Люди и горы > Люди >

Материал подготовила: Анна Пиунова, Mountain.RU
Фото из архива Ясуши Яманой

Ясуши Яманой - Piolet d’Or 2021 за карьеру в альпинизме

В этом году Золотой Ледоруб за карьеру в альпинизме вручат 56-летнему японскому альпинисту Ясуши Яманой, отдавая должное его минималистичному стилю восхождений.
Впервые лауреат премии так молод, по негласному правилу Ледоруб за карьеру получают те, кому за 70.
Но путь Ясуши впечатляет, как и список его восхождений: только короткий, состоящий из основных, занимает два листа, первопроходы в альпийском стиле, малой группой или соло.

Ясуши родился и вырос в Токио. В 11 лет впервые поднялся на вершину 3000м в Японских Альпах.
Подростком подписался на журнал про горы Iwa to Yuki, зачитывал каждый номер до дыр, и ходил тренироваться на стенах старого замка.
Напарника у него не было. Довольно скоро соло на скалах стало для него комфортным.
Беседку он одолжил у знакомого пожарного, каску у промальповца.
На одной из тренировок он упал со сломанной зацепкой метров с десяти, ничего не сломал, но сильно ушибся.
Отец велел ему завязывать с таким опасным увлечением, они поспорили, и Ясуши, взяв в руки нож, сказал, что сделает харакири. Он был настолько убедителен, что отец никогда больше не запрещал ему лазить, а мать всегда его поддерживала. Она понимала, что это и есть для него жизнь.

В 16 Яманой поднялся на Танигаву, 1977-метровый пик в окрестностях Токио, известный внезапными лавинами и камнепадами, иначе называемый Гора смерти.

В 19 лет, накопив денег, он отправился в Штаты, вернее: «Я поехал не в Америку, я поехал в Йосамити», куда потом возвращался три года, оттачивая технику.

К 1987 году он пролез Sphinx Crack в Колорадо, 5.13b, один из сложнейших традовых маршрутов в Штатах того времени.

В этом же году он поехал в Европу, где начал ходить гранитные бигволлы. Соло по западной стене Пти Дрю стало его первым серьезным восхождением в Альпах.

Через год он провёл восемь дней на нависающей западной стене Маунт Тхор. К моменту выхода на вершину он был без еды и воды два дня.

В 1991 году Яманой едет с большой японской командой в Гималаи, на Броуд пик. В экспедиции он знакомится со своей будущей женой Таэко Нагао, человеком, разделяющим его идеалы, и единственной из команды, болдырявшей с ним на камнях в дни отдыха. В 1996 они поженятся.

В декабре 1992 Ясуши проходит соло по западной стене Ама Даблам.
В 1995 с женой и Дайсаку Накагаки делают первопроход юго-западной стены Bublimotin.

В 1993, во время соло попытки по восточной стене Гашербрум IV, его проносит лавиной порядка 80 метров на ледопад. Он выпутывается из лабиринта и продолжает путь наверх. Только свежевыпавший снег остановит его на высоте 7000м. Он присоединяется к Нагао и её напарникам на Гашербрум II. Годом позже Нагао с Юкой Эндо, женской двойкой в альпийском стиле, повторят маршрут Куртыки-Труайе-Лоретана по юго-западной стене Чо Ойю, а Яманой соло проложит новый маршрут левее, с одной ночёвкой на подъеме.

В 1996 со второй попытки он поднимается до 7300м на Макалу. Прилетевший камень повреждает ему каску. Он решает спуститься, не из-за травмы, но из-за плохого предчувствия.
В 1997 наши пройдут эту стену. Два человека, капитан команды Салават Хабибуллин и Игорь Бугачевский, останутся там навсегда.

Весной 1998 Яманой делает первопроход восточной стены Касум Кангуру, за 35 часов туда и обратно.
Чтобы уменьшить риск попадания под обвалы, он стартует в темноте. При свете фонарика рельеф кажется ещё круче, сераки обрушиваются, холод пронизывает до костей.
Пройденную линию он находит опасной и не рекомендует к повтору.

