Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 1 к.с. по Архызу с 16 по 24 июля 2020 года
Справочные сведения Сведения о проводящей организации Турклуб Московского Технического Университета Связи и Информатики (ТК МТУСИ). Адрес: г.Москва, ул.Авиамоторная, д8а. Email: info@stmtuci.ru http://stmtuci.ru Район похода Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский рон, п. Архыз, район Архыз. Шифр карт Генштаба: 1см - 1км: k37-023, 1см - 500м: k37-023-А, k37-023-Б, k37-023-В, k37-023-Г. Общие справочные сведения о маршруте Справочные сведения представлены в таблице 1. Справочные сведения
Подробная нитка маршрута Фактическая нитка маршрута: Москва - Невинномысск - п. Архыз - вд. Баритовый - пер. Баритовый (1А, 2800) - пер. Архыз (1А, 3000) - оз. Запрудное - р. Запрудный - оз. Бурное - пер. Агур Северный (1А, 2997) - пер. Мылгвал (1А, 2848) - оз. Кяфар - р. Кяфар - оз. Голубое - оз. Перевальное - пер. Речепста (1А, 2900) - бр. р. Архыз - сл. р. Архыз и р. Дукка - д.р. Большая Дукка - оз. Семицветное - пер. Айюлю (1А, 2874) - д.р. Псыш - Софийская поляна (поляна Таулу) - рад. выход к Софийским водопадам - п. Архыз - Невинномысск - Москва Обзорная карта района
Обзорная карта Определяющие препятствия маршрута Определяющие препятствия в порядке прохождения
Состав группы Электронная версия отчёта и фотографии хранятся на сайте турклуба МТУСИ: stmtuci.ru. Туристско-спортивная Маршрутно-Квалификационная Комиссия Федерация Спортивного Туризма - Объединение Туристом Москвы (ТСМКК ФСТ-ОТМ). Шифр полномочий 177-00-56666252. Общая смысловая идея похода Главной целью похода было отправиться в горы и пройти маршрут первой категории сложности. В марте 2020 все были ограничены в свободе перемещения, в количестве очных тренировок на естественном рельефе. Поэтому основную долю физических нагрузок группа получала на лестницах. На тренировках за несколько часов каждый из нас мог подняться и спуститься на несколько сотен этажей. В силу этого район похода был выбран Западный Кавказ, район Архыз ввиду нескольких причин: в районе расположено большое количество перевалов с категорией трудности н/к - 1А и высотой от 2000 до 3000 метров над уровнем моря
Группа была набрана из числа студентов МТУСИ, поэтому в процессе проработки нитки маршрута можно было ориентироваться на уровень физической и технической подготовки участников, полученную в предыдущих походах, тренировках, а также участия в соревнованиях в группе дисциплин «дистанция». Сложная обстановка c выдачей погранпропусков летом 2020 года так же подтолкнула на проработку маршрута без захода в 5км полосу вдоль границы РФ. В силу этого маршрут был спланирован общей длительностью 9 дней, но без прохождения перевала Караджашь / Башджол, а сразу после перевала Айюлю по д.р. Псыш выйти на Софийскую поляну (Поляну Таулу), чтобы не рисковать с погранпропусками. В 2017 году на входе в долину реки Дукка стояла будка погранзаставы. На тот случай, если в д.р. Дукка на перевал Айюлю нас не пустят без пропусков с МКК был согласован запасной вариант - радиальный выход к Софийским озёрам (подъём со стороны р. София наличие погранпропуска не требует). Первый этап маршрута был запланирован по хребту Абишира-Ахуба. Это давало приемлемую нагрузку для акклиматизации, т.