволит участникам чувствовать себя намного увереннее в походах следующих категорий сложности. В целом, всем участникам было полезно поднять или обновить свой высотный опыт.

Соответственно, перед нами стояла задача сходить на Талгар с максимально комфортной и плавной акклиматизацией, получить удовольствие от восхождения и нахождения на такой высоте.

Также нам было важно получить эстетическое удовольствие от путешествия. Район Заилийского Алатау достаточно разнообразен, его можно разделить на две части, там где мы прибывали: в д.р. лев. Талгар, д.р. Малая Алмаатинка, достаточно людно есть цивилизация и тропы с дорогами, а район п. Талгар обладает массивным оледенением и отсутствием признаков цивилизации, получилось, что мы разделили поход условно на 2 части:

трекинг и нечто похожее на экспедиционный формат с высокой степенью автономности.

С учетом категорирования сложности для восхождения на Талгар в формате похода 3 к.с на данный момент доступен маршрут только с лед. Горина в формате 2А рад.

Также стояла задача получить опыт работы на снежно-ледовых склонах с использованием страховочного снаряжения, прохождения закрытых ледников в связках и опыт работы и передвижения на скальном рельефе, при восхождении на пик Комсомола.

И что немаловажно, получить опыт автономного пребывания в горах на высоте, проживая на ледниках в дали от цивилизации от недели и более, при этом получая опыт для прохождения походов более высокой категории сложности и автономности в дальнейшем. Изменения маршрута и их причины

Запланированный маршрут был пройден с изменениями.

От запланированного траверса п. Молодежный пришлось отказаться по причине ухудшающейся погодной обстановки. Накануне на полудневке, чуть приспустившись вниз по д.р. Малая Алмаатинка до того места, где начинает ловить интернет, нам удалось получить прогноз на ближайшую неделю прогноз был крайне неутешителен, следующие 4 дня прогнозировалась резкое ухудшение погоды и обильное выпадение осадков с сильным ветром.

По совокупности причин, в том числе и погодный фактор, а так же изменившееся состояние пер. Погребецкий 2А (склон сильно стаял и обнажил скальные выходы) мы решили, что прохождение пер. Погребецкий 2А не является достаточно безопасным для прохождения нашей группой, т.к. безопасность группы превыше всего, а степень риска превышает допустимую по нашим представлениям. Со стороны не удалось просмотреть адекватные пути подъёма на перевал: над левой частью пер. взлета висел ледовый карниз, части которого лежали под перевалом, центр перевала стаял, обнажив скальные выходы. Также под перевалом в достаточном количестве были разбросаны свежие камни и были видны следы траектории их падения, совпадающей с траекторией нашего возможного движения. Оставалась правая часть, по некоторым отчетам группы проходили вдоль склона по скалам и осыпи, в дальнейшем выходя на перевальный взлет и провешивая несколько веревок перил. Нам такой вариант не понравился, т.к. в ухудшающихся погодный условиях (что потом подтвердилось), с периодической потерей видимости, и отсутствия достаточного количества железа для безопасной организации страховочной системы, а также развивающийся бронхит у одного из участников, по совокупности факторов, было принято решение отказаться от прохождения пер. Погребецкий в пользу пер. Туюксу 1Б.

После прохождения пер. Туюксу в ночь был обильный снегопад, около 20см и достаточное похолодание. Оценив погодные условия, состояние группы (1 участник вышел на маршрут с больным горлом, развивался бронхит и состояние ухудшалось, оставалась угроза снятия участника с маршрута), было принято решения об отказе возвращения на текущий маршрут через пер. Турист 1А и прохождения пер. Четырех 2А. по запланированному маршруту. Тем более, что продолжение заявленного маршрута создавало угрозу для восхождения на п. Талгар, что являлось приоритетной целью данного мероприятия. Вместо этого мы спустились в д.р. Левый Талгар где и пережидали непогоду.

На третьем кольце пришлось отказаться от радиального восхождения на п. Акгюль 4560 м, в день восхождения на пер. Акгюль 2А, по причине резкого ухудшения погодных условий (гроза). На следующий день мы решили так же отказаться от восхождения по причине ухудшения погоды после 12.00 часов дня в присланном нам прогнозе, и пройти основную часть ходового дня включающую в себя прохождения траверса гребня и закрытый лед. Корженевского по крепкому насту.

График движения

Все понятия «левосторонний» и «правосторонний» указаны орографически. Километраж, без с учета районного коэффициента.

День

Участок пути

Протяженность, км

Ходовое время, часы

Перепад высот, м

Характер пути

Метеоусловия, примечания

08.08.21

А/л Туюксу - гляциостанция Туюксу 1- лед. Туюксу- а/л Туюксу.

10.8 км, в зачет 3.9км радиальный выход.

ЧХВ 3.5ч

+232м

-1200м

Тропа по пути подъёма.

Переменная облачность, дождь, ясно.

09.08.21

Пер. Талгарский Большой 3167м н/к - [Пер. Талгарский Малый 2767 м н/к- д.р. Лев. Талгар] рад

23 км, в зачет 10.2 км, рад. вых. за заброской

Общее 10ч 20 мин время , 6ч 43 мин ЧХВ

+1476м

-1486м

Тропа на подъём и спуск с перевала

Переменная облачность, дождь, ясно.

10.08.21

лед. Богдановича - пер. Комсомола 4000м 2А

4 км

Общее

5.5ч, 4ч

+765м

Осыпной склон на подъём, открытый ледник.

11.08.21

пик. Нурсултан(Комсомола) 4330м 2А альп. рад. - в. Карлытау 4100м 1Б - пер. Карлытау 4130м 2А - в. Героев Панфиловцев 4120м 1Б - пер. Маншук Маметовой 3950м 1Б .]2А лед. Маметовой- озеро №6

4.3 км, в зачет 3.8 км

Общее 10ч

30 мин , 7ч

20 мин ЧХВ

+380м

-840м

Осыпь на подъём и скала на в. Комсомола. Снег, лед, осыпь на траверсе пер. Комсомола- пер. М. Маметовой.

12.08.21

Озеро №6 - д.р. Малая Алмаатинка, полудневка.

3.1 км

Общее 10 ч , 7 ч 10

+1130м

-380м

Тропа, открытый ледник, осыпь, ледник.

Переменная облачность, туман, гроза.

14.08.21

Д.р. Туристов- д.р. Лев. Талгар

9.3км

Общее 6 ч

40 мин , 4ч

+30м

-1050м

Осыпь, тропа

Переменна облачность. Облачность. Мокрый снег.

15.08.21

Дневка

Облачность, дождь, снег.

16.08.21

Д.р. Лев. Талгар рад. Выход за заброской.

6.6 км, в зачет 3.3 км

5ч, 2.30 ч

+260

-260

Тропа

Облачность.

Мокрый снег.

17.08.21

Пер. Орлиное Гнездо н/к 3418м- лед. Северцова.

7.3 км

Общее 11ч

10 мин, 7 ч 20 мин ЧХВ

+1173м

-160м

Травянистый склон, морена, ледник, осыпь.

18.08.21

-0м

Открытый, закрытый ледник.

19.08.21

Пер. Северцова 2А 4250м - лед. Богатырь.

5.8 км

5.30 мин,

3.10 мин ЧХВ

+75

-490

Закрытый, открытый ледник, осыпь

Переменная облачность, снег, гроза.

20.08.21

Лед. Богатырь- пер. Акгюль 2А 4475м.

3.9 км

Общее 5 ч 0 мин, 4 ч

20 мин

+630м

-0м.

Хорошо набитая, промаркированная тропа.

Ясно, пер. облачность, гроза.

21.08.21

Пер. Акгюль 2А 4475м- в. Бивачная - лед. Корженевского.

5 км

11ч ЧХВ.

+780м

-780м

Фирн, лёд, закрытый ледник.

Ясно, пер. облачность

10 мин

+420м

-930м

Закрытый, открытый ледник, осыпь.

Ясно, слабый ветер, пер. обл.

24.08.21

Д.р. Кокбулак - лед. Пальгова.

9.8 км

Общее 8 ч

0 мин, 5ч

30 мин

+750м

-390м

Тропа, осыпь, открытый ледник.

Ясно, пер. обл., пасмурно, снег.

25.08.21

Пер. Пальгова В.

1Б 4250м - лед. Горного Института- д.р. Тургень

15.9 км

11 ч, 8 ч 30

+155

-1755

Осыпь, закрытый, открытый ледник, тропа.

Ясно, пер. обл. дождь.

26.08.21

Д.р. Тургень - пос. Ботан.

13.8 км, в зачет 12.7 км

4 ч, 3 ч 30

+255

-1061

Тропа, дорога.

Переменная облачность.

Итого 148,2 км, 18 ходовых дней, без учетом районного коэффициента 1.2. Перепад высот: +9171 м общий набор высоты, -11575 м общий сброс высоты. Общий перепад высот 20746м. Трэк маршрута можно увидеть по этой ссылке: https://nakarte.me/m=13/43.11236/77.19090&l=Czt&nktl=0ZeIIDxINIagaOY5dyZemg

Организационные вопросы

Транспорт

Трансфер от аэропорта г. Алма-Аты был организован до альплагеря Туюксу, через директора а/л, Артема Скопина: + 7 777 619-01-57. artem@alplager.kz.

Трансфер от аэропорта до а/л достаточно короткий по времени, около 40мин- 1ч. Но есть особенности, выше катка Медео стоит шлагбаум, и введено ограничение на проезд. Т.к. это территория нац. парка, проезд разрешен тем машинам, у которых есть пропуска, к ним относятся машины альплагеря, такси- джипы на эко топливе ( возможно электрокары, они расположены рядом с шлагбаумом у катка Медео, работать начинают обычно с 9.00 утра) и прочие машины и такси на эко топливе, у которых есть пропуск выше катка Медео.

Так получилось, что вместе с нами прилетела группа, идущая в 5ку, поэтому машин альплагеря на всех не хватило, и мы приняли решение воспользоваться сервисом YandexTaxi, заказав 3 машины по цене 2750 тенге за авто, до катка Медео, предварительно купив сим-карту Билайн с интернетом в аэропорту за 6000 тенге. Далее перекинули вещи в джипы за шлагбаум в 2 машины и за 8000 тенге с машины и доехали до а/л Туюксу..

Заброска №1 была организованна на гляциостанции Туюксу, туда мы доехали на джипе за 20.000 тенге, обратно спустились пешком.

Из поселка Батан мы уехали на двух машинах до центра Алма-Аты по цене 63.000 тенге за 2 машины.

Пропуска в погранзону, нац. парк, заповедник, регистрация МЧС.

Район Заилийского Алатау входит в погранзону, в зону заповедника и зону национального парка. Для его посещения желательно оформить пропуска.

Но, везде там где мы проходили, была возможность избежать егерей и пограничников.

