Автор: Андрей Мартынов г. Балашиха

Отчет о горном спортивном маршруте 6 к.с. по Ц.Кавказу в период с 25 июля по 15 августа 2020 года

Условные обозначения

• движение группы на маршруте
  • провешенные перила
  • рекомендуемый путь

ЧХВ- чисто ходовое время

ПЕР. - перевал

ЛЕД. - ледник

В. - вершина

Р. - река

ГР.- градусы

Левый борт - всегда подразумевается орографически

Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

Проводящая организация.

Федерация спортивного туризма Московской области

Место проведения.

Россия, Центральный Кавказ

Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части маршрута, км

Продолжительность

1У-6Г

Вводная часть

Общая смысловая идея похода

Район похода и категория сложности были выбраны с целью повышения спортивно-туристических навыков участников, а также участия в Чемпионате России.

Предпоходная подготовка

В этом году предпоходный тренировочный процесс получился «скомканным». Сначала ждали зимы и холодов, планировали регулярно ездить на сосульку для ледолазания. В итоге, ее так и не залили. Со снегом тоже были сложности, его было мало. В феврале месяце удалось провести тренировку по сдергиванию веревок. Поработали с ледобурами-самовывертами, ледовыми проушинами, ледорубным крестом, сдергиванием снежного якоря, а также сдергиванием веревок со скального рельефа. Начиная с января месяца стали регулярно ходить командой на скалодром. В марте объявили карантин, тренировки пришлось свернуть. И только в июне, когда карантинные меры стали ослабевать, был осуществлен выезд на Дюкинские карьеры во Владимирскую область. Там отрабатывалось лазание по скалам, организация станций с использованием закладок и скальных крючьев, техника ИТО, подъем из трещины (силами провалившегося участника и силами команды), подъем и спуск пострадавшего с травмами средней тяжести (имитацией переломов ног и т.д.), кроме того, освежили знания по организации навесной переправы. А так же проводились беговые тренировки и участие в соревнованиях по рогейну. Поскольку до похода не удалось провести полноценный цикл тренировок, мы частично компенсировали это тренировкой на леднике Уллуауз.

Вопросы обеспечения безопасности

Все участники группы были застрахованы в страховой компании «СОВКОМБАНК СТРАХОВАНИЕ» на сумму 50000 долларов, по программе: «D».

У группы имелся спутниковый телефон системы Thuraya. Каждый день группа выходила на связь с координатором, который располагал всей информацией о походе (карта, нитка маршрута, график движения, координаты участников, данные страховой и турфирмы).

На протяжении маршрута сотовая связь была только в а/л Безенги. Оператор «Мегафон».

Кроме того, имелся GPS прибор, в который была загружена векторная карта.

Варианты подъезда и отъезда

Из Москвы группа добиралась самолетом до Минеральных вод. Билеты приобретали за 3 недели, стоимость 3200 руб. Авиакомпания «Utair», включала 20 кг багажа + 5 кг ручной клади. При вылете из Москвы авиакомпания запрещает провозить туристический коврик прикрепленным к рюкзаку (только внутри или в ручной клади), что вызвало определенные неудобства у туристского и альпинистского сообщества (таких было почти половина самолета). Кроме того, ручную кладь необходимо было умещать в контейнер для проверки размеров ручной клади, что так же вызывало определенные неудобства. На рейсах компании «Utair» вылетающих из Минеральных вод в Москву, таких неудобств не создавалось.

В Минеральных водах был заранее заказан микроавтобус «Соболь» у Бориса Сорокуева, стоимость 9500 руб. На нем нас отвезли в а/л Безенги (там мы оставили заброску, стоимость хранения - 40 руб сутки за один мешок), а далее довезли в дол. Думала. Дорога заканчивается перед мостом у дома егеря.

На обратном пути, от пос. Верхний Баксан до отеля в г.Нальчик добирались на микроавтобусе «Газель». Машина была вызвана заранее по спутниковому телефону у Бориса (стоимость - 6000 руб). На следующий день нас на этой же машине довезли до аэропорта в Минеральных водах (стоимость - 5500 руб).

Далее самолетом долетели до Москвы (Шереметьево). Компания «Аэрофлот», стоимость билетов - 5800 руб., билет включал 23 кг багажа + 10 кг ручной клади.

Организационные сведения

Въезд и выезд из района был осуществлен через турфирму «Тау-Сервис» под руководством Бориса Сорокуева. Стоимость (9500+11500 руб). Машины приходили вовремя, мы остались довольны.

Газ «Kovea» в баллонах по 450гр был закуплен в а/л Безенги по предварительной договоренности. Стоимость баллона - 450 руб. Изначально планировалась закупка газа через Бориса, но была получена информация от дружественной группы, что газ у Бориса плохой. Горит плохо, баллоны не полные, на внешний вид - б/у. У них было предположение, что под видом новых, им продали перезаправленные баллоны. Поэтому перед походом оперативно переиграли закупку на а/л Безенги. Качеством газа мы остались довольны. Уже после похода, уточнили у другой группы, что с газом, купленным напрямую у Бориса проблем не было. Так что, возможно, что это была разовая проблема.

Пропуска в заповедник были заказаны через а/л Безенги. Услуга была оказана бесплатно.

Погранпропуска заказывали самостоятельно, через сайт «https://www.gosuslugi.ru/«.

Их высылали на адрес Бориса Сорокуева, их он передавал нам вместе с водителем.

Продукты привозили из Москвы транспортной компанией «Главдоставка», на адрес Бориса. Нам их передали вместе с водителем. Тут мы объединились с другой дружественной группой, стоимость на нашу группу получилась - 2400 руб.

В Нальчике останавливались в отели «Азимут». Там очень хорошие номера. Мы рекомендуем этот отель. Стоимость за двухместный номер 3500 руб и 4600 руб вместе с завтраком.

Координаты:

«ТАУ СЕРВИС», Борис Сорокуев: г. Нальчик Тел: +7(928)950-38-68 +7(929)884-31-75 bezonec@list.ru

а/л Безенги, Темболат:

«ГЛАВДОСТАВКА»: https://glav-dostavka.ru/

Отель «Азимут»: https://azimuthotels.com/

Аварийные выходы и запасные пути

• Спуск по дол. Думала
  • лед. Уллуауз - пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4250) - лед. Кундюм-Мижирги
  • Лед. Тютюн - дол. Тютюнсу - дол. Черек-Балкарский
  • Лед. Тютюн - связка пер. Туристов Грузии + Ашинова (2А, 3800) - дол. ЧерекБалкарский - пос. Верхняя Балкария
  • Лед. Крумкол - пер. Селлы (3А, 4250) - лед. Безенги
  • Лед. Крумкол - связка пер. Спартак + пер. МВТУ (2А, 4200) - лед. Безенги
  • Лед. Безенги - пер. Атсыз (2Б, 4270) - лед. Шаурту
  • Лед. Чат юж. - пер. Бодорку (2А*, 4000) - лед. Башиль

Команда прошла маршрут полностью, не используя запасные варианты.

Заявленный и пройденный маршрут

Заявленный маршрут:

дол. Думала - дол. Укюсу - пер. 9 мая (1Б, 3800) - дол. Думала - пер. Уллуауз (3А, 4300) - лед. Тютюн - связка пер. Землянникова + Ашинова (3Б, 4415) - лед. Крумкол - пер. Крумкольский провал (3Б, 4350) - дол. Мижирги - лед. Безенги - связка пер. Кель + Ортокара Вост. (3А, 4245) - дол. Гарааузсу - дол. Кулаксу - пер. Чат Чегемский (3А, 3850) - дол. Башиль - пер. Грановского (2А, 3759) - дол. Адырсу - пос. Верхний Баксан

Пройденный маршрут:

дол. Думала - дол. Укюсу - пер. 9 мая (1Б, 3800/3641 по GPS) - дол. Думала - пер. Уллуауз (3А, 4300/4240 по GPS) - лед. Тютюн - связка пер. Землянникова + Ашинова (3Б, 4415/4400 по GPS) - лед. Крумкол - пер. Крумкольский провал (3Б, 4350) - дол. Мижирги - лед. Безенги - связка пер. Кель + Ортокара Вост. (3А, 4245/4143 по GPS) - дол. Гарааузсу - дол. Кулаксу - пер. Чат Чегемский (3А, 3850/3863 по GPS) - дол. Башиль - пер. Грановского (2А, 3759/3756 по GPS) - дол. Адырсу - пос. Верхний Баксан

Маршрут был полностью пройден без изменений.

На маршруте была заложена одна заброска в а/л Безенги.

О районе путешествия.

Кавказ - горная страна, расположенная вдоль границы Европы и Азии в пределах России, Азербайджана и Грузии. Наиболее высокая, осевая часть горной системы, протянувшейся на 1100 км между Черным и Каспийским морями в направлении северозапад - юго-восток, носит название Большого Кавказа.

Горы Большого Кавказа в геологическом отношении молоды. Здесь продолжаются тектонические поднятия, рельеф подвергается интенсивному разрушительному действию ледников, рек, ветровой эрозии. Вершины гор, сложенных из твердых пород, имеют форму пиков, башенок, пирамид. В областях мягких пород встречаются вершины округлых или столообразных форм, с плоским верхом и отвесными склонами. Разнообразны профили речных долин- от широких корытообразных, выработанных древними ледниками, до узких, порой непроходимых каньонов. Весь район отличается относительно высокой сейсмичностью.

Основную часть горной системы Большого Кавказа образуют два почти параллельных близких по высоте хребта: Главный, или водораздельный, и Передовой, переходящий на востоке в Боковой. Главный хребет тянется сплошной горной цепью, в то время как расположенные к северу от него Передовой и Боковой хребты представляют собой чередующиеся горные массивы, разделенные поперечными речными долинами.

К северу от Большого Кавказа расположен ряд понижающихся к равнине волнообразных горных гряд, ближайшие из которых носят название Скалистого и Пастбищного хребтов, состоящих из известняковых массивов, пологих с севера и круто обрывающихся к югу. Южный склон Большого Кавказа в целом короче и круче северного, особенно в восточной части. Ближе к западу он расширен за счет боковых хребтовотрогов: Кахетинского, Картлинского, Рачинского, Сванетского, Кодорского, Чхалтского, Бзыбского, Гагрского.

Большой Кавказ делится на три части: Западный Кавказ, Центральный и Восточный (с условными границами по меридианам, пересекающим Эльбрус и Казбек).

Климат Большого Кавказа определяется его южным расположением, близостью Черного и Средиземного морей, а также значительной высотой горных хребтов. Большой

Кавказ является барьером на пути движения масс влажного теплого воздуха с запада. Больше осадков приходится на южные склоны, максимальное количество - в западной части, где в высокогорье выпадает более 2500 мм в год (более всего в нашей стране). К востоку количество осадков падает до 600 мм в год. Северный склон Большого Кавказа в целом суше южного.

В горах Большого Кавказа на сравнительно небольшой площади присутствует широкий набор климатических зон с выраженной поясностью по высоте: влажные субтропики Черноморского побережья континентальный сухой (на востоке до полупустынного) климат с жарким летом и короткой, но холодной зимой на равнинах предкавказья умеренно континентальный климат предгорий со значительными осадками (особенно в западной части) и многоснежной зимой (в районе Красной Поляны, на водоразделе рек Бзыбь и Чхалта снежный покров достигает 5 м и даже 8 м). В зоне альпийских лугов климат холодный и влажный, зима длится до 7 месяцев, средние температуры августа- самого теплого месяца- колеблются от 0 до +10°С. Выше располагается так называемый нивальный пояс, где средняя температура даже самого теплого месяца не превышает 0°. Осадки здесь выпадают преимущественно в виде снега или крупы (града).

Средние температуры января у подножия гор -5°С на севере и от +3° до +6°С на юге на высоте 2000 м -7-8°С, на высоте 3000 м -12°С, на высоте 4000 м -17°С. Средние температуры июля у подножия гор на западе +24°С, на востоке до +29°С на высоте 2000 м +14°С, на высоте 3000 м +8°С, на высоте 4000 м +2°С.

На Большом Кавказе высота снеговой линии, поднимаясь с запада на восток, колеблется в пределах 2700 м - 3900 м. над уровнем моря. Ее северная отметка различна для северных и южных склонов. На Западном Кавказе это соответственно 3010 и 2090 м, на Центральном- 3360 и 3560 м, на Восточном- 3700 и 3800 м. Общая площадь современного оледенения Большого Кавказа - 1780 км. Число ледников- 2047, их языки спускаются до абсолютных отметок: 2300-2700 м (Западный Кавказ), 1950-2400 м (Центральный Кавказ), 2400-3200 м (Восточный Кавказ). Большая часть оледенения приходится на северную сторону от ГКХ. Распределение площади оледенения таково: Западный Кавказ- 282 и 163 кв.км Центральный Кавказ- 835 и 385 кв.км Восточный Кавказ- 114 и 1 кв.км соответственно.

Кавказские ледники отличаются многообразием форм. Здесь можно увидеть и грандиозные ледопады с сераками, ледяные гроты, "столы", "мельницы", глубокие трещины. Ледники выносят большое количество обломочного материала, накапливающегося в виде разнообразных морен по бокам и у языка ледников.

Заселенность Большого Кавказа относительно велика. Населенные пункты, промышленные и сельскохозяйственные предприятия можно встретить и на высоте 20002500 м.