к. дневные переходы не были слишком протяжёнными. На втором этапе, когда группа уже полностью акклиматизировалась, маршрут пролегал по долинам рек Дукка, Псыш, София и характеризовалось большим суточным набором и сбросом высоты. Варианты подъезда и отъезда, дислокация ПСО Имеется три основных варианта подъезда в регион Архыз: Железнодорожным транспортом до Невинномысска (ст. Невинномысская), далее 190 км на автомобиле Автобус до станицы Зеленчукская. Например, существует автобус Москва-Черкесск - в пути порядка 23 часов. От станицы до п. Архыз остаётся порядка 50 км, имеется автобусное сообщение Самолёт до г. Минеральные Воды, далее либо частным автомобилем, либо рейсовым автобусом. Взвесив все «за» и «против», наша группа выбрала заброску в Невинномысск из Москвы поездом 034, с прибытием в 2 часа ночи. Для дальнейшей заброски из Невинномысска до п. Архыз нашли частного водителя, который в 6 часов утра привёз нас в п. Архыз. Цена трансфера из Невинномысска в п. Архыз составила 7000 руб. После строительства горнолыжного комплекса в д.р. Архыз, асфальтированная дорога проложена достаточно глубоко в долину р. Архыз, что упрощает заброску. Обратный пусть обошёлся в 8000, т.к. заезжали ещё в термально-оздоровительный центр «Цунами» близ Невинномысска. Телефоны погранзаставы для справок по погранпропускам - +7(8782)-26-55-56 Архыз. +7(8782)20-18-00 Черкесск ПСП Российская Федерация, 369000, Карачаево-Черкесская Респ, Черкесск г, Северная часть города (pso272@mail.ru). Оперативный дежурный 8-8782-23-90-60, 8-928-381-89-23 или 8-963-286-0993 Радио частоты контроля: 446.00625 МГц, 164.400 МГц(+под.тон 88,5 Гц), 4575кГц Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты В случае отставания от графика / плохих погодных условий, отказаться от прохождения перевала Аюлю Отказаться от радиального выхода на Софийские водопады. Обеспечение безопасности группы Для обеспечения безопасности группы на маршруте предприняты следующие меры:
На полученном опыте использования Delorme inReach SE хотелось остановиться более подробно. Устройство:
Коммуникатор использует спутниковый канал системы Iridium, поэтому связь повсеместная и уверенная. Прибор использовали следующим образом: пресеты:
Рисунок 2 - Спутниковый коммуникатор Delorme inReach SE
Рисунок 3 - Отслеживание передвижения группы Изменения маршрута и их причины Заявленная нитка маршрута: Москва - Невинномысск - п. Архыз - вд. Баритовый - пер. Баритовый (1А, 2800) - вер. Джумароклы-Тебе - пер. Архыз (1А, 3000) - оз. Запрудное - р. Запрудный - оз. Бурное - пер. Агур Северный (1А, 2997) - пер. Мылгвал (1А, 2848) - оз. Кяфар - р. Кяфар - оз. Голубое - оз. Перевальное - пер. Речепста (1А, 2900) - бр. р. Архыз - сл. р. Архыз и р. Дукка - д.р. Большая Дукка - оз. Семицветное - пер. Айюлю (1А, 2874) - д.р. Псыш - Софийская поляна (поляна Таулу) - рад. выход к Софийским водопадам - п. Архыз - Невинномысск - Москва Фактическая нитка маршрута: Москва - Невинномысск - п. Архыз - вд. Баритовый - пер. Баритовый (1А, 2800) - пер. Архыз (1А, 3000) - оз. Запрудное - р. Запрудный - оз. Бурное - пер. Агур Северный (1А, 2997) - пер. Мылгвал (1А, 2848) - оз. Кяфар - р. Кяфар - оз. Голубое - оз. Перевальное - пер. Речепста (1А, 2900) - бр. р. Архыз - сл. р. Архыз и р. Дукка - д.р. Большая Дукка - оз. Семицветное - пер. Айюлю (1А, 2874) - д.р. Псыш - Софийская поляна (поляна Таулу) - рад. выход к Софийским водопадам - п. Архыз - Невинномысск - Москва Изменение в нитке маршрута: Из-за сильного дождя и скользких камней утром второго дня пришлось отказаться от радиального восхождения на вершину Джумароклы-Тебе. Из-за сообщения о приближающейся непогоде пришлось за 4й день пройти и большую часть 5го дня, чтобы дожди и грозы не застали нас на спуске по травянистому склону с пер. Речепста. В не потраченный запасной группа совершила радиальное восхождение к Софийским водопадам, этот вариант оговорен с МКК на случай, если бы пограничники не пропустили бы нашу группу к оз. Семицветное с последующим прохождением пер. Айюлю. График высот График высот маршрута приведён на рисунке 4.