По имеющейся информации пограничники находятся в районе Большого Алмаатинского Озера и в верх по долине. Единственное место, где мы их могли встретить, у пер. Четырех в д.р. Озерная, и то маловероятно, т.к. так высоко по долине они не ходят. Мы пытались оформить пропуск через Артема Скопина( директор А/л Туюксу), но оказалось, что сложно найти того кто этим занимается и никто не выходит на связь. Артем нам дал указание, при возможной встрече показать маршрутную книжку.

С пропуском в Алматинский государственный природный заповедник

(https://almaty-zapovednik.kz) тоже все не так просто. У них есть где то офис в городе, который не работает на выходных (т.е. когда мы заезжали), но можно попробовать через представителя. В нашем случае, егеря находились ниже озера Акколь, куда мы не собирались. Так что встреча с егерями на маршруте так же исключалась.

Пребывание в «Иле-Алатауский гос. национальный природный парк» так же платное, оплата в офисах в Алма-Аты, что опять нам не подошло. За все время пребывания мы не встретили ни одного представителя парка, а если бы и встретили, то по имеющейся у нас информации обо всем можно договориться на месте слегка преуменьшив количество дней нахождения в нац. Парке. Официальный сайт: https://www.ile-alatau.kz/

Границы нац. парка и заповедника можно посмотреть по этой ссылке

(https://www.google.ru/maps/d/viewer?mid=1uM1B4PqUKn5hLhnGsThyDPWxXs6Cw9F_&hl

=ru&ll=43.087138516379162C77.12670262377831&z=12)

Также пытались сделать регистрацию в МЧС Казахстана через Скопина, однако в последний момент выяснилось, что зарегистрировать они нас могут только при личном присутствии в городе, через представителя никак. Поэтому обменялись контактами со Скопиным и его помощником на случай ЧП и обратного трансфера.

Спутниковая связь

В качестве средства связи на маршруте использовался телефон Thuraya. К телефону у нас было два аккумулятора. Одного аккумулятора хватило на 1.5 недели похода.

Остерегайтесь заказывать запасные аккумуляторы с Aliexpress, зачастую они приходят в нерабочем состоянии, не держат заряд или работают только от Powerbank.

SMS-сообщения мы отправляли каждый вечер нашему координатору в СанктПетербург, который выкладывал данные сообщения в нашу открытую походную группу.

В этом походе использовалась sim-карта оператора GTNT. Также у нас была запасная сим-карта МТС с подключенными услугами «Международный и национальный роуминг» и «Международный доступ», подключить их можно с помощью команды *111*2192. Без подключения этих услуг сим-карта будет видеть спутник, но будут доступны только экстренные вызовы. Необходимо внимательно прочитать условия предоставления услуг на сайте МТС. Услуги подключаются при нескольких условиях, одно из которых требует быть клиентом МТС сроком не менее 12 месяцев. Поэтому, при больших и автономных походах есть смысл использовать основную сим-карту GTNT официального представителя Thuraya в РФ, которая точно будет работать при положительном балансе на счете.

В а/л и на горнолыжном курорте Чимбулак, ловит мобильная связь и интернет.

Газ

В этот поход мы брали газовую горелку фирмы Kovea, модель Moonwalker (1 шт) и газовую систему для приготовления пищи Reactor фирмы MSR с кастрюлей на 2.5 литра (1 шт), а также систему для приготовления пищи MSR Windburner 1.8 L . Такой подход к приготовлению пищи обеспечил отличный результат. Во-первых, удалось уменьшить время, затрачиваемое на приготовление пищи. Во-вторых, количество потребляемого топлива было минимальным - всего 40 г газа на человека в день (при условии, что мы топили снег 3 приема пищи за весь поход и не отказывали себе в дополнительном чае). В-третьих, с такой системой легче и проще готовить по сравнению с использованием бензиновых и обычных газовых горелок, которые необходимо использовать в количестве нескольких штук под один котел, чтобы вскипятить воды на всю группу.

Процесс приготовления пищи выглядел следующим образом: включался реактор с кастрюлей на 2.5 л и Windburner 1.8 L, в течении 7-15 минут вода закипала, далее её переливали в котёл для вторых блюд и начинали варить на горелке «Moonwalker» на минимальном огне, всего лишь поддерживая кипение, при этом реактор и винбёрнер продолжал работать, в него доливалась вода. Далее в новой порции кипятка в котлах на 2.5л и 1.8л заваривали чай. На всю процедуру готовки уходило как правило от 20 минут до 30 минут времени, что считаю достаточно быстрым результатом. С такой системой приготовления, как правило, один человек справляется совершенно спокойно.

Мы покупали газ в магазине OutdoorcenterAlmaty (https://outdoorcenter.kz) в г. Алма-Ата, по адресу: Республика Казахстан, город Алматы, пр. Достык 16/25, уг. ул. Толе би. Марка газа Tramp, стоимость примерно 390 рублей за баллон 450г. Наличие узнавали заранее по телефонам, указанным на сайте магазина. Так же есть возможность заказать газ у принимающей стороны, например в альплагере Туюксу, но возможно это будет дороже и есть вероятность, что газ окажется перезаправленным что категорически не подходит для приготовления пищи на высоте при около нулевых температурах и ниже.

Страховка

Страховка для группы была оформлена в страховой компании «Согаз», спорт Альпинизм, спортивный туризм, категория B, страховая сумма 35.000 долларов. Страховка оформляется онлайн или в офисе компании, мы все оформляли онлайн. По полученной информации уже после похода, в одной из групп нашего клуба, которая так же купила страховку в «Согазе» случилась травма участника, группа запросила эвакуацию участника, но что был получен ответ, что эвакуация по страховке возможна при наличии письменного подтверждения врача. Такой факт вызывает большие сомнения в дальнейшем сотрудничестве с данной страховой компанией.

Финансовые затраты

Финансовые затраты на проведение похода

Стоимость

Проживание в а/л, хостелах

12000

ИТОГО

Поход оказался дорогим по сравнению с походами аналогичной категории сложности по Кавказу, т.к значительная часть бюджета ушла на авиабилеты и страховку.

С учетом билетов на самолет, итоговая стоимость не превысила 60 т. р., с учетом личных трат участников - не более 70 т. р.

Сокращения и понятия, принятые в отчёте

Понятия «левый» и «правый» даны в орографическом смысле, если не указано иное.

Координаты приведены в системе WGS 84.

Указано чистое ходовое время, если не указано иное. Произведено округление до 5 минут.

Чистое ходовое время (далее - ЧХВ) дано по последнему участнику, от привала до привала, с учётом времени переправ, разведку троп и мест ночёвок и т.п., если не указано иное.

В походе использованы 3 верёвки длиной 40 м.

Высотный график

Техническое описание, хронометраж, фотоматериалы

Начало маршрута

Заезд, заброска и акклиматизационный выход до ледника Туюксу.

8 августа, день 1

В 4.00 утра самолет приземлился в аэропорту г. Алма-Аты, примерно около 7 утра мы были в а/л Туюксу. Поставив палатки на деревянные настилы (Фото 1.1), мы принялись формировать заброски и отдыхать после ночного перелета. Около 12.00 часов дня приехал водитель, по совместительству зам. Директора а/л, и мы отправились на одной машине и заброской к гляциостанции (фото № 2.1) N 43°04°00.65° E 77°04°28.42°. На станции находятся постоянно дежурные смены, они периодически ходят на ледник, собирать данные и проводить измерения. На станции нас встретили крайне скептически, подумав что мы местные туристы из города, но когда мы огласили причину беспокойства, нам разрешили оставить заброску в домике. Около 13.00 часов дня мы оставили заброску и решили прогуляться до лед. Туюксу (фото №1.3). К леднику идет старая дорога, повсюду встречаются просторнейшие поляны под палатки и ручьи.

Около 14.30 поднялись на высоту 3600м, нам открылся вид на пер. Погребецкого 2А (фото №1.4) уведенное нас крайне не порадовало и мы начали думать о замене пер.Погребецкого 2А на запасной вариант.

Погода начала меняться и пошел дождь, после прохождения гляциостанции и спуска к плотине, дождь закончился, точнее он остался над ледником. К моменту как мы спустились в а/л, мы уже успели высохнуть. Около 16.00 мы спустились в а/л.

Накануне Скопин предупредил нас о том, что в д.р. лев. Талгар с района пер. Комсомол сошел сель и снёс привычную тропу. На случай невозможности пересечения селя, мы продумали запасной вариант заноса заброски через пер. Маншук Маметовой 1Б.

Далее в а/л согласовав изменения маршрута с МКК и завершив приготовления мы легли спать.

Фотоматериалы:

Фото 1.1 Сборы в альплагере Туюксу.

Фото 1.2 Гляциостанция Туюксу, место заброски.

Фото 1.3 Подход под ледник Туюксу налегке.

Фото 1.4 Пер. Погребецкого 2А, вид с ледника Туюксу.

Подъём на пер. Талгарский большой и пер. Талгарский малый (2880, н/к)

1. Перевал Талгарский большой н/к 3167м и пер. Талгарский Малый н/к 2767м расположен в Малоалматинском отроге Заилийского Алатау.
  2. Соединяет долины рек Чимбулак (р.Мал.Алматинка) - р.Сауруксай (р.Талгар Лев.)
  3. Ориентация перевала: запад - восток.
  4. Характер перевала - травяной.
  5. Пройден группой из д.р. Чимбулак до д.р. Талгар Лев.
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности. Подъём и спуск на всём протяжении идёт по хорошо набитой тропе.
  7. Тура нету, записка не обнаружена.

9 августа, день 2.

Подъём в 7.00 утра, не спеша собираемся, рядом с нами группа собирающаяся в 5ку готовится к выходу.

Канатная дорога с Чимбулачки до пер. Талгарский Большой открывается с 9.00 утра, подходим к открытию касс и покупаем билеты.

Движение по канатной дороге занимает около 40- 50 минут, с переходом между станциями канатной дороги. Около 10.00 утра, группа оказывается на пер. Талгарский Большой.

Далее движемся по тропе в сторону лед. Богдановича повсюду есть указатели куда и сколько идти, проходим небольшую лужу с ручьём через 400м от канатки (фото №2.2) (N 43°06°28.91° E 77°06°38.74°) из которого можно набрать воды и поднимаемся на морену, где находим место под площадки и разбиваем лагерь (фото №2.3), N 43°06°19.13° E 77°06°36.35°,3300м. Между ручьем и мореной справа по ходу движения на возвышении за складкой рельефа есть удобные зеленые стоянки N 43°06°22.71° E 77°06°26.23°, защищенные от ветра, к сожалению мы их увидели только тогда, когда выбрались на морену

В 11.00 встаем на лагерем на морене, собираем заброску. Т.к. состояние д.р. Лев. Талгар после схода селя не известно есть риск того, что пересечь сель не получится, принимаю решение назначить занос заброски в д.р. Лев. Талгар на сегодняшний день.

