Горы мира > Сибирь >

Автор: Антон Чхетиани, Москва
Фото автора и Евгения Батуева

Лыжный маршрут по северу хребта Черского-Догдо

Лыжный маршрут по северу хребта Черского проходил в марте-апреле 2021 года.

В планах группы было пересечение северных цепей хребта Черского в междуречье Яны и Индигирки. За исключением походов Е.Иванова (Свердовск, 1977) и Е.Лапшина (Москва, 2016) лыжные группы использовали вертолетные заброски в район (Р.Седов 1975 В.Ганнопольский (Минск) 1983, Л.Якшина (Магадан) 1987, Ю.Жагялис (Каунас) 1988). В походе Е. Иванова группа добралась своим ходом от Улахан-Кюэля до р. Догдо, вышла на перевал на р. Кыра в районе старого Верхояно-Средне-Колымского тракта, вернулась на Догдо, пересекла хребет после чего возвратилась в Улахан-Кюэль, фактически лишь коротко заглянув в район.

Основной вершиной района и высшей точкой Российского Заполярья является п.2554 в верховьях р. Нахатта, на который первовосхождение было совершено зимой 1975 г. группой Р.Седова (Магадан). Район верховьев р. Нахатты также посетила зимой группа Ю.Жагялиса. Из пеших походов в этом узле с восхождениями на высшую точку отметим В.Зубарева (Рязань) (с севера) 1975, З.Новицкого (попытка) и С.Кабелева (Находка) (траверс) 1983, Ю.Оксюк (Харьков) 1987 (попытка). Район этот производит большое впечатление обилием примечательных и непростых вершин. Можно отметить непокоренный гранитный массив пика Тагындя высотой 2482 м.

Из пеших посещений самого севера района отметим И.Востокова (Москва) 1976, З. Новицкий (Ивано-Франковск) 1981, 1983 и А. Миллер (Тула) 1988 (весь его поход проходил севернее долины Догдо).

Запланированный и пройденный нами маршрут по вобрал в себя частично элементы пеших и лыжных путешествий Е.Иванова, З.Новицкого (1981) в районе хр. Догдо и того же З. Новицкого (1983) в хр. Тас-Хаяхтах, Р. Седова в районе Нахатты, Р. Седова и Л. Якшиной в заключительной части. Целый ряд долин, каньонов и перевалов, пройденных нами ранее туристами не посещался.

Прилетев 15 марта в Якутск, мы перелетели в п. Батагай. Нас встретила машина и довезла по дороге еще 100 км в сторону гор в с. Улахан-Кюэль (Табалах). День ушел на подготовку. После на снегоходах забросились еще на 90+ км в на р. Догдо до начала участков с открытой водой и мокрых наледей, препятствующих дальнейшему движению. Первая полевая ночевка у нас была 17 марта. В следующий раз мы встретили человека на удаленной оленеводческой стоянке 11 апреля, а вышли окончательно к людям на Индигирку 14 апреля.

Отнесли заброску вверх по Догдо в район устья р. Улахан-Сала. После ушли в полукольцевой маршрут на хр. Догдо. Первый наш перевал (Свердловских туристов) был пройден зимой Е. Ивановым в 1977 г. В 1981 г. на него поднималась с юга группа Новицкого.

Хребет Догдо протяженностью около 100 км относится к передовым западным цепям хребта Черского и омывается долиной одноименной реки с севера и востока. С запада от хребта проходит долина притока Адычи - р. Туостах.

Фотоматериалы по хребту немногочисленны. Хотя из описаний следует, что район заметно отличается от других, расположенных рядом. Отмечается обилие значительных скальных участков и "бастионов", водопадов, каньонов. З.Новицкий сравнивал их с полированными "сахарными головами". Породы – граниты, диориты. Собственно так и оказалось. Верховья реки Эрегинде порадовали обилием впечатляющих видов на скальные массивы. Интересные виды открылись и после перевала на юг. Основное зрелище представилось нам в верховьях реки Улахан-Сала с водораздельного перевала. Схожие виды должны были быть и в следующей к востоку долине, как было описано в летнем отчете 1981 года. Однако, район оказался зимой более опасным, чем на представлялось. На спуске с этого перевла у нас сошла значительная доска. Долина к следующему перевалу была перекрыта сходом лавины прямо у нас на глазах и вызванной только нашим приближением. Видимые выше склону ущелья позволяли ожидать еще "сюрпризов" и мы предпочли выйти запасным вариантом к нашей заброске 27 марта и продолжили дальше основной линейный маршрут.

Представленные фотографии с геопривязками могут, как нам кажется дать представление об особенностях рельефа этого района, расположенного в 200 км по прямой от п. Батагай.