Осенью 1998 во время попытки прохождения с женой нового маршрута на Манаслу Ясуши попадает в лавину, которая уносит его метров на 300-400 и цементирует так, что он не может пошевелиться и с трудом дышит.
К счастью, Нагао его быстро нашла и откопала. У Таэко было сильно травмировано колено, у него лодыжка.
Спуск в базовый лагерь по испещрённому трещинами леднику был не из простых, учитывая то, что Нагао настояла забрать всё снаряжение, это два 15-килограммовых рюкзака. На горе оставили только рамен и рис.

Через два года они с Войтеком Куртыкой идут на К2, по восточной стене. Когда погода испортилась, Куртыка решил остаться, а японцы меняют план на юго-юго-восточной контрфорс. В конце концов Нагао разворачивается, а Ясуши продолжает путь к вершине. 48 часов. Рекордное время на маршруте.

В 2002 Яманой, Нагао и Куртыка проходят новый маршрут по южной стене Биачерахи Центральная Башня, 5700м, Каракорам, Пакистан.

Куртыка, Яманой и Нагао

В 2002 Яманой и Нагао выходят на словенскийй маршрут на Gyachung Kang, 7952м.
В ночь накануне штурма Таэко не может есть, а Яманой замечает признаки обморожения пальцев.
Утром она остаётся в палатке, Яманой один, в плотном тумане, идет к вершине.
В палатку возвращается совершенно обессиленным.

Наутро они начинают спуск под надвигающийся шторм. Каждый шаг даётся ему с трудом.
Ещё одну бессонную ночь проводят на 10-сантиметровой полочке, держа над головой палатку, как одеяло.
Лавины свистят над ними. Они продолжают спускаться, одна из лавин сбивает Нагао, она сильно ударяется головой о скалы, теряет много крови и перчатку. Левый глаз не видит.
Второй волной сметает очки Яманой, он тоже практически вслепую идёт дальше.
После того, как склон перестал двигаться, им потребовалось четыре часа, чтобы найти друг друга. Вечером они теряют фонарик. Только через два дня и две ночи они спустятся в АВС, где упадут от голода и жажды.

Утром Яманой продолжил спуск за помощью жене.
Повар был единственным человеком в базовом лагере, дождавшимся их.
Все остальные решили, что они погибли.

Ясуши потерял пять пальцев на руках и все пальцы на правой ноге.

Яманой на 7300 на Словенском маршруте. Скоро погода испортится

В 2005 Яманой делает первопроход по северной стене Путала Шан, ему важно было доказать самому себе, что он остаётся альпинистом.
С той поры он продолжает каждый год ездить в горы, как обычно, оставляя новые линии, пройденные в альпийском стиле.

2013 Ясуши с Масару Нода делают первопроход в Перу, Кордильеры Вайвош (Huayhuash), Пучантурпа груп, на Puscanturpa Este, 5410м, Qiumplirgun Swerminganta, ED3, UIAA VII, M5+ A1.
За этот маршрут они получили Piolet d’Or Азии 2013.

Следует добавить, что Яманой и Нагао очень экономили, пожалуй, это были самые бюджетные экспедиции. Яманой работал горничным в греческом мотеле, десять лет портетом на Фуджи, таская рюкзаки по 35кг, считая это хорошей тренировкой перед Гималаями.

В последние годы Яманой чуть сбавил обороты, но совсем чуть: берёт перерыв в несколько месяцев перед большой экспедицией: «Когда-то я мог подтягиваться на одном пальце одной руки. После К2 силы стали убывать. Я становлюсь слабее, слабее и слабее, но это тоже прикольно. Мне нравится наблюдать за процессом старения».

• Список восхождений (на японском)
  • Фото © Ryota Kumagai

Церемония награждения Piolet d’Or 2021 пройдёт 26-29 ноября в Бриансоне.

Объявлены лауреаты премии «Piolets d'Or 2021»