В 11.30 выходим из лагеря в сторону пер. Талгарский Малый н/к 2767м. Движемся по горнолыжной трассе, далее сворачиваем вправо на хорошо набитую тропу (фото №2.4) по тропе за 2 перехода от стоянок доходим до пер. Талгарский Малый, N 43°07°16.70° E 77°08°20.17°, н/к 2767м (фото № 2.5), тура нету, отдыхаем идем дальше. По тропе спускаемся в долину, сразу же на натыкаемся на стоянку, в дальнейшем в зоне леса обустроенные и комфортные стоянки вдоль тропы встречаются буквально каждые 10-20 минут. За 1 км до места где сель впадает в долину в конце зоны леса, оставляем лишнее снаряжение. Далее движемся по селевому выносу(фото № 2.6, 2.7) по нему обходим русло селя с коричневой рекой и далее за селем на морене в камнях оставляем заброску, идет дождь. N 43°05°17.76° E 77°09°50.62°, 2620м. Возвращаемся к снаряжению, обедаем. Обратная дорога трудности не вызывает, т.к. идем налегке. Уже в сумерках возвращаемся к лагерю, где готовим ужин и ложимся спать. В течении дня погода была переменчива, шел дождь, перерастающий в ливень, была переменная облачность и светило солнце.

Фотоматериалы:

Фото 2.2 Вид с моренного взлета на пер. Талгарский Большой, н/к, и зеленую поляну с ручьем внизу.

Фото 2.3 Лагерь на морене, рядом с пер. Талгарский Большой

Фото 2.4 Вид на тропу в сторону пер. Талгарский Малый н/к.

Фото 2.5 Вид на перевал Талгарский Малый 2767н/к со стороны пер.Талгарский Большой.

Фото 2.6 Группа движется к месту заброски по селевому выносу в д.р. Лев. Талгар.

Фото 2.7 Движение по селевому выносу.

Подъём на пер. Комсомола (4000 м, 2А)

1. Перевал Комсомол расположен в Малоалматинском отроге, между в. Комсомол 4376м и пиком Карлытау 4100м
  2. Соединяет долины рек Малая Алматинка и Левый Талгар.
  3. Ориентация перевала: запад - восток.
  4. Характер перевала - снежно-ледовый с запада, скально-осыпной с востока.
  5. Пройден группой от д.р Исламчат до д.р Карагынкол.
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности.
  7. Снята записка группы туристов ТК Романтик г. Одесса под руководством Ляпуна Дмитрия. Число: 15 июля 2021г. Время: 10:25

10 августа, день 3

Проснулись поздно, просушились, переждали сильный ветер в 12.00 выходим в сторону пер. Комсомол. Погода и прогноз хорошие, светит солнце, ветра нет.

С места стоянок поднимаемся по тропе слева на гребень морены (фото № 3.1), тропа промаркирована турами, по тропе идем вдоль гребня, слева внизу ледниковое озеро (фото №3.2), подойти к нему нет возможности, спуск к воде обрывается крутыми ледовыми стенками. Далее тропа постепенно теряется в осыпи, продолжаем движение по турам и ленточкам параллельно склону в направлении большого нунатака расположенной в середине долины (фото №3.3). Без потери высоты подходим к нему справой стороны, напротив нунатака, чуть ниже виднеются стоянки, примерно тут N 43°05°50.84° E 77°06°23.52°. Проходим через узкий проход вдоль склона нунатака и хребта, и выходим на широкие площадки за нунатаком N 43°05°42.01° E 77°06°19.29°, есть места под палатки, вода есть в ручье по пути подъема вдоль нунатака. Тут же расположен информационный туристический указатель с расстоянием и времени пути (фото № 3.4), 3500м, данные указаны достаточно точно. Далее движемся по гребню морены и через 400 м спускаемся с осыпи, перед скальными выходами ( есть площадки) и выходим на ледник Богдановича N 43°05°29.97° E 77°06°16.15°. До ледника от места ночевки 1.5-2 перехода. (фото №3.5) Ледник открытый трещин нету. Подходим под первую ступень, надеваем кошки, системы, на всякий случай. Подход под пер. Комсомол по лед. Богдановича состоит из двух ступеней, крутизной около 35 градусов, между степенями довольно ровный ледник (фото №3.6). Выходим на вторую ступень, делаем привал, отсюда уже виден перевальный взлет (фото № 3.7), со стороны может показать довольно круто, но при приближении склон выполаживается до крутизны 20-25 гр. по раскисшему фирну движение в кошках и с ледорубом не представляет труда. Около 18 часов выходим на перевал Комсомол 4000м 2А. Снимаем кошки, надеваем пуховки, фотографируемся и идем ставить палатки (фото № 3.8 ). На перевале большое количество мест под палатки, седловина широкая, воду брали из ручья, стекающего с пер. в сторону лед. Богдановича.

Довольно часто через перевал устраивают альпиниаду на пик Комсомол, в восхождении на который могут принять все желающие, аналогичная альпиниада проходила за примерно 2 месяца до нашего приезда.

Ужинаем и около 21.00 ложимся спать. Ночью ветрено. Фотоматериалы:

Фото 3.1 Вид на гребень морены с места стоянок.

Фото 3.2 Вид на морену ледника Богдановича и ледниковое озеро.

Фото 3.3 Вид на нунатак у ледника Богдановича, обходим справа по х.д.

Фото 3.4 Вид на морену лед. Богановича за нунатаком.

Фото 3.5 Группа вышла на ледник Богдановича, вид на первую ступень.

Фото 3.6 Вид на вторую ступень ледника Богданович.

Фото 3.7 Вид на перевальный взлет пер. Комсомол 2А.

Фото 3.7 Группа на пер Комсомол 2А.

Восхождение на в. Комсомол (4330 м, 2А)

1. В Комсомол расположена в Малоалматинском отроге между пер. Физкультурник 2А и Комсомол 2А.
  2. - 3. -.
  3. Характер склонов- скально-осыпной с юга по пути подъёма.
  4. Пройден группой радиально с пер. Комсомол 2А.
  5. Восхождение соответствует заявленной категории сложности.
  6. Снята записка записка группы альпинистов г. Алматы. Число:06.10.2013. Время: 17:15.

11 августа, день 4

Подъём в 5.00 утра, выходим около 7.00.

Подъём на пик Комсомол состоит из двух этапов, подход по осыпи крутизной 35 градусов под техническую часть, и техническая часть восхождения.

Набираем 100м по осыпи крутизной 25-30 градусов и за 35 минут подходим до начала технической маршрута (фото № 4.1).

Маршрут представляет собой несложное лазание с множеством зацепов, на всем протяжении маршрута пробиты металлические скобы (фото 4.2), которые используются как ступеньки и анкерные точки, шлямбура и анкеры, встречаются хорошо забитые скальные крючья. Практические через каждые 1.5 м есть точка через которую можно прощелкнуться. Мы использовали технику восхождение связка по связке с одновременной страховкой, лидер вешал петли с карабинами, последующие участники связки перещелкивали их. Замыкающий первой связки и лидер второй связки двигались рядом, что бы лидеру второй связки не упустил из виду оттяжку с карабином. Когда оттяжки и петли заканчиваются, связки останавливаются и последний участник, собирающий снаряжение подходит на страховке к предпоследнему и передает ему снаряжение и т.д. пока снаряжение не окажется у лидера. На всём протяжении маршрута нами было использовано около 30 точек страховки.

Хочется отметить, что участники обладали достаточно хорошей скальной подготовкой. Участники имеют хороший уровень скалолазной подготовке, имея в запасе большой опыт восхождения на Кавказе и Средней Азии. Участники постоянно совершенствуют свою подготовку на скалодромах и горный массивах Лен. области и Карелии. В течении года проводились регулярные тренировки 1 раз в неделю на скалодроме и несколько раз в месяц на скальных массив, благодаря чему удалось получить высокий уровень взаимодействия и слаженной работе в команде. Также участники в течении года самостоятельно тренировались на скалодромах и в альпклубах.

Маршрут был пройден с огромным запасом прочности и не у кого не вызвал затруднений или сложности. Маршрут достаточно безопасен, скалы монолитны а живых камней и камнепадов замечено не было, это объясняется частым проведением альпиниады, т.к. маршрут чистят инструкторы альплагеря Туюксу перед каждой альпиниадой.

Подойдя под маршрут N 43°05°05.91° E 77°07°13.81°, 4140м), мы связались, проверили снаряжение и правильность организации страховки. Лидер начал движение по пологой щели влево и вверх 30м , затем выход на крутую полку и движение по ней 30м (фото № 4.3) . В конце полки удобная площадка на которой расположен дюльферный камень, вокруг него множество расходных петель из основной веревки. Далее по шлямбурам и скобам вверх ещё 10-15 м до небольшой полки. От полки далее 2 маршрута, на гребень и чуть ниже вдоль гребня. Мы выбираем двигаться на гребень, ещё около 40 метров простого лазания вверх и мы подходим к небольшой седловине, от которой начинается достаточно простое движение по гребню (фото №4.4). От начала маршрута до гребня нам понадобился 1 час. Ещё 20 минут движения по несложному полуразрушенному гребню и в 9.25 оказываемся на вершине (фото №4.5), площадки нету, но можно довольно комфортно разместиться на камнях. фотографируемся и через полчаса начинаем движение вниз. Вниз спускаемся по маршруту ниже гребня (фото № 4.6), доходим до дюльферного камня и организуем спуск вниз на перилах (фото № 4.7). Спуск проходит через не совсем приятный кулуар, т.к. веревки у нас были около 40м, через сам кулуар пройти уже не хватило, пришлось наращивать вспомогательными шнурами 10м и пройти их на скользящем карабине до другой стороны кулуара. На этом месте мы потеряли около часа, верным решением было бы продолжать спуск по пути подъёма с одновременной страховкой, на это у нас ушло бы около 15-20 минут. После дюльфера мы оказались под началом маршрута на осыпи. Развязали связочные веревки и аккуратно плотной группой начали спуск в лагерь (фото № 4.8).

Спустившись в лагерь около 11.00 начали делать обед и собирать лагерь, для дальнейшего траверса через Пик Карлытау в сторону пер. Маншук Маметовой.

Фотоматериалы:

Фото 4.0 Осыпной склон перед технической частью восхождения на в. Комсомол 4376м.

Фото 4.1 Начало технической части восхождения на в. Комсомол 4376м.

Фото 4.2 Движение по маршруту восхождения на п. Комсомол.

Фото 4.3 Движение по скальной полке с одновременной и попеременной страховкой.

Фото 4.4 Вид на предвершинный гребень пика Комсомол.