Рисунок 4 - График высот Пройденное расстояние 95км, с учётом коэффициента 1.2 для горных районов расстояние составило 112км. График движения
ЧХВ не учитывает времени привалов, и является суммой длительностей переходов за день. Протяжённость дневных переходов указана с учётом коэффициента 1.2 для горных районов. Техническое описание прохождения группой маршрута 16 июля
Рисунок 5 - Трек 1 дня Поезд «035» прибыл в Невинномысск в 2:45, стоянка поезда 10 минут. Водитель встретил нас на перроне, и мы сразу пошли загружаться в минивен, в котором может поместиться 7-8 человек, и наша группа ехала с комфортом. Маршрут не пролегал в пятикилометровой зоне границы РФ, поэтому от нас не требовалось посетить погранзаставу. Группа заранее заполнила форму регистрации на сайте МЧС, поэтому не стали тратить время (и бензин). Маршрут линейный, времени на организацию заброски тоже не тратили. В 6 часов утра мы были на северной окраине посёлка Архыз (рисунок 6). Звонок в МЧС, sms в МКК, родным и близким, коллективное фото и в 06:15 группа выдвинулась по очень большой тропе к водопаду Баритовый (рисунок 7-9).
Рисунок 6 - Северная окраина п. Архыз
Рисунок 7 - Пусть подъёма к водопаду Баритовый
Рисунок 8 - Движение вдоль ручья Балка Баритовая (вид вниз/обратно)
Рисунок 9 - Подъём вдоль ручья Баритовая Балка За первый ходовой час группа набрала 300 метров, и на высоте 1800 в 07:20 встала на завтрак, который занял полтора часа (с приготовлением молочной каши с чаем). Позавтракали, расположившись на обочине тропы, черпанув воды из ручья.
Рисунок 10 - Место завтрака с видом на п. Архыз Продолжили движение в 9:00. Тропа отвернула от ручья и ушла круто вверх по склону
Рисунок 11 - Тропа с набором высоты в лесу
Рисунок 12 - Движение в зоне леса
Рисунок 13 - Выход на границу зоны леса В 10:00 группа поднялась к водопаду Баритовый (рисунки 14, 15).
Рисунок 14 - Водопад Баритовый
Рисунок 15 - Водопад Баритовый из далека
Рисунок 16 - Вид на п. Архыз с границы зоны леса В 12:00 вышли на пологое место (отмечена палатка на OpenStreetMap), но вода там отсутствовала следы присутствия отары овец вынудили двигаться дальше.
Рисунок 17 - Альпийские луга, подъём к факт. месту ночёвки В 13:10 вышли на высоту 2400 метров, набрав тем самым 940 метров от п. Архыз, там и приняли решение вставать на ночёвку, дабы не нарушать правило акклиматизации.
Рисунок 18 - общение с чабаном на месте ночёвки, вид на пер. Баритовый Сходили за водой к ручью, который ниже по течению питает водопад Баритовый. Приготовили обед, а затем ужин. Место с не мешающим уклоном, но немного ветренное. 17 июля
Рисунок 19 - Трек 2 дня Утро выдалась хмурым, но сухим. Подъём дежурных в 6:00, остальная часть группы в 6:40. Цель на день была спуститься на ночёвку к озеру Запрудное, для этого пройти перевалы Баритовый и Архыз. В 7:50 группа начала подъём к перевалу Баритовый. Одновременно с этим начал идти дождь, а также к нам присоседилась группа школьников, которые ночевали немного ниже нашего места (которое мы прошли в 12:00 на кануне).
Рисунок 20 - Вид «назад», подъём по тропе, иногда по травянистому склону
Рисунок 21 - Надели мембраны и каски, чтобы голова не мокла
Рисунок 22 - Подход к пер. Баритовый и направление на пер. Архыз В 9:40 группа вышла на перевал Баритовый, съев перевальный шоколад и отдохнув в 10:10 продолжили движение без тропы на запад к перевалу Архыз.