Из походного дневника

23 марта

Утром -16o. Небо затянуто. Наша ночёвка на берегу в лесу, как оказалось, была неплохо прикрыта от ветра, дующего по долине. В ущелье сразу же подул пронизывающий ветер. Включили биперы. Подошли к водопаду. Облезли его справа по склону.

Первый взлёт прошли пешком и поочередно с подъемом раздельно рюкзака и санок на ступень склона. Дальше уже траверсируем на лыжах и спускаемся через береговой кустарник к наледи.

Привязываем лыжи поверх санок и вперед по по поскрипывающему и прогибающемуся под ногами льду. Вода. Уклон ощутимый.

Есть и взлёты. Они почти без воды и без кошек подъём чуть затруднителен. По прямой прошли от водопада 800 метров. Дальше на лыжах по руслу ручья.

Крупные камни, проламывающийся лёд. Выходим из ручья и стараемся идти больше по склонам долины, которая уже разошлась немного.

В основном – справа по ходу. Снег – от рыхлого и перемороженного до наста. Под ногами часто ухает. Но мы находимся на безопасных и пологих участках.

Видны небольшие снежные козырьки. Скальные выходы и стенки в русле продолжаются и после водопада и идут до самого верха.

Открывается широкая седловина на юг с карнизом. Она не совсем наша. Нам правее.

Перевал находится за характерной вершиной – зубом. Ввиду плохой видимости и ветреной погоды решаем стать раньше. Не дошли пару километров до намечаемого по плану места ночёвки в цирке перевала.

Замечательное место для палатки нашлось в русле самого каньона. Уютная, защищённая от ветра площадка перед полу-засыпанным водопадом с перепадом 5-6 метров.

Женя, Дима и Володя отправились в разведку по долине. Вне каньона ощутимый пронзительный ветер. Горы здесь в целом впечатляют. Скальные массивы.

Гребни, стены, водопады, зубцы. Интересно, как это всё возникло. Район явно заслуживает отдельного исследования!

24 марта

Утром -22o. Выходим в 8 утра. Движемся по левому (ор.) склону долины. Иногда ухает. Открываются виды. Скальные вершины, рёбра. Набор ощущается.

Перед перевальным взлётом я выхожу вперёд. Ухает. Сходит доска далеко впереди справа от подъёма. Выходим на широкую седловину перевала на лыжах.

Слева от перевала – характерная двузубая вершина, видимая ещё из района устья р. Эрегинде. Справа – за разделительной вершинкой – перевал на приток р. Догдо, пройденный в летнее время в 1978 г. группой И. Востокова и в 1983 г. группой З. Новицкого.

Дует ветер. Зябко. Вниз уходит фирновый склон. Видны местами камни. Уклон поначалу 35o. Хорошо бы подстраховаться. Одеваем системы и кошки.

Осматриваем склон и находим левее и чуть ниже седловины выступ-палец для петли. Вперед вышел Дима. Вешаем 2 веревки.

На первой веревке идёт жесткий фирн 40o. На второй уже бьются ступени. Общий перепад высот на спуске – 150 метров. На выполаживании маркируем веревки, снимаем кошки, пьем чай из термосов. Начинаем лыжный спуск. В долине – несколько ступеней. Мы придерживаемся в основном правых склонов.

На левых притоках открывается виды на мощные скальные цирки.

Постепенно сбрасываем высоту. Снег плотный. Ниже и впереди видим полосу кустарника в русле реки. Появляется стланик, придавленный снегом.

Переходим на левый борт и ночуем на уютной площадке в среди ивовых кустов, не доходя до впадения крупного левого притока, ведущего к перевалу Ребристый.

Перед остановкой на ночлег нашли мощный сухой ствол, дополнивший наш дровяной запас, который мы таскаем уже второй день. Сегодня – день рождения Жени. Температура -28o.

25 марта

Утром -29o. Добираем ещё немного дров среди зарослей в реке. Выходим из русла и движемся по правому борту долины.

Переваливаем в долину левого притока, персекаем обширную береговую террасу и начинаем подъём. Тропёжки практически нет.

Иногда встречаются короткие рыхлые участки с перемороженным снегом. Но тут проваливаемся не очень глубоко.

В основном – ветровой наст и сухие наледи. В этой долине – явные следы древнего, когда то мощного оледенения – валы, морены. Та же картина наблюдалась вчера и на основной реке – Сиетиконде. Дует ветер. Прохладно. -26o.

Налево по ходу уходит мощная долина с моренными валами. Здесь есть перевал на Улахан-Салу, пройденный группой Востокова.

Идёт хороший набор высоты. По-прежнему чередуются участки фирна и наледей. В основной долине – несколько участков небольших заснеженных, видимо водопадных, сбросов.

Выбор оптимального пути неоднозначен. Забираемся вправо по ходу на моренные поля, затем спускаемся обратно в долину.