Фото 4.5 Группа на вершине пика Комсомол 2А

Фото 4.6 Группа на спуске с вершины пика Комсомол 2А

Фото 4.7 Дюльферная веревка на спуске к началу маршрута.

Фото 4.8 Вид в сторону лагеря со стороны осыпного склона в. Комсомол.

Траверс в. Карлытау 4100 - пер. Карлытау 2А - в. Героев Панфиловцев - пер. Маншук Маметовой (1Б 3950м)

1. Траверс расположен в Малоалматинском отроге между в. Комсомол 4376м и в.

Маншук Маметовой.

1. Соединяет долины рек Саурыксай и Малая Алмаатинка.
  2. Ориентация траверса: северо-восток - юго-запад.
  3. Характер траверса - снежно ледовый, осыпной.
  4. Пройден группой от лед. Богдановича до лед. Маметовой.
  5. Траверс соответствует заявленной категории сложности.
  6. Записки не обнаружены.

Погода солнечная, ветра нет совсем и прогноз хороший. Около 13.00 связываемся, надеваем кошки, системы, берем ледорубы и выходим из лагеря в направлении в. Карлытау, траверсом идем ниже линии гребня по направлению к вершине (фото № 5.1 ). На другую сторону гребня в сторону д.р. Лев. Талгар выходят большие карнизы. На вершину решаем не лезть, т.к. не ясно какой шириной карнизы и решаем траверсировать её вдоль склона (фото №5.3). Перед вершиной начинаем движение вдоль склона с попеременной страховкой, крутизна около 35 градусов. Через примерно 2 веревки решаем провесить перила, проходим траверсом 2 веревки перил и склон выполаживается, проходим ещё 1 пологую веревку в сторону пер. Карлытау и спокойно спускаемся на сам пер. Карлытау. На перевале большая плоская седловина, записка не обнаружена. Ждем остальных участников, отдыхаем и движемся в сторону в. Героев Панфиловцев (фото № 5.4).

Буквально через 100 метров от перевала Карлытау расположено плоское снежноледовое предвершинное платно пика Героев Панфиловцев (фото № 5.5), плато 25 на 40 метров, в середине трещина, рядом расположена вершина. За 15 минут в связках прогулялись туда-обратно до вершины. На вершину ведет не острый снежный гребешок, за ним метров 10 набора по снегу и вершина.

Прогулявшись на вершину, снимаем железо, убираем веревки. В сторону пер. Маншук Маметовой ведет тропа 200м, склон крутизной 15-20 градусов (фото № 5.6), спускаемся за 10 минут по тропе на перевал, на перевале фото, записки (фото №5.7). Начинаем движение с перевала, вниз идет транспортная осыпь (фото №5.85.9) крутизной около 30 градусов, далее мелкая и средняя осыпь, которая упирается в ледник. Ледник пологий и открытый (фото № 5.10). После спуска устраиваем отдых, но с бокового отрога пика Антикайнена начинает сыпать, поэтому привал прерываем и начинаем движение по леднику. Перед озером №6 ледник увеличивает крутизну, надеваем кошки и переходим вправо на морену, под мореной ледник (фото № 5.11). Снимаем кошки и набираем воду. Идти до сброса ледника в озеро не обязательно, можно за 150-200 метров перейти на осыпь и не тратить время на надевание кошек, как в нашем случае. Ближе к озеру, вдоль него начинается тропа (фото № 5.13), доходим по ней до станции селевиков(фото 5.12), площадок нету, рядом расположена труба по которой откачивают воду из озера. Время ближе к 6, поэтому пора искать лагерь. Проверяем площадки в 50 метрах выше по склону, они оказываются заброшенными, нужно много времени на их подготовку. Поэтому решаем немного прогуляться вниз, до зеленых стоянок. Проходим 100 м вдоль труб через прорытый склон, встречаем бульдозер, и меньше чем за 10 минут по дороге спускаемся до хороших травянистых стоянок (3500м, N 43°04°41.06° E 77°05°42.47°) . Воду берем из ручья, который выходит из труб.

12 августа, день 5

Сегодня день отдыха. Не спеша просыпаемся, также завтракаем и выходим, меньше чем за 1 переход спускаемся по дороге к плотине на р . Малая Алмаатинка (фото № 5.14). Перед плотиной в 200 м есть хорошие стоянки с большим столом N 43°04°53.08° E 77°04°42.25°, высота 3040м. Там разбиваем лагер и весь день занимаемся своими делами и отдыхаем, погода - пер. облачность (фото № 5.15).

Фото 5.1 движение по склону по направлению к вершине Картлытау .

Фото 5.2 Вид на в. Комсомола со склона в. Карлытау.

Фото 5.3 Траверс склона в. Карлытау в направлении пер. Карлытау 2А(4130м)

Фото 5.4 Группа на пер. Карлытау, движется в сторону в. Героев Панфиловцев.

Фото 5.5 Вид на предвершинное плато пика Героев Панфиловцев 4120м.

Фото 5.6 Вид на пер. Маншук Маметовой с предвершинного плато в. Героев Панфиловцев.

Фото 5.7 Группа на пер. Маншук Маметовой 1Б 3950м.

Фото 5.8 Вид на спуск с пер. Маншук Маметовой 1Б

Фото 5.9 Вид на перевальный взлет пер. Маншук Маметовой 1Б со стороны лед. Маметовой.

Фото 5.10 Вид на перевальный взлет пер. Маншук Маметовой 1Б со стороны лед. Маметовой.

Фото 5.11 Вид на боковую морену лед. Маметовой.

Фото 5.12 Вид на селевое о. №6 под лед. Маметовой.

Фото 5.13 Вид на селевое о. №6 под лед. Маметовой. со стороны боковой морены.

Фото 5.14 Спуск по дороге в д.р. Малая Алмаатика.

Фото 5.14 Лагерь в д.р. Малая Алмаатинка, перед плотиной.

Пер. Туюк-су 1Б 4100м

1. Перевал Туюксу расположен в Малоалматинском отроге.
  2. Соединяет лед.Туюксу (№107), р.Мал.Алматинка - лед.Туристов (№128), р.Талгар Лев.
  3. Ориентация перевала запад-восток.
  4. Тип склона - снежно-ледово-осыпной со стороны лед. Туюксу, осыпной со стороны лед. Туристов.
  5. Пройден группой от д.р. Субаши до в. Рыжий Бугор 3762м
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности.
  7. Тур и записку не искали.

13 августа, день 6

Подъём в 5.00, выход в 7.00. Идем по дороге в сторону гляциостанции Туюксу, до этого мы уже проезжали по ней на машине, когда отвозили заброску. За 2 перехода, в 9.15 доходим до гляциостанции, сначала мы подумали, что никого нет на месте, такое возможно, когда работники уходят на пересменку или выходят со станции по своим делам, но после настойчивого стука в дверь и в окна, мы разбудили сотрудника станции и он после пробуждения, неспеша отдал нам нашу заброску.

Долее уже по привычной дороге движемся в сторону ледника Туюксу, снова проходим многочисленные стоянки и площадки под палатки (фото № 6.1).

От траверса пика Молодежный отказываемся по причине ухудшения погоды и прогноза.

Выходим на язык ледника, накрывает облако, движемся плотной группой в тумане. Периодически растягивает и видны окружающие склоны (фото №6.2). За 2 перехода по открытому и пологому доходим до поворота в сторону пер. Туюксу тут начинается зона трещин и разломов. Открывается вид на пер. Погребецкого 2А (фото № 6.3). Перед тем как выйти на ступень перед пер. Погребецкого Центр. (2Б), надеваем системы, кошки, ледорубы, связываемся. Поворачиваем в сторону пер. Туюксу (фото № 6.4) , проходим зону трещин и выходим под перевальный взлет (фото №6.5). Отсюда перевал ещё не видно, он находится дальше левее за скалами.

В некоторых отчетах дается описание движения по осыпи вдоль льда, мы так идти не решаемся, т.к. внизу под осыпью находятся открытые глубокие берги. Решаем провесить перила (фото № 6.6) Вдоль осыпного склона по льду в стороне от лежащих на склоне камней. Провешиваем 2 веревки до выполаживания, перила при этом разбиваем буром в середине для увеличения скорости движения (фото №6.7), потом связываемся и идем по закрытому леднику, крутизной 15 гр. до перевальной седловины (фото № 6.8)

На перевале в 15.00 (фото №6.9). Погода ухудшается, начинается гроза, сильный ветер, идет снег. Фото не делаем, перевальную записку не ищем, с перевала кидаем 1 веревку вниз. Крепим за дюльферный камень, на нем множество расходных петель (фото № 6.10). Первые начинаются спускаться и скапливаться справа за скалой (фото №6.13), уходя с линии падения камней. Последний спускается с нижней страховкой. Осыпь не крутая, но первые метры спуска это разрушенные скалы, которые занесло снегом, поэтому решили не геройствовать. Когда последний спустился, убираем веревки и с ледорубами спускаемся по осыпи 30 градусов в сторону ледника. Спустившись, быстро обедаем на сухую, надеваем снова кошки и идем по открытому леднику в сторону озера. С ледника на осыпь идет спуск крутизной 20 гр.(фото № 6.14 ), проходим его с ледорубами в кошках, внизу всё снимаем и убираем. Далее доходим 200 метров до озера, в середине озера справой стороны расположены 3 площадки,( N 43°02°00.81° E 77°05°49.61°, 3786м) выравниваем их и в 17.45 становимся лагерем.

14 августа, день 7

Проснувшись, обнаруживаем, что палатки завалило снегом. За ночь выпадает около 20-30 см (фото№ 6.15), погода не стабильна.

Собравшись, проходим по тропе вдоль озера, далее по осыпи траверсом склона выходим на тропу, ведущую к пер. Турист 1А. По запасному варианту мы могли бы пройти пер. Туристов 1А, и выйти под пер. Четырех 2А, вернувшись на наш маршрут, но как было сказано ранее, взвесив все за и против, а именно: нестабильную погоду с осадками болезненное состояние одного из участников группы, и возможное отставание от графика, что ставило бы под вопрос восхождение на п. Талгар, логичным оказалось решение спуститься по долине р. Туристов в д.р. Лев. Талгар и выйти к заброске, спокойно переждав непогоду в долине.

По тропе спускаемся вниз, тропу под снегом не видно, частично угадывается по турам (фото№ . У Ледника Туристов расположено несколько озер, они обходятся слева по тропе, далее тропа приводит к одноименной реке, и в дальнейшем хорошая тропа проходит вдоль реки, идти выше по ступеням нет смысла, т.к. это старая морена, и в дальнейшем она обрывается крутым травянистым склоном вниз к реке. В по тропе у реки точке (N 43°01°57.00° E 77°08°07.27°) на высоте 3350м расположена поляна, где можно поставить палатки. В пол перехода дальше у воды в 13.30 устраиваем обед, пока не идет снег. Дальнейшее движение так же по тропе, уже в д.р. Лев. Талгар. Идёт мокрый снег большими хлопьями.