Рисунок 23 - Тур пер. Баритовый
Рисунок 24 - Седловина пер. Баритовый
Рисунок 25 - Направление подъёма на пер. Архыз Подъём сначала проходил по травянистому склону, затем осыпь, с выходом на снежник.
Рисунок 26 - Движение по мелкой/средней осыпи
Рисунок 27 - Выход на снежник пер. Архыз
Рисунок 28 - Седловина пер. Архыз (вид с севера на юг) В 11:44 группа под дождём вышла на перевал Архыз (на фоне было голубое небо, а сверху над нами лил дождь). Из-за того, что камни были весьма скользкие, пришлось отказаться от радиального восхождения на Джумарыклы-Тебе.
Рисунок 29 - Группа на пер. Архыз Не дождавшись улучшения погоды в 12:15 группа начала спуск к оз. Запрудное.
Рисунок 30 - Спуск по осыпи / траве к оз. Запрудное
Рисунок 31 - Перевальный взлёт на пер. Архыз со стороны оз. Запрудное (с запада)
Рисунок 32 - Выступ следует обойти справа В 13:10 приняв решение вставать на перекус (колбаса, чай, сладкое) на высоте 2600, закончился дождь, и дальше спуск пошёл веселее.
Рисунок 33 - Спуск по руслу ручья, местами встречается тропа на разных берегах
Рисунок 34 - Взгляд «обратно» на путь спуска к оз. Запрудное
Рисунок 35 - Тропа встречается то на правом берегу, то на левом На высоте 2450 тропа становится очень широкой, и остальные 165 метров к месту ночёвки группа сбрасывает очень оперативно
Рисунок 36 - Движение по широкой тропе
Рисунок 37 - Вид на тропу «снизу»
Рисунок 38 - Расположение места ночёвки относительно озера Запрудное В 15:30 граппа спустилась к озеру Запрудное, но рядом с ним вставать не стали, слишком обильно там развернулись коровы. Во время бивачных работ приходилось их часто отгонять. Разбили лагерь в 200-300 метрах от озера. Воду для приготовления пищи брали в ручье, по которому спускались, всяко она там чище. После ужина нашлось время на настольные игры.
Рисунок 39 - Коротали время за игрой в настольные игры 18 июля
Рисунок 40 - Трек 3 дня Подъём дежурных в 6:00. Утро солнечное, небо чистое. После напряжённого предыдущего дня, сегодня предстоит просто спуститься до стрелки ручьёв и поднять в соседнюю долину, подойти под перевал Агур Северный. В 8:15, взглянув на путь «вчерашнего» спуска (рисунок 41), группа начинает спуск по правому борту долины ручья Запрудный (рисунки 42-44).
Рисунок 41 - Спуск к оз. Запрудное с пер. Архыз
Рисунок 42 - Начало ходового дня
Рисунок 43 - Верховья долины ручья Запрудный
Рисунок 44 - Альпийские луга д.р. Запрудный В 9:15 на высоте 2150 группа через брод (рисунок 45) перебирается на левый борт долины. Глубина брода не более 50см.
Рисунок 45 - Брод ручья Запрудный на высоте 2150
Рисунок 46 - Вид с левого борта на верховья долины ручья Запрудный
Рисунок 47 - Траверс травянистого склона по левому борту долины
Рисунок 48 - Правый приток р. Кяфар-Агур
Рисунок 49 - Начало подъёма по правому притоку р. Кяфар-Агур
Рисунок 50 - Движение по тропе по левому борту долины
Рисунок 51 - Альпийские луга и движение по тропе
Рисунок 52 - Заключительный подъём к оз. Бурное по мелкой осыпи
Рисунок 53 - Верховья долины
Рисунок 54 - Движение к правому проходу
Рисунок 55 - Подход к оз. Бурное по тропе Обойдя озеро Бурное с запада, в 17:00 группа вышла к озеру Турье. Тут уже стояла группа московских школьников, поэтому мы перешли на северо-восточный берег озера, где разбили лагерь. Места для палаток в окрестностях очень много. 19 июля
Рисунок 56 - Трек 4 дня На кануне группа получила по спутнику информацию, что в нашу сторону движется грозовой фронт, и на третий день погода сильно ухудшится. Оценив, что на третий день согласно план-графику должна пускаться по травянистому склону с перевала Речепста, было принято решение ускориться, и на 4й ходой день выполнить большую часть пятого, встать на ночёвку на озере Голубое (под пер. Кынхара). Подъём дежурных в 6:00 и в 7:45 вы уже вышли в сторону перевала. Группа школьников ночевала ближе к перевалу и вышла в 7:20, поэтому мы не спешили, чтобы не мешать друг другу на подъёме. Подъём проходил комфортно, в основном по камням, торчащим из травянистого склона.