Останавливаемся в русле, в прикрытом от ветра месте, с видимостью на уже открывшийся склон перевала и останавливаемся на обед.

До выхода на перевал – примерно один переход. Ставим палатку. Решаем сделать разведку самого подъема на перевал и просмотреть спуск.

Вокруг нас скальные стены. Справа от седловины – скальная стена. Видны также явные остатки небольшого склонового ледника.

Женя и Дима уходят в разведку. На палатку упала тень и холодновато. Мы с Володей и Андреем выходим на освещенные солнцем склоны и наблюдаем за ребятами. Подъём у них на седловину занял менее перехода.

Затем они надолго исчезли. Мы начали беспокоиться. Наконец, появляются на гребне. Идут обратно другим путем.

Поднимались они почти в лоб. Рассказывают, что на седловине большой карниз, но есть и безопасный участок в левой части, где карниза нет на каком-то протяжении.

Вниз уходя скальные ребра, оправдывающие название, данное перевалу группой З. Новицкого 40 лет назад. Решаем проходить препятствие завтра. Холодает. Ставим кругом палатки снежную стенку.

Она актуальна! Сверху дует пронизывающий ветер. Завтра вверх! Вечером -29o.

26 марта

Ночью прохладно. Утром -26o. Ветерок слабый. Собираемся. Одеваем сразу системы. Включаем биперы. Женя и Дима идут под взлет перевала на камусах.

Андрей одевает на лыжи "шкерты". Володя идёт пешком.

Я поначалу на лыжах. Позже одеваю кошки и иду по следу Куликова, который очень аккуратненько проходит без кошек довольно скользкие места с уже очень тонким слоем снега на фирне.

На самом взлете перевала явная "чаша", которую хочется обойти. Мы и обходим ее справа по ходу по заснеженной осыпи с выходами крупных камней.

Уклон 30-35o. Местами 40o. Траверсом выходим выше седловины. Здесь довольно широко. На север в сторону спуска свисают карнизы.

Справа от перевала – мощная скальная вершина. Также видны и другие красивые вершины. В основном – по правому борту спусковой долины. Вниз на северную сторону уходят несколько ребер-контрфорсов. Спуск выбираем вдоль самого левого ребра.

Тут нет карниза. Бросаем вниз в кулуар сдвоенную веревку, закрепляя ее на петле за мощный выступ. Первым на спуск идёт Володя.

В нижней точке он замешкался. Там уже можно вытоптать хорошую площадку, отстегнуться и дальше – без перил. Веревка свободна. Уходит вниз Женя.

Доходит до Володи, передает тому ледовый инструмент, отстегивается и пешком. Из под ног у Жени отрывается доска и уходит вниз!

Я правда этого не увидел, поскольку шёл этот момент вниз по освободившейся веревке. Когда дошел до конца перил, ребята были уже ниже. Женя спустился и ждал. Володя еще шёл.

Вначале лицом к склону, потом уже как обычно, с топтанием ступеней. Снег, фирн. Дима спускается по сдвоенной веревке и продергивает.

Собираемся ниже языка довольно большого свежего конуса. Смотрим на склон. Лавины с перевала сошли раньше и левее и правее нашего спуска.

Лавины видны из долины справа, на склоне долины слева. Скалы, башни. Как и подъемная долина с запада она заполнена моренными отложениями. Идем левым бортом. Наст. Под ногами ухает.

Внизу в русле наледь и сужение. Переходим ее и правым склоном – к слиянию с правым притоком, в верховьях которого находится перевал Бастионный.

Здесь появились кусты. Женя набирает сухих веток для печки. Идем вверх.

Узкая V-образная долина. Начинает ухать. Сначала где то наверху с камней после очередного уханья сваливается шапка снега.

Затем (я иду впереди) ухает у меня под ногами и впереди справа по ходу сходит разламывающейся доской весь склон. Его вывал перекрывает всю долину перед нами. Второй звонок? Женя вышел вперед – дальше проглядвается долина столь же узкая.

Такие же склоны. Вероятность высокая очередного схода. Видимо, надо спускаться по Улахан-Сале. Это один из запасных вариантов. Горы Догдо пожевали нас немного и выплюнули... Вниз – к заброске. Нам надо двигаться дальше. Жаль немного.

Широкая долина. Наледь. Почти сразу – мокрый участок. Дальше – наледь сухая. Появляется лес. Еще видим по пути пару следлов схода лавин на правом склоне долины. Одна из них выкатилась из узкого ущелья и уже тонким слоем докатилась да самой реки.

Ночуем в лесу на левом берегу в 14 км по прямой от устья\долины Догдо. Вечером температура падает до -32o.

• Скачать трек маршрута в формате kmz (для корректной работы потребуется Google Earth, Global Mapper, ESRI ArcGIS, MAPC2MAPC или другая программа, работающая с треками)