От слияния р. Туристов и р. Лев. Талгар проходим 2 км по тропе (фото №, и становимся лагерем на поляне Дураков. Поляна представляет собой высохшее старое русло реки. Сама река расположена в 100 м от тропы. В 16.30 ставим лагерь, в округе собираем дрова (N 43°03°44.42° E 77°09°40.90°, 2762м).

15августа, день 8

Погода снова не очень, идёт мелкий снег, дождь, в долине ветрено. В этот день мы отправляемся за заброской, берём самое необходимое. За 25 минут от поляны Дураков , по тропе доходим до живописного леса. Перед лесом тропа в одном месте проходит по склону морены, морена движется, поэтому склон меняется и тропа осыпается, 15 метров были довольно неприятными, т.к. вниз уходит крутой склон к реке. Войдя в лес обнаруживаем прекраснейшую стоянку с костровищем посреди огромных елей N 43°04°25.87° E 77°09°53.65° 2720м, большие ели защищают это место от ветра и снега, дополнительно создают тепло и уют. Разводим костер, немного греемся, пережидаем снегопад и идем дальше по тропе. Проходим лес за 10 минут, около 800 метров, на разливе, перед Лунной Поляной N 43°04°43.44° E 77°09°46.44°, есть 2 родника (N 43°04°36.17° E 77°09°44.13°)( N 43°04°38.35° E 77°09°42.01°). От Лунной поляны проходим ещё 1.5 км и снимаем заброску перед селем (N 43°05°18.12° E 77°09°50.67°). Пока снимаем заброску встречаем местную пару путешественников, пообщавшись, они проходят мимо нас наверх. Далее сняв заброску догоняем и обгоняем их. В лесу на привычном месте опять разводим костер и пережидаем снегопад, обедаем. Через некоторое время догоняет ранее встреченная пара, они встают лагерем на этом месте, долго общаемся и расходимся. Вернувшись в лагерь, оставляем распределение заброски на следующий день. Вечером сидим у костра, дождя нету.

16августа, день 9.

Сегодня днёвка, ждем погоду, периодически идет мокрый снег, дождь. Хороший прогноз обещают на следующий день. Сегодня раскладываем еду и газ, съедаем лишнее, как и вчера, стираем вещи. Вечером устраиваем костер. Появляется звездное небо, хороший знак.

Фотоматериалы:

Фото 6.1 Многочисленные стоянки под п. Молодежный.

Фото 6.2 Группа движется по лед. Туюксу в сторону пер Туюксу 1Б.

Фото 6.3 Вид на пер. Погребецкого с лед. Туюксу.

Фото 6.4 Вид на пер. Туюксу 1Б с ледника Туюксу ( 3520 м)

Фото 6.5 Вид на пер. Туюксу 1Б с ледника Туюксу ( 3520 м)

Фото 6.6 Начало технической работы на пер. Туюксу 1Б.

Фото 6.7 Подъём по разбитым на 2 части буром перилам.

Фото 6.8 Движение в связках в сторону пер. Туюксу 1Б 4100м.

Фото 6.9 Седловина пер. Туюксу 1Б, вид в сторону лед. Туюксу 4100м.

Фото 6.10 Спуск по перилам с пер. седловины Туюксу 1Б 4100м

Фото 6.11 Спуск по перилам в грозу с пер. Туюксу, вид со стороны лед. Туристов.

Фото 6.12 Вид с пер. Туюксу 1Б, 4100м в сторону лед. Туристов.

Фото 6.13 Вид на перевальный взлет пер. Туюксу в сторону лед. Туристов

Фото 6.14 Группа спускается с языка лед. под пер. Туюксу 1Б к м.н. у озера.

Фото 6.15 Стоянки у озера под пер. Туюксу 1Б 4100м.

Фото 6.15 Вид на пер. Туристов 1А 3973м, со стороны лед. Туристов.

Фото 6.15 Вид на д.р. Туристов со стороны лед. Туристов.

Фото 6.15 Движение группы по д.р. Туристов в стороны д.р. Лев. Талгар..

Фото 6.16 Движение группы по д.р. Лев. Талгар после слияние с р. Туристов, в сторону поляны Дураков.

Пер. Орлиное гнездо ( 3420 м, н/к)

1. Пер Орлиное Гнездо расположен в северном отроге хребта Заилийский Алатау.
  2. Соединяет р.Улькен-Мынжилки (р.Талгар Лев.) - р.Талгар Лев.
  3. Ориентация перевала: запад-восток.
  4. Характер перевала - травянисто-осыпной.
  5. Пройден группой от д.р. Лев. Талгар до д.р. Улькен-Мынжылки.
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности.
  7. Снята записка группы туристов ТК MONTE г. Алматы под руководством Кадниковой М. Число: 05.08.2021. Время: 17:15 17 августа, день 10.

Подъём дежурных в 5.00 утра, завтракаем и выходим в 6.30 утра. Погода радует с самого утра, облаков и ветра нету, солнце начинает освещать склоны долины. Суммарно непогода продлилась 4 дня.

На разливах, рядом с лагерем бродим реку. На удивление, даже утром уровень воды оказался достаточно высоким, бродим стенкой по 3 человека, вода выше колена.

Начинаем движение в сторону пер. Орлиное Гнездо н/к 3420м. По травянистым террасам за 2 перехода доходим до небольшой морены перед перевалом на высоте 3250м (фото № 7.2), обходим морену по ложбинке слева по х.д. между мореной и склоном. Ещё за 1 переход выходим на перевал. Седловина большая, можно поставить много палаток. Отдыхаем, фотографируемся (фото № 7.3) снимаем записку и спускаемся в сторону лед. Колесникова. Спуск с пер. начинается с правой стороны, спустившись на 70м оказываемся в кармане морены, есть старые площадки, воды нету(N 43°02°43.58° E 77°11°07.99°). Выходим на гребень морены левее и оказываемся на леднике Колесникова. В этом месте на леднике навалено огромное количество камней и обломков, так же есть песчаные пляжи и озера (фото №7.4). На одном из пляжей устраиваем обед, загораем(N 43°02°53.01° E 77°11°11.66°). Накануне у нас прокололся надуваемый ковер, и понемногу спускал воздух за ночь, самостоятельно дырку обнаружить не удалось, но нам повезло, по пути оказались небольшие ледниковые озера, где мы смогли искупать ковер и обнаружить прокол, тут же его заклеив. После обеда выходим на гребень морены с другой стороны ледника. Огромную морену можно обойти слева снизу по х.д. Траверсами склона мы спускаемся до подножия моренного выноса, проходим вдоль него и начинаем набирать по зеленым террасам(N 43°03°09.53° E 77°11°24.19°) между склоном хребта и мореной, вдоль пересохшего русла реки Улькен-Мынжылки (фото № 7.5), находим там же туры и подобие тропы.

Далее по гребню зеленых террас, движемся в направление лед. Северцова. Вниз открывается вид на моренное ледниковое озеро (фото №7.6), у которого стоит станция селевиков. Из озера выходят трубы, которые сбрасывают воду ниже в долине. Постепенно трава заканчивается и начинается старая морена (фото №7.7), по турам проходим множество стоянок, например (N 43°03°13.92° E 77°12°04.11°), но нигде нет воды. По турам снова доходим до пересохшего русла Улькен-Мынжылки (N 43°03°20.29° E 77°12°29.17°) и идем по нему ещё 500м начала до широкого поля (N 43°03°29.95° E 77°12°45.51°). В этом месте находим площадки под палатки и встаем лагерем. Воду берем в ручье, через 200 метров от лагеря у подножия ледника Северцова (фото № 7.8).

Фотоматериалы:

Фото 7.1 Вид в сторону долины реки Лев. Талгар, со склона пер. Орлиное Гнездо н/к.

Фото 7.2 Движение в сторону пер. Орлиное Гнездо н/к, со стороны д.р. Л.Талгар.

Фото 7.3 Группа на пер. Орлиное Гнездо н/к, 3420м, вид в д.р. Лев. Талгар.

Фото 7.4 вид на пер. Орлиное Гнездо н/к, 3420м со стороны лед. Калесника.

Фото 7.5 Травянистые террасы на пути к пер. Северцова 2А.

Фото 7.5 Вид на селевое озеро лед. Калесника и пер. Орлиное Гнездо н/к(фото с коптера).

Фото 7.7 Движение по морене в сторону пер. Северцова.

Фото 7.8 Выход на площадки под лед. Северцова.

Перевал Северцова (4250 м, 2А)

1. Перевал Северцова расположен в хребте Заилийский Алатау.
  2. Соединяет лед.Северцова (р.Улькун-Мынжилки, р.Л.Талгар) - лед.Богатырь (р.Ю.-В.Талгар, р.Чилик).
  3. Ориентация перевала: запад - восток.
  4. Характер перевала: снежно-ледовый.
  5. Пройден группой от лед. Северцова до лед. Богатырь.
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности.
  7. Снята записка группы туристов ТК Романтик г. Одесса под руководством Ляпуна Дмитрия. Число: 19 июля 2021г. Время: 07:22.

18 августа, день 11.

Подъём в 5.00 утра, выход в 7.00. Подходим к леднику, надеваем кошки, берем ледорубы. Начинаем движение по пологой части ледника Северцова, в сторону пер. Северцова. Через 400м от языка ледника надеваем системы и связываемся. Далее левая часть ледника становится зачехленной поверхностной мореной, ледник становится изрезанным, идем по левой части по х.д. (фото №8.1) Солнце начинает выходит из-за хребта и начинается пекло, ветра нету. По небольшим гребешкам центральной части ледника выходим на плато на высоте 4000м. Из-за жары и видимо полных рюкзаков темп группы оставляет в целом желать лучшего. Справой стороны от нас вниз уходит достаточно глубокая и широкая мульда к склонам вершины МЮД. На плато начинается зона трещин (фото № 8.2), т.к. снега выпало достаточно много, некоторые из них закрыты, но читаются от краёв ледника. Маневрируя между ними выходим напротив к склону пер. Северцова 2А. Центральный взлет пер. находится локально ниже того места от куда мы пришли, поэтому спускаться к нему и набирать нет смысла для нас. Обходим локальное понижение справа по ходу, и немного траверсируя склон в 12.00 выходим непосредственно на перевальный взлет (фото№8.4). В отчетах многих групп склон перевала был ледовый и берги были полностью открыты. В нашем случае на нижней и средней части склона было много снега, в верхней около 10-20 см.