Рисунок 57 - Заботы по хозяйству
Рисунок 58 - Пусть подъёма на пер. Агур Северный от оз. Турье
Рисунок 59 - Обход озера Турье с северо-запада
Рисунок 60 - подъём под перевал Агур Северный
Рисунок 61 - Перевальный взлёт пер. Агур Северный с востока В 9:20 группа вышла на пер. Агур Северный, в этотм момент группа школьников начала спуск. Выждав 30 минут начали спускаться и мы.
Рисунок 62 - Группа на перевале Агур Северный 2997
Рисунок 63 - Вершина Динника с северо-запада
Рисунок 64 - перевал Федосеева, северный склон
Рисунок 65 - Путь движения с пер. Агур Северный к пер. Мылгвал
Рисунок 66 - Перевальный взлёт пер. Агур Северный
Рисунок 67 - Перевальный взлёт пер. Агур Северный и Агур
Рисунок 68 - Движение к пер. Мылгвал по тропе Школьники остались на морене для скальной тренировки, а мы пошли к пер. Мылгвал.
Рисунок 69 - Впереди седловина пер. Мылгвал В 9:50 мы начали спуск с пер. Агур Северный, а в 10:30 наша группа вышла на пер. Мылгвал, а в 11:00 продолжила движение и спуск к оз. Кяфар.
Рисунок 70 - Озерцо под пер. Мылгвал на фоне пер. Агур
Рисунок 71 - Группа на перевале Мылгквал
Рисунок 72 - Спуск к оз. Подскальное
Рисунок 73 - Средняя осыпь с турами на восточном берегу оз. Подскальное
Рисунок 74 - Спуск по средней осыпи к оз. Подскальное
Рисунок 75 - Обход по турам оз. Подскальное с востока
Рисунок 76 - Обход озера Провальное с востока
Рисунок 77 - Полка над оз. Кяфар
Рисунок 78 - Озеро Кяфар
Рисунок 79 - Спуск к южному берегу озера Кяфар
Рисунок 80 - Широкая тропа по восточному берегу оз. Кяфар
Рисунок 81 - Брод ручья Кяфар на северном берегу одноимённого озера После брода (рисунок 81) группа в 13:30 встала в двухчасовой обед.
Рисунок 82 - Выход с обеда на северном берегу оз. Кяфар
Рисунок 83 - движение по левому берегу р. Кяфар
Рисунок 84 - Валы перед оз. Кяфар
Рисунок 85 - Левый берег р. Кяфар
Рисунок 86 - Переход с левого берега р. Кяфар на правый берег р. Кызылчук
Рисунок 87 - Отход от р. Кяфар
Рисунок 88 - Подъём по тропе в верховья р. Кызылчук
Рисунок 89 - На горизонте оз. Рыбное
Рисунок 90 - Движение по тропе по правому борту долины р. Кызылчук
Рисунок 91 - Тропа по правому берегу р. Кызылчук
Рисунок 92 - Тропа к озеру Голубое
Рисунок 93 - Заключительная часть подъёма к оз. Голубое
Рисунок 94 - Озеро Голубое В 18:30 группа поднялась к оз. Голубое и разбила лагерь, места под палатки довольно много. За небольшим отрогом стояла, группа. Ребята забыли дома соль, а. т.к. у нас был экватор, то мы им отдали баночку соли, а сами открыли вторую. 20 июля
Рисунок 95 - Трек 5 дня В 6:00 подъём дежурных, а в 8:00 уже группа вышла на маршрут. Погода ясная и солнечная. Задача на день спуститься как можно ближе к слиянию рек Архыз и Дукка.