Основное транспортное средство региона - автомобиль. К большинству селений проложены качественные дороги с твердым покрытием, на альпийские пастбища ведут грунтовые дороги, в местах лесоповала, геологических разведок - тракторные колеи. Действующих автодорог, пересекающих ГКХ, в высокогорной части только три: ВоенноГрузинская дорога (через Крестовый перевал- 2388 м), связывающая Владикавказ и Тбилиси под Рокским перевалом пробит протяженный тоннель, по которому проложено современное шоссе Военно-Осетинская дорога (через Мамисонский перевал- 2819 м), доступная автомобилям высокой проходимости и только в теплое время года. Из пешеходных троп через водораздел Большого Кавказа издавна известны переходы через перевалы Санчара (2600 м), Марух (2740 м), Клухор (2816 м), Донгузорун (3161 м), Твибер (3580 м), Гезевцек (3465 м).

Населенные пункты связаны с районными центрами автобусным сообщением, а некоторые из них - самолетами малой авиации (Сухуми-Псху, Местиа-Кутаиси, Телави-Омало, Махачкала-Беджа, Тлярата и др.). Все шире используются для этой цели вертолеты.

Железные дороги со всех сторон огибают предгорья Большого Кавказа. Короткие ответвления приводят к конечным станциям в городах Майкоп, Лабинск, Черкесск, Кисловодск, Нальчик, Владикавказ, Буйнакск, Чиатура, Цхинвали, Телави, что помогает в подъездах к началу туристских маршрутов и выезду после их окончания.

Предгорная часть территории Большого Кавказа хорошо освоена, развиты сельское хозяйство, промышленность. Здесь много городов: Баку, Тбилиси, Кутаиси, Сухуми, Сочи, Майкоп, Черкесск, Нальчик, Владикавказ, Грозный, Махачкала. Удобное географическое положение, близость крупнейших городов развитых областей стран, густая населенность предгорий делают Большой Кавказ наиболее посещаемым туристами горным районом. Здесь имеются горные маршруты для групп любой квалификации и условия для проведения всех туристских спортивных и учебных мероприятий: соревнований, слетов, сборов, школ и т.п. Разнообразие ландшафтов и обилие памятников истории и культуры придают особую привлекательность походам по Большому Кавказу. Здесь известны сотни разнообразных горных маршрутов 1-6 категорий сложности, позволяющих наряду с выполнением спортивных требований познакомиться с интересным краем, его природой и историей.

Лучшее время для спортивных походов в высокогорье- с 1 июня по 30 сентября, причем наиболее благоприятен период с 15 июля по 15 сентября. В последнее годы стали популярными походы 1-2 категорий сложности в горах высотой менее 3000 м в первой половине мая, а также массовые восхождения горных туристов на Эльбрус и Казбек.

В зимний период (а также ранней весной и осенью) в связи с неустойчивой погодой, снегопадами и высокой лавинной опасностью в высокогорье появляются лишь отдельные группы опытных туристов.

Центральный Кавказ

Центральный Кавказ - наиболее высокая и труднодоступная часть Большого Кавказа. Вершины Шхара, Дыхтау, Коштантау, Джангитау, Казбек превышают 5000 м. Здесь находится и высшая точка Кавказа - гора Эльбрус (5642 м)- двухглавый конус потухшего вулкана, исполином возвышающийся над заснеженными хребтами, виден за 100 и более километров. В высокогорьях Центрального Кавказа находятся и наиболее грандиозные ледники. Безенгийская стена, склоны Эльбруса и Казбека несут почти сплошной ледовый покров. Здесь есть все виды ледников, в том числе и долинные. Среди оригинальных вершин региона - знаменитые Ушба, Шхельда, Тихтенген, Тетнульд, Шхара, Айлама.

Долины Центрального Кавказа просторнее и более суровые, чем на Западном Кавказе. Реки, вырывающиеся из-под ледников, бурные и довольно мутные.

Центральный Кавказ в осевой, наиболее высокой своей части сложен твердыми породами- гранитами, кристаллическими и глинистыми сланцами, песчаниками. Периферийные части составлены осадочными, более молодыми и мягкими породами - известняками, маргелями и доломитами. Поднимающиеся на звеньях Бокового хребта вулканические конусы Эльбруса и Казбека расположены на высоко поднятых цоколях их гранитов и сланцев. К западу от Крестового перевала, на Кельском вулканическом плато находится множество неактивных вулканов.

В орографическом плане Центральный Кавказ состоит из Водораздельного хребта сложного рисунка, где отдельные участки имеют направление, на 90-120° отличающееся от генерального, и ряда значительных хребтов-отрогов - Эльбрусского, Адылсу, Адырсу, Бодорку, Каргашильского, Бокового, Суганского, Цейского, Саудорского, Тепли, Джимарайского на севере и Штавлерского, Накринского, Ушбинского, СветгароГвалдинского, Кулак, Загари, Чхундер, Сванетского, Лечхумского, Рачинского на юге.

Участки водораздельного хребта, расположенные к юго-западу и югу от подрайонов Тепли и Джимарай-Казбек, относящихся к Боковому хребту, носят название Двалетского и Мтиулетского хребтов.

Для среднегорья и низкогорья Центрального Кавказа типичен горно-эрозионный рельеф, в высокогорье господствует горно-ледниковый, представленный зазубренными гребнями с крутыми склонами, карлингами, карами, троговыми долинами и т.п.

Климатические особенности района определяются высотной зональностью и образуемым Водораздельным хребтом горным барьером, развернутым под углом к основным влагоносным воздушным потокам, приходящим с запада. Количество осадков колеблется от 2000 мм в западной до 1500 м - в восточной.

Центральный Кавказ несет значительное оледенение, 70 площади которого приходится на северный склон и около 30 на южный, что объясняется переносом снега западными ветрами за барьер Водораздельного хребта и повышенной инсоляцией южного склона. Около 40 ледников региона имеют площадь, превышающую 5 кв.км, а пять из них (Дыхсу, Безенги, Караугом, Лекзыр и Цаннер) имеют площадь приблизительно по 40 кв.км. Более 140 км составляет ледяная шапка Эльбруса.

Погода в регионе не отличается устойчивостью: солнечные дни даже летом нередко сменяются в высокогорье жесткой и длительной- до 3-5 дней- непогодой. Центральный Кавказ располагает богатыми возможностями для проведения любых спортивных походов и мероприятий. Здесь практикуются походы для начинающих, походы для родителей с детьми, местные и выездные массовые слеты и соревнования, учебные мероприятия (как для начальной, так и высшей подготовки), походы в межсезонье и в зимний период. В пределах региона могут быть проведены горные походы 1-6 к.с.

Наиболее технически сложными подрайонами и горными узлами являются участок ГКХ между вершинами Юсеньги Узловая и Ортокара, Главный и Боковой хребты в районе Безенги, группы Дыхтау-Коштантау, Цей-Караугом.

К горам Центрального Кавказа есть удобные подъезда по автомобильным дорогам из Минеральных Вод, Нальчика и Владикавказа. Маршруты можно начинать из пунктов, имеющих автобусное сообщение: Былым, Тырныауз, Верхний Баксан, Эльбрус, Терскол, Булунгу, Безенги, Верхняя Балкария, Ташлы-Тала, Мацута, Дзинага, Верхний Згид, Бурон, Фиагдон на севере.

Схема движения группы на маршруте

скачать карту маршрута 1

+1050

травянистые и осыпные склоны

утро: облачно день: облачно вечер: плотный туман

м/н - пер. 9 мая (1Б, 3800) - поляна «СОГМИ»

8,5

+550

-900

+150

осыпные и травянистые склоны

утро: ясно день: облачно/ временами мелкий дождь вечер: облачно

м/н - под верхним ледопадом пер. Уллуауз

+250

-400

осыпные склоны

утро: облачно/ дождь день: облачно/ дождь вечер: облачно

м/н - ледопад - под взлетом пер. Крумкольский провал

4,5

+300

ледопад

утро: ясно/туман

день: облачно вечер: облачно/ туман

м/н - седловина пер. Крумкольский провал (3Б, 4350)

2,1

+650

утро: ясно день: ясно вечер: ясно

м/н - спуск с перевала - ночевки «Утюг»

3,3

9,7

+500

день: облачно вечер: облачно

м/н - пер. Кель (1А, 3582) - подход под взлет пер. Ортокара вост.

+1000

осыпные склоны

м/н - пер. Ортокара вост. (3А, 4245) - лед. Шаурту

6,2

+400 -950

осыпные склоны снежно-ледовые склоны закрытый/ открытый ледник

утро: ясно день: облачно/ дождь вечер: облачно/ дождь

м/н - дол. Кулаксу

10,3

-1000 +100

утро: ясно день: облачно/ дождь вечер: облачно/ дождь

м/н - под языком лед. Чат юж.

+600

осыпные склоны травянистые склоны

утро: ясно день: облачно/ мелкий дождь вечер: облачно/ мелкий дождь

м/н - седловина пер. Чат Чегемский (3А, 3850)

4,7

+950

открытый/ закрытый ледник

м/н - спуск с перевала - дол. Башиль

4,4

-1400

снежно-ледовые склоны

утро: облачно день: облачно вечер: облачно/ дождь/туман

м/н - пер. Грановского (2А, 3759) - лед. Адырсу вост.

10,6

+1300 -150

снежно-ледовые склоны

утро: ясно день: облачно/ местами снег

вечер: облачно

139 час

55мин

+10100 -10300

Километраж с учетом коэффициента 1,2. Среднее ЧХВ за день - 6 часов 20 минут.

Высотный график

1 - пер. 9 мая (1Б, 3641) 2 - пер. Уллуауз (3А, 4240) 3 - пер. Землянникова (3Б, 4400) 4 - пер. Ашинова (2А, 4600) 5 - пер. Крумкольский провал (3Б, 4350) 6 - пер. Кель (1А, 3578) 7 - пер. Ортокара вост. (3А, 4143) 8 - пер. Чат Чегемский (3А, 3863) 9 - пер. Грановского (2А, 3756).

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

скачать карту маршрута 1

скачать карту маршрута 2

Техническое описание прохождения группой маршрута

В субботу 25 июля в 04.30 команда прилетела в аэропорт Минеральных вод. Нас встретил водитель от компании «Тау-Сервис» и передал погранпропуска. Продукты мы доставили ранее, транспортной компанией «Главдоставка» на адрес Бориса Сорокуева (руководитель турфирмы), их нам передали так же при встрече. В 05.00 мы выехали из аэропорта в сторону а/л Безенги. Там мы планировали позавтракать и оставить заброску на вторую часть похода. По пути была проверка погран-пропусков, на это у нас ушло 3040 минут. В альплагерь мы прибыли только к 10.00. Там мы встретили двух наших участников, решили вопрос с заброской, встали на учет в МЧС, забрали заранее заказанный газ и пропуска в заповедник, позавтракали в кафе и в 12.00 выехали в сторону долины Думала, к месту нашего старта. Расстояние небольшое, но качество дороги плохое, поэтому неспешно доехали только к 12.45. Водитель остановился перед мостом, не рискнув через него проезжать. Еще час времени затратили на сборы и перетасовку снаряжения. В этот же день у нас планировался выход на маршрут, он описан далее по тексту.

Перевал 9 мая.

Категория трудности - 1Б, высота - 3800м/3641м по GPS, координаты: N 43°.05.414’ E 043°.14.411’

Перевал 9 мая - расположен в боковом хребте (группа Дыхтау-Коштантау). Соединяет ледник Гидан и ледник Уллуауз.

25.07.2020

День 1

дол. Думала (мост) - брод р. Укю

4,4 км

+450 м

2 часа 10 минут ЧХВ

После непродолжительных сборов мы начали наш маршрут в 13.45 (фото №1). Поскольку несли продуктов и газа на две недели, то и скорость передвижения в первые дни была невысокая. Прошли кордон егеря, в нем никого не оказалось, поэтому проверки пропусков в заповедник мы избежали. Начали подъем серпантином по тропе левого борта дол. Думала. Вышли на первую ступень, за которой начинается криволесье. Далее тропа пересекает мост на правый берег долины (фото №2), а еще через один переход возвращаемся по мосту на левый берег долины (фото №3). Тут находится кош с пастбищем. Кош обитаем, но к нам никто не выходил. В 16.50 ставим лагерь у слияния р. Думала и р. Укю, здесь же находится брод р. Укю на левый берег. Координаты: N 43°.09.266’ E 043°.15.518’ Высота 2025 м. ЧХВ от домика егеря до места стоянки составило 2 часа 10 минут. На протяжении всего подъема места под палатки не встречались. Вода появилась только к концу второго перехода у первого моста. В 150 метров от лагеря находится живописный водопад. При приготовлении ужина выяснилось, что новая горелка «Primus» травит газ в районе соединения с тросиком. Отремонтировать ее не удалось, и мы остались с двумя рабочими горелками.

Фото №1. Подъем в дол. Думала.

Фото №2. Первый мост в дол. Думала, ведущий на правый берег реки.

Фото №3. Второй мост в дол. Думала, ведущий на левый берег реки.