Не дойдя до берга около 10 м, организовываем станцию на ледорубах, далее лидер прохдит берг, крутизна склона около 30 град. и ещё 10 метров, находит лед и делает станцию на бурах. Ещё 3 веревки по льду средней крутизной около 40-50 градусов и пятая веревка выводит на перевальную седловину с станцией на отколе. Обычно в этом месте группы провешивают 3 веревки до выполаживания, но в нашем случае получилось почти 5 веревок, это объясняется тем что, веревки были около 40 метров длинной и мы решили начать организовывать перильную страховку перед бергом, на что ушло ещё пол веревки.

Выйдя на перевальную седловину в 15.00, обнаруживаем широкую складку рельефа, с одной сторону закрытую гребнем перевала, с другой склоном вершины МЮД (фото№8.7)

Делаем обед и решаем недалеко сходить на разведку, что бы в дальнейшем спуститься с перевала и выйти на ледник. Пройдя 20 метров, проваливаясь в раскисший снег глубиной 40 см всё понимаем и встаём в удобном месте на ночлег. В 15.30 начинаем разбивать лагерь и любуемся прекрасными видами, в сторону лед. Северцова(N 43°04°15.52° E 77°14°17.55°,4311м по навигатору.

19 августа, день 12.

Решаем встать пораньше в 4.00 утра, что бы пройти снежный наст по холодку. Выходим в 6.00. Начинаем движение с пер. Северцова в сторону лед. Богатырь. Выход из перевального «ущелья» идет по некрутому склону крутизной 10 град. (фото № 8.8), идём в связках, ледник закрыт, трещин не видно, не смотря на холод и отсутствие солнца, снежная корка не успела достаточно зафирниться, слой был около 1 см, поэтому приходилось тропить, темп движение был достаточно низким. Перед тем как выйти в среднюю часть ледника преодолеваем несколько локальных спусков крутизной около 20-25 град. Средняя часть ледника всё так же закрыта, но снега значительно меньше и не проваливаемся, поэтому темп движения увеличивается, крутизна практически отсутствует (фото №8.9). В нижней части ледника снега нету, поэтому мы развязываемся и идем в кошках с ледорубами. За 3 перехода по 30 м. сбрасываем 500 метров и проходим 5.5 км от перевала до места обеда на боковой морене в левой части ледника, напротив долины, ведущей в сторону пер. Акгюль 2А. В 10.30 устраиваем обед.

Во время обеда погода резко ухудшается, проходит гроза и заряд снежной крупы.

После обеда набираем 100м на моренный вал со стороны пер. Акгюль (фото №10). Выйдя наверх вала в 12.00, обнаруживаем сразу же на краю ровную поляну с площадкой, точнее одной большой площадкой (N 43°03°00.69° E 77°17°27.35°, 3820м). Рядом от нас располагается высохшее озеро, рядом с ним так же множество площадок.

Т.к. погода резко ухудшается принимаем решение встать на полудневку, дней у нас в запасе ещё полно, акклиматизационную ночевку на пер. Северцова мы получили, поэтому нужно не спешить и отдохнуть перед очередной высокой ночевкой на пер. Акгюль 2А и сэкономить силы и ресурс для восхождения на п. Талгар. Мы выбираем самые первые площадки на которые вышли, т.к. с них открывается живописный вид на ледник Богатырь. За водой приходится ходить вниз к леднику. Пережидаем второй заряд снежной крупы и в 13.00 ставим палатки. Следующий 3й и самый мощный 4й заряды крупы с градом и грозой мы встречали уже в палатках.

Фотоматериалы:

Фото 8.1 Группа на на лед. Северцова, движется в сторону пер. Северцова.

Фото 8.2 Группа в связках на лед. Северцова в зоне трещин.

Фото 8.3 На пути к пер. Северцова 2А 4250м, тропежка по свежему снегу.

Фото 8.4 Перевальный взлёт пер. Северцова 2А 4250м.

Фото 8.5 Начало технической работы на склоне пер. Северцова 2А 4250м.

Фото 8.6 Продолжение технической работы на склоне пер. Северцова 2А 4250м.

Фото 8.7 Группа на пер. Северцова 2А 4250м готовит площадки под палатки.

Фото 8.8 Группа на спуске с пер. Северцова 2А 4250м с стороны лед. Богатырь.

Фото 8.9 средняя часть лед. Богатырь.

Фото 8.10 Морена перед лед. на пер. Акгюль 2А 4475м.

Траверс [пер. Акгюль (4500м, 2А) - в. Узловая 4501м - пер. Бивачный (4425м 2А) - в. Бивачная 4531м - лед. Корженевского] 1Б

1. Траверс вершин и перевалов расположен в хребте Заилийский Алатау.
  2. Соединяет ледники Богатырь и Корженевского
  3. Ориентация траверса: юг-север.
  4. Характер траверса - снежно-ледовый
  5. Пройден группой от лед. Богатырь до лед. Корженевского.
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности.
  7. Снята записка группы туристов ТК Марко Поло г. Алматы под руководством Эргешова Александра. Число: не указано. Время: 12:30.

20 августа. День 13

Подъём в 4.30. Выход в 6.50.

Выходим в направлении ледника, в сторону пер. Акгюль 2А, за пол перехода, пересекая моренный гребень, доходим до языка ледника N 43°03°17.70° E 77°17°48.48°. Поднимаемся по пологому склону языка около 15 градусов, и выходим на открытый ледник, далее движемся по открытому леднику ещё 700 м, пока он не становится закрытым, в 7.30 утра надеваем кошки, системы, берем ледорубы, связываемся (фото №9.1). Пер. Акгюль всё ещё не видно, он как бы расположен за углом спрятан за боковым отрогом в. Акгюль, важно помнить что хребет, который находится впереди по ходу движения не является пер. Акгюль. Обходим сераки, которые свисают со скал справа и выходим к пер. взлету , начинаем медленно и уныло тропить вверх, постепенно склон увеличивается до 35 градусов, появляются небольшие берги, меньше одного шага. Крутим буры для одновременной страховки, делаем ступени и в связках заходим на перевал N 43°04°13.15° E 77°18°47.30°. С одновременной страховкой было пройдено 3 веревки. В 11.50 группа на седловине перевала Акгюль 2А.

По плану далее у нас идет восхождение на вершину Акгюль 4560м. Ставим лагерь, случайно находим в мульде воду, пробив её ледорубов, перспективы улучшаются. Пообедав и поставив лагерь, замечаем, как вдалеке начинают сверкать молнии и греметь гром, погода как бы намекает, что сегодня у нас восхождения не будет. Забиваемся в палатки и встречаем непогоду в спальниках.

На следующий день прогноз присланный на спутник, сообщает что погода будет до 12 часов, забегая вперед, скажу что он совсем не сбылся, но в тот момент мы приняли решение, не тратить времени на восхождение на п. Акгюль, и пройти траверс с ледником Корженевского как можно раньше, пока снег не раскис и погода не испортилась.

21 августа, день 14.

Подъём в 5.00, в 6.30 выходим.

Выходим по гребню в сторону в. Узловая 4501м.

Погода хорошая, светит солнце, ветра нету, субъективно находимся на самой красивой части маршрута, т.к. с гребня открываются виды в обе стороны от гребя. Горы все заснежены, поэтому создается впечатление зимнего похода.

Гребень достаточно широкий и пологий, незаметно для себя через 600м от перевала оказываемся на в. Узловая, как таковой вершины не замечаем, просто идем по пологому гребню (фото №9.4). Далее спускаемся по некрутому склону на пер. Бивачный N 43°04°40.63° E 77°18°32.93° 4250м. Находим тур и даже записку. Движение осложняется тем, что вокруг слишком красиво, и приходится постоянно останавливаться для фотографирования себя и всего вокруг и любования видами, этот факт конечно слишком задерживает нас.

С пер. Бивачный ведет подъём далее на гребень крутизной около 10-15 градусов (фото №9.6). Далее выполаживание и ровный участок 200м до подъёма на в Бивачная. На в. Бивачная подъём не крутой, около 10-15град. (фото №9.7). Вершина скальная, рядом в 10 м внизу есть плоская площадка под 3 палатки. Обильно делаем фотографии и греемся на солнце.

Решаем всё таки спускаться, обходим скальный пик с левой стороны и идем траверсом вдоль склона. Постепенно склон начинает заворачивать вправо, идем вдоль склона ниже карнизов, которые свисают с другой стороны, крутизна склона вниз увеличивается до 35-40 градусов. Снег глубокий, приходится тропить. (фото №9.7). Проходим без сброса высоты траверсом склона и постепенно выходим на пологий ледник Корженевского (фото №9.8). Далее движемся по закрытому леднику всё так же в связках, с ледорубами. За 3 перехода подошли к слиянию ледников Корженевского и Горина начинают попадаться широкие трещины, больше метра, лидер проваливается несколько раз по рюкзак. Принимаем решение идти вдоль трещины, и выходим сразу же к склону в. Горина. Под которым в стороне, на леднике Горина есть отличные безопасные места под палатки, рядом с мореной N 43°06°05.13° E 77°20°21.20°, 4220м. Проверяем место на наличие трещин, т.к. под снегом не видно и устанавливаем лагерь на краю морены. Вода есть рядом из ледниковых ручейков.

Фотоматериалы:

Фото 9.1 Путь по леднику на пер. Акгюль со стороны лед. Богатырь.

Фото 9.2 Подход под пер. взлет пер. Акгюль 2А 4475м

Фото 9.3 Группа на седловине пер. Акгюль на фоне пер. Акгюль 2А 4475м.

Фото 9.4 Группа движется в сторону в. Узловая, вид на в. Акгюль

Фото 9.5 Движение по хребту в сторону пер. Бивачный 2А.

Фото 9.6 Группа на пер. Бивачный 2А 4250м.

Фото 9.7 Группа на в. Бивачная 4531м.

Фото 9.7 Спуск с в. Бивачная 4531м на лед. Корженевского в обход карнизов.

Фото 9.7 Движение по лед. Корженевского.

Пик Талгар 4990м 2А

1. Вершина пика Талгар расположена в Хребте Заилийский Алатау .
  2. Является высшей точкой района Заилийский Алатау.
  3. -.
  4. Характер склонов: снежно-ледовые, скальные.
  5. Пройден группой радиально от лед. Горина.
  6. Вершина соответствует заявленной категории сложности.
  7. Записка и тур не обнаружены.

22 августа. День 15

Подъём в 3.00 утра, завтракаем, ждём когда начнет светать и выходим в 5.30.

Погода с утра хорошая, ветра нет.