Рисунок 96 - Озеро Голубое
Рисунок 97 - Выход с песта ночёвки у оз. Голубое
Рисунок 98 - Подъём по травянистому склону с выходами осыпи
Рисунок 99 - Осыпь сменяет травянистый склон и наоборот
Рисунок 100 - Выход к оз. Перевальное
Рисунок 101 - Подъём от оз. Перевальное к пер. Речепста
Рисунок 102 - Озеро Перевальное
Рисунок 103 - Вид с седловины перевала Речепста на северо-северо-восток
Рисунок 104 - Вид с седловины перевала Речепста на юг Набрав 300 метров за полтора часа ПХВ, в 9:35 группа вышла на перевал Речепста.
Рисунок 105 - группа на перевале Речепста
Рисунок 106 - Дорога на правом борту долины реки Архыз В 10:20 группа начала спуск к р. Архыз по хорошо набитой конной тропе.
Рисунок 107 - Перевальный взлёт пер. Речепста с юга
Рисунок 108 - Альпийские луга в д.р. Архыз
Рисунок 109 - Тропа
Рисунок 110 - Спуск от источника чистой воды бьющего из склона Набрав воды на чистом ручье для кипячения (все эти склоны одно сплошное пастбище) устроились пережидать жару на длительный обед (с 11:45 до 14:45).
Рисунок 111 - Спуск к месту обеда
Рисунок 112 - Обед на соевом мясе
Рисунок 113 - Движение по дороге по правому борту д.р. Архыз
Рисунок 114 - Вид в верховье д.р. Архыз
Рисунок 115 - Шлагбаум и знак о частной территории
Рисунок 116 - Д.р. Архыз
Рисунок 117 - Тропа местами отходит от дороги
Рисунок 118 - Спуск к автомобильной дороге
Рисунок 119 - Подход к границе зоны леса
Рисунок 120 - Выход к стройке новой дороги на п. Пхия
Рисунок 121 - Выход с отворота до «частных территорий»
Рисунок 122 - Балки нового автомобильного моста через р. Архыз В 17:30 нашли удачное место для ночёвки на берегу р. Архыз. По дороге видели несколько мест для отдыха со столиками.
Рисунок 123 - Ужин после дня с перепадом 1450 метров
Рисунок 124 - Ночёвка в д.р. Архыз 21 июля
Рисунок 125 - Трек 6 дня Подъём в 6:00, в 8:20 выходим. Пройдя мост через р. Архыз у слияния её с р. Дукка находим мобильную связь, созваниваемся с координатором для уточнения погоды и новостей. Прогноз тот же, сегодня погода начнёт портится. В будке пограничников никого не было, как оказалось дозорных сняли с этого поста в конце 2019 года.
Рисунок 126 - подход к повороту на р. Дукка
Рисунок 127 - Абхазский заказник
Рисунок 128 - Подъём по д.р. Дукка
Рисунок 129 - Место слияние Малой и Большой Дукки
Рисунок 130 - Переход через Малую Дукку
Рисунок 131 - Вид на хребет Абишира-Ахуба
Рисунок 132 - Путь к оз. Семицветное
Рисунок 133 - Дорога переходит в тропу на высоте 1800 В 10:30 пришёл фронт мощных осадков, но мы проходили мимо пустого и проржавевшего кунга рабочих, где на протяжении полутора часов пережидали непогоду. Вскипятили чай. К 12:00 дождь немного стих, и мы продолжили движение к оз. Семицветное по тропе.
Рисунок 134 - Подъём к оз. Семицветное Без обеда к 15:00 поднялись в дождь к оз. Семицветное. 22 июля
Рисунок 135 - Трек 7 дня С утра вчерашняя и ночная непода развеялась. Подъём в 6:00, выход в 8:10. Обходим оз. Семицветное по восточному берегу и по средней и крупной осыпи начинаем подъём к пер. Айюлю.