26.07.2020

День 2

утро: облачно день: облачно

вечер: плотный туман

брод р. Укю - ночевки «3100» перед языком ледника

8,7 км

+1050 м

5 часов 20 минут ЧХВ

В 06.40 осуществляем простой брод реки Укю, уровень воды не выше колена (фото №4). От места переправы поднимаемся по травянистым склонам левого борта долины Укю на устьевую ступень (фото №5). Далее проходим по травянистой террасе до порога, перегораживающего всю долину. Сначала обходим его вдоль реки пока не упираемся в каньон. Отсюда поднимаемся по крутому травянистому склону на очередную ступень долины. В 11.10 устраиваем обед, вода из протекающего рядом ручья. ЧХВ от места стоянки до места обеда 2 часа 20 минут. В 12.55 продолжаем движение вдоль ручья по ровной травянистой террасе. Пасутся многочисленные стада яков. В 13.55 пересекаем реку Гидан в месте ее разливов. Отдельные ее рукава перепрыгиваем по камням или проходим вброд, уровень воды ниже ботинок. Далее идем вблизи левого рукава реки Укю, проходящего под скалами (фото №6). Огибаем слева бараньи лбы и поднимаемся на левобережную морену. В 16.20 под перегибом (выводящим к озеру) ставим лагерь на ночевках «3100» (фото №7). Нас накрывает плотный туман. Здесь множество подготовленных ровных площадок, близко протекает река. Координаты: N 43.06.497 E 043.14.157. Это последние хорошие ночевки в верховьях этой долины. Можно еще поставить лагерь на стоянках у озера, но там ветрено и достаточно холодно.

Фото №4. Брод реки Укю на левый берег.

Фото №5. Вид в сторону пер. 9 мая из дол. Укю.

Фото №6. Вид в сторону пер. 9 мая из дол. Укю.

Фото №7. Вид в сторону пер. 9 мая из дол. Укю.

27.07.2020

День 3

утро: облачно

день: облачно/временами мелкий дождь

вечер: облачно

м/н - пер. 9 мая (1Б, 3800) - поляна «СОГМИ»

8,0 км

+550 м

-900 м

+150 м

7 часов 10 минут ЧХВ

В 06.20 вышли по осыпному склону левым бортом долины в направлении нашего перевала (фото №7). За один 35 минутный переход дошли до озера к верхним ночевкам под язык лед. Укю. Далее, еще за 1,5 перехода (55 минут) пересекли пологий, открытый ледник под пер. 9 мая (фото №8). Взлет представляет собой осыпной склон, крутизной 3035 о (фото №9). Осыпь среднего размера, сильно подвижная (фото №10). На прохождение взлета нами было затрачено 1,5 часа времени непрерывной работы.

Седловина пер. 9 мая - узкая скально-осыпная перемычка, есть пару мест под палатки. Воды и снега нет. Тур находится по центру, на видном месте. Сняли записку туристов ТК «МАИ» от 21.07.2020 под руководством Потапенко Андрея.

В 10.50 начали спуск с перевального взлета по средней осыпи крутизной до 30 о (фото №12). Погода испортилась, пошел мелкий дождь, долину заволокло туманом. Далее идет выполаживание. Тут можно подготовить места под палатки на осыпи, рядом маленькое озерцо. А следом вторая ступень, которую проходим ближе к правому борту по осыпи до 30о. После идет очередное выполаживание и начинается третья ступень перевала, которую проходим по мелкой осыпи ближе к центральной части (фото №13). Далее снова выполаживание, где есть хорошие места для палаток, но нет воды. Вскоре начинается очередной крутой спуск с долины, склоны становятся травянистыми, проходим левым бортом, ближе к скалам. Немного ниже начинается ручей. Отмечу, что от озерца под взлетом перевала до этого места воды совсем не было. Но склоны крутые, встать на обед удалось лишь на пару сотен метров ниже, чем начался ручей. Погода улучшилась, выглянуло солнце. С 13.40 до 15.35 обедаем на локальном выполаживание. Затем переходим на левый берег, обходя скалы на правом берегу, и снова переходим на правый берег. Дальше по очень крутому травянистому склону очень точно спускаемся на тропу в кармане левобережной морены ледника Уллуауз (фото №14). Нижнюю часть склона проходили с ледорубами. Это, пожалуй, единственное место для спуска, так как справа и слева склон обрывается вниз отвесными скалами, а ручей - водопадом. ЧХВ на спуск от седловины пер. 9 мая до кармана морены составило - 3 часа 15 минут. Высота 2763 м.

Выводы и рекомендации: перевал 9 мая - соответствует очень хорошей 1Б. Не рекомендую его к прохождению в качестве первого перевала в походе 2 к.с.

Прохождение перевального взлета на подъем со стороны лед. Укю отнимает очень много сил, так осыпь едет, а мест для отдыха нет. На прохождение взлета команда затратила 1,5 часа чистого времени.

Спуск с перевала достаточно продолжительный и физически выматывающий. Имеются серьезные проблемы с постановкой лагеря, так как есть места, но нет воды, либо есть вода, но склон крутой и палатки не поставить.

На спуске в нижней части склона надо внимательно следовать описаниям, чтобы не вылезти на бараньи лбы.

Последние 100 метров спуска - это очень крутой травянистый склон. Проходить участок нужно аккуратно и внимательно. Рекомендую использовать ледорубы.

Расклад ЧХВ на прохождение перевала 9 мая

Подъем от дома егеря до места брода через р. Укю

- 2 часа 10 минут

Подъем от места брода р. Укю до ночевок «3100»

- 5 часов 20 минут

Полное время прохождения перевала

- 13 часов 10 минут

- 19,1 км

Фото №8. Вид на пер. 9 мая и пер. СОГМИ из дол. Укю.

Фото №9. Взлет пер. 9 мая со стороны лед. Укю.

Фото №10. Прохождение взлета пер. 9 мая со стороны дол. Укю.

Фото №11 Группа на седловине пер. 9 мая.

Фото №12. Взлет на пер. 9 мая со стороны дол. Думала.

Фото №13 Спуск с третий ступени пер. 9мая в сторону дол. Думала.

Фото №14. Спуск с пер. 9 мая в карман левобережной морены.

Фото №15 Тропа в кармане левобережной морены лед. Уллуауз.

Фото №16. Поляна «СОГМИ». Показан путь подъема к пер. Уллуауз.

Перевал Уллуауз.

Категория трудности - 3А, высота - 4300м/4240м по GPS, координаты: N 43°.02.788’ E043°.13.939’

Перевал Уллуауз - расположен в Северном массиве в хребте Коштан-крест между Коштан-тау и Тютюн-баши, ведет с ледника Уллуауз на ледник Тютюн (ущ.р.Тютюн-су).

От места спуска с пер. 9 мая идем по хорошей тропе в кармане левобережной морены (фото №15). Тут протекает ручей, и встречаются места для палаток. За 45 минут доходим до поляны «СОГМИ» (фото №16). И в 17.55 ставим лагерь. Места тут великолепные, рядом протекает чистый ручей, мест под палатки просто бесчисленное множество, выложены столики со стульями, подготовлены места для приготовления пищи. Координаты: N 43°.04.609’ E 043°.15.256’. Высота - 2880 м.

28.07.2020

День 4

м/н - под верхним ледопадом пер. Уллуауз

3 часа 25 минут ЧХВ

Вышли в 06.25. За один 20 минутный переход подошли под крутой травянистый склон, выводящий на крупную осыпь в обход нижней ступени ледопада. Далее мы затратили 1 час 20 минут ЧХВ на прохождение травянистого склона. И еще за один переход (25 минут) вышли по крупной осыпи на открытый ледник. Далее мы сделали еще пару переходов (50 мин) по леднику, вдоль скал левого борта. Ледник в этом месте стал совсем пологим. Мы без труда, за 20 минут пересекли снежно-ледовое плато под верхний ледопад Уллуауз. Шли в связках, часть ледника была закрыта снегом. На безопасном расстоянии поставили палатки, приготовили обед, организовали разведку и провели тренировку, еще раз освежив знания по сдергиванию веревок. Координаты лагеря: N43°.03.678’ E 043°.14.116’. Высота: 3541 м.

Фото №17. Вид на верхний ледопад пер. Уллуауз.

29.07.2020

День 5

утро: облачно/периодически снег день: облачно/периодически снег вечер: плотный туман

м/н - под верхним бергшрундом пер. Уллуауз

2,8 км

+600 м

6 часов 30 минут ЧХВ

Верхний ледопад пер. Уллуауз проходится вдоль правого борта (фото №17). Стоит учитывать опасность ледовых обвалов с нависающих сераков на склонах пика Труд, и проходить этот участок с утра, пораньше. В нашем случае ночью была гроза, шел снег. Только к утру погода стала улучшаться. Вышли только в 06.40. Небо было затянуто облаками, периодически шел снег. В этот день мы не наблюдали ледовых обвалов.

Ледопад тоже не было слышно.

При подходе под ледопад прошли снежно-ледовую ступень ледника. Шли двумя связками, пересекали небольшие трещины шириной до 0,5 метра. Подход занял у нас 55 минут. Ледопад начали проходить по ледовому желобу направо по ходу (фото №18, 19). Далее крутизна увеличилась до 35-40 о, стали забирать левее по ходу (фото №20, 21). На ледовом склоне, закрутили три промежуточных бура. От бергшрунда провесили одну веревку, длиной 50 м (фото №22). Бергшрунд проходили в самом узком месте с 1,5 метровым перегибом. Далее долгий подъем по снежно-ледовому склону (фото №23, 24). Крутизна менялась от 15 до 40о. В середине подъема проходили огромную ледовую трещину по надежному снежному мосту (фото №25). Выше нее повесили еще 20 метров перил по 40о фирну. Пересекли еще одну огромную трещину уже по менее надежному мосту. В качестве страховки использовали несколько промежуточных ледобуров. Далее началась тропежка по ботинок, вплоть до верхнего выполаживавания, крутизна склона в верхней части была около 35-40о. По верхним снежным террасам траверсировали склон до пологого плато над ледопадом. Тут устроили обед в 13.40. ЧХВ от места лагеря до верхнего плато составило 6 часов 00 минут. На протяжении подъема периодически шел снег. С обеда вышли в 15.45. За один 30 минутный переход дошли до гигантской трещины, тянущейся по всей длине седловины. Тут нас накрыл плотный туман. Видимость составляла не более 10 метров. Было не понятно, где лучше проходить эту трещину. Пытались дождаться прояснения, но просидев 1 час 15 минут, приняли решение подготовить места под палатки и остаться ночевать тут (фото №26). В итоге мы не пожалели, что в этот день не дошли до седловины. Так как на самом седле, было достаточно ветрено. Координаты лагеря: N 43°.02.874’ E 043°.13.958’ Высота: 4203 м.

Фото №18. Нижняя часть ледопада под пер. Уллуауз.

Фото №19. Прохождение участка ледопада в ледовом желобе.

Фото №20. Подъем по снежно-ледовому склону.

Фото №21. Уперлись в бергшрунд при подъеме.

Фото №22. Прохождение бергшрунда в самом узком месте.

Фото №23. Подъем к пер. Уллуауз.

Фото №24. Подъем к пер. Уллуауз.

Фото №25. Прохождение первой огромной трещины по надежному ледовому мосту.

Фото №26. Лагерь под седловиной пер. Уллуауз.

30.07.2020

День 6

м/н - пер. Уллуауз (3А, 4300) - лед. Тютюн

2,3 км

+50 м

-350 м

5 часов 30 минут ЧХВ

С утра погода налаживается, светит солнце, утренний морозец. У дежурного поломалась ножка у горелки Kovea (горелка покупалась новой, перед этим походом).

Ножку замотали проволокой и приклеили эпоксидным клеем.

Выходим в 06.55. Первую огромную трещину прошли по надежному снежному мосту в центральной части склона. Верхний бергшрунд под седловиной, обошли слева по ходу (фото №27). Далее траверс склона с выходом на седловину в 07.30 (фото №28).

Седловина пер. Уллуауз широкая, снежная. Можно поставить множество палаток. Воды нет, есть возможность топить из снега. На перевале ветрено. Тур находиться на скалах по центру седловины, справа от спускового кулуара. Сняли контрольную записку группы туристов СТК «Вертикаль» г. Краснодар под руководством Огера Алексея от 25.07.2016.

Вышли в 08.10. Спуск с перевала в сторону ледн. Тютюн осуществляется по снежно-ледовому кулуару протяженностью около 450м и средней крутизной 45° (фото

№30). При прохождении кулуара, падение камней, снега и льда не наблюдали. Провешиваем 9 веревок по 50 метров (фото №31, 32, 33, 34, 35, 36). 1-6 веревку вешаем на станции на ледобурах, 7-ю веревку повесили петлей за скалу, 8-9 веревку на станции из 2х ледорубов. Крайний участник все веревки сдергивал либо ледобуром-самовывертом, либо ледорубным крестом. При спуске с 9-й веревки прошли два подряд 1-метровых бергшрунда по хлипким мостам. Первую половину спуска кулуар достаточно широк (около 100м) и позволяет маневрировать, при выборе станций. На середине спуска кулуар сужается до 5-10 метров. На прохождение перил всей командой было потрачено 4 часа 15 минут.

В 12.30 продолжаем спуск со ступени закрытого ледника. Идем левым бортом в обход трещин (фото №37). За 25-и минутный переход спустились на основное тело ледника Тютюн. Отсюда в обход трещин и разломов подошли под взлет пер. Землянникова (15 мин) и на безопасном расстоянии поставили палатки. Координаты: N 43°.02.244’ E 043°.14.235’ Высота: 3878 м.