В лагере связываемся и выходим в направлении лед. Горина, преодолеваем зону разломов 300м и выходим на закрытый ледник, наст плотно держит, поэтому движемся достаточно быстро. Впереди ледник начинает круто уходить вверх, видны большие разломы, это место обходится по пологому справой стороны (фото №10.2). Забираем справа обходя ледовый лоб (Фото №10.3) и заходим на него, двигаясь вдоль склона горы, это место мы старались проходить максимально быстро, т.к. над нами находятся сераки. Пройдя зону падения сераков, выходим к склону начала маршрута. По смерзшемуся фирну подходим под лед, где делаем первую станцию. В 6.50 утра Лидер вооружившись инструментом уходит правее в направлении льда и делает станцию на бурах (фото №10.4), далее вторая, третья и четвертая веревки тоже на бурах( фото № 10.5). Вверху просматривается выход на гребень между ледовыми стенками, движемся вверх в направлении этого прохода Начинается снежный склон, делаем станции на двух ледорубах, провешиваем 3 веревки по снегу, далее упираемся в ледовый берг и делаем на нем станцию на ледобурах. От берга ещё одна веревка на ледорубах, затем лидер сообщает, что видит выполаживание, начинаем двигаться в связках с промежуточным буром в ледовом лбе. Проходим ледовый лоб и выходим на площадку в непосредственной близости от прохода на гребень между стенками, движемся в направлении прохода в связках вверх и траверсируя склон крутизной 25-30 градусов вправо, выходим на широчайший гребень. В 12.05 выходим на гребень Далее по гребню с набором в 100 м проходим 800 м и выходим 13.20 на вершину п. Талгар (фото №10.7).

Вершина представляет собой гребень длинной около 30-50 м и шириной 3-5 м. На вершине проводим около получаса, фотографируемся и перекусываем.

Спускаемся по следам к месту выхода на гребень в три такта, с небольшой площадки просматривается альтернативный путь спуска левее нашего и ниже на 100м с выходом на лед откуда можно кидать веревки. Начинаем спускаться в связках по снежнику. Лидер докладывает что склон начинает ухать под ним. Т.к. места под организацию надежной страховки на снегу нету, и склон уходит далеко вниз, принимаем решение вернутся 50 м назад и пойти по маршруту спуска (фото №10.8). Возвращаемся, проходим 100 метров в связках и кидаем веревку до берга, делаем там надежную станцию на бурах и следующую веревку траверсом вдоль берга влево. Оттуда уже спокойно делаем станции на льду и спускаемся через 4 веревки к маршруту подъёма , последний спускается с нижней страховкой, ещё 2 веревки до снежника, последний спускается через проушину, т.к. крутизна склона увеличивается до 45-50 градусов. Выходим на снежник около 17.30, связываемся и меньше чем за час доходим до лагеря. В лагере встречаем группу местных альпинистов, которые также встали на ночевку перед восхождением. Фотоматериалы:

Фото 10.1 Вид на маршрут восх. на п. Талгар из базового лагеря.

Фото 10.2 Движение в обход разломов в левой части лед. Горина.

Фото 10.3 Подход группы под техническую часть восхождения на п. Талгар.

Фото 10.4 Начало технической работы .

Фото 10.5 Продолжение технической работы на склоне п. Талгар.

Фото 10.6 Движение группы по гребню п. Талгар.

Фото 10.7 Группа на вершине пика Талгар 5017м.

Фото 10.8 Группа движется по гребню на спуске с вершины пика Талгар 5017м.

Фото 10.8 Группа движется по склону на спуске с вершины пика Талгар 5017м.

Пер. Кокбулак 1А 4048м.

• Перевал в хребте Заилийский-Алатау.
  • Соединяет ледн.Кокбулак (№203), р.Иссык - ледн.Корженевского, р.Иссык Южн. (р.Чилик)
  • Направление прохождения запад- восток.
  • Характер перевала: снежно-ледово-осыпной
  • Пройден группой от ледн.Корженевского до лед.Кокбулак.
  • Перевал соответствует заявленной категории сложности.
  • Тур обнаружен, записок не было.

23 августа. День 16.

Подъём группы в 4.30, выход в 6.45.

Сегодня на предстоит пересечь ледник Корженевсего ,пройти пер. Кокбулак и спуститься на ночевки под перевалом.

Начинаем движение по леднику в связках по следам группы, трещины читаются и мосты держат хорошо, ледник в средней части не так сильно разорван, как по краям (фото №11.1). Маневрируя между трещинами спускаемся с ступени в районе 4000м, проходим по пологому леднику около 300м и утыкаемся в зону разломов( фото 11.2), устраиваем привал и проводим разведку дроном. После разведки, возвращаемся обратно 100 м и обходим разломы справа, N 43°05°54.57° E 77°21°37.36°. Сбрасываем по склону 15-20 градусов около 100м по высоте и выходим на пологий ледник (фото №11.5). Развязываемся и в кошках доходим до морены напротив пер. Кокбулак. На леднике встречаем группу коммерции, которая идет на Талгар и пер. Кокбулак.

В точке N 43°05°47.54° E 77°23°36.08° вышли на морену, ниже вдоль ледника противоположный склон морены обрывается крутой ледовой стенкой, поэтому нам пришлось вернуться 100м выше, что бы её обойти. Пересекаем несколько моренных валов и выходим на песчаные площадки под склоном пер. Кокбулак, рядом с ручьём, стекающим с перевала N 43°05°51.63° E 77°24°12.78°, 3650м. Устраиваем обед и стираем вещи, сушимся.

После обеда, в 13.30 начинаем движение по руслу ручья в сторону пер. Кокбулак. Встречаем шикарнейшие места под палатки на травке рядом с ручьём N 43°05°56.99° E 77°24°31.63° 3720м. Бодро проходим их и движемся по некрутому склону около 10-15 градусов в сторону перевала. От места обеда за 2.5 перехода доходим до перевала и в 15.20 выходим на перевал (фото №11.3). Перевал представляет собой широкий плоский хребет шириной ок. 300 м и в длину около 600 м. Из под перевального склона вытекает ручей, который теряется в камнях. Палатки можно ставить практически на всем протяжении перевала, от ветра можно укрыться в разрушенных скалах в середине перевала.

На перевале надеваем кошки, берем ледорубы и в 15.45 начинаем спускаться вниз с перевала Кокбулак по леднику крутизной 15-25 градусов. Траверсом спускаемся по леднику до выполаживания 1.8 км, сбрасывая 300м за 35 минут. У подножия ледника на осыпи снимаем кошки, переходим через ручей и через 160м на высоте 3720м у озера (фото №11.4) становимся лагерем на песчаной отмели N 43°06°34.89° E 77°26°34.87° 3720м.

При прохождении перевала, наличие кошек является необходимым элементом безопасности и успешного прохождения.

Фото 11.1 Движение по лед. Корженевского.

Фото 11.4 Стоянка на озере перед лед. Кокбулак.

Фото 11.2 Вид на разломы лед. Корженевского с нижней части лед.

Фото 11.3 Седловина пер. Кокбулак н/к 4048м.

Фото 11.5 Выход на нижнюю часть лед. Корженевского.

Перевал Пальгова Восточный ( Надежда)(4200 м 1Б)

1. Перевал расположен в северном боковом отроге хребта Заилийский Алатау, севернее вершины Тасмаран
  2. Соединяет лед. Пальгова (№209), р.Кокбулак (р.Иссык) - ледн.Горного института (№234), р.Тургень
  3. Ориентация перевала: запад-восток.
  4. Характер перевала: снежно-ледово-осыпной
  5. Пройден группой от лед. Пальгова, р. Кокбулак до лед. Горного института, д.р.Тургень
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности.
  7. Снята Снята записка группы туристов ТК Марко Поло г. Алматы под руководством Эргешова Александра. Число: 11.07.2021. Время: 11:00 24 августа. День 17.

Подъём в 4.30 утра, выходим в 5.55.

Движемся с левой стороны от ручья по морене, далее склон морены уходит вниз к подножию моренного вала (фото №12.1), сбрасываем 100 метров по склону крутизной около 20 градусов и выходим на живописное травяное поле. Поле в середине заболочено, движемся по полю 300 метров, выходим на тропу с турами, далее встречаем через 300 метров стоянки N 43°06°46.06° E 77°27°33.71° на высоте 3560м до которых мы вчера не дошли 1 переход (фото №12.2). Далее спускаемся по тропе с турами и через 700м встречаем ещё стоянки N 43°06°42.56° E 77°28°05.87° на высоте 3470м. Далее по тропе через 700 метров у ручья очередные стоянки N 43°06°35.91° E 77°28°28.71° на высоте 3415м, везде есть вода, т.к. стоянки у ручья. Пересекаем ручей возле стоянок и переходим по моренам к озеру Музколь 3413м (фото№ 12.3), у озера есть площадки под стоянку N 43°06°30.89° E 77°28°44.46°. Обходим озеро по часовой стрелке, переходим через ручей, который из него выпадает и движемся траверсом склона по травянистым моренам и камням, обходя боковой отрог хребта Заилийский-Алатау, в сторону лед. Пальгова. Внизу виднеется озеро Акколь, туда мы решили не планировать выход при составлении маршрута, т.к. там встречаются егеря. Через два перехода от озера, пройдя 1.6 км по морене встречаем очередные стоянки на высоте 3475м, N 43°06°28.96° E 77°29°51.45°.

Проходим ещё 1 км, набирая на гребень морены 100м и спускаясь по нему к высохшему озеру, и за ним на песчаных отмелях и разливах, в 10.00 становимся на обед, 3590м 43°06°11.32° E 77°30°23.50°, воду берем в небольшом ручейке рядом. Отсюда до ледника 150- 200м.

Пообедав выходим на ледник, надеваем кошки и топаем по нему 3.2 км за 3 перехода под перевал. Ледник на всем протяжении открытый (фото № 12.6). Под перевалом погода портиться, перевальный взлет затягивает тучами и начинает идти снег. Встаем лагерем в 14.00 под перевалом Пальгова В. N 43°06°20.04° E 77°32°24.08°, 4025м, палатки ставим в 1 ряд между трещинами. Воду берем рядом в ручье у склона.

25 августа, день 18

Встаём в 5.00, выходим в 6.30.

За ночь выпадает много снега, трещины немного закрывает, поэтому в связках 150м подходим под перевальный взлёт (фото № 12.7). Развязываемся, оставляем в руках ледорубы и начинаем карабкаться по крупной заснеженной осыпи, крутизной 30 градусов (фото № 12.8). В середине взлета осыпь становится средней и мелкой, движемся плотной группой, и спустя 1час, 5 минут, выходим на пер. Пальгова В. Погода солнечная, небольшой ветер, морозно. Седловина перевала узкая, находим тур. На седловине есть небольшой карниз 5 метров в длину, свисающий в сторону лед. Горного института. Осыпь на спуск так же занесена снегом и выглядит крутовато. Кидаем 1 веревку вниз за скалы, последний спускается с нижней страховкой, там в безопасности собираемся и плотной группой начинаем спуск вниз по осыпи крутизной 25-30 градусов( фото № 12.9).

Доходим до начала ледника, там надеваем всё на себя и в связках спускаемся по леднику Горного института. Ледник закрытый, трещин не видно, но они есть, держимся ближе к левому склону, спускаемся с перевального цирка и движемся вдоль ручья. Постепенно ледник становится открытым, трещины были только в верхней части у цирка перевала, проходим по леднику 2.5 км и развязываемся N 43°07°09.20° E 77°34°18.64°.