Рисунок 136 - Подъём от оз. Семицветное к пер. Айюлю
Рисунок 137 - Начало подъёма от оз. Семицветное
Рисунок 138 - Оз. Семицветное
Рисунок 139 - Местами встречаются туры, но тропа теряющаяся
Рисунок 140 - Движение по средней осыпи
Рисунок 141 - Справа перевал Олений
Рисунок 142 - Северо-западный перевальный взлёт пер. Олений
Рисунок 143 - Перевал Айюлю с запада
Рисунок 144 - Памятные таблички на пер. Айюлю В 11:20 поднялись на перевал Айюлю, и в 11:50 продолжили путь.
Рисунок 145 - Группа на перевале Айюлю
Рисунок 146 - Озеро Белореченское
Рисунок 147 - Перевальный взлёт пер. Айюлю с востока Подойдя к озеру Белореченское в 12:10 (20 минут спуска от седловины перевала Айюлю), устроились на двухчасовой обед.
Рисунок 148 - Место обеда
Рисунок 149 - На обеде прискакали туры
Рисунок 150 - Спуск от оз Белореченское
Рисунок 151 - Подъём к оз. Белореченское
Рисунок 152 - Спуск в д.р. Белая
Рисунок 153 - Спуск от оз. Белореченское
Рисунок 154 - Спуск в д.р. Псыш
Рисунок 155 - Спуск к границе зоны леса Когда группа зашла в лес, начал накрапывать дождь, а выйдя на высоту 1700 (тупик автомобильной дороги) дождь зарядил стеной, пришлось на 20 минут отсидеться под кронами вековых деревьев. В 17:30 группа вышла на место ночёвки, где с комфортом разместилась. 23 июля
Рисунок 156 - Трек 8 дня Т.к. программа на день была совсем не большая (пройти 8км и сбросить 120 метров до поляны Таулу и там встать но ночёвку), то группа выспалась, и вышла на маршрут в 10:50. Весь путь пролегал по грунтовой автомобильной дороге.
Рисунок 157 - Выход на обзорную точку к р. Псыш
Рисунок 158 - автомобильная дорога
Рисунок 159 - Долина реки Псыш
Рисунок 160 - Множество рекламных щитов В 13:30 группа была на поляне Таулу.
Рисунок 161 - Поляна Тайлу Постановка лагеря на главной поляне платная, поэтому мы перешли по автомобильному мосту и удались от шума и гама цивилизации.
Рисунок 162 - Автомобильный мост через р. Псыш на поляне Таулу 24 июля - Запасной день
Рисунок 163 - Трек 9 дня Запасной день, который не был потрачен на маршруте, группа решила провести активно. С МКК был оговорен запасной вариант - подъём к Софийским водопадам, если пограничники не пустят к оз. Семицветное и перевалу Айюлю (по словам водителя в 2019 году на его глазах не пустили группу из Украины, хотя пер. Айюлю не входит в 5ти километровую зону). Группа, взяв необходимый минимум экстренных вещей, в 10:00 вышла по дороге вверх по долине р. София.
Рисунок 164 - Дорога вверх по долине р. София
Рисунок 165 - Вид на низовья долины
Рисунок 166 - Вершина София
Рисунок 167 - Ледник Софийский Восточный
Рисунок 168 - Софийские водопады В 13:30 группа поднялась к кемпингу в верховьях р. София.
Рисунок 169 - Кемпинг у софийских водопадов
Рисунок 170 - Спуск в низовья долины
Рисунок 171 - Группа на пути радиального выхода
Рисунок 172 - Минутное затишье на автомобильной дороге
Рисунок 173 - Вершина София
Рисунок 174 - Поляна Таулу в вечерних красках В 16:00 группа вернулась в лагерь. При наличии свободного дня мероприятие по подъёму вверх по долине стоящее, но энергозатратное.
В 6:20 водитель из Невинномысска уже ждал нас на поляне Таулу (у ларьков). Погрузившись, мы отправились в Невинномысск, по пути к 9:00 прибыли в Воронежское, где располагается термально-оздоровительный центр Цунами. Обязательно стоит его посетить. Час посещения центра стоит 350 рублей. Однако открывается он в 10:00, поэтому подождали в машине. День был очень солнечным и жарким. Воздух уже прогрелся до +30°С. В 11:20 продолжили движение к ЖД вокзалу, и буквально через 30 минут обедали в привокзальной столовой, тоже довольно бюджетной и вкусной.
Рисунок 175 - Утро перед выездом 25 июля
Рисунок 176 - Воронежское, термальный комплекс Цунами Потенциально опасные участки на маршруте Змеи. На маршруте в прошлые года при подходе под пер. Чилик и на подъёме по альпийским лугам под перевалом Караджаш были замечены гадюки. Медведи. По информации от местных проводников в долине реки Аманауз есть вероятность встречи медведя. Спуск и подъём от р. Архыз к седловине перевала Речепста по травянистому склону в плохих погодных условиях может доставить много хлопот. Траты по походу приведены в таблице 3. В итоге Каждый участник заплатил за поход порядка 14 тысяч рублей. Смета похода
Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута Итогами маршрута можно считать следующее: Группой успешно пройдена заявленная нитка линейного горного маршрута в Архызе (Западный Кавказ). Пройдено за 9 дней активной части насквозь с полным грузом шесть перевалов 1А к.с. Протяжённость маршрута составила 112 км, а суммарный перепад высот составил 9’660 метров. Маршрут пройден группой полностью автономно, без осуществления забросок продуктов и снаряжения. Участники похода повысили свой спортивный туристский опыт в рамках подготовки к более сложным походам. Использование бензина Калоша было весьма выгодным в экономическом плане, а в процессе приготовления пищи группа не испытала никаких трудностей, при этом выиграв в весе тары. Применяя на маршруте камеру Samsung Gear 360°, группа продолжила совершенствование своего опыта в создании фото и видео материала на маршруте. Размещение данных материалов на сервисе гугл-карт[2] позволит пользователям популярного среди спортивных туристов ресурсе https://nakarte.me/ изучить весь отснятый фото материал в формате круговых панорам и планировать свой маршрут. В результате пройденного маршрута все цели, которые ставила перед собой группа, достигнуты, а задачи выполнены. На основании имеющегося опыта, группа может рекомендовать данный маршрут для повторного прохождения. По пройденному маршруту считаем необходимым дать следующие рекомендации:
Снятые перевальные записки
Перевал Агур Северный Перевал Архыз
Перевал Мылгвал
Перевал Айюлю
Перевал Мылгвал
Перевал Аюлю
Фото не вошедшие в описание
Рисунок 177 - Перевал Баритовый
Рисунок 178 - Перевал Агур Северный Список литературы Бондаренко Н. Д. "Архыз. Большая Лаба", Москва, издатель Балабанов И. В., 2002 Отчёт о горном учебно-спортивном походе 1 к.с. под руководством Захарова М.О., турклуб Вестра, 14-30.07.2006 (http://www.westra.ru/reports/zaharov.htmlmat) Отчёт о горном походе 1 к.с. под руководством А.Арутюняна, клуб туристов «АБРИС», 04-16.07.2010 (http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4910) Хапаев С.А. Теберда. Домбай. Архыз, М.: Профиздат, 1989 Бондаренко Н.Д. Архыз. Большая Лаба, М.: Балабанов И.В., 2002 Риск Тэг «Архыз» http://www.risk.ru/tags/1764/ Захаров М.О. ТК Вестра: Архыз 2006, июль, 1к.с. http://www.westra.ru/reports/zaharov.html Поляков И.А. ТК Вестра: Архыз 2006, июль, 1к.с. http://www.westra.ru/reports/kavkaz/m06pol1/ Каталог перевалов Михаила Лебедева http://caucatalog.narod.ru/base/zap.html Отчет о сборах школы БТП в Архызе (Зап. Кавказ) летом 2009 г. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4442 11. Голубев М.В. ТК МГУ: Архыз 2010, июль, 3к.с. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4774 Отчёт об учебно-тренировочных сборах горной школы НТП на Западном Кавказе (Архыз) ТК МГУ, 2004, июль http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2004ntp/ Новосёлов А. А. ТК МГУ: Архыз 2011, июль, 1 с эл. 2 к.с. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5400 Векторная карта под Garmin и растр с привязкой на её основе http://zelpanov.ucoz.ru/load/karta_arkhyza_dlja_gps/1-1-0-19 [2] карты Яндекса в ноябре 2020 года не поддерживают загрузку панорам пользователями |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||