Выводы и рекомендации: перевал Уллуауз - соответствует категории 3А. При прохождении ледопада стоит учитывать опасность ледовых обвалов с нависающих сераков на склонах пика Труд, и проходить этот участок с утра пораньше. Сам ледопад рекомендую проходить правым бортом. На подъем мы провесили 2 веревки. 2 участка пути проходили с использованием промежуточных буров. Погода нас вынудила заночевать не на самой седловине, а под ней. В результате мы от этого только выиграли, так как на седловине сильно дуло, а в месте лагеря нет. На спуск мы провесили 450 метров перил по 45о снежно-ледовому кулуару. Кулуар проходили в утренние часы, в нем было все спокойно и ничего не сыпало.

Расклад ЧХВ на прохождение перевала Уллуауз

Подъем по карману левобережной морены до поляны «СОГМИ»

- 0 часов 45 минут

Подъем от поляны «СОГМИ» до места ночевки под верхним ледопадом

- 3 часа 25 минут

Подъем от места ночевки до седловины пер. Уллуауз

- 7 часов 05 минут

Спуск с седловины пер. Уллуауз по кулуару до пологой части

- 4 часа 15 минут

Полное время прохождения перевала

- 16 часов 10 минут

- 11,7 км

Фото №27. Обход бергшрунда слева по ходу.

Фото №28. Выход на седловину пер. Уллуауз.

Фото №29. Группа на седловине пер. Уллуауз.

Фото №30. Спуск с перевала Уллуауз по узкому кулуару (9 веревок по 50 метров).

Фото №31. Спуск с перевала Уллуауз. Прохождение первой веревки.

Фото №32. Организация «сдерга» при помощи ледобура-самовыверта.

Фото №33. Спуск по третьей веревки.

Фото №34. Спуск по пятой веревки.

Фото №35. Спуск по шестой веревки.

Фото №36. Спуск по восьмой веревки.

Фото №37. Спуск с пер. Уллуауз.

Связка пер. Землянникова + пер. Ашинова.

Категория трудности - 3Б

Перевал Землянникова - расположен между вершинами Тютюнтау и вершиной 4415 в восточном гребне Тютюнтау, ведет с ледника Тютюн на ледник Ю.Тютюн/№405, координаты: N 43°.01.734’ E 043°.13.998’, высота - 4415м/4400м по GPS.

Перевал Ашинова - расположен в отроге Тютюн хребта Коштан-Крест, между вершинами 20-летия ВЛКСМ и Колкая. Соединяет долины реки Карасу (лед. Тютюн юж./№405) и р. Крумкол (лед. Крумкол). Экспозиция перевала: восток/запад, координаты: N 43°.00.595’ E 043°.13.645’, высота - 4415м

31.07.2020

День 7

утро: ясно день: облачно/снег/туман вечер: облачно

м/н - под верхним бергшрундом пер. Землянникова

1,1 км

+450 м

10 часов 10 минут ЧХВ

Выход в 05.35. За 20 минут подошли под бергшрунд. По пути встретилась одна широкая трещина, прошли ее по надежному снежному мосту (фото №41). От бергшрунда начали вешать перила (фото №42). Первая веревка идет по плотному фирну, крутизной 55-60о, длина участка - 40 метров (фото №43, 44), далее идет пояс скал - 5 метров

(несложное лазание), далее еще 5 метров плотного фирна и организуется станция. Отсюда повесили еще 300 метров перил по снежно-ледовому склону, идущему вдоль скального ребра (фото №45-47), крутизна склона начиналась от 50о и постепенно снижалась до 40о.

Все веревки крепились на ледобурах. Последняя веревка вывела на гребень северного контрфорса. Далее прошли в связках 100 метров по узкому гребню (фото №48). Палатки в случае необходимости в этом месте ставить крайне проблематично. Одна сторона гребня - это отвесные скалы на сотни метров, другая - крутой ледовый склон. По окончании гребня, провесили 100 метров перил по снежно-ледовому склону, крутизной 40-50 о (фото

№49, 50). По пути мы пересекли метровую продольную трещину. Погода стала заметно портиться, пошел снег. Отсюда первопроходцы ушли траверсом влево в сторону основного гребня, и далее провешивали гребень вплоть до седловины перевала. Мы пошли напрямую в направлении скального выступа, немного левее седловины по ходу. Шли двумя связками по 30о склону с небольшой тропежкой, чуть ниже ботинка. Через два перехода дошли до верхнего бергшрунда. Здесь появились первые удобные места под палатки, место безопасное. Время - 16.00, подъем был ранний и уже несколько вымотались. Плюс стала портится погода, появился туман, видимость уменьшилась до 50150 метров. Хоть время позволяло идти дальше, в данных условиях приняли решение ставить палатки (фото №51). Координаты: N 43°.01.875’ E 043°.14.106’. Высота: 4293 м.

Отметили мой день рождения бутербродами с икрой и сушеными кальмарами. Всетаки в таких условиях отмечать день рождение - это особые ощущения, запоминаются на всю жизнь.

Фото №38. Вид на пер. Землянникова со стороны лед. Тютюн.

Фото №39. Вид на пер. Землянникова со стороны лед. Тютюн.

Фото №40. Траектория подъема первопроходцев в 2007 году отмечена пунктирной линией. Наша линия подъема отмечена сплошной линией (фото Фомичева Олега 2007г).

Фото №41. Прохождение трещины по снежному мосту.

Фото №42. Место начала провешивания перил.

Фото №43. Подъем тех лидера, навеска первой веревки.

Фото №44. Подъем тех лидера, навеска первой веревки.

Фото №45. Прохождение второй и третьей веревки.

Фото №46. Прохождение четвертой веревки.

Фото №47. Прохождение шестой веревки.

Фото №48. Прохождение гребня северного контрфорса связками.

Фото №49. Навеска восьмой и девятой веревки тех лидером, выше гребня.

Фото №50. Прохождение участником девятой веревки.

Фото №51. Организация лагеря ниже верхнего бергшрунда.

Фото №52. Отмечаем мой день рождения.

01.08.2020

День 8

утро: ясно

день: облачно/ туман/снег вечер: облачно/туман

м/н - пер. Землянникова (3Б, 4415) - лед. №465

2,6 км

+100 м

10 часов 40 минут ЧХВ

С утра погода отличная, чистое небо. Вышли связками в 06.20. От бергшрунда провесили 100 метров перил по 40 градусному склону (фото №53,54). Станции на ледобурах. Далее склон стал выполаживается, траверсом вправо (по ходу) дошли до седловины перевала, в 08.45 (фото №55,56).

Седловина перевала Землянникова - снежная, широкая, можно поставить множество палаток. Панорама с перевала просто великолепная. Тур находится на скальном острове с южной стороны (фото №58). Сняли контрольную записку первопроходцев, туристов г. Москвы и МО под руководством Фомичева О., от 10.07.07.

Спуск представляет собой снежно-ледовый склон (фото №60). Провешивается с самого верха и до низа. Имеет в средней и нижней части, две крутых ледовых ступени. Первая - длиной около 100 метров, вторая - 200 метров.

Приняли решение спускаться ближе к правой части склона от скального острова. К скальному острову шли по гребню в связках (фото №59). Оставили расходную петлю на скалах и начали вешать веревки.

Участки:

R0 - R1 - 150 метров перил по снежно-ледовому склону, крутизной 35о (фото №61).

R1 - R2 - 100 метров перил по льду, крутизной 55 - 60о. Последние 12 метров, по вертикальной стенке крутизной 80-85о (фото №62). Встречалось множество поперечных трещин, шириной до 1 метра.

R2 - R3 - 100 метров перил по снежно-ледовому склону, крутизной 30о (фото №63).

R3 - R4 - 200 метров перил по ледовому склону, крутизной 55 - 60о (фото №64).

Перила начали вешать в 09.35. На спуске погода быстро стала портиться, налетели облака, пошел снег, температура очень резко упала. Еще через некоторое время склоны накрыло туманом, видимость упала до 200 метров. Вблизи склонов правого борта, периодически летели камни, прижиматься туда не стоит. Спускаться в рантклюфте правого борта, так же не следует, там камнеопасно и рельеф сильно разорван. На ледовом рельефе веревки вешались на станции из ледобуров, на снежно-ледовом на станции из двух ледорубов. Последний участник сдергивал веревки либо ледобуром-самовывертом, либо ледорубным-крестом.

В 18.05 команда спустилась на плато. Далее в связках по правому борту закрытого ледника под склонами в. Тютюнтау. По пути встречались небольшие трещины (до 0,7 метра). Лагерь ставим на леднике, немного не доходя до осыпи. Координаты: N 43°.01.082’ E 043°.13.967’. Высота: 3767 м.

Фото №53. Прохождение 10-ой веревки перил над бергшрундом.

Фото №54. Прохождение 10-й веревки перил над бергшрундом.

Фото №55. Траверс склона к седловине пер. Землянникова.

Фото №56. Траверс склона по пути к седловине пер. Землянникова.

Фото №57. Группа на пер. Землянникова.

Фото №58. Место тура на пер. Землянникова.

Фото №59. Место начала спуска с пер. Землянникова.

Фото №60. Взлет пер. Землянникова с юга (фото использовано Фомичева О, 2007 год)

Фото №61. Спуск по первым трем веревкам.

Фото №62. Спуск по пятой веревки по вертикальной стенке.

Фото №63. Спуск по седьмой веревки.

Фото №64. Нижняя часть взлета (9-11 веревка).

02.08.2020

День 9

утро: облачно/снег/дождь день: облачно/дождь вечер: облачно

м/н - пер. Ашинова (2А, 3800) - под ледопадом пер. Крумкольский провал

6,4 км

-200 м

+250 м -400 м

4 часа 55 минут ЧХВ

С утра погода плохая, идет снег вперемешку с дождем. Так на этот день планы не столь значительные, решили перенести выход на более позднее время в надежде на улучшения погоды. В итоги погода так и не улучшилась, поймали окно собрались и вышли в 11.20. Пересекли остальную часть закрытого ледника (20 мин) и продолжили спуск по 35 о склону, покрытому мелкой осыпью. Начался мелкий дождь, до конца дня он нас так и не покидал, периодически делая паузы. Далее шли траверсом вправо по мелкой черной осыпи движемся без сброса высоты к черному осыпному гребню пика 20-летия ВЛКСМ, разделяющему цирки наших перевалов. ЧХВ на спуск составило 1 час 50 мин. Далее за 45 минутный переход вышли в 15.00 на седловину пер. Ашинова, подъем проходил по мелкой черной осыпи.

Седловина пер. Ашинова - осыпная, пологая, имеется снежный наддув с восточный стороны. Можно поставить пять-шесть палаток, но делать этого не следует, так как она продувается сильными ветрами. Тур по центру хорошо заметен. Сняли записку туристов КТ «Стрижамент» от 29.07.2020 г. под руководством Юркина. Из-за сильного ветра на седловине не стали задерживаться. В 15.20 начали спуск по мелкой черной осыпи сланцевых пород. Поскольку группы тут ходят часто, то уже фактически набили хорошую тропу. Спустившись на 150-200 метров по высоте, начали без потери высоты траверсировать склон в сторону пер. Крумкольский провал. На дно долины мы так и не спустились. Примерно на одном уровне по высоте шли по средним осыпям вплоть до ледопада под пер. Крумкол. Палатки поставили на зачехленой морене ледника Крумкол. Координаты: N 43.00.844 E 043.13.304. Высота: 3386 м. ЧХВ от седловины пер. Ашинова до места лагеря под ледопадом составило 2 часа 30 минут. В этот день у нас поломалась резьба у горелки MSR и мы остались с одной рабочей горелкой.

Выводы и рекомендации: связка пер. Землянникова + Ашинова - соответствует несложной 3Б. На подъем было провешено 550 метров перил, на спуск так же 550 метров. Наш вариант подъема более простой, чем у первопроходцев, которые ушли на гребень. Перевал интересный, безопасный, красивый, с отличными видами с седловины. Рекомендую его для прохождения.

Расклад ЧХВ на прохождение связки пер. Землянникова + Ашинова.

Подъем от места стоянки под взлетом до лагеря под верхним бергшрундом

- 10 часов 10 минут

Подъем от места стояки под верхним бергшрундом до седловины пер. Землянникова

- 2 часа 10 минут

Спуск с перевального взлета до пологой части ледника

- 8 часов 30 минут

Спуск из под взлета до места начала подъема под пер. Ашинова

- 2 часа 30 минут

Подъем на пер. Ашинова

Спуск с пер. Ашинова под ледопад пер. Крумкольский провал

- 2 часа 30 минут

Полное время подъема на перевал Землянникова

- 12 часов 20 минут

Полное время спуска с перевала Землянникова

- 11 часов 00 минут

Полное время прохождения перевала Землянникова

- 23 часа 20 минут

Полное время подъема на перевал Ашинова

- 0 часов 45 минут

Полное время спуска с перевала Ашинова

- 2 часов 30 минут

Полное время прохождения перевала Ашинова

Полное время прохождения связки пер. Землянникова + Ашинова

- 26 часа 35 минут

- 7,1 км

Фото №65. Спуск по осыпи с пер. Землянникова.

Фото №66. Вид на взлет пер. Ашинова с восточной стороны.

Фото №67. Группа на седловине пер. Ашинова.

Фото №68. Спуск с пер. Ашинова в сторону лед. Крумкол.

Фото №69. Спуск с пер. Ашинова в сторону лед. Крумкол.

Фото №70. Ледопад под пер. Крумкольский провал.

Перевал Крумкольский провал.

Категория трудности - 3Б, высота - 4350м/4350м по GPS, координаты: N 43°.02.892’ E 043°.11.750’

Перевал Крумкольский провал - расположен в боковом хребте, между вершиной Крумкол и пиком Тихонова. Ведет с ледника Крумкол на ледник Мижирги.

03.08.2020

День 10

утро: ясно/туман

день: облачно

вечер: облачно/ туман

м/н - ледопад - под взлетом пер. Крумкольский провал

4,2 км

+300 м

9 часов 00 минут ЧХВ

С утра плотный туман накрыл долину, видимость не более 50 метров. Ждем до 08.00 утра, выходит солнце и туман рассеивается. Быстро собираемся и выходим в 08.30. По пологому зачехленному леднику за 30 минутный переход доходим до ледопада. Еще с вечера наметили логичный путь в ледопаде. Общая картина выглядит следующим образом: нижнюю половину ледопада проходим по центру, далее уходим к правому борту. В 09.30 начали подъем по ледовому желобу в центральной части ледопада (фото №71, 72). Шли на личной технике, используя ледорубы, в кошках на передних зубьях. Крутизна склона составляла около 40-45о. Таким образом, прошли примерно 50 метров пути. Далее идет выполаживание, а за ним еще один ледовый желоб (фото №74, 75). Его так же прошли на личной технике (протяженность - около 50 метров, крутизна 40-45о). Следом шло очередное выполаживание. Провели разведку влево по ходу с возможностью выхода в рантклюфт (фото №77). В итоге увидели зону огромных разломов, тянущихся друг за другом, от этой идеи отказались. Начали петлять влево, вправо по центральной части преодолевая локальные стеночки до 2-х метров и небольшие трещины (фото №76). В 11.00 вышли под огромную нависающую ступень с отрицательным уклоном, тянущуюся от края до края, высота ее составляла в среднем 60 метров (фото №78). Провели разведку, наметили наиболее простой вариант пути (фото №79). По ледовым мостам подошли к месту начала подъема. Это место осложнялась тем, что в начале подъема приходилось уходить круто влево над огромной трещиной. И в случае срыва получался маятник. От станции тех лидер прошел первые 40 метров ледовой стенки (75о) сначала с уходом влево, а далее вправо. Дальше нас ждал сюрприз, так как казавшееся выполаживание оказалось ложным. Тех лидер вылез на «нож», шириной 30-40 см, далее была бездонная трещина шириной в несколько метров. В итоги ему пришлось идти траверс «ножа» (около 4 м) до более широкой полочки, спускаться в вертикальную трещину (4 м, 90о) на единственный небольшой и не очень надежный снежный мост, а далее вылезать по нависанию (100о), еще около 5 метров (фото №80, 81, 82). Рюкзаки из трещины вытягивались отдельно, участники поднимались при помощи стремени. Дополнительной сложностью являлось отсутствие места на станции, одновременно там могло находиться только 2 человека. Пока лезли первую веревку, нас накрыл плотный туман, и до конца дня видимость была не более 50-200 метров. Следующие 50 метров оказались проще, крутизна склона упала до 45-60о, по пути встретилось пару трещин, шириной в 1 метр. Третью веревку (20 метров) провесили по 30-45о ледовому склону.

Далее склон выполаживался, пошли связками по леднику и достаточно быстро уперлись в гигантский разлом тянущийся от края до края. Провели разведку. Ушли к правому краю ледника (ортографически). Там по 30о сн.-лд. склону спустились в рантклюфт (фото №83). Так как основное тело ледника было изрезано огромными трещинами, далее шли в самом рантклюфте. По пути уперлись в вертикальную ледовую стенку (4 м), повесили веревку (фото №84). Вскоре, трещин стало меньше, мы вышли на ледник и в 18.15 поставили лагерь. Координаты: N 43°.02.187’ E 043°.12.020’. Высота: 3718 м.

Фото №71. Вид на ледопад под пер. Крумкольский провал.

Фото №72. Подъем по ледовому желобу на личной технике.

Фото №73. Поиск путей в ледопаде.

Фото №74. Подход ко второму ледовому желобу.

Фото №75. Прохождение второго ледового желоба на личной технике.

Фото №76. Поиск путей в ледопаде.

Фото №77. Неудачная попытка проведения разведки с целью выхода к рантклюфту.

Фото №78. Уперлись в ледовую ступень.

Фото №79. Работа тех лидера при прохождении ледовой ступени.

Фото №80. Прохождение ледовой ступени участниками.

Фото №81. Подъем на полочку и следом спуск в трещину.

Фото №82. Вылезаем из трещины при помощи «стремени».

Фото №83. Обход ледового разлома в рантклюфте правого борта.

Фото №84. Подъем по вертикальной стенке вблизи правого борта.

04.08.2020

День 11

утро: ясно день: ясно вечер: ясно

м/н - седловина пер. Крумкольский провал (3Б, 4350)

2,0 км

4 часа 50 минут ЧХВ

С ночи все подмерзло, погода наладилась. Выход в 06.30 по закрытому леднику двумя связками. Из описаний прошлых лет было понятно, что перевальный взлет нужно проходить быстро, так как периодически падают вытаивающие камни. За два 40-45 минутных перехода подошли под взлет перевала (время 08.05). Взлет представляет собой широкий, ледовый кулуар, протяженностью около 500-600 метров (фото №84). В нижней части подрезан бергшрундом, сложности для прохождения не представляет (фото №86). Крутизна склона от бергшрунда и до седловины около 40-45о. Взлет был пройден на личной технике на три такта, связками, без использования точек страховки (фото №87, 89). Мест для отдыха нет. В верхней части склона вкрутили ледобуры, на которых повисели и отдохнули, насколько это было возможно (около 5 мин). В 11.30 вышли на седловину пер. Крумкольский провал (фото №90). На прохождение взлета было затрачено 3 часа 20 минут. При подъеме - падения камней не наблюдали. Спуск решили начинать следующим днем.

Седловина перевала Крумкольский провал - широкая, снежная. Жандарм в центре разделяет ее на две части. (мы вылези правее жандарма по ходу). В центре находится небольшой скальный остров, на котором стоит тур. Вблизи него поставили палатки на снегу с небольшой доработкой. Седловина сильно продуваемая, но в близи нашего лагеря ветра нет. В туре нашли три почти полных баллона газа, это нам было очень кстати. Так как расход газа в походе оказался выше планируемого и последние дни мы жили в режиме экономии. Контрольной записки в туре не обнаружено.

Погода в этот день была прекрасная, подсушили вещи и полюбовались великолепными видами. С перевала на северо-запад открывается панорама на Эльбрус, Брно, на юг вид на ГКХ с вершинами Черная и Белая незнакомка, Фытнаргин и Айлама.

Фото №85. Взлет пер. Крумкольский провал со стороны лед. Крумкол.

Фото №86. Подход под взлет пер. Крумкольский провал.

Фото №87. Взлет пер. Крумкольский провал со стороны лед. Крумкол.

Фото №88. Прохождение взлета пер. Крумкольский провал. На личной техники, в связках, без использования точек страховки.

Фото №89. Подход второй связки под взлет пер. Крумкольский провал.

Фото №90. Верхняя часть взлета пер. Крумкольский провал.

Фото №91. Верхняя часть взлета пер. Крумкольский провал.

Фото №92. Группа на седловине пер. Крумкольский провал.

05.08.2020

День 12

утро: ясно день: ясно вечер: ясно

м/н - спуск с перевала - ночевки «Утюг»

3,1 км

-500 м

11 часов 30 минут ЧХВ

Выход в 06.40. С правой части седловины, косым траверсом вправо, начали провешивать веревки. На каждую веревку закручивали два промежутка. В сумме получилось 350 метров траверсных перил до гребня (фото №92-95). Крутизна ледовых склонов была около 40-50 о. Все станции делали на двух ледобурах. Последний участник сдергивал веревки ледобуром-самовывертом.

Далее повесили еще 9 веревок по снежно-ледовому гребню (фото №96-98, 100). 13я и 16-я веревка проходила по скалам. Большая часть станций крепилась на ледобурах, но были станции и на ледорубах, одну станцию крепили петлей за скалу. Снимались веревки ледобуром-самовывертом или ледорубным крестом. Крутизна гребня составляла 35-45 о. Небольшую часть пути по гребню (около 70 м) прошли в связках без перил.

16-я веревка вывела нас к пологим площадкам под жандармом «Медведь». Тут имеются два хороших места под палатки. Чтобы спуститься с гребня в левую камеру основного ледника провесили еще 100 метров перил (фото №99). В нижней части пересекли бергшрунд по снежному мосту. 18-ю веревку сдернули в 17.00

Далее продолжили идти в связках по большой дуге в сторону ночевки «Утюг». Для того чтобы попасть на основное тело ледника нам нужно спуститься со ступени ледника.

Она в левой части сильно разорвана, и ее проходят правым краем. Но в этом году и правая часть оказалась сильно разорванной. Стали проводить разведки. Уже думали ставить палатки, а утром вешать перила. Но удалось найти проход среди трещин и в этот день осуществили спуск на ледник. Пересекли его с левого на правый борт, под ночевки «Утюг» (фото №101). По пути встречалось множество трещин, проходили их в связках по раскисшим мостам. Далее поднялись по осыпям на ночевки «Утюг». Места тут отличные, ровные, их тут бесчисленное множество. К минусам можно отнести - отсутствие воды. За ней пришлось спускаться на ледник. На это потратили 35 минут. В 19.30 начали ставить лагерь. Координаты: N 43°.03.825’ E 043°.11.903’. Высота: 3856м. Встретили группу из т/к Вестры под руководством Макарова А.

Фото №93. Спуск косым траверсом с пер. Крумкольский провал.

Фото №94. Спуск косым траверсом с пер. Крумкольский провал в сторону спускового гребня.

Фото №95. Спуск косым траверсом с пер. Крумкольский провал в сторону спускового гребня.

Фото №96. Спуск косым траверсом с пер. Крумкольский провал.

Фото №97. Спуск с пер. Крумкольский провал в сторону лед. Мижирги по гребню.

Фото №98. Спуск по гребню с пер. Крумкольский провал (15 веревка).

Фото №99. Спуск к ночевкам под жандармом «Медведь» (16 веревка).

Фото №100. Спуск от жандарма «Медведь» в левую камеру ледника Мижирги (17 веревка).

Фото №101. Спуск по гребню с пер. Крумкольский провал.

Фото №102. Спуск с пер. Крумкольский провал к ночевкам «Утюг».

Фото №103. Вид на пер. Крумкольский провал от ночевок «Утюг».

06.08.20

День 13

утро: ясно день: ясно вечер: облачно

м/н - а/л «Безенги»

11,9 км

-1700 м

06 часов 15 минут ЧХВ

Выход в 07.45. По тропе спустились на ледник ниже второй ступени ледопада. Проходим ледопад правым бортом, провешивая перила (четыре отдельных веревки: 20+25+25+50 м) (фото №103, 104). После очередного выполаживания небольшая ступень ледопада. Ее мы прошли по осыпям правого борта. Далее выходим на пологий ледник. Нижнюю ступень ледопада проходим так же правым бортом по осыпям и возвращаемся на ледник (фото №105). Далее выходим на гребень правобережной морены. Тут появляется хорошо набитая тропа, которая приводит нас в карман лед. Мижирги к Поповским ночевкам. Места отличные, в 14.10 встаем тут на обед. ЧХВ от места стоянки до Поповских ночевок составило 4 часа 45 мин. В 16.05 продолжили движение по тропе правого борта долины (фото №107). ЧХВ от Поповских ночевок до а/л Безенги составило 1 час 30 мин. Высота: 2170 м. В а/л забираем заброску на вторую часть похода. Приобрели вторую горелку фирмы «Сплав». Как выяснилось позже, ее мощности не хватает на разогрев 4,5 литровой кастрюли. Так что от ее использования мы так же отказались.

Выводы и рекомендации: пер. Крумкольский провал - соответствует категории трудности 3Б. Техническая часть перевала, была нами пройдена за 4 дня.

На подъем мы прошли ледопад, с прохождением одной сложной веревки. Есть ощущение, что ледопад сильнее разорвало, и он усложнился.

Взлет перевала был пройден на личной технике, на три такта, связками, без использования точек страховки. Команда должна иметь хорошую психологическую и техническую готовность для прохождения данного участка без веревок в отсутствие снега. В противном случае придется провешивать 500 метров перил, на что уйдет много времени, и повышаются шансы оказаться под камнепадом. Взлет мы проходили во временном диапазоне 08.05 - 11.30, падение камней не наблюдали. Кроме того, надо учитывать отсутствие каких-либо ровных поверхностей для отдыха.

На спуск провесили 22 веревки (1025 метров перил). Из них 7 веревок косым траверсом до гребня, 11 веревок по гребню и 4 веревки в ледопаде Мижирги. Отмечу, что прохождение траверса более трудозатратно, чем спуск по вертикальным перилам.

Седловина имеет великолепные виды и полудневка в ясную погоду оставит яркие впечатления. Перевал нам понравился, рекомендуем его для прохождения!

Расклад ЧХВ на прохождение пер. Крумкольский провал.

Подход под ледопад по лед. Крумкол

- 0 часов 30 минут

Прохождение ледопада лед. Крумкол

- 8 часов 10 минут

Подход под взлет пер. Крумкольский провал

- 1 час 45 минут

Прохождение взлета пер. Крумкольский провал

- 3 часа 20 минут

Спуск с пер. Крумкольский провал до жандарма «Медведь»

- 9 часов 10 минут

Спуск от жандарма «Медведь» до ночевки «Утюг»

- 2 часа 20 минут

Спуск от ночевок Утюг до Поповских ночевок

- 4 часа 45 минут

Спуск от Поповских ночевок до а/л Безенги

- 1 час 30 минут

Полное время подъема на перевал Крумкольский провал

- 13 часов 55 минут

Полное время спуска с перевала Крумкольский провал

- 17 часов 45 минут

Полное время прохождения перевала Крумкольский провал

- 31 час 40 минут

- 21,2 км

Фото №104. Прохождение третьей ступени ледопада Мижирги (3-я веревка - 25 м).

Фото №105. Прохождение третьей ступени ледопада Мижирги (4-я веревка - 50 м).

Фото №106. Прохождение пятой (нижней) ступени ледопада Мижирги.

Фото №107. Мост через р. Мижирги.

Фото №108. Спуск в а/л Безенги по тропе на гребне левобережной морены.

Связка пер. Кель + пер. Ортокара вост.

Категория трудности - 3А.

Перевал Кель - расположен в южном отроге Каргашильского хребта. Соединяет лед. Безенги и л. Кель-Баши. Оиентация: запад - восток. Высота - 3582/3580 по GPS.

Перевал Ортокара вост. - расположен в Каргашильском хребте, между в. Салынгантау и в. Ортокара. Соединяет лед. Кель-Баши (лед. Безенги) и лед. Шаурту (река Гарааузсу). Ориентация: юг - север. Координаты: N 43°.05.332’ E 043°.03.037’, высота - 4245м/4143м по GPS

07.08.20

День 14

9,1 км

+500 м

4 часа 00 минут ЧХВ

Выходим из а/л Безенги в 08.50. Идем по хорошей тропе правой (орографически) морены Безенгийского ледника. Сначала она берет круто наверх, а потом спускается почти до реки вниз к погранпосту и ведет по песчаному берегу, петляя между камнями. В

09.00 у нас проверяют документы пограничники на заставе. Процесс медленный, выпускают нас только в 10.00. Дальнейшее движение по осыпным холмам по хорошо набитой тропе с выходом на ледник (от альплагеря - 1 час 40 мин ЧХВ). Далее идем по средней морене по центру ледника. За два перехода (1 ч 30 мин чхв от места выхода на ледник) доходим до места подъема на левобережную морену. Рантклюфта как такового нет, ледник сразу упирается в травянистый склон. Поднимаемся на 50 метров (крутизна 45°) и оказываемся у озера. Тут имеется много хороших мест под палатки. Координаты: N 43°.04.351’ E 043°.04.831’. Высота: 2741 м. Воду набираем из ручья, текущего из цирка пер. Кель. Общее ЧХВ от а/л Безенги до урочища «Баран кош» составило 4 часа.

Фото №109. Вид на место стоянки у «Баран коша».

08.08.20

День 15

+1000 м

3 часа 10 минут ЧХВ

Путь через пер. Кель является самым простым и удобным подходом к пер. Ортокара. Подъем начинается прямо от ночевок у озера в ур. «Баран кош» вдоль русла ручья по травянистому склону. Через три 25 минутных перехода (травянистый склон местами до 45°) уходим налево и сваливаемся на склон, покрытый осыпью среднего размера. Отсюда открывается хороший обзор на Безенгийский ледник и Безенгийскую стену. Далее еще за 25 минут выходим по осыпи под взлет пер. Кель. Перевальный взлет - осыпной склон протяженностью около 300-400 метров и крутизной до 30о. Осыпь мелкая и едет под ногами, проходится тяжело. ЧХВ от места стоянки до седловины пер. Кель составило 2 часа 45 мин.

Седловина перевала Кель - широкий участок скального гребня, покрытый скальными черными останцами. Виды напоминают марсианский пейзаж. На седловине есть множество подготовленных площадок. Немного ниже седловины перевала имеется вода на леднике. Тур хорошо заметен. Сняли записку туристов ТК МАИ (Москва) от 31.07.2020 г. под руководством Потапенко А.

Обедаем на перевале и проводим разведку. Решаем подойти непосредственно под взлет пер. Ортокара вост. В итоге за 25 минутный переход доходим до хороших мест на поверхностной морене ледника. И после небольшой доработки ставим палатки. Координаты: N 43°.04.970’ E 043°.03.094’. Высота: 3725 м. Через некоторое время рядом с нами расположилась группа туристов из тк «Вестра».

С вечера заметили эпизодическое падение камней по кулуару пер. Ортокара вост. В большинстве случаев, камни катились не быстро и предсказуемо. Тем не менее, решили подстраховаться и пройти взлет до освещения склона солнцем. И чтобы не скидывать камни друг на друга, пройти кулуар двумя группами вместе.

Фото №110. Выход по осыпям на седловину пер. Кель.

Фото №111. Наша группа совместно с группой из тк «Вестра» на седловине пер. Кель. На фоне Безенгийской стены.

Фото №112. Взлет пер. Ортокара вост. от седловины пер. Кель.

09.08.2020

День 16

день: облачно/дождь вечер: облачно/дождь

м/н - пер. Ортокара вост. (3А, 4245) - лед. Шаурту

5,8 км

+400 м -950 м

10 часов 40 минут ЧХВ

Взлет пер. Ортокара вост. представляет собой длинный крутой скально-осыпной кулуар в верхней части покрытый льдом. Крутизна склона около 40о, протяженность - 600 метров.

Подъем ранний в 02.30. Выход затемно в 04.00. За 15 минут с фонариками подошли под взлет нашего перевала. Надели системы и кошки, так как местами встречались участки, покрытые льдом. В 04.30 еще по темноте начали подъем плотной группой (2-я группами) по центру кулуару. В 05.40 дошли до разделения кулуаров на два. Тут на границе скал и льда появилась первая ровная полочка, на которой мы сняли рюкзаки и отдохнули (фото №112). В 05.55 продолжили подъем левым по ходу кулуаром, покрытым льдом (фото №113). В 06.40 две группы в полном составе вышли на седловину пер. Ортокара вост.

Седловина пер. Ортокара вост. - широкая снежная перемычка. Можно поставить множество палаток. Тур в центре и хорошо заметен. Сняли контрольную записку туристов ТК МАИ (Москва) от 30 июля 2020 г., под руководством Потапенко А.

Напрямую с перевала в последние десятилетие обычно не спускаются. Так как спуск проходит под ледовыми сбросами, и есть риски попадания под ледовый обвал (фото №124). В 07.20 продолжаем движение связками по сн-лд гребню, в сторону пер. Ортокара зап. (фото №115). Не доходя до первого жандарма, начинаем спуск (фото №116). Нами было провешено 250 метров перил по ледовому склону, крутизной 55-60о (фото №117, 118, 120). Пятая веревка проходила через 5-и метровый вертикальный бергшрунд, засыпанный снегом. Первая веревка крепилась расходной петлей за скалы, остальные крепили на ледобуры. Снимали ледобуром-самовывертом. Группа из тк «Вестра» спускалась по своей линии в 10 метрах правее от нас. Далее мы прошли еще 100 метров вниз в связках. Крутизна склона увеличилась, и мы снова начали провешивать перила. 6-я и 7-я веревка шла по 35-40о снежному склону. Станции на ледорубах. Далее 8 веревка проходит через ледовый сброс (фото №121), высотой 10 метров (крутизна 90о) и постепенно выводит на выполаживание. Отсюда продолжаем спускаться в связках по леднику, обходя трещины (фото №122). Выходим к правому борту ледника, правее нунатака (фото №119, 123). Перед ступенью ледника устраиваем обед (время 14.00). Погода портится, начинается дождь. Пришлось долго ждать окончания дождя, вышли только в 16.55. Ступень вся в трещинах. Движемся вдоль правого борта, распутывая трещины (фото №125). В месте слияния двух ветвей л. Шаурту (нашей и из-под пер. Спортивной дружбы) выходим на поверхностную морену вблизи правого борта. Далее спускаемся по ней. В 18.10 расчищаем места под палатки и ставим лагерь. Координаты: N 43°.06.576 E 043.02.554. Высота: 3200 м.

Как выяснилось следующим днем, мы совсем немного не дошли до хороших ночевок под гребнем морены. Координаты места с хорошими ночевками: N 43.06.633’ E 043°.02.584’. Высота: 3139 м.

Фото №113. Подъем по кулуару пер. Ортокара вост.

Фото №114. Подъем по левому (походу) кулуару пер. Ортокара вост.

Фото №115. Совместное фото на седловине пер. Ортокара вост. с группой тк «Вестра». На фоне Безенгийской стены.

Фото №116 Траверс гребня в сторону пер. Ортокара зап. К месту начала спуска.

Фото №117. Место начала спуска с пер. Ортокара вост. в сторону лед. Шаурту.

Фото №118. Спуск с пер. Ортокара вост. в сторону лед. Шаурту (1-3 веревка). Синим показан спуск нашей группы. Зеленым - путь спуска группы тк «Вестра».

Фото №119. Спуск с пер. Ортокара вост. в сторону лед. Шаурту (4-5 веревка). Зеленым цветом показана станция группы тк «Вестра». Красным - станция нашей группы.

Фото №120. Вид на спуск с лед. Шаурту со стороны пер. Ортокара зап.

Фото №121. Спуск с пер. Ортокара вост. в сторону лед. Шаурту (1-5 веревка). Синим показан спуск нашей группы. Зеленым - путь спуска группы тк «Вестра».

Фото №122. Спуск с ледовой ступени пер. Ортокара вост. (8-я веревка). Фиолетовым цветом показан спуск нашей группы. Зеленым - путь спуска группы тк «Вестра».

Фото №123. Спуск с пер. Ортокара вост. в сторону лед. Шаурту.

Фото №124. Спуск с пер. Ортокара вост. в сторону лед. Шаурту.

Фото №125. Вид на пер. Ортокара вост. с лед. Шаурту.

Фото №126. Спуск с ледовой ступени лед. Шаурту.

10.08.20

День 17

утро: ясно

день: облачно/ дождь вечер: облачно/ дождь

м/н - дол. Кулаксу

9,7 км

-1000 м +100 м

3 часа 50 минут ЧХВ

Выход в 09.00. От места лагеря поднимаемся на гребень правобережной морены. Далее идем по тропе на гребне морены (1 час 20 мин ЧХВ). Отмечу, что ручей протекающей в кармане морены пересох. Вскоре, появляются деревья, спускаемся в карман морены.

Через 10 минут подходим к потоку р. Тютюргу. Переходим его вброд (координаты: N 43°.08.295’ E 043°.01.849’). Далее по правому склону долины идет хорошая тропа, по ней за 45 минут спускаемся в долину р. Чегем. И около мостов в дол. Кулаксу встаем на обед (координаты: N 43°.09.228’ E 042о.59.981’). Время - 12.45. Сразу начинается дождь, пережидаем под тентами палаток. В долине много грибов, собираем на вечерний суп.

Выводы и рекомендации: связка пер. Кель + Ортокара вост. - соответствует минимальной 3А.

Скально-осыпной кулуар со стороны Безенги рекомендуем проходить в ранние часы. Верхняя часть кулуара покрыта льдом. Взлет проходили на личной технике. Для этого нужно иметь хорошую психологическую готовность и индивидуальную технику хождения в кошках у всей команды, в противном случае придется провешивать веревки.

На спуск перевал проходится разными вариантами. Напрямую вниз мы не рекомендуем из-за возможности попадания под обвалы льда (фото №125). Наш вариант спуска мы считаем наиболее оптимальным и относительно безопасным. Есть еще вариант, с траверсом гребня вплоть до седловины пер. Ортокара зап., и спуск непосредственно с перевала. Но такой вариант более трудоемкий и пограничники официально на него не пускают.

На спуск мы в сумме провесили 400 метров перил. Первые пять веревок имеют большую крутизна (55-60о). Восьмую веревку мы провесили с ледового сброса (в самом узком месте - высота 10 метров).

Расклад ЧХВ на прохождение связки пер. Кель + Ортокара вост.

Подъем от а/л Безенги до ур. «Баран кош»

- 4 часа 00 минут

Подъем от ур. «Баран кош» до седловины пер. Кель

- 2 часа 45 минут

Подход от седловины пер. Кель до взлета пер. Ортокара вост.

- 0 часов 40 минут

Прохождение взлета пер. Ортокара вост.

- 1 час 55 минут

Траверс гребня от седловины пер. Ортокара вост. до места спуска

- 0 часов 20 минут

Спуск от места начала спуска по веревкам до пологой части ледника Шаурту вблизи нунатака

- 5 часов 10 минут

Спуск от нунатака до гребня правобережной морены

- 1 час 15 минут

Спуск по гребню морены до брода р. Тютюргу

- 1 час 10 минут

Спуск от места брода р. Тютюргу до мостов, ведущих в дол. Кулаксу

- 0 часов 50 минут

Полное время подъема на перевал Кель

- 6 часов 45 минут

Полное время подъема на перевал Ортокара вост.

- 2 часа 35 минут

Полное время спуска с перевала Ортокара вост.

- 9 часов 45 минут

Полное время прохождения связки пер. Кель + Ортокара вост.

- 18 часов 05 минут

- 28,2 км

Фото №127. Спуск по гребню правобережной морены лед. Шаурту.

Фото №128. Спуск по гребню правобережной морены лед. Шаурту.

Перевал Чат Чегемский.

Категория трудности - 3А, высота - 3850м/3863м по GPS, координаты: N 43°.09.553’ E042°.56.195’

Перевал Чат Чегемский - расположен хребте Бодорку, соединяет ледники Южный и Северный Чат.

В 16.00 появляется окно в погоде. Переходим по мосту р. Тотюргу и по маркированной тропе через лес выходим к подвесному мосту через р. Шаурту (фото №128). Продолжаем подъем правым бортом дол. Кулаксу. Проходим 2 перехода по 25 минут, опять начинается дождь. Ставим палатки на верхней границе лиственного леса. Координаты: N 43.09.232 E 043.00.011. Высота: 2315 м. В этом месте появился хороший металлический мост на левый берег. В прошлых описаниях его не было, и мы не рискнули продолжить движение левым берегом. Но забегая вперед скажу, что лучше идти именно левым берегом.

Фото №129. Мост через р. Шаурту.

11.08.2020

День 18

утро: облачно

день: облачно/ дождь

вечер: облачно/ мелкий дождь

м/н - под языком лед. Чат юж.

+600 м

2 часа 50 минут ЧХВ

Выход в 06.45. Выше зоны леса идем по слабой промаркированной тропе среди крупной осыпи. Постепенно открываются верховья долины. Доходим до места разлива рек на множество рукавов, переходим их всех вброд на левый берег р. Кулаксу (фото №129, 130). Брод простой - не выше колена. Далее крутой подъем вдоль ручья на обширное травянисто-осыпное поле под ледником Чат юж. Здесь множество хороших стоянок. В 10.45 подошли к озеру под лед. Чат южный. Начался дождь, решили сделать обед. В итоги дождь так и не закончился до самого вечера. А мы использовали запасной день, чтобы не мокнуть. Координаты: N 43°.08.722’ E 042о.57.731’. Высота: 2919 м.

Фото №130. Место брода р. Кулаксу на левый берег.

Фото №131. Место брода реки Чат юж. на левый берег.

Фото №132. Вид на верховья дол. Чат юж. Подход к озеру под ледником.

12.08.2020

День 19

день: облачно вечер: облачно

м/н - седловина пер. Чат Чегемский (3А, 3850)

4,4 км

+950 м

4 часа 50 минут ЧХВ

Выход в 06.25. Подъем начинаем по левому берегу ручья, стекающего с левого языка ледника Чат юж. Он представляет собой среднюю осыпь. Ручей постепенно сворачивает влево по ходу, а мы продолжаем траверсировать с подъемом склон и выходим к ступени бараньих лбов (фото №132). Скалы простые, крутизной 35-45°, достаточно чистые, проходим лазанием (фото №133). Далее проходим участок по средней осыпи, который выводит ко второй ступени бараньих лбов. Как и первая ступень - это зализанные чистые скалы, крутизной 35-45о с простым лазанием. В мокрую погоду, вероятно, придется провешивать веревки. Над скалами лежит наклонная, подвижная осыпь траверсируем ее вправо, и выходим на ледник. Далее идем по открытому, местами разорванному леднику, лавируя между трещин. Впереди открывается нунатак (фото №133). Подходим к нему и обходим слева по ледовому склону, крутизной 30° и протяженностью 60 м. Выше нунатака ледник становится пологим и закрытым. Нам нужно попасть в следующую камеру прямо по курсу (фото №135). Ее разделяет скальный гребень. Пересекаем его в наиболее низком месте. На спуск провесили 8 метров перил. Попадаем на верхнюю часть ледника. Движемся вверх, вдоль левых скал по закрытому, с трещинами леднику. Впереди открывается обширная седловина пер. Чат Чегемский (фото №136). Выходим на нее по пологому раскисшему снежному полю. Время выхода - 12.45.

Седловина пер. Чат Чегемский - это неширокий скально-осыпной гребень. Имеются три хороших подготовленных места под палатки со стенками от ветра. Днем периодически были сильные порывы ветра. С вечера дул постоянный сильный ветер. В дневное время на границе скал и льда имеется вода в снежном болоте. Тур находится в центре и хорошо заметен. Сняли контрольную записку туристов МО, г. Долгопрудного «Горной секции МФТИ» от 7 августа 2020 г., под руководством Отачкина А.Е.

Фото №133. Подъем от озера до зоны бараньих лбов.

Фото №134. Прохождение зоны бараньих лбов.

Фото №135. Вид на лед. Чат юж. Подъем по левому краю от нунатака.

Фото №136. Место выхода в верхнюю камеру лед. Чат юж.

Фото №137. Седловина пер. Чат Чегемский со стороны лед. Чат юж.

Фото №138. Группа на седловине пер. Чат Чегемский.

13.08.2020

День 20

утро: облачно день: облачно вечер: облачно/ дождь/туман

м/н - спуск с перевала - дол. Башиль

4,1 км

-1400 м

8 часов 15 минут ЧХВ

С утра очень сильный ветер. Пережидаем пару часов. Ветер немного стихает, собираемся. В 08.30 начинаем спускаться. С седловины вешаем 6 веревок по центральной части ледового склона. Крутизна - около 40о. Далее небольшое выполаживание, проходим бергшрунд и за ним вешаем 7-ю веревку (фото №138, 139). После склон становится более пологим, продолжаем идти в связках, появляются трещины (фото №140). Немного не доходя ледопада, уходим левее в сторону нунатака. Тут крутизна увеличивается, провешиваем 8-ю веревку (фото №141) до нунатака (крутизна 35о). Проводим разведку, слева от нунатака постоянно летят камни, идти опасно. Справа от нунатака увидели проход (фото №146). 9-ю веревку (20 метров) вешаем на границе скал и льда, она выводит на полочку (фото №142). Далее сброс. 10-я веревка (фото №143, 144) идет по границе скал и льда (40 м - 80о, 10 м - 35о). Далее проходим 50 метров по руслу ручья и вешаем 11-ю веревку (скалы 20 м - 45о, лед 30 м - 35о). 12-я веревка (фото №145) идет по леднику через трещины (50 м - 35о). Все веревки крепились на ледобуры, снимались ледобуромсамовывертом. Далее склон выполаживается, связками спускаемся до центральных морен справа по борту. ЧХВ от седловины перевала до выхода на осыпи составило 6 часов 30 минут. Погода испортилась, стал моросить дождь, опустился туман. Продолжаем спуск правее центральных морен с уходом под язык ледника. Отсюда поднимаемся на гребень левобережной морены и продолжаем спуск по тропе (фото №147). Таким образом, спускаемся до пологой части дол. Башиль, где и остановились на ночевку. Координаты: N 43°.11.174’ E 042о.55.337’. Высота 2461 м. Палатки поставили на траве. ЧХВ на спуск от места выхода на морены до места ночевки составило - 2 часа 05 минут.

Выводы и рекомендации: пер. Чат Чегемский - соответствует минимальной 3А. Перевал односторонний. Определяющую сторону проходили на спуск. Наиболее сложная часть спуска - обход жандарма. Возможно, более простым путем в настоящее время является правая или центральная часть ледопада (но это не точно). На спуск мы провесили 570 метров перил. Перевал безопасный, камнепадов на нашем пути не наблюдали.

Расклад ЧХВ на прохождение пер. Чат Чегемский.

Подъем от мостов в дол. Чегем до озера под лед Чат юж.

- 3 часа 40 минут

Подъем от озера под лед. Чат юж. до седловины пер. Чат Чегемский

- 4 часа 50 минут

Спуск от седловины перевала до морен под лед. Чат сев.

- 6 часов 30 минут

Спуск от морен под лед. Чат сев. до пологой части дол. Башиль

- 2 часа 05 минут

Полное время подъема на перевал Чат Чегемский

- 8 часов 30 минут

Полное время спуска с перевала Крумкольский провал

- 8 часов 35 минут

Полное время прохождения перевала Крумкольский провал

- 17 часов 05 минут

- 14,1 км

Фото №139. Спуск с пер. Чат Чегемский по лед Чат сев. (5-7 веревка).

Фото №140. Вид на пер. Чат Чегемский со стороны лед Чат сев. (1-7 веревка).

Фото №141. Спуск связками с пер. Чат Чегемский (перед ледопадом).

Фото №142. Спуск по 8-й веревки на нунатак.

Фото №143. Обход жандарма справа (перед сбросом). Девятая и десятая веревка.

Фото №144. Обход жандарма справа (десятая веревка).

Фото №145. Прохождение вертикальных скал в обход жандарма (десятая веревка).

Фото №146. Нижняя часть спуска в обход жандарма (9-12 веревка).

Фото №147. Вид на пер. Чат Чегемский со стороны лед. Чат сев.

Фото №148. Спуск по гребню левобережной морены в дол. Чат сев.

Перевал Грановского.

Категория трудности - 2А, высота - 3759м/3756м по GPS, координаты: N 43°.11.158’E 042°.51.997’

Перевал Грановского - расположен в хребте Адырсу, между вершинами Сарыколбаши и Суздаль. Соединяет долины рек Башиль (лед. Башиль центр.) и Адырсу (лед. Адырсу вост.). Экспозиция перевала: сев.-зап./юг.-вост..

14.08.2020

День 21

утро: ясно

день: облачно/ местами снег вечер: облачно

м/н - пер. Грановского (2А, 3759) - лед. Адырсу вост.

10,0 км

+1300 м -150 м

9 часов 00 минут ЧХВ

Выход в 06.10. По слабо выраженной тропе правым берегом долины за 1 переход (25 мин) подошли под язык лед. Башиль (фото №149). Поднимаемся на зачехленный ледник правым бортом долины. Далее траверсируем ледник к левому краю и продолжаем идти до реки, вытекающей из-под цирка пер. Голубева (фото №148). Отсюда подъем проходит по крутому (до 35-40°) травянистому и конгломератному склону. В последние годы сели оставили две мощных промоины (фото №150). Пересечь их можно поднявшись под скалы. Далее траверсируем травянистые склоны и выходим к хорошим ночевкам, высота 2955 м. ЧХВ от места ночлега до места хороших ночевок под лед. Башиль сев. составило 2 часа 45 минут. Немного выше стоянок переходим по камням р. Башиль сев. на правый берег. Оставляя справа от себя озеро с площадками, спрятанное за древним мореным валом начинаем движение в сторону лед. Башиль центр. по средней осыпи. Плавно выходим на зачехленный лед. Башиль центр. В 10.25 пока погода хорошая, решаем сделать ранний обед и подсушить вещи. В 12.15 продолжаем движение в сторону ступени ледника, пересекая ледник от левого к правому борту. В близи ступени появляется большое количество трещин. Надеваем кошки для уверенного прохождения трещин. По большой дуге поднимаемся на ступень ледника (фото №151) и подходим к следующей ступени ледопада. На вторую (по порядку) ступень поднимаемся левым бортом по ледовому склону крутизной до 30о (фото №152). В процессе подъема пересекаем метровую трещину. Далее проходим скальный пояс (фото №153) и попадаем на выполаживание. Ледник становится закрытым продолжаем движение в связках обходя встречающиеся трещины. Взлет представляет собой снежный склон длиной - 150м, крутизной до 30° (фото №154). На подъеме держимся правой по ходу части склона, так как слева висит снежный карниз. В 16.10 вышли на седловину. Погода сразу резко ухудшилась, началась метель. ЧХВ от места стоянки под лед. Башиль сев. до седловины пер. Грановского составило 3 часа 40 минут

Седловина перевала Грановского - сн-лд, можно поставить много палаток. Постоянно дует сильный ветер, долго задерживаться не хочется. Тур находится на скалах в 10 метрах выше седловины. Сняли записку туристов МО г. Долгопрудного от 9 августа 2020 г. под руководством Грецова Ю.В.

В 16.30 продолжаем спуск по гребню в сторону нунатака (фото №155). Как ушли с седловины, погода сразу налаживается. С гребня провесили 100 метров перил по сн-лд склону крутизной около 35 о. Прошли два подряд трехметровых бергшрунда по снежному мосту. Последний участник провалился по рюкзак в одну из них. Веревки крепились на ледобуры, а сдергивались ледобуром-самовывертом. Далее склон выполаживается. Продолжили спуск в связках по закрытому леднику, придерживаясь правого борта (фото №156, 157). На перегибе ледника пересекли множество трещин шириной до 1 метра. Далее ледник опять выполаживается. В 18.50 ставим палатки на песчаных площадках правого борта. Координаты: N 43°.11.158’ E 042о.51.997’. Высота: 3602 м. ЧХВ от седловины перевала до места стоянки составило 1 час 55 минут.

Фото №149. Вид на лед. Башиль. Пересечение с правого на левый край ледника.

Фото №150. Вид на верховья дол. Башиль.

Фото №151. Команда на фоне селевых промоин.

Фото №152. Нижняя ступень лед. Башиль центр.

Фото №153. Верхняя ступень (ледопад) лед. Башиль центр.

Фото №154. Прохождение скального пояса.

Фото №155. Взлет пер. Грановского со стороны лед. Башиль центр.

Фото №156. Спуск с пер. Грановского по гребню к нунатаку.

Фото №157. Вид на пер. Грановского со стороны лед. Адырсу вост.

Фото №158. Спуск по правому краю лед. Адырсу вост.

15.08.20

День 22

м/н - пос. Верхний Баксан

22,9 км

-2000 м

4 часа 55 минут ЧХВ

Выход в 07.20. Выходим на гребень правобережной морены по живой осыпи среднего размера (25 мин). На самом гребне и в кармане находятся хорошие места под палатки, но ручей в кармане морены пересох и воды нет. Идти легко и приятно так как по гребню идет хорошо набитая тропа (фото №158). У основания гребня течет ручей, проходим его по камням. После попадаем в интересное место под названием «поляна 1000 туриков». Вероятно, их возводят отдыхающие из а/л Уллу-Тау. Далее проходим проверку документов на погранзаставе и в 10.40 спускаемся в а/л Уллу-Тау. ЧХВ от места ночевки до а/л Уллу-Тау составило 2 часа 25 минут. Устраиваем ранний обед в кафе. Вызываем по спутниковому телефону микроавтобус в пос. Верхний Баксан (мобильной связи тут нет). Выходим в 12.10. Спуск проходил по грунтовой дороге в живописном сосновом лесу. В нижней части долины у нас очередной раз провели документы на погранпосту. Ниже нее находится автомобильный подъемник, мы же спускаемся по металлической лестнице. Далее еще 10 минут по автомобильной дороге и выходим к пос. Верхний Баксан, где нас уже ждал водитель. Время - 15.45. ЧХВ от а/л Уллу-Тау до пос. Верхний Баксан составило 2 часа 30 минут. На этом спортивная часть нашего мероприятия закончилась.

Фото №159. Спуск по гребню морены в дол. Адырсу.

Фото №160. Спуск в дол. Адырсу (немного не доходя до а/л Уллу-Тау).

Фото №161. Команда на выходе из а/л Уллу-Тау.

Фото №162. На спуске в нижней части дол. Адырсу (в одном переходе от пос. Верхний Баксан).

Фото №163. Спуск по металлической лестнице подъемника.

Материальное обеспечение группы.

Кастрюля 4,5 литров

Стеклоткань 1х1 метр

шт

Дощечки: под горелки 2шт + пластик 1шт (для нарезки)

Половник

Специальное:

Веревка статическая «АО Канат» (Коломенская) 50 метров 9мм

Веревка статическая «ООО Шнур» (Нижегородская) 50 метров 9мм

Веревка динамическая «Tendon» 50 метров 10,5 мм

шт

Расходные концы 40 метров 8,5мм «Текс, Высота»

м

Сдергивающий шнур 50 метров 4мм

Петля 1,8 метра «Petzl»

Петля 1,2 метра «Petzl»

шт

Ледобур стальной («Petzl», «Grivel», «black diamond»)

Карабин

шт

Комплект скальных крючьев (гор. лепестки-8шт, V-образный1шт, швеллер-1шт)

шт

Ледовый инструмент «Grivel Matrix Tech»

Айсбаль «Cassin x-lite»

Расходы на 1 чел. руб

Расходы на группу 6 ч.

Дорога

Москва (Внуково) - Минеральные воды (самолет «Utair»)

19800

Минеральные воды - дол. Думала (микроавтобус «Соболь»)

Доставка продуктов транспортной компанией «Главдоставка» из Москвы в Нальчик

Хранение заброски в а/л Безенги (13 дней, 3 мешка)

пос. Верхний Баксан - г. Нальчик (микроавтобус «Газель»)

г. Нальчик - Аэропорт в Минеральных водах (микроавтобус «Газель»)

Минеральные воды - Москва (самолет «Аэрофлот», Шереметьево)

Продукты на 22 дня

Газ Kovea (13 баллонов по 450 гр)

Проживание 1-ого дня в отели «Азимут» в г. Нальчик

Перевал Чат Чегемский

Перевал Грановского.

Заключение

Изначально поход планировался в район Матчинского горного узла. Более того, в феврале была подготовлена нитка маршрута. Но в марте вирусная обстановка в стране стала критической. Появились риски не выпуска в другие страны. Постепенно стал прорабатывать альтернативные варианты на Кавказе. Построение нитки маршрута на Кавказе вызвало много сложностей. Задача была набрать необходимый набор перевалов, километраж, сделать маршрут линейным, проработать оптимальный график аклиматизации, кроме того выбрать логичные и безопасные перевалы 3Б. Самое сложное было увязать между собой все эти требования. Так как при прорабатывании вариантов, либо сильно не хватало километража, либо не соблюдалась линейность. Да и выбор перевалов 3Б на Кавказе откровенно говоря не богат, так как большая их часть находится в ГКХ куда доступ закрыт. Мною был подготовлен вариант, который соответствовал данным требованиям и проходил в КБР и северной Осетии. Но появилась информация, что северную Осетию возможно не откроют. Пришлось переделывать нитку только в рамках КБР. Таким образом был принят только 6-й вариант маршрута, каждый предыдущий отсеивался по описанным выше причинам.

В итоги нами был полностью пройден линейный маршрут 6-й категории сложности. Пройденные препятствия: 3Б - 2шт 3А - 3 шт 2А - 1 шт 1Б - 1 шт. Мы совершили второе прохождение пер. Землянникова (3Б, 4415м), первое в 2007 году. Маршрут по меркам Кавказа был автономным, была предусмотрена только одна заброска. Первый пройденный альплагерь был только через две недели. Чтобы не терять лишнего времени, продукты завезли заранее транспортной компанией.

Погода в целом была традиционная для Кавказа. Обычно с утра было ясно, к обеду набегали облака и во второй половине дня начинался дождь или снег, часто садился туман. И все-таки погода позволяла ходить и не терять запасные дни.

Маршрут был пройден в установленные сроки.

Состояние дорог в целом хорошее, последние 20 км грунтовой дороги до а/л Безенги в плохом состоянии (ехали 1 час по этому участку). Однако отдельные легковые машины тоже проезжают. До поселка Верхний Баксан ведет хорошая асфальтированная дорога. В долине Адыр-су (выше подъемника) дорога хоть и грунтовая, но имеет хорошее, ровное покрытие, легковые машины проезжают легко. Местное население настроено доброжелательно. Данный район интересен для прохождения маршрутов от второй - до шестой категории сложности. Характер рельефа разнообразен.

В последние годы в связи с глобальным потеплением ледники Кавказа уменьшились и стали более разорванными. Ледопады усложнились. Снежные склоны, тем не менее, тоже встречались. Часть станций были на ледорубах, часть пути проходили с небольшой тропежкой. Кроме того, стоит учитывать, что многие локальные снежники за последние годы стаяли, и некоторые привычные места ночевок не имеют источников воды. К таким местам можно отнести ночевки «Утюг», где за водой приходилось спускаться до ледника. Пересох ручей в кармане морен ледника Шаурту и долины Адырсу. Камнеопасность наших перевалов была низкой.

Участники проявили себя с наилучшей стороны, в команде была взаимовыручка, хорошие, дружеские отношения. Все остались довольны данным мероприятием и природой Кавказа.

В конце отчета приложены фотографии с соседних перевалов.

Список используемых источников

Интернет ресурсы:

Перевал 9 мая (1Б, 3800)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9207 Носков 2019 перевал Уллуауз (3А, 4300)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6921 Арабаджиев 2013 http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1821 Таранцева 2004 http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1650 Дегтярев 2004 перевал Землянникова (3Б, 4415)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=2436 Фомичев 2007

перевал Ашинова (2А, 3800)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8883 Байдин 2018 перевал Крумкольский провал (3Б, 4350)

http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=39913&page=1 Моренко 2014 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=36320&page=1 Албул 2008 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=39162&page=1 Смирнов 2005 перевал Кель (1А, 3600)

http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=39753&page=1 Наседкин 2014 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=39767&page=1 Кузин 2014 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=39913&page=1 Моренко 2014 перевал Ортокара вост. (3А, 4245) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=39753&page=1 Наседкин 2014 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=39767&page=1 Кузин 2014 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=39913&page=1 Моренко 2014 перевал Чат Чегемский (3А, 3850)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8507 Роньжин 2020 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=37268&page=1 Федоров 2009

перевал Грановского (2А, 3759)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9055 Шилин 2018

Схемы Центрального Кавказа:

https://www.caucatalog.ru/maps/cencaumap/cencaumap.html (схема для скачивания) nakarte.me (разные форматы схем) earth-google.ru (схема в 3D изображении)

Схемы Ляпина Вадима (в бумажном формате продаются в Альпиндустрии и др. местах)

Перечень перевалов и вершин, отраженных в фотографиях отчета.

1. 9 мая (1Б, 3800) - 5 7 - 10 12- 14 (номер фотографии).
  2. Ашинова (2А, 3800) - 66 68 - 69.
  3. Бетала Калмыкова (2Б, 3700) - 165.
  4. Бодорку (2А*, 4000) - 166.
  5. Бодорку сев. (2А*, 4011) - 166.
  6. Гарваш (2Б, 3710) - 167.
  7. Грановского (2А, 3759) - 152 - 157.
  8. Гумачи (2А, 3582) - 159.
  9. Землянникова (3Б, 4415) - 38 - 51 53 - 56 58 - 64 181.
  10. Катынское плато (3Б, 4500) - 168.
  11. Кель (1А, 3600) - 110 - 111 113.
  12. Коштан (1Б, 3450) - 169.
  13. Крумкольский провал (3Б, 4350) - 70 - 81 82 - 83 85 - 91 93 - 101 103.
  14. МГУ (3Б, 3850) - 182 - 183.
  15. Нальчик (3А, 3700) - 15 170.
  16. Ортокара вост. (3А, 4245) - 112 - 114 116 - 122 124 - 125.
  17. Ортокара зап. (3А, 4100) - 124 - 124.
  18. Памяти (3Б, 4370) - 106 171 - 174.
  19. Салынан (3А*, 4200) - 175.
  20. СОГМИ (3А*, 4250) - 8 176 - 178.
  21. Спасателей (3Б) - 190.
  22. Тихтинген зап. - 179 - 180.
  23. Тютюн (3Б, 3850) - 181 - 185.
  24. Укю (2А*, 3950) - 186.
  25. Укю-Думала (2А, 3654) - 187.
  26. Уллуауз (3А, 4300) - 17 - 25 27 - 28 30 - 31 33 - 37.
  27. Утюг (3Б, 4380) - 188.
  28. Цаннер верх. (2А, 3990) - 112.
  29. Чат Чегемский (3А, 3850) - 137 139 - 147.
  30. Чюрлениса вост. (3А*, 4860) 168 189.
  31. Шимановского (3Б) - 191.
  32. в. Айлама (4546) - 164.
  33. в. Гестала (4859) - 168 189.
  34. в. Коштантау (5152) - 190.

Приложение. Фото отдельных перевалов и вершин сделанных на маршруте.

Фото №164. Вид на в. Айлама с севера.

Фото №165. Вид на пер. Бетала Калмыкова со стороны дол. Укюсу.

Фото №166. Вид на пер. Бодорку и Бодорку сев. со стороны лед. Чат юж.

Фото №167. Вид на пер. Гарваш из дол. Адырсу.

Фото №168. Вид на пер. Катынское плато и пер. Чюрлениса вост. с седловины пер. Кель.

Фото №169. Вид на пер. Коштан со стороны дол. Думала.

Фото №170. Вид на пер. Нальчик со стороны дол. Думала.

Фото №171. Вид на пер. Памяти со стороны дол. Мижирги.

Фото №172. Верхняя часть пер. Памяти со стороны дол. Мижирги.

Фото №173 Средняя часть пер. Памяти со стороны дол. Мижирги.

Фото №174. Нижняя часть пер. Памяти из дол. Мижирги.

Фото №175 Вид на пер. Салынан со стороны лед. Шаурту.

Фото №176. Вид на пер. СОГМИ со стороны дол. Укюсу.

Фото №177 Вид на пер. СОГМИ со стороны дол. Укюсу.

Фото №178. Вид на пер. СОГМИ со стороны дол. Укюсу.

Фото №179 Вид на пер. Тихтинген зап. со стороны дол. Кулаксу.

Фото №180. Вид на пер. Тихтинген зап. со стороны лед. Чат юж.

Фото №181. Вид на пер. Тютюн со стороны лед. Тютюн.

Фото №182. Вид на пер. Тютюн и пер. МГУ со стороны лед. Тютюн.

Фото №183. Вид на пер. Тютюн и пер. МГУ со стороны лед. Крумкол.

Фото №184. Вид на пер. Тютюн со стороны лед. Тютюн.

Фото №185. Вид на пер. Тютюн со стороны лед. Крумкол.

Фото №186. Вид на пер. Укю со стороны дол. Укюсу.

Фото №187. Вид на пер. Укю-Думала со стороны дол. Укюсу.

Фото №188. Вид на пер. Утюг со стороны лед. Мижирги.

Фото №189. Вид на пер. Чюрлениса вост. и в. Гестала с седловины пер. Кель.

Фото №190. Вид на пер. Спасателей и в. Коштан со стороны лед. Мижирги.

Фото №191. Вид на седло Шимановского со стороны пер. Уллуауз.