Дальнейшее движение проходит сначала по морене, а потом траверсом склона морены до озера без имени, далее движемся левее озера вдоль кромки воды и выходим в его конец, где расположены хорошие площадки N 43°07°32.60° E 77°35°18.70°, 3560м на площадках становимся на обед, время около 10 утра (фото №12.10). Пообедав выходим от озера, практически сразу же за ним находится спуск с морены, в моренный карман, по которому через участок крупноблочной осыпи на выходе, оказываемся на травянистых лугах долины Тургень через 400м от места обеда N 43°07°38.13° E 77°35°30.85°.

Валяемся на зеленке и понимаем, что горная часть похода миновала и осталась только пешка по долине Тургень. Проходим слева вдоль реки Тургень через живописнейшие зеленые островки между разливами голубовато-зеленой реки, проходим стоянки на этих разливах. Проходим за 1 переход вниз 3км вдоль реки и сбрасываем 200м, утыкаемся в озеро N 43°08°47.15° E 77°36°59.37° (фото№ 12.11) Обходим его справой стороны, стоянок не видно. Из озера на другом конце выходит река, переходим её по разливам и попадаем на левый берег, где движемся по подобию тропы, постепенно река Тургень уходит вниз, мы движемся вдоль неё высоко по травянистым террасам, появляются следы от живности, идет мелкий дождь. Топаем в таком ритме 3.5 км до зарослей можжевельника (фото №12.12) , от тропы н карте уходим выше и упираемся в непроходимые заросли можжевельника, возвращаемся назад и выходим на тропу, ныряем в заросли и уже продираемся сквозь них по тропе, можжевельник оказывается настолько плотным и высоким, выше головы, на заросшей тропе, что приходится прикладывать усилия что бы пройти сквозь ветки. Победив можжевельник, не с первого раза конечно, выходим снова на траву, где встречаем много коней, следы которых мы видели до этого. Смотрим друг на друга и идем дальше. От начала зарослей можжевельника проходим 4 км до первой переправы, которая состоит из толстого бревна через русло, а за ним разрушенный мост N 43°10°36.01° E 77°40°52.36°, 2512м. Преодолеваем эти препятствия и оказываемся на другом берегу, где встаем в лесу на последнюю живописнейшую ночевку в походе. Рядом течет ручей, находим дрова и сидим до поздней ночи у костра, вспоминая наши приключения и разговаривая обо всём на свете.

26 августа, день 19

Сегодняшняя задача пройти 12 до слияния рек Тургень и Киши-Тургень, перед поселком Ботан, где в 10.00 нас будет ждать трансфер.

Встаем в 6.00 утра, выходим в 7.30. Через 350м от места ночевки, встречаем следующую переправу N 43°10°43.97° E 77°41°09.56°, по остаткам моста (фото №12.13), переходим реку по полусгнившим бревнам и движемся дальше по хорошей старой дороге , а потом тропе 2.5 км до разрушенного моста N 43°11°08.72° E 77°41°50.13° , переправа в этом месте возможно только по низкой воде. Переправу не пересекаем, идем дальше по левому берегу реки Тургень и через 1.5 км приходим к мосту в плохом состоянии N 43°11°23.89° E 77°42°43.32°, пересекаем его (фото №12.14), идем по дороге и через 150 м переходим следующий мост, тоже в плохом состоянии N 43°11°24.69° E 77°42°49.53°, на левый берег(фото №12.15).

От моста на левый берег, проходим 1.5 км до остатков моста N 43°11°36.08° E 77°43°40.23°, на правый (фото №12.16) берег, в месте слияния рек Тургень и Кайрак. Отсюда идёт тропа 1.2 км до водопада Кайрак N 43°11°10.15° E 77°44°00.97°. К нему (водопаду) радиально сходила часть группы, остальным было не интересно.

От слияния рек, движемся вниз 9.3 км по эко- тропе, на протяжении пути встречаются указатели и информационные стенды, читаем. По пути р. Тургень сливается с р. Шентурген, а через 1 км, сливается с р. Киши-Тургень. В месте слияния находится дорога и большая стоянка для авто N 43°14°13.58° E 77°45°57.69°, отсюда многие городские туристы совершают прогулки до водопада Кайрак и прочих местных достопримечательностей. До этого места можно доехать на машине, выше нет, перед парковкой в 300 метрах, через р. Тургень перекинут пешеходных мостик, и расположены остатки старого моста, где мы делаем финальную фотографию ( фото №12.17) нашего маршрута.

Выходим к нашему трансферу ровно в 9.59, без шуток. Водители уже ждут нас и готовы забрать в жаркое пекло и прохладные тени деревьев города Алма-аты, где мы смоем с себя, всё что накопилось на нас за 3 недели и вольёмся в городскую жизнь южного мегаполиса.

Фотоматериалы:

Фото 12.1 Спуск с ледниковой морены в сторону д.р. Кокбулак.

Фото 12.2 Стоянки после спуска с морены лед. Кокбулак.

Фото 12.3 Озеро Музколь.

Фото 12.5 Вид на д.р. Кокбулак и пер. Кокблак 1А 4048 с коптера.

Фото 12.6 Вид на лед. Пальгова и пер. Пальгова В. 1Б 4200м с стороны д.р. Кокбулак.

Фото 12.7 Пер. взлёт пер. Пальгова В. 1Б 4200м с стороны лед. Пальгова.

Фото 12.8 Группа движется по склону пер. Пальгова В. 1Б 4200м.

Фото 12.9 Панорама с пер. Пальгова В. в сторону лед. Горного Института.

Фото 12.10 Стоянки на озере перед лед. Горного Института.

Фото 12.11 Озеро на высоте 3300м в д.р. Тургень.

Фото 12.12 Заросли можжевельника в д.р. Тургень.

Фото 12.13 Разрушенный мост через р.Тургень N 43°10°43.79° E 77°41°09.48°

Фото 12.14 Предпоследний мост перед слиянием р. Тургень и р. Кайрак

Фото 12.15 Последний мост перед слиянием р. Тургень и р. Кайрак.

Фото 12.16 Остатки моста на месте слияния р. Тургень и р. Кайрак.

Фото 12.17 Группа завершает маршрут напротив начала эко-тропы к водопаду Кайрак. Итоги, выводы, рекомендации

Район Заилийского Алатау - отличное место для горных маршрутов 3 к.с . Это доступный район, предлагающий туристу большой выбор препятствий для планирования маршрута и вознаграждающий его замечательными видами с вершин и перевалов на хребет Заилийский Алатау и его отроги.

Относительно небольшие высоты для Средней Азии позволяют проводить комфортную акклиматизацию. Долины имеют средние высоты выше чем на Кавказе, в некоторых случаях резкий сброс высоты может быть проблематичен, из-за преобладания обширных зон оледенения.

В Заилийском Алатау по-прежнему остается множество перевалов без свежих описаний, (а иногда и вообще без описаний, неясно кем и когда категорированных) и путешествие там привлекает своей неизвестностью. Для того, чтобы это не сказывалось на безопасности маршрута, стоит собирать группу из достаточно подготовленных людей, у которых не вызывает проблем передвижение в кошках, на осыпях и подобные вещи.

В районе находится небольшое количество кошей, альплагерей и турбаз, в которых можно оставить заброску и передохнуть. Мы пользовались инфраструктурой альплагеря Туюксу, который оказывает весь спектр услуг для коммерческого альпинизма и спортивных туристических групп.

Гармоничнее всего здесь смотрятся походы 2-4 к.с. В достаточном количестве присутствуют препятствия для соответствующих категорий маршрута. Район изобилует препятствиями 2А и 2Б к.т. что позволяет планировать маршрут с большим количеством запасных вариантов и достаточно разнообразно строить нитку маршрута. Также есть возможность проведения походов 1 к.т., в западной части района и походов 5-6 к.т. в районе Алмаатинского заповедника, но при планировании, руководитель группы будет значительно ограничен в выборе препятствий.

Район достаточно протяженный, с запада на восток, что позволяет закладывать длинные линейные выходы. Километраж набирается не только в переходах по долинам, но и при пересечении обширных зон оледенения, например лед. Богатырь и лед. Корженевского, однако это будет, соответственно, дольше и тяжелее. В таком случае стоит подумать насчет организации дневки, возможно в одной из долин или в альплагере, чтобы люди могли хотя бы немного отдохнуть и пополнить запас топлива и провизии.

Мы делали ставку на прохождение маршрута с преобладанием технических препятствий и использования страховки на разных типах рельефа, однако можно использовать другую стратегию - построить маршрут таким образом, что бы избегать технически насыщенных препятствий. Это было бы хорошим подготовительным опытом для работы на сложном рельефе в походах более высоких категорий.

Хоть и непогода внесла коррективы в наш маршрут, с учетом достаточного количества технический препятствий, нам удалось сделать поход интересным и насыщенным.

И конечно же, восхождение на п. Талгар является для многих первым высотным опытом и опытом восхождения в целом. При хорошей акклиматизации, группе удалось технически поработать на высотах, близких в 5000м, что позволило участникам получить опыт для дальнейших более сложных походов.

Акклиматизация, полученная в ходе прохождения маршрута, позволила группе сделать восхождение комфортным, а главное безопасным, приобрести опыт множества высотных ночевок, а также получить удовольствие от самого процесса восхождения и главное от похода. Картографический материал

Рисунок П-1.1 - Обзорная карта маршрута

Рисунок П-1.2 - Обзорная карта маршрута

Рисунок П-1.3 - Обзорная карта маршрута

Рисунок П-1.4 - Обзорная карта маршрута

Приложение 2. Фотографии перевальных записок.

Фото П-2.1 Записка с пер. Комсомола 2А 4000м.

Фото П-2.2 - Записка с в. Комсомол 4376м

Фото П-2.3 - Записка с пер. Северцова 2А 4250м.

Фото П-2.4 - Записка с пер. Орлиное Гнездо н/к 3420м

Фото П-2.5 - Записка с пер. Акгюль 2А 4475м

Фото П-2.6 - Записка с пер. Пальгова В. 1Б 4200м

Материально-техническое обеспечение группы

Список общественного снаряжения (на группу)

Кол-во

Элементы питания для навигатора

pkcell 2200

0,1

Набор руководителя (карты, описания и пр.)

1,47

27.3

Список личного специального снаряжения

Количество

Каска с самостраховкой и с возможностью закрепить фонарик

Обвязка верх

Ледобуры

Карабин пластиковый «Каритул» вспомогательный

Жумар

Спусковое устройство (типа реверсо)

Треккинговые палки (пара)

Способ применения

Короб большой

общее

Короб малый для оперативной